Главная страница
Форум
Промиздат
Опережения рынка
Архитектура отрасли
Формирование
Тенденции
Промстроительство
Нефть и песок
О стали
Компрессор - подбор и ошибки
Из истории стандартизации резьб
Соперник ксерокса - гектограф
Новые технологии производства стали
Экспорт проволоки из России
Прогрессивная технологическая оснастка
Цитадель сварки с полувековой историей
Упрочнение пружин
Способы обогрева
Назначение, структура, характеристики анализаторов
Промышленные пылесосы
Штампованные гайки из пружинной стали
Консервация САУ
Стандарты и качество
Технология производства
Водород
Выбор материала для крепежных деталей
Токарный резец в миниатюре
Производство проволоки
Адгезия резины к металлокорду
Электролитическое фосфатирование проволоки
Восстановление корпусных деталей двигателей
Новая бескислотная технология производства проката
Синие кристаллы
Автоклав
Нормирование шумов связи
Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
|
Главная страница / Архитектура отрасли Сектор малого и среднего бизнеса в телекоме Сегодня многие рассуждают о развитии малого и среднего бизнеса в России: и чиновники, и поставщики разнообразных продуктов и решений для этого сегмента рынка, и сами представители «малых» и «средних». На словах декларируется горячая поддержка свободному предпринимательству на этом уровне. А что на практике? Попробуем разобраться в ситуации, сложившейся в той отрасли, которая нам ближе и понятнее, – телекоммуникации. Как удается выживать и работать на этом сложном рынке «малым» и «средним»? Буква закона Если говорить кратко, то налицо следующие тенденции: только в Москве сотни небольших альтернативных операторов задумались о сбыте своих услуг. Проблема заключается в конкуренции, которая усиливается во всех сегментах телекоммуникационного рынка – от сотовой связи до доступа в Интернет. Небольшие игроки в скором времени будут вынуждены уйти со сцены или им придется вкладывать значительные инвестиции в развитие бизнеса, а крупные операторы связи, по прогнозам аналитиков, только упрочат положение. Волна слияний и поглощений – характерная черта сегодняшнего телекоммуникационного рынка. Таким образом, ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в телекоме не может не тревожить. Выходит, мы движемся к эпохе монополий, которые будут диктовать потребителю цены, и о свободной конкуренции придется забыть? Посмотрим, что по этому поводу думают государственные мужи. В «Программе социально-экономического развития» страны на 2003–2005 годы говорится о том, что малый бизнес играет ключевую роль не только в решении проблем занятости, формирования «среднего класса», но и в диверсификации экономики. Крупный бизнес изначально имеет ряд преимуществ по сравнению с малым, прежде всего доступность финансовых и производственных ресурсов и государственных заказов. Поэтому для развития малого бизнеса необходимы дополнительные меры, которые могли бы нивелировать неравенство: особые режимы налогообложения, упрощенный учет, доступ к финансовым и иным ресурсам, инфраструктуре. Задачами государственной политики на среднесрочную перспективу в сфере развития малого предпринимательства являются: • сокращение административных барьеров при осуществлении малыми предприятиями предпринимательской деятельности; • упрощение доступа к финансовым ресурсам и налоговой отчетности; • развитие кредитования и страхования; • совершенствование налогообложения и таможенного регулирования; • развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В Программе отдельно указано, что для реализации поставленных задач необходимо: • запретить приостановление деятельности предприятий без судебного решения; • реструктурировать действующую систему государственной поддержки малого предпринимательства; • максимально вовлечь в хозяйственный оборот имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности; • обеспечить открытость информации о наличии объектов недви собственности, их статусе, состоянии и цене; • содействовать развитию микрокредитования малого бизнеса; • способствовать созданию для малых предприятий в высокотехнологичной сфере технопарков и бизнес-инкубаторов; • упростить для субъектов малого предпринимательства налоговую отчетность; • продолжить совершенствование налогового законодательства на основании анализа применения действующих систем налогообложения субъектов малого бизнеса. Итак, декларируются вроде бы правильные и справедливые вещи. А как на самом деле живется небольшим компаниям, как им удается выживать сейчас, пока все положения Программы по поддержке малого и среднего бизнеса еще не реализованы? В плену «домашних сетей» Одним из успешных примеров самореализации малого предпринимательства в телекоммуникациях можно считать стихийно возникший сегмент «домашних сетей». Услуга сейчас пользуется достаточным спросом, требует минимальных вложений и приносит определенные доходы. Это связано с тем, что, как отмечают специалисты (www.homenetworks.ru), на рынке предоставления интернет-услуг через модем по коммутируемым линиям наблюдается явное превышение предложения над спросом. Однако, несмотря на достаточно низкий уровень цен, абонент в большинстве случаев не может получить нужного ему качества услуг (особенно при работе с мультимедийной информацией). Плюс явное неудобство в виде невозможности пользоваться телефоном. Широко используемая за рубежом технология ADSL, хоть и лишена указанных недостатков, однако для рядового российского пользователя практически недоступна из-за высокой стоимости подключения. Искушенные пользователи Интернета (в основном молодежь) сразу оценивают достоинства домашних сетей. За ними постепенно подтягивается остальная масса владельцев персональных компьютеров. По сути дела крупные операторы связи в свое время «упустили» этот сегмент рынка, сконцентрировавшись на крупных корпоративных клиентах, приносивших стабильный и серьезный оборот, либо на коммутируемом доступе, обеспечивающем массовое подключение частных абонентов. Развитие рынка домашних сетей, объединяющих компьютеры в рамках дома, двора или микрорайона (реже – всего района), было отдано на откуп «любителям», не умеющим извлекать коммерческую выгоду и, как следствие, не сумевшим быстро и качественно развить это направление. В итоге часть компаний все же выжила и на сегодня занимается достаточно прибыльным бизнесом, обслуживая от одного дома до нескольких тысяч абонентов. Сегодня уже всем стало понятно, что этот рынок становится все привлекательнее и для крупных операторов – дом или микрорайон можно воспринимать как одного клиента, а обслуживание внутри отдавать на аутсорсинг, не беспокоясь о таких мелочах, как подключение каждой квартиры. Попробуем оценить доходы тех операторов, кто занимается домашними сетями сейчас. Основной источник дохода для них – абонентская плата (АП). Существовать без АП могут о АП включена в цену трафика, и пользователи, оплачивая доступ в Интернет (таких обычно не более 50%, остальные – школьники или «бедные студенты»), покрывают и все расходы на поддержку сети. В подавляюшем большинстве сетей АП составляет 5–15 долл. в месяц. Меньшую сумму можно считать символической. Платить больше 15 долл. основная масса населения в нашей бедной стране не готова, даже в Москве такая оплата возможна только в наиболее обеспеченных районах. Но надо иметь в виду, чем богаче сеть, тем больше у нее шансов на выживание. Причем в прямом и переносном смысле. Во-первых, рано или поздно всем придется получать (покупать) лицензии, сертифицировать узлы связи и т. п. А это существенные затраты. Во-вторых, всякие непредвиденные природные и административные явления тоже требуют денег. Кстати, если умножить названные цифры на среднее количество пользователей в локальной сети, то становится понятно, почему крупные провайдеры не занимаются локальными сетями. В настоящее время средний модемный пользователь приносит столько же, сколько пользователь ДС. Но затраты на содержание модемного пула, скажем, на 125 входов на порядок отличаются от затрат на содержание ДС – с таким же количеством клиентов. Итак, величина АП диктуется не только личными амбициями владельцев сети. Она жестко ограничена сверху платежеспособностью населения, а снизу – границей самоокупаемости сети. Теперь можно подсчитать среднюю рентабельность ДС. Например, на 100 пользователей 10 долл. АП приносят 1 тыс. (в идеале). Средний человек в состоянии потратить на Интернет 10–25 долл. в месяц, т. е. в бюджет сети «упадет» (c учетом 50%-ной «накрутки» на трафике) еще 500–2500 долл. Много это или мало? Если говорить о телекоммуникационном рынке, то, вероятно, не так уж много. Тем не менее эти люди работают. Мы рассмотрели работу «одиночек» и небольших компаний на примере только домашних сетей. Существует еще множество других направлений. Операторам, работающим в сегменте малого и среднего бизнеса, сейчас нужно только одно – не мешать. А свою работоспособность они докажут, выбрав в итоге те виды деятельности, которые приносят стабильный доход, пусть небольшой, и предоставляют клиентам понятную и качественную услугу. Главная страница / Архитектура отрасли |