Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Коляда-place

Участники проекта - уфимское ООО «ПромТрансМаш» и Marcegaglia - инвестируют в проект 2,6 млрд рублей. Начало строительства завода запланировано на 2007 год. Срок окупаемости, по расчетам инвесторов, составит 34 месяца.

Итальянская группа компаний Marcegaglia намерена построить в Башкирии завод электросварных труб. Аналитики уверены: новое производство будет испытывать дефицит сырья и рынков сбыта.

По данным Центра стратегических разработок Башкортостана, при поддержке которого разрабатывался проект, завод будет выпускать до 500 тыс. тонн электросварных газопроводных (в том числе профильных) труб в год. Marcegaglia планирует удовлетворять растущие потребности строительной и нефтегазовой отраслей России и стран СНГ: по прогнозам участников рынка, потребление электросварных труб только в 2007 году вырастет на 5% до 2,1 млн тонн.

Между тем эксперты сомневаются в успешности проекта. По словам директора Фонда развития трубной промышленности Александра Дейнеки, только на поставку и монтаж оборудования понадобится не менее 36 месяцев, еще год­полтора требуются для выхода на нужный уровень качества. «На мой взгляд, попытки создания новых трубных производств на подъеме рынка слишком оптимистичны», - говорит Дейнеко.

Уфа

Впрочем, аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов уверен: компания столкнется с множеством проблем. По его словам, трубы, которые будут делать в Башкирии, рассчитаны на региональных потребителей. Но и в самой республике, и в соседних регионах дефицита в газопроводных трубах нет. Кроме того, подчеркивает аналитик, заявленные инвесторами объемы невозможно обеспечить без собственного производства стали, поскольку найти источник сырья для нового завода будет сложно.

Монопольный, но гибкий
- Сергей Семенович, «ТрансКонтейнер» начал работу в июле прошлого года. Вы представляете организацию, которая пользуется его услугами. Как вы оцениваете его деятельность?


Первый год работы ОАО «ТрансКонтейнер», 100-процентной дочерней компании РЖД, участники рынка оценивают неоднозначно. Основными направлениями деятельности ее стали перевозки грузов в контейнерах, транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов, а также контроль за использованием контейнеров другими компаниями. Монополист на рынке контейнерных перевозок, официально таковым не признанный, постепенно вытесняет независимых игроков. Чтобы не исчезнуть, они должны из экспедиторов превратиться в логистов, считает генеральный директор Евро-Азиатского транспортно-логистического центра, вице-президент холдинга «Стратег» (управляющей организации ЗАО «Урал-Контейнер», Екатеринбург) Сергей Шавзис.

Первый год работы «ТрансКонтейнера» ушел на то, чтобы выработать свою политику по отношению к клиентам, принципы взаимодействия с Российскими железными дорогами, подготовиться к инвестициям. В целом контейнеры продолжают кататься по железным дорогам, процесс не остановился, поэтому можно сказать, что старт нормальный.

- «ТрансКонтейнер» создан не на пустом месте: ему переданы 47 из 600 имеющихся в стране контейнерных площадок. Если считать только крупные контейнерные терминалы (а их в стране около 80), это более 50%. Суммарная перерабатывающая способность терминалов, переданных в «ТрансКонтейнер», составляет, думаю, где-то процентов 70 от объемов сети РЖД. Кроме того, в «ТрансКонтейнер» поэтапно переданы 100% платформ для перевозки контейнеров и в полном объеме сами контейнеры, ранее принадлежащие РЖД. То есть получилось монопольное предприятие с хорошими стартовыми позициями. Яркий пример - «ТрансКонтейнер» на Свердловской железной дороге. Хотя у СвЖД более 50 контейнерных площадок, в «ТрансКонтейнер» переданы только контейнерные терминалы на станциях Блочная в Перми (самый крупный в Пермском крае), Свердловск-Товарный (также самый крупный в Свердловской области), в Нижневартовске (обслуживает Ханты-Мансийский автономный округ). Именно эти терминалы обеспечивают порядка 80% работы с контейнерами Свердловской железной дороги.

- Стоимость перевозки контейнера определяет ОАО «РЖД», а оно свои тарифы согласовывает с государством. РЖД определяет скидки собственнику подвижного состава. Платформа теперь принадлежит «ТрансКонтейнеру», значит, РЖД не платит за ее ремонт, порожние пробеги. Поэтому «ТрансКонтейнеру» предоставлена скидка за использование собственного подвижного состава, равно как и любому другому собственнику: «Русской тройке» или, например, Дальневосточной транспортной группе. Кроме того, есть скидка за использование собственного контейнера. Она точно так же базируется на том, что РЖД больше не несут бремя владения контейнерами, не приобретут их, не ремонтируют, не оплачивают хранение и порожние пробеги. К периодическому росту тарифов при работе с монополией (МПС, затем ОАО «РЖД») грузовладельцы привыкли, но в случае с «ТрансКонтейнером» изменилось качество: по сути, создано монопольное предприятие, но с правом ведения коммерческой деятельности, без контроля за этой деятельностью со стороны государства.

- Насколько компании, пользующиеся услугами «ТрансКонтейнера», удовлетворены его тарифной политикой?

Лебединая песня экспедитора
- Некоторые компании имеют свои контейнеры, но у них нет фитинговых платформ для перевозки. Насколько сегодня доступны платформы «ТрансКонтейнера» для независимых операторов?


Поэтому «ТрансКонтейнер» формирует ценовую надбавку, ту, которую он считает рациональной. Скажем, «ТрансКонтейнер» хочет обновлять контейнерный парк раз в пять лет, а контейнер служит 20 лет, значит, рассчитывает значительно более высокую амортизацию. Он должен купить новые платформы, переоснастить контейнерный терминал, отсюда и величина надбавки. Это нормальная хозяйственная деятельность любого предприятия. А повышение тарифов нужно сравнивать по конкретным направлениям и конкретным грузам. Например, на Дальний Восток тарифы возросли весьма серьезно, а на направлении Екатеринбург - Москва, где имеется жесткая конкуренция со стороны автотранспорта, «ТрансКонтейнер» вообще не поднял тарифную ставку. То есть «ТрансКонтейнер» проводит достаточно гибкую тарифную политику, ориентированную на рынок, что отличает его от Российских железных дорог.


Однако «ТрансКонтейнеру» невыгодно возить чужие контейнеры, пока свои стоят порожними. Он не отказывает в перевозке, но независимые операторы должны в таком случае компенсировать «ТрансКонтейнеру» его убытки. Если платформы на СвЖД отдадут под погрузку всем коммерческим фирмам и этих платформ не хватит, чтобы их отправить в Москву для вывоза груза из столицы, это тоже неправильно. Поэтому «ТрансКонтейнер» вынужден нести также регулировочные функции.

Сергей Шавзис: «Экспедиторские компании должны становиться логистическими, то есть заниматься организацией перевозок не контейнеров, а грузов. И тогда контейнеры «ТрансКонтейнера» станут только одним из видов транспорта: можно его использовать, а можно и другой»
- Если сравнивать с ситуацией до создания «ТрансКонтейнера», они не менее доступны. Но если оттолкнуться от ситуации «а мы бы желали вот так» - они просто недоступны. При любых подходах нужно уважать интересы собственника. «ТрансКонтейнер» имеет собственные парки платформ и контейнеров и выдает ставку, скажем, 20 тыс. рублей за перевозку. А другая компания берет ставку «ТрансКонтейнера» за платформу, добавляет свой контейнер и дает ставку 19,5 тыс. рублей. Понятно, что выбор клиента будет в пользу более дешевого перевозчика.

- Независимые перевозчики обречены?

Есть и другая тенденция - нехорошая. На терминале «ТрансКонтейнера» на станции Свердловск-Товарный есть погрузочно-разгрузочная техника и пути, которые принадлежат РЖД. Сегодня «ТрансКонтейнер» часто ограничивает погрузку «чужого» контейнера, если вагон не в его собственности, так сказать, «по техническим причинам». А в этот момент спокойно грузит собственные контейнеры. Автомобили всех собственников часами стоят у ворот терминала, а автомобили «ТрансКонтейнера» вне очереди ставятся под погрузку. Это очень похоже на ограничение доступа к инфраструктуре. Полагаю, в ближайшее время у «ТрансКонтейнера» будут серьезные споры с независимыми собственниками платформ.

Мы и до «ТрансКонтейнера» жили при монополисте, и теперь так живем. Но сегодня у монополиста руки развязаны, он может вкладываться в переоснащение терминалов, в развитие автомобильного парка, в приобретение подвижного состава, при этом предлагает более комплексную услугу клиенту. На это требуются годы работы и колоссальные инвестиции. В таких условиях уральские независимые компании должны найти новое место для посредничества между грузовладельцем и перевозчиком в лице «ТрансКонтейнера».

- Я так не думаю. Сегодня ничего кардинального не произошло. Кардинальное произошло два года назад, когда создали РЖД в виде коммерческого предприятия. До него был монополист с государственными погонами - МПС. И все считали нормальной ситуацию, когда этот монополист отказывает тебе в предоставлении контейнера. Но потом МПС преобразовали в ОАО «РЖД» и заставили его зарабатывать прибыль. А оно создало свою «дочку» «ТрансКонтейнер», которую тоже заставляет зарабатывать.

А дальше экспедиторские компании должны становиться логистическими, то есть заниматься организацией перевозок не контейнеров, а грузов. Когда груз закрыт в контейнере под пломбой, экспедитор не знает досконально, что там едет, в каком количестве. Клиент часто этим пользуется, обманывая экспедитора. Скажем, написал «макароны», а повез йогурты. Если этот обман вскрывается на железной дороге, экспедитор платит штраф в размере пятикратного тарифа. Логист же сам решает вопрос, чем удобнее транспортировать коробки с йогуртом: везти контейнером, взять машину с термокузовом или отправить на самолете. Чем быстрее клиенты передадут нам эти вопросы, тем быстрее у экспедиторов откроется второе дыхание. И тогда контейнеры «ТрансКонтейнера» станут только одним из видов транспорта: можно использовать его, а можно и другой. Если клиент по-прежнему нам будет говорить, что хочет только трехтонный контейнер (сегодня это страшный дефицит), то мы скоро от таких клиентов отказываться будем. Скажем: идите в «ТрансКонтейнер», он оперирует этим парком, получите контейнер, как только появится.

Я считаю, что экспедиторские компании пойдут в улучшение сервиса, в заполнение тех ниш, которые не сможет сразу занять «ТрансКонтейнер». Предположим: «ТрансКонтейнер» публикует свою инвестиционную программу и говорит - мы будем переоснащать контейнерные терминалы, а автомобили пока покупать не хотим. Это открывает нишу для экспедиторских предприятий: они могут купить автомобили, увеличить лояльность клиенту и сделать дополнительный рывок. Дело в том, что автомобили для контейнерных перевозок должны иметь специальные прицепы. Сегодня это очень серьезная проблема, потому что контейнеры становятся выше, чтобы емкость была больше. Сейчас их максимальная высота - 2,9 метра. При постановке на автомобильные платформы старого образца габарит автопоезда превышает четыре метра - это нарушение правил ГИБДД. Мы выходим из ситуации, дооборудуя машины проблесковыми маячками, покупая пропуска на перевозку негабаритного груза. А на Западе проблема решается по-другому: есть специализированный низкорамный состав. Платформа-контейнеровоз стоит 100 тыс. евро, а таких машин нужно, например, для Екатеринбурга, не менее 50 - 7 Это серьезные деньги.

Остальным, скорее всего, действительно придется уходить с рынка. Но и тогда останется место, потому что не каждый клиент готов ездить на край города и для подачи заявки стоять в очереди, пусть даже в маленькой. Пример: в Роттердаме на один порт работает около 3 тыс. компаний.

Таким образом, первый путь экспедиторских компаний на Урале - развиваться в глубь технологий, превращаться в логистические, предлагать клиенту более широкий спектр услуг, идти в более глубокий сервис. Второй путь - становиться транспортными компаниями, то есть начать приобретать те виды подвижного состава, которые в дефиците и которыми не будет заниматься «ТрансКонтейнер». Это относится к покупке автомобилей, к строительству контейнерных терминалов, на которых можно будет обрабатывать приватные контейнеры и платформы, к созданию контейнерных депо. Это путь для компаний, способных на значительные инвестиции.

Терминал по кругу
- Превращение экспедиторских компаний в логистов зависит еще и от создания крупных логистических комплексов. Идее организации в Екатеринбурге Евро-Азиатского международного транспортно-логистического комплекса исполнилось пять лет. Что создано за это время?


И одна из них специализируется только на составлении документов, но делает это профессионально. С приходом в сферу контейнерных перевозок более свободного в коммерческой части монополиста остальным экспедиторам придется поднапрячь мозги и подумать, где их новая ниша.

В прошлом году транспортная компания «Лорри» заложила первый склад, и мы надеемся в конце сентября этого года сдать его для приемки первого груза. «Лорри» планирует построить еще два. Таких складов на всем пространстве должно быть 12, каждый по 10,5 тыс. кв. метров, на общую сумму около 120 млн долларов. Остальное намерен строить наш инвестор ЗАО «Отраслевой центр внедрения», московская «дочка» РЖД. Этой компании РЖД поручили провести комплекс работ по выносу грузовых дворов за пределы крупных городов. Под постройку нового грузового двора станции Свердловск-Товарный отведено 11 га, инвестиции - порядка 12 млн долларов. Срок сдачи первого объекта - середина следующего года. Владеть и оперировать грузовым двором будет СвЖД.

- Действительно, пять лет назад по инициативе СвЖД, администраций Свердловской области и Екатеринбурга было образовано ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр». Компания должна была спровоцировать инвестиционный бум в развитии транспортно-логистической инфраструктуры на Среднем Урале. За этот период нам выделен участок в 53 га на станции Гипсовая под Екатеринбургом для строительства грузоперерабатывающего комплекса. В ноябре прошлого года сдан контейнерный терминал, который построил инвестор «Урал-Контейнер». Это площадка почти 2 га, путь в 21 вагон и вместимость 2 тысячи 20-футовых контейнеров. Терминал обошелся примерно в 85 млн рублей, он уже работает, его основная функция - депо для отстоя контейнеров. Например, контейнер прибыл с импортом, ему надо где-то подождать, чтобы уехать с экспортом. Терминалы «ТрансКонтейнера» сегодня требуют переоборудования, они настолько узкие, что функцию контейнерного депо выполнять не могут.

Наша задача - создать условия для выноса станции Свердловск-Товарный и интегрировать ее в хороший грузоперерабатывающий комплекс при сочетании железнодорожного, автомобильного и контейнерного транспорта.

Таким образом, получается связка - набор транспортных технологий. Рядом с нашим комплексом крупный терминал «ТрансКонтейнера», единственный в городе перерабатывающий контейнеры. Есть контейнерное депо «Урал-Контейнера», где хранятся эти контейнеры. Принимать и отправлять грузы будет грузовой двор РЖД - место общего пользования. Дальше - складской комплекс логистического центра: 120 тыс. кв. метров складов категории А и В+. Все это объединено общими дорогой, коммуникациями, железнодорожной станцией. Без выезда на городские трассы можно контейнер доставить к складу, подать для перегрузки к вагону. На эту территорию переедет железнодорожный пост городской таможни: у нас уже есть соответствующая договоренность.



Сельский пират
Александр Поносов


В историю можно войти, а можно и вляпаться. О последней ситуации при подведении итогов года часто забывают. На наш взгляд, не вполне заслуженно, потому что результат - широкий общественный резонанс - имеет место быть. В 2007 году «шум без драки» сопровождал как отдельных людей, так и целые компании. Субъекты оказывались в центре внимания и по собственной воле (читай: по собственным просчетам), и в результате перипетий экономической и политической жизни, а иногда и в процессе деятельности правоохранительных органов. Признаемся, к антигероям мы отнеслись с сочувствием, а к некоторым - с симпатией: им в прошедшем году просто не повезло. Но и невезение может стать отправной точкой к успеху.

В ходе процесса представители Microsoft предлагали Поносову пойти на мировую: он приносит компании извинения, они отказываются от претензий и ходатайствуют о прекращении дела. Но директор отказался мириться. Педагог настаивал на невиновности и обращал внимание следствия: он не знал, что программное обеспечение нелицензионное. Судить нужно поставщиков компьютеров, а не их покупателя.

На протяжении первой половины года в Верещагинском районном суде Пермского края разбиралось, пожалуй, самое нашумевшее дело о компьютерном пиратстве в России. Директор Селычевской сельской школы Александр Поносов обвинялся по ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав». По версии следствия, директор приобрел для своей школы 12 компьютеров, оснащенных нелицензионной версией операционной системы Windows, и сознательно использовал программы с августа 2005-го по август 2006 года, имея, таким образом, преступный умысел. Ущерб, нанесенный правообладателю - компании Microsoft, оценивался в 266 тыс. рублей.

Для правоохранительных органов «дело Поносова» послужило толчком к другим разбирательствам подобного рода. Прокуратура выявила нарушения авторских прав на частном предприятии в Подмосковье, на фабрике в Челябинской области, а также дома у 77-летнего пенсионера.

Дело вызвало большой резонанс. Учащиеся сельской школы организовывали пикеты перед зданием суда. Президент России Владимир Путин назвал суд над Поносовым «чушью собачьей», глава Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов - «явным перегибом». Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев обратился с открытым письмом к основателю корпорации Microsoft Биллу Гейтсу с просьбой отозвать претензии к школьному директору Поносову. «Учителю, посвятившему жизнь воспитанию детей и получающему за работу весьма скромное вознаграждение, несопоставимое с доходами даже рядовых сотрудников вашей компании, грозит тюремное заключение в сибирских лагерях. При этом вина учителя представляется очень сомнительной», - говорится в письме. А один юный поэт посвятил Александру Поносову стихотворение, которое заканчивается такими строчками: «Директор жизнь провел в бою, он защищал великую идею, сгубил он молодость свою, зато воспоминаний множество имеет».

Во-вторых, Поносов настаивал на том, что в самой прокуратуре пользуются контрафактными программами. В июне окружной суд оставил решение нижестоящей инстанции в силе. «Я недоволен тем, что сейчас я уголовник, получил судимость. Как говорят, пятно на всю жизнь», - сказал после суда Александр Поносов. В раздаваемых интервью директор заявил, что теперь поставит на школьные компьютеры Linux - бесплатное программное обеспечение, прямой конкурент Windows. И из Санкт-Петербурга ему даже были присланы посылки с новой операционной системой и инструкцией для ее установки.

Вынесение судебного решения несколько раз переносилось. В итоге 15 февраля суд постановил закрыть дело из-за незначительности причиненного ущерба. Приговор был обжалован обеими сторонами. Александр Поносов не мог смириться с тем, что с него не сняли обвинение, а прокуратура - с тем, что директор школы остался безнаказанным.
В мае суд пересмотрел дело. Решение для Поносова оказалось еще более неприемлемым. Фемида признала его виновным и приговорила к выплате штрафа в размере 5 тыс. рублей. Директор подал кассацию уже в Пермский окружной суд. А также написал заявление в Генеральную прокуратуру на главу надзорного ведомства Верещагинского района Александра Троянова, подчиненные которого расследовали дело. Александр Поносов и его адвокат настаивали на том, что Троянов должен быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. Во-первых, его подчиненные в ходе прокурорской проверки, зная, что на школьных компьютерах установлено нелицензионное программное обеспечение, воспользовались компьютерами, чтобы определить их номера и содержимое жестких дисков.

Внедрение Linux начато. «В школе у нас все есть для ознакомления с программами Linux, - рассказал Александр Поносов. - Но я решил не проводить экспериментов над педагогами, сижу, разбираюсь в новом софте у себя дома». По словам директора, нужно приложить максимум усилий, чтобы убедить общество в том, что программное обеспечение с открытым кодом может и должно быть установлено в школе. Но общественных движений за свободный софт Поносов создавать не намерен: говорит, они потеряли актуальность.

«Э-У» на днях связался с Александром Поносовым. Его дело не окончено до сих пор. Недовольный ярлыком преступника директор 19 ноября послал надзорную жалобу в президиум Пермского краевого суда, а также отправил прошение в Страсбург в Европейский суд по правам человека.

Златоустовский Shuttle: прерванный полет

Громким провалом завершилась в этом году попытка организовать на ФГУП ПО «Златоустовский машиностроительный завод» (ЗМЗ, Челябинская область) отверточную сборку внедорожника Shuttle - усовершенствованного варианта китайского Dadi Shuttle.


Скандал с директором подвиг государство начать внедрение открытого софта на базе Linux в школах. Пермский край включен в список регионов, где проводится эксперимент. По задумке правительства, к концу 2008 года оно будет установлено во всех школах края. К 2010 году на открытый софт перейдут все школы России.

Начало было бравурным. Местные власти возлагали на Shuttle большие надежды: Златоуст собирались превратить в один из центров российского автопрома, создать сотни новых рабочих мест. За рулем одного из первых выпущенных автомобилей отметился челябинский губернатор Петр Сумин. Планировалось, что к концу 2007 года проект сборки внедорожников выйдет на самоокупаемость.

Первый внедорожник сошел с конвейера ЗМЗ в марте 2006 года. Златоустовский автомобиль успели прозвать российским аналогом Toyota Land Cruiser Prado: он выпускался в полноприводном варианте 4х4, имел двигатель Mitsubishi, трансмиссию от Toyota 4 Runner, топливную аппаратуру фирмы Bosch. На начальном этапе все узлы и механизмы были импортными, но в течение последующих трех лет предполагалось частично локализовать производство и производить до 30% комплектующих. Опытная партия джипов должна была распространяться только по Челябинской области (Челябинск, Магнитогорск, Миасс), а в качестве потенциального рынка сбыта рассматривалась вся Россия.

Уральская автомобильная компания попросту перестала размещать в Златоусте заказы на сборку Shuttle, ссылаясь на то, что собранные машины оказались дороже импортируемых. Дело в том, что организаторы рассчитывали получить от федерального правительства статус «промышленной сборки», снижающий таможенные сборы на ввозимые из-за рубежа автокомпоненты. Заявленная с учетом этого цена не превышала 22 тыс. долларов. Однако статус не присвоили.
Отметим, что для Уральской автомобильной компании это не должно было стать неожиданностью: согласно известному совместному приказу Минэкономразвития и торговли, Минпромэнерго и Минфина РФ, под «промышленной сборкой» моторных транспортных средств понимается технологическая система серийного производства, обеспечивающая проектные мощности предприятия не менее 25 тыс. единиц в год при двухсменном режиме работы. В Златоусте планировалось на первом этапе собирать в месяц 36 машин, к концу 2006 года увеличить выпуск до 108 машин в месяц. Но за полтора года реализации проекта собрали меньше тысячи джипов.

Но в декабре этого года стало известно, что производство златоустовских джипов полностью прекращено. «Давайте определимся. Я их никогда не выпускал, а только оказывал услуги сборки, - заявил «Э-У» генеральный директор ЗМЗ Сергей Лемешевский. - Идея полностью принадлежала Уральской автомобильной компании, она поставляла нам комплектующие для сборки и сама продавала собранные джипы. Кстати, именно эта компания и ответственна по гарантийным обязательствам».

Уральская автомобильная компания и Златоустовский машзавод перестали быть партнерами. Первая в сотрудничестве с новоуральским заводом АМУР (Свердловская область) занялась сборкой китайских грузовиков. Второй на освободившейся линии планирует наладить сборку специальной автотехники: на шасси КамАЗа или «Урала» будет устанавливать гидравлические манипуляторы собственного производства.

По мнению источника, осведомленного об условиях сборки Shuttle на ЗМЗ, но пожелавшего не раскрывать имени, проект с самого начала не был ориентирован на получение прибыли: «Это чистой воды пиар. Лемешевского к тому времени только что назначили на должность гендиректора ЗМЗ и ему надо было утвердиться. Параллельно он баллотировался в депутаты Заксобрания Челябинской области. Кроме того, сейчас на заводе идет процедура акционирования».

Задача на первый взгляд была простой: объединить три партии - «Родину», Российскую партию жизни (РПЖ) и

Лавировали, но не вылавировали

В начале года в стране началось собирание «Справедливой России» (СР). Партия претендовала на роль системной оппозиции «Единой России» (ЕР). На выборах в Госдуму ей прочили большое будущее и щедрое финансирование со стороны бизнеса, не нашедшего общего языка с единороссами, поэтому перспектива занять ключевые позиции в партии привлекала многих.

Российскую партию пенсионеров (РПП). Но гладко слияние не пошло. Лидеры трех политических сил вступили в схватку за руководство региональными отделениями СР. В итоге многие предпочли совсем уйти из политики.
Были и более оригинальные повороты. Эсеры не доверили руководство региональным отделением экс-лидеру свердловских пенсионеров и председателю регионального бюро всероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Евгению Артюху. Тот не сдался: чтобы остаться в политическом поле и иметь шанс на получение мандата депутата Госдумы, он примкнул к коммунистам.


Евгений Артюх

Два месяца у оппонентов ушло на споры о том, кого же все-таки рекомендовал лидер СР Сергей Миронов на пост председателя свердловского регионального отделения СР, Ройзмана или Артюха. Победу одержали «жизненцы» - лидером стал Евгений Ройзман. Не без помощи одного из коллег по партии барда Александра Новикова - тот периодически подчеркивал близкие отношения с лидером СР Сергеем Мироновым: «По личной просьбе Миронова я дам 14 концертов в Ленинградской области, где пройдут выборы в региональный парламент». Артюх заявил о выходе из СР.

В начале формирования СР на Среднем Урале позиции Артюха были сильны. В октябре 2006 года на выборах в Свердловскую облдуму РПП набрала наибольшее число голосов из партий, составивших «Справедливую Россию». Пенсионеры получили второй после ЕР результат - 18,75%, что принесло им четыре места в областном парламенте. С одобрения высшего руководства партии Евгений Артюх начал объединять среднеуральских эсеров. В начале января на конференции он был избран председателем регионального отделения. Лидер областного отделения бывшей «Родины» Евгений Зяблицев получил пост секретаря бюро. Но РПЖ, которую возглавлял депутат Госдумы Евгений Ройзман, с таким результатом не согласилась и распространила заявление о нелегитимности конференции.

Говорить о том, что ради депутатского места в Госдуме Артюх полностью изменил политические взгляды, нельзя. Идеи, схожие с лозунгами КПРФ, он продвигал и раньше: «Бизнесмены малого и среднего уровней редко понимают, что они - коммерческие пролетарии, социально незащищенный слой населения без гарантированных перспектив сохранить положение на рынке и даже избежать бедной старости». Антагонистом малого и среднего бизнеса Артюх считал крупный капитал, а ЕР - партией, этот капитал представляющей.

После неудачи с эсерами Евгений Артюх остался с РПП. Правда, теперь партия обрела статус общественной организации и утратила право участвовать в выборах. Но накануне приближающейся кампании в Госдуму политика это не устроило, и тогда фракция «пенсионеров» в облдуме решила выступить под флагом КПРФ. Коммунисты, чьи позиции в области не сильны, притоку свежей крови были рады: Евгений Артюх получил второе место в региональном списке.

Я всегда с собой беру видеокамеру

Если бы случай с Кириллом Форманчуком («Медведом») не произошел, его необходимо было бы выдумать. Уж очень он показателен: ясно, и какой механизм может быть запущен силовиками для борьбы с выбивающимися из системы, и как общество может противостоять этой борьбе.

Вот только ставка на коммунистов не сыграла. В Свердловской области на выборах в Госдуму КПРФ удалось получить 7,6%, что дало им право только на один мандат: его отдали депутату облдумы Андрею Альшевских. Впрочем, Евгений Артюх заявил, что низкий результат КПРФ не повлияет на взаимоотношения среднеуральских коммунистов и «пенсионеров»: они совместно примут участие в предстоящих выборах депутатов Свердловской облдумы.
Решение дальновидное - переход в третью партию означал бы окончательную потерю сторонников. Уже понятно, что часть электората РПП все-таки ушла к СР: перипетии перемещения экс-лидеров вошедших в нее партий избиратель не отслеживает, а бренд КПРФ для многих потерял оппозиционную привлекательность. Возможно, в масштабах областных выборов у Евгения Артюха будет больше шансов поднять рейтинги коммунистов.

Кирилл Форманчук стал «Медведом» осознанно. На свой Land Rover он прикрепил одновременно с действующими транзитными номерами накладку «МЕДВЕД 01» (намек на широко распространенную в интернете шутку про медведя, который, выходя неожиданно из леса, портит людям развлечения). А когда его стали останавливать сотрудники ГИБДД, он доказал им законность и правомерность своих действий. Если бы он этим ограничился, неприятностей могло бы не случиться. Но затем Форманчук добился, чтобы со служебной AUDI А8 начальника ГИБДД по Свердловской области Юрия Демина была снята тонировка. И вообще, только жалоб в адрес ГИБДД написал более 5 Как говорили в приватных беседах сотрудники ГАИ после того, как история с избиением попала на страницы СМИ, «он нас достал, вот и нарвался».
Как именно нарвался, рассказывали уже раз сто все СМИ. Со 2 октября Форманчук ездил в ГИБДД как на работу - зарегистрировать купленный в кредит автомобиль. В течение десяти дней ему отказывали под разными предлогами (от отсутствия бланков до проверки его по базе уклоняющихся от службы в армии), потом изъяли паспорт транспортного средства для проверки на подлинность и в лучших традициях бюрократии посылали из ведомства в ведомство за результатами экспертизы. А 12 октября задержали. Как указано в заявлении Форманчука всем возможным должностным лицам, от прокурора области до президента: «Инспектор сказал, что начальник испытывает ко мне неприязнь, так как ему пришлось снять тонировку со служебного автомобиля». Повезли в военкомат: уклонистов от службы в армии теперь можно и модно ловить прямо на дорогах. И хотя у Форманчука были документы, удостоверяющие отсрочку, и в розыске он как уклонист не находится, до военкомата его все же довезли. Там Форманчук, по версии правоохранительных органов, напал на военкома. В итоге был отправлен в Чкаловское РУВД, где его, опять же по версии правоохранительных органов, избили сокамерники.


Кирилл Форманчук

Случай с Форманчуком показал: инструментарий борьбы с недовольными - это бюрократия плюс административный ресурс, помноженные на совместные действия силовиков. Ответ общества такой: оно может консолидироваться, только если что-то по-настоящему его возмутит.

По словам самого Форманчука, били трое неизвестных, которые просто вошли в камеру. Дежурный милиционер не обращал внимания на крики и дважды отказывался отправить Форманчука в больницу. Приехавшая спустя 12 часов «скорая» забрала избитого в бессознательном состоянии.
Эта история благодаря интернету стала известна сначала автомобилистам, а потом попала в СМИ. 20 октября в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, других городах России под обращением в Генеральную прокуратуру РФ с требованием разобраться в правомерности действий правоохранительных органов в отношении Кирилла Форманчука собрали около 300 подписей.

Однако пока обществу не хватает системности для контроля за результатами акций. Например, никому в голову не приходит выйти на улицу, чтобы добиться ответа соответствующих структур на депутатские запросы или возбуждения уголовного дела против избивших Кирилла в СИЗО.

В ситуации, когда мы чувствуем приближение такой политической стабильности, что хочется уехать в Австралию, чтобы не задержаться в Ивделе на десять лет без права переписки, злоупотребления со стороны правоохранительных органов аккумулируют наше недовольство сложившейся ситуацией.
Конечно, особую роль в этой истории сыграл интернет. Кирилл не только умело обыграл его мифологию. Именно там люди, которые не знали друг друга, сплотились, чтобы сделать вместе что-то настоящее. Например, те, кто нашли его в СИЗО, в тот момент не были даже знакомы друг с другом. «Мы просто пришли, потому что чувствовали: кроме нас никто не сможет помочь», - объясняют они.

Когда верстался номер

Сейчас Форманчук восстанавливает здоровье. На машине почти не ездит, возят друзья. Но даже когда его останавливают гаишники, конфликтов не возникает.
«Я всегда вожу с собой видеокамеру, - объясняет Форманчук. - И как только начинаю съемку, инспекторы сразу отходят в сторону. Не хотят связываться».


Переступите через мой труп

Когда у человека столько видов деятельности и в каждой он заметен, так и тянет задать тривиальный вопрос, какое дитя самое любимое. Коляда - драматург, основатель школы. Режиссер, основатель театра. Главный редактор журнала «Урал». Преподаватель Екатеринбургского театрального института.

«Давайте подводить итоги, пока итоги не подвели нас», - Николай Коляда процитировал Илью Ильфа и быстро набросал реестр «наколядованного» за прошедший год. Три премьеры: «Гамлет», «Курица», «Женитьба». Участие в нескольких фестивалях: в Самаре, Омске, Волгограде, Нижнем Новгороде, гастроли в Польше. Успех спектакля «Амиго» на «Золотой маске». Выпуск еще одного сборника пьес. 50-летний юбилей, наконец. Среди всех впечатлений как самое сильное он выбрал летнюю, тоже юбилейную «Евразию» - конкурс молодых драматургов, который сам и придумал пять лет назад. Было много гостей: писатели, столичные критики. По традиции собрались в его деревенском доме в Логиново, несколько дней читали пьесы, обсуждали. Пришло время разъезжаться. Ждали автобусов, веселые, немного пьяные. Тепло, музыка, человек сто во дворе - и в это время начался ливень. Многие разулись, разделись и стали танцевать: «И такое счастье нас переполняло - от прочитанного, от выпитого, в лужах и под дождем…».

- Я когда прочитал список в интернете, чуть не расплакался от радости. Ну удалось все-таки! Меня молодого не поддерживали, били по рукам и ногами в живот: «мерзость, скотоложство». Поэтому я знаю, как тяжело молодым, им нужно помогать. В журнале «Урал» мы еще в 1999 году учредили молодежный литературный клуб «Лебядкин», каждый девятый номер отдан начинающим писателям и поэтам. У меня вышло шесть сборников собственных пьес и восемь - сборников пьес моих учеников. Нельзя же за успех цепляться бесконечно и повторять: «Я первый, я лучший». Пик моей популярности пришелся на вторую половину 90-х, теперь пусть другие получают премии и награды. А мне приятно, что под моим «знаменем».

Сначала он отвечает уклончиво: мол, стараюсь хорошо выполнять любую работу, данную господом Богом или правительством Свердловской области. Потом признается: главное его дело - пьесы писать. Уже написано 9 Из них на сцене живет 5 Некоторым повезло больше других: например, «Мурлин Мурло» с Еленой Яковлевой в главной роли в репертуаре московского «Современника» вот уже 18 лет. Я вспоминаю, как лет десять назад именно эту пьесу критики называли эпизодическим явлением русского театра, мол, ее время быстро пройдет. Критики, как всегда, ошиблись. Коляда, как всегда, прав. Сегодня он не один, у него последователи. В лонг-листе национальной премии «Дебют» в номинации «драматургия» из 12 человек со всей России пятеро - его ученики.

- Не знаю, как это получилось, я ничего специально не делал, может, звезды сошлись. Ругаю учеников как сумасшедший: не пишите, как Коляда. Меня радует, что Олег Богаев не похож на меня, Саша Архипов - не похож, Аня Богачева - своеобразна. А вот Вася Сигарев черпает из той же «ямы». Сегодня иду на занятия в театральный, опять буду их долбить: говорите своим голосом, переступите через мой труп. И я когда-то был увлечен Вампиловым и Арбузовым, преклонялся, подражал, но выбрал собственную дорогу.

- Вас «обвиняют» в создании собст-венной драматургической школы…

- Идея принадлежала Валентину Лукьянину: позвать Коляду, и на журнал сразу обратят внимание. У меня тогда было много дел. Но если произносят такие слова, как «помогите», я кидаю все и бегу помогать. Как поднимали подписку? Льготами, работой с библиотеками, криком-ором, чтобы о нас услышали. Сначала подписка составляла всего 237 экземпляров, сейчас - 330 Все равно мало, конечно. Но наши читатели - это тот «кислород», который необходим, чтобы общество дышало. Все лучшее, что было написано на Урале за это время, опубликовано в журнале.

- Восемь лет назад она неожиданно для многих вывела вас в редакторы журнала «Урал». Задумка была, как я понимаю, известным именем спасти утопающего?

- Однако ни «Ревизор», ни «Гамлет» не были отобраны на «Золотую маску». И за спектакль «Ромео и Джульетта», который до сих пор вспоминают как откровение и просят диски с записью, я ничего не получил. Мне это смешно. Наплевать. Когда в апреле возили в Москву «Амиго», столько натерпелись, что пропади эта «Маска» пропадом: высокомерие, мертвечина и банкет с плавленым сырком. Чувствуется, что люди здесь зарабатывают, им не до искусства. Атмосфера провинциальных фестивалей другая: хлеб-соль. Нам ведь много не надо, услышать «мы вам рады», и уже хорошо.

- Вы говорите, что пик популярности позади. Но сегодня Николай Коляда - признанный мэтр.

Бриллиант за десять тысяч

- Николай, вы много общаетесь с писателями и артистами. Они отличаются принципиально?


Конечно, мне нравится, когда меня хвалят. Другое дело, когда ты эти награды получил, нужно улыбнуться и убрать их в угол. А если все те слова, что говорят на вручении премий, воспринимать всерьез, в голове будет стучать: «ты гений, ты гений». Так можно и с ума сойти.

- А в «Гамлете» артисты чему учились?

- И те и другие как малые дети, порода такая, каждый на себя одеяло тянет. Из носу кап, в руки хап. Не понимают, что надо общее дело делать. Журнал, спектакль - коллективное творчество. Собираюсь поставить «Короля Лира» с поучительной целью, чтобы поняли: нужно соединять, а не рвать на части.

- Многие театры жалуются на нехватку молодежи, а у вас и зрелые роли играют порой юные ребята.

- Актерскому мастерству. Мы странно репетировали. Пять месяцев делали этюды с предметами: давили яблоки, рвали лаваш; все записывали на видео, было смешно и весело. Ставить начали за месяц до премьеры, лишь 20 процентов сделанного вошло в спектакль, остальное сохранилось как школа актерского мастерства.

- Если бы Олег остался работать в Екатеринбургском драматическом, классическом театре, он бы, конечно, и там был заметен, но вряд ли бы так блистал…

- Возможно, я по натуре ближе молодым. Коллектив у меня замечательный. И немаленький: 54 сотрудника. Есть просто выдающиеся, редкие артисты - Олег Ягодин, Ирина Ермолова. Это бриллианты, вокруг которых можно выстраивать что угодно, брать темы любой сложности.

- «Коляда-театр» продолжает частную жизнь?

- Наверное. Он артист современного стиля. Когда Олег произносит монолог «Быть или не быть», я открываю дверь в своем кабинете и слушаю: мороз по коже. И никакой звездной болезни. К Новому году готовили сказку «Морозко», он там Леший. Казалось бы, мог отказаться, «не царское это дело» для Гамлета; нет, он за все берется. Как и я: и пол в театре мою, и убираю после спектаклей, и за игрушками езжу. Это мой театр.

- Сколько стоит в среднем постановка спектакля?

- Да, он на самоокупаемости. Мы зависим прежде всего от продажи билетов. На последнюю премьеру, «Женитьба», подняли цены до 350 рублей, это дорого для андеграундного театра даже по европейским меркам. Билеты раскупили. А для Москвы, наоборот, дешево. В конце января на сцене театра «Современник» будем представлять пять постановок. Я собирался играть спектакли тоже за 350 рублей, но мне сказали: «Что вы». Цены назначили от 500 до 2000 рублей.

- Как строятся ваши взаимоотношения с властью? Зачем власть культуре?

- Самый дорогой у нас - «Гамлет», 90 тыс. рублей. Деньги на постановку обычно вкладываю свои. Я получаю достаточно большие авторские гонорары, когда идут мои пьесы. «Современник», например, за вечер собирает 1,5 - 2 млн рублей, я получаю 8%. Выходит 5 - 8 тысяч долларов в месяц, почти все идет в театр. У нас самая лучшая в городе аппаратура, прекрасное сценическое освещение и т.д. Но зарплата артистов недостаточно высокая. Олег Ягодин, занятый во многих постановках в главных ролях, имеет 10 - 12 тысяч рублей в месяц.

Чернуха и «белуха»

- В ваших спектаклях всегда большое количество реквизита, вы не минималист. В «Курице» штук 200 игрушечных свинок, пространство «Гамлета» заполнено репродукциями портрета Моны Лизы. Почему вам так важен мир вещей?


- Только для финансовой поддержки. Все-таки трудно столько лет тащить театр за свой счет, надеюсь на помощь. Летом планирую провести второй фестиваль «Коляда-place»: 28 спектаклей по пьесам моим и моих учеников в постановке разных театров. Обратился в федеральное министерство, отправил документы. Они пришли обратно: якобы неверно оформлены. А на ушко мне посоветовали походить по кабинетам, мол, откат в министерских учреждениях составляет 30% запрашиваемой суммы. А что значит - откат? Давать взятки людям, которые распоряжаются бюджетными деньгами. Они что, меценаты? Кто-то, может, считает это нормальным, но на моей голове последние волосы зашевелились. В эту игру я не играю. Лучше позвоню друзьям, обращусь к артистам, чтоб пояски затянули еще потуже… В итоге помогла местная власть: на фестиваль обещали выделить средства правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.

Как-то зашел в магазин купить еду кошкам, вижу, висят какие-то копыта, на муляж похожие. Объясняют: «Это для вашей собачки, живые кости, по специальной технологии обработанные. Запах сохраняется, а вредных веществ нет. Можем предложить еще свиные, козьи». Беру все. Меня узнали: «Вам для спектакля?» «Да, для «Гамлета». «Там вроде бы про другое было». «Про это, про это, мне лучше знать: про смерть, про кости»… В спектакле Гамлет произносит свой знаменитый монолог на костях. А в массовых сценах, когда артисты берут в руки эти копыта и наступают на зрителя, они как бы кричат: «Мы вас побьем за весь прогнивший русский реалистический театр».

- Большие портреты-негативы Джоконды я увидел однажды на рынке и сразу купил 40 штук, еще не зная зачем. Концепции не было, все рождалось в процессе: во что превращается красота, облюбованная до отвращения, захватанная до похабства. Реквизит для меня - подспорье, толчок. Бывает, репетиция идет как-то вяло. «Подождите, говорю, схожу за реквизитом». Через десять минут возвращаюсь с чем-то новым в руках, с идеей в голове - и дело двинулось. Иногда сам удивляешься, откуда что берется.

- Ненавижу. Зацелованный до смерти Чехов, зацелованный до смерти Гоголь. Когда я такое вижу, думаю: как не стыдно, во что вы превратили театр, в мертвечину, а ведь он живой, вечный. Гоголь, Толстой, Горький - вечные. Читаешь - сердце волнуется. Смотришь на сцену - все в белых платьях, воздух не шелохнется. Сегодня не может быть такого театра - другой нерв у времени. В «Женитьбе» я от души стебался над театром Станиславского, их понятием «белухи».
Когда мне начинают говорить про русскую душу, великую и прекрасную, а ты, мол, чернушник-порнушник, черпаешь из помойной ямы, Россию не любишь, только грязь замечаешь, я думаю: они что, мои пьесы не читали, спектакли не смотрели? Не чувствовали, сколько в них боли и любви? Когда Ирка (Ирина Ермолова в роли Джульетты. - Ред.) берет Олега на руки и качает его, так ведь она всех своих не родившихся детей качает. Лучше бы эти чистые и духовные прибрали вокруг своего дома. Когда мне указывают, что и как делать, это не просто обидно, это ранит глубоко в сердце.

- Вы его ненавидите, реалистический театр?

- Где еще поплачешь хором, как не в театре? Я всегда так спектакли выстраиваю: смешно, смешно, смешно - и страшно, грустно. Сначала посмеешься от души, потом поплачешь, так театр устроен, так жизнь устроена. Вот в Германии другой театр. Там нельзя плакать в зрительном зале, воспитание не позволяет, отношение к искусству. Но в большинстве стран, как и у нас, театр идет не от головы, а от сердца.

- Некоторые зрители на ваших спектаклях то гомерически смеются, то истерически плачут. Рыдать в театре - это нормально?

- «Деньрожденческий вопрос»: каково Коляде в 50 лет?

А чой-то вы во фраках...

На фестивале в Самаре после просмотра «Ревизора» в постановке Коляды критики в очередной раз устроили битье: «Да когда же герои Коляды выйдут на сцену не в телогрейках и ватниках, а во фраках»?
4 декабря драматург и режиссер, «уральская икона», на которую кто-то молится, кто-то отворачивается, отмечал полувековой юбилей. Сидит мэтр в неизменной тюбетейке в зрительном зале, открывают двери, и все его артисты выходят на сцену - во фраках. «Было чудовищно смешно!».



Главная страница / Промышленное строительство