Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Желание выжить

Перспектив развития у небольших муниципальных образований негусто. Главный двигатель их роста - промышленная специализация. Они целиком зависят от политики крупного бизнеса: если удастся повысить качество жизни населения с помощью социальных программ, развить сектора местной экономики - конъюнктурные колебания будут не так страшны. Не удастся - выжмут муниципалитеты свои ресурсы досуха, но так и останутся фабричными поселками.

В России «вторых городов» много - гораздо больше, чем региональных столиц, но внимания их развитию уделяется несравнимо меньше. Областные центры становятся площадками для реализации федеральных программ и монополистами инвестиций, города второго порядка между тем варятся в собственном соку.

Первый выпуск спецпроекта журнала «Эксперт Урал» «Вторые города» посвящен Верхней Салде. Этот город Свердловской области знаменит предприятием мирового уровня - корпорацией «ВСМПОАвисма». Казалось бы, у такого муниципалитета не должно быть нехватки ресурсов. Ан нет: в условиях действующей налоговой системы межбюджетных отношений казна Верхнесалдинского городского округа не зависит от доходов предприятий, расположенных на его территории. И это при огромных налоговых отчислениях корпорации в региональный и федеральный бюджеты. Типично для России: сапожник без сапог.

Главная задача региональных центров в этих условиях - поддержать естественные факторы роста «вторых городов» инвестициями, инновационными экономическими программами, направленными на рост человеческого капитала.

Как его разомкнуть? Путь очевидный - изменить систему межбюджетных отношений: установить минимальный уровень финансового обеспечения расходных обязательств муниципалитетов в соцсфере, закрепить за местными бюджетами налоги, необходимые для покрытия этих расходов. Необходимо общее понимание, что комплексное развитие муниципалитета - это вопрос местного значения, и оно должно быть подкреплено налогами предприятий. Параллельно следует диверсифицировать экономику на базе развития малого и среднего бизнеса. Речь идет о создании благоприятных условий для роста малых предприятий, устранении административных барьеров, вовлечении в эту сферу большего числа населения.

Как в этих парадоксальных условиях развиваться муниципалитетам? Где брать средства на строительство жилья, обустройство инфраструктуры? Крупный бизнес вкладывается в содержание соцобъектов, но свободных денег на реализацию масштабных городских проектов у него нет. А в итоге квалифицированные кадры бегут из малых городов. Так замыкается круг: нет специалистов - нет производства - нет налогов.


Цены на весь спектр ресурсов, необходимых при создании новых генерирующих мощностей и объектов, растут. Это усложняет поиск стратегических инвесторов и отрицательно влияет на экономическую эффективность строительства

Владимир Симонов

- Что самое сложное в проекте?

В ноябре завершился подготовительный этап строительства двух новых энергоблоков мощностью 330 МВт каждый на Верхнетагильской ГРЭС. Разработчики ЗАО «СВЕКО-Союз Инжиниринг» передали заказчику - ОГК-1 - техническую документацию (обоснование инвестиций) и предТЭО проекта. Строительные работы на площадке должны начаться в апреле 2008 года, ввод объектов в эксплуатацию запланирован на декабрь 2011-го. О поиске проектных решений, позволяющих повысить эффективность деятельности компании, рассказывает заместитель директора ОГК-1 по инвестициям Владимир Симонов.

При разработке угольного проекта мы учитывали следующие тренды угольной генерации. Во-первых, переход к сжиганию угля определяется экономической целесообразностью развития энергетической компании, исходящей из соотношения используемых ею видов топлива в суммарном балансе. Во-вторых, цель энергокомпаний - быть независимыми от монопоставщика Газпрома. Но обойти газотранспортную монополию все равно никому не удается, вот и у нас на Верхнетагильской ГРЭС частично сжигается газ. Сначала тут рассматривался вопрос установки экологичного парогазового блока с высоким КПД. Но после ОГК-1 решила, отталкиваясь от топливной базы, изучить возможности строительства все же угольного блока. - Какие основные риски вы видите на стадии выбора угольной технологии?

- Определиться с технологией сжигания топлива. Россия, учитывая ситуацию на газовом рынке, подошла к необходимости наращивания угольной генерации в соответствии с новыми требованиями мировых стандартов охраны окружающей среды. Но в стране для такого перехода ничего не готово: нет отработанных экологичных технологий сжигания угля, нет современного оборудования. Если мы выберем все-таки уголь, мы пойдем по целине, начиная проект совсем не той «черной» угольной генерации, которую построили в Верхнем Тагиле 50 лет назад. За эти годы мир ушел далеко вперед в технологиях газоочистки, снижении выброса двуокиси углерода и т.д. Нам предстоит догонять.

Вторая угольная технология - сжигание топлива в циркулирующем кипящем слое (ЦКС) - была разработана когда-то в Советском Союзе. Она позволяет сжигать одномоментно смесовые виды топлива, высоко- и низкокачественного. Это хорошо: мы должны добиться за счет технологии экологического эффекта, сопоставимого с внедрением дорогостоящих мероприятий. Но конфигурация котла с кипящим слоем более затратна из-за использования дорогих материалов.
К тому же в стране промышленно эти котлы не производят. В мире их выпускают всего две компании: Alstom и Foster Ywhiller.

- Мы рассматриваем две технологии. Первая - основная индустриальная, применяемая широко в мире, - построена на сжигании топлива в традиционных пылеугольных котлах со всевозможными усовершенствованиями. Риск в том, что в любом случае она не отвечает базовому требованию - экологической безопасности.
А это важно в напряженном промышленном узле, где расположена площадка Верхнетагильской ГРЭС.
Даже если в новом проекте применить самые современные дорогостоящие методы, достичь суммарно хорошего экологического эффекта помешают старые действующие энергоблоки. Я полагаю, замещение устаревших, экологически неоправданных, экономически неэффективных мощностей неизбежно будет рассматриваться новыми собственниками компании (до 1 июля 2008 года ОГК-1 будет продана. - ред.)как базисная задача.

- Из проблемы выбора технологии вытекает определение видов топлива.

По технологиям мы еще не определились: лучше пылеугольная или ЦКС. Компания изыскивает пути повышения рентабельности и инвестиционной привлекательности такого проекта. Расчеты еще не закончены.

Промышленность Свердловской области, которая должна была бы заниматься инвестированием развития местной топливодобычи, не смогла решить эту задачу. Не стоит возлагать ее решение и на ОГК-1: компания не должна диверсифицировать бизнес ради столь неэффективного предприятия. Нам показывали итоги исследований и по залежам торфяников на территории Свердловской области, которые могли бы стать сопутствующим видом топлива для ЦКС. Торфяники тоже потребуют централизованного вложения средств, чтобы через три с половиной года построенный к этому времени новый блок на Верхнетагильской ГРЭС был обеспечен топливной базой.

- Для энергетиков базовым всегда было топливо. В июле 2006 года, когда правительство Свердловской области приняло «Стратегический план развития электроэнергетического комплекса на 2006 - 2015 годы», два новых энергоблока Верхнетагильской ГРЭС предполагалось оборудовать котлами с ЦКС, что позволяло использовать в качестве топлива уголь выработки Богословского и Веселовского месторождений. Таким образом, введение в действие нового энергоблока могло дать новый толчок развитию угольной промышленности на Урале. Так рассчитывали в правительстве. Однако в ходе анализа выяснилось, что запасы угля на уральских месторождениях столь незначительны, что их не стоит принимать в расчет.

- Технически это возможно, но экономически неоправдано. Все решит цена. Поэтому мы рассматриваем два-три вида топлива, имеющиеся в топливном балансе станции, берем во внимание договоры, которые коммерческий блок ОГК-1 заключает на долгосрочную перспективу, и, отталкиваясь от этого, делаем расчеты.

- Может быть, первично все же не топливо, если, построив такой котел, вы сожжете в нем все что захотите?

И последняя проблема, с которой приходится сталкиваться при определении конфигурации будущих блоков. В стране взрывной спрос на энергетическое оборудование. Продукция и Китая, и России максимально востребована из-за оптимального соотношения цены и качества, сроков поставки. Наши производители за год в два раза увеличили цены: востребованность техники очень высока, и они вошли во вкус. Впрочем, дорожает не только оборудование. Цены на весь спектр ресурсов, необходимых при строительстве новых мощностей, начиная с проектирования, значительно растут. Если год назад в Европе цена угольного блока была 1,5 тыс. евро на установленный киловатт, то сейчас 2 тысячи. Общая стоимость угольного проекта, утвержденная советом директоров РАО ЕЭС в мае 2006 года, составляет 15 млрд рублей. Но сегодня из-за динамики цен очень сложно определить реальную конфигурацию и стоимость проекта.

Дальше: нам предстоит определить экологическую совместимость этого проекта с существующей площадкой. Технология, которая будет принята за основу, должна быть просчитана с точки зрения допустимых нормативов, по которым Ростехнадзор и Роспотребнадзор дают разрешение на строительство и последующую эксплуатацию. Проектируя новый энергоблок, мы должны минимизировать его воздействие на окружающую среду, учитывая тяжелую экологическую ситуацию на Верхнетагильской ГРЭС. Модернизация существующего оборудования не исключает перевод части блоков в перспективе в так называемый холодный резерв, консервацию.

- Мы в ситуации мышей, которые кололись, плакали, но продолжали есть кактус: продолжаем поиск проектных решений, позволяющих повысить эффективность деятельности компании. Как только мы примем окончательное решение по топливу и технологии, необходимо будет просчитать весь проект еще раз.

- Что будете делать?

ОГК-1
Включает Пермскую, Верхнетагильскую, Каширскую, Нижневартовскую, Уренгойскую, Ириклинскую ГРЭС. По установленной мощности самая крупная из тепловых генерирующих компаний, созданных в ходе реформы электроэнергетики: 9531 МВт. Инвестиционная программа на пять лет предусматривает строительство более 2000 МВт генерирующих мощностей в энергодефицитных регионах страны, в основном на территории Уральского региона.

Дополнительные материалы:



Уралмашзавод пока в кризисе. С середины 90х годов на его площадях возникло около 40 самостоятельных юридических лиц. Сегодня четыре наиболее крупных производственных актива в Екатеринбурге вошли в недавно созданную машиностроительную корпорацию «Уралмаш». Ее генеральный директор Назим Эфендиев предупреждает: объединение компании в рамках всей екатеринбургской площадки бывшего Уралмашзавода не произойдет. Новый Уралмаш будет иметь четкую специализацию, главным образом на производстве металлургического оборудования. И в этом сегменте он должен выступать на равных с ведущими мировыми производителями.

Назим Эфендиев
C 1930х годов, когда был создан Уралмашзавод, Урал считался родиной тяжелого машиностроения. Но сегодня в наш регион со своим оборудованием и услугами модернизации активно приходят не только крупнейшие иностранные концерны, но и компании из других российских областей. Так, в мае этого года представительство в Екатеринбурге открыл «КировСтанкомаш» (Санкт-Петербург), в ближайших планах этой компании организация на Урале промплощадки.

- Нам бы разобраться с имеющимися. В октябре этого года планируем сформулировать стратегию развития машиностроительной корпорации до 2015 года. Мы должны осознать, в какую сторону развиваться. Очень важно решить, что будем производить. И еще важнее - что не будем, от чего отказаться. При этом мы преследуем несколько целей. Прежде всего - повысить эффективность управления бизнесом, включая планирование и бюджетирование. Как следствие, повысить общую капитализацию составляющих Уралмаш активов. Потому что в разрозненном состоянии они не обладают реальной стоимостью. Стоимость каждого актива будет расти исходя из эффективности его работы.

В поисках железных мозгов
- Назим Тофикович, почему не планируете приобретение остальных уралмашевских активов?

Для этого нужно внедрять систему бережливого производства, заниматься отладкой производственных линий, повышать их эффективность. Потому что сегодня эффективность крайне низкая. Мы проигрываем в себестоимости не только китайским, но и украинским производителям железа, а также целому ряду больших и средних машиностроительных предприятий России. Тут непочатый край работы.

Уже сегодня могу сказать: основная миссия, которую мы будем декларировать, - создание инжиниринговой компании мирового уровня с собственной эффективной и конкурентоспособной производственной базой. Мы не отделяем инжиниринг от производства. Уралмаш не собирается быть изготовителем дешевого железа по инжинирингу других (западных или российских) компаний. Мы намерены стать инжиниринговой компанией либо самостоятельно, либо на условиях равноправного партнерства.

- На екатеринбургской площадке оборудование по западным разработкам не производится, мировые инжиниринговые компании фактически ничего не заказывают. На ОрметоЮУМЗ по инжинирингу SMS Demag AG для меткомбината «Уральская сталь» изготовлена комбинированная машина непрерывной разливки. Два месяца назад приезжали немецкие специалисты и приняли ее. Значит, можно работать в этом направлении.

- Какова сегодня доля субподрядных работ на Уралмаше?

- Полноправное партнерство получается тогда, когда собираются сильные партнеры. Ни для кого не секрет, что мы сегодня - партнер слабый. Соответственно, все мои контакты за последние месяцы с крупнейшими западными инжиниринговыми компаниями (SMS Demag AG, Siemens - Voest Alpine, Danielli) в основном сводятся к тому, что для нас выделяется роль субпоставщика тяжелого, но не высокотехнологичного железа. Это мы не приемлем. Я пытаюсь убедить наших партнеров в необходимости кооперации на более высоком уровне. Если не получится, пойдем по пути покупки малых и средних западных инжиниринговых фирм, имеющих узкую специализацию (например, в области автоматизации) и необходимых нам для создания полноценной инжиниринговой компании. Для этого понадобится больше времени, сил и средств. Но другого выхода у нас нет.

- Как Уралмаш намерен добиваться полноправного партнерства с ведущими мировыми компаниями?

- Значит, вы всетаки намерены приобретать новые активы на производственной площадке Уралмашзавода?

Основой нашей будущей инжиниринговой компании под названием «Уралмашинжиниринг» должна стать компания «Уралмашметаллургическое оборудование». Последние четыре месяца я вел переговоры с «Северсталью» о возврате этой компании.

Инжиниринг - это основа. Можно сколько угодно заниматься снижением себестоимости продукции, повышением эффективности производства, но без собственных «мозгов» ничего не получится. Вторая наша задача - возрождение сильной технологической службы на Уралмаше, серьезно подорванной за последние годы.

- С «Северсталью» подписан предварительный протокол о покупке, но пока сделка не прошла все согласования и официально не завершена. Это буквально вопрос нескольких недель. Также в «Уралмашинжиниринг» войдет конструкторское подразделение ОрметоЮУМЗ, остатки конструкторского подразделения на самом Уралмаше, ряд других компаний или специалистов, которых мы привлечем. Это будет база для развития.

- Акционеры в лице Газпромбанка и компании «Металлоинвест». За счет их средств мы и намерены финансировать приобретения. Во всяком случае, не за счет прибыли предприятия: ее пока нет.

- Кто выступает главным инвестором в совершаемых и планируемых сделках?

- Однозначно да. Так сложилось исторически. И в советские времена эти заводы не пересекались по выпускаемой продукции друг с другом. Например, ОрметоЮУМЗ будет специализироваться на сортовых машинах непрерывного литья заготовок, а екатеринбургский завод - на слябовых машинах. В то же время ОрметоЮУМЗ никогда не начнет делать прокатное оборудование: на нем специализируется екатеринбургский Уралмашзавод.

Как не опоздать
- Будет ли специализация у екатеринбургской и орской площадок?



- Как объединение машиностроительных компаний в единую корпорацию отразилось на потребителях?

Будет синергия с точки зрения совместного производства валков. Здесь задача - не вытеснять друг друга, а увеличивать объемы и в Екатеринбурге, и в Орске: рынок необъятен и с каждым годом растет как в России, так и за рубежом. Программа наращивания производства валков с объемом инвестиций свыше 300 млн рублей уже принята. Она предусматривает организацию на екатеринбургской площадке участка термообработки, в том числе модернизацию 25тонной электропечи и трех основных станков, которые участвуют в механообработке валков. Наша задача - к 2012 году увеличить суммарные объемы производства валков с сегодняшних 20 до 35 - 37 тыс. тонн в год: в советское время Уралмашзавод делал до 50 тыс. тонн. Специализация между предприятиями будет только по массе валка: в Екатеринбурге максимальная отливка - 100 тонн, возможности Орска - до 70 тонн.

- По каким видам оборудования Уралмаш уже готов конкурировать с ведущими мировыми производителями?

- Создание крупной компании вызывает у наших партнеров положительную реакцию. Они рассматривают его как чуть ли не последний шанс России сохранить собственного производителя метоборудования. Сегодня практически вся отечественная металлургия переживает пик инвестиционной активности. А Уралмаш опоздал, прошел «мимо кассы». ОрметоЮУМЗ этот пик чутьчуть застал, поскольку SMS Demag AG загрузил его на 25% в рамках проекта по модернизации «Уральской стали». Сегодня магнитогорские, липецкие, нижнетагильские металлурги тратят миллиарды долларов ежегодно на новое оборудование - его поставляют SMS Demag AG, Siemens - Voest Alpine, Danielli и даже Новокраматорский машзавод из Украины. Последний вскочил на подножку уходящего инвестиционного бума: заключил контракт на реконструкцию стана горячей прокатки на Магнитогорском меткомбинате стоимостью 280 млн евро. А бум идет не только в России, но и в Китае, Индии, Латинской Америке. Производственные мощности этих компаний и их субподрядчиков загружены на дватри года вперед. У нас есть реальный шанс поучаствовать в этом процессе, если мы раскрутим свои возможности.

Мы хорошо себя ощущаем и на рынке тяжелых кранов (грузоподъемностью от 200 до 500 тонн) для металлургии: у нас есть технология. Прошлые провалы - чисто организационного плана. Сегодня сил хватает на производство максимум шести кранов в год. Надо просто вкладывать деньги, набирать людей, обучать их. Нужно стремиться к тому, чтобы делать по 20 кранов. Тем более что потребности в них есть.

- По ряду позиций мы чувствуем себя достаточно уверенно. Например, обладаем хорошей технологией в части процессов окомкования. Наши машины окомкования для горнорудной промышленности, которые стоят на Михайловском ГОКе, по техническим характеристикам и экономичности превосходят зарубежные. То же относится и к дробильноразмольному оборудованию: уралмашевские мельницы и дробилки при всей их внешней простоте надежны в эксплуатации. На мой взгляд, имеются неплохие разработки в области непрерывной разливки стали. Но за последний год на Уралмаше по МНЛЗ произошел провал: мы позволили вытеснить себя с этого рынка. Хотя «мозги», повторю, есть, и надо было просто бороться. Магнитогорские металлурги, например, очень хорошо отзываются о МНЛЗ уралмашевского производства: машина проектной мощностью 2,4 млн тонн дает продукции 3 млн тонн и при этом не ломается. Рабочие говорят, что у них нет с ней проблем.

- Руководящий состав уже работает. Сейчас создается совет директоров. Идет технический процесс передачи акций всех компаний, вошедших в корпорацию, на баланс Уралмаша. Корпорация будет окончательно сформирована до конца года.

Осязаемый результат
- Когда завершится процесс создания машиностроительной корпорации «Уралмаш»?

- Я - индустриалист. Очень люблю и ценю работу на производстве, связанную с формированием некоей материальной ценности. Желательно той, которую можно увидеть и пощупать. Скептически отношусь к видам бизнеса, связанным, например, с операциями на фондовых рынках. Для меня это неосязаемо, хотя, возможно, и выгоднее. Никогда не захватывало. Я всегда стремился к тому, чтобы мой труд можно было измерить в конкретной, нужной продукции. Так, когда работал на «Уральской стали», измерял его в объемах производства и продажи листовой стали. Когда на моих глазах из новотроицкой стали строилось московское третье транспортное кольцо, было очень приятно.

- Каково ваше профессиональное кредо?

Назим Эфендиев родился 16 декабря 1963 года в Баку. В 1985 году окончил Военный институт иностранных языков по специальности военный переводчик. С 1985 по 1992 год прошел службу в рядах Вооруженных сил. В 1996м окончил Академию народного хозяйства по программе МВА. В этом же году обучался по специальной программе международного менеджмента в школе бизнеса Кингстоунского университета (Великобритания). С 1996 года работал в компании «Сибирский алюминий» заместителем коммерческого директора Саянского алюминиевого завода, с 1997го - директором Торгового дома Самарского металлургического завода, в 2000 году возглавил прокатный дивизион компании «Русский алюминий». С 2001го - директор по сбыту в компаниях НОСТА и «Уральская сталь». В 2004м назначен генеральным директором «Уральской стали», в 2006м - первым заместителем - исполнительным директором управляющей компании «Металлоинвест». В 2007 году стал генеральным директором машиностроительной корпорации «Уралмаш».

Дополнительные материалы:

В результате консолидации активов планируется создать крупную машиностроительную корпорацию, способную занять лидирующие позиции на рынке металлургического оборудования СНГ.

Машиностроительная корпорация «Уралмаш»
Зарегистрирована в июле 2007 года. Акционеры на паритетных началах - группа «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и УК «Металлоинвест». В корпорацию вошли активы, расположенные на производственных площадках Екатеринбурга и Орска: со стороны ОМЗ - ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения», ООО «УралмашСпецсталь», ООО «ОМЗДробильноразмольное оборудование» и ООО «ОМЗКран»; со стороны «Металлоинвеста» - ОАО «Машиностроительный концерн Ормето­ЮУМЗ».


Обреченные на ростДоля нефтяных и нефтегазовых компаний в общем объеме поставок 150 крупнейших экспортеров по итогам 2006 года достигла 74% (45,2 млрд долларов). Объем их внешних поставок увеличился на 36% по сравнению с 2005 годом: это 89% прироста экспорта всего рейтинга. Основные экспортеры - ТНКВР и Сургутнефтегаз (85% или 38,2 млрд долларов).

Час пробил. Еще в 1956 году выдающийся геолог Марион Кинг Хубберт, работавший в компании Shell, предсказал: через 50 лет мировая добыча нефти достигнет максимума и пойдет на спад. Теперь об этом говорят все чаще, а о вероятности понижения цен на черное золото - все реже. Крупнейшие мировые инвестбанки, такие как Goldman Sachs и Simmons & Co. International, Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозируют в отчетах дефицит нефти и активный подъем ее стоимости. Почему цена нефти растет, как это отражается на других отраслях российской экономики и их положении на мировых рынках? Аналитический центр «Экперт­ Урал» провел анализ экспортной деятельности компаний Урала и Западной Сибири в 2006 году и составил рейтинг крупнейших экспортеров.







Причин несколько. Во-­первых, мировой спрос на энергетическое сырье велик: к 2030 году, по прогнозу Международного энергетического агентства, он увеличится на 53%, на нефть - на 36% (с сегодняшних 85 до 116 млн баррелей в сутки). Поэтому цена 70 долларов за баррель - далеко не предел.

С августа 2006 года по февраль 2007го спотовая цена российской нефти марки Urals существенно сократилась (с 72,95 до 47,26 доллара за баррель). Но 20 июля этого года достигнут очередной исторический максимум - 76,01 доллара за баррель. Масла в огонь подлило ожидание сезона ураганов в Мексиканском заливе. В среднем в 2006 году цена нефти выросла на 21% с 50,25 до 60,97 доллара за баррель. Существенное снижение не прогнозируется.

В-третьих, темпы добычи нефти или стагнируют, или падают. В мировом масштабе объем добычи за год практически не изменился - 4,9 млрд тонн. В России в 2006 году прирост составил 2,1% (в 2005м - 2%). По прогнозам Минфина РФ, в 2007 году динамика будет такой же, как в 2006м (всего добыча достигнет 492 млн тонн), в 2008 году прирост составит 1,6%, в 2009 году - 1,4%.

Во­-вторых, за последние несколько лет существенно (на 40 - 50% в зависимости от компании и региона) поднялись затраты на добычу нефти. Основную роль сыграл резкий рост цен на сталь и другие металлы, используемые в производстве техники для разведки и добычи. Активный запуск новых проектов разведки и освоения новых месторождений создал дефицит бурового оборудования и квалифицированного персонала.

На коротком поводкеТенденции в нефтехимии повторяют картину в нефтянке - компании показывают высокую динамику внешних поставок. Так, объем экспорта Метафракса в 2006 году вырос на 44%, Стерлитамакского нефтехимического завода - на 25%. В среднем экспорт нефтехимиков за прошедший год увеличился на 40%.

Для пополнения балансовых запасов международные нефтяные компании запускают проекты разведки и освоения сложных месторождений. Доля трудноизвлекаемых запасов России достигла 55 - 60% и продолжает увеличиваться. В течение 20 - 30 лет центры нефтегазодобывающей промышленности переместятся на шельф северных морей (запасы до 100 млрд тонн условного топлива). Реализация таких проектов возможна лишь при высокой стоимости нефти.

Среди производителей калийных удобрений положительную динамику внешних поставок показал «Сильвинит» - 13%. «Уралкалий» снизил объемы изза провала рудника в октябре 2006 года.

Рост рынка азотных удобрений обусловлен расширением сельскохозяйственного производства. Негативное влияние на положение российских химиков оказывает подьем цен на газ (вместе с сырьем он занимает около 80% в структуре затрат) и ввод новых мощностей в Китае, Ближнем Востоке, Индонезии, Египте и других странах. Кроме того, большая часть производителей работает на максимальной загрузке мощностей. Поэтому пока компании не расширят производство, увеличения экспорта ждать не стоит. В 2006 году химики, входящие в топ­100 экспортеров, наращивали его умеренными темпами: «Азот» - на 10% к уровню 2005 года, «Минеральные удобрения» - на 11%.

В последние годы на мировом рынке калийных удобрений росли как объемы потребления, так и цены. Эта тенденция сохранится. Прогноз по мировому рынку калийных удобрений: плюс 3 - 5% в год. Российские игроки ориентируются в развитии на рост не физических объемов производства, а рентабельности продукции за счет снижения затрат на транспортировку и электроэнергию (две главные проблемы отрасли). Из планов: «Сильвинит» в 2007 году запустит собственную электростанцию мощностью 12 МВт, работающую на газе; «Уралкалий» построит второй энергоблок на четвертом рудоуправлении.

В итоге в 2006 году цветная металлургия оказалась самым динамичным сектором рейтинга (плюс 60% к уровню 2005 года за счет увеличения поставок Уральского алюминиевого завода на 43% и УГМК - на 80%). Среди компаний топ­100 Челябинский цинковый завод занимает третью строчку по темпу роста объема экспорта в 2006 году. Всего две компании этой отрасли в рейтинге показали падение объемов экспорта.

Цветмет и чермет: во всем виноват КитайПодъем цен на нефть отчасти повлиял на рост стоимости цветных металлов: многие электростанции, поставляющие энергию металлургам, работают на жидком топливе, а не на угле. Доля электроэнергии в структуре затрат на производство металлов колеблется от 10% по меди до 30% по алюминию. В итоге среднегодовая цена цинка в 2006 году на Лондонской бирже металлов выросла на 138%, никеля - на 65%, меди - на 83%, алюминия - на 35%. В 2007м металлы продолжили дорожать, но уже без меди - ее цена за январь - август снизилась на 7%.

Высокий мировой спрос и продолжительный период высоких цен позволили начать модернизацию производств, расширять их и создавать новые в ряде стран обеих Америк, Азии и Африки. В России в 2006 году стартовал проект шведской горнодобывающей компании Lundin и инвесткомпании «Метрополь» - строительство свинцовоцинкового ГОКа. В 2006 году введен в строй Хакасский алюминиевый завод: за последние 20 лет с лишним это первое крупное металлургическое предприятие, построенное с нуля. Началось строительство Богучанского алюминиевого завода. Запуск алюминиевых проектов стал возможен благодаря созданию в конце марта текущего года крупнейшей в мире Объединенной компании «Российский алюминий» с оборотом около 12 млрд долларов в год: ее мощность достигает 4 млн тонн алюминия и 11 млн тонн глинозема.

Главный субъект эскалации цен на цветмет - Китай: по ряду металлов Поднебесная создает собственные добывающие и перерабатывающие мощности, но внутреннее потребление там растет пока быстрее.

Объем экспорта сталелитейщиков в топ­100 сократился за 2006 год на 2%. Виноват, естественно, снова Китай: он превратился в нетто­экспортера, там выплавляется 30% стали в мире. Более того, в стране наблюдается переизбыток производственных мощностей. В 2006 году выпуск стали на 19% превысил объем 2005 года, в 2007 году прогнозируется прирост еще на 15% до 480 млн тонн.

Запущенные проекты приведут к снижению цен, но с разным временным лагом по разным металлам. Так, по меди прогнозируется рост цен до 2009 года включительно, по алюминию - до 2010 - 2015 года. По меди в среднесрочной перспективе можно ожидать снижения объема экспортных поставок в пользу внутреннего рынка. Сейчас в стране остается 60% производимой меди: она идет в строительство, машиностроение, электронику. Нужда России в алюминии невелика, ее основные потребители - стагнирующие автопром и авиастроение (за исключением военного сегмента), поэтому ожидать снижения поставок в пользу «своих» не приходится. О снижении цен на цинк никто даже не говорит: металл в значительном дефиците, а спрос растет. Так, тот же Китай к 2010 году может увеличить потребление на 50%.

Российские металлурги уже в 2004 - 2005 годах начали переориентироваться на внутренний спрос. С учетом стагнации цен и перепроизводства объем внешних поставок российских сталелитейщиков продолжит сокращаться.

Второй фактор снижения цен и объема спроса на чермет - снижение активности в машиностроении США, главным образом в автомобилестроении, и увеличение запасов металла.

Запас + кредитВысокая стоимость металла бьет по машиностроительным предприятиям. Они потребляют 25 - 30% произведенного в стране плоского проката, чуть меньше сортового, по некоторым позициям их доля доходит до 50%. Но пока машиностроители растут. В 2006 году подъем производства составил 103,3% к уровню 2005 года. Наиболее существенны изменения в металлоемком транспортном машиностроении: производство электровозов в стране увеличилось на 45,8%, пассажирских вагонов - на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства - на 23,1%, грузовых автомобилей - на 19,5%.

Машиностроителям помогает уживаться с металлургами система долгосрочных контрактов на поставку по фиксированным ценам и эффективное управление складскими запасами. Госзаказы и доступ к долгосрочным банковским кредитам позволили также увеличить потребление металла. Еще в 2005 году ПО «Уралвагонзавод» договорилось с Чешским экспортным банком об открытии кредитной линии на сумму 300 млн евро, а в конце апреля 2007 года увеличило ее до 1 млрд евро. Руководство Курганмашзавода в мае 2007 года приняло решение о выпуске облигационного займа в объеме 2 млрд рублей для финансирования текущей деятельности и реструктуризации кредитной задолженности. Кроме того, в прошлом месяце Курганмашзавод подписал контракт по гособоронзаказу на 2007 - 2010 годы. Он позволит предприятию организовать стабильное производство спецтехники, подготовиться к выпуску новых машин, предусмотренных государственной программой вооружений на 2007 - 2015 годы.

Пользуется спросом на мировых рынках не только военная продукция. ОАО «Авиадвигатель», входящее в состав Пермского моторостроительного комплекса, в январе прошлого года сертифицировал двигатель ПС90А76 для гражданской авиации на соответствие международным нормам по шуму, вступившим в действие 1 января 2006 года. Следствие: объем экспорта всего холдинга в 2006 году вырос на 46% к уровню 2005го. ЧТЗУралтрак получает четверть выручки от поставок продукции на экспорт (в основном бульдозеры, используемые при строительстве дорог и в добывающей промышленности). За год объем экспорта компании вырос почти на треть.

В итоге объемы внешних поставок машиностроительных компаний рейтинга оказались на 35% выше уровня 2005 года. Более половины всего экспорта приходится на Уфимское моторостроительное производственное объединение, ПО «Уралвагонзавод» и ОКБ «Новатор». За год экспорт ПО «Уралвагонзавод» вырос на 455%: оно продолжает сотрудничать с Индией и Алжиром. По данным Центра анализа стратегий и технологий, 27% выручки за 2006 год сформировано за счет военного производства, из которых гособоронзаказ - 5%, остальное - первые поставки танков Т90С в Алжир. Всего контракт, подписанный в марте 2006 года, предполагает поставку 300 танков. Кроме того, 300 модернизированных танков Т90С на сумму до 900 млн долларов планирует купить в 2007 - 2008 годах Индия.

Кроме того, в этом году в рейтинге появились или увеличили присутствие компании других обрабатывающих отраслей - шесть предприятий пищевой промышленности (по сравнению с двумя в прошлом году), «Салаватстекло» (стекольная промышленность), Челябинский завод сверхтвердых материалов (производство синтетических алмазных порошков и алмазного инструмента), Орский завод металлоконструкций (промышленность металлоконструкций). Возможно, это были разовые пробные поставки. Тем не менее первый камень заложен.

В прошлом рейтинге (см.«По машинам», «Э-У» № 34 от 18.09.06) мы отмечали рост машиностроения как положительную тенденцию, вызвавшую пусть небольшое, но все­таки изменение структуры экспорта уральских предприятий. Стагнация на мировом рынке черных металлов и меди будет на руку отрасли - укрепление позиций продолжится.

Бульдозер с двумя козырями

Дополнительные материалы:

Владимир Клейн

- Наиболее востребованная продукция - бульдозеры класса тяги от 10 до 25 тонн, используемые при строительстве, прокладке дорог, в добывающей промышленности. Также мы традиционно экспортируем трубоукладчики, которые применяются в нефтегазовой сфере. С прошлого года стали поставлять фронтальные погрузчики. Экспорт составляет около 25% общего объема продаж, причем три четверти идет во все страны СНГ. Мы отправляем машины в страны Балтии, Восточной Европы (Румынию, Польшу, Венгрию, Чехию, Болгарию, Сербию), Азии (Индию, Вьетнам, ОАЭ и др.) и Африки (Судан и Египет).

Собственная сеть сервисных центров за рубежом и известный с советских времен бренд позволяют Челябинскому тракторному заводу продвигать продукцию на экспорт, считает директор внешнеторговой фирмы ЧТЗ-Уралтрак Владимир Клейн - Владимир Оттович, какова структура экспортных поставок ЧТЗУралтрак?

- Зарубежные рынки сбыта удалось сохранить с советских времен: там хорошо знакомы с брендом нашего предприятия. Кроме того, созданная в 1999 году на заводе внешнеторговая фирма имеет сегодня несколько десятков сервисных центров и представительств практически в каждой стране присутствия. Успешно конкурировать с европейскими, американскими, японскими, китайскими производителями строительных машин нам позволяет не только оптимальное соотношение цены и качества продукции, но и доступность сервиса, запчастей напрямую от заводаизготовителя. Сегодня через дилерскую сеть мы реализуем 70% экспортной продукции, остальное - путем прямых контрактов. По итогам 2007 года ожидается рост экспортных продаж в сравнении с предыдущим годом на 80%. Объем экспортных поставок должен составить 80 млн долларов.

- Ваш завод стал одним из крупнейших российских машиностроительных предприятий­экспортеров. За счет чего?

- Во­первых, будем совершенствовать систему продаж на действующих рынках. Во­вторых, планируем освоить новые рынки - Индонезию, Ливию, Пакистан, Иран, Кубу. Втретьих, расширяем линейку дорожно­строительной техники: готовимся поставлять на экспорт экскаваторы, новые модификации бульдозеров и погрузчиков. Модернизируем бульдозеры: кабина получит современный дизайн, будет улучшена эргономика, появится комфортное кресло для оператора, кондиционер и пр.

- Как обеспечите увеличение?

- Однозначно - с помощью государственной поддержки. В июле 2005 года принято постановление правительства РФ о порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации для поддержки экспорта промышленной продукции и возмещения из федерального бюджета российским экспортерам части затрат на уплату процентов по банковским кредитам. Оказывать поддержку должен был «Росэксимбанк». Однако это не принесло каких­либо ощутимых результатов изза высоких административных барьеров. В мае 2007 года принят федеральный закон о государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

- Как стимулировать развитие экспорта российского машиностроения?

Оцинковка отечества

В федеральном бюджете на 2007 год предусмотрено выделение 1 млрд долларов на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции и 3 млрд рублей на цели субсидирования части процентных ставок. Надеюсь, это изменит ситуацию в лучшую сторону.

Берислав Галович




- В 2006 году производство составило 10,56 млн тонн: оно выросло почти на 4% по сравнению с 2005 годом. Поднимается и спрос на цинк в общемировом масштабе: потребление в 2006 году увеличилось примерно на 3,9%, прогноз прироста на 2007 год - более 2%. В абсолютных цифрах в текущем году объем потребления цинка в мире может достигнуть 11,35 млн тонн. Таким образом, конъюнктура на рынке вполне благоприятна для нашей продукции. Неудивительно, что челябинский цинк пользуется повышенным спросом среди европейских потребителей за счет высокого качества SHG (Special High Grade).

Если предприятия будут активно использовать цинкование как метод борьбы с коррозией, внутреннее потребление цинка в ближайшие три­семь лет увеличится более чем вдвое, считает коммерческий директор ОАО «Челябинский цинковый завод» (ОАО «ЧЦЗ») Берислав Галович - Как изменилась в 2006 - 2007 годах конъюнктура на мировом рынке цинка?

- Экспортные поставки преимущественно идут через швейцарского трейдера Euromin S.A. Почти 50% объема - поставки по целевым контрактам потребителям, которые заказывают именно челябинский цинк. Условия экспортных поставок по сравнению с 2006 годом остались прежними. Никаких препятствий для реализации продукции на мировых рынках для ОАО «ЧЦЗ» нет.

- Как организована структура экспорта?

- Какова пропорция поставок за рубеж и на внутренний рынок в ближайшие годы?

При всем успехе на мировых площадках для нашей компании перспективен и российский рынок. Потребление металла среди отечественных компаний растет ежегодно на 8 - 10%. В ближайшие 3 - 7 лет реально увеличение внутреннего потребления цинка более чем в два раза, если предприятия будут активно использовать цинкование как метод борьбы с коррозией.

Экспорт в цифрахЗа 2006 год, по данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта компаний Урала и Западной Сибири вырос на 27% и достиг 64,8 млрд долларов. Для сравнения: в 2005 году прирост составлял 29%. Импорт за 2006 год увеличился на 24% (в 2005м - на 13%). Соотношение экспорта к импорту по итогам 2006 года - 9 к В 2005м пропорция была 8,8 к 1.

- Мы будем стремиться реализовывать до 70% произведенного цинка на отечественном рынке.

Огромная доля Тюменской области в общем объеме экспорта региона (58% в 2005 году) в 2006м выросла до 62%. Это самый значительный прирост среди субъектов Урала и Западной Сибири (34%). Такую же динамику показала Свердловская область: она - третья по величине экспорта с долей в общем объеме 9,7%.

500 крупнейших экспортеров, по которым проводился анализ внешнеэкономической деятельности УралоЗападносибирского региона, составляют 98% общего объема экспорта. На первую сотню компаний приходится почти 44% (28,4 млрд долларов), на 50 подразделений общероссийских холдингов - 51%.

Тройка лидеров стран­импортеров уральской продукции по сравнению с 2005 годом не изменилась: это те же Нидерланды (выполняющие наряду с рядом стран еще и роль перевалочного пункта), Италия и Германия - 19, 12 и 11% в совокупном экспорте Урала и Западной Сибири соответственно. Тройка стран­лидеров по приросту объемов экспорта за 2006 год: Кипр, Литва и Словакия - 468, 148 и 133% соответственно.

В разрезе географии поставок основным направлением экспорта уральцев остается Западная Европа (48%). Интересно, что основная часть (40%) уходит в Нидерланды. Поставки в этот регион продемонстрировали и самый значительный рост - 43%. А вот деятельность уральцев в Азиатско­Тихоокеанском регионе сократилась на 22% (доля в общем объеме поставок в 2006 году - 5,5%).

Существенно увеличился в 2006 году экспорт продукции машиностроения (совокупно по всем видам) - на 52% к 2005 году. Доля этой продукции в общем объеме внешних поставок в прошедшем году составила 2,8%.

В номенклатуре экспорта львиную долю занимают, естественно, топливноэнергетические товары - 74% в 2006 году. За прошлый год объем выручки по этим позициям увеличился на 33%. Гигантский рывок сделала продукция цветной металлургии (доля почти 14%): экспорт меди и изделий из нее в стоимостном выражении вырос на 95%, алюминия и алюминиевых товаров - на 41%. Среди основных позиций экспорта снижение показали только удобрения - минус 7%.



Главная страница / Промышленное строительство