Главная страница
Форум
Промиздат
Опережения рынка
Архитектура отрасли
Формирование
Тенденции
Промстроительство
Нефть и песок
О стали
Компрессор - подбор и ошибки
Из истории стандартизации резьб
Соперник ксерокса - гектограф
Новые технологии производства стали
Экспорт проволоки из России
Прогрессивная технологическая оснастка
Цитадель сварки с полувековой историей
Упрочнение пружин
Способы обогрева
Назначение, структура, характеристики анализаторов
Промышленные пылесосы
Штампованные гайки из пружинной стали
Консервация САУ
Стандарты и качество
Технология производства
Водород
Выбор материала для крепежных деталей
Токарный резец в миниатюре
Производство проволоки
Адгезия резины к металлокорду
Электролитическое фосфатирование проволоки
Восстановление корпусных деталей двигателей
Новая бескислотная технология производства проката
Синие кристаллы
Автоклав
Нормирование шумов связи
Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
|
Главная страница / Архитектура отрасли СТАРЫЙ БИЗНЕС «ПО-НОВОМУ» Перспективы развития любого предприятия напрямую связаны с применением современных информационных технологий. Отдельным технологическим направлением развития мировой экономики стал электронный бизнес, который сегодня является фундаментом целого сегмента мирового рынка – так называемой новой экономики. Развитие сети Интернет создает удобную и эффективную информационно-транспортную среду, что позволяет вывести на новый уровень автоматизации различные бизнес-процессы. В России в последние годы развитию электронных форм ведения бизнеса уделяется все больше внимания. Ярким примером переориентации отечественной государственной политики в этой области можно считать принятие Федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая призвана максимально ускорить интеграцию всех секторов бизнеса и общества в новую инфокоммуникационную среду. В этих условиях большинство отечественных компаний активно берут курс на объединение электронных и традиционных форм ведения бизнеса – эффективное и перспективное направление развития. Это означает, что электронный бизнес в России может получить мощный импульс уже в самое ближайшее время. Есть ли перспективы? В отчете консалтинговой компании McConnell International LLC сформулированы основные факторы, которые должны способствовать плавному вхождению различных стран в мировую ИТ- и бизнес-инфраструктуру: • распространенность и доступность сетей передачи данных; • выделение e-business в качестве приоритетного направления в развитии национальной экономики; • решение проблем обеспечения информационной безопасности; • вложение государством средств в образование с целью создания трудовых ресурсов, способных к ведению e-business и вступлению в мировое ИТ-сообщество; • благоприятная обстановка в обществе и государстве для развития e-business. Оценки перспектив развития электронного бизнеса в мире стали более осторожными, но надежды на благотворное его влияние на мировую экономику по-прежнему сильны. Эйфория от фантастических прибылей, получаемых при капитализации высокотехнологичных онлайновых компаний, исчезла. Пришло осознание того, что деятельность любой компании (онлайновой или оффлайновой) должна прежде всего приносить прибыль своим владельцам, а не быть направленной только на захват перспективных рынков. Компании, которые грамотно вели свой бизнес и придерживались продуманной бизнес-модели, остались на рынке. Другие покинули его или близки к разорению. Аналогичным образом необходимо рассматривать и российский e-business. Практически все организации (от предприятий до банков) считают его очень многообещающим и стремятся «застолбить» себе место на российском рынке. Однако значительная часть российских компаний, инвестирующих немалые средства в e-business, рассчитывают больше на перспективу, чем на реальную прибыль. За последние несколько лет целый ряд компьютерных компаний, предприятийющих проектах в области российского электронного бизнеса, из которых, однако, далеко не все достигли стадии реального внедрения. Тем не менее уже можно говорить о том, что российский e-business существует. Компании охотно признают, что заниматься им (с обязательным учетом своих бизнес-целей) следует, чтобы не упустить благоприятных бизнес-возможностей, которые возникнут при прогнозируемом оздоровлении российской экономики и улучшении жизненного уровня россиян. Общие проблемы развития электронного бизнеса в России Большинство аналитиков и обозревателей полагают, что в ближайшие годы бурного развития электронного бизнеса в России ожидать не стоит. Этому препятствует ряд серьезных проблем, основными из которых являются: • нестабильность российской экономики и относительно небольшое количество пользователей Интернет (по мнению ряда экспертов, только при преодолении 10%-ного порога распространения Интернета у электронного бизнеса существуют хорошие перспективы развития). Кроме того, в настоящее время стоимость доступа в Интернет для большинства россиян еще чрезмерно велика; • неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры и относительно низкий уровень телефонизации. В США на 100 жителей приходится около 64 телефонов, в России – всего 19. К тому же низкое качество телефонной связи отнюдь не способствует популяризации Интернета среди россиян; • традиционная закрытость среднего и крупного российского бизнеса, препятствующая развитию В2В сегмента рынка; наличие в российских компаниях неисчерпанных внутренних резервов оптимизации деятельности (в частности, корпоративных ПО), лишающее смысла заниматься сейчас развитием внешних связей через В2В приложения; • надежность средств связи при передаче конфиденциальной финансовой информации (ряд владельцев российских Web-сайтов рассматривают возможности онлайновых платежей и отчислений, но пока относительно немногие решаются воспользоваться ими). • отсутствие «карточной программы» – основного платежного средства населения при работе с услугами электронной коммерции, необходимого элемента электронного бизнеса; • низкая покупательная способность подавляющего большинства населения России; • неравномерность развития российского рынка электронного бизнеса. В России о наличии какого-либо B2C рынка (с большими допущениями) можно говорить лишь в Москве и частично в Санкт-Петербурге. В остальных регионах России электронные магазины воспринимаются как экзотика; • относительная неразвитость электронных платежных систем и логистики (неэффективные системы доставки товаров покупателям). Аспекты безопасности e-business Обеспечение безопасности является не только необходимым условием успешного ведения электронного бизнеса, но и фундаментом для деловых отношений между контрагентами. Электронный бизнес по сути предполагает активный информаций между субъектами бизнеса. Обидно, что ограничения касаются именно асимметричной криптографии и цифровых сертификатов, то есть механизмов информационной безопасности, которые наиболее активно развиваются сейчас в цивилизованном мире. К счастью, Закон выделяет такой вид информационных систем, как «корпоративные информационные системы», владельцы которых имеют право регламентировать внутренние отношения. На наш взгляд, в настоящее время это наиболее приемлемый путь развития российского электронного бизнеса. Правда, если раньше для участия в электронном бизнесе достаточно было заключить один договор, теперь необходимо подписать несколько документов. Заметим, что электронная цифровая подпись представляет собой не единственный (хотя и наиболее удобный) способ контроля авторства и целостности электронных документов. Существуют альтернативные механизмы, и интерес к ним со стороны разработчиков в последнее время возрос. Российское государство и электронный бизнес На данном этапе в России реального государственного регулирования электронного бизнеса не существует, что, естественно, во многом препятствует его развитию. В то же время многие представители российской власти согласны с тем, что внедрение технологий e-business позволит сократить расходы российских предприятий на транспорт, доставку товаров и т. д. Кроме того, новый вид бизнеса может принести немалые налоги в казну государства и неразумно упускать новый источник финансовых поступлений. За последние полгода государство неоднократно демонстрировало желание заниматься проблемами регулирования российского электронного бизнеса. Например, еще в 2000 году Министерство связи и информатизации РФ представило «Федеральную целевую программу развития электронной торговли в России на 2001–2006 годы». В качестве одной из основных задач в ней определено формирование правовой базы национальной системы электронной торговли. Для ее решения предполагается внести изменения в некоторые из действующих федеральных законов, а также начать разработку новых законов и нормативных актов. Кроме того, рабочая группа по электронной коммерции Комитета по экономической политике и предпринимательству ГД РФ одобрила проект «Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере интернет-коммерции в Российской Федерации». Данные Рекомендации будут реализованы в рамках открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции», которую также разрабатывает рабочая группа Комитета по экономической политике и предпринимательству. В Госдуме официально вынесены на рассмотрение пять законопроектов, касающихся регулирования российского электронного бизнеса. Некоторые из них уже одобрены. Активно обсуждается вопрос о полноценном электронном правительстве и дальнейшем развитии направления электронного бизнеса по модели G2B – «правительство для бизнеса». Определенная законотворческая работа по регулированию электронного бизнеса в России уже ует ожидать не ранее чем через несколько лет. Еще одним важным шагом по развитию e-business стало принятие ФЦП «Электронная Россия». В рамках этой программы предполагается масштабная деятельность по общему развитию инфокоммуникационной инфраструктуры, основы электронного бизнеса. Поддержка государством этой сферы – несомненно, положительный факт. Главная страница / Архитектура отрасли |