Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

УЧЕТ – ДЕЛО ТОНКОЕ

Сегодня многие считают правильную автоматизацию процессов управления компанией ключевым моментом для выхода на уровень нового, регулярного и эффективного ведения бизнеса. Ведь для того чтобы бизнес мог развиваться, руководитель прежде всего должен иметь полную и ясную картину финансовой деятельности предприятия. Помочь ему в этом может только управленческий учет.

Право на достоверную

информацию

Усложнение бизнеса и необходимость принятия управленческих

решений в динамичной и трудно прогнозируемой среде обусловили процесс трансформации традиционного бухгалтерского учета в

систему обработки и анализа финансовой информации. Реальность такова, что данные в такой системе формируются и предоставляются в соответствии с правилами, которые диктуются потребностями пользователей системы.

Если пользователями финансовой системы являются учредители предприятия, акционеры, инвесторы и кредиторы, то информация предоставляется в соответствии с правилами финансового учета. В такой ситуации он является универсальным «языком», с помощью которого заинтересованные лица получают информацию о финансовом положении предприятия.

В России защита прав акционеров и инвесторов находится пока в процессе становления, и финансовый учет носит во многом формальный характер. Предприятия не заинтересованы в объективном освещении своей деятельности по отношению к внешним пользователям, и тому есть серьезные причины. Во многом финансовый учет дублирует учет налоговый и не отражает реальной ситуации на предприятии. Сейчас наметились тенденции к соблюдению правил международного учета в отдельных компаниях. Это вселяет надежду, что со временем финансовый учет позволит более объективно оценивать деятельность фирмы.

Итак, какая категория пользователей в состоянии сформировать правила подачи достоверной информации финансовой системой предприятия? Очевидно, что только руководители – сторона, заинтересованная в получении правдивых данных о деятельности фирмы. В этой ситуации единственным источником, позволяющим представить во всей полноте деятельность предприятия, является внутрифирменный или управленческий учет.

Новый подход

к информации

Главное правило управленческого учета – максимизация полезности бухгалтерской информации при принятии решений руководством фирмы. Информация является полезной лишь тогда, когда не изобилует ненужными деталями и непонятными терминами, когда наиболее полно отражает специфику данного предприятия и позволяет увидеть ключевые проблемы финансовой составляющей компании.

Формирование такой системы – творческий и довольно длительный процесс. Систему нельзя создать без активного участия директора предприятия, который должен помочь сформулировать требования к конечному результату управленческого учета – отчетности для руководства фирмы. Для этого необходимо знать, какие показатели действительно будут использоваться для принятия управлв приложения. Важной задачей является оптимальная периодичность отчетов, когда финансовая информация попадает к директору до, а не после принятия управленческого решения.

Основными функциями управленческого учета являются налаживание эффективных коммуникаций между различными подразделениями фирмы, разработка систем мотивации сотрудников, организация контроля за использованием ресурсов и их сохранностью.

Нужно отметить, что управленческий учет – относительно новая сфера деятельности, требующая новых подходов и новых людей. Управленческий учет повысит эффективность предприятия, но это неизбежно повлечет за собой определенные изменения в его деятельности, особенно если следующим шагом создания грамотной системы учета и управления станет ее автоматизация.

Автоматизация:

с чего начать?

Основой успешного решения задач автоматизации учета на предприятии является, прежде всего, комплексность подхода к этому вопросу.

C самого начала должны быть четко определены цели, исходя из которых будут формулироваться требования к программно-аппаратному комплексу и осуществляться его подбор. Без ясного понимания, чего требуется достичь в результате проводимых мероприятий по автоматизации, все затраты будут неоправданными.

Для успеха начатого проекта по постановке регулярного менеджмента и управленческого учета, как правило, требуется привлечение квалифицированных консультантов. Поскольку услуги крупных консалтинговых компаний стоят недешево, то в России в последние годы сложилась практика привлечения одного или нескольких специалистов, создающих внутри предприятия рабочую группу, которая производит необходимые мероприятия под их руководством. Такой вариант не только значительно дешевле, но и перспективнее для заказчика: после окончания работ у него остаются собственные подготовленные специалисты, которые будут обслуживать и модернизировать созданную систему управленческого учета.

Процесс внедрения комплекса автоматизации должен начинаться с составления плана-графика работ, которому будет подчинено проведение всех мероприятий. Согласно этому плану будут проводиться все работы на предприятии.

Одной из распространенных ошибок является ожидание мгновенного результата. В большинстве случаев на начальных этапах объем выполняемых персоналом работ объективно увеличивается. Это связано с тем, что в переходном периоде приходится продолжать ведение ранее существовавшей на предприятии схемы учета и параллельно внедрять новую, автоматизированную.

Необходимо максимально ответственно отнестись к этапу первоначальной настройки программно-аппаратного комплекса автоматизации и ввода его в эксплуатацию. От качества ее выполнения в значительной степени зависят корректность и надежность ее дальнейшего функционирования. Кроме того, следует гибко подходить к решению вопросов видоизменения схем учета, принятых на предприятии. Большинство профессиональных программных комплексов автоматизации разрабатываютменее затратным способом является изменение существующих на предприятии учетных схем под типовые решения, а не «слепая» адаптация программного комплекса под них.

Еще один важный момент, касающийся преимуществ профессиональных систем автоматизации учета. Ни для кого не секрет, что основной проблемой поддержки функционирования уже введенных в эксплуатацию комплексов является их адаптация к изменениям законодательства. Профессиональные комплексы в этом смысле наиболее защищены, так как в них процесс изменения законодательства поддерживается командой разработчиков, выпускающих новые версии комплексов с учетом изменений. При этом, как правило, преемственность версий сохраняется, что обеспечивает бесперебойную работу предприятия. Специалисты выделили актуальные задачи, которые должны решаться подобными комплексами автоматизации. Системы для решения комплекса задач по информационной поддержке цикла управления должны быть на 20–50%

избыточнее по функционалу, чем необходимо в момент внедрения, надежны в эксплуатации и в соответствии с требованиями поставщика и внедренца. Они должны обеспечивать ведение всех хозяйственных

операций в компании, включая внутрихолдинговые, составлять всю

систему бюджетов и показателей (индикаторов) финансово-хозяйственной деятельности. Их гибкость должна быть максимальной, ибо для российских холдингов характерны частое возникновение новых бизнесов и изменения правил управленческого учета с тенденцией к их усложнению.

С повышением уровня качества систем автоматизации управленческих задач отечественных разработчиков и активным проникновением на внутренний рынок продуктов и решений мировых лидеров появилась надежда на прорыв в этом направлении, который рано или поздно станет реальностью.

Степень учета всех перечисленных базовых моментов и определяет то, насколько эффективно и динамично будет протекать процесс автоматизации управленческого учета. Только если он будет находиться под контролем и вписываться в общий круг целей и задач компании, бизнес будет успешным и принесет прибыль.

Еще одно уточнение. Важно, что управленческий учет по своей сути не зависит от бухгалтерского учета. Если такая зависимость просматривается, то это свидетельствует об отсутствии управленческого учета. Ведение бухучета обязательно по законодательству. Управленческий учет – это внутреннее дело руководства. Цели обоих учетов принципиально различны, хотя при этом они опираются на одни и те же механизмы (счета, двойная запись).

Все западные ERP-пакеты поддерживают унифицированный набор методик построения управленческого учета. Проблема состоит в отсутствии практики их использования. «Изящные» механизмы бюджетирования, сбора затрат остаются невостребованными или же используются весьма ограниченно. Порой это обусловлено не столько отсутствием управленческой культуры, сколько тем, что российская действительность иначе расставляет акценты в приоритетах и целях. Так, например, необходимость в сниженую не является первоочередной, поскольку доля косвенных затрат столь велика, что существенного эффекта не наблюдается. А для снижения последних «изощренных» механизмов, поддерживаемых ERP-системами, не требуется.

По материалам книги Шевченко И. Г. «Управленческий учет» (Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ)

Главная страница / Архитектура отрасли