Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

В конечном итоге побеждает эффективность



Осенняя деловая активность набирает обороты, рост цен на нефть подпитывает российскую экономику. Открываются новые возможности, и вместе с ними встают новые вопросы. Пожалуй, важнейший из них для нашей отрасли, что и как покупается для развития инфокоммуникационной инфраструктуры.

Именно он и был основным в моих беседах с Семеном Владимировичем Рабовским, генеральным директором компании «Комстар – Объединенные ТелеСистемы», Алексеем Кудрявцевым, генеральным директором компании Kraftway и Андреем Татаренко, директором подразделения по работе с телекомрынком компании SAP. Этот вопрос разделился на три части: что в основном предлагает рынок, за что платит потребитель, и как найти «золотую середину».

После летнего затишья многие тенденции еще не вполне оформились, поэтому достаточно сложно составит целостную картину ситуации и сформулировать точные рецепты. Однако я постаралась выделить из наших бесед ключевые моменты, влияющие на правильность принятия решений, и отметить наиболее интересные события прошедшего месяца.

Начну с событий. В сентябре «Связьинвест» отметил свой юбилей и настроился на покорение новых высот. Прошел «ИнфоКом», очередной смотр достижений отрасли. Для редакции выставка совпала со сдачей этого номера в печать. Поэтому подробный отчет о выставке читайте в № 11.

В этой общей празднично-деловой атмосфере потерялось официальное объявление о выходе Lenovo на российский рынок. Маркетинговый ход, который может серьезно изменить расстановку сил на компьютерном рынке. Кто бы мог предположить, что ПК и ноутбуки IBM будут ассоциироваться с Великой Китайской стеной? Однако переговоры IBM и крупного игрока Азиатско-Тихоокеанского региона компании Lenovo получили логическое завершение. Меньше года шел процесс интеграции китайского производителя с Отделом Персональных Систем компании IBM. И, наконец, Lenovo официально объявила о масштабном выходе на российский рынок. Что нам это даст и чем грозит?

По словам Алексея Кудрявцева, пока рынок еще не ощутил сильных перемен, но в перспективе, безусловно, нужно быть готовыми к изменениям в сегменте продаж ПК и ноутбуков. Китайские ИТ-компании начинают рассматривать Россию как трамплин для прыжка в Европу. Как этот процесс будет происходить – более или менее успешно – это вопрос. Но сам факт выхода Lenovo на рынок – событие, с которым, безусловно, придется считаться всем ИТ-компаниям и производителям вычислительной техники.

Считаю не лишним отметить, что Правительство Китая уже давно предпринимает немалые усилия для развития ИТ-сектора. Понятно, что шансы Китая стать к 2010 году мировым ИТ-лидером напрямую зависят от степени поддержки правительством экономики, готовности к прямым иностранным инвестициям и способности местных компаний к инновациям.

Традиционно принято выделять пять секторов ИТ-индустрии: производство «железа», разработка ПО, предоставление ИТ-услуг, телекоммуникации и произо стран ведут разработки в одном-двух секторах, и лишь немногие способны преуспеть во всех. По оценкам исследовательской компании Gartner, США довольно успешно развиваются во всех пяти направлениях, и Китай стремится сравняться с ними. Уже сейчас Lenovo входит в тройку ведущих мировых производителей персональных систем, продолжая агрессивно увеличивать свою долю на мировом компьютерном рынке. Несмотря на все усилия российского правительства, у отечественных производителей, к сожалению, пока не наблюдается таких амбиций.

В то время как одни игроки выходят на поле, другие – его покидают. В сентябре ушел с рынка один из ведущих российских производителей – компания iRU. Впрочем, эксперты отмечают, что у российских сборщиков есть шансы удержать свои позиции, другой вопрос – каким образом: предлагая новые конкурентные продукты, ориентируясь на узкие ниши или же, повторив шаг iRU или IBM, и полностью доверив производство китайским сборщикам. Свои сожаления по поводу ухода iRU высказывают даже бывшие конкуренты.

Оценивая предложения продукции и услуг на российском рынке ИТ, к сожалению, мы пока вынуждены констатировать факт, что 90% игры на этом поле не за нами, а за крупнейшими американскими, европейскими и азиатскими компаниями. Это они фактически формируют структуру спроса и вынуждают оте-чественных производителей и поставщиков предлагать потребителям соответствующие оборудование и услуги. При этом производители несут на рынок свое видение, как потребитель должен развиваться.

Только последние пару лет с нарастающей регулярностью под давлением реальной конкуренции крупные ИТ-игроки, как производители оборудования, так и поставщики услуг, стали использовать предварительные консалтинговые и маркетинговых исследования потребностей заказчиков. Тому есть уже и примеры. Так «Центральный Телеграф» при реализации своего проекта Tripe Play использовал новый подход: сначала была сформирована клиентская база, а уже потом было реализовано решение, которое обеспечивает эту базу.

Это очень позитивная тенденция, но, к сожалению, далеко не всегда заказчики находят время и ресурсы, чтобы выбрать лучшее решение. Это действительно сложно в условиях наблюдающейся конвергенции ИТ- и телекомресурсов. На этом фоне все заметнее становится роль компаний, предоставляющих услуги по сбору, передаче и хранению данных. И это понятно, поскольку бизнес-среда активно борется за рост своей рентабельности, отдавая в аутсорсинг обеспечивающие функции. При этом, безусловно, важно качество реализации этих функций исполнителем.

Сегодня несложно предоставить практически любую услугу, технологии позволяют создать любую инфраструктуру связи. Такая ситуация провоцирует появление доморощенных решений, а, в итоге, компании не всегда довольны качеством конечного результата. Причина, как выясняется, в том, что не хватило времени или квалификации собственных специалистов, чтобы получить решение, корректно интегрируемое в общую коммуникационную инфраструктуру.

«Момв том, чтобы заказчик делегировал максимальное количество функций своему подрядчику для решения сервисных задач и оценивал качество и функциональность конечного результата. ИТ и связь для 99% промышленных, финансовых, коммерческих и прочих предприятий – это сервис, который они покупают. Практика показывает, что не рентабельно заниматься решением этих задач самостоятельно. Тот факт, что в этом году три крупнейшие российские компании решили перейти на аутсорсинг, говорит как раз о том, что истина находится именно в доверии ИТ-профессионалам.

Заказчик должен признать, что ему невыгодно разбираться в деталях. Сегодня гораздо эффективнее использовать профессиональных посредников отвечающих за качество сервиса и эффективное расходование средств. Необходим так называемый стратегический ИТ-аутсорсинг, сочетающий в себе предоставление услуг ИТ- и телекомнаправлений. Компании, предлагающие подобные комплексные услуги обозначаются термином ASP – Advanced Service Provider. Примером может служить British Telecom – компания, которая предоставляет заказчику сервис в виде сервиса. Формально только для самих магистральных операторов связь и частично ИТ – это средство производства.

А для всех остальных – это чистый сервис.

Однако в настоящее время существуют две основные проблемы, почему консалтинг и аутсорсинг в России не начнут развиваться сразу, и почему на отечественном рынке пока еще нет спроса на такое «чудо». Крупнейший потенциальный потребитель аутсорсинга – это государство. Но по нашему законодательству оно не может бюджетироваться больше, чем на год, поэтому не может заложить деньги на аутсорсинговый контракт больше, чем на этот срок. В свою очередь для аутсорсинговой компании риски заключать контракт на такой короткий срок очень высоки. Это, во-первых. Во-вторых, у коммерческих компаний из разных сегментов, за исключением, наверное, только нефтяных, отсутствует прозрачность в модели ведения бизнеса.

В качестве другой тенденции можно выделить следующее – сочетание очень точечного продуктового наполнения и сильной бизнес-логики. Востребованными становятся решения, корректные идеологически и имеющие хорошую содержательную бизнес-подоплеку и функционал. Решения, просто охватывающие широкий круг задач, уже мало кому интересны, точно так же, как и системы как таковые. Больше интересуют узкие задачи, но не с точки зрения платформы, а с точки зрения законченности.

Технологии обновляются каждые полгода: то, что сегодня было дорого, завтра станет дешево.

И потребитель выбирает в соответствии со своими возможностями. Но с другой стороны, ИТ-руководители должны видеть чуть дальше, удовлетворяя не только сегодняшние, но будущие потребности компании. Если компания развивается, увеличиваются объемы и география деятельности, то тогда следует думать о завтрашнем дне.

Для России, учитывая ее географию, менталитет, наличие свободного ресурса и потенциала, я считаю, что консалтинг и аутсорсинг – это перспективно.

В конечном ито>

Алексей Кудрявцев:

На мой взгляд, в целом поставщики прелагают не то, что нужно российскому потребителю. Основная часть предложений строится, исходя из того, что позволяет заработать максимальную прибыль – это то оборудование и услуги, в которых заложена максимальная маржа. Зачастую не учитывается мнение заказчиков о том, что нужно им. Такое положение дел, к сожалению, во многом связано с очень низким уровнем квалификации ИТ-специалистов заказчика. Недавно слышал мнение представителя одной крупной компании: «Скамейка запасных пуста». Действительно специалистов для работы внутри структур катастрофически не хватает, а те, кто есть – не всегда лучшие, и отсюда все вытекающие последствия. Именно поэтому заказчики иногда даже не могут четко сформулировать запросы, что им надо.

Андрей Татаренко:

Наибольший спрос наблюдается на те решения, в которых оптимально сочетаются мощная функциональность и бизнес-содержание. Надо отметить, что под решением подразумевается не только сам код или продукт, но и те подходы, которые предлагает производитель. Сейчас реально востребованы решения, связанные с так называемым бизнес-консультированием. Когда компания передает поставщику консалтинговых услуг функции по оптимизации бизнес-процессов, использование в проекте «ноу-хау», которыми располагает поставщик, позволяет вывести проект на качественно новый уровень. В таких случаях консультант выступает и будет выступать уже как trust adviser (доверенный эксперт) в контексте оптимизации бизнес-процессов, и выстраивания лучших управленческих процедур.

Сейчас такие прецеденты уже есть, но пока не могу сказать, что этот процесс стал тенденцией. Есть проекты, которые развиваются с минимальным участием внешних консультантов. Это происходит в тех случаях, когда у заказчика есть сильная проектная команда. Хотя, основываясь на опыте компании SAP, некоторые решения возможно было бы сделать более оптимально, если использовать услуги внешнего консалтинга.

Семен Владимирович Рабовский:

На мой взгляд, если есть возможность, то экономить на ИТ и телекоме не нужно. Это первый постулат. Второй – доверяйтесь профессионалам. И третий – делайте все не в сиюминутном режиме, а в концептуальном – смотрите на свою компанию на пять-семь лет вперед, какая она будет. Хотите большую компанию – покупайте масштабируемые инфокоммуникационные решения, если нет уверенности, что компания будет развиваться, тогда сэкономьте на этом.

Главная страница / Архитектура отрасли