Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Мобильные платежи от MEGAPAY



Если история платежных систем на основе пластиковых карт насчитывает уже полстолетия, то первые разработки мобильных платежных систем датируются 1999 г. Это молодая технология, которая находится в самом начале своего развития и обещает большие перспективы.

– Много ли мобильных платежных систем существует сегодня в мире?

Наверное, не больше десятка. Самые известные — Orange в Южной Африке, Mobi Star в Бельгии, Cita на Кипре, Saibox в Германии. Существуют такие системы в Испании и Австрии, есть и российская система SIM-MP, разработанная в Новосибирске. Более распространены так называемые системы микроплатежей, в которых оплата услуг производится с биллингового счета абонента сотовой связи. В простейшем случае микроплатежи реализуются путем посылки «дорогого» SMS-сообщения, например, заказа на получение экранной заставки или мелодии. Деньги, в соответствии с тарифом, списываются со счета абонента и делятся между оператором связи и поставщиком контента. Для банковских или мобильных платежных систем платежи в 10–20 центов нерентабельны, поэтому системы микроплатежей для них не конкуренты.

– Какие задачи вы намерены решить, создавая систему MEGAPAY? Каковы преимущества вашей системы?

Наша система должна обеспечить абонентам сотовой связи «МегаФон» возможность безналичных расчетов за покупки и услуги, причем использование сотового телефона позволит сделать все процессы расчетов прозрачными и повысить их защищенность по сравнению с системами на основе пластиковых карт.

Давайте сравним нашу технологию с обычной технологией расчетов при помощи пластиковых карт. В обычной системе участвуют банк-эмитент, выпустивший пластиковую карту и хранящий счет ее владельца, банк-эквайдер, который получает информацию от кассовых терминалов и осуществляет операции по переводу денег со счета покупателя на счет продавца, и платежная система, которая объединяет всех участников процесса оплаты сделки. Покупатель в магазине подходит к кассе, оператор считывает штрих-коды отобранных товаров, производит подсчет суммы и предлагает рассчитаться за покупку. Клиент передает ему свою пластиковую карту, информация с которой считывается в кассовом терминале и отправляется в платежную систему; там проверяется наличие средств на счете клиента и соответствующая сумма списывается со счета. Иногда (но не всегда) покупателю предлагают еще ввести свой пин-код, чтобы подтвердить его право распоряжаться счетом.

У такой системы множество недостатков, о чем свидетельствуют и многочисленные случаи махинаций с пластиковыми картами. Наша система более сложная, она объединяет банки-эмитенты и банки-эквайдеры и берет на себя важнейшую операцию – аутентификацию клиента — и связанные с нею риски. Клиент банка (он же и абонент сотовой связи «МегаФон») регистрируется в нашей платежной системе и получает одну или несколько «виртуальных карт», с помощью которых может осуществить, например, оплату коммунальныатежной системе, клиент дважды проходит процесс аутентификации: во-первых, он идентифицируется в системе сотовой связи как ее абонент, во-вторых – в платежной системе, сообщая номер своей виртуальной карты и вводя свой пин-код. Но более всего преимущества нашей системы проявляются в том случае, когда происходит расчет за покупки в магазине. После подсчета стоимости покупок оператор вводит в кассовый терминал номер виртуальной карты клиента, и в платежную систему поступает запрос на оплату покупки. Если состояние счета клиента и условия его использования позволяют совершить покупку, то на его сотовый телефон передается сообщение с предложением санкционировать оплату покупки на такую-то сумму в таком-то магазине, и клиент может либо согласиться, либо отказаться от оплаты. В случае согласия он должен ввести пин-код своей виртуальной карты. Информация о списании средств со счета клиента или об отказе от оплаты поступает к продавцу и на сотовый телефон клиента. Таким образом, клиент постоянно контролирует процесс оплаты покупки, а использование двух разных каналов связи (от кассового терминала к процессинговой системе и от процессинговой системы к сотовому телефону клиента) создает дополнительную защиту от перехвата сведений о номере карты клиента и соответствующем пин-коде. Кроме того, мы используем для передачи информации технологию интерактивного взаимодействия USSD, что обеспечивает высокую скорость обмена данными и повышает защищенность системы.

Естественно, я описываю процессы схематически и опускаю многие важные нюансы.

- Чем обусловливается заинтересованность всех участников столь сложной системы?

Участников действительно много: продавцы, банки-эмитенты, банки-эквайдеры, оператор связи, платежная система и, наконец, сами клиенты. Все должны получать непосредственную пользу.

В обычных системах с пластиковыми картами основная операция купли-продажи оплачивается продавцом, при этом комиссия в России составляет до 3%, а иногда и больше. Продавцу это выгодно, поскольку он избавлен от операций по передаче наличных в банк и потерь времени на расчеты наличными у кассы. В нашей системе комиссия также взимается с продавца или иного получателя платежа (например, с коммунальных служб), а затем делится в определенной пропорции между банком-эмитентом, банком-эквайдером и процессинговой системой. Оператор связи получает оплату за дополнительный трафик, возникающий при осуществлении платежей, и повышает лояльность клиентов, предоставляя им дополнительные удобства. Что касается клиентов, то их выгоды очевидны - это прозрачность и защищенность безналичных расчетов.

- На какой стадии находится реализация проекта MEGAPAY?

Все технологические вопросы уже решены, и в июле мы запускаем пилотный проект системы для клиентов Банка "Санкт-Петербург". Нам предстоит донести до них все удобства и преимущества пользования нашей системой, а это задача непростая. Мы начинаем с простейших операций:олнение счета у оператора связи, предоставление информации о состоянии банковского счета клиента и об остатках лимита на день или на месяц и т. п. Потом будем подключать к нашей системе магазины, бутики, крупные торговые сети. Мы разработали интегрированные решения для кассовых терминалов, позволяющие легко подключать их к системе MEGAPAY по каналам сотовой связи (это еще одно преимущество для продавцов), а для малых торговых точек разработали специальный портативный кассовый аппарат, который совмещает функции обычного кассового аппарата, платежного терминала нашей системы и компьютера, в памяти которого может храниться информация о 30 тыс. единиц товара. Этот кассовый аппарат уже сертифицирован, и мы готовы его поставлять.

- Каковы перспективы развития системы?

Мы не рассчитываем на быстрый успех, но уверены в том, что система будет все более и более востребована. Уже сейчас мы ведем переговоры о подключении к ней других банков, а в октябре-ноябре начнем работать с московскими клиентами "МегаФона". Перспективы у нас хорошие, поскольку рынок безналичных платежей на сегодня практически пуст. К примеру, легальный платежный оборот населения в Санкт-Петербурге за прошлый год составил 10 млрд долл., из которых 2,5 млрд. приходятся на безналичные платежи (в основном через Сбербанк). Из оставшихся 7,5 млрд только 200 млн долл. - это платежи через кассовые терминалы по пластиковым картам, все остальное - наличный оборот. Аналогичная ситуация и в Москве. Так что мы выступаем первопроходцами - со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами.

– Нам остается только пожелать вам удачи.



Главная страница / Архитектура отрасли