Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Сеть NGN

Мир непрерывно меняется, становится более динамичным и интеллектуальным. Сегодня информационные технологии контролируют практически всю полезную информацию. Бизнес смотрит на мир через экран монитора, карманного компьютера, мобильного телефона... Чтобы двигаться дальше, мы и множество наших электронных партнеров должны эффективно взаимодействовать.

Телекоммуникации XX века оказались плохо приспособленными к обеспечению инфокоммуникаций интеллектуальных устройств. Мир телекоммуникаций оказался расколотым на множество технологий (сотовые сети, телефония, Интернет, Wi-Fi, корпоративные сети...). Технологическая пропасть пролегла и между корпоративными и операторскими сетями. В то же время технологии нового мира способны эффективно решать задачи традиционных коммуникаций. В результате их развития появилось множество технологий, объединяемых под общим названием NGN. Для кого-то NGN – возможность предоставить традиционные услуги связи (телефония, Интернет...) по новой технологии. Это традиционалистский подход к NGN. Интегрированный подход позиционирует NGN как «нервную систему» мира инфокоммуникаций. Именно в интеграции телекоммуникаций и информационных технологий скрыт инновационный и коммерческий потенциал NGN. При таком подходе традиционные услуги – само собой разумеющееся приложение к возможностям NGN.

Видимо, оба подхода имеют право на существование и даже могут сочетаться в одной сети. Первый подход позволяет строить эффективные сети для предоставления простых сервисов, второй ориентирован на создание «изощренных» сервисов и интеграцию технологий оператора и клиента. Почему бы, например, не позвонить клиенту из системы взаимодействия с клиентами (CRM), имея перед глазами на экране ПК или сотового телефона договор с клиентом, список обсуждавшихся тем, и сразу же не записать результат разговора? Почему бы не позвонить коллеге по поводу документа (служебной записки, накладной и т. п.), полученного по системе документооборота через ту же систему документооборота, чтобы и он, и вы видели и могли редактировать его? А если вы продаете автомобиль, то почему во время разговора не показать клиенту виртуальную модель автомобиля и не дать ему возможность выбрать цвет, посмотреть возможности трансформации салона, характеристики?.. И все это можно делать на IP- и мобильном телефонах, ПК, телевизоре... При чем тут PBX и телефония вообще? Это просто эффективное деловое общение. Если я звоню по деловому поводу, то и общаться желательно в рамках обсуждаемого предмета, одновременно работая над конкретным документом. А почему не позвонить в ресторан по телевизору взаимодействуя через интерактивную видеосистему при резервировании мест? Подобные формы общения и позволяет организовать сеть NGN.

В сфере бизнеса постоянно идет борьба за клиента, и технологическая конкуренция – одно из мощных ее средств. С одной стороны, NGN-оператор позволяет своим абонентам увеличить эффективность их деятельности. С другой – тесные технологически с клиентами повышают их лояльность. Услуги связи NGN могут стать технологической частью, встроенной в бизнес клиента, а от этого не так просто отказаться ради перехода к другому оператору.

Что же означает NGN на языке технологий и протоколов? В основе NGN лежит пакетная сеть передачи данных, как правило, строящаяся по технологии MPLS. Инновационная сущность технологии NGN заключается даже не в том, что она обеспечивает более гибкую, скоростную и эффективную среду передачи, а в том, что она не привязана к концепции канала и обеспечивает полносвязность сети или VPN (виртуальной частной сети) клиента. Данные любого типа (голос, видео, информация системы охранно-пожарной сигнализации и т. п.) доставляются туда, куда нужно, и тогда, когда нужно. Более того, на сети MPLS у клиента есть возможность иметь собственную дорожную сеть (VPN) с гарантией времени доставки. Однако спектр услуг и применяемые технологии зависят от подхода.

При традиционном подходе оператор ограничивается внедрением IP/MPLS с поддержкой QoS на уровне ядра и IP VPN (RFC2547bis) на границе. Иногда уместна NG-SDH. Подобную функциональность поддерживает любой серьезный производитель. При полномасштабной NGN требуется мультипротокольность (для поддержки SAN, IPv4, IPv6, IPX...), VPLS (для обеспечения прозрачности и гибкости) и CoS, для чего необходим MPLS Traffic Engineering (TE), обеспечение защиты (менее чем за 50ms) (MPLS Fast Reroute). Для межсетевого взаимодействия нужны Inter AS, Inter Area TE, MP-eBGP... Задача усложняется многократно, а выбор оборудования и поставщиков сужается до минимума. Часто пасуют и признанные гранды индустрии. Однако решение подобной задачи вознаграждается объемом и гибкостью сервисов, а также снижением инвестиционных и операционных затрат. При этом все сервисы и технологические потребности обеспечивает одна высоконадежная сеть.

На транспортной основе базируется множество сервисов: интерактивное телевидение по IP (IPTV) и видео по запросу (VoD), интерактивные игры и дистанционное обучение, совместная работа над документами и многое другое. Телефонные сервисы NGN основаны на технологии VoIP, которая за счет выделения уровня управления сессией и передачи задач коммутации на уровень полносвязной IP (или VPN-)-среды обеспечивает недоступную ранее гибкость.

Оборудование и услуги управляются программно в интерактивном режиме. При традиционном подходе к NGN этими преимуществами может воспользоваться только сам оператор. Для традиционалистов ключевыми являются протоколы H.248 (MEGACO), MGCP, SIP-T, Parlay, и ОКС-7, значимые только в мире телефонии. При интеграционном подходе на первый план выходят такие технологии и протоколы, как SIP/SDP, CPL, vXML, LDAP и др. Возможности NGN становятся доступными для клиентов и информационных систем, обеспечивая при этом:

• сокращение расходов на строительство корпоративных сетей и доступ к сети общего пользования;

• простоту создания и реконфигурации корпоративных систем в масштабах городперемещение универсальных рабочих мест и поддержку мобильных и надомных сотрудников;

• возможность заказа услуг в реальном времени;

• использование единой среды для всех сервисов (от голоса и видео до CRM);

• доступность сервисов, как на фиксированном, так и на мобильном терминалах, и через беспроводные сети (Wi-Fi, Wi-Max и т. д.).

Но и это лишь базовые возможности. NGN обладает высокой интеллектуальностью и предоставляет клиенту множество сервисов, для которых ранее ему необходимо было закупать дорогостоящее и требующее квалифицированной поддержки оборудование. В частности, корпоративную PBX могут заменить услуги IP Centrex. Они обеспечивают полную функциональность современной PBX и интегрируются с NGN-услугами, такими как:

• универсальная почта (Unified Messaging), обеспечивающая, например, доставку голосовых и факсимильных сообщений на электронную почту;

• служба передачи мгновенных сообщений (IM);

• сервисы контроля присутствия (Presence), позволяющие маршрутизировать вызовы в зависимости от правил, состояния или местонахождения;

• интерактивные голосовые и видеопорталы (IVVR);

• интеграция с бизнес-приложениями (CRM, ERP и т. д.), MS-Outlook, справочниками (Directory) и т. п.;

• смена контекстов вызова (например, переключение с телефонного разговора на видеотелефон и/или на совместное редактирование документа и т. п.);

• создание территориально распределенных сall-центров.

Благодаря использованию мультисервисной сети оператора для решения всех задач технология NGN обеспечивает минимизацию капитальных и эксплуатационных затрат.

Другим свойством услуг NGN является их управляемость. В сети NGN путь от базового до полного набора услуг – это всего несколько щелчков мышью в клиентском web-интерфейсе. Вместо недель тратятся минуты.

Возможности NGN огромны, и даже на беглое их описание понадобится не одна статья. Но эти технологии еще не устоялись. В ближайшем будущем строительство сетей NGN будет скорее искусством, чем наукой. Среди множества, казалось бы, перспективных решений, архитектур и протоколов нужно выбирать те, которые выживут и будут поддержаны отраслью.

Внедряя NGN, необходимо четко понимать, чего именно мы хотим добиться при этом. Технология NGN – не панацея, и внедрение ее может принести как пользу, так и вред. При неправильной реализации можно не достичь поставленных задач и даже снизить качество услуг. В условиях, когда NGN остается авангардистским искусством, от красоты до уродства, как говорится, один шаг. Однако логика жизни такова, что нельзя достичь чего-либо стоящего без риска ошибиться. Мир постоянно меняется, и тот, кто не может воспользоваться преимуществами нового, уступает место на рынке тем, кто может.

Главная страница / Архитектура отрасли