Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Четыре точки приложения сил

С нового года Свердловская область перешла на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением. Теперь муниципалитеты не будут покрывать 10% разницы в тарифах предприятиям ЖКХ, соответственно областной бюджет не предусматривает дотаций на эти цели. Однако система коммунального хозяйства с последним ударом курантов не стала работать иначе. При аварии в новогодние каникулы по старинке нельзя было найти (во всяком случае, трезвыми) ни электрика, ни сантехника. А после каникул горожане, как и прежде, увидели во дворах огромные горы мусора, которые никто не спешил убирать. Полная оплата коммунальных услуг населением - шаг безусловно рыночный. Но еще не рынок: он появится с изменением структуры управления коммунальным хозяйством. Какой она должна быть? Как показывает практика европейских стран, оптимальная и выгодная для потребителя форма - государственно-частное партнерство (Public Private Partnership).


- Андрей Порубов

На один день на Урал прибыла большая делегация представителей французских коммунальных, архитектурно-строительных, дорожных и юридических компаний, успешно реализующих по всему миру проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). С приветствием к участникам конференции обратился посол Франции в России господин Жан Каде. Он считает тему ГЧП чрезвычайно актуальной для нашей страны. По его словам, французы готовы делиться опытом работы и с бизнес-сообществом, и с властями России.

Опыт взаимодействия государственной (муниципальной) власти и частного бизнеса в тех сферах, где приватизация невозможна или нежелательна, стал темой конференции «Государственно-частное партнерство - новые перспективы реализации инвестиционных проектов», прошедшей в Екатеринбурге. Организаторами мероприятия выступили Экономическая миссия посольства Франции в России и юридическая фирма NB Consulting, финансовую поддержку оказали Уральская горно-металлургическая компания и группа OPIM.

Менеджеры по теплу

По французской модели ГЧП реализованы проекты переработки отходов в Гонконге и Бирмингеме, строительства скоростной линии метро в Стокгольме, прокладки трамвайных путей в городах Португалии и Австралии, сооружения самого высокого в мире газопровода в Колумбии. Наиболее детально французы рассказывали о проектах, реализованных в самой Франции, а также в странах Восточной Европы. Речь шла как раз об управлении муниципальной инфраструктурой и в первую очередь - ЖКХ.

Вице-президент по России и странам СНГ компании Dalkia International (управление отопительными системами) Жан Гравелье четко обозначил выгоды, которые получают от внедрения механизма ГЧП местные власти. Во-первых, активы остаются в собственности муниципалитетов - инфраструктура передается в частные руки на условиях долгосрочной аренды. Во-вторых, муниципалитет, заключая контракт, содержащий целевые показатели, налагает на частника определенные обязательства. (Требования властей формируются в терминах качества, но это не значит, что чиновник указывает, где проложить трубу или покрасить забор. Речь идет о таких параметрах, как: регулярность подачи воды, тепла или света; время, в течение которого у абонента должны быть устранены неполадки; энергоэффективность; объем снижения издержек и т.д.) В-третьих, частному оператору передается текущее управление, включая подбор персонала. В-четвертых, муниципальный бюджет получает арендную плату и другие платежи (например лизинговые), а по истечении срока действия договора у него в руках «модернизированное публично-правовое предприятие с увеличенной рыночной стоимостью».

- Андрей Порубов

Dalkia International подписала с властями Вильнюса 15летний арендный договор, по которому обязалась снизить цены на тепло, сделать их прогнозируемыми в долгосрочной перспективе, выполнить план модернизации теплопунктов, решить вопрос с долгами граждан и обеспечить стабильный доход. С тех пор тарифы на тепло в Вильнюсе снижались на 5% дважды. При тепловой компании, созданной Dalkia, появился отдел коммерции. В нем работают «менеджеры по теплу», их задача - организация информационного обмена с гражданами от распространения брошюр до проведения опросов для выявления степени недовольства качеством услуг.

По словам Пьера Брюне, вицепрезидента по Восточной Европе и России компании Veolia Water, есть три необходимых условия для сотрудничества общественного и частного секторов: стабильное законодательство, позволяющее планировать инвестиционные проекты на длительный срок; возможность увеличения прибыли при условии соблюдения интересов всех сторон; открытость и искреннее желание сотрудничать. Успех их сочетания продемонстрирован в Праге, где компания имеет 20-летний контракт на аренду коммунальной инфраструктуры. С одной стороны, городские власти четко понимают, что потребитель - это избиратель. С другой - для них совершенно очевидно: дать потребителю то качество услуг, которое он хотел бы видеть, невозможно без нормальной организации менеджмента. Veolia Water не только профессионально занялась борьбой с утечками, создала систему развития и обучения персонала, но и запустила ряд PRпроектов в области экологии, организации детского отдыха. «Присутствие в обществе, работа с ним - необходимый элемент ГЧП, - считает Пьер Брюне. - Мы должны нести нечто действительно ценное для общества. ГЧП - не единственное решение проблем, но именно эта форма сотрудничества отвечает конкретным задачам и потребностям».


Вариант договорных отношений в рамках ГЧП

Преимущества для конечного пользователя очевидны: прозрачность цен и наличие собеседника при возникновении жалоб. Таким образом, пользователь превращается в полноценного клиента, который точно знает, за что платит деньги.
Частный оператор получает увеличение оборота за счет оптимизации производства и повышения эффективности на условиях долгосрочного договора.

Крайне любопытный проект под названием «Алладин» представила компания EspanE. Она взяла в управление системы уличного освещения 60 муниципалитетов Франции. Выстраивая работу, частный бизнес ставил во главу угла создание комфортной атмосферы в городах, повышение их привлекательности, безопасность в кварталах и на магистралях. Чудо произошло: оператор улучшил качество освещения, решил проблемы износа оборудования, при этом снизил расходы на функционирование. Это, как отмечают представители EspanE, результат важнейшего преимущества - «знания своего хозяйства».


Вице-президент по России компании Suez Environnement (водоснабжение и канализация) Ян Жобер привел впечатляющий график, из которого видно, что в течение одного года компания-оператор добилась существенного улучшения качества воды в Буэнос-Айресе. При этом никто не просил потребителя немедленно раскошелиться. Секрет в наличии круглосуточно работающей, хорошо оснащенной лаборатории и в партнерстве с органами здравоохранения и экологами. Кроме того, установлен строгий контроль за утечками, проведена диагностика сетей, внедрены бестраншейные технологии устранения неполадок (что позволило снизить затраты на треть).

Посол Франции прав: Россия действительно готова к реализации проектов ГЧП. По крайней мере, с правовой точки зрения. Гражданский кодекс РФ допускает наличие разных форм договоров муниципалитетов с частными операторами: от создания простого товарищества до закупки муниципалитетом улучшений арендуемой инфраструктуры в рассрочку, сочетания долгосрочной аренды инфраструктуры с инвестиционным договором.

Сами с усами

К безусловным плюсам закона специалисты относят, например, норму, по которой концессионное соглашение может быть расторгнуто по инициативе одной из сторон только на основании решения суда. Среди минусов называют отсутствие законодательно закрепленного права концессионера на получение от государства (муниципалитета) компенсации в случае одностороннего расторжения концессионного соглашения органом власти на этапе, когда значительные средства уже вложены, но еще не окупились. Кроме того, сама идея концессии слабо увязывается с действующим антимонопольным законодательством и тарифной политикой государства, что создает дополнительные риски для частного инвестора. Ведущий банкир ЕБРР Евгений Офрихтер заявил на конференции: риски, связанные с тарифообразованием в энергетике и ЖКХ России, следует, по его мнению, относить к политическим. Чиновники прямо говорят банкирам, изучающим возможность инвестирования в коммунальное хозяйство, что их не устраивают предложения, когда тариф строится по принципу полного покрытия затрат, а затем ежегодно индексируется на уровень инфляции. Аргумент прост: «А чем тогда будут заниматься региональные энергетические комиссии?».

Однако все эти проблемы преодолимы, если власть и в самом деле заинтересована в изучении западного опыта и наведении порядка в своем хозяйстве (читай - предупреждении техногенных катастроф, повышении уровня безопасности граждан). Состав участников конференции показал: этого интереса как не было, так и нет. «Странно, но я не вижу в зале ни одного мэра, ни одного профильного министра областного правительства», - заявил с трибуны директор Екатеринбургского филиала ООО «КЭСК-Мультиэнергетика» Владимир Нечитайлов и сорвал аплодисменты. Где были власти, когда французы делились безусловно актуальным для нас опытом? Видимо, рассказывали «о ходе реализации национальных проектов»…

В июле прошлого года начал действовать закон № 115ФЗ «О концессионных соглашениях». По мнению партнера юридической фирмы NB Consulting Николая Бабушкина, несмотря на отсутствие понятия ГЧП в российском праве, закон делает возможным участие частного сектора в инфраструктурных проектах, поскольку закрепляет принцип концессии - предоставления частному инвестору в пользование и владение объектов государственной (муниципальной) инфраструктуры для их реконструкции и эксплуатации.


Воспринимайте это как цинизм или как горькую правду: ЧП в Кировградской воспитательной колонии в ночь на 17 октября, где погибли три человека, опередило по резонансу футбольный матч, днем позже завершившийся победой России над Англией. Причина столь широкого внимания кроется в устройстве самого общества - нам интересно поговорить об отсутствии воспитательной системы и побоях в детских пенитенциарных учреждениях, но только по факту громкого побега, погромов и беспорядков. Пройдет пара недель - забудем. А жаль: в ходе развернувшейся дискуссии между управлениями исполнения наказаний, правозащитниками, юристами, чиновниками и детскими психологами прозвучали идеи, реализация которых сможет не только снизить уровень преступности в молодежной среде, но и значительно оздоровить общество.

: Светлана Семенова

Разумеется, всех малолетних преступников изменить невозможно: там есть такие, кто убил и не раскаялся. Но велика доля и попавших в первый раз - за мелкое воровство, полунаивное мошенничество. Таких надо менять. Но не в колониях - исправить сложившуюся систему унижения малолетних осужденных в ближайшее время никому не под силу. Между тем провинившиеся дети, которых еще можно вернуть к нормальной жизни, идут в тюрьмы неровным строем.
Если мы сейчас попытаемся изменить систему наказаний для несовершеннолетних, может, нам удастся спасти последующие поколения от криминального будущего. Колонии с этой задачей не справляются.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин предложил включить колонии в нацпроект «Образование», Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) - поднять зарплату сотрудникам, которые отвечают за охрану порядка в этих учреждениях. Однако чтобы изменить внутреннюю среду в тюрьмах, этого явно недостаточно. Да и возможно ли вообще? Отношение к заключенным, в том числе малолетним, не зависит от заработной платы и финансирования пенитенциарной системы. Та же Кировградская колония считалась образцово-показательной и вниманием властных структур обделена не была, но бунтов не избежала. При этом все прекрасно понимают: дети, попавшие за колючую проволоку, озлобленные на весь мир, в месте заключения не только не перевоспитались, но и еще больше уверились в том, что никому не нужны.
А потом чины на милицейских совещаниях говорят о росте уровня преступности, а общество гадает о его причинах.

...Когда верстался этот номер, поступило сообщение: Кировградская колония расформирована. Можно, конечно, надеяться: ликвидация ВК № 2 произошла потому, что система исполнения наказаний осознала - исправительное учреждение не занималось воспитанием заключенных. Но вернемся к правде: на новом месте малолетних осужденных снова ждут побои и надругательства.

Мир давно осознал: подросток, попадая в колонию, становится частью криминального мира, поэтому лучше его туда не помещать. На этом фоне идея правозащитников об альтернативных наказаниях для подростков, не совершивших тяжких преступлений, выглядит очень здраво. Речь идет о наказаниях, не связанных с изоляцией от общества. Это так называемый уголовный надзор, при котором несовершеннолетнему назначаются определенные ограничения (скажем, с 8 вечера до 8 утра он должен быть дома, а затем - пойти в учебное заведение и вовремя вернуться из него, каких-то мест посещать не должен и так далее) - они и составляют суть наказания. За соблюдением требований, предъявленных осужденному, в Европе, например, следят специальные инспекции.



Год назад мы сумели отобрать сразу несколько идей года - на первый взгляд, немного сумасшедших, но однозначно интересных и способных изменить лицо региона. В этом году схожих по масштабам замыслов не набралось. Не исключено, в год выборов не до полета фантазии... А может, идеи понятны, и пора переходить к действиям. По крайней мере именно действий, неожиданных и неординарных, набралось в 2007-м довольно много. И за каждым стоит человек, и каждого по праву можно назвать человеком года.

Идей в стране достаточно, теперь дело за включением эффективных механизмов их отбора. И за людьми, решения которых позволят воплотить эти идеи в жизнь.

Правильные в общем идеи тоже есть: возрождение села, развитие нанотехнологий и строительство технопарков, формирование городских агломераций и комплексное освоение территорий. Но на их почве, щедро унавоженной предвыборной полемикой и финансовыми вливаниями (как реальными, так и потенциальными), успело вырасти множество вредоносных сорняков. Опасны они тем, что могут полностью извратить зерна здравого смысла и превратить многообещающие начинания в прожект типа поворота северных рек.

Так, Эдуард Россель сумел принять, вероятно, одно из самых тяжелых для него решений - о смене команды, верной ему на протяжении десятилетия, но уже не способной отвечать новым вызовам. Виктор Рашников решился на многомиллиардные инвестиции в автосталь. Геворг Меграбян начал собственную программу переселения квалифицированных работников в Пермский край из Казахстана.

Что отличает Урал от других регионов, а его субъекты друг от друга: нефть как в ХМАО, или металлургия - как в Челябин­ской области? Если рассматривать этот вопрос с позиций не текущей конъюнктуры, а будущего, эти ресурсы конечны. В отличие от идей и людей, их формулирующих и реализующих. Нефть ХМАО закончится, конечно, не завтра. Но если к этому моменту эксперимент по созданию новой экономики на торфяных болотах тюменского севера состоится, то только благодаря человеческому капиталу. Как привлечь людей на территорию, если она не омывается теплым морем? Миграция (хотя бы в нескольких субъектах Урало-Западносибирского региона) стала наконец устойчиво положительной. Но что сделать, чтобы она усилилась? И нужно ли это делать или, может, сами нарожаем?.. О важнейшей для конкурентоспособности региона проблеме демографии читайте в интервью с одним из ведущих в стране экспертов этой сферы Анатолием Вишневским.

Главной темой итогового номера прошлого года стал поиск новой парадигмы территориального развития. Затем мы несколько раз возвращались к этой теме, она нашла у наших читателей отклик и поддержку. Самую нетривиальную, а главное, целостную точку зрения на предмет «сшивки» территорий, сокращения экономического расстояния между городами как важнейшего приоритета региональной политики мы услышали от ведущего российского специалиста по регионалистике Натальи Зубаревич (интервью с ней вы найдете в этом номере).


Прежде чем говорить о конкурентоспособности регионов, определимся с терминами. За что конкурирует территория? В долгосрочном плане все понятно - за жителя. Остальное - лишь инструменты, позволяющие выиграть эту главную борьбу. А вот на короткой дистанции ответ не столь очевиден.

Ограниченный ресурс регионов нужно концентрировать на четырех направлениях: транспортной инфраструктуре; привлечении мигрантов, программам их адаптации и переобучения; включении региона в глобальные сети;
имиджевой политике.

Есть и общая цель для всех без исключения (правда, в открытую об этом мало кто говорит) - федеральный ресурс. Конечно, в таком целеполагании есть элемент упрощения, каждый регион ставит перед собой значительно больше целей разного уровня, но именно первостепенная должна быть высвечена так, чтобы все поняли - это главное.
Без ответа на первый вопрос невозможно ответить на второй, не менее важный - как конкурировать? Ответ далеко не все в состоянии внятно формулировать. В результате даже тот скудный ресурс, который имеется в распоряжении региональной власти, во многих случаях тонким слоем размазывается по всей экономике. А ресурс у этой власти всегда невелик относительно стоящих задач, будь то диверсификация экономики ХМАО или привлечение управляющих компаний в Пермь. Как эффективно его использовать? Какими должны быть механизмы конкуренции?

Назовем тех, кто явно формулирует цель или направленными действиями позволяет ее понять. Пермский край снизил ставку налога на прибыль, задача - привлечение в регион штаб-квартир крупных компаний. Свердловская область создала консульскую инфраструктуру: цель - иностранные инвесторы. Для ХМАО главное - диверсификация экономики.

Аналогичный пример - программа развития малого бизнеса в Казахстане. Там открыли поле для его регистрации и деятельности, установили мораторий на проверки. Это привело к созданию огромного количества малых предприятий. Масштаб налоговых потерь никто никогда не узнает, но положительный эффект наверняка будет.

Концентрация ресурса
Есть два принятых в мировой практике пути решения глобальной задачи развития того или иного направления. Первый - «открыть шлюзы». В новейшей российской истории известен прекрасный пример эффективности такой политики - это развитие лизинга. Несколько лет назад были установлены беспрецедентные налоговые льготы (ускоренная амортизация и экономия по налогу на прибыль), фактически полностью дерегулирована деятельность финансовых посредников в этом сегменте (большую их часть фондируют банки-владельцы, которых регулятор контролирует очень жестко). Это породило серьезные дополнительные риски для финансовой системы, снизило (по крайней мере чисто арифметически) доходы налоговой системы. Но создало огромный потенциал роста этого сегмента финансового рынка и инвестиций в основной капитал производственных предприятий.

Другой, менее кровавый вариант реализации такой политики на уровне региона - создание структуры, задачей которой будет перераспределение ресурсов (институт развития). Это способ их концентрации для решения одной важной задачи. Анекдотичный, но показательный пример - создание Агентства социального развития в Сингапуре. В 80-х в качестве одной из ключевых для развития страны и решения задачи улучшения качества человеческого капитала была признана проблема небольшого числа замужних среди женщин с высшим образованием. Причин на тот момент было много, включая ментальные (мужчины не хотели жениться на дамах с сопоставимым уровнем достатка и интеллекта).

На уровне региона возможности такой политики ограничены. Тем не менее инициатива Пермского края по снижению на 4% ставки налога на прибыль - из той же оперы. И она несет в себе имиджевый эффект, который трудно переоценить. Влияние на экономику менее очевидно: ставка критична для тех, кто не экономит на налоге на прибыль, это крупные - и немобильные - производственные компании. В целом такая политика - дорогое удовольствие с неочевидным результатом.

Если посмотреть на любой регион, успешно реализующий ту или иную задачу, мы сможем найти аналог института развития. На территории Урала самым известным и успешным примером служит Фонд поколений ХМАО, чья деятельность далеко не всегда эффективна с точки зрения отдельных проектов (за что часто подвергается нападкам), но в целом позволяет решать задачу создания альтернативных точек роста в экономике тюменского севера.

Усилиями Агентства за 15 лет доля замужних женщин с высшим образованием была удвоена (с 32% в 1983 году до 63% в 1997-м), причем структуру оградили от жестко негативного общественного мнения и фактически не ограничили в действиях (известен пример заключения договора с сетью отелей Club Med, предназначенных для отдыха одиноких и обеспеченных молодых людей, другими словами банального сводничества).

По итогам проведенного в этом году исследования долгосрочных последствий промышленного подъема (см. «Апокалипсис завтра», «Э-У» № 39 от 22.10.07), мы сформулировали ключевые проблемы, с которыми столкнется экономика региона.

В Свердловской области этим органом в свое время стало получившее карт-бланш от губернатора министерство внешнеэкономических связей. В других успешных субъектах при ближайшем рассмотрении также наверняка обнаружатся похожие структуры, имевшие в своем распоряжении «чрезвычайный» ресурс и полномочия.
Последний главный вопрос - на чем концентрироваться. Условие выживания региона - способность адаптироваться. Скорость изменений благодаря глобализации такова, что предугадать все невозможно. Поэтому концентрировать ресурс нужно: а) на тех направлениях, важность которых можно прогнозировать уже сегодня; б) на включении в глобальную экономику (иначе мы окажемся тем самым динозавром, до которого понимание того, что его кушают, доходит, когда половина тела уже съедена); в) на том единственном ресурсе, который позволяет экономике гибко реагировать на изменения, при этом невосприимчив к колебаниям цен на нефть - то есть на людях.

Если возможности влияния на энергетическую и железнодорожную инфраструктуру региональных властей в нынешней ситуации невелики и прямо зависят от лоббистского ресурса в центре, то в части автомобильных дорог они все-таки есть. И это сегодня - единственный путь для включения перспективных «вторых» городов в единое экономическое пространство с крупными муниципальными образованиями.

Дороги и энергия

Дефицит инфраструктуры в широком смысле на всех уровнях станет главной темой для инвесторов, причем конкуренция за инфраструктуру будет носить межотраслевой характер. Это вредное последствие. В нормальной системе инвестиционные проекты в разных отраслях часто дополняют и усиливают друг друга, развитие крупного бизнеса стимулирует рост в малом. В нашей реальности крупный бизнес будет конкурировать с малым, энергоемкие проекты в стройиндустрии - с не менее энергоемкими проектами в металлургии и т.д. Предсказать, чем инфраструктурные проблемы аукнутся из-за этих взаимных переплетений, практически нереально.

До сложных решений по части строительства в сфере развития пространства для жизни вполне можно ограничиться простой целью расшивки, например, вопроса ценообразования. «Сметная стоимость голландского рабочего составляет 25 - 30 евро в час, труд российского - на порядок дешевле. Тем не менее себестоимость строительства в Голландии и в Москве сегодня примерно одинакова. И трудно понять, откуда берется эта разница», - удивился в интервью «Эксперту» голландский архитектор Барт Голдхорн. Чем не поле для деятельности властей? (Не в лице прокуратуры, конечно.) Эффект от даже небольших изменений в этом секторе экономике сложно переоценить.

Концентрация инвестиций в основной капитал естественным образом приведет к перераспределению человеческого капитала и серьезному росту ряда муниципальных образований, таких как Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Магнитогорск, Чусовой, горизонтальных агломераций Миасс - Златоуст, Соликамск - Березники. Вместе с тем ряд территорий не смогут включиться в этот процесс.

Страшен не сам дефицит, а отсутствие цивилизованных механизмов его компенсации, в том числе через внятную миграционную политику, программы переобучения и адаптации. Их надо создавать, и это одна из важнейших задач региональных властей.

Люди

Главный риск, который угрожает будущему промышленному росту, - дефицит людских ресурсов.
Следствием промышленного роста, опирающегося на уже запущенные и, следовательно, весьма вероятные к запуску проекты, станет дефицит персонала. Без специальных миграционных программ перекрыть его не удастся. По крайней мере в четырех субъектах, где он составит 4 - 9% от ныне работающего населения (на Юге Тюменской области, в Оренбургской, Свердловской и Челябинской областях), а возможно, и шире.

Применительно к территории все проще. Регион - это место для жизни, и успешен он в том и только в том случае, если люди хотят там жить. Кстати, сопоставив данные статистики, мы увидим устойчивую положительную миграцию в Свердловской и Тюменской областях, ЯНАО и явно отрицательную - в Курганской, Оренбургской областях и Пермском крае. Это важный показатель реальной конкурентоспособности субъектов. Показатель ВРП в этом смысле вторичен. Так, ВРП на душу населения Македонии и Туркменистана в среднем одинаков, только в Македонии менее 20% населения живет за чертой бедности, а в Туркменистане - больше половины. Параллели можно продолжить: ВРП в ХМАО на душу населения сопоставим с аналогичным показателем в США, о чем часто упоминают ханты-мансийские власти. Вот только доля доходов населения в этом ВРП несопоставимо ниже.

Людской ресурс нужно рассматривать не только как ресурс кадровый. Это индикатор привлекательности территории. Что является критерием успеха в бизнесе? Прибыльность? Время жизни на рынке? Позиции по отношению к конкурентам? Вообще относителен этот успех или абсолютен? В отношении бизнеса легко поспорить по каждой позиции.

Включение в глобальную экономику
«Благодаря изменениям географического менталитета, порожденным железной дорогой, человечество овладело расстоянием. Благодаря изменениям географического менталитета, порожденным электронной коммерцией, расстояние просто исчезло. Теперь в мире существует только одна глобальная экономика и только один глобальный рынок». Это слова Питера Друкера об экономике XXI века. Если вы встроились в глобальную экономику, у вас появится шанс выжить, если нет, вы так никогда и не узнаете, почему погибли.

Есть и другая сторона вопроса. Люди - это главный фактор гибкости экономики и ее способности адаптироваться к изменениям. Пример: в 1981 году обанкротился немецкий производитель аппаратов «Роллей». В Сингапуре из-за этого потеряли работу 14 тыс. человек (для страны с численностью населения, как в нынешнем Екатеринбурге, это сопоставимо с банкротством Газпрома). Так вот, эти люди очень быстро нашли себе работу и стали кадровым фундаментом для организации промышленности компьютерных дисководов, которая еще в 70-х начала перемещаться в эту страну. Интересно, где и как быстро нашли бы себе работу сотрудники Газпрома?

Кстати, с угрозами рано или поздно мы все равно столкнемся, и далеко не самым худшим решением выглядит, например, частичная продажа уже упомянутого АвтоВАЗа концерну Renault - Nissan. Мы всегда можем себя успокоить тем, что со времен демидовских заводов Россия очень долго была местом, где иностранцы на нашей территории и за наш счет реализовывали свои идеи с пользой для нас.

Что такое включение в глобальную экономику? Это когда вы начинаете конкурировать не с соседним ларьком, а с международной сетью гипермаркетов. Глобальная экономика - возможность и угроза одновременно. Как сказал один губернатор, если я построю хорошую дорогу в город Энск, все жители по ней туда и уедут. Если все производства будут включены в глобальную экономику, они станут мобильными. Если государство уберет импортные пошлины на авто, то АвтоВАЗ на следующий день встанет и без работы окажутся около миллиона человек, ведущих сегодня пусть и нищенский, но спокойный образ жизни. В этом угроза. Но это также возможность. Строительство отеля международного класса или стадиона компанией с мировым брендом позволяет не просто получить качественное сооружение: это еще и возможность включить объект в международную сеть мероприятий и обеспечить его загрузку и рентабельную работу. Так, вхождение американской компании в капитал челябинской промышленной группы позволяет последней участвовать в поставках для нефтегазовых проектов Сахалина.

Задача номер один в этом направлении - сформировать и поддерживать положительный имидж в глазах федеральной власти. Если самый конкурентоспособный с точки зрения системы управления на Урале Пермский край и потеряет свои достижения в этой области, так только благодаря чересчур независимой политике его лидера. Мировая история знает немало примеров, когда успешные во всем территории проигрывали только из-за неадекватного отношения к центру. В этом смысле показателен пример Родезии и того же Сингапура, получивших в 60-е независимость от Великобритании.

Имиджевая политика

Последняя составляющая конкурентоспособности - это имидж. Своего рода прожектор, главная задача которого - высветить для аудитории самый важный кусок того, на чем регион концентрирует свой ограниченный ресурс. Что есть имидж? Откроем учебник: устойчивый образ субъекта в глазах определенной аудитории.

Задача номер два - создать имидж в глазах инвесторов. Вы - регион, куда перенесла «голову» ТНК-ВР? К вам потянутся Shlumberger, Halliburton и иже с ними. Вы - миллионник с третьим по стране уровнем доходов населения, где обосновались консульства ведущих западных стран? Присутствие международных сетей торговли и финансовых услуг гарантировано.

Обе страны в течение 70-х показывали очень высокие темпы роста, но Родезия, считавшаяся страной с самой перспективной экономикой в Африке после ЮАР, в 80-х превратилась в Зимбабве и сошла с дистанции исключительно из-за конфликта с метрополией.

Долгосрочный рост, сопоставимый хотя бы со сроками жизни человека, имел место только там, где он опирался на человеческий ресурс

И наконец, задача номер три, самая сложная и долгосрочная, - создать положительный имидж в глазах жителей. Пока стратегии регионов Урала опираются главным образом на естественные «природные» преимущества. Но в мире нет стран, у которых получалось за счет этого поддерживать экономический рост в течение длительного времени.



Главная страница / Промышленное строительство