Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Обзор рынка сотовой связи в регионах России

Кажется, наиболее распространенным и востребованным решением из всех плодов современной технической мысли в России сегодня оказались услуги сотовой связи. Это тот редкий случай, когда новая технология получила в нашей стране действительно повсеместное развитие. По мнению некоторых игроков рынка, в российских регионах в 2004 г. будет продано примерно 17 млн сотовых телефонов. Они отмечают, что региональный рынок сотовой связи развивается значительно быстрее, чем аналогичные рынки Москвы и Санкт-Петербурга. В I квартале текущего года было продано около 5,5 млн сотовых телефонов, из них 3,5 млн – в регионах.

Количество российских абонентов мобильной связи к началу августа достигло отметки 53 млн. Июль стал рекордным месяцем для российских операторов – число новых абонентов превысило 3 млн. Традиционно июль является самым активным летним месяцем по количеству новых подключений. В этом году тенденция подтвердилась в очередной раз. По данным аналитической компании AC&M-Consulting, число вновь подключенных пользователей сотовой связи в России увеличилось на 3,05 млн, до отметки 52,52 млн. Исследователи из iKS-Consulting приводят несколько иные цифры: 3,02 млн новых подключений при общей абонентской базе в 53,13 млн человек. Положительная динамика налицо – за один месяц уровень проникновения мобильной связи в стране вырос с 34 до 36%. За июль число новых подключений в Москве составило 360 тыс., то есть почти 12% общего количества российских подключений. Большая часть московских подключений пришлась на МТС и «МегаФон», соответственно 230 тыс. и 110 тыс. «ВымпелКом» впервые с января 2002 г. потерял свое лидерство по числу новых московских абонентов. Тем не менее компания продолжает удерживать лидерство в Петербурге.

Распределение числа новых подключений в июле, по данным AC&M-Consulting, было следующим: Москва – МТС (60%), «МегаФон» (30%), «ВымпелКом» (6%); Петербург – «ВымпелКом» (38%), «МегаФон» (30%), МТС (23%), «Tele2» (9%); в целом по России – «ВымпелКом» (33%), МТС (33%), «МегаФон» (23%), прочие операторы (11%).

А в это время в мире...

Число пользователей мобильной связи в мире продолжает расти.

Многие аналитики сходятся во мнении, что абонентская база будет расширяться в основном за счет стран с развивающимися рынками (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Россия и др.).

В том числе и по этой причине производители поддерживают выпуск простых и дешевых моделей телефонов для национальных рынков.

Казалось бы, в 2004 г. в России не стоит ожидать таких высоких темпов прироста абонентской базы, которые наблюдались на протяжении целого ряда лет. По прогнозам Минсвязи, увеличение количества абонентов сотовой связи в стране в 2004 г. оценивается в 55-60% (2003 г. - 36,4 млн, 2004 г. - 56-58 млн). Но более поздние прогнозы компании AC&M-Consulting вносят существенные коррективы - 70 млн абонентов к концу 2004 г. Возможно, ежегодное удвоениалось последние четыре года, будет отмечено и по результатам 2004 г. В то же время стоит ожидать дальнейшего усиления конкурентной борьбы операторов

сотовой связи за конечных пользователей. По оценкам экспертов, уровень насыщения рынка будет достигнут, когда сотовые телефоны появятся у 60-65% россиян.

Как известно, доминирующим в России стандартом является GSM, услугами которого пользуются 95-96% абонентов всех сетей сотовой связи в стране. Ожидается, что будут выданы разрешения на использование технологий третьего поколения W-CDMA, и, возможно, получат распространение сети технологии CDMA2000 1x EV-DO. В ближайшие годы использование сетей первого поколения будет постепенно сходить на нет.

Клиентов все больше, ARPU все меньше...

Тенденция уменьшения доходов сотовых операторов в расчете на одного абонента в месяц в ближайшие годы сохранится. Если на начальном этапе развития сотовой связи в России показатель ARPU составлял 70-80 долл., то сегодня он снизился до 14-15. Критическое значение ARPU, ниже которого операторы не смогут развиваться и обеспечивать собственную доходность, составляет, по оценке Минсвязи, 10-12 долл. в месяц.



Россия - займы и инвестиции

Сотовые операторы продолжают активно инвестировать в развитие своих сетей, часто используя заемные средства. Причем речь идет не только о компаниях "большой тройки", но и о региональных игроках. Так, инвестиции в сотовый бизнес ОАО "Сибирьтелеком" в 2004 г., как сообщалось ранее, превысят 60 млн долл. При этом "Уралвестком" уже инвестировал 10 млн долл. в свою CDMA-сеть. "Енисейтелеком", "100-процентная дочка" "Сибирьтелекома", в развитие своей сети в этом году инвестирует 30 млн долл., что эквивалентно вложениям в развитие сети за все семь лет работы компании. Компания "СМАРТС" разместит на ММВБ неконвертируемые документарные процентные облигации на предъявителя на общую сумму 1 млрд руб. "Южно-Уральский сотовый телефон" планирует инвестировать в 2004 г. в развитие компании 800-850 млн руб.

Тем временем "ВымпелКом" в конце марта заявил о намерении привлечь около 300 млн долл. путем выпуска ценных бумаг на международном рынке облигаций. Общие капитальные вложения оператора в I квартале 2004 г. равнялись примерно 157 млн долл. Они были потрачены на приобретение имущества и оборудования. В середине июня 2004 г. компания объявила о привлечении долгового финансирования на сумму 250 млн долл. в рамках размещения облигаций на международных рынках.

Не отстает от конкурентов и "МегаФон", который предоставит заем на 58 млн долл. своей дочерней компании ЗАО "Мобиком-Центр". В середине апреля 2004 г. "МегаФон" также разместил первый облигационный заем объемом 1,5 млрд руб. Кроме того, ожидается, что компания получит два кредита в сумме 135 и 53,445 млн долл. от Citibank International и ING Bank N. V. (эти деньги будут направлены на финансирование поставок телекоммуникационного оборудования Nokia и Ericsson). Кроме того, Международная фибанк реконструкции и развития (ЕБРР) готовят кредит на 200 млн долл. для компании "МегаФон". Этот заем предназначен для финансирования затрат "МегаФона" на расширение операций в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах РФ, а также для рефинансирования существующих долгов и покрытия расходов на общие корпоративные цели.

Вместе с тем ряд экспертов отмечает замедление темпов роста инвестиций. Такой вывод сделан на основе анализа соотношения капитальных затрат к выручке. Так, если в 2001 г. этот показатель составлял 0,57, то к 2003 г. он снизился до 0,45 и, как ожидается, в 2004 г. уменьшится до 0,36. Впрочем, с использованием такого показателя согласны не все эксперты. Аналитик "Альфа-Банка" Андрей Богданов полагает, что уменьшение показателя "инвестиции/выручка" вызвано быстрым ростом доходов операторов, причиной которого стало снижение стоимости привлечения одного абонента.

Итак, рынок российской мобильной связи сегодня бурно развивается. Основной услугой, востребованной не только в регионах, но и в крупнейших городах, остается передача голоса. Однако операторы борются за новые рынки и абонентов, а потому инвестируют в развитие своих сетей. В частности, разворачиваются все новые сервисы, а достаточно агрессивная рекламная кампания явно призвана убедить пользователей в преимуществах дополнительных услуг. Удастся ли в России развернуть широкомасштабное применение высокоскоростной мобильной связи? Пока однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.

Главная страница / Архитектура отрасли