Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Начало нового делового сезона вопреки ожиданиям не привело к росту цен на коммерческую недвижимость

Тем самым развеяны опасения местных предприятий по поводу того, что используемая для отправки грузов дорога вдоль провала придет в негодность раньше, чем откроется новая. Уже сейчас можно утверждать: проблема бесперебойной доставки важнейшей для страны продукции из Соликамско-Березниковского промышленного узла будет успешно решена. В этом нас заверяют ученые, оценивающие перспективы развития провала, и железнодорожные строители, готовые уложиться в новые сроки.

Правительственная комиссия под председательством министра природных ресурсов России Юрия Трутнева обязала ОАО «Российские железные дороги», Росжелдор и правительство Пермского края обеспечить ввод в действие 6-километрового обходного железнодорожного пути в Березниках не позднее 1 января 2008 года, на месяц раньше первоначального срока.

Хроника провала
Напомним, 19 октября 2006 года в шахте БКПРУ-1 компании «Уралкалий» появился рассол (твердые и жидкие солевые отходы, использующиеся для закладки пустот в шахтах). Отечественные и зарубежные ученые определили: при неблагоприятном стечении обстоятельств может возникнуть угроза провала грунта. Она приведет к нарушению железнодорожного сообщения между станциями Березники и Калийная (Пермский край). В короткие сроки, к январю 2007 года, на опасном участке построили временную резервную обходную железнодорожную ветку в 850 метров. С августа грузовые поезда по маршруту Соликамск - Пермь идут только по ней.

Чрезвычайная ситуация наблюдается в Березниках уже больше года. Очевидно, пришло время сделать промежуточные выводы: какова эффективность взаимодействия всех заинтересованных сторон в решении транспортной проблемы, возникшей из-за провала?

По прогнозам ученых Горного института УрО РАН (Пермь) и Уралжелдорпроекта, единственная железнодорожная ветка, связывающая Соликамско-Березниковский промышленный узел с Транссибом, способна безопасно функционировать как минимум до 1 февраля 2008 года. В научных прогнозах скорость приближения провала к железной дороге предполагается метр-два в сутки.

На государственном уровне принято решение о финансировании и строительстве 53-километрового обходного пути Соликамск - Яйва, однако оно займет не менее трех лет. Поэтому правительственная комиссия, созданная в январе 2007 года, обязала ОАО «РЖД» одновременно с проектированием этого пути построить 6-километровый участок объездной дороги. При развитии ситуации в зоне провала, по пессимистическому прогнозу, он обеспечит безопасность железнодорожных грузовых перевозок Соликамско-Березниковского промышленного узла.

Генеральный директор «Сильвинита» Ростям Сабиров заявил: в связи «с непрогнозируемым характером увеличения размеров провала его компания не исключает вероятности остановки отгрузки продукции из-за полного прекращения железнодорожного сообщения и информирует партнеров и контрагентов об увеличении риска невыполнения договорных обязательств». Во многом именно это заставило правительственную комиссию принять решение об ускорении строительства 6-километровой обходной дороги.

Однако в ночь на 24 октября провал продвинулся в сторону железной дороги сразу на 30 метров: теперь расстояние от воронки до полотна составляет чуть более 100 метров. По данным на 9 ноября, размер провала - 315 на 190 метров, воронки в коренных породах - 265 на 75 метров. На восточной стороне наблюдается трещинообразование в северном направлении, вдоль железнодорожной ветки.

Помощь не нужна
«Сильвинит» вместе с «Уралкалием» - это 55% объема производства калийных удобрений в России. До 80% продукции предприятия вывозят по железной дороге. «Летом, когда открыта навигация, часть продукции отправляется сухогрузами по Каме, - сообщил пресс-секретарь “Сильвинита” Антон Субботин. - Сейчас в железнодорожные вагоны мы ежедневно отгружаем 20 тыс. тонн продукции. Полноценной замены этому транспорту нет. В качестве альтернативы придется ежедневно использовать 2 тыс. десятитонных КамАЗов, но такого количества техники не найдется во всем Пермском крае, да и ни одна дорога не выдержит этой нагрузки. Кроме того, нет необходимой инфраструктуры для погрузки/разгрузки автомобилей».


По планам железнодорожных строителей, примерно треть 6-километровой ветки должна пройти по территории «Уралкалия». Представители этой компании заявили о полной готовности к такому сотрудничеству. «Чтобы подготовить площадку, нам предстоит за месяц осуществить большой фронт работ. Могу сказать, что задача, поставленная перед нами правительственной комиссией, будет выполнена, даже если для этого придется работать круглосуточно», - сообщил заместитель гендиректора «Уралкалия» Сергей Дьяконов.

«Сильвинит» пытался активно содействовать решению транспортной проблемы, возникшей из-за провала. Антон Субботин: «О готовности помогать Свердловской железной дороге, в том числе и финансово, мы заявляли с самого начала. Однако не получилось. Существует масса нестыковок для участия частного капитала в проектах такого рода (кто будет собственником, как и кем потом будут возмещаться затраты и т.п.). Поэтому власти края, промышленники и железнодорожники решили, что проще завести все расходы в бюджет СвЖД. Нам остается надеяться на милость природы и расторопность железнодорожников. Со своей стороны мы рассматриваем варианты увеличения площадей складирования готовой продукции».

Без всяких сомнений
Некоторые предприятия Березников и Соликамска целиком доверились властям в решении проблемы, связанной с провалом. «У нас нет оснований сомневаться в том, что предприятия, организации и ведомства, задействованные в процессе, уложатся в сроки, поставленные на самом высоком уровне, - заявил в начале ноября на заседании оперативного штаба в Березниках генеральный директор комбината “Азот” Михаил Маркин. - Поэтому мы работаем в прежнем режиме, никаких сокращений, остановок не планируем. Уверены, что наших партнеров не подведем».

В корпорацию ВСМПО-Ависма никаких предложений от железнодорожников и государственных чиновников по совместному решению транспортной проблемы в Березниках не поступало, сообщил пресс-секретарь компании Роман Федурин. Расположенный там комбинат «Ависма» производит губчатый титан, магний и сплавы на его основе. В случае необходимости он может отправлять готовую продукцию автотранспортом до ближайшего действующего железнодорожного узла, машины для этого имеются. «Гораздо серьезнее на предприятии может отразиться прекращение поставок сырья для производства магния - карналлитового концентрата, который идет с “Сильвинита”. До осени 2006 года нашим поставщиком был “Уралкалий”, но он лишился карналлитового производства из-за аварии. В результате нам и так пришлось снизить производство магния с 26 до 8 - 9 тыс. тонн в год. Сегодня магний мы не продаем, все идет на собственные нужды», - отметил Федурин.

Многие предприятия Соликамско-Березниковского промузла значимы для российской экономики и могли бы принять более активное участие в решении транспортной проблемы. Но их инициатива гасится федеральными и региональными властями. Государство с березниковским провалом пока справляется самостоятельно. Однако компании делают для себя неутешительный вывод: в выигрыше остается тот, кто сидит тихо, не раздражая ни чиновников, ни отраслевые рынки.

Другие компании просто помалкивают. «Светиться с такими сложными вопросами в прессе нам бы не хотелось, поскольку сейчас идет договорная кампания на следующий год. “Сильвинит” сделал заявление по поводу провала - и получил некоторые неприятности. Российское правительство поручило определенным структурам обеспечить бесперебойное железнодорожное сообщение, все эти поручения выполняют. Я думаю, что экстренных ситуаций, сбоев в сообщении не будет», - заявил нам, например, представитель руководства компании «Соликамскбумпром». Аналитики также успокаивают. Михаил Ганелин из «Тройки Диалог» считает, что на российских изданиях возможное прекращение поставок с «Соликамскбумпрома» сильно не скажется: «Больше половины бумаги этой компании идет на экспорт. Место “Соликамскбумпрома” на отечественном рынке могут занять другие крупные производители - комбинаты “Кондопога” и “Волга”. На мировом рынке крупнейшей бумагопроизводящей компанией является Mondi Business Paper, которой “Соликамскбумпром” не конкурент». Между тем, по данным российской Гильдии издателей периодической печати, «Соликамскбумпром» - третий по величине игрок на отечественном рынке, он выпускает четверть всей газетной бумаги в стране (примерно полмиллиона тонн в год). При форс-мажоре быстрое замещение продукции «Соликамскбумпрома» другими отечественными производителями не произойдет, а импорт газетной бумаги из-за рубежа делает нецелесообразным 15-процентная пошлина.

Дополнительные материалы:

В подготовке материала участвовали Сергей Ермак, Юлия Кабакова, Валентина Глотова

Пролегающая вдоль провала железнодорожная ветка функционирует в полном объеме, строительство
новой пройдет по сокращенному графику, рассказывает главный инженер Пермского отделения Свердловской
железной дороги Алексей Пидяшов


Наихудшая ситуация не прогнозируется

Алексей Пидяшов

- По данным на сегодня (12 ноября. - Ред.), безопасность транспортировки грузов по 850-метровой обводной железной дороге полностью обеспечена. Мы завозим в Березники и Соликамск и вывозим оттуда все необходимое. Поезда ходят полносоставные, до 20 - 25 пар (то есть в оба направления. - Ред.) в сутки. Это считается нормальным режимом работы.

- Алексей Михайлович, в каком состоянии железнодорожные пути в районе березниковского провала?

- Развитие ситуации напрямую зависит от объемов поступления воды из образовавшейся трещины. По пессимистическим прогнозам ученых из Горного института УрО РАН (Пермь), при максимуме примерно в 10 тыс. кубометров в час провал подойдет к полотну к 1 февраля следующего года. Сейчас поступает 4 - 5 тыс. кубометров. Нас официально заверили, что до 1 февраля опасности приближения провала к железной дороге не предполагается.

- Скорость увеличения провала соответствует прогнозам?

- Расстояние достаточно для безопасной транспортировки грузов - более ста метров. Но нужно иметь в виду, что ситуация для нас нестандартна, поэтому определенные риски имеются. Стопроцентную гарантию безопасности даже ученые, занимающиеся этой проблемой, дать не могут.
Чтобы минимизировать риски, на заседании правительственной комиссии во главе с министром природных ресурсов России Юрием Трутневым 30 октября решено перенести срок сдачи нового обходного железнодорожного пути с 1 февраля на 1 января. Срок вполне реален, работы ведутся по графику. Это будет шестикилометровая электрифицированная двухпутная ветка.

- Насколько близко провал к полотну сейчас?

- Разработка проекта и строительство - порядка 450 млн рублей. Средства выделяет ОАО «РЖД», они включены в инвестиционную программу развития Свердловской железной дороги.

- Каких вложений она потребует?

- Пока такого обсуждения не было.

- Велись ли переговоры с промышленными предприятиями, использующими железнодорожную систему Березниковско-Соликамского узла, о софинансировании проекта?

- Полностью этот вариант исключить нельзя. Поэтому в будущем предполагается строительство еще одной обходной ветки на другом участке. Уралжелдорпроект получил задание начать изыскательские работы. Сейчас проводится аэросъемка местности для выбора трассы. Предполагается, что это будет 53-километровый обход. Примерные ориентиры - от станции Яйва и до района Соликамска. Тогда мы полностью исключим прохождение железной дороги по опасной зоне. Проектно-изыскательские работы должны закончиться в 2008 году, строительство - в 2010-м. Размеры инвестиций и источники финансирования пока не определены.

- Есть ли вероятность того, что провал дойдет и до новой ветки?

- Железная дорога перевозит грузы в больших объемах, альтернативному транспорту ее заменить не под силу, за исключением водного, но он зимой не используется. Ряд грузов (хлор, аммиак) перевозится по железной дороге специализированным подвижным составом, на автомобильном транспорте такого в необходимом количестве нет. Поэтому полностью исключить вывоз железной дорогой крупные предприятия Березников и Соликамска не смогут.

- Есть ли у предприятий альтернативные варианты доставки грузов?


В конце октября владелец компании «Макси-Групп» Николай Максимов опубликовал в свердловской «Областной газете» открытое письмо к президенту России: он обратился с просьбой оказать государственную поддержку компании, оказавшейся в финансовом кризисе. Не прошло и двух недель, как помощь пришла: владелец холдинга «Металлоинвест» Алишер Усманов согласился купить половину бизнеса «Макси-Групп». Как сообщил представитель «Макси-Групп» Александр Попов, подписано соглашение о вхождении Алишера Усманова в капитал группы.

Николай Максимов (слева) и Алишер Усманов

По оценке ИК «Финам», капитализация «Макси-Групп» составляет 24,5 - 29,4 млрд рублей. Условия сделки и сумму стороны не разглашают. По мнению аналитиков, она не превысила 8,6 млрд рублей: торг оказался не уместен.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель утверждает, что лично уговорил Усманова на этот шаг. Однако на благотворительность со стороны влиятельного бизнесмена это не похоже: в условиях благоприятной конъюнктуры на стальном рынке активы действительно интересны. Для детища Николая Максимова продажа акций означает освобождение от долгов.

Есть версия, что причиной отказа в рефинансировании стали слухи о возможной рейдерской атаке на предприятие (см. «Эволюция захвата», «Э-У» № 42 от 12.11.07). Однако, по мнению большинства аналитиков, ситуация стала следствием агрессивной политики метхолдинга. «“Макси-Групп” - самая амбициозная компания в России с точки зрения планов наращивания производства. Для их реализации она увлеклась заимствованиями. Долгов оказалось слишком много», - считает аналитик ФК «УралСиб» Кирилл Чуйко. «Уровень долговой нагрузки (отношение долга к прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений) у “Макси-Групп” составляет 5 - 6 единиц. Ни у одной металлургической компании такого нет: среди производителей стали самый большой показатель не более 1,5», - отметила аналитик Альфа-банка Валентина Богомолова. По ее словам, вполне логично, что в условиях проблем с ликвидностью банки «начали требовать возврата кредитов от проблемного заемщика».

Не смогла
В письме предприниматель сетовал: последние два месяца банки перестали рефинансировать выданные «Макси-Групп» кредиты, ссылаясь на кризис ликвидности (общий объем заемных средств составлял на тот момент 38 млрд рублей). В результате действующие заводы (Нижнесергинский метизно-металлургический и Ревдинский трубный) оказались на грани остановки, а проекты - под угрозой сворачивания. Как известно, «Макси-Групп» делает ставку на строительство электрометаллургических мини-заводов по всей России. Реализация масштабных проектов происходила в основном за счет привлечения банковских кредитов.

Тебе половина, и мне половина
Алишер Усманов станет для «Макси-Групп» стратегическим инвестором. По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Парфенова, его ресурсов для финансирования проектов Николая Максимова достаточно. Для Усманова экономический смысл сделки аналитик видит так:


Впрочем, в самой «Макси-Групп» подчеркивают, что ни разу не нарушили обязательств перед банками. По требованию кредиторов, компания уже погасила задолженность на 4 млрд рублей. Но выход был только один - продать часть активов.

По словам аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, «Макси-Групп» интересна прежде всего как второй после «Профита» игрок на российском рынке лома (по итогам 2006 года объем ломозаготовки «Профита» - 5,1 млн тонн, «Уралвторчермета», входящего в «Макси-Групп», - оценочно 3 млн тонн): «Производство электростали в России растет, а значит, потребление лома увеличивается примерно на 10 - 11% в год. Причем некоторые предприятия уже почувствовали дефицит этого сырья. С аналогичной проблемой столкнулся и Усманов: для обеспечения потребностей своих предприятий недавно он приобрел “Курск­втормет” и заявил о планах увеличения ломозаготовительной базы».

- Сам формат мини-заводов не укладывается в схему развития холдинга «Металлоинвест», но синергетический эффект от активов «Макси-Групп» для бизнеса Алишера Усманова будет. Объем выпуска стали на его предприятиях значительно отстает от собственного производства железной руды, поэтому холдинг часто называют незавершенным. На мини-заводы можно поставлять избыток металлизированных окатышей с ОЭМК: они заменяют лом и позволяют получать сталь более высокого качества.

В любом случае привлечение Алишера Усманова позитивно отразится на будущем компании: она получит средства для развития. При этом очевидно, что Николаю Максимову придется считаться с мнением нового партнера, значит, бизнес-стратегия группы будет скорректирована.

После того, как с Алишером Усмановым будет подписан протокол о намерениях, начнется оценка компании и разработка схем вхождения в уставный капитал. Эта процедура займет не менее года, убежден генеральный директор УК «Система Профит» Ираклий Кирия. Он не исключил, что для погашения долгов «Макси-Групп» проведет допэмиссию.

ОАО «Макси-Групп»
Вертикально интегрированная компания. Два дивизиона (производственный - ОАО «Металлургический холдинг») и (сырьевой - ЗАО «Уралвторчермет») образуют замкнутый производственный цикл от сбора и переработки лома черных металлов до выпуска металлопродукции высоких переделов. По собственным оценкам компании, она удерживает 6% российского рынка заготовки и обработки лома, 4 - 5% - мелкосортного проката, 12% - катанки.
Группа реализует программу увеличения выпуска стали, для этого строит по всей территории РФ мини-заводы стального проката из металлолома.
К концу 2012 года предполагает довести мощности по стали до 12,5 млн тонн, проката - до 11 млн тонн, по сбору и переработке лома - до 15 млн тонн.
Николаю Максимову принадлежит 99,99% акций группы.

Дополнительные материалы:



В начале ноября стартовали традиционные новогодние акции банков. Розыгрыши призов, подарочных сертификатов, предоставление скидок и бонусов на услуги стали распространенным механизмом привлечения банками средств на частные вклады. А в этом году многие кредитные учреждения начали таким образом стимулировать не только вкладчиков, но и заемщиков. Бум розничного кредитования заставил банки осваивать новые технологии организации системы продаж массовых продуктов. В российской банковской среде начало формироваться понимание, что создать качественный продукт мало, нужно грамотно предложить его нужной аудитории. От этого по большому счету зависит успех: чем больше клиентов смог привлечь и удержать банк, тем выше финансовый результат.

Иллюстрация: Андрей Колдашев

Курс на бренд
Логика развития банков России, основной клиентской базой которых долгое время был корпоративный сектор, заставила их уделять пристальное внимание развитию систем точечных продаж банковских продуктов. Именно в расчете на потребности предприятий в банковском сервисе создавались информационные и маркетинговые технологии. «Но если руководитель предприятия, как правило, приходит в банк, уже приняв для себя решение получить именно здесь финансовую услугу, то розничного клиента нужно убедить ее купить. Поэтому приемы продаж в рознице существенно отличаются от продуктов для корпоративных клиентов», - указывает заместитель генерального директора УРСА
Банка Светлана Миронова. Здесь уже недостаточно просто проинформировать клиентов: «Важно выбрать правильную целевую аудиторию, своевременно донести до нее предложение. Это требует от банков более комплексного подхода в продвижении продуктов», - добавляет старший вице-президент АКБ «МБРР» Альберт Звездочкин.

В итоге конкуренция перемещается от собственно создания продукта к использованию технологий его продвижения. Способы продаж у банков разные, однако несколько общих тенденций мы все же усмотрели.

Начальник отдела маркетинга управления маркетинга и развития розничных банковских услуг ММБ (UniCredit Group) Ирэн Шкаровская согласна с коллегой в том, что розничные клиенты активнее всего реагируют на бренд банка. Но, по ее мнению, люди также обращают внимание на конкретную числовую информацию о продуктах: «Мы стараемся описания продуктов размещать в “малых” форматах корпоративной полиграфии и на сайте, где можно подробно рассказать обо всех условиях». Информационные технологии вообще приобретают для успешной продажи в рознице важнейшее значение: «В противном случае уровень издержек на привлечение и обслуживание клиентов будет сдерживающим фактором в продвижении продуктов. Это предполагает наличие отлаженных бизнес-процессов на всех участках, от доведения информации до потенциальных клиентов о продуктах банка до обслуживания», - убежден Альберт Звездочкин.

Общая проблема, с которой сталкиваются все банки в этом процессе, - доведение до потенциального потребителя точной, а главное, понятной ему информации. «С одной стороны, это обусловлено низкой экономической грамотностью населения. Терминов, используемых сотрудниками банков в профессиональной сфере, например “POS-терминал”, “эффективная ставка”, “gracе-period”, избежать сложно, а заменить их на другие слова - значит исказить смысл. С другой стороны, важных для потребителя условий по банковским продуктам действительно очень много. При использовании прямой рекламы рекламодатели ограничены в площадях, и поэтому дать подробную информацию об услуге иногда трудно. Порой случается так, что усилия рекламодателя могут быть сведены к минимуму. В результате даже самый нестандартный креатив и удачное размещение рекламы смазывают эффект восприятия информации целевой аудиторией», - убежден руководитель группы маркетинга и рекламы банка «Северная казна» Андрей Бочаров. По его мнению, нужно учитывать тот факт, что розничный клиент тип услуги обычно выбирает спонтанно, по мере возникновения потребности, а вот банк, в котором он приобретает тот или иной продукт, - вполне осознанно: «Основные факторы, влияющие на выбор банка, это сформированные у потребителя образы “надежный банк” и “я доверяю этому банку”. При этом качество самих продуктов зачастую уходит на второй план».

Однако сам по себе процесс продажи не принесет желаемого результата, если не отработаны два принципиальных момента. Первый - достаточно развитая инфраструктура: офисы, банкоматы, системы удаленного доступа. Многие банки благодаря огромным бюджетам на рекламу смогли решить задачу привлечения клиента, но не справились с нахлынувшим потоком потенциальных заемщиков. В результате вместо лояльности потребителя получили очереди и негативные эмоции.

Построить и научить
Надо отдать должное: в последнее время банки все смелее экспериментируют с каналами, по которому их услуги могут дойти до потребителя. «Мы больше внимания уделяем BTL-технологиям (нетрадиционным видам рекламы. - Ред.), в частности фокусируемся на прямых коммуникациях с потребителем. Эти методы неплохо работают. Но все-таки, согласно исследованиям, наибольший эффект при продвижении розницы нам дают пресса и наружная реклама», - констатирует начальник отдела маркетинга и рекламы банка «Гран» Наталья Долинина. Альберт Звездочкин называет три основных канала, демонстрирующих эффективность: продвижение продуктов через сеть отделений, прямые продажи и взаимодействие через корпоративных клиентов.

Дополнительные материалы:

Второй момент - персонал фронт-офиса. «Какой бы ни была креативной и массированной рекламная концепция, если конкретный сотрудник в офисе не обучен навыкам продаж, клиент может уйти и больше не вернуться», - констатирует Светлана Миронова. Проблема заключается в том, что профессиональных продавцов банковских продуктов финансовая школа в России не готовит, поэтому банки вынуждены обучать их самостоятельно. Для этого у них самих не всегда хватает квалифицированного персонала. Многие банки делают ставку на способы, применяемые на Западе, но они не всегда работают в России: приходится вносить коррективы с учетом менталитета и сравнительно небольшого опыта российского потребителя финансовых услуг. Очевидно, что наряду с рекламными бюджетами инвестиции в инфраструктуру и подготовку персонала будут в ближайшее время одним из важных факторов обеспечения конкурентоспособности банков в секторе массовых услуг.

Банки уделяют слишком много внимания конкуренции друг с другом и слишком мало - вопросам развития инфраструктуры, считает генеральный директор PR-Агентства «Ньютон» Алексей Глазырин

Личный контакт

Алексей Глазырин

- Надо отдать должное: в рекламе банков появилось больше креатива, они перестали в массовом порядке использовать банальщину типа «надежный банк», «динамичный банк». Меня, конечно, немного корежит от «бабок» и «капусты» СКБ-банка: считаю, что это все-таки безвкусица. Но не суть: если образ позволяет привлечь клиента, значит, его нужно использовать. На мой взгляд, проблемы начинаются с того момента, когда человек уже пришел в банк за финансовым продуктом. Банки уделяют слишком большое внимание конкуренции друг с другом и слишком мало - инфраструктуре продаж. Это часть коммуникации в современном банковском бизнесе глубоко не персонифицирована. Клиенты не понимают, почему им, к примеру, отказали в кредите, они часто не имеют информации, где этот кредит можно погасить и так далее. В результате чувствуют себя обманутыми. Хотя все это можно организовать: поставить квалифицированных менеджеров в офисах, сделать памятку для заемщика, как и где гасить кредит, построить систему информирования через call-центры, которые бы реально работали с потребителями. Да, такая технология у банков есть, но она предназначена только для продаж, а не обслуживания того же кредита. Между тем новые предложения - это далеко не полный сервис, ожидаемый клиентом. Конкурировать в рекламном поле, конечно, интересно, но нужно находить способы делать клиентов лояльными.

- Алексей, какие изменения, на ваш взгляд, происходят в области продаж банковских продуктов?

- Мне кажется, самым эффективным способом был бы поиск новых каналов коммуникации, к примеру через торговые сети, корпоративных клиентов. То есть там, где есть личный контакт. Хотя, безусловно, прямое рекламное обращение никто не отменял. Сегодня появляются дискуссии на тему якобы смерти этого вида коммуникаций, но я с этим категорически не согласен. Это очень мощный инструмент воздействия на потребителя.

- Какие каналы продаж банки задействуют недостаточно?

- Обращаются, но чаще всего речь идет о рекламной кампании, нестандартном креативе: вы нам придумайте какую-нибудь идею, воплотите ее в дизайн-сообщении в трех статьях, и все будут счастливы. Запросов на консалтинг, на стратегию коммуникации с конечными потребителями практически нет.

- Насколько часто банки обращаются за помощью в организации систем продаж к внешним консультантам?

- Они очень осмотрительны в рекламных концепциях. В основном их продвижение идет через печатные СМИ, они редко используют наружную рекламу и телевидение, то есть самые массовые каналы. Я думаю, это связано с тем, что иностранные банки ведут осторожную политику в привлечении клиентов: они-то как раз понимают, что в регионах у них нет еще соответствующей инфраструктуры.

- Сегодня на рынке в регионах присутствует много дочерних иностранных банков. Их рекламные концепции чем-то отличаются от российских?


Из общего ряда выделяется Пермь: за десять месяцев цены продаж на торговую и офисную недвижимость здесь увеличились на 5,5% и 6,4%, арендные ставки - на 3,8% и 2,8% в среднем за месяц соответственно. Всплеск комментирует руководитель экспертно-аналитического отдела Пермского аналитического центра (Пермь) Ирина Трубинова: «Изменяется структура предложения, на рынок выходят более дорогие объекты. Поэтому подорожание в большей степени виртуально и не подкреплено пока реальным спросом».

Динамика
В трех крупнейших городах Урала (Екатеринбурге, Челябинске и Уфе) цены на рынке торговой и офисной недвижимости с начала 2007 года росли умеренно: средняя стоимость квадратного метра - от 0,5 до 1,7%, арендные ставки - от 0,1 до 1,9% в месяц.

Арендные ставки на складскую недвижимость с начала года сильнее всего росли в Екатеринбурге и Уфе - 2,2 и 3,0% в месяц. «В Уфе наблюдается острая нехватка качественных складских помещений на фоне уже традиционно высокого роста товарного оборота. Кроме того, заявленные к реализации новые логистические и складские комплексы начнут функционировать не ранее чем через два-три года», - констатирует финансовый директор АН «САН» (Уфа) Евгения Федотова.

Существенный рост в сегменте продаж офисных и складских площадей произошел в Тюмени (2,6% и 4,2% в месяц соответственно): спрос на качественные офисы класса В высок, а предложение недостаточно; на склады повышение цен обусловлено нехваткой помещений в организованных комплексах.

В части покупки торговой и офисной недвижимости районы наиболее сбалансированы** в Тюмени, по складам - в Екатеринбурге. Высока дифференциация цен на торговые площади в Перми и Челябинске. Спрос на качественные объекты офисной недвижимости в центральных районах города приводит к значительной диспропорции на рынке аренды практически во всех крупнейших городах Урала. Максимальное отклонение цен - в Тюмени, Екатеринбурге и Перми.

Условия ведения бизнеса
Наиболее привлекательные условия для покупки торговых помещений сложились в Екатеринбурге и Уфе: индексы выкупа* в среднем составили всего 5,5 и 5,2 соответственно. Арендовать офисную недвижимость выгоднее в Перми, складскую - в Екатеринбурге.



Главная страница / Промышленное строительство