Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Что вы гоните

Напомним, «пенсионеры» во главе с Артюхом вышли из состава СР в начале этого года. Тогда Артюх возглавил уральское отделение СР, но решение конференции отменил лидер партии Сергей Миронов, отдав предпочтение депутату Госдумы Евгению Ройзману.

Евгений Артюх нашел приют у коммунистов
За поддержку коммунистов на выборах в Госдуму «пенсионеры» получат шесть мест в списке кандидатов, РКРП - одно. По словам лидера свердловской ячейки бывшей РПП Евгения Артюха, между КПРФ, РПП, РКРП заключено письменное соглашение. Участники коалиции сохранят независимость - общих органов управления союзом не будет. «Это позволит избежать дрязг и разборок, возникших, например, при создании “Справедливой России” (СР) на базе трех партий - РПП, “Родины”, “Партии жизни”. Эсеры до сих пор выясняют, кто у них главный», - подчеркнул Артюх.

По мнению заместителя директора Института философии и права УрО РАН Константина Киселева, КПРФ благодаря РПП получит мощный организационный ресурс и позитивный имидж. У коммунистов значительно возрастут шансы получить второе место на выборах, после «Единой России» (ЕР). Фактически обновленная КПРФ постепенно занимает позиции главного оппозиционера ЕР, на которых хотели закрепиться эсеры. Киселев считает, что союз коммунистов и «пенсионеров» сохранится и после выборов, а Артюх и его команда станут членами КПРФ.

По словам Артюха, у «пенсионеров» много общего с КПРФ. Это подтвердилось на встрече Артюха и лидера компартии Геннадия Зюганова, где и было принято решение о создании оппозиции «партии власти». Подобные коалиции складываются и в других регионах, например, во Владимирской области и Ставрополье. На 29 сентября в Самаре запланирован съезд «пенсионеров», где коллегиально будет принято решение о поддержке КПРФ бывшей РПП.


Салда без купюрГород располагает к себе путешественников большой картой при въезде. Вроде и плутать-то негде, а все равно приятно: без лишних телодвижений можно добраться до любой местной достопримечательности. На первый взгляд, обычный индустриальный провинциальный городок с типичным набором пятиэтажек, производственными зданиями, местным домом культуры и аккуратно заделанными выбоинами на дорогах. Но есть в нем своя изюминка: кажется, и люди чуть обеспеченнее, и автомобилей больше.

Любая журналистская командировка начинается с детального изучения того места, куда тебя направляет редакция. Признаюсь честно, я долго рыскал по интернету в поисках верхнесалдинских сайтов. Тщетно: удалось найти только один, да и тот оказался в стадии разработки. Для кого нужна информация о муниципалитете? Для инвесторов, конечно. «Вот еще… Все наши инвестиции связаны с ВСМПО, а о нем знают все, по крайней мере, крупнейшие мировые авиа и моторостроители», - сказали мне салдинцы. Согласен, титановый гигант известен, даже проект особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина», который планируют реализовать близ Верхней Салды, оглашен. Но этого недостаточно, чтобы составить представление о городе. В общем, в Верхнюю Салду я отправился в полном неведении…

Между тем львиная доля налогов с ВСМПО уплывает в региональный и федеральный бюджеты (см. «Поделись субвенцией своей»). Налог на прибыль предприятий с введением 131-го федерального закона в 2005 году целиком уходит с территории. Городская казна в основном пополняется за счет налогов на имущество, землю и доходы физических лиц. Местные власти пытаются доказать областному правительству: чем больше на территории останется налогов, тем успешнее будет развиваться и предприятие, и город. Пока безуспешно.

В чем причина отличий? Обратимся к статистике. Средняя зарплата салдинцев в 2006 году превышала 12 300 рублей, в промышленной сфере - 13 500 рублей. Согласитесь, прилично для города, который занимает менее процента территории Среднего Урала. Судя по безработице в 1% и 200 вакансиях, производство успешно развивается. Смотрите сами: оборот крупных и средних организаций в прошлом году составил 23 678 млн рублей, прибыль - 7875 млн рублей (на 78% больше, чем в 2005м). Инвестиции в основной капитал тоже приличные - 1656 млн рублей (больше прошлогодних на 35%). Понятно, более 90% всех показателей связано с ВСМПО. Например, в общем объеме прибыли доля корпорации - 98%. Только в областной бюджет в прошлом году она перечислила налога на прибыль 1,6 млрд рублей. Если откровенно, то жизнь города практически целиком зависит от ВСМПО, где работают 17,5 тыс. местных жителей. На балансе градообразующего предприятия большая часть социальных объектов.

Есть и другие примеры - отсутствие развитой рекреационной сферы (в городе один боулинг), представительств крупных региональных торговых сетей, полноценного дорожного строительства. «Бывали времена и получше, лет 20 назад Салда по обеспеченности не уступала крупным городам, - говорит бывший работник ВСМПО. - А сейчас приходится из облбюджета свои же заработанные деньги выпрашивать, чтобы дороги в порядок привести».

В итоге Салда не всегда в состоянии справиться с многочисленными проблемами. В числе основных - жилищная. В квартирах нуждаются 1470 человек. В 2006 году введено 1876 кв. метров жилья, но этого недостаточно. Ремонта требуют жилые здания, построенные местным домостроительным комбинатом в 80-е годы. Тогда, чтобы увеличить темпы строительства, дома делали без утеплителя: углы в квартирах промерзают насквозь, температура зимой не превышает 12 - 14 градусов, хотя к батарее прикоснуться невозможно. В городе таких домов 15 Нужны сотни миллионов рублей, чтобы исправить ситуацию. Не в лучшем состоянии и коммунальные сети.

По мнению депутата Государственной думы от Свердловской области, члена думского комитета по вопросам местного самоуправления Георгия Леонтьева, невысокие темпы развития муниципалитета объясняются существующей системой межбюджетных отношений. Город практически не зависит от доходов ВСМПО. Ситуацию можно изменить, перейдя от политики выравнивания финансового состояния регионов и муниципальных образований (МО) к политике создания возможностей для их развития. Сделать это позволит нормативноправовой метод регулирования межбюджетных отношений. Суть его заключается в том, чтобы, вопервых, законодательно установить минимальный уровень финансового обеспечения расходных обязательств МО в социальной сфере на основе минимальных государственных социальных стандартов, вовторых, закрепить за местными бюджетами на долгосрочной основе налоги, необходимые для покрытия этих расходов. У территории появится стимул: развивая предприятия, они будут наращивать собственную налоговую базу, подытоживает Георгий Леонтьев.

При этом назвать городские власти равнодушными к проблемам города язык не поворачивается: за полдня я успел увидеть главу Верхнесалдинского городского округа Игоря Косилова в разных местах, от зала заседаний местной думы до субботника. Но одного рвения недостаточно - нужны инвестиции.

- Увеличить налоговые отчисления в бюджет конкретного МО можно на основании стратегии социально-экономического развития субъекта федерации. Важно, чтобы в этом документе были определены перспективы роста тех или иных городов и оговорено, что развитие этих территорий приоритетно для региона.

Другой вариант предлагает Максим Перов, заместитель директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона РФ:

Ставка на малый По мнению Максима Перова, зависимость города от одного предприятия опасна: любые колебания на производстве сказываются на жителях. Один из путей страховки - диверсификация экономики, а она в небольших городах возможна только на основе развития малого бизнеса.

Однако при любом раскладе изменение межбюджетных отношений - процесс длительный. А деньги на развитие территории нужны уже сегодня. Многие эксперты полагают, что вместе с отстаиванием налоговых интересов городам нужно развивать малый бизнес, который в свою очередь будет вкладывать в муниципалитет.

На самом деле участие малого бизнеса в Салде одними налогами не ограничивается. По словам Игоря Косилова, в прошлом году жители города, в том числе предприниматели, собрали на ремонт детской больницы около 2 млн рублей. Создан попечительский совет, где малый бизнес решает, на какие цели должны быть потрачены средства. В ответ город старается устранить административные барьеры. Одной из площадок для диалога становится ежегодная выставкаярмарка для предпринимателей. Впрочем, встречи мэрии с бизнесом, видимо, проходят гораздо чаще: даже во время нашей беседы с главой округа предприниматели несколько раз пытались прорваться в кабинет.

По словам первого заместителя главы администрации по экономике Ирины Туркиной, на 1 января этого года в Верхней Салде зарегистрировано 1511 субъектов малого предпринимательства. В этой сфере занято более 3730 жителей (13,8% от общей численности работающих). Доля малого предпринимательства в налоговых поступлениях в бюджет округа - около 2 - 4%.

Желание мэра защитить местный бизнес понятно, но долго сдерживать напор вряд ли удастся. По словам директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт Петербург) Владимира Княгинина, региональные торговые сети будут стремиться во «вторые города», по крайней мере, по двум обстоятельствам: там сконцентрирована достаточно благосостоятельная публика, а кроме того, они уже решили проблему с логистикой, и это удешевило дистрибуцию, доставку товаров и их распространение по средним и малым городам. Поэтому рано или поздно ритейлеры российскую глубинку освоят (см. «Третий звонок», с. 11). Можно предположить, что далее во «вторые города» придут компании, ориентированные на оказание услуг населению: страховой бизнес, коммерциализирующиеся социальные услуги - здравоохранение, образование, часть ЖКХ.

Игорь Косилов утверждает, что постоянно призывает местный торговый бизнес объединяться и строить крупный центр. Сейчас магазинчики разбросаны по первым этажам жилых домов. При входе в Салду крупной ритейлерской сети они обречены на закрытие. А попытки екатеринбургские ритейлеры уже предпринимали. По словам главы округа, общий язык с ними найти не удалось. Представители сетей просили места в центре города, например, территорию бывшего детского парка. «При этом никто не хотел ждать, пока будут внесены изменения в генплан города, проведены общественные слушания - захотят ли жители, чтобы в центре города появился торговый центр», - говорит Игорь Косилов.

По мнению Георгия Леонтьева, недостаточно интенсивно малый бизнес развивается в муниципалитетах изза несовершенной системы налогообложения. Ситуация не изменится, пока не появится прямая зависимость от него благополучия жителей города. Для этого нужно внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы: все налоговые поступления от предприятий этой сферы закрепить за местными бюджетами на долгосрочной основе, с условием, что все дополнительные доходы, получаемые местными бюджетами в этой связи, не повлияют на субвенции из регионального бюджета.

А свой ответ «екатеринбургским завоевателям» Верхняя Салда готовит: в этом году местный предприниматель Владимир Семенцов начнет строительство комплекса, куда помимо торговых площадей войдут парикмахерские, фитнесцентр, массажный кабинет (см. «Смело, товарищи, в сети», с. 13).

По словам Максима Перова, ОЭЗ даст хороший режим для инвестиций: эта территория освобождается от налога на прибыль на первые несколько лет. Если «Титановая долина» победит в конкурсе, Верхнюю Салду ждут изменения, но не сразу, а через год или два, когда начнется стройка, появятся вакансии. Но при этом надо понимать, что на территорию ОЭЗ может прийти любой бизнес и, скорее всего, ОЭЗ не будет связана с титаном.

Долина, да не таПриток инвестиций связан и с реализацией проекта ОЭЗ «Титановая долина». О его важности не только для города, но и для региона в целом говорит напористый лоббизм губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Последний раз глава субъекта федерации обратился за помощью к первому вицепремьеру российского правительства Сергею Иванову, посетившему в апреле Средний Урал: окажите содействие в принятии решения о проведении второго конкурса по созданию ОЭЗ или конкретно - по «Титановой долине». Тогда Россель заявил, что ОЭЗ будет специализироваться в промышленно-производственной деятельности (выпуске оборудования из титана и нержавеющей стали, металлообработке) и работать на нужды авиационной и космической промышленности, судостроения, цветной металлургии.

Георгий Леонтьев убежден в обратном - закон об особых экономических зонах говорит лишь о льготах промышленным зонам, не рассматривая сами города:

Под ОЭЗ уже определен участок размером 20 кв. км недалеко от поселка Свободный близ Верхней Салды. За счет федеральных средств туда будут подводить коммуникации, строить административные и производственные помещения. По словам Игоря Косилова, ОЭЗ даст городу дополнительный толчок для развития, появятся новые рабочие места.

Компактные агломерации Реализация ОЭЗ потребует от Верхней Салды дополнительных человеческих ресурсов. Но ВСМПО и так нуждается в кадрах. Выход усматривается в привлечении специалистов из других городов. В частности, из Нижней Салды, которая в начале 90х входила в состав Верхнесалдинского района.

- Ограничивать переход к инновационной экономике развитием производств - неправильно, и я неоднократно спорил на эту тему с министром экономического развития Германом Грефом. Необходимо финансирование и развитие социальной инфраструктуры с тем, чтобы для квалифицированного персонала, обеспечивающего инновационную деятельность, была создана комфортная среда проживания. Иначе город так и будет существовать отдельно, а предприятие отдельно. Поэтому необходимо либо внести соответствующие изменения в закон об ОЭЗ, либо внедрять механизм территориальноотраслевых программ комплексного социально-экономического развития.

В новой концепции ставка делается именно на малые индустриальные города. В России много примеров, когда ситуации в соседних муниципалитетах с промышленной экономикой противоположны: в одном предприятие процветает и требует новых специалистов, в другом - закрылось и наступила безработица. Если между этими городами усилить транспортные связи, достичь договоренности о заполняемости вакансий, и получится агломерация, рассказывают в Минрегионразвития РФ.

Минрегионразвития РФ начало разрабатывать концепцию создания агломераций на базе «вторых городов». Речь не идет о присоединении малых городов к мегаполисам: эта программа уже предложена и ее попытаются реализовать в некоторых субъектах федерации (см. «Постарайтесь получить удовольствие», «Э-У» № 15 от 16.04.07).

Полномочия для развитияБезусловно, дальнейшее развитие Верхней Салды зависит от многих обстоятельств - роста малого бизнеса, реализации проекта «Титановая долина». Однако без финансово подкрепленных полномочий территорий существенных изменений не произойдет.

Между Верхней и Нижней Салдой, разделенными 12 километрами, такие отношения начинают выстраиваться. На нижнесалдинском металлургическом заводе фактически функционирует только цех рельсовых скреплений. Высвободившиеся сотрудники уходят на ВСМПО. Но наверняка в городе остаются специалисты-промышленники, которые работают не по профессии и хотели бы трудиться в Верхней Салде. Чтобы организовать процесс перетока кадров, нужны договоренности между муниципалитетами.

- Необходимо вернуться к вопросу распределения полномочий и внести изменения в федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Установить, что комплексное социально-экономическое развитие - это вопрос местного значения. В качестве источников финансирования программ должны выступить средства местного бюджета, субъектов РФ, федерального бюджета, предприятий, участвующих в реализации программы. При этом расходы, осуществленные предприятиями, должны относиться к расходам, принимаемым для целей налогообложения по налогу на прибыль. Целесообразно установить обязательное отчисление от средств, инвестируемых в территории МО предприятиями всех форм собственности в размере 3% от суммы инвестиций, осуществленных в течение года, - считает Георгий Леонтьев.

По словам Георгия Леонтьева, каждое муниципальное образование - это субъект экономической деятельности. Ему необходим бизнесплан, предусматривающий перспективы развития, и собственные органы управления этим развитием. Наиболее эффективно это смогут сделать местные власти и создаваемые ими структуры: территориальные компании развития, инвестиционные фонды. А для этого у местных властей должны быть соответствующие рычаги в виде законодательно закрепленных полномочий. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда из вопросов местного значения исключено комплексное социально-экономическое развитие. А значит, у органов местного самоуправления отсутствуют основания финансировать любое мероприятие, направленное на развитие.

Дополнительные материалы:

Мы опять упираемся в налог на прибыль и необходимую связку между доходами градообразующего предприятия и муниципалитета. Вероятно, со временем система межбюджетных отношений претерпит изменения. Произойдет это тогда, когда региональные власти осознают зависимость темпов развития предприятий от условий проживания в городах, где расположены производства. Пока же в условиях «титановой независимости» Верхней Салде остается развивать малый бизнес.


Большого без малого не будет

Директор Центра стратегических разработок «Северо­Запад» (СанктПетербург) Владимир Княгинин убежден: без развития малого бизнеса у индустриальных городов нет будущего.

Владимир Княгинин

Но мы должны понимать, что сейчас идет несколько базовых процессов, способствующих диверсификации экономики и влияющих на ситуацию в малых и средних городах. Во-первых, это технологическая революция: даже на самых трудоемких и сложных производствах постепенно будет сокращаться число занятых. Во-вторых, - реструктуризация основных производств. По мере того, как крупные компании будут выходить на IPO, становиться публичными, они окажутся вынуждены реструктурировать собственный бизнес, очищаться от непрофильных активов, а значит, выводить их за пределы своей территории. Ктото должен будет эти активы принять. Втретьих, сектор услуг в городах неминуемо должен расти: если город или место, где размещен производственный актив, не удовлетворяют запросам к современной городской среде и образу жизни, они будут терять жителей, следовательно, предприятия лишатся работников.

- «Вторые города», сформированные на базе крупных индустриальных производств, связанных с добычей и переработкой сырья, имеющие одно-два градообразующих предприятия, нередко используют естественный ресурс территории - полезные ископаемые или, скажем, транспортные возможности. Как правило, базовый сектор экономики таких городов трудно изменить. Слишком много людей занято, слишком велико значение этого предприятия для города, а бывает - и для региона в целом. Питать надежды на изменение профиля такого населенного пункта в ближайшей перспективе очень трудно.

Верхняя Салда основана в 1760 году заводчиками Демидовыми. Статус города получила в 1938 году. Расположена в 176 км от Екатеринбурга. Общая площадь Верхнесалдинского городского округа - 169,6 тыс. га, города - 7 тыс. га (0,95% площади Свердловской области).

Думаю, с точки зрения администрации Верхней Салды и руководства ВСМПОАвисма, самая перспективная работа - это поддержание предпринимательской активности в городе и развитие других видов и типов бизнеса. Как бы мы к этому ни относились - это будущее самого предприятия. Иначе оно просто потеряет сотрудников: работники старших возрастов будут уходить на пенсию, молодежь - уезжать туда, где жизнь лучше. Считать, что все патриоты и желают работать только на титановом комбинате - это заблуждение, достойное 50-х годов прошлого века, но не 10 - 20-х годов века ХХI.

Экономика носит индустриальный характер. На территории города расположены ОАО «Корпорация ВСМПОАвисма», ООО «Верхнесалдинский металлургический завод», ЗАО «Верхнесалдинский чугунолитейный завод “Руслич”».

В состав округа входят 18 сельских населенных пунктов. Численность населения округа - 52,8 тыс. человек. Бюджет на 2006 год составил 450,8 млн рублей.



Фальсифицированный (некачественный, суррогатный) бензин на заправках находят периодически. Также периодически от него ломаются автомобили. Случай, ставший темой недели в Екатеринбурге, получил широкую огласку по одной-единственной причине: разом пострадали не один-два, а 16 автовладельцев. Так что придется посмотреть на проблему в целом.Способов фальсификации бензина, равно как и попадания его на приличные с виду АЗС, множество. Но какой бы ни была схема «бодяженья», в центре ее находится человек, который намеренно наносит вред компании-поставщику с целью набить карман. А теперь вопрос: кто скорее покусится на быстрый заработок в ущерб долголетней работе и перспективам развития? Нанятый директор заправки, входящей в большую сеть (деньги здесь, а начальство где-то там)? Он же, работающий по франшизе? Или тот, для которого эта самая АЗС - хлеб, а он - сам себе владелец, директор и служба безопасности?

Иллюстрация: Андрей Колдашев

Может быть, поэтому бензиновая розница в США и Европе все больше демонополизируется? Кровно заинтересованный частник эффективнее нанятого менеджера. Да и в российской экономике примеров того, как конфигурация «производство и транспортировка товаров и услуг - в руках крупного бизнеса, розница и обслуживание конечного потребителя - в руках малого» оказывается наиболее удачной, не счесть. Взять, например, «последнюю милю» в телефонии или компании, оказывающие коммунальные услуги.

Ответы, на наш взгляд, можно ранжировать следующим образом. Владелец единственной АЗС вряд ли будет рисковать бизнесом. В случае франшизы вероятность есть, но тоже невелика. А вот нанятый человек легко пойдет на воровство, если есть такая возможность. А возможностей, отмечают специалисты, не счесть. Причем профессионалы рынка в частных беседах говорят: если воровать по-умному и не борзеть (не торговать чистым суррогатом, а добавлять его на 10 - 20%), не пойманным и безнаказанным можно оставаться очень долго. И за несколько лет сколотить на «сэкономленном» приличную сумму.

Так, может, крупным оператором рынка стоит притормозить с развитием сбытовых розничных сетей (а процесс идет активно: и скупка, и раздача франшиз)? Бензиновые скандалы наносят немалый ущерб репутации компаний, бизнес которых в первую очередь сосредоточен не в рознице, а в опте и транспортировке. Не дать ли жизни частнику?

На нашем рынке нефтепродуктов пока процесс обратный. Доли крупных сетевиков растут, частников - уменьшаются. Причем сети намеренно давят частника (к примеру, поднимая оптовые цены и не меняя розничных: свою маржу они получают и так, а частник, работающий только с розницей, загибается). Специалисты Ростехрегулирования, к слову, отмечают: в последнее время растет число случаев фальсификата именно в крупных городах. В числе прочих объяснение этому может быть такое: за пределами городов те, кто разбавляет бензин «ослиной мочой», потихоньку переводятся, оставшиеся - честные работяги. А в крупных городах все больше сетей…


В начале октября в Екатеринбурге в течение нескольких дней владельцы сразу 16-ти импортных и отечественных автомобилей подали в Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации («Уралтест») жалобы на некачественный бензин. Все они заправились на четырех АЗС, принадлежащих группе компаний «СКОН». У одних вышла из строя топливная система машин, у других начались перебои в работе двигателя. Владельцы вынуждены были обратиться в автосервисы. Президент группы компаний «СКОН» Денис Лужецкий пояснил «Э-У»:

: Андрей Порубов

Согласно информации, содержащейся на сайте компании, по состоянию на 10 октября результаты лабораторных испытаний показали: бензин соответствует ГОСТу. Никем из клиентов, подавших заявления, результаты испытаний, доказывающих, что бензин, приобретенный на АЗС, принадлежащих «СКОНу», был ненадлежащего качества и не отвечал нормам ГОСТа, не предоставлены. Тем не менее компания приняла решение о выплате компенсаций, и на 10 октября четыре человека ее уже получили.

- В момент, когда произошел инцидент, на заправках продавался бензин, поставленный с одного из башкирских НПЗ. С этим поставщиком мы работали лишь однажды, и полностью проверенным его назвать нельзя, хотя и поводов заподозрить в чем-то не было. Но в сентябре на рынке был дефицит 95-го бензина, и мы пошли на эту поставку. По документам бензин отвечал всем нормативам. Сейчас у меня две версии. Либо изначально некачественное топливо было отгружено с завода, либо оно было испорчено при транспортировке (например, качественные нефтепродукты залили в грязные цистерны, произошла химическая реакция). Мы проводим внутреннее расследование, но вероятность злоупотребления собственных сотрудников минимальна. У нас мощная система безопасности, все поставки записываются на камеру. Записи мы уже изучили, никаких эксцессов, например попыток замены нефтепродуктов не было.

СамогонщикиСпециалисты делят бензин на ГОСТовский (соответствующий его требованиям); ТУшный (изготавливается по техническим условиям, то есть отдельные его параметры до ГОСТа не дотягивают); кустарный (изготавливается на полулегальных нефтеперерабатывающих заводах; кстати, его качество может быть лучше гостовского, но отличается нестабильностью) и заведомый суррогат.

К слову, соответствие топлива ГОСТу, равно как и лабораторные исследования, его подтверждающие, еще не означают, что топливо не могло навредить машинам. И ГОСТ регулирует не все параметры бензина, и исследование не в состоянии выявить любые возможные примеси и отклонения. Возможно, речь идет о каком-то малораспространенном ингредиенте, тест на который не входит в стандартное лабораторное исследование.

В Челябинской и Курганской областях цифры несколько меньше: нормам не отвечает около 10% бензина. В Тюменской области - 15%. Всего в России, по словам главы Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, на розничном топливном рынке продается около 30% суррогата.

По данным «Уралтеста», в Свердловской области в 2006 году нормативным требованиям не соответствовало 20% бензина. В этом году - 18%. Наиболее часто подделывают 92-й. Крайне неблагоприятная ситуация складывается с дизельным топливом - его подделывают еще чаще: в прошлом году нормам не соответствовало 44%, в этом - 36%.

Способов махинаций с топливом масса. Перечислим основные. Вариант первый: искусственное повышение октанового числа. Как сообщил сотрудник пресс-службы «Лукойла» Владимир Семаков, сырьем для суррогатного высокооктанового бензина выступают сорта с низким октановым числом - например, 8 С помощью определенных добавок его можно повысить на какое-то время до 9 Как правило, пытаются добавлять присадки на основе свинца. Применение такого бензина законодательно запрещено еще в 2003 году. «Кроме того, иногда могут продавать прямогонный бензин - это сырье для нефтеперерабатывающей промышленности, он не должен поступать в продажу», - говорит Владимир Семаков.

В последнее время резко возросло количество некачественного бензина в мегаполисах. «Раньше мы обычно находили некачественный бензин на АЗС, расположенных в поселках, деревнях или на трассе, - замечает руководитель Уральского МТУ “Ростехрегулирования” (контролирует территорию УрФО) Светлана Михеева. - Теперь все чаще выявляем подделки в больших городах. Например, только в Екатеринбурге получили много жалоб на АЗС, принадлежащие двум компаниям». Аргументированного ответа на вопрос, почему участились случаи фальсификации, от игроков рынка добиться не удалось. Самая распространенная версия - «в конец обнаглели».

В главной группе риска бензин, купленный не на нефтебазе, а привезенный бензовозом с небольшого НПЗ, находящегося в другом регионе. Он может быть изначально плохого качества или его испортит по дороге водитель: продаст часть, недостающий объем дольет чем попало. А подделать любые документы, удостоверяющие качество, происхождение, пути поставок бензина, при желании труда не составит, рассказывает один из игроков рынка нефтепродуктов. Не менее рискованны сделки с ворованным бензином. Ворованный - он и есть ворованный: бумаги липовые, и реально оценить его качество без полноценных лабораторных исследований, которые на АЗС не сделать, невозможно.
Иллюстрация: Андрей Колдашев

Вариант второй: разбавление. Как правило, заправщики, если они не совсем отморозки, чистый суррогат в баки не льют. А вот откачать четверть объема качественного бензина (потом реализуется по цене, устраивающей обе стороны, своим людям) и заполнить недостающий объем суррогатом (вариант: бензином с более низким октановым числом или более низкой марки) - практика достаточно распространенная. Обычно в таких случаях до немедленной поломки дело не доходит. Ну уменьшилась мощность двигателя, увеличились его износ и расход топлива. Много ли людей способны определить это на глаз?

Вопреки, мнениям некоторых автолюбителей, газификация автомобиля решением проблемы не станет. По словам Валентина Сурсякова, примерно на половине газозаправочных станций в 2006 году вместо автомобильного газа был бытовой. Какой ущерб это наносит автомобилю, специалисты оценить затрудняются. Одно очевидно: мощность двигателя существенно падает.

Генеральный директор «Уралтеста» Валентин Сурсяков подтверждает: ухудшение качества бензина происходит в основном на стадии транспортировки и хранения нефтепродуктов. топливо, выпускаемое с заводов (за исключением кустарных НПЗ), чаще всего соответствует нормативным требованиям. Согласна с ним и Светлана Михеева: «Бензин со всех НПЗ свозится в одни цистерны, там могут оказаться продукты и “Сибнефти”, и “Роснефти”, и “Лукойла”, и прочих компаний. Представляете, какая там каша. Потом смешанный бензин развозится на АЗС». Между тем смешивать бензины разных марок и производителей крайне не рекомендуется: в результате непредсказуемых физико-химических реакций из нескольких сортов качественного бензина может получиться смесь, которую бензином назвать можно будет с натяжкой.

БеспризорникиСегодня над АЗС систематический контроль со стороны государственных структур отсутствует. Проверки проводятся один-три раза в год, обычно летом. В «Ростехрегулировании» нет специального подразделения, которое постоянно в течение года следило бы за состоянием бензина. «Раньше у нас была нефтеинспекция, которая постоянно проверяла АЗС, могла даже отобрать лицензию, но в 2004 году ее ликвидировали», - сетует начальник отдела госнадзора по Челябинской области Уральского МТУ «Ростехрегулирования» Татьяна Митронина. По ее словам, 21 сентября прошло заседание правительства России, на котором решено организовать в этой структуре ведомство из тысячи человек. Возможно, они будут заниматься регулярными проверками. По неофициальной информации, 30 человек будут работать в Уральском региональном отделении. Всего в «Ростехрегулировании» работает 700 инспекторов, в Уральском МТУ - 3 По словам Светланы Михеевой, это крайне мало. Все они постоянно находятся на объектах.

К слову, если бензин повредил вашему автомобилю, это не всегда означает, что кто-то на этом наварился. Хватает и обычного раздолбайства. Один из нефтетрейдеров рассказал, что им регулярно отгружают с нефтебазы не тот бензин, что заказывали: просили 92-й, на бочке написано 92-й, а в бочке 80-й. Оператор на базе перепутал вентили. Если не перепроверить и залить в колонку для 92-го, капризной иномарке придется несладко.

Представители нефтяных компаний единодушны в ответе на вопрос, как избавиться от некачественного бензина. Проблемы можно решить при согласованных действиях государства и бизнеса.

Положение усугубляется заявительным порядком выдачи лицензий. «Предприниматель пишет в Москву бумагу, в которой говорит, что у него все есть для предоставления услуг потребителю. Оттуда ему приходит лицензия, и он работает, - рассказывает Татьяна Митронина. - Через два года его, может, проверят разок, а до этого он находится практически в “свободном полете”». Отобрать же лицензию у предпринимателя очень сложно. Нужно провести большое количество экспертиз, подать иск в суд. Дело может рассматриваться не один год, учитывая возможности разнообразных апелляций. Чаще всего владельцы АЗС отделываются административным штрафом и работают спокойно до следующей проверки.

Государство со своей стороны должно создать структуру, которая систематически будет проверять нефтяные компании, НПЗ, хранилища, АЗС. При этом проводящие экспертизу лаборатории должны быть независимыми. Например, в 2006 году в «Уралтесте» создана единственная в Свердловской области независимая аккредитованная лаборатория контроля качества нефтепродуктов. До этого существовали только ведомственные лаборатории. После первых испытаний проб, взятых на территории УрФО, выяснилось, что свыше 45% топлива не соответствовало установленным требованиям. Однако уже через три месяца результаты улучшились почти в два раза, поскольку владельцы автозаправочных станций поняли: появилась точка, где можно проверить качество топлива.

Со стороны нефтяных компаний должен осуществляться полный контроль за всей производственной цепочкой - от добычи нефти до поставки бензина на АЗС. Таким образом, можно будет избежать «расплывчатой» ответственности. Бизнес уже пошел по этому пути. «В вертикально интегрированных компаниях ситуации, связанные с плохим качеством топлива, сведены к минимуму за счет жесткой многоступенчатой системы контроля качества на всех этапах транспортировки, хранения и отпуска нефтепродуктов, - утверждает сотрудник отдела маркетинга ОАО “Екатеринбургнефтепродукт” (работает под брендом “Сибнефть”). - Мы сами при помощи мобильной лаборатории проверяем все наши АЗС не реже раза в месяц».

Возможно, суровые методы, предложенные депутатами Госдумы, и способны уменьшить количество преступлений, связанных с фальсификацией бензина. Однако, как показывает практика, в первую очередь они ударят по добросовестным мелким игрокам. Нам рассказали такой случай: бензин поступает с НПЗ нефтетрейдеру, и по документам полностью соответствует ГОСТу. Трейдер проверяет его в своей лаборатории - есть ГОСТ. Через некоторое время приезжает проверка Ростехнадзора - нет ГОСТа. Просто у проверяющих более дорогое и новое оборудование, определяющее параметры топлива точнее. Вердикт - виноват трейдер.
А как же НПЗ?

В начале года в Госдуме рассматривался законопроект, который предполагал для производителей и продавцов суррогатного бензина в особо крупных размерах наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет или штраф в размере 1 млн рублей. По задумке авторов, наказание должно соответствовать нанесенному ущербу. Однако законопроект не был принят. Пока уличенные в бензиновых махинациях проходят по статье «Мошенничество», привлекаются к ответственности как нарушители прав потребителей. Максимальный административный штраф, предусмотренный по таким делам, составляет 200 тыс. рублей. Сравним эту сумму с конкретным ущербом тем самым 16 машинам - от 50 до 100 тыс. рублей по каждой. Очевидно: об адекватности наказания и речи нет.

В подготовке материала участвовал Аркадий Коновалов

Если в качестве панацеи принять увеличение штрафов, это убьет легальный малый бизнес. А с настоящими жуликами ничего не случится. Более суровое наказание может испугать законопослушного, но не вора. Сверхприбыли недобросовестных заправщиков позволяют оплатить штрафы (благо, проверки случаются нечасто). Тем более что есть более простой путь - откупиться от проверки. Дешево и сердито.

От заправки до судаПолностью застраховать себя от некачественного топлива невозможно. Но если неприятности уже произошли, стоит точнее оценить ущерб и попытаться возместить убытки


Из-за некачественного бензина чаще всего ломаются иномарки. Выходят из строя топливные насосы, забиваются смолами карбюраторы, быстрее изнашиваются форсунки. Как отмечают в «Уралтесте», несоответствие топлива по октановому числу приводит к нарушениям в режиме горения, перегреву и повышенному износу двигателя. По словам сотрудника сервиса «Автокио» (Екатеринбург), за последний месяц к ним поступили четыре машины, пострадавшие от некачественного бензина. «Чаще всего жалуются на заправки под брендом “ТНК-ВР” и “Сибнефть”, - сообщил он. - Стоимость ремонта зависит от машины и запчастей, кроме того, придется платить за работу - в среднем 800 рублей в час».

Дополнительные материалы:

Сумма немалая, и прежде чем платить, стоит попытаться взыскать ущерб с виновников поломки - руководства АЗС.

Сервис-менеджер автоцентра «Оками-Восток» (Екатеринбург) Георгий Илгатов рассказывает: «За последнюю неделю поступило большое количество автомобилей, пострадавших от некачественного бензина. Ущерб оценить довольно сложно, но чаще всего требуется ремонт или замена двигателя. Такой ремонт обойдется не меньше чем в 100 тыс. рублей».

Одновременно с этим нужно провести забор пробы из собственной машины. Владелец одной АЗС поясняет: если пробы из колонки и бака отличаются, то есть в колонке бензин нормальный, а в баке нет, АЗС ответственности не несет. Поломка произошла из-за некачественного топлива, заправленного ранее где-то в другом месте, или неправильной эксплуатации автомобиля.

За рекомендациями мы обратились к представителю комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Максиму Едрышеву. По его словам, первое правило предусмотрительного автомобилиста: сохранять кассовые чеки, подтверждающие факт покупки бензина на конкретной АЗС. Если после заправки машина стала работать хуже, необходимо как можно быстрее вернуться на АЗС (пока на заправку не приедет бензовоз с новой партией нефтепродуктов), купить у оператора литр бензина из той же колонки, из которой вы заправлялись до этого, попросить выписать товарный чек. Затем вместе с оператором составить акт отбора пробы, указать в нем адрес бензоколонки, дату и время покупки, свои паспортные данные и юридические реквизиты продавца, поставить подписи на документе.

Пока проходит экспертиза, можно ехать в сервис проводить обследование автомобиля. Обязательно составьте акт о том, что ваша машина сломалась именно из-за некачественного бензина.

Обе пробы необходимо отправить на независимую экспертизу. В Екатеринбурге, например, есть лаборатория, в которой качество топлива может проверить любой. Цена - 2 - 4 тыс. рублей в зависимости от сложности экспертизы. Анализ бензина будет готов уже через сутки, дизельное топливо проверяют в течение двух дней.

Подготовили Вера Морозова, Аркадий Коновалов, Юрий Немытых

Если недоброкачественность бензина подтверждена в лаборатории, составьте претензию к продавцу, укажите в ней, какую сумму он должен вам компенсировать. Вместе с копиями результатов экспертизы и счетов за ремонт из автосервиса отправьте претензию владельцам АЗС. Если они не отреагирует в течение 30 дней, подавайте в суд. Как показывает практика, подобные эксцессы владельцы АЗС предпочитают до суда не доводить и разрешать спор полюбовно: имидж и лояльность клиентов все-таки дороже. Хотя можно сказать и по-другому: они просто боятся огласки, которая может их разорить.



Главная страница / Промышленное строительство