Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Парад эмиссий

Руководство «Уральских авиалиний (УАЛ)» и «Авиапрада» подписали соглашение, по которому ЗАО «Авиапрад» прекращает производственную деятельность, а ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» принимает на себя обязательства по перевозке на собственных регулярных рейсах из Екатеринбурга основной части пассажиров «Авиапрада» с 11 февраля и на всю глубину произведенных продаж. В пресс-службе «Авиапрада» нам сообщили: «Уже в течение двух недель мы оповещаем всех пассажиров, купивших билеты нашей авиакомпании, о том, что они могут либо лететь по этим билетам рейсами “УАЛ”, либо получить назад деньги без удержаний».

Авиакомпания «Авиапрад» де-факто прекратила деятельность. Попытка создать в екатеринбургском аэропорту Кольцово второго базового перевозчика и составить конкуренцию «Уральским авиалиниям» провалилась.

С устранением основного конкурента «УАЛ» смогут частично занять его долю рынка (в 2007 году «Авиапрад» перевез около 400 тыс. пассажиров). В ближайшее время ожидается увеличение частоты рейсов «УАЛ» из Кольцово в Москву, Санкт-Петербург, Минеральные Воды и ряд других городов. Кроме того, компания намерена трудоустроить около 170 из 490 сотрудников «Авиапрада» наиболее дефицитных профессий - весь летный состав и службу бортпроводников.

По словам генерального директора «УАЛ» Сергея Скуратова, его авиакомпания приняла обязательства безвозмездно: «Пассажиры заплатили за билеты “Авиапраду”, то есть деньги прошли мимо нас. Но это окупится лояльностью пассажиров».

Теперь машины вернут лизингодателям. «Авиапрад», в отличие от «УАЛ», не имел собственной наземной базы (ангаров, административных зданий, спецоборудования), необходимой для производственной деятельности.
Таким образом, возникновение альтернативной базовой авиакомпании в Кольцово в ближайшее время маловероятно.

Главной причиной прекращения деятельности «Авиапрада» следует считать экономическую. Из 12 самолетов, входящих в его парк, 11 находились в лизинге и нуждались в эффективной эксплуатации, чтобы окупать регулярные платежи.

Цена и продаваемая доля будут определены в ходе переговоров. Руководство группы СОК (ей принадлежит более 90% «ИжАвто») оценивает стоимость всего актива в 12 млрд рублей. Однако диалог потенциальных продавца и покупателя может затянуться: у них разное видение перспектив «ИжАвто». АвтоВАЗу ижевский завод интересен как площадка, куда можно перевести производство старых моделей («ИжАвто» давно выпускает вазовскую «классику», в 2007 году с конвейера сошло 21,9 тыс. авто - 27,8% от общего объема).

Группа СОК (Самара) начала переговоры о продаже АвтоВАЗу (Тольятти) контрольного пакета акций ОАО «ИжАвто» (Ижевск). Для продавца это средство заработать, для покупателя - возможность перевести в Ижевск производство «классики»

Для группы СОК главной причиной решения о продаже стал шанс получить хорошую цену при сохранении возможности зарабатывать на корейских автомобилях KIA, собираемых на «ИжАвто» (модели Specspana, Rio, Sorento). Как заявили в пресс-службе, «сохранение выпуска корейских автомобилей на ижевской площадке - одно из главных условий продажи “ИжАвто” АвтоВАЗу».

Основные цеха в Тольятти планируется переориентировать на новые модели, которые АвтоВАЗ намерен собирать вместе с Renault (Франция).

Удмуртия

Интересны корейцы группе СОК тем, что KIA - одна из самых продаваемых в России иномарок (78,6 тысячи в 2007 году; девятое место). К тому же, они обещают подорожать: «Автотор» (Калининградская область), второй завод в России, где собирают KIA, скоро лишится ряда льгот и сократит объемы производства. В начале февраля группа СОК подписала контракт с KIA Motors о расширении производства Sorento с 8 до 10 тыс. единиц в год. Объемы инвестиций в проект составили 13 млн долларов. Сборка начнется летом 2008 года.






В Екатеринбурге насчитывается около 300 компаний, занимающихся изготовлением и монтажом окон. Всех игроков можно подразделить на три категории. Первая - порядка полутора десятков крупных компаний (объем производства от 100 конструкций в смену): их совокупная доля достигает 50% рынка. Вторая категория - «крепкие середнячки» с объемом производства 50 - 60 конструкций в смену. Таких компаний на рынке Екатеринбурга 30 - 40, их совокупная рыночная доля около 20%. Остальное закрывают свыше двух сотен мелких фирм, производящих в день по нескольку окошек. Именно они создают видимость бешеной конкуренции.

B стандартной «советского типа» панельке зимой холодно. Чтобы стало теплей, нужно заменить окна: опять же советские (из дерева, в лушпайках белой масляной краски, с многочисленными щелями, из которых немилосердно дует) на современные, обеспечивающие герметичность. Ввиду нового холодного сезона заменой окон озаботился и я. Оставлять на послезавтра все, что можно сделать завтра, - национальная русская черта. Поэтому сезон у оконщиков хоть и начинается в апреле, пик спроса приходится на сентябрь - октябрь: последние месяцы, когда погода позволяет провести монтаж. Открываю первую попавшуюся газету бесплатных объявлений, которую регулярно засовывают нам в почтовый ящик, и поражаюсь: рекламные модули производителей окон (от половины страницы формата A3 до размера спичечной этикетки) занимают развороты: больше, чем предложения корпоративного обучения, биодобавок и компьютеров вместе взятые. Беглый просмотр показывает: рынок окон - явно рынок покупателя. Чтобы привлечь клиента, производители предлагают скидки (до 30%), рассрочку (без процентов), выезд специалиста для замеров (бесплатно) и еще 33 удовольствия. Сажусь за телефон и понимаю, что не все так просто: разброс цен небывалый для потребительского рынка. За стандартное окно (1,3 на 1,4 метра, двухкамерный стеклопакет, одна открывающаяся створка) просят от 8 до 16 тыс. рублей. Откуда такая разница?

С частными клиентами такие компании работают мало. Как сформулировали в одной из них, «за одним окошком мы не поедем». Если заказы у физических лиц и берут, то, как правило, на дорогостоящую экзотику - остекление большого коттеджа с зимним садом и атриумом, например. Хотя есть исключения: небольшой слой крупных игроков, ориентированный на работу исключительно с физическими лицами. Они открывают большое количество точек продаж в шаговой доступности, работают через дилеров.

Зона долгосрочного сотрудничества
Большинство крупных компаний работают с юридическими лицами: застройщиками, владельцами крупной недвижимости в состоянии капремонта, организациями и учреждениями. Рентабельность таких заказов теоретически составляет около 20%, на практике - от силы 15%. Руководитель коммерческой службы строительной компании «Рост» (специализируется на производстве светопрозрачных конструкций из алюминиевого профиля) Сергей Лобков объясняет разницу: «В процессе работы появляются дополнительные неучтенные расходы, часть из которых берет на себя производитель светопрозрачных конструкций. Поэтому реальная рентабельность всегда меньше».

Инорегиональные игроки на рынке Екатеринбурга тоже погоды не делают, с местными не конкурируют. Московские компании приходят, но вслед за московскими же застройщиками и на их объекты. Вообще окна выгоднее приобретать у местного производителя, даже если привозные обойдутся дешевле. Иначе не избежать курьезов. Так, один из крупных недавно построенных торговых центров в Екатеринбурге стеклила самарская компания. Местные игроки предполагают, что причиной такого решения были низкие цены иногороднего поставщика. Так вот, когда уже через несколько месяцев с эксплуатацией конструкций начались проблемы, дозваться специалистов из Самары застройщику не удалось. Многие местные производители получили предложения переделать сделанное. Мы пообщались с двумя, и оба предложения их отклонили. Технический директор фабрики окна «Декра» Галина Хасдан поясняет: «У всех производителей есть свои нюансы в технологии, свои дополнительные элементы и фурнитура. Нам проще сделать все с нуля, чем переделывать начатое не нами».

Рынок окон локализован. Как правило, основную деятельность игроки ведут в «городе прописки». Исключение - северное направление, населенные пункты ХМАО и ЯНАО, куда екатеринбургские производители возят собственную продукцию. Но по мере расширения спроса в Екатеринбурге и возникновения собственных игроков на севере, объем внешних заказов сокращается.

Кипящий слой
Средние компании в основном работают с физическими лицами, но при этом не прекращают попыток зайти в сегмент крупных заказчиков - юридических лиц. Порой они идут на жесткий демпинг, выставляют на тендере цену ниже себестоимости. Сергей Лобков объясняет логику подобного шага: «Такие игроки часто испытывают недостаток оборотных средств. Они, как правило, не имеют собственных офисных и производственных помещений, должны ежемесячно платить аренду, поэтому соглашаются на драконовские условия выполнения заказа, чтобы получить хоть какието деньги».

В целом в сегменте крупных заказчиков ситуация достаточно спокойна. Большую часть заказов такие компании получают в рамках долгосрочных отношений с партнерами. Первичных заказов (через механизм тендеров) меньше половины. В тендере, как правило, участвует до десяти коммерческих предложений. По оценке большинства игроков, конкуренция наличествует, но о ежедневной борьбе за выживание говорить рано: благодаря подъему жилищного и коммерческого строительства крупнейшие производители окон с именем обеспечивают себя заказами без сверхусилий.

Оборудование для качественного промышленного производства стоит порядка 20 млн рублей. По оценке генерального директора Опытного завода оконных конструкций и руководителя департамента производителей окон Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Андрея Елькина, чтобы оно как минимум окупалось (с учетом накладных расходов и рентабельности производства окон для физических лиц в 7 - 10%), необходимо производить в день минимум 50 - 60 конструкций, и то при условии, что производство будет расположено за городом, где аренда дешевле.

Не исключено, что, подрядившись изготовить окна по цене ниже себестоимости, такие компании попытаются «сэкономить». В этом случае скупой застройщик вполне может «заплатить дважды». Однако даже лидеры рынка признают: если компания некрупная, еще не значит, что ее работа - халтура. Некоторые вполне успешные игроки намеренно не расширяют масштабы деятельности, пекутся больше о рентабельности и общей эффективности бизнеса.

Помимо дешевого оборудования есть еще несколько способов снизить стоимость окна. Во­первых, подавляющее большинство ценовой информации в рекламных объявлениях небольших оконных фирм не соответствует действительности.

Окно из гаража
Мелких производителей в Екатеринбурге - больше двух сотен, причем число постоянно увеличивается. Часть из них вообще живут один сезон: по весне открываются, осенью закрываются. Андрей Елькин объясняет: подержанное китайское или турецкое оборудование низкого качества можно купить очень дешево, примерно за 300 тыс. рублей, и, собирая «на коленке» по 10 - 15 окон в день, за сезон отбить затраты. Другое дело, что на подобном оборудовании качественное окно не изготовить.

«В 90% случаях, когда вы дойдете до фирмы ногами и станете заключать договор, сумма будет большей, чем та, что называли по телефону. Окажется, что в первоначальную сумму не включили стоимость подоконника, отливов или монтажа, вариантов много», - комментирует Галина Хасдан.

Производство качественных окон - сложный технологический процесс, требующий дорогостоящего оборудования


Удешевить окно можно за счет производственного помещения и технологии сборки. По нормативам в помещении, где собираются окна, должен быть особый температурный режим, пониженная влажность, оно должно регулярно очищаться от пыли. Все это - затраты. А можно собирать окна на обычном столе в «естественных условиях» в какомнибудь ангаре. Такое окно не будет прозрачным (между стеклами попала пыль), а зимой начнет образовываться изморозь (попала вода).

Во­вторых, «экономить» можно на материалах. Директор предприятия, специализирующегося на оконном профиле, рассказывает: некоторые производители окон используют армирующий профиль толщиной не 1,5 мм, как это требуется по нормативам, а меньше, что обходится дешевле. Несведущий покупатель вряд ли увидит разницу. Но вся нагрузка сосредотачивается именно на этом армирующем профиле: такое окно «устанет» значительно быстрее, петли просто могут выломаться из каркаса под тяжестью оконной створки.

В итоге, «оптимизируя себестоимость» всеми этим способами, кустарные производители могут предлагать в рекламных объявлениях стандартные окна по 7 - 8 тыс. рублей. Но такое окно не может быть качественным. Андрей Елькин категоричен: «Если вам предлагают стандартное окно по цене меньше 10 - 12 тысяч, бегите от такой компании».

Можно экономить и на монтаже: использовать низкоквалифицированный персонал, например выходцев из ближнего зарубежья. Никаких гарантийных обязательств мелкие фирмы на практике не несут. Зачастую, если через годдва после монтажа окно вышло из строя, фирму его поставившую, просто невозможно найти.

Второй фактор, подталкивающий рынок к укрупнению, - рост цен на исходные материалы. Так, по словам Андрея Елькина, профиль ежегодно дорожает примерно на 10% в год, стекло - на 6 - 10% каждые три месяца, поставщики фурнитуры ровно год назад одновременно подняли цены на 36%. Причем, как отмечает Елькин, и стекло, и профиль дефицитны (в том числе и потому, что все больший их объем потребляет Китай). Тенденция в ближайшем будущем сохранится, цены будут расти еще быстрее. Конкуренция на рынке производителей окон куда более острая, чем среди производителей комплектующих, которые зачастую загружены заказами на месяцы вперед. Соответственно оконщики не могут поднимать цены адекватно росту стоимости на комплектующие. Маржа их будет сокращаться, в этих условиях крупным игрокам выжить легче.

Цена цивилизации
Андрей Елькин прогнозирует замедление темпов роста рынка в ближайшем будущем (сейчас они, по пессимистичному сценарию, оцениваются в 25% в год, по оптимистичному, - вдвое выше). Это связано с тем, что в сегменте вторичного жилья наметилось насыщение: пластиковые окна - продукт, доступный не всем, и большая часть тех, кто хотел и мог их поставить, уже это сделали. В общем объеме рынка окон доля вторичной недвижимости будет сокращаться, первичной - расти. Первичная недвижимость - изначально территория крупных игроков, на вторичном рынке работы хватит только сильнейшим.

Специализация обусловлена несколькими причинами. Растут требования строителей к качеству конструкций. По требованию закона № 214 «О долевке» застройщики несут перед покупателями квартиры гарантийные обязательства в течение десяти лет. Соответственно, стремятся при заключении заказов получить гарантии того, что светопрозрачные конструкции будут исправно служить весь этот срок. Оконщикам приходится постоянно повышать качество продукции, а для этого в первую очередь требуется активное перевооружение. Купить новейшее оборудование проще для какогото участка работ, а не для всей производственной цепочки.

Еще одна актуальная тенденция - усиление специализации игроков. Технологическая цепочка изготовления окна выглядит в упрощенном виде так: производство профиля, производство стеклопакетов, заключение договора на изготовление и монтаж окон, проектирование, изготовление конструкций, монтаж. Выпуск профиля - почти повсеместно самостоятельный бизнес, причем другого уровня (по сравнению с производством окон, инвестиционная емкость его в несколько раз больше - от 100 млн рублей). В настоящее время обосабливается производство стеклопакетов. Многие игроки отмечают, что часть стеклопакетов закупают на стороне. Впоследствии они намерены либо полностью отдать это направление на аутсорсинг, либо оставить у себя небольшое производство самых ходовых позиций, чтобы подстраховаться на случай проблем с поставками. Сергей Лобков рассказал, что изза большого объема заказов их компания все активнее доверяет внешним бригадам (после их предварительной аттестации) монтаж. По его мнению, уже через дватри года специализацияи пойдет еще дальше: обособятся в отдельные бизнесы проектирование и продажа конструкций.

Итак, по прогнозам большинства игроков, к 2010 году рынок светопрозрачных конструкций примет куда более цивилизованный вид. Игроков будет меньше, они укрупнятся и четко специализируются. Только оплачивать преобразования придется потребителю. Андрей Елькин, например, считает, что к 2010 году цена стандартного окна вырастет до 35 - 40 тыс. рублей. Впрочем, мрачные прогнозы разделяют не все. Галина Хасдан уверена, что цены будут расти на уровне или чуть выше инфляции, в том числе потому, что специализация игроков приведет к оптимизации издержек.

Еще одна причина - усложнение архитектурных форм. Галина Хасдан аргументирует: «Допустим, в проект здания заложены светопрозрачные элементы большого формата. Далеко не все производители имеют оборудование, чтобы изготовить стеклопакет 2 на 3 метра, а покупать соответствующую технологическую линию слишком затратно. Проще разместить заказ на том предприятии, где она уже есть».


По словам заместителя генерального директора по экономике и финансам АИЖК Тюменской области Александра Зайцева, это вторая эмиссия: первый раз уставный капитал был увеличен в декабре 2006 года с 20 до 520 млн рублей. Полученные средства будут направлены на увеличение объема рефинансирования ипотечных сделок. «Кроме того, в 2008 году мы намерены финансировать небольшой объем строительства жилья, который потом будет предложен нашим клиентам», - рассказал Зайцев. Агентство планирует довести общий объем финансирования кредитов к следующему году до 1 млрд рублей. После завершения эмиссии тюменское агентство станет вторым по величине уставного капитала в УралоЗападносибирском регионе.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) зарегистрировала дополнительный выпуск акций Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Тюменской области (АИЖК) в объеме 1,3 млрд рублей. После размещения эмиссии, которую полностью выкупит департамент имущественных отношений Тюменской области, уставный капитал агентства увеличится в 3,5 раза до 1,8 млрд рублей.

Исключение составляет Свердловское АИЖК (уставный капитал 400 млн рублей), по словам заместителя гендиректора Василия Осинцева, проведение новой эмиссии будет осуществлено в лучшем случае в 2008 году.

Чуть ранее решение об увеличении Южно­Уральского АИЖК на 600 млн рублей приняло правительство Челябинской области: в результате его уставный капитал составит 2,1 млрд рублей. Повышением уставного капитала сегодня заняты многие региональные АИЖК: чем больше этот показатель, тем больше закладных могут выкупить агентства у банковпартнеров, а те соответственно больше кредитов выдадут населению. В частности Уфимское городское агентство ипотечного кредитования намерено до конца года увеличить этот показатель на 50 млн рублей (сегодня 194 млн рублей).



Главная страница / Промышленное строительство