Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Россия в сумерках

Екатеринбург

Уралэлектромедь, головное предприятие группы УГМК, разместила дебютный выпуск облигаций на сумму 3 млрд рублей сроком обращения пять лет (через три года предусмотрена оферта). Ставка первого купона составила 8,25% годовых. Эксперты оценивают дебют как удачный: спрос на аукционе оценен в 4,1 млрд рублей и существенно превысил предложение. Это второе предприятие группы УГМК, которое начало использовать публичные инструменты заимствования: в 2006 году металлургический завод им. Серова разместил выпуск трехлетних облигаций на 2 млрд рублей под 8,8% годовых. Но если тогда аналитики не так пристально следили за ходом презентационных мероприятий, то теперь внимание усилено. Во-первых, Уралэлектромедь - второй по величине производитель меди в России, на долю компании приходится 37% рынка. Во-вторых, это привлекательный эмитент с точки зрения финансовых показателей: у компании высокая рентабельность и низкая долговая нагрузка, что свидетельствует о высокой степени надежности. Наконец, рынок оценил тот факт, что руководство группы УГМК впервые раскрыло структуры деятельности, давальческих схем, что может означать подготовку к публичному размещению акций.


Представители UTair и «Авиакон Цитотранс» поспешили заверить общественность, что проблема решена. «Все замечания оперативно устранены еще в начале 2006 года, поэтому мы были удивлены, получив документ о запрете полетов. Комментировать действия российских авиационных властей мы не считаем возможным, тем более что инцидент исчерпан. “Авиакон Цитотранс” осуществляет запланированные рейсы в Европу в рабочем режиме», - заявил генеральный директор авиакомпании Илья Кузнецов.

В феврале совместным распоряжением Росавиации и Ространснадзора введены ограничения на чартерные и разовые полеты в страны Евросоюза в отношении сразу двух авиакомпаний УралоЗападносибирского региона - UTair (Сургут) и «Авиакон Цитотранс» (грузовые авиаперевозки, Екатеринбург). Как указано в информации Минтранса РФ, ограничения деятельности российских перевозчиков (всего таких оказалось девять) введены «во избежание нанесения значительного ущерба Российской Федерации как одной из ведущих авиационных держав, а также в целях повышения безопасности полетов». Они будут действовать до устранения компаниями недостатков, указанных в замечаниях Директората по транспорту Европейской комиссии. По информации Директората, некоторые российские авиакомпании в течение 2004 - 2006 годов получили большое количество замечаний в ходе проверок по программе SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircraft - оценка безопасности полетов иностранных самолетов) в аэропортах Евросоюза, о чем и были надлежащим образом извещены. Однако, вопреки установленному порядку, авиакомпании не информировали об этих замечаниях Ространснадзор и до сих пор не предприняли мер для устранения недостатков. Это создает предпосылки для инициации Еврокомиссией внесения авиакомпаний в «черный список». Поэтому Ространснадзор и Росавиация предприняли упреждающие действия, ограничивающие их работу в странах Евросоюза.

Тем не менее заместитель руководителя Росавиации Евгений Бачурин сообщил по итогам заседания комитета по безопасности Еврокомиссии, что ограничения на чартеры и разовые полеты в ЕС для девяти авиакомпаний будут сняты только после проверки российскими властями (как минимум того парка, который используется для полетов в Европу). Еврокомиссия ждет выводов российских чиновников и заключений об устранении нарушений в течение двух месяцев.

«В авиакомпании UTair уверены, что после тщательного разбора сложившейся ситуации и в самое короткое время российские авиационные власти снимут введенные ограничения и совместно с отечественными авиакомпаниями продолжат работу, направленную на развитие сети авиационных перевозок в России и за рубежом», - говорится в официальном пресс-релизе UTair.

Пока проверка по программе SAFA осуществляется европейцами выборочно в отношении иностранных самолетов, летающих в страны ЕС. Но число таких проверок постоянно увеличивается, похоже, вскоре они станут тотальными.

Расплата за IATA
Случившееся вновь обострило проблему соблюдения авиакомпаниями международных стандартов безопасности авиаперевозок. Ужесточаются они почти ежегодно. Так, замечания Еврокомиссии в отношении UTair касались двух моментов: отсутствия доступа к одному из аварийных выходов в салоне самолета и невнесения записей о индивидуальных особенностях машины в бортовой журнал поанглийски. По большому счету, замечания смешные: самолеты от этого не падают. Закономерен вопрос: насколько целесообразно российским авиакомпаниям выполнять требования международных стандартов?

В нашем регионе наибольшую активность в освоении заграничных направлений проявляют «Уральские авиалинии»: самолеты компании регулярно летают в Мюнхен, Дюссельдорф, Прагу, Ереван, Тель-Авив, Стамбул. UTair ведет регулярные авиаперевозки в Баку, Донецк, Киев, Харьков, Львов, Мюнхен, Бишкек. «Авиа-прад» планирует с апреля этого года открыть рейсы в Ганновер и Франкфурт. «Оренбургские авиалинии» и «Пермские авиалинии» возят туристов в страны Европы и Турцию чартерами.

Сегодня из почти 200 отечественных авиаперевозчиков подавляющее большинство имеет региональный статус и в другие страны не летает. Но практика показывает: заграничные рейсы наиболее прибыльны после московских, а потому входят в планы многих региональных авиакомпаний с целью повышения общей рентабельности.

Заместитель генерального директора «Уральских авиалиний» по внешним связям Алексей Фомин считает: «Членство в IATA полезно тем, что авиакомпании могут оказывать определенное влияние на производственные процессы при осуществлении перевозок в мировом масштабе, которые стандартизируются этой организацией. Масштаб деятельности нашей компании пока не требует поддержки IATA».

Значительно облегчить взаимоотношения российских авиакомпаний с Директоратом по транспорту Еврокомиссии могло бы вступление их в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). Вместе с тем проведенный нами опрос представителей уральских авиакомпаний показал: ни одна из них не намерена в ближайшее время добиваться членства в этой организации. Интересный ответ дал первый заместитель генерального директора «Оренбургских авиалиний» Борис Давыдов: «Наша авиакомпания является членом IATA еще с середины 90х годов, как только мы начали летать за границу». Однако на официальном сайте https://www.iataonline.com в списке участников указаны только семь перевозчиков из России: из нашего региона нет ни одного.

В пресс-службе «Авиапрада» сообщили: «Наша авиакомпания заинтересована в том, чтобы выйти на новый уровень. По окончании летней навигации мы планируем начать процедуру получения сертификата соответствия международным стандартам IOSA».

Не ставя себе задачу вступления в IATA, некоторые региональные авиакомпании намерены, однако, в добровольном порядке пройти аудит на соответствие международным стандартам эксплуатационной без-опасности IOSA (International Operational Safety Audit, одна из программ IATA, направленная на повышение без-опасности полетов). «В настоящее время авиакомпания “Чешские авиалинии” проводит внутренний аудит “Уральских авиалиний”, - отметил Алексей Фомин. - Он основан на базе стандартов IOSA и организован в рамках подготовки к аудиту по международным стандартам. Внешний аудит наша компания планирует провести в октябре текущего года, но сроки могут быть немного сдвинуты, поскольку его прохождение требует более серьезной подготовки. Получение международного сертификата позволит “Уральским авиалиниям” развивать двустороннее сотрудничество с международными авиакомпаниями».

Впрочем, так рассуждают не во всех уральских авиакомпаниях. У заместителя генерального директора по авиационной безопасности «Ижавиа» Евгения Щепкина свои доводы: «Мы медленно, но уверенно переходим на выполнение требований Международной организации гражданской авиации. Пока у нас есть некоторые несоответствия. Но проходить международный аудит по программе IOSA не планируется - “Ижавиа” авиакомпания региональная и за границу не летает».

«Оренбургские авиалинии» готовятся к проведению аудита на соответствие стандартам IOSA к концу текущего года, рассказал Борис Давыдов: «Процедура должна подтвердить статус нашей авиакомпании, соответствующий высоким международным требованиям безопасности авиаперевозок».

В качестве критериев оценки по программе IOSA выступают показатели безопасности полетов: вопервых, это состояние парка воздушных судов, вовторых, статистика авиапроисшествий на миллион перевезенных пассажиров. «Поскольку IATA - западная организация, она лоббирует интересы западных производителей самолетов, - уверен заместитель декана экономического факультета Уральского госуниверситета, эксперт по авиаперевозкам, кандидат экономических наук Сергей Лукьянов. - Безусловно, ни UTair, ни “Уральские авиалинии” в ближайшее время даже при желании не станут членами IATA, поскольку их авиапарк почти весь состоит из отечественной техники. У UTair, например, гигантский парк морально устаревших самолетов Ту-134 разработки 60 - 70х годов».

Хромая девяткаПо мнению академика Российской академии транспорта, члена комитета РСПП по промышленной политике и естественным монополиям Олега Дунаева, внедрение международных стандартов будет способствовать прежде всего решению проблемы модернизации парка самолетов и эффективности системы управления авиакомпанией.

Таблица 1

Действительно, сейчас на вооружении всех авиакомпаний УралоЗападносибирского региона всего девять самолетов западного производства. Причем почти все они выпущены в конце 80х - начале 90х годов прошлого века (для сравнения: самый старый Airbus, используемый «Аэрофлотом», произведен в 2003 году), а закуплены только в прошлом году.

Boeing 737-5281991

Парк западных самолетов авиакомпаний Урало-Западносибирского регионаАвиакомпанияСамолетПервая дата вылета «Авиапрад»Boeing 737-5281991

«Оренбургские авиалинии»Boeing 737-4001990

«Башкортостан»Boeing 7571999

Boeing 737-5001992

Boeing 737-4001990

UTairAspan 421989

«Уральские авиалинии»Airbus A 320-2001990

Источник: www.airfleets.net

Aspan 421989

В непосредственной работе над повышением уровня безопасности авиаперевозок наше государство должно действовать опережающими международные организации темпами, чтобы активнее влиять на принятие общемировых стандартов. Сергей Лукьянов:

Для успешного прохождения проверок по международным программам безопасности полетов уральским авиакомпаниям придется в ближайшие год-два ускорить процесс модернизации авиапарков. В условиях, когда российское машиностроение не способно предложить конкурентоспособную технику, такую модернизацию можно называть «западнизацией».

Уральские авиакомпании, связывающие перспективы деятельности с развитием международных перевозок и кооперацией с зарубежными перевозчиками, должны в течение годадвух значительно увеличить закупку западных самолетов и пройти аудит на соответствие международным стандартам эксплуатационной безопасности. Росавиации и Ространснадзору следует занять более активную позицию в отношении выработки аналогичных внутрироссийских стандартов. В противном случае дискриминация наших авиакомпаний за рубежом, особенно в Евросоюзе, будет усиливаться, а наиболее прибыльные международные направления на Урале монополизируют иностранные перевозчики.

- Государство могло бы существенно повысить уровень безопасности авиаперевозок посредством ряда инструментов госрегулирования. Например, введя определенные нормативы по заработной плате летному персоналу, что существенно снизило бы квазистимулы экипажа «зарабатывать премии», пренебрегая правилами безопасности полетов. По мнению аналитиков, причиной подавляющего числа авиапроисшествий является человеческий фактор. Он лежит даже в основе отказа техники. Сегодня летный персонал работает в таких условиях, когда его зарплата зависит от количества самолетовылетов, тонн сэкономленного топлива и др. Сэкономил для авиакомпании время/топливо - получил премию. Регулирование заработной платы летного состава существенно нивелирует «самодеятельность» и желание экипажей пренебрегать правилами безопасности изза экономии и личной выгоды.

Количество авиационных событий с гражданскими самолетами в аэропорту КольцовоГодАвиапроисшествияЧПИнцидентыИз них по вине работников аэропорта1997

Таблица 2

-

-

-

13

-

1998

11

-

1999

1

-

-

1

15

-

2000

10

-

2001

-

-

-

-

21

-

2002

10

1

2003

-

-

-

1

21

-

2004

22

-

2005

-

-

-

1

24

Дополнительные материалы:

Источник: данные аэропорта Кольцово

Авиационный инцидент - событие, обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, способное оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся АП.

Авиационное происшествие - событие, связанное с функционированием воздушного судна, в ходе которого какое-либо лицо получило телесные повреждения со смертельным исходом, самолет получил повреждения, требующие крупного ремонта, пропал без вести или оказался в таком месте, где доступ к нему невозможен.

Где нас нетПосле Второй мировой войны в Европе создано несколько организаций, занимающихся вопросами безопасности полетов. В первую очередь отметим Европейскую конференцию гражданской авиации (1955 год), в которую сегодня входят 42 государства. Ассоциированным членом ЕКГА является Объединенное авиационное ведомство европейских стран (JAA), куда входят 33 страны, решившие объединить усилия в области стандартизации норм и правил безопасности полетов. В настоящее время осуществляется переход от системы JAA к Европейскому агентству безопасности полетов (EASA), созданному в 2003 году. К числу задач EASA относятся разработка и принятие Совместных авиационных требований европейских стран (JAR) и тесное сотрудничество с Федеральным авиационным управлением США (FAA) в области стандартизации и гармонизации правил безопасности полетов. Другая важнейшая организация - «Евроконтроль» (36 стран-членов). Ее основная задача - создание «бесшовной» общеевропейской системы организации воздушного движения.

Чрезвычайное происшествие - событие, при котором наступила гибель коголибо из находившихся на борту самолета, не связанная с функционированием воздушного судна, гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятного воздействия внешней среды после вынужденной посадки вне аэродрома, разрушение или повреждение самолета на земле, повлекшее нарушение прочности конструкции, угон самолета или захват в целях угона.

Европейский парламент утвердил «черный список» авиакомпаний, которым запрещено залетать в воздушное пространство Евросоюза до устранения недостатков, связанных с безопасностью полетов. Для определения таких авиакомпаний используется процедура Safety Assessment of Foreign Aircraft (SAFA) - оценка безопасности полетов иностранных самолетов. В 2006 году инспекторские команды Евросоюза провели более 6 тысяч таких проверок.

Российская Федерация не входит ни в одну из перечисленных организаций, изза чего рискует оказаться «на обочине» мирового авиационного прогресса.

Вопросам безопасности полетов пристальное внимание уделяет Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), созданная как союз авиакомпаний в 1919 году. В 2006 году она приняла беспрецедентную резолюцию: все ее члены до конца 2007 года должны пройти аудит на соответствие международным стандартам эксплуатационной безопасности IOSA (разработаны и утверждены IATA в 2004 году). В России проверку прошла и в мировой реестр авиакомпаний, отвечающих международным стандартам, попала только одна - «Аэрофлот - Российские авиалинии».

Россия входит в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), созданную в 1944 году и являющуюся специализированным учреждением ООН. Сегодня во многих странах мира активно выполняется Универсальная (аудиторская) программа ИКАО: проверка организации контроля безопасности полетов. Проверка гражданской авиации России, намеченная на осень 2006 года, по просьбе министра транспорта РФ Игоря Левитина перенесена на 2007 год.

Джентльмены стандартов

Сертификат IOSA выводит компанию на другой уровень в отношениях с партнерами, считает глава представительства Ausspanian Airlines по Уральскому региону Константин Коледа - Константин Васильевич, Ausspanian Airlines - член Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Какие преимущества это дает вашей компании?

Константин Коледа

- Как попасть в IATA? И почему, на ваш взгляд, в ассоциацию до сих пор не вошли многие российские авиакомпании?

- IATA - своего рода джентльменский клуб, который представляет интересы своих членов. Ассоциация существует с 1919 года, практически с того момента, когда в гражданской авиации начались международные полеты и возникла необходимость координировать стандарты перевозок, оказывать поддержку авиакомпаниям. IATA создана для содействия развитию безопасного, экономичного воздушного транспорта. Одна из ее важнейших задач - объединение программ аудита безопасности деятельности авиапредприятий, формирование лучшей, признанной на международном уровне системы параметров оценки безопасности авиаперевозок. IATA объединяет около 280 авиакомпаний из 147 стран. Участники ассоциации совместно координируют тарифы и взаиморасчеты. Например, уникальная система интерлайн позволяет пассажиру купить билет в любую точку планеты и пролететь любым маршрутом с использованием одного перевозочного документа. На билетах нашей компании указано, что мы - члены ассоциации. Это имидж, принадлежность к высокому классу, гарантия безопасности.

- О каких стандартах речь?

- Вступить в IATA по силам далеко не каждому предприятию. Помимо обязательных документов, должен быть и соответствующий уровень обслуживания пассажиров. Например, все члены IATA до конца 2007 года должны ввести в действие технологию «Электронный билет». При вступлении в IATA компании проходят серьезную проверку на соответствие авиационным стандартам качества.

- Это сложно?

- Существует программа, получившая название IOSA (International Operational Safety Audit - Международный аудит эксплуатационной безопасности). Она включает более 700 стандартов и рекомендаций, составляющих основу производственной деятельности любого авиапредприятия. IATA запустила ее в 2003 году и рекомендовала в качестве обязательной для всех своих членов. Были установлены сроки, в которые авиакомпании должны пройти сертификацию, чтобы подтвердить членство в ассоциации. Кстати, список компаний, подтвердивших соответствие требованиям IOSA, находится в свободном доступе: www.iata.org/iosa/regisspany. Сегодня любая авиакомпания, желающая стать членом IATA, в обязательном порядке проходит IOSA.

- По каким признакам рядовой пассажир, не подозревающий об IOSA, может определить, насколько безопасны полеты той или иной компании?

- Ausspanian Airlines аудит прошла. У нас подготовкой к нему занимается целый департамент. Насколько мне известно, проверка длится пять рабочих дней. Аудитор записывается в число пассажиров любого международного рейса. Он имеет право находиться как в салоне самолета, так и в кабине пилотов. Аудиторы могут осмотреть оборудование кабины, понаблюдать за действиями пилотов, интервьюировать не только экипаж, но и пассажиров. Вопрос может быть сформулирован таким образом: «Кто должен находиться на данном месте в момент аварийной посадки?». Проверяется место расположения противодымных масок, необходимых члену экипажа в случае аварийной посадки, наличие тормозов у тележки, на которой бортпроводники развозят еду во время полета. Сертификат IOSA выводит компанию на другой уровень в отношениях с партнерами, дает гарантию уважения и доверия, безопасности вложения денег в авиапредприятие. Но расслабляться не стоит: сертификат действителен на протяжении двух лет. Причем если в течение этого периода появляются официальные сведения, что уровень без-опасности эксплуатационной деятельности авиапредприятия снижается, то IATA может поручить аудиторской организации проведение внеплановой проверки. И в случае подтверждения сведений о снижении уровня безопасности сертификат IOSA может быть отозван.

- Наверное, такая система безопасности требует много затрат, а это в свою очередь отражается на стоимости билетов?

- Например, перед началом полета бортпроводник должен довести до сведения пассажиров правила использования аварийного выхода, спасательных жилетов. В самолетах Ausspanian Airlines это делается на двух языках: английском и немецком, скоро будет и на русском. Для нас безопасность пассажиров превыше всего: если у самолета Ausspanian Airlines вышла из строя какаялибо деталь, мы отменим рейс. Судно осмотрит наша бригада, которая прилетит из Вены. Мы понимаем, что эта ситуация вызовет неудобства для пассажиров, но зато будем уверены в их безопасности.



Окантовали фестивальную афишу две майские премьеры. За несколько дней до «Браво!» в Театре юного зрителя дебютировал «Жак и его господин». Пьеса Милана Кундеры (одного из самых значимых романистов нашего времени, автора «Бессмертия» и «Невыносимой легкости бытия») написана по произведению Дени Дидро. Так в спектакле XVIII столетие через XX век перекликается с XXI. Безымянный Хозяин и его слуга Жак, вспоминая истории из своей жизни, с удивлением обнаруживают их параллельность. И задаются вопросами: что есть причина событий - предопределение или свободная воля? Дано ли человеку знать, куда он идет?

«Раздвоение личности» в спектакле «Бобок»
Театральный фестиваль «Браво!» проходил в окружении премьер: представляя лучшие спектакли Свердловской области минувшего года, он встраивается в афишу нынешнего. Постановки сезона текущего становятся вешками: они отмечают, какие тенденции прошлого перетекли в настоящее.

Давно не наблюдалось подобного явления в общей ситуации, ориентированной на развлекательность. Приглашенный на фестиваль московский критик Павел Руднев назвал работы, в которых присутствует философия, поступком. «Чаще видишь технику, довлеющую над идеологией.

Вечные вопросы. Они потому и вечные, что окончательных ответов на них не будет никогда. На 13 спектаклях в течение семи фестивальных дней эти вопросы возникали не подтекстом, не скрытым смыслом, который еще нужно уловить и разглядеть, а главной темой. Совсем не случайным на этом фоне стало то, что через несколько дней после завершения «Браво2006» в Колядатеатре прозвучали сакраментальные слова «Быть или не быть» - представляли «Гамлета». Общее настроение театрального года - повышенная философичность. Поиск новых смыслов в известных сюжетах.

На полюсахСтранным словомименем «Бобок» называется короткий рассказ Достоевского, а также постановка Екатеринбургского театра кукол, ставшая самым ярким и самым неоднозначным явлением сезона. Спектакль распадается на две части: первая - о сумасшедших, вторая - о мертвых. Те, кто наверху (на земле), рассуждают о смерти. Те, кто внизу (в земле), мечтают о жизни. Четкой границы между мертвыми и живыми нет: это пересекающиеся миры.

А здесь спектакли, которые не развлекают, а стараются вызвать размышление и сомнение». При этом «старые песни о вечном» звучат в современной аранжировке. Это не нудные монологи или заумное перетирание смыслов, а подвижный видеоряд и формальная новизна.

Занавес опускается - а спектакль остается. Он производит сильнейшее, хоть и несколько невнятное впечатление. Изображение параллельных миров завораживает. Художник-постановщик Андрей Ефимов (лауреат «Золотой маски») вновь демонстрирует причудливую фантазию и уникальное мастерство. Не только куклы представляют людей, но и люди пытаются стать куклами. Редкий случай в театре: действие разворачивается не на плоской поверхности, а на разных уровнях сценического пространства, которое становится пластичным. Екатеринбургский кукольный в очередной раз стремится преодолеть стойкий стереотип «игра в куклы - прерогатива детей».



Две музыкальные постановки также распределились по полюсам, при этом каждая стала социальным явлением. Ремикс-опера «Figaro» Екатеринбургского театра музыкальной комедии уже собрала все возможные награды (две «Золотые маски», губернаторская премия в области литературы и искусства) и наконец была вынесена на суд критиков и зрителей. «Приговор» однозначен: это прорыв в жанре отечественного мюзикла, истинное явление. А раз явление - то и оценки закономерно противоречивы до крайности.

А вот Краснотурьинский театр кукол не пытается выйти за рамки ортодоксального восприятия и театра, и известного текста. «Сказка о рыбаке и рыбке» узнаваема самыми маленькими зрителями, не озабоченными извлечением «новых смыслов»: для них все смыслы - новые. Два кукольных спектакля фестивальной афиши продемонстрировали крайности: новаторство и традиционность. Одно не лучше и не хуже другого; хорошо, что есть разное.

Опере «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова, в отличие от признанного «Figaro», еще требовалось доказать состоятельность, причем не только собственную, но и всего Театра оперы и балета, переживающего кризис. На обсуждении не обошлось без ностальгических воспоминаний о том, каким он был раньше. Критик из Санкт-Петербурга Марина Корнакова поделилась: гастроли Свердловского оперного стали для нее самым ярким театральным впечатлением жизни - но было это 20 лет назад. Теперь у театра «другая кровь», его генотип претерпел изменения. Чем горевать о прошлом, конструктивнее смотреть в будущее. В этом смысле «Снегурочка» дает надежду.

Известный сюжет Бомарше и музыка Моцарта представлены в виде виртуальной игры. Постановщик Дмитрий Белов об идее спектакля выразился остро: «Мы опустим Моцарта в кислотную ванну и посмотрим, что получится». Попытка оцифровать смех и слезы, любовь и жизнь доведена до предельного состояния. Некоторые не выдерживают физически: организм трудно воспринимает заданный спектаклем уровень децибел. Другие в восторге от его избыточности и мощнейшей энергетики. Спектакль - сплошной драйв, у него уже появился свой фан-клуб. Казалось бы, на протяжении двух с половиной часов танцев и пения в разных позах (вися, кружась, бегая) думать никто не предлагает. Но когда в конце звучит вопрос «Кто мы?», он считывается как попытка современного человека идентифицировать себя в измененном мире. Рефлексия через усилители.

А вот современный танец, которым традиционно гордился Урал, в стремлении к новаторству застрял на месте. О кризисе жанра разговор возник еще после фестиваля «Золотая маска», который вовсе не определил лучшего. Также поступил областной конкурс. Представление Руслана Вишнякова «Три истории для Сержа» выглядит претенциозным и необоснованным, авторский мессидж понятен только создателю. Данс-спектакль эксцентрик-балета Сергея Смирнова «Выше неба» либо экспериментален для автора, либо переломен: поиск ощущается, находки пока нет.

Для рождения спектакля были приглашены маститые «посторонние»: дирижер Велло Пяхн, сценограф Игорь Иванов, режиссер Алексей Степанюк. Однако и достижения, и провалы спектакля - на совести своих, местных. Спектакль уверенно существует на психологическом уровне. Не считающаяся обязательной для оперы драматическая составляющая здесь мощная и убедительная, есть «правда чувств». Много удачных вокальных работ. Зато оркестр «теряет» музыку. В целом выдержанный в сугубо традиционалистском стиле, спектакль, тем не менее, не выглядит лубком, не раздражает навязчивой фольклорностью. Плоской картинки из древнерусской жизни здесь нет - есть вечные и вновь современные выборы: человек или природа, одушевленность или неодушевленность, бесчувственность или эмоциональность, общинность или индивидуальность.

Три названия в фестивальной афише относятся к нашему недавнему прошлому. Конфликт «Фабричной девчонки» (постановка Учебного театра Екатеринбургского театрального института) мало возможен в современном обществе: к счастью, оно отучилось обсуждать чужую нравственность. В спектакле точно передана атмосфера тех лет, которые сейчас именуются эпохой застоя. Удивительно, но даже лица у актеров - другие, «прошлые». Зритель рассматривает явление «гомо советикус» с опасного расстояния: время уже ушло, но еще не стало далекой историей. И вряд ли у когото из зрителей возникает желание в него вернуться.

Во времени и вне егоУбеждена: «нерв времени» проходит прежде всего через драматические постановки. Даже если они не касаются сегодняшнего момента.



Спектакль «Любовь и голуби» на известный сюжет использует знаки времени из начала 90х, когда создана пьеса, и начала 2000х, когда она поставлена, соединяя времена любовной историей. Коммерческий проект Серовского театра драмы оценен зрителями, которые голосуют за него рублем, но вдребезги разнесен критиками. Павел Руднев: «Этот спектакль нужно показывать иностранцам, чтобы они увидели, как жирно и счастливо живет русская деревня. Количество лжи на единицу сценического времени зашкаливает».

В фестивальной афише имя Коляды появляется несколько раз, в частности как «соавтора» Гоголя в пьесе под названием «Старосветская любовь» театра драмы города Каменска-Уральского. Ни один из авторов не подминает, не унижает другого, а лишь подчеркивает его смыслы, хотя Николай Васильевич об этом и не подозревает. Карнавализация еды, им придуманная, подана Николаем Владимировичем в современном рекламноэнциклопедическом звучании. Но помимо этого в спектакле появляется внутренняя дискуссия: что же связывает Пульхерию Ивановну и Афанасия Ивановича, кроме чревоугодия - привычка, привязанность или истинная любовь? И спектакль оказывается, в отличие от классической школьной интерпретации, о нежности, о понимании, о «сочетаемости» двоих. «Они подходят друг к другу как пазлы», - неожиданно прокомментировал в антракте молодой зритель.

Зато постановка Николая Коляды «Букет», как всегда, для немногих, но самых «продвинутых», признана достоверной. Пьеса о том, как изменилось сознание человека и самого общества после распада Союза, и в то же время о том, что ничего не изменилось. Фиксируется ситуация, при которой духовные ценности превращаются в материальные символы. В одной системе координат дом может считаться музеем, а театр кафедрой. В другой все это - экономические единицы. Типичные признаки театра Коляды: яркий язык («Я сжил, а ты сработал», «святота» как нечто промежуточное между святостью и святотатством, своего рода святая простота), формальная избыточность и содержательная пронзительность. Тема истончающейся, уходящей жизни, поиска, за что бы зацепиться. В традициях русской литературы современный драматург пишет об униженных и оскорбленных. Причем подчеркивает: речь не о быдле, а о маленьком человеке - это разные вещи.

Удивительное явление продемонстрировал свердловский театральный сезон 2006/07: театр вновь, как в свои лучшие времена, не только отражает, но предугадывает запросы общества. Устав от поверхностной развлекательности, он обратился к глубине, и вряд ли это можно считать случайностью или «личным делом» театра. Мы еще не осознали в полной мере, как остро встает вопрос о самоидентичности современного человека, а театр это уже уловил, заострил и зафиксировал.

На мой взгляд, самые сильные постановки Николая Коляды связаны с его режиссерской интерпретацией известных пьес. К почетному списку скандальных, но временем уже проверенных спектаклей в духе новой театральной эстетики - «Ромео и Джульетта» (Шекспир плюс Коляда) и «Ревизор» (Гоголь плюс Коляда) - добавился «Гамлет». Сильное и неожиданное соединение «неумытого» средневековья и якобы чистенького, но вполне варварского сегодня. Дикость имеет разные, в том числе цивилизованные формы. Идолопоклонство вечно, только объект моления и коленопреклонения меняется. Сегодня это потребление - еды, вина, искусства. Человек оказывается погребенным под банками и пробками, а растиражированная Джоконда становится доступной девушкой с улицы. Гамлетовский вопрос получает актуальное звучание: быть ли и как быть человеку в условиях господства масскультуры и общества потребления?

Камерный театр тоже доказывает значимость прогрессивного и умного режиссера для коллектива, но уже с положительной стороны. С приходом Евгения Ланцова театр заставил говорить о себе: не громко, но достойно. Пока одной постановкой - «Дядя Ваня». Свежее сценическое решение: окна распахиваются в небо - реальное, а двери выходят в сад - настоящий. Неожиданные типажи: дядя Ваня - широко известный телевизионный «погодопрогнозист» Геннадий Ильин. Прекрасно выполненные актерские работы Ирины Ермоловой и Валентина Воронина в классическом стиле. Глубокое уважение к Чехову. Театр уже сделал заявку на следующий фестиваль добротным спектаклем «Свадьба Кречинского». Видимо, главная задача главного режиссера - в выстраивании характера театра и четком определении его места в театральном пространстве и сегодняшнем времени.

Актеры и режиссерыКак заострил и зафиксировал свои внутренние трудности. Прошедший театральный год «кричит» о значимости режиссера. Представленные спектакли подчеркивают профессионализм трупп. «Бобок» свидетельствует, что коллектив театра способен осваивать сложнейший материал. Постановки Учебного театра и ТЮЗа показывают, какие замечательные у нас наросли артисты. Но ни Театр юного зрителя, ни кукольный с недавнего времени не имеют главного режиссера, который бы определял их политику и идеологию, выстраивал концепцию, а не просто создавал конкретные спектакли. И на ТЮЗе это уже сказалось. По словам Марины Корнаковой, именно Екатеринбург долгое время являлся оплотом театров для детей, но «Пеппи» - далеко не лучшая его работа.

Среди драматических спектаклей соревновательность, как обычно, была выше, потому что их больше. Две премии получил Камерный театр: лучшая работа постановщика (художник Владимир Кравцев), лучшая роль (Валентин Воронин). Лучшая роль второго плана оказалась у Ирины Беловой, сыгравшей Анну в спектакле Колядатеатра «Букет». Лучшим дуэтом стали «старосветские помещики» из Каменска-Уральского: Лариса Комаленкова и Александр Иванов.

Фестивальный финишСреди музыкальных спектаклей за лучшую работу постановщика награждена Елена Захарова, музыкальный руководитель «Figaro» и, по сути, соавтор. За лучшую роль приз получила Наталья Мокеева (Снегурочка в «Снегурочке»), лучшую роль второго плана - Наталья Карлова (Купава). В номинации кукольных театров спектаклемпобедителем стал «Бобок», отмечена деятельность художника-постановщика Андрея Ефимова, а приз за лучшую мужскую роль отдан Максиму Удинцеву. Лучшей женской исполнительницей жюри признало Татьяну Вахреневу за роль старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».


12 июня - День России. Звучит гордо. Но упоение патриотическим восторгом - не преграда для размышлений. Тем более что любой праздник есть некоторая условность, а уж государственный - и вообще официальное, идеологически контролируемое мероприятие. Размышляя в эмиграции о будущем России, философ Иван Ильин призывал «исходить из ее исторических, национальных, религиозных, культурных, державных основ и интересов». Он замечал: «Мы не смеем обещать от лица России - никому, ничего. Мы должны помнить ее и только ее. Мы должны быть верны ей и только ей. Поколение русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России как поколение дряблое и предательское». Как оценить эти слова о «поколении дряблом и предательском»?

Юрий Ершов

Горькая правда заключается в том, что российское общество периферийного капитализма находится в ситуации материального и духовного обнищания, усугубляющегося феноменом тотального социального недоверия людей к государству и проводимой им политике, друг к другу и к себе. Это и неверие в собственные силы, в то, что отдельный человек может что-то сделать, изменить ситуацию к лучшему.

Деградации в нынешнюю эпоху подверглись группы социальных профессий - тех, которые составляли так называемый советский «средний класс»: врачей, педагогов, офицерства, инженеров. Между тем именно они призваны утверждать ценности гуманизма, общего блага, служения людям и государству, добра, справедливости, человеческой порядочности.

Складывается впечатление, что Россией овладел синдром социального иммунодефицита, приобретенный из всей предыдущей истории бездумных и насильственных попыток решительного изменения социокультурной идентичности. Носителем инфекции выступает новый тип массы, по Бодрийяру, - имплозивный, невзрывающийся, совместно пассивный, неспособный к гражданскому действию и нежелающий его.

Аномия поведения, сменившая прежнюю сверхнормативность коммунистического режима, привела к потере представлений о культурных образцах (традиционно российских и общечеловеческих), о смысле жизни и социально признанных идеалах. Благодаря «реформаторам», стали «опривычниваться» ценности выживания и обогащения. СМИ внедряют в повседневность насилие, вульгарность, отсутствие интереса к труду, нелитературный язык, пропаганду псевдозвезд.

Негативная селекция во власть в советское время, за десятки лет сформировавшая матрицы персонального подбора кадров, «которые решают все», дает закономерные результаты. Еще Николай Бердяев предрекал внезапное падение советской власти без существования организованной силы, которая была бы способна прийти к творческому развитию страны.

Аномия, собственно, и есть «дряблость». На чью же долю выпадает «предатель-ство»?

Но мы говорим об «элите», функционально именно она ответственна за состояние общества и стратегию преодоления тяжелейшего кризиса. Если исходить не из пышных и сакрализованных ритуалов презентации «элитой» самой себя, но из фактического положения дел, то вывод снова будет грустным.

Действительно, по известным ценностным критериям (политического участия, борьбы за права, общественной солидарности и гражданской ответственности) население России большей частью находится в протоплазменном состоянии, доходящем до физической и интеллектуальной агонии.

Как точно заметил Александр Зиновьев, «в стране вроде бы необычайно много делается для того, чтобы навести порядок, долженствующий обеспечить ее возрождение, подъем и процветание. Но в основном - по видимости. В реальности происходит, с одной стороны, неуклонная деградация во всех основных аспектах жизни общества. С другой - разрастается и процветает показной, театральный, виртуальный аспект жизни, имитирующий подъем, освобождение, возрождение России. Чем глубже деградирует страна, тем помпезнее и ярче становится имитационная маскировка деградации. Падение в бездну имитируется как взлет на небеса».

Власть, практикующая насилие (в разнообразных формах) по отношению к гражданам, продажная по целям и способам действий и решений, автоматически теряет легитимность, то есть моральную и социальную оправданность, автоматически превращается в антипод власти легальной.

Любой государственный праздник неизбежно идеологичен и мифологичен. Помня об этом, политической, административной и духовной элитам нужно сосредоточиться на исследовании повседневных, рутинных процессов, происходящих в стране и мире, на их основе сформулировать проекты и решения, пронизанные идеей общего блага и защиты интересов обычного труженика. Только действительное совпадение публичновластной риторики и конкретных шагов по восстановлению экономики, нормативного порядка, эффективности управления сможет обеспечить укрепление национальной безопасности, воспитать патриота, гордящегося гражданством России и уверенного в том, что Отечество не бросит его на произвол судьбы. Другого пути для сопряжения индивидуальных интересов с общенациональными не существует.

Человека, пережившего эпоху стабильности и безмятежности «развитого социализма» (если он, конечно, находится в твердом уме и здравой памяти), никогда не смогут обмануть уверения в том, что страна уже выбирается из кризиса. Потрясения, как известно, начинаются не тогда, когда люди борются за выживание, а тогда, когда жизнь налаживается и начинается осознание фальши сложившегося порядка и его несправедливости, когда уничтожаются основы человеческой солидарности и духовного единства нации. В любом случае стоило бы прислушаться к мнению недавно ушедшего из жизни Александра Зиновьева. Он считал, что эмбрион будущего России - «это социальный гибрид из обломков советизма, из подражания западнизму и из реанимации загримированных призраков дореволюционной России». Он, может, и проживет достаточно долго, но вряд ли с ним можно связывать надежды на возвышение России до уровня державы, играющей первостепенную роль в дальнейшей эволюции человечества.



Главная страница / Архитектура отрасли