Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Страх без рыцарей

Лучшее настоящее уральского машиностроения - конкурентоспособное присутствие на традиционных рынках СНГ, Азии и Африки. Будущее - в кооперации с западными инвесторами и производителями. Задача власти - всемерно способствовать этому сотрудничеству, считает министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров. След в след- Виктор Анатольевич, какая продукция машиностроения Урала, конкретно Свердловской области, присутствует на международных рынках?

Виктор Кокшаров

- Когда вы говорите о модернизации, имеете в виду обновление ранее поставленного оборудования или совершенно новую продукцию?

- Мы можем конкурировать очень многими наработками в сфере энергетического, железнодорожного, точного машиностроения. Я уж не говорю об оборонном комплексе. Вся технология в странах СНГ и во многих странах Азии завязана именно на советское (читай - российское) оборудование, которое к тому же постоянно модернизируется. Поэтому там уральскую продукцию знают и ждут. Скажем, вся система ирригации в Центральной Азии и на Кавказе построена на наших, Уралгидромаша, насосах. В отличие от американских и японских они просты в управлении. В энергетической отрасли мы - Турбомоторный завод, Уралэлектротяжмаш - поставляем турбины и оборудование для строящихся электростанций в Китай, в Таджикистан на Нурекскую ГРЭС, Сангтудинскую ГЭС на Вахшском каскаде.

- Вы назвали только один пример сотрудничества уральского машиностроения с западными партнерами. Значит ли это, что его основная специализация - СНГ и Азия?

- И новое оборудование тоже. Например, Уралвагонзавод выпускает современнейшие цистерны-контейнеры для перевозки жидких углеводородов, сжиженного газа, которые можно переставлять с железнодорожной платформы на машины. Сейчас очень большая потребность в такой продукции в Казахстане, Азербайджане, на Западе. Не случайно Уралвагонзавод создал совместное предприятие в Эстонии, в городе Ахтме, где производят цистерны. Эстония теперь член Евросоюза, и продукция считается европейской, хотя производится с помощью комплектующих и технологий Уралвагонзавода. Только что завод заключил выгодный контракт стоимостью 100 млн евро на поставку 3,5 тыс. полувагонов для чешской фирмы Alta. Сам по себе этот факт говорит о том, что наша продукция востребована на мировом рынке.

- Какие преимущества позволяют нашим товарам конкурировать на рынках, которые вы перечислили?

- Это совершенно очевидно. Кроме того, страны Ближнего и Среднего Востока, арабская часть Африки (Алжир, Египет, Ливия), в перспективе - Тунис и Марокко. Несмотря на то, что здесь сильна конкуренция западноевропейских и американских, китайских и японских компаний. Что касается Западной Европы, то условия для работы наших машиностроительных предприятий там достаточно тяжелые. Во-первых, очень часто качество собственных технологий и оборудования у них выше. Во-вторых, в Западной Европе и на Западе вообще существует система скрытой поддержки своих товаропроизводителей и препон для поставок нашей продукции: пользуются тем, что Россия еще не член ВТО.

- Эти примеры опровергают распространенное мнение о том, что наши предприятия встраиваются в международные кооперационные цепочки только как производители полуфабрикатов, комплектующих. Значит, мы готовы поставлять и конкурентоспособную конечную продукцию?

- Высокая надежность, отработанная технология, применимая к местным условиям, простота в обращении. Если у насоса или ирригационной установки, напичканной электроникой, «полетит» маленькая деталь, это обернется огромными затратами на ремонт. А как обращаться с уральской техникой, где можно заказать детали, клиенты знают. К тому же наша продукция в разы дешевле, чем аналогичная западная, причем при адекватном качестве. И поэтому передовые предприятия внедряются на эти рынки не только разовыми контрактами на поставку продукции, но и создают там свои точки опоры, представительства, сервисные центры. Приведу примеры из точного машиностроения. Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) производит геодезическое оборудование, его светофорами сейчас оснащены центральные перекрестки столиц практически всех стран СНГ. Возьмите современнейшую медицинскую технику, которую поставляют УОМЗ и Уральский приборостроительный завод: инкубаторы для новорожденных, аппараты для искусственной вентиляции легких, УЗИ-аппараты. Все это очень необходимо странам СНГ, которые не могут тратить на социальные программы огромные средства. И если наши товары хорошего качества, но дешевле, конечно, выбор будет сделан в их пользу.

На паях с иноземцами- Техническое перевооружение - первоочередная задача наших машиностроительных предприятий. Готовы ли ведущие западные производители и инвесторы участвовать в этом процессе?

- Безусловно. Приборостроительный завод в кооперации с итальянской фирмой Esaote выпускает современные аппараты УЗИ, которые гораздо дешевле аналогичных итальянских. Комплектующие частично идут из Италии, но все больше заменяются на местные. Это не просто отверточное производство: мы участвуем в технологической цепочке как конечный производитель.

- Из которого там изготовляют станки, а потом везут сюда…

- Для Запада Россия - лакомый рынок сбыта машиностроительной продукции. Германия, Италия, Великобритания и ряд других стран активно стремятся проникнуть сюда и, в общем, действуют успешно. Только в прошлом году товарооборот Свердловской области с Германией вырос на 60%, 415 млн долларов мы с ними наторговали. За счет чего? За счет поставок их машиностроительной продукции, частично - наших поставок металла и металлопроката.

С немецкой стороной мы ведем переговоры о производстве у нас медицинского оборудования, передвижной малогабаритной рентгеноскопической техники. Вступаем в интенсивный диалог с руководством ведущих автомобилестроительных корпораций, пытаемся заинтересовать их возможностью размещения сборочного производства автомобилей. Готовы предоставить для этого все условия, в том числе с учетом ожидаемого принятия федерального закона о технико-внедренческих зонах, который предполагает освобождение от многих видов выплат, налогов. Фактически речь идет о создании для таких предприятий свободных экономических зон. Есть и участок земли - в Алапаевске, где в свое время планировалось строить металлургический завод для производства листа. Два квадратных километра со всеми подведенными коммуникациями.

- Безусловно, они используют наш металлопрокат. Но сами немцы говорят: они готовы к тому, чтобы детали, части машин и отдельное оборудование производились здесь, потому что это удешевляет продукцию. В противном случае высоки транспортные издержки. Кроме того, здесь природные ресурсы плюс интеллектуальный потенциал. В то же время заработная плата наших рабочих и инженерно-технического состава в разы меньше, чем на Западе. Правда, иностранцы указывают на то, что если задействовать такую цепочку, приходится платить НДС, а если они поставляют готовое оборудование, то НДС не платят. Тем не менее есть уже целый ряд примеров, когда продукция частично изготавливается здесь.

- Тот же Уралвагонзавод заключил соглашение о привлечении с чешской стороны 300 млн евро на модернизацию производства. Причем на очень выгодных условиях, под низкий процент (российские банки участвуют в проекте лишь как агенты, через которые проводятся деньги). В самой Чехии должно быть закуплено оборудования только на 40% от этой суммы. Если российское оборудование подходящего качества, почему бы не закупить его на остальные 60%? Вот убедительный пример того, как можно работать: в ближайшие годы благодаря таким программам Уралвагонзавод станет недосягаемым лидером в российском вагоностроении.

- У иностранцев, несомненно, большие возможности финансирования экспорта в Россию своей машиностроительной продукции, например, станков. Но как быть с вопросами технологической независимости? Сегодня столько разговоров об импортозамещении…

- Необходимы механизмы финансовой поддержки экспорта. Запад всем этим успешно пользуется: льготным кредитованием, гарантированием рисков, кредитными и страховыми агентствами. У нас система кредитования экспорта еще в зачаточном состоянии. Но как только она заработает, как только Россия станет в массовом порядке выдавать странам СНГ и Азии на покупку нашей продукции кредиты товарные и связанные, гарантировать риски своих предприятий, мы увидим настоящий бум в отечественном машиностроении.

С миру по нитке - А родное государство, с вашей точки зрения, чем должно помочь машиностроителю?

- Тяжелой гирей на ногах машиностроителей висит резко возросшая цена на металл - основной компонент в станках и оборудовании. А если цена на металл возрастает несколько раз в течение года? Плюс лезут вверх тарифы на услуги естественных монополий. Все это, конечно, ведет к удорожанию продукции и ухудшению конкурентных преимуществ.

- Какие еще факторы, помимо неэффективной государственной политики, снижают конкурентоспособность машиностроения?

- Я считаю, в первую очередь надо выдавать на-гора новые разработки, проводить сертификацию по международным системам качества, поскольку вступление в ВТО так или иначе потребует применения этих систем. Передовые предприятия идут на это. Тот же УОМЗ вводит систему качества не только продукции, но и управления. Это очень тяжелый и затратный процесс, но в конечном счете он себя оправдывает. И конечно, модернизация производства, внедрение энергоемких станков и оборудования, вообще применение мер энергосбережения. Тем более сейчас есть возможность использовать западные кредиты.

- Какими мерами можно уравновесить эти минусы? Машиностроители предлагают государству ограничить рост цен на металл и услуги монополистов.

- Благоприятная экономическая конъюнктура для инвестиций в Россию: здесь они приносят наибольшую прибыль. На Западе деньги такой отдачи не дают, потому что темпы экономического развития там достаточно низкие. В Соединенных Штатах - чуть больше 3% в год. В абсолютном исчислении, учитывая, что ВВП у них больше 10 трлн долларов, - это огромная сумма. Но для капитала немного. Он устремляется туда, где можно получать 10% и больше. Именно российский рынок предлагает такие возможности, поскольку он во многом еще не освоен. Капитализация наших предприятий по сравнению с западными очень низка, и в ближайшие годы она возрастет в разы. Когда не так давно делегация Свердловской области посетила Германию, немцы в один голос заявляли, что надо идти в Россию, так как прибыль от инвестиций там гораздо выше, чем в Китае; что те, кто уже работает в нашей стране, не прогадали; что для Германии, экономика которой практически стагнирует (по крайней мере, темпы экономического роста там невысоки), сотрудничество с Россией - спасение. Для России тоже.

- В чем заинтересованность иностранных кредиторов и инвесторов (если вывести за скобки связанные кредиты) помогать нашему машиностроению?

- Прежде всего привлечение предпринимателей с конкретными предложениями к участию в визитах, выставках. Очень часто - в этом особенность менталитета политических элит патерналистских государств СНГ и Азии - именно от создания благоприятной политической атмосферы зависит успех экономических контактов.

Welcome to the Urals- Какие инструменты продвижения нашей техники на внутренний и международный рынки используются правительством Свердловской области?

- Все просто. Готовя программу визита, мы в первую очередь направляем запросы в отраслевые союзы и министерства с тем, чтобы они дали предложения по персональному составу. Связываемся с самими предприятиями: с кем бы они хотели встретиться, что обсудить? Все встречи с руководством инорегиональных и зарубежных правительств, с министрами обязательно проходят в сопровождении деловых кругов, а в тематику переговоров включаются вопросы, которые они ставят.

- По каким принципам происходит отбор предприятий и проектов в губернаторскую делегацию? Это устоявшиеся связи или экспертная оценка продукции?

- Любое предприятие, даже ИЧП, если у него есть интерес и конкретное предложение. Все наши координаты и планы - на сайте областного правительства (http://www.midural.ru). Мы заранее озвучим предложения принимающей стороне, попросим организовать встречи в министерствах, в торгово-промышленной палате или с партнерами, которых он укажет. Мы всегда так и делаем.

- Какой-нибудь малоизвестный инноватор может попасть в такую делегацию?

- Кредитные ресурсы и инвестиции в основном сосредоточены в странах Запада. И для их привлечения мы продумали целую серию поездок, переговоров. Приглашаем представителей политической и деловой элиты стран Запада сюда, организуем им необходимые встречи на правительственном и деловом уровнях, стараемся сопровождать все эти проекты. Ведем переговоры с руководством ведущих компаний и банков. Регулярно участвуем в различных инвестиционных форумах. В этом году губернатор Россель выступал на инвестиционных форумах в Лондоне, в Каннах. Кстати, в Каннах сразу возник горячий интерес, сейчас мы прорабатываем несколько предложений по инвестициям в объекты торгово-офисной, гостиничной, логистической недвижимости на территории области. Вообще отклики получаем чуть ли не каждый день, по одному-два письма с предложениями. Понятно, что в основном инвестиции идут в металлургию, в недвижимость, в телекоммуникации. Но начинают притекать и в промышленность, металлообработку. Кроме уже приведенных примеров, назову небольшую немецкую фирму Franke, которая наладила в нашей области выпуск моек из нержавейки и других материалов: сейчас ими уставлены все наши магазины.

- На модернизацию наших машиностроительных предприятий нужны колоссальные средства. Как вы способствуете их привлечению?

- Какие принципы в него заложены?

Необходима общая система создания благоприятных условий, которая бы не зависела от конкретных чиновников, но заставляла любого из них защищать интересы инвесторов. Для этого в настоящее время готовится областной закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности.

Но самое главное, что предстоит: на практике применить принцип, который используется во многих странах мира, - принцип «единого окна» для инвесторов. Как показывают наши исследования, самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться инвестору, - получение разрешения на землеотвод и строительство. Здесь необходимо четкое взаимодействие между федеральной, региональной и муниципальной властью. Но поскольку соответствующие вопросы зачастую решаются на муниципальном уровне, именно здесь в первую очередь нужна реализация этого принципа. Инвестор, выбивая огромное количество разрешений, бегая от одного окна к другому, рискует нарваться на нерасторопность, бюрократизм и даже на какие-то интересы отдельных чиновников. Когда есть «единое окно», возможности чиновника вставить палку в колеса резко сокращаются. Вот это главное, я считаю, в готовящемся законе.

- Мы можем оперировать только той частью налогов, которые идут в региональный бюджет, - на землю, на прибыль и других. Предусмотрена возможность предоставления льгот инвестору, неважно - иностранный он или российский, путем принятия постановления правительства по конкретному инвестиционному проекту.


Страхование ответственности сократилось по причине отрицательной динамики в сегментах профессиональной ответственности (падение сборов на 28%), ответственности предприятий-источников повышенной опасности (7%) и страхования ответственности грузоперевозчиков (73%).

В первом квартале 2005 года страховые компании собрали в Уральском регионе немногим менее 11 млрд рублей, а выплатили 3,5 млрд рублей. Компании, регулярные участники рейтинга, продемонстрировали отрицательную динамику в 4,6%. Снижение сборов премии обусловлено постепенным отказом предприятий от схемного (практикующего схемы оптимизации налогообложения) страхования: так, страхование жизни сократилось на 34,3%, личное страхование на 9,3%, страхование ответственности на 3,5%. Положительным фактором по итогам анализируемого периода можно назвать рост имущественных видов страхования на 12,8%.
На сокращение личного страхования повлияли итоги работы компаний СОГАЗ и «КапиталЪ Страхование» (минус 24,8 и 27,1% соответственно). К сожалению, СОГАЗ не предоставил данных в детальной разбивке по взносам. Компания «КапиталЪ Страхование» за прошедший период зафиксировала снижение сборов по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) и страхованию от несчастных случаев на 40 и 94% соответственно.

Несостоятельная автогражданкаИнтерес представляет динамика развития страхования автогражданской ответственности. Практически вдвое сократилась премия в добровольном сегменте (на 48,1%), а обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) продемонстрировало рост всего 4,4%, причем прирост уровня выплат составил 94%.

Главным фактором роста имущественного страхования стало страхование имущества юридических лиц от огня и других опасностей (37%). Страхование автотранспорта выросло на 17%, страхование имущества физических лиц - на 13%. Значительный рост показало страхование строительно-монтажных рисков (378%), а особенно - страхование финансовых рисков (2175%), где главным игроком является РОСНО.

Таким образом, инициативы некоторых депутатов, направленные на снижение страховых тарифов, можно похоронить окончательно. В перспективе речь, наоборот, скорее пойдет об увеличении тарифов. И если сейчас в России ОСАГО занимаются 170 компаний, то в течение года «под сокращение» пойдут, по некоторым оценкам, от 10 до 50 фирм.

Резкий дисбаланс объясняется тем, что с 1 июля 2004 года у пострадавших в ДТП появилась возможность получить компенсацию за ущерб жизни и здоровью. В результате за период действия закона средний уровень выплат поднялся с 3,6 до 64,8%. У 14 компаний, представленных в рейтинге, уровень выплат по ОСАГО превысил максимально установленный в 77%.

Буква закона или закон буквыПомимо проблем с ОСАГО, страховые компании столкнулись с новым испытанием. К 17 июля этого года страховщики должны выполнить положения закона о страховом деле (вступил в силу 17 января 2004 года). Норма гласит: компании не вправе использовать полное или краткое наименование, частично или полностью повторяющее наименование другого субъекта страхового дела. Несоблюдение требования станет основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии.

В региональной структуре собранных страховых премий отрицательную динамику показали Тюменская и Оренбургская области: 23,5 и 7,1% соответственно. Однако, несмотря на сокращение доли Тюменской области на 17%, она сохраняет лидирующие позиции по сбору премий на Урале.

На сайте Агентства страховых новостей тут же развернулась дискуссия на тему, кто должен изменить название - «Росгосстрах» или «Ингосстрах». Профессиональные участники рынка решили разобраться с новыми требованиями закона на примере этих старейших компаний, а полученные результаты экстраполировать на весь рынок. Согласно логике закона, частичное совпадение названия компаний недопустимо. Однако названия этих страховщиков не ассоциируются и никогда не ассоциировались друг с другом ни у страховщиков, ни у страхователей, включая потенциальных. В итоге 55% опрошенных высказалось за то, что никто не должен менять название.

Невнимательный страхователь, конечно, может перепутать Росгосстрах и Росстрах или Московскую страховую компанию и Московскую акционерную страховую компанию. Но эта проблема - не предмет деятельности законодателей. Кроме того, формулировка в законе конгениальна: по ней к частичному совпадению можно отнести даже одинаковые буквы. Абстрагируемся от страхования и проиллюстрируем несуразность требований на простом примере: слова «гадость» и «радость» различаются только одной буквой, но их же никто не путает.

Подобные лексические упражнения - яркое подтверждение квалификации наших законодателей. Приняв закон, они не совсем продумали, как страховщики должны его выполнять. Неудивительно, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Вероятно, решать подобный вопрос нужно не с помощью законодательных актов, а усилиями самих участников рынка путем эффективного управления брэндом. Пока единственным выходом представляется корректировка закона, разрешающая частичное совпадение полного названия, но запрет полного совпадения сокращенного - аббревиатуры.



Цены на подъеме Потребности мировой экономики в меди продолжают расти: не далее как в конце февраля Лондонская биржа зафиксировала новый 16-летний рекорд (3,275 тыс. долларов за тонну рафинированной меди). Но уже в середине марта он был побит: 3,307 тыс. долларов за тонну. Причины - возрастающий спрос со стороны перерабатывающих экономик Китая, США и Японии. Ожидается, что до конца года рынок меди вырастет на 3 - 4%, а мировое потребление составит 17,5 млн тонн (результат 2004 года - почти 16,5 млн тонн).

Вконце апреля Союз металлургов Свердловской области, объединивший среднеуральские предприятия черной и цветной металлургии независимо от холдинговой принадлежности, подвел итоги 2004 года. По словам Андрея Козицына , президента Союза и генерального директора Уральской горно-металлургической компании (УГМК), благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила практически всем производителям металлов существенно нарастить производство и отчитаться перед акционерами об увеличении прибыли. В денежном выражении, по сравнению с 2003 годом, рост объема производства составил 42%. Но возросли и издержки: на 90% поднялись цены на железную руду, почти втрое подорожал кокс. Свою «ложку дегтя» в снижение рентабельности холдингов внесли естественные монополии, увеличив стоимость электроэнергии на 17,8%, газа - на 20%. На 11% подорожали железнодорожные перевозки. При этом средние цены на продукцию цветной металлургии увеличились на 30%, черной - на 70%, трубной подотрасли - на 50%. Увеличению производства способствовал рост экспорта изделий из металла практически всей номенклатуры - от чугуна до медной катанки. Однако постепенно наступает насыщение мирового потребления. Отечественные металлурги все больше обращают внимание на внутренний рынок. На Урале, отмечают в Союзе металлургов Свердловской области, налицо «нарастающая диспропорция в развитии экономики в сторону доминирования металлургии и отставания машиностроения и стройиндустрии - наших главных потребителей».

Между тем возобновление производства простаивающих предприятий - дело не одного дня и сопряжено с немалыми расходами. «Очень сложно оценить, какие из этих заявлений носят спекулятивный характер, призванный уже сегодня оказать влияние на рынок, а какие действительно серьезны и связаны с долгосрочными планами, - комментирует Андрей Козицын. - В краткосрочной перспективе цены останутся по-прежнему на высоком уровне, 3000 - 3200 долларов за тонну».

Высокие цены заставили ведущих мировых игроков объявить об увеличении производства. Как отмечает Александр Ханин , директор по связям с общественностью Русской медной компании, уровень мировых цен серьезно зависит от действий крупнейшего медного холдинга - чилийской Codelco, законсервировавшей ряд производственных мощностей в 2001 - 2003 годах, на время низких цен. Теперь цеха могут быть запущены: президент Codelco Хуан Виларсу заявил недавно, что «высокие цены на медь неприемлемы».

В марте международное рейтинговое агентство Standards & Poors повысило инвестиционный рейтинг ведущего американского производителя титана компании Timet. Такое решение агентства объясняется подъемом мирового авиастроения: средняя загрузка производственных мощностей по отрасли выросла с 56% в 2003-м до 72% в 2004-м, ожидается, что тенденция сохранится до конца 2005 года. Для единственного российского титанового холдинга «ВСМПО-Ависма» это может означать увеличение поставок для Boeing (в структуре экспорта компании американский рынок занимает 40%) и Airbus.

Мировое производство алюминия в первом квартале 2005 года, по данным Международного института алюминия (International Aluminium Institute), выросло на 3,5% - до 7,37 млн тонн. По сравнению с прошлым годом Китай увеличил производство первичного алюминия на 16,6%, остальные страны Азии и государства Западной Европы - на 4,5 и 3,5% соответственно. Зато продолжилось прошлогоднее падение производства в Северной Америке (5,4%). По оценке экспертов Metal Bulletin Research, в этом году спрос превысит предложение на 350 тыс. тонн, это позволит удержать среднегодовую цену за тонну алюминия на уровне 1,805 тыс. долларов (цена 2004 года - 1,717 тыс. долларов).

Одна из основных сфер применения алюминия и особенно меди - кабельная промышленность. Кабель потребляют все развивающиеся отрасли экономики России и СНГ - горнорудная и металлургическая, нефтегазовая и машиностроительная. Ежегодные потребности в электрооборудовании РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские железные дороги» - отдельные и очень емкие рынки. С этой точки зрения вполне логично выглядело вхождение в состав группы СУАЛ кабельных производств - Иркутсккабеля и Кирскабеля (Кировская область). Оба завода входят в пятерку крупнейших российских кабельных заводов, производящих оголенные и жароустойчивые силовые кабели.

В поисках новых рынковОсновная причина экспортной направленности российской алюминиевой промышленности, отмечают в Сибирско-Уральской алюминиевой компании (СУАЛ), обусловлена производственным спадом отраслей-потребителей. По данным аналитиков СУАЛ-холдинга, если мировое потребление алюминиевых полуфабрикатов составляет около 20 млн тонн, то внутреннее можно оценить в 240 тыс. тонн. В такой же ситуации производители других цветных металлов.

Несмотря на то, что внутренний рынок меди ежегодно прирастает на 15 - 20%, сохраняется экспортная направленность ее производства: в 2004 году из 900 тыс. тонн катодной меди, выпущенной российскими предприятиями, внутри страны переработано чуть больше 300 тыс. тонн. Структура потребления такова: около 200 тыс. тонн - полуфабрикат для кабельной промышленности медная катанка; порядка 100 тыс. тонн - продукция для заводов ОЦМ.

Заметны усилия СУАЛа и на потребительском рынке. В планах холдинга - построить в подмосковном Ступино завод по производству алюминиевой посуды с антипригарным покрытием ScovO в дополнение к уже действующему аналогичному предприятию в Каменске-Уральском. Партнерами ScovO по поставкам антипригарного покрытия станут европейский концерн Du Pont и компания Akzo Nobel. Новый завод пройдет сертификацию у поставщиков для получения лицензий на право использования брэндов антипригарных покрытий при продвижении продукции. Сегодня доля принадлежащей СУАЛу марки ScovO на российском рынке посуды с антипригарным покрытием оценивается как 14% в денежном выражении и 18,5% - в штучном (в прошлом году емкость российского рынка такой посуды составила 95 млн долларов или 15 млн единиц). С учетом прогнозируемого роста этого рынка в 2,5 раза (до 50 млн единиц продукции - 250 млн долларов), к 2010 году рыночная доля ScovO должна составить 25% по физическим объемам.

УГМК, как и СУАЛ, стремится к расширению товарного ряда, прежде всего - в соответствии со структурой потребления. Один из основных российских производителей силовых и изолированных кабелей «Сибкабель», входящий в состав УГМК, продолжает наращивать производство. По итогам 11 месяцев прошлого года он увеличил выпуск шлангового провода на 148,8% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), неизолированного провода - на 110,6 %, обмоточного провода со стеклоизоляцией - на 112,6%. В 2005 году предприятие планирует выпустить 81,3 тыс. км кабелей, или на 105,4% больше, чем в 2004 году.

- Несмотря на рост, объем внутреннего потребления пока по-прежнему невелик, - рассказывает Андрей Козицын. - Мы производим гораздо больше, чем применяется внутри страны. Дело в том, что потребление меди в расчете на одного человека у нас не превышает 1,5 - 2 кг: это в три-четыре раза меньше, чем в развитых странах. Но по мере того, как российская экономика начнет приближаться к уровню развитых стран, можно прогнозировать существенный рост использования меди в системах отопления, вентиляции, кондиционирования, во всем жилищно-коммунальном хозяйстве. В наших климатических условиях объемы потребления могут быть еще больше. Иными словами, внутреннему рынку есть куда развиваться.

Смычка с наукойНаращивание конкурентных преимуществ немыслимо без инвестиций в инновационные разработки со стороны как повышения эффективности производства, так и расширения рынка сбыта. Характерный пример: в апреле СУАЛ открыл на Уральском алюминиевом заводе (УАЗ) первый экспериментальный участок из шести электролизеров с силой тока 300 кА, разработанных Сибирским научно-исследовательским конструкторским и проектным институтом алюминиевой и электродной промышленности, входящим в структуру холдинга.

Уникальные конструкционные (легкость и прочность) и антикоррозийные свойства титана обусловили его применение в целом ряде отраслей. 65% титановой продукции ВСМПО-Ависма предназначено для использования в авиакосмической промышленности. Но поскольку эта отрасль российской экономики не в состоянии востребовать весь металл корпорации, уровень производства ВСМПО-Ависмы крайне зависим от потребностей мировой экономики. Впрочем, и здесь возможна диверсификация товарного ряда: один из серьезных потребителей титана и его сплавов с особыми антикоррозийными и теплообменными свойствами - атомная энергетика, особенно АЭС, работающие с морской водой. Незаменимы изделия из этого металла при строительстве нефтегазовых платформ, работающих на морском шельфе. Наконец, порядка 5 тыс. тонн низкосортных титановых сплавов используется ежегодно в производстве головок титановых клюшек. Как отмечают в ВСМПО, если в перспективе будет найдена замена титану в этих изделиях, останутся потенциальные рынки товаров для спорта и отдыха: альпинистское снаряжение, велосипеды, ручной инструмент. В планах ВСМПО - увеличение производства титановых изделий для этой нестандартной с точки зрения оборонного предприятия рыночной ниши.

Другой характерный пример - создание ООО Национальная инновационная компания «Новые энергетические проекты», учредителями которой стали Российская академия наук и ГМК «Норильский никель». Новая компания займется коммерциализацией разработок РАН в области водородной энергетики и топливных элементов. Согласно подписанному в конце 2003 года соглашению между учеными и металлургами, «Норникель» инвестировал почти 40 млн долларов: создание современных топливных элементов ему выгодно, так как при их изготовлении используются драгоценные и цветные металлы, производимые компанией - палладий, платина, никель, медь.

Главная особенность участка на УАЗе - экспериментальность. В его основную задачу собственно выплавка металла не входит, это своего рода полигон для обкатки современной технологии производства первичного алюминия из глинозема. «В истории развития советской и российской алюминиевой промышленности такого участка не было, - говорит первый вице-президент СУАЛ-холдинга Владимир Скорняков . - Я знаю лишь одну компанию в мире, у которой есть такой участок, - Pechiney (Франция). Электролизеры будут подвергнуты самым жестким испытаниям, предельным нагрузкам вплоть до разрушения. Будем подбирать параметры, испытывать новые методы загрузки, новые приборы, автоматику для того, чтобы потом выработать технологию, обозначить самые эффективные параметры и поставить новые электролизеры на Иркутском и Богословском алюминиевых заводах». Этот первый этап технического перевооружения предприятий первичного передела обошелся СУАЛу в 14,7 млн долларов, однако в компании уверены, что вложения окупятся уже при массовом внедрении оборудования хотя бы на одном из заводов группы.

Одиночное плавание Основным фактором, сдерживающим развитие отечественной металлургии, в Союзе металлургов Свердловской области называют недоброкачественность общего инвестиционного климата - условий, при которых наращивание производства было бы эффективно. Среди основных негативных явлений - годовое планирование тарифов естественных монополий (сегодня только железнодорожники заявили о переходе на трехлетнее планирование), медленные темпы возврата НДС по затратам в капстроительство, низкие амортизационные отчисления.

В результате СУАЛ привлек к реализации проекта «Коми-Алюминий» российского конкурента - «Русский алюминий», испытывающего, в отличие от СУАЛа, недостаток в сырье. Возможно, объединение усилий при лоббировании собственных интересов, будет способствовать созданию инвестиционного климата в отдельно взятой отрасли.

СУАЛ, реализующий амбициозный проект «Коми-Алюминий», так и не смог привлечь к строительству глиноземного завода иностранного партнера: одним из основных условий соинвестирования, выдвигаемых иностранцами, были долгосрочные гарантии энергообеспечения. «Ни одна алюминиевая компания в мире не начнет строить завод, пока у нее не будет гарантий от правительства и энергетиков по поставкам необходимых объемов энергии по реальной цене, - утверждает Владимир Скорняков. - От правительства нам ничего не нужно, а от энергетиков необходимы гарантии хотя бы на срок окупаемости проекта (это 8 - 10 лет) по ценам, которые рассчитываются по ясной формуле. Мы понимаем, что есть инфляция, что растут цены на энергоносители. Но давайте привяжем цену на электричество к мировой цене на алюминий. Цена пойдет наверх - мы готовы поделиться, опустится - тогда уж вы пойдите на уступки. Проблема в том, что вообще ничего не происходит».


А кроме агентов страховая компания нуждается в большом числе узких специалистов: актуариев (разрабатывают и обосновывают страховые тарифы), андеррайтеров (дают разрешение о заключении договора страхования), сотрудников, урегулирующих убытки, аварийных комиссаров и пр. Таким образом, персонал в страховой компании подразделяется на две группы - подразделения продающие и обеспечивающие процедуру страхования. Исходя из этого, и нужно проводить профессиональное обучение.

Недостаток квалифицированных кадров сегодня остро ощущается в любой отрасли, но в страховой - особенно: система подготовки кадров для этого вида деятельности слишком молода. В СССР не требовалось большого количества специалистов. С наступлением капитализма научная школа страхового дела начала создаваться практически с нуля. Спрос и предложение Толчком для ее создания (как, впрочем, и всего рынка) стало ОСАГО. Для продвижения автогражданки потребовалось огромное количество страховых агентов, и набирать их пришлось фактически с улицы. С продажей полисов ОСАГО они еще худо-бедно справлялись, однако когда компании через ОСАГО начали развивать кросс-продажи (предлагать клиенту КАСКО, страхование квартиры, дома, дачи, жизни), уровня профессиональной подготовки оказалось недостаточно. Многие агенты столкнулись с тем, что даже элементарное оформление полиса в других видах страхования отнимает существенно больше времени, не говоря уже о том, что клиенту надо было убедительно доказать важность добровольного страхования. Именно поэтому, по словам начальника учебно-методического центра ХК «Росгосстрах» Александра Адонина, наибольшая текучка в страховых компаниях наблюдается в продающих подразделениях: «Страховой агент должен интенсивно проработать несколько лет и сформировать большой страховой портфель, после чего уровень его дохода позволит считать эту работу основной профессией и главным источником средств».

В целом по стране кадры для отрасли готовят 30 вузов и более 70 колледжей и техникумов. Исходя из численности средней вузовской группы в 15 - 20 человек, получается, что суммарно ежегодно вузы выпускают 450 - 600 молодых специалистов. Казалось бы, цифра внушительная. Однако треть вузов находится в Москве и Санкт-Петербурге, и большая часть выпускников остается на этих территориях. А в регионах кадровый голод обостряется.

По словам заместителя заведующего кафедрой управления страховым делом и социальным страхованием Государственного университета управления Александра Цыганова, при анализе системы образования в отрасли можно выделить пять звеньев: школы страховых агентов при самих компаниях; бывшие ПТУ и техникумы, готовящие кадры со средним специальным образованием; коммерческие центры и вузы, занимающиеся краткосрочным обучением и повышением квалификации работников страховых компаний; государственные и частные вузы, дающие высшее образование со специализацией в сфере страхования. Наконец, российские и зарубежные вузы: их сфера - подготовка руководителей и ведущих специалистов страховых организаций по программам МВА.

Оторванность системы профессионального образования от реалий - основной тормоз для рынка, убежден директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков. Сам он решает эту проблему просто: преподает страховое дело в УГТУ-УПИ. По его мнению, студентам нужно больше практических знаний. Для этого было бы неплохо обязать студентов старших курсов работать в страховой компании в течение года, после окончания этого срока ввести сдачу практического экзамена, и только затем защиту дипломов, причем дипломные проекты обязательно должны носить практический характер. «Сейчас написание диплома сводится к поиску материала в интернете и его обработке», - сожалеет Александр Меренков.

Больше жизни Наиболее дефицитны на страховом рынке андеррайтеры, специалисты по страхованию сложных технических рисков и ответственности, считает начальник управления маркетинга, рекламы и PR страховой группы СОГАЗ Алексей Смертин. По мнению заместителя директора по работе с персоналом компании «Русский мир» Петра Щербакова, дефицит ощущается по специалистам, урегулирующим убытки, и оценщикам. В СК «Северная казна» отмечают недостаток продавцов страховых услуг, а начальник методического центра Юж-Урал-АСКО Лидия Стрельникова подчеркивает, что сложно набрать грамотных страховых агентов и квалифицированных маркетологов. Заместитель директора по страхованию Екатеринбургского филиала страховой компании «Мегаполис» Алексей Рощин говорит, что особо ценятся профессионалы, сочетающие наряду со страховой другие квалификации, например агронома, инженера или врача: только специалист в сельском хозяйстве сможет правильно оценить степень риска при страховании урожая, инженер - риска при страховании механизмов. Между тем ни одна учебная программа не содержит дисциплин, к примеру, готовящих продавцов страховых продуктов или специалистов, урегулирующих убытки. В большинстве вузов специальностей две: «Страхование» или «Управление страхованием», в техникумах - «Страховое дело».

В отсутствие всех этих элементов каждая страховая компания на свой страх и риск занимается обучением персонала. К примеру, в Росгосстрахе создана школа страховых агентов, бизнес-школа для специалистов среднего звена, корпоративный университет для менеджеров, дистанционное обучение для всех сотрудников компании, а также проект «Преемственность» (отбор для обучения в престижных вузах страны детей лучших сотрудников). Подход хороший, но локальный, да и под силу только крупным структурам.

Кроме того, необходима организация системы переподготовки кадров в рамках вузов: сотрудники страховой компании должны минимум раз в пять лет проходить обучение.



Главная страница / Промышленное строительство