Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Особенности информатизации телекоммуникационных компаний в России



Оценивая текущее состояние российской телекоммуникационной отрасли, авторы стремились избежать черно-белых тонов, учитывая, что современная ситуация в телекоммуникациях России не однозначна. С одной стороны, не дает повода для уныния бурный рост отрасли, значительный по сравнению не только с другими отраслями отечественной экономики, но и с западными телекомами, причем как количественный, так и качественный. С другой стороны, сопоставление со многими передовыми примерами развития телекоммуникаций в мире пока не в нашу пользу. Причины тому далеко не всегда технические, их мы оставим за рамками этой статьи. Здесь же предпринята попытка оценить особенности информатизации отечественной телекоммуникационной отрасли, находящейся в условиях двух переходных периодов одновременно. Первый переходный период - от традиционной структуры монопольного предоставления социально значимой услуги, унаследованной еще с советских времен, к бизнесу современных компаний, ориентированных на получение прибыли. Второй переходный период - от бизнес-модели, основанной на продаже базовых (телефонных) услуг, к комплексному обслуживанию, услугам Triple Play и пакетным решениям.

Модернизацию бизнеса многие телекоммуникационные компании начали с реструктуризации управленческого аппарата, повышения квалификации менеджеров по программам MBA, MBI и т. п. Следующим логичным шагом по оптимизации бизнеса станет информатизация компании (что, собственно, уже делается с переменным успехом), т. е. активное внедрение информационных технологий и средств автоматизации бизнес-процессов оператора связи.

Современная ИТ-инфраструктура развернута сегодня практически у всех ведущих операторов (в первую очередь западных), существует масса стандартов и спецификаций, на которые могут ориентироваться разработчики и пользователи ИТ-систем. К сожалению, особенности российской телекоммуникационной отрасли зачастую не позволяют напрямую заимствовать мировой опыт информатизации телекомов или вынуждают использовать его с оговорками. К не меньшему сожалению, эти особенности часто игнорируются при принятии решений о внедрении ИТ-систем.

В нынешних российских телекоммуникациях велики различия между бизнесом традиционных и альтернативных операторов. Альтернативным оператором принято называть компанию, приходящую на уже сформировавшийся рынок услуг связи. Чтобы занять на нем свое место, она должна искать определенную нишу в области услуг, качества, сегмента рынка и т. п. Но в отечественных телекоммуникациях позиции традиционных операторов слишком сильны, а рынок новых услуг развивается чересчур медленно, что мешает укреплению альтернативных операторов. Этим обусловлено отсутствие потребности во многих функциях ИТ-инфраструктуры, являющихся привычными для операторов в остальном мире. Традиционные операторы не спешат закрывать с помощью современных методов управления информацией те бреши, на которые нацеливаются альтернативные операторы, а последние не располагают настолько обширными парками оборудования и наборами услуг, чтобы системы сквозной автоматизации1 стали для них насущной необходимостью.

Из сказанного следует, что системы поддержки эксплуатации, внедряемые в сетях российских операторов, должны учитывать эту отечественную специфику.

Главная страница / Архитектура отрасли