Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Русские летят

Ловлю попутку на окраине Екатеринбурга. Останавливается видавшая виды ГАЗель. В машине спят рабочие в потрепанных комбинезонах. За баранкой - разговорчивый водитель. Он рассказывает: это жители одной из деревень Пермского края, едут на строительство коттеджей. Шофер уверяет, что владелец компании сознательно позвал на работу уроженцев соседнего региона. Свердловчан уровень зарплат не устраивает, а связываться с мигрантами контора до сих пор не хотела. Однако из пермяков удалось сформировать только две бригады, а нужно еще две, и их все же будут составлять из жителей стран СНГ: «Мы и в Курганской области искали, и в Удмуртии, но там те, кто может работать вахтовым методом, уже уехали. Остаются иностранцы».

Региональный рынок труда, равно как и производительность предприятий, зависят от грамотной миграционной политики: территории должны сформировать реальный заказ на легальную иностранную рабочую силу. Зазевавшимся субъектам РФ предстоит решать кадровую проблему менее эффективными и более затратными способами.

Отношение к мигрантам еще долго останется полярным. Несмотря на это у многих работодателей складывается устойчивое понимание: восполнить острую нехватку рабочих рук можно только за счет иностранцев. Предвижу возражения: есть службы занятости населения, которые готовы предложить предприятиям квалифицированные кадры. Конечно, и службы имеются, и безработные, и вакансии. Все это удачно сосуществует уже не первый год. По официальным данным правительства Свердловской области, на 1 января 2008 года зарегистрировано 31,1 тыс. безработных и 29,6 тыс. вакансий. Однако безработные уральцы не стремятся занять предложенные места разнорабочих, уборщиков и так далее. Они считают их непривлекательными. Да и далеко не все предприятия уведомляют службы о вакансиях.

Однозначного мнения о рабочих из СНГ в обществе не существует. «Они выполняют грязную работу, без них не обойтись, это нормальная мировая практика», - утверждают одни. «Понаехали тут. Своим мест не хватает», - недовольны вторые.

Не хватает рук и ног
Депопуляция, начавшаяся в России в 90-х, с недавнего времени сопровождается сокращением численности населения трудоспособного возраста. В следующее десятилетие этот процесс пойдет очень высокими темпами, по 1,5 - 2% в год. За 2008 - 2025 годы сокращение численности населения в трудоспособном возрасте составит порядка 15 млн человек.
«Меры демографической политики, применяемые сегодня, не смогут повлиять на ожидаемую динамику численности трудоспособных контингентов: эти люди уже родились. Население, в том числе в трудоспособных возрастах, будет быстро сокращаться. Ситуация на Урале мало отличается от российской. Ожидается, что к 2025 году вырастет иждивенческая нагрузка на трудоспособных: нагрузка детьми составит 334 человек на тысячу работающих против нынешних 250, нагрузка пенсионерами - 478 против 332», - обозначил проблему старший научный сотрудник Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики (Москва) Никита Мкртчян.

Вот и получается, что реальный дефицит кадров острее, чем кажется статистике. Этой проблемой всерьез занялись региональные власти. Варианты ее решения рассматривались 6 февраля на конференции по кадровому обеспечению хозяйственного комплекса Свердловской области.

- При этом многие безработные не востребованы, - рассказывает директор департамента госслужбы занятости населения Свердловской области Вячеслав Кривель. - Основные причины: низкая квалификация, отсутствие опыта работы, реструктуризация экономики. В 2007 году 90 организаций заявили об увольнении 12,7 тыс. человек в связи с сокращением персонала или ликвидацией предприятия. Как правило, высвобожденные не могут в дальнейшем трудоустроиться по прежней профессии и нуждаются в переобучении.

По мнению председателя областного правительства Виктора Кокшарова, в условиях нехватки рабочих рук на Среднем Урале до сих пор не удалось наладить формирование системной кадровой политики. Потребность предприятий в квалифицированной рабочей силе растет, ежегодная заявляемая работодателем составляет около 300 тыс. человек. Основные проблемы на рынке труда: снижение численности трудоспособного населения, несоответствие качества образования (около трети выпускников учебных заведений не находят работу по специальности), неравномерность распределения квалифицированных кадров по территории региона в силу разницы социокультурной среды. Молодые люди из глубинки, получившие профессиональное образование, не торопятся возвращаться в малые города с низким уровнем жизни. И на градообразующих предприятиях проблема нехватки кадров только нарастает.

Областной министр общего и профессионального образования Валерий Нестеров:
- Часто звучат предложения возобновить профориентационные работы в школах, вернуться к прежней системе жесткого распределения выпускников или закрепить шефство предприятий над образовательными учреждениями. Однако реанимировать прежние неэкономические подходы можно, разве что реанимировав прежнюю экономику и правовую модель функционирования государства. В изменившихся условиях необходим некий баланс между потребностями рынка труда, личностными потребностями граждан в образовании и самими образовательными услугами. Вопрос где, кого и сколько
нужно на перспективу, остается актуальным.

Учить своих
Среди мер, направленных на решение проблемы дефицита кадров (автоматизации производства и единственной успешно функционирующей - выделения непрофильных активов), особое место занимают переобучение и переквалификация персонала. Все понимают, что производствам не хватает специалистов, но при этом мало кто представляет, как должна работать образовательная система, чтобы удовлетворить запросы бизнеса. По мнению заместителя председателя Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, вице-президента ОАО «СУАЛ-холдинг» по Уральскому региону Анатолия Сысоева, из представителей бизнеса и системы образования необходимо создать координационный совет, который сформулирует задачи подготовки и переподготовки кадров. Он подчеркнул: сейчас профтехучилища заполнены только наполовину, притока молодых работников, желающих встать к станкам, нет.

- Пока представители сторон не всегда четко понимают, в чем именно должно заключаться взаимодействие. Как можно качественно в соответствии с потребностями производства готовить специалистов, если производство не выдвигает стойких требований к тому, какими компетенциями должны обладать эти самые специалисты. Если нет профессиональных стандартов, то образовательные стандарты всегда будут приблизительны.
Даже если бизнес и образование договорятся, каких и сколько специалистов готовить, для реализации этих решений потребуется масса времени. Между тем синие воротнички нужны уже сегодня. Поэтому на первый план и выходят предложения об использовании иностранной рабочей силы.

Ректор Российского государственного профессионального педагогического университета Геннадий Романцев подчеркивает, что альянс бизнеса и образования при всей, казалось бы, очевидности взаимного интереса так и не состоялся:

В Свердловской области только в 2006 году работали 52 845 иностранных граждан из 45 стран, в том числе из десяти стран бывшего СССР. Из них 71% (37 961 мигрант, получивший разрешение Федеральной миграционной службы на трудовую деятельность) - из стран бывшего СССР.

…или приглашать чужих
Спасет ли трудовая миграция российскую экономику от дефицита рабочих рук - вопрос, обсуждающийся на протяжении уже нескольких лет. Нельзя не признать: мигранты закрывают собой бреши на трудовом рынке, вклад их в ВВП России составляет не менее 50 млрд долларов в год (это подтверждает и Федеральная миграционная служба). В таких видах деятельности, как строительство и торговля, мигранты закрывают почти половину рабочих мест. Представляете, что будет, если однажды утром исчезнут водители маршруток и большинство строителей?

В числе минусов называется неуправляемость миграционных потоков: приток может превратиться в отток. Особенно если иметь в виду начало реализации масштабных инвестиционных проектов в тех странах, откуда мигранты приехали. Однако нам представляется, что трудовые мигранты будут всегда: вряд ли в ближайшие годы Таджикистан и Узбекистан смогут предложить своим жителям большую зарплату, чем российские работодатели.

Главный плюс рабочих из-за рубежа - их желание трудиться на непрестижных для местного населения местах за относительно невысокую зарплату. Это желание необходимо использовать, чтобы выиграть время для перевооружения предприятий, переобучения кадров. Другое дело, что эти меры не увеличат количество людей трудоспособного возраста, они лишь позволят научиться оптимально использовать человеческие кадры. Потребность же в кадрах останется достаточно высокой для того, чтобы ее нельзя было не замечать.

Времени нет, вариантов мало
Ожидаемое сокращение трудоресурсного потенциала столь значительно и стремительно, что не может быть компенсировано за короткий промежуток времени ни ростом производительности труда, ни выносом непрофильных производств. Единственным источником пополнения трудовых ресурсов может быть миграция.

Что до социальных проблем, которые могут вызвать мигранты, то они решаемы, в том числе строительством миграционного городка в Екатеринбурге, который возводится в поселке Кольцово. А серьезных этнических конфликтов Уралу, несмотря на всю его многонациональность (во время последней переписи населения у нас зарегистрировано 130 народностей), благополучно удавалось избежать.

В подготовке материала принимал участие Аркадий Коновалов

Свердловская область продолжает привлекать население не только из стран СНГ и Балтии, но практически из всех российских регионов. Однако миграционный прирост позволяет лишь на треть восполнить естественную убыль населения: на 74 тыс. человек в минус - лишь 26 тысяч в плюс. За возможность использовать труд мигрантов в ближайшее время развернется конкуренция: потоки из соседних регионов уже иссякли, остался СНГ. К этому надо быть готовым. Победит тот, кому удастся создать приемлемые условия для иностранцев - построить общежития, медпункты и столовые. Следовательно, должна быть выстроена грамотная стратегическая миграционная политика: нужно понять, сколько иностранной рабочей силы мы готовы принять и как эффективно сможем ее использовать.

Табу на дешевую рабочую силу

Вопросы дефицита рабочих кадров и низкой производительности труда должны решаться не за счет мигрантов, а с помощью технического перевооружения производств, считает вице-премьер министр экономики и труда Свердловской области Михаил Максимов

Дополнительные материалы:

Если экономика не отойдет от инертного сценария развития, у нас не будет возможности конкурировать. Мы должны говорить об инновационном пути развития: ставку следует сделать на высокие технологии с использованием последних научных достижений и квалифицированные кадры, которым будет предложена высокая зарплата.

- Нехватка кадров типична не только для Свердловской области: подобное положение сложилось во многих регионах из-за демографического спада. Более того, нужно готовиться к дальнейшему снижению количества работающих. На Среднем Урале зарплата у синих воротничков выше, чем в других субъектах РФ: это привлекает на свердловские предприятия жителей других территорий. Но внутренней миграции для решения проблемы недостаточно. Поэтому разрабатываются мероприятия по предотвращению негативных последствий в связи с ожидающимся спадом числа работающих. Очевидно, что говорить нужно не о миграции, привозе дешевой рабочей силы из стран СНГ, а о повышении производительности труда во всех секторах экономики. Сейчас она сильно отстает от зарубежных аналогов.

Подготовил Артем Коваленко

Руководство предприятий должно понимать: если не заниматься перевооружением производств, оно столкнется с нехваткой рабочих рук. Человеческий капитал у нас ограничен, и надо использовать его максимально эффективно.

- Никита Владимирович, противники использования иностранной рабочей силы приводят в пример Францию с ее периодическими беспорядками по вине мигрантов.

Как ни крути
Без притока мигрантов уральским предприятиям не удастся справиться с нехваткой кадров, считает старший научный
сотрудник Института демографии Государственного университета - Высшей школы экономики (Москва) Никита Мкртчян

Но французский опыт не подходит России. Во Францию едут жители Африки, перед ними стоят совершенно иные социальные и культурные барьеры, чем перед бывшими жителями СССР, приезжающими в Россию. Если бы Советский Союз был жив, это вообще была бы внутренняя миграция. Жители Армении, Казахстана, Узбекистана, Украины худо-бедно владеют русским языком и имеют представление о стране, в которую едут, ее обычаях. Кроме того, в России нет и в ближайшее время не будет такой сильной социальной политики, как в европейских странах. Здесь не побунтуешь: работать надо.

- Действительно, все испугались. Мигранты хоть и долго прожили в этой стране, но никак не вовлекаются в общество. На первый план выходит - вернее, выпячивается - их этничность, подчеркивается, что они не французы. Но при этом все как-то забывают, что это прежде всего бедные люди. На их месте могли быть французы, тогда проблема оказалась бы более серьезна. Благодаря выходцам из Африки и других бедных стран европейцы могут не заниматься непривлекательной и мало оплачиваемой работой. Не будь этого, неизвестно, как страна справилась бы с бунтующими согражданами.

- В России отношение к мигранту негативное, считается, что к нам едут те, кто не смог устроиться на родине.

Утверждение о том, что для стабильности страны опасно, когда ее население более чем на 10% состоит из мигрантов, необоснованно. Откуда берут эти цифры, абсолютно не понятно. Почему не 7 или 15%? При этом ясно: иногда для обострения ситуации достаточно и 2% людей, активно не желающих интегрироваться в социум, а иных можно и 20% принять, и никогда ничего не будет.

- Вы считаете, что мигрантами нужно закрывать все пустующие рабочие места?

- Категорически не согласен. Мы же не считаем, что россияне, которые уезжают работать на Запад, наши худшие люди. Мигрант - это человек, готовый к некому шагу, он решился на переезд, готов работать, готов к новациям, чего и требует нынешний век. Более проблемный человек остается на месте, смиряется с ролью безработного или непривлекательной работой. Есть и такая распространенная ситуация: мигрантом становится тот, кто не смог дома купить себе рабочее место. В Центральной Азии и на Северном Кавказе такое встречается часто. Мы не можем считать человека плохим только потому, что у него нет денег на покупку должности мелкого чиновника. Кстати, в России иностранец будет спокойно выполнять ту работу, которая на родине считалась бы непрестижной. Положим, заборы красить.

Местный житель за такие деньги трудиться не будет. Он лучше поедет в областной центр и заработает 20 тыс. рублей. Таджику, которому дома платили 40 долларов, 200 долларов представляются большими деньгами. Для него это престижное место работы, которой он будет отдаваться целиком. Мигрант - более выгодный работник еще и потому, что он приезжает только работать, он не нагружен семьей, общением, ему и пойти после работы зачастую некуда. И он готов работать не 8 часов, а 12, ему главное - заработать и отвезти деньги семье.- Когда экономическая ситуация в странах СНГ наладится, мы этот поток желающих заработать потеряем?

- Я не призываю завозить иностранцев вагонами. Прежде необходимо понимать, какую работу они в состоянии выполнять. Например, в крупных торговых центрах работает очень много иностранцев, значит, это выгодно владельцам сетей. Или сельхозпредприятия, нанимающие на работу выходцев из Средней Азии за 200 - 300 долларов.

- А если сосредоточиться только на внутренней миграции и переманивать работников из соседних территорий?

- Мне представляется, что неравномерность всегда будет сохраняться. Когда в СНГ уровень жизни поднимется, и в колхозах начнут платить не 500 рублей, а 200 долларов, здесь зарплаты поднимутся до тысячи, и разрыв сохранится. Желающие приехать и заработать будут всегда.

- Вы можете обозначить территории, привлекательные для мигрантов?

- Этого будет недостаточно, это всего лишь перетягивание одеяла. Положим, у Екатеринбурга есть такая возможность, он может переманить специалистов из Челябинска и Кургана, из соседних малых городов. Но нехватка трудовых ресурсов будет повсеместной, и этот поток быстро иссякнет. Рассчитывать на село особенно не приходится, оттуда уехали все, кто мог. Грядет жесткая конкуренция за рабочие руки между регионами и городами страны. Многим регионам придется в такой ситуации ориентироваться на работников из-за рубежа. Нужно задумываться, как удержать тех, кто сейчас работает в области, чтобы они на Запад не уехали, постоянно идти вровень с лидерами, чтобы удержать людей. Пока это Среднему Уралу удается, как мне представляется.

- Это крупные города, а как заставить мигрантов поехать в глубинку?

- Кроме Москвы и Питера, это Екатеринбург, Самара, Тольятти, города ХМАО и ЯНАО, Ростов-на-Дону, Белгород. В этом списке понятно все, кроме Белгорода. Почему туда люди едут? Может быть, сказывается сочетание хороших природных условий и лояльных властей, может, бизнесу дают дышать… Это загадка. Никаких безумных зарплат там нет, правда, активно строится жилье. Если кандидат наук востребован в местном университете, ему дают квартиру, доктору наук - коттедж. Университет огромный отгрохали и оснастили его. И потом, у них очень на хорошем уровне развит самопиар: как сделали что-нибудь, так трубят на всю страну. Многим регионам надо поучиться. Хотя есть и обратный пример: Москва нигде не упускает случая сказать, что мигранты ей не нужны, а люди все равно едут. Так то Москва: все понимают - денег там прорва.

- А вот в начале XX века население активно осваивало Сибирь и Дальний Восток…

- Никто не хочет быть доярками и скотниками за 4 тыс. рублей. Зачем туда ехать, например, жителю областного города в Казахстане? Все ждут, что он оставит свой Уральск и рванет в умирающую амурскую деревню строить новую жизнь? Это нереально. Мигрантов нужно привлекать в областные центры.

- Жители каких стран к нам едут работать? Существует такая статистика?

- Толкало на это людей малоземелье в Центральной России: у человека рождалось cемеро детей, выживало четверо, и тем зачастую есть было нечего. Несмотря на высокую смертность, население росло огромными темпами, на 2 - 3% в год. В конце XIX - начале XX века Россия была самой рожающей страной в Европе: 50 - 55 рождений на тысячу жителей (сейчас - десять), ниже 45-ти ни в одной губернии, только в Питере и Москве. Масса избыточного населения. А тут открывается Сибирь, подъемные дают, освобождают от воинской повинности, от налогов на три года. Сейчас привлечь землей никого нельзя: ее полно, отъезжай на 200 км от Москвы и бери хоть гектар. Привлечь можно качественной городской средой: возможностью получить хорошее образование, благоустроенным жильем, интересной и престижной работой.

Едут к нам теперь уже в большей мере из Средней Азии, чем из европейских республик бывшего СССР. Пока из Таджикистана поток в процентном отношении больше, чем из Узбекистана, но у последнего потенциал выше: страна приближается к 30 млн населения и молодежи на рынок труда выплескивается больше. Украина с Молдавией уже исчерпаны, да и сами немножко задышали. Кроме того, для них открывается ЕС, со временем они станут как прибалты, которые сейчас активно едут на работу в Великобританию и Ирландию. Поэтому наши европейские страны в миграционных процессах для нас потеряны. Закавказье исчерпано, Азербайджан поднимается. Понятно, что это благодаря нефти, но в массовом порядке оттуда уже никто не поедет, а чтобы у станка стоять и улицы мести - точно.

- Статистика есть, но она многослойная. Например, статистика, публикуемая Росстатом, основана на получении регистрации по месту жительства, когда человек уже покупает квартиру и регистрируется в ней. Или, к примеру, женится и регистрируется у жены. При этом в статистику не попадает тот, кто живет без постоянной регистрации (по-старому прописки). В Федеральной миграционной службе есть статистика по получающим регистрацию по месту пребывания, т.е. временно пребывающим гражданам, она дополняет ту, что публикует Росстат. Но и эта регистрация есть не у всех, по крайней мере, так было до 2007 года, в котором систему регистрации существенно либерализовали.

- Это необходимость. ФМС уже год проводит либеральную политику - заявительный порядок, упрощение миграционного учета. Можешь зарегистрироваться хоть в подсобном помещении, хоть на строящемся объекте. Это правильно, иначе процесс будет вытеснен в нелегальное поле. Сейчас есть высказывания за отмену заявительного порядка. Это означает, что разрешения на регистрацию будет выдавать чиновник. Зачастую он понятия не имеет, сколько нужно рабочей силы. Он владеет лишь информацией о вакансиях предприятий из служб занятости, но это фикция. В итоге мы получим то, от чего ушли - нелегальную миграцию.

- Следует ли сохранить заявительный порядок пребывания мигрантов в России?

Зарубежный опыт
В 2004 году, после очередного расширения ЕС на восток, Европу захлестнула новая мощная волна миграции. Большая часть стран - членов союза ввела жесткие ограничения на иммиграцию рабочей силы, но Великобритания, Ирландия и Швеция разрешили восточноевропейским мигрантам трудиться при наличии официальных разрешений, определив адаптационный срок в семь лет. При этом, например, британское правительство прогнозировало поток мигрантов из Восточной Европы на уровне 5 - 13 тыс. человек в год, а с мая 2004-го по июнь 2006 года в стране зарегистрировалось около 427 тыс. иностранных рабочих. К настоящему моменту доля восточноевропейской рабочей силы в стране достигла 2%. В Ирландию ежегодно въезжает около 100 тыс. мигрантов из Восточной Европы: доля иностранной рабочей силы здесь составила уже 12%. Среди стран-доноров лидирует Польша: по некоторым оценкам, за последние два года ее покинуло около 2 млн человек. За Польшей следуют Латвия, Литва и Словакия: счет идет на сотни тысяч. 80% трудовых мигрантов - молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, занимающие малопривлекательные рабочие места в строительстве, сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе.

Интервью взял Артем Коваленко

Источник: Межрегиональный центр делового сотрудничества

В странах Западной Европы наметился ряд проблем: социальная напряженность, нехватка жилья и инфраструктуры, трудности с процессом ассимиляции. Но несмотря на рост недовольства, Еврокомиссия оценивает миграцию позитивно: во-первых, процесс способствует экономическому росту, во-вторых, в ближайшие годы дефицит рабочей силы в Европе может составить около 2 млн человек.

Объем инвестиций - около 500 млн долларов. Первую очередь завода планируют запустить в 2010 году. Рассматриваемый вариант расположения предприятия - 20 - 30 километров от Троицка Челябинской области. «Это оптимальное место, - рассказал директор РМК по связям с общественностью Александр Ханин. - Во-первых, на Южном Урале у нас есть несколько месторождений (Михеевское, Чебачье, Южное, Маукское, Александринское). Качество руды на них (например, медно-порфировые руды Михеевского месторождения) таково, что позволяет использовать именно гидрометаллургическую технологию. Во-вторых, Троицкая ГРЭС обладает избыточными мощностями, что решает вопрос обеспечения завода электроэнергией. Проект одобрил губернатор Челябинской области Петр Сумин. С местными властями подписана декларация о намерениях. В настоящее время идет поиск конкретной площадки для строительства».

Опробовав гидрометаллургическую технологию в небольших объемах (производство мощностью 5 тыс. тонн катодной меди запущено на «Уралгидромеди» в Полевском Свердловской области с 2005 года), РМК заявила о более масштабном проекте. Компания намерена построить гидрометаллургический завод меди и цинка ежегодной мощностью по 100 тыс. тонн каждого.

Преимуществ у новой технологии несколько. Во-первых, она исключает проблемы с сырьем, поскольку позволяет работать с бедными рудами. Например, завод в Полевском эксплуатирует отработанные рудники Гумешевского месторождения, описанного еще Бажовым в «Хозяйке Медной горы». В результате месторождения вырабатываются практически полностью. С помощью гидрометаллургии можно извлекать металл даже из отвалов.

Водные блага
Всплеск интереса к гидрометаллургическому производству меди и цинка возник в середине 90-х в Европе, после того как были открыты новые органические реагенты. Лидером во внедрении стала финская компания Outokumpu Technology: с 1998 по 2004 год она построила семь заводов меди и цинка в Европе. Аналогичное медное производство есть в Лаосе, а в Китае строится цинковое.

В-третьих, технологическая цепочка сокращается до трех этапов: выщелачивание, экстракция и электролиз. Обычно до электролиза руду обогащают, обжигают, плавят в печи. В гидрометаллургии растворы слабых кислот прямо под землей вступают в реакцию с рудой и обогащаются медью: рудник превращается в завод, сокращаются транспортные издержки, не нужно тратиться на перевозку пустой породы.

Во-вторых, эффективно используются природные ресурсы. По подсчетам специалистов Outokumpu, выход металла в пирометаллургии - 71,9%, в гидро - почти 90%. Новые методы позволяют выделять чистые редкоземельные металлы (индий, кобальт и другие), при традиционном способе извлечения меди уходящие в отвалы.

Подводные камни
Впрочем, все эти плюсы для нас - пока теория. На Урале производители меди на гидрометаллургию переходить не торопятся: есть у нее ряд серьезных минусов. Главный - инвестиции требуются большие, а производительность существенно ниже. Например, медеплавильная печь с погружной формой мощностью до 190 тыс. тонн рафинированной меди в год стоит около 7 млн долларов, а гидрометаллургический комплекс мощностью 5 тыс. тонн в год - 18 миллионов.

И самое главное - гидрометаллургия на порядок безопаснее для экологии: исключены атмосферные выбросы, водоснабжение замкнутое, а твердые отходы идут в последующую переработку. Получается практически безотходное производство, соответствующее европейским нормам охраны окружающей среды.

Александр Ханин убежден: в будущем гидромет будет только расти. Производителей подталкивают к этому ужесточающееся экологическое законодательство и дефицит богатых рудных месторождений.

Европейских производителей затраты не пугают. Доля металла, получаемого способом жидкостной экстракции, в мировом производстве постоянно увеличивается: из 18 - 19 млн тонн меди, ежегодно выпускаемой в мире, 5 - 6 делают по гидрометаллургическим технологиям. Сравните: в 2004 году эта цифра составляла всего 2,6 млн тонн.

Пирометаллургия - традиционная для отрасли технология: совокупность металлургических процессов, протекающих при высоких температурах

Дополнительные материалы:



8 февраля специальная комиссия по расследованию инцидента на подстанции Гляденово возложила большую часть ответственности на сетевую компанию Пермэнерго. Напомним, 23 января из-за шквалистого ветра и сильнейшего снегопада на линии электропередачи, ведущей от одной из ТЭЦ Прикамья к подстанции Юго-Камск, произошло несколько коротких замыканий. Они привели к остановке подстанции Гляденово. В результате без энергоснабжения остались восемь населенных пунктов и очистные сооружения Перми.

Инциденты, произошедшие друг за другом на ведомственных электроподстанциях в Пермском крае, могут спровоцировать передачу энергетической инфраструктуры в руки сетевой компании.

Причина - на подстанции, питающей этот поселок, произошло возгорание. Ответственность лежит на персонале подстанции. Два инцидента подряд заставили прикамских энергетиков говорить о ненадежности электроснабжения в случаях, когда объекты сетевой инфраструктуры обслуживаются компаниями, для которых этот вид бизнеса непрофильный. На границе События, по выводам комиссии, развивались следующим образом. Из-за повреждений в цепи линии ТЭЦ-9 - Юго-Камск (110 кВ) происходили повторяющиеся короткие замыкания на отводе на подстанцию Протасы. Это привело к отключению от электроэнергии подстанций Гляденово (в зоне ответственности коммунального оператора региона ООО «Новогор-Прикамье»), а также Протасы и Юго-Камск, Нижние Муллы (все - в зоне ответственности Пермэнерго).

Возникла угроза попадания неочищенных стоков в Каму, пришлось остановить работу водозабора 50-тысячного Краснокамска. Три дня холодная вода не поступала в этот город, в нем было объявлено чрезвычайное положение. А 29 января случилась авария в поселке Новые Ляды: на несколько часов без электроснабжения осталась большая его часть.

У энергетиков к сторонним организациям давние претензии. В «особом мнении», которое Пермэнерго выразило спецкомиссии, отмечается, что еще в июле 2006 года из-за действий персонала Гляденово были погашены четыре подстанции. А инцидент 23 января и вовсе позволил энергетикам сделать резкие выводы о «неудовлетворительном техническом состоянии оборудования подстанции, отсутствии нормативных документов, регламентирующих порядок выполнения оперативных переключений в нормальных и аварийных режимах, низкой квалификации и оперативной дисциплине персонала подстанции».

Подстанция Гляденово принадлежит муниципалитету, арендует ее как часть комплекса водоочистки коммунальный оператор «Новогор-Прикамье», а обслуживает по договору с «Новогором» - энергосервисная организация. В Новых Лядах причиной пожара стала неправильная эксплуатация оборудования. Эта подстанция принадлежит Свердловской железной дороге, обслуживает ее сторонняя организация. Всего в Пермском крае около 70 сетевых компаний, имеющих свою зону ответственности и работающих по договору с Перм­энерго. От работы «непрофильников» зависит работа всех: ветер не спрашивает, кто за какой километр проводов отвечает.

Осталось уговорить принцессу
Для решения проблемы энергетики готовы брать не принадлежащие им объекты инфраструктуры в аренду или доверительное управление. «Единый хозяин сетей сможет проводить единую техническую политику, профессионально организовать обслуживание сетей», - отмечает Олег Жданов.

- Формирование электросетевого пространства по принципу «лоскутного» одеяла» снижает надежность энергосистемы региона, - заявил управляющий директор Пермэнерго Олег Жданов. По его словам, именно ведомственные подстанции, наряду с бесхозными, - наиболее слабое звено в системе.

К слову, подстанция ДОК - образец того, в каком случае собственники легко отдают энергообъект: это происходит, когда его нестабильная работа угрожает деятельности крупных промпредприятий. Из-за сбоев на подстанции ДОК в свое время страдали такие значимые для экономики Перми компании, как Уралхиммонтаж, «Пеноплекс», а главное - ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Устав от непрерывных проблем с промышленными гигантами, собственник в итоге передал подстанцию на баланс энергетикам.

Собственник с энергообъектами расставаться, однако, не спешит: они приносят дополнительный доход от продажи электроэнергии другим потребителям, от пропуска ее дальше по сетям. При этом затраты на поддержание в рабочем состоянии не особо велики: все-таки у советской энергетики был большой запас мощности. От изношенных объектов собственники избавиться бы и готовы, но в этом случае уговаривать уже надо энергетиков: те не хотят брать рухлядь и просят реконструировать подстанции с уровня «авось не закоротит» до состояния «все будет работать стабильно». А это большие расходы: так, реконструкция подстанции ДОК, которая перешла на баланс Перм­энерго в середине прошлого года, обойдется энергетикам в 100 млн рублей.

Деньги в котел
Однако не только забота о надежности заставляет энергетиков настаивать на передаче ведомственных объектов под юрисдикцию Пермэнерго. Все дело в том, что концентрация энергообъектов в сетевой компании приносит ей дополнительные доходы.


Аварии в Прикамье могут подстегнуть власти и ведомства активнее передавать объекты инфраструктуры энергетикам: стабильность энергоснабжения - вещь не только социальная, но и имиджевая. Например, от Гляденово линии электропередачи ведут на подстанцию, которая снабжает энергией аэропорт Перми.
Пока не понятно, готовы ли муниципалитет и Свердловская железная дорога расстаться с энергообъектами. В муниципалитете, например, ограничились ссылкой на выводы спецкомиссии, которая указала «Новогору-Прикамье» на необходимость принятия «дополнительных мер по повышению надежности энергоснабжения стратегического объекта и устранению нарушений в эксплуатационной документации».

В Прикамье «котел» у Пермэнерго. Соответственно, чем меньше в крае сторонних организаций, держащих на балансе линии электропередачи и подстанции, тем больше денег останется в самом Пермэнерго. Таким образом, если аварии подстегнут процесс передачи сетевых объектов энергетикам, да еще на условиях энергетиков (то есть реконструированными), то Пермэнерго может еще и выиграть

В России с этого года тарифы на передачу электроэнергии по сетям рассчитываются по так называемому котловому принципу: для всех потребителей в регионе установлен единый тариф. (До сих пор чем ниже было напряжение на сетях, тем дороже передача.) Он подразумевает, что затраты должны быть включены в один «котел». Из этого «котла» его держатель оплачивает услуги и компаниям, которые производят электричество не только для своих нужд, но и поставляют его дальше.


Венгерская авиакомпания Malev после смены собственников взяла стратегический курс на превращение Будапешта в транзитный пункт для российских пассажиров, в том числе с Урала, и организацию центров сервисного обслуживания самолетов SuperJet.

Петр Леонов


- Были серьезные опасения и в Венгрии, и во всей Европе по поводу возможности прихода на рынок авиаперевозок совместной компании с российским участием. Приобретение российскими бизнесменами акций Malev - первый успешно реализованный проект. Были попытки «Аэрофлота» купить Alitalia, сейчас ведутся разговоры об участии «Аэрофлота» в приватизации сербской авиакомпании JAT Airways. Но мы сделали это первыми. Я живу в Венгрии уже 17 лет, три года занимался сложным приватизационным процессом Malev. И возглавил компанию, достаточно хорошо зная и людей в ней, и менталитет, и страну.

На открытие генерального консульства Венгрии в Екатеринбург в конце января прибыло много представителей компаний этой бывшей социалистической страны. Они рассчитывают войти на уральский рынок или расширить здесь свое присутствие. В числе почетных гостей оказался Петр Леонов - первый гражданин России, возглавивший иностранную авиакомпанию: в сентябре прошлого года он был назначен генеральным директором Malev. Это стало возможным благодаря тому, что год назад в результате приватизации 99% акций национального авиаперевозчика Венгрии было приобретено российско-венгерским совместным предприятием AirBridge Zrt, представляющим интересы российского авиаальянса AiRUnion во главе с гендиректором ОАО «Красноярские авиалинии» («Красэйр») Борисом Абрамовичем. Сегодня Петр Леонов утверждает, что ориентация на российский рынок для Malev - единственная возможность выжить в высококонкурентной европейской среде, и патриотизм тут ни при чем.
Мы это сделали
- Петр Викторович, как венгры отнеслись к приходу в Malev россиян?


- Ничего необычного, неизведанного мы для себя не нашли. Компания с крепкими профессионалами, довольно хорошо работающая на рынке. А ее убыточность в последние годы связана с тем, что Malev был государственной компанией. Компания до сих пор сохранила многие пережитки социализма и нерыночной экономики. От них мы сейчас, конечно, избавляемся. Наша задача - сделать авиакомпанию эффективной и прибыльной. Это и в интересах Венгрии и акционеров. Для венгров важно то, что Malev остается национальным перевозчиком, акционеры взяли на себя такое обязательство.


- Чем отличается управление иностранной авиакомпанией от российской?



В прошлые годы компания испытывала серьезные экономические проблемы. Но 2007-й закончился для нас положительно: за весь год пассажиропоток увеличился на 6%, во втором полугодии - на 12%. Мы связываем это со вступлением в альянс One World (он дает нам пассажиров, которые летят через Будапешт), а также с нашим усилением на российском и среднеевропейском рынках.


В апреле прошлого года Malev вступил в международный авиаальянс One World. Это открыло широкие перспективы для авиакомпании и пассажиров. Назову только огромную маршрутную сеть, возможность с билетом Malev путешествовать по всему миру, программу часто летающих пассажиров, которая распространяется не только на наши рейсы, но и на рейсы всего альянса: пассажиры Malev могут обменивать заработанные баллы на бесплатные билеты по всему миру.


- Безубыточный 2008-й и прибыльный 2009 год. Malev старается выходить на российские региональные рынки, причем для нас это стратегическое направление. По российско-венгерскому соглашению мы получили возможность летать в пять городов России. Есть рейсы из Будапешта в Москву и Санкт-Петербург, в прошлом году открыли до Екатеринбурга. Но екатеринбургский рейс мы пока финансируем, там средняя загрузка самолета составляет 56% при средней по авиакомпании в 2007 году 72%. Надеемся, что с открытием в Екатеринбурге консульства Венгрии пассажиропоток увеличится. Еще два российских города мы пока для себя не определили.


- Что конкретно предусматривает новый бизнес-план вашей компании, принятый советом директоров в ноябре прошлого года?


Благодаря тому, что Венгрия с декабря прошлого года вступила в Шенгенскую зону, у россиян появилась возможность путешествовать через Будапешт и в другие страны Европы.



Сейчас у россиян проявляется интерес к венгерским термальным курортам - это озеро Балатон и близлежащие места. Есть возможность развивать и событийный туризм, в частности я имею в виду привязку рейсов к чемпионатам «Формулы», которые проходят ежегодно в Будапеште в августе.


- Конкуренты действительно сильные. Мы должны искать то, чем можем привлечь пассажира. В первую очередь - удачное время вылета, короткое стыковочное время через Будапешт. Это дает значительное преимущество по сравнению с франкфуртским и другими загруженными аэропортами Европы. Наша специфика в том, что мы предлагаем южно-европейский рынок - Румынию, Болгарию, бывшие республики Югославии.
Стараемся большое внимание уделять сервису. Например, на борту самолета предлагаем пассажирам национальное меню: венгерские вина, элементы венгерской кухни.


- Но это предусматривает жесткую конкуренцию с авиакомпаниями центральной Европы, прежде всего Lufthansa и Ausspanian Airlines. Как вы оцениваете здесь свои позиции?


- Я родился в России, в Красноярске, служил на Урале под Челябинском. Конечно, я ощущаю себя россиянином, но прекрасно понимаю венгерский менталитет, наших венгерских коллег и друзей. Поэтому в этом отношении мне очень хорошо работать.


И венгры довольны, и русским приятно
- Вы так увлеченно рассказываете о «нашем венгерском», что возникает вопрос: кем вы себя больше ощущаете - венгром или россиянином?


- Повернуться лицом к России - это задача, которая была поставлена нашими акционерами. Причем не только российскими, но и венгерскими. Европейский рынок очень конкурентен и загружен, свободных ниш практически нет. Поэтому для развития нашей компании стратегический приоритет - Россия и бывшие советские республики (Казахстан, Украина). Это перспективный рынок, на котором мы собираемся работать.


- Тот факт, что руководитель Malev - гражданин России, как-то повлиял на планы развития компании?


- В любом случае это будет экономическое решение. Мы рассматриваем всех производителей ближнемагистральных самолетов - Bombardier, Breyer, фирму «Сухой». SuperJet, как нам кажется, очень интересный самолет. В первую очередь привлекают его цена и технические характеристики. «Сухой» обещает, что затраты на техобслуживание и эксплуатацию самолета будут на 20 - 25% ниже по сравнению с аналогами на рынке. А технические характеристики сопоставимы. Решение о покупке SuperJet будет приниматься в 2009 году.


- А недавно объявленное вами намерение закупить самолеты SuperJet продиктовано экономической целесообразностью или патриотизмом?


- Будет ли меняться структура акционеров Malev?



Кроме того, Aeroplex, дочерняя компания Malev, выиграла конкурс на организацию технического обслуживания самолетов SuperJet. Это позволит нам лучше узнать самолет. И когда придет время обновления нашего регионального парка турбореактивных самолетов, когда мы будем делать выбор, наш опыт технического обслуживания даст SuperJet дополнительные преимущества. Техобслуживание начнется, как только первые самолеты начнут поступать европейским заказчикам, это 2009 - 2010 годы. У Malev очень сильная техническая база в Будапеште, а сейчас и в Москве. Мы планируем и дальше расширять базу в России: будет открыт технический центр в Красноярске, также рассматриваются еще несколько других вариантов, в том числе на Урале. То есть мы будем осуществлять сервисное обслуживание самолетов SuperJet, закупленных не только иностранными европейскими компаниями, но и российскими.


- Какие инвестиции намерены направить акционеры в развитие авиакомпании в ближайшие два-три года?



- В настоящее время российской стороне принадлежит 49% акций, венгерской - 51%, пока изменений не планируется. В перспективном бизнес-плане (через три-четыре года) - размещение акций компании на венгерских и европейских рынках. В этом случае структура собственности будет меняться.


- Сейчас у правительства Венгрии есть какие-то претензии к деятельности компании?



- Во время приватизационного процесса акционеры обязались вложить в компанию 50 млн евро и взяли на себя исполнение государственных гарантий этой авиакомпании на сумму 128 млн евро. За сами акции Malev уплачено около 800 тыс. долларов. То есть фактически все деньги - это будущие инвестиции и замена государственных гарантий.



Главная страница / Промышленное строительство