Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Однажды в америке

Причин для выхода уральских инноваторов на европейский рынок несколько. Во­первых, содержание редкоземельных металлов в румынских шламах составляет 15 - 18% против 7 - 10% на Уральском алюминиевом заводе (КаменскУральский, Свердловская область). Во­вторых, это расширит круг клиентов. Пока фонд перерабатывает красные шламы только на предприятиях Русала. «Мы планируем начать работу с правительством Евросоюза. Оно на конкурсной основе выделяет частным компаниям деньги на проекты в области экологии. Мы будет претендовать на получение этих средств», - говорит генеральный директор фонда Андрей Шитик.

Венчурный фонд ВПК (Екатеринбург) подписал соглашение с европейской «дочкой» Русала компанией СЕАC Holdings о переработке отходов алюминиевого производства.За 5 - 6 лет на трех предприятиях СЕАC Holdings, расположенных в Румынии, фонд намерен переработать 6 млн тонн красных шламов (отходов передела глинозема на бокситы). По оценкам специалистов ВПК, продажа получаемых в результате переработки ценных веществ может принести 40 - 45 млн евро. Объем инвестиций в проект не называется. Известно, что в первый год будет задействовано четыре установки переработки красных шламов мощностью 5 тонн в час каждая. Начало переработки запланировано на декабрь этого года.

Екатеринбург

Европейским концернам сотрудничество позволит избежать крупных штрафов за выброс красных шламов (только в этом году глиноземные предприятия Европы заплатили 70 млн евро). Рентабельный способ утилизации 98% отходов может предложить только ВФ ВПК. Сейчас фонд ведет переговоры о переработке красных шламов на заводах СЕАC Holdings в Черногории, Венгрии и других восточноевропейских странах. Общие запасы шламов на этих предприятиях достигают 80 млн тонн.


Заметил Иванова и уже бывший главный редактор русского Newsweek Леонид Парфенов. В конце ушедшего года объявлено, что писатель и журналист затеяли документальный телепроект - некий уральский «Код да Винчи». Четырехсерийный фильм охватит географию Свердловской области и Пермского края, несколько веков истории, и расскажет стране об особенностях загадочного «уральского менталитета». Парфенов хочет продать фильм «Первому каналу». В таком случае это будет первая масштабная попытка показать российскому зрителю лишенный повседневной пошлости и инвестиционного лоска образ региона, который пока что предстает перед всей страной в весьма неприглядном свете.

Благоприятный имидж Урала на уровне федерации формируется только за счет специализированных СМИ. Крупнейшие федеральные каналы и газеты не ставят перед собой подобных задач, а регион не может предложить ярких точек позиционирования.В новейшей истории самая большая удача в смысле имиджа явилась Уралу в лице пермского писателя Алексея Иванова. За какой-то год благодаря «Сердцу Пармы», «Message: Чусовая» и «Географу» российская читающая публика вдруг узнала, что мы - это не только горы, Ельцин и так далее по набившим оскомину штампам, но какая-никакая жизнь. Причем жизнь с историей, характерами и образом. Урал и уральцы впервые со времен Бажова и Мамина-Сибиряка снова стали частью общероссийского культурного контекста, оказались интересны и своеобычны.

Чтобы оценить образ Урала в федеральных СМИ, мы изучили новостные материалы крупнейших российских телеканалов, газет, журналов, радио и интернет-СМИ за 2007 год. Региональные СМИ чаще всего имеют собственный интерес в формировании позитивного образа региона, при этом они могут отражать объективную точку зрения или взгляды местных властей. Федеральные СМИ следуют другим критериям: регион либо становится источником «острого» контента, либо используется федеральными политиками в собственных пиар-целях. Наиболее четко это прослеживается в эфире федеральных телеканалов и государственных радиостанций.

Если верить словарям, имидж (образ) формируется «на основании заявлений и практических дел личности или организации». В идеальном случае имидж региона - инструмент политики, результат целенаправленной деятельности властей. Но в современном информационном, если угодно, медийном обществе образ все-таки выстраивает не сам носитель, а посредник - средства массовой информации. То, как они представляют различные сферы жизни Урала, с какой стороны и в каком объеме дают информацию, в конечном счете и определяет образ региона в глазах среднестатистического россиянина. А значит - привлекательность территории для жизни, работы, его конкурентоспособность в рамках федерации.

Шершавым языком плаката «Первый канал» докладывает вовсе не об успехах уральской промышленности: просто один из челябинских метзаводов посетил высокопоставленный кремлевский гость. И не важно москвичам, что тот же завод заключил выгодный экспортный контракт, что здесь вложили миллиарды в реконструкцию, что появилось крупное совместное производство. Единственный повод - необходимость «засветить» нужного кандидата перед очередными выборами. Со схожим рвением каналы бодро рапортуют о ходе реализации национальных проектов: так, никому не нужный в Москве в любое другое время Оренбург на глазах всей страны обзавелся компьютерами, машинами «скорой помощи» и квадратными километрами жилья. По той же причине попал в повестку новостей каналов и завод инсулина в Свердловской области.

Невеселые картинки
- Фейерверки искр и стальные камертоны. Гигантские ковши, из которых расплавленный металл льется словно кофе, и докрасна раскаленные доменные печи. На электронных мониторах видно все, как на ладони. Это в цехах воздух буквально струится от высоких температур, а в комнате, где расположен пульт управления, работает кондиционер. Времена, когда раскаленные куски металла рабочим приходилось направлять и обрабатывать вручную, теперь в прошлом…

Но вовсе не работающими заводами и строящимися дорогами переполнен федеральный эфир. Лучшим информационным поводом всегда становится «горячая» новость: именно криминалом, социальными проблемами и продажными чиновниками запомнится российскому зрителю Урал образца 2007 года. Картинка катастрофическая. По местным дорогам ездить фактически нельзя, слишком велик шанс столкнуться с летящим по встречной полосе КамАЗом, нагруженным особо крупной партией наркотиков. Добираться поездом тоже опасно: на железной дороге то и дело гремят взрывы. Тем, кто все-таки сможет доехать до любого уральского города, тоже завидовать не стоит. Горячей воды и отопления не бывает практически никогда. Кто виноват? Коррумпированные чиновники. Выходить на улицу опасно - легко стать жертвой неизвестного маньяка или известной преступной группировки. Поэтому лучше всего живется на Урале… животным. По какой-то необъяснимой причине новости о разнообразной уральской живности занимают внушительный объем в эфирном телепотоке.

В этом смысле особым успехом пользуются проекты «Урал промышленный - Урал Полярный» и Белкомур: видимо, во всеобщем порыве единения стране все-таки нужна идея нового БАМа. При этом перепутать журналисты ухитряются практически все, от названий проектов до целей, ими провозглашаемых. Оказывается, «УП - УП» соединит крупнейшие месторождения полезных ископаемых Сибири с промышленными районами Урала, поскольку в настоящее время доставка идет по обходному пути (напомним, на самом деле дорога будет вести к новым и достаточно бедным рудным месторождениям Ямала). Ни суть, ни детали на федеральном уровне никого не интересуют: главное - пиар мегапроекта. И ничего, что у экспертов он вызывает большие сомнения.

Президент крестиком
Печатная пресса дает несколько более объективную картину: именно по причине жанрового разнообразия. Плюс, конечно, она в меньшей степени используется как средство государственной пропаганды. Но законы «жареного факта» никто не отменял, поэтому чаще всего приходится сталкиваться именно с подобными публикациями.

Чуть лучше обстоит дело в специализированных СМИ. Деловые каналы используют объективную информацию, поэтому крупные уральские компании без проблем занимают свое законное место в их новостях. В области культуры все несколько иначе: пальму первенства по количеству упоминаний на федеральных каналах держит Пермский край. Секрет успеха - в грамотной культурной политике региона. Результат: о Дягилевских сезонах, фестивалях «Арт-Пермь», «Пермь-Европа» и «Джазовая лихорадка» узнала вся Россия.

Более искушенный читатель получит о регионе несколько иное представление. «Известия» (аудитория номера - более 400 тыс. человек) в ушедшем году рассказали и о туристических местах Урала, и об учениях ШОС, и о памятнике Beatles в Екатеринбурге, и о сборке грузовиков на заводе «АМУР» (Новоуральск), и о фестивале Crescendo. Впрочем, без доли иронии не обошлось. Цитируем публикацию о создании в Перми общественной организации парикмахеров и косметологов: «Пермский край продолжает биться за имидж привлекательного региона. Власти используют любую возможность “заманить” на территорию Прикамья организаторов масштабных мероприятий российского уровня. Если раньше за привлекательность бились музыканты, артисты, экономисты и повара, то теперь за дело взялись цирюльники».
Поэтому наиболее позитивное отражение образ Урала находит опять же в деловой и культурной печати. При этом экономическая пресса рассматривает регион прежде всего с точки зрения инвестиционной привлекательности. Чаще всего она рассказывает о проектах иностранных и федеральных компаний на территории Урала, например, в области строительства и девелопмента недвижимости: именно эта отрасль оценивается как наиболее привлекательная и быстрорастущая. Кроме того, большой интерес федералов вызывает динамика потребительского рынка в крупнейших городах Урала. Картинка дается довольно подробно, но в центре внимания чаще оказываются международные и российские игроки. Тем не менее в целом эти публикации формируют благоприятный имидж региона.

Типичная заметка самой читаемой российской газеты - «Комсомольской правды» (аудитория одного номера более 2,1 млн человек) - об Урале: «В одном из магазинов Екатеринбурга, торгующем тканями, пряжей и всякой фурнитурой, появились оригинальные наборы для вышивания крестиком. Называются они “Президент”. Портрет главы нашего государства можно создать своими руками. Все, что для этого надо, - желание, усердие и 380 рублей для покупки ниток, полотна и схемы вышивки». Президент крестиком, денежные викторины, опасные дороги, Борис Ельцин - вот, пожалуй, и все, чем запомнился Урал аудитории этой газеты в 2007 году.

Кликая линки
Особое внимание стоит уделить интернет-СМИ. Их аудитория за последние годы возросла в разы, как и степень влияния на экономически активную часть населения России. Принцип отбора тем для публикации здесь следует общим законам сети: чем ярче, жестче, провокационнее заявленная тема, тем больше шансов, что пользователь кликнет на баннер, перейдет на сайт, увидит рекламу. Поэтому в повестку большинства новостных сайтов чаще всего попадают новости экстремального характера: задержание наркоторговцев, крупные финансовые аферы, закрытие офиса Британского совета в Екатеринбурге, смерть Ильи Кормильцева. Среди компаний больше всего повезло «Уральским авиалиниям» (купившим семь самолетов Airbus) и Газпрому (начавшему разработку Южно-Русского месторождения на Ямале).

В свою очередь культурные обозреватели стараются показать именно местных героев. Впрочем, в 2007 году постоянными обитателями страниц газет оставались только «наше все» драматург Николай Коляда, умудрившийся в минувшем году дать интервью даже газете «СПИД-Инфо», и упомянутый Алексей Иванов. Прочим повезло несколько меньше: определенный интерес у профильной прессы вызвал арт-проект «Столпотворение», журнал «Афиша» написал о молодых графах, дизайнерах и музыкантах из Екатеринбурга, традиционно представлена в публикациях культурная жизнь Перми.

В этом свете интересны результаты опроса, проведенного порталом SuperJob.ru в конце 2007 года и охватившего около
1 тыс. человек. Посетителям сайта предлагалось указать, какие ассоциации у них вызывает Екатеринбург. Наиболее популярный ответ (11%) очевиден: Екатеринбург - город Екатерины I. Второе место (9%) разделили, как и следовало ожидать, расстрел царской семьи и Уральские горы. На третьей позиции (6%) оказались «Свердловск» и телесериал «Счастливы вместе», действие которого происходит в Екатеринбурге. Воистину, если ты есть в телевизоре - ты есть. Ассоциация «металлургия, промышленный центр» оказалась на пятом месте (лишь 5%), «рок-музыка» и «история» - на седьмом (4%). «Городом больших возможностей» назвал Екатеринбург только 1% ответивших. Ни культура, ни темпы роста экономики не стали основой имиджа региона: все ключевые факторы обошел сериал, выставляющий жителей города как туповатых, но дружелюбных провинциалов. Справедливости ради стоит отметить, что позицию «Криминал / негативные ассоциации» выбрали лишь 2% опрошенных.

Концентрация на ярких событиях приводит к тому, что полноценный образ Урала сетевым изданиям сформировать не удается: регион остается лишь еще одним местом всевозможных скандалов и происшествий.

Существует две точки зрения: по одной имидж региона должен определяться его экономическими успехами, по другой - ставку необходимо делать на социокультурные факторы. В плане экономики успехи Урала очевидны: безусловно, существует множество проблем, но в целом местные компании развиваются довольно бурно, доходы населения год от года растут, инвестиции в регион идут. Тем не менее эти успехи находят свое отражение только в профильной прессе - широкой публике они неинтересны или непонятны. Впрочем, с точки зрения инвестиционной привлекательности это хороший знак - особенно при условии соответствующей активности местных властей.

Почему так происходит, почему имидж региона формируют стереотипы вековой давности и события-однодневки? На наш взгляд, есть две основные причины. С одной стороны, существуют некие общие законы, действующие для всех СМИ. Событие должно быть ярким, повод - существенным, картинка - живой. В том ли вина федеральных журналистов, что чаще всего наиболее живые картинки Урала - это именно преступления, катастрофы и социальные бедствия? Здесь кроется вторая причина: региону почти нечего предложить в плане формирования благоприятного образа.

Позитивный имидж Уралу могли бы обеспечить мощные культурные традиции. В Екатеринбурге работают первоклассные коллективы, к примеру, лучший в стране филармонический оркестр. Но остро не хватает новых героев и громких акций. Драматический театр практически равен слову «Коляда». Рок-музыка семь лет едва ли не в коме. После того, как из-за проблем с помещением Екатеринбург вынужден был покинуть признанный продюсер в области современной хореографии Лев Шульман, столицей современного танца (как еще недавно) городу называться просто неприлично. Чтобы прозвучать в российском и международном контексте, Екатеринбургу требуется фестивальная идея, периодическая художественная встряска с повышенной концентрацией премьер, концертов, выставок, со съездом именитых гостей. Чтобы получить феномен культуры, необходим феномен отношения к культуре - в первую очередь властей и делового сообщества. А пока амбиции «третьей столицы» резко контрастируют с неприглядной картинкой в федеральных СМИ. Отдельные позитивные тенденции, вроде фильма Парфенова и Иванова, оставляют надежду, но сами по себе тренд, очевидно, переломить не способны.

С обществом сложнее. Отрицать существование громадного количества социальных проблем и низкого качества жизни нельзя. Проблема в том, что найти составляющие образа Урала, способные сгладить это впечатление, почти невозможно. Значительных примеров социальной активности населения или властей Урала в реализации подобных программ в 2007 году не наблюдалось. Пожалуй, только Александр Поносов сумел прогреметь на всю страну.

Сила экономики

Урал становится индикатором социальных проблем, характерных для всей России. При этом наиболее сильной стороной имиджа региона остается экономическая составляющая, считает редактор корсети газеты «Известия» (Москва) Татьяна Витебская

Дополнительные материалы:

- Это не столько политика, сколько события, которые можно назвать своего рода реперными точками. Например, мы писали об Андрее Щербакове - подростке из Перми, который умудрился пробраться на летное поле аэропорта Большое Савино и улететь в Москву в крыле самолета. Почему? Не только из-за того, что это обязательно прочтет аудитория. Необходимо было поднять очень важный вопрос безопасности аэропортов. Мы были потрясены случаем в Челябинской области, когда родителям выдали в грязном пакете ребенка и уговаривали его похоронить, убеждая их, что он родился мертвым. Это к вопросу о том, что государство вроде бы уделяет особое внимание здравоохранению. Но нам же не только деньги на оборудование надо дать, мы еще где-то должны отыскать людей, которые за каждую маму переживать будут. Этого никакой государственной программой не добьешься. Конечно, мы писали о бунте в детской колонии. Это происходило как раз в тот момент, когда заключенные по всей стране поднимали мятежи. Что за этим стоит? Тоже важный вопрос.

- Какие события, произошедшие в Уральском регионе, запомнились «Известиям»?

- Конечно. Бессмысленно рисовать благостную картину. Это рано или поздно аукнется. Связано это или нет, но после истории с Андреем Щербаковым сотрудники прокуратуры стали проверять аэропорты на соблюдение норм антитеррористической безопасности. Ведь если в самолет смог проникнуть мальчик, почему бы не пройти туда террористам? Нужно ли дожидаться новых трагедий?

- Для вас принципиально поднимать именно проблемные темы?

- Урал относится к числу экономически сильных регионов. Я, например, знаю, что мнением ваших банкиров интересовались в связи с приходом в Россию одного крупного западного банка. Выяснилось, что на Урале они гораздо больше осведомлены о финансовой жизни Европы, чем, например, на Северо-Западе. В свою очередь интерес и российских, и западных финансовых структур к региону очень высок.

- А каким вы видите общий образ Урала?

- Я знаю регион, где и нынешний губернатор, и его предшественник очень заботились об имидже области. В обоих случаях появлялись положительные отзывы об их работе. Но в случае с бывшим губернатором действительность с красивой картинкой расходилась очень сильно. Нынешний губернатор и делает, и рассказывает о своих делах. Главное - зарплату платить своим жителям достойную, обеспечить их продуктами, лекарствами. Сделать так, чтобы люди из региона не уезжали. Это будет самым верным пиаром.

- Имеет ли смысл региону активно выстраивать свой позитивный имидж?

И показать негде
Формирование имиджа Уральского региона должно в первую очередь опираться на его экономический и промышленный
потенциал. Для закрепления успехов необходимо организовывать крупные форумы. Ни один из субъектов УрФО таковыми похвастаться пока не может, считает заместитель главного редактора интернет-издания Газета. Ru Роман Баданин

Интервью подготовил Аркадий Коновалов

- Скандалы между нынешним губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым и бывшим главой этой территории Юрием Трутневым. Начало проекта «Титановая долина» в Свердловской области компании ВСМПО Ависма и Boeing (американский авиаконцерн не имеет отношения к проекту особой экономической зоны. - Ред.). Кроме того, мы подробно освещали все, что так или иначе было связано со смертью первого президента РФ Бориса Ельцина: траур в Екатеринбурге, переименование улиц. Больше ничего особо не запомнилось. То, что в памяти возникает немного ассоциаций с Уральским регионом, - показатель: здесь происходит мало интересного для федеральных СМИ.

- Какие события 2007 года, связанные с Уральским регионом, вам запомнились?

- Это естественный процесс. Назовите любую другую нестоличную территорию, кроме Санкт-Петербурга, которая играла бы более или менее важную роль в жизни России. Сегодня таких практически нет. В 90-е годы были региональные центры влияния: Татарстан, Башкирия, Екатеринбург, Красноярск. А сейчас все регионы усреднились в результате политики, проводимой федеральными властями. Они обезличились не в экономическом или культурном смысле, а с точки зрения влияния на федеральную политику.

- В чем причина?

- За счет экономических успехов и их позиционирования. Возможно, площадкой для этого смог бы стать крупный экономический форум. Ведь Уральский федеральный округ, его ведущие субъекты Свердловская, Челябинская, Тюменская области, имеют огромный экономический потенциал. При этом у региона с таким мощным экономическим базисом нет площадки для представления собственных экономических успехов. Опыт в этом плане можно перенять у Санкт-Петербурга, Красноярска, где не первый год организуются мероприятия специально для продвижения крупных региональных экономических проектов.

- За счет чего Уральский регион мог бы сформировать яркий имидж?



Акцент надо делать именно на экономике: она всегда была базисом, политика - лишь надстройкой. Да и для того, чтобы позиционировать территорию через призму политической жизни, нужно как минимум найти человека, который мог бы представлять регион и существенно влиять на формирование его имиджа. Пока таких нет.



Дверь с табличкой «Запасной выход» нам открыла девочка лет семи с большими умными глазами. Хотела поздороваться, но засмущалась и спряталась от незнакомцев с камерами за маму. На руках у мамы, начальника медсанчасти капитана Елены Борисенко, еще один малыш, двухгодовалый. А жилплощадь с узким как траншея коридором и маленькой комнатой - мамин кабинет в переходе между медсанчастью и клубом. «Квартирка», где и вздохнуть страшно, того и гляди, кухонную утварь заденешь, считается лучшей в части. Остальное «жилье» командир части № 28331 (Екатеринбург, бригада связи № 59) Евгений Кондратьев показывать отказался. Семьи офицеров обосновались в каптерке, клубе, канцелярии и даже в столовой. Это незаконно, но другого варианта нет.

В российских вооруженных силах идут квартирные войны: жилье дают офицерам, которые, хотя и числятся на службе, работают на «гражданке». Квартиры они получают вне очереди по медсправкам, фиксирующим сомнительный диагноз типа клещевого энцефалита. Тем, кто честно отдает долг Родине, крышу над головой приходится выбивать в суде.

Каким образом попасть в «распоряжение командира»? Для этого нужно подать рапорт на увольнение. Согласно п. 11 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», окончанием службы считается дата исключения военнослужащего из списков. В соответствии с п. 16 ст. 34 положения «О порядке прохождения воинской службы» уволенный военнослужащий на день исключения из списков личного состава части должен быть полностью обеспечен всеми установленными видами довольствия. Пока этого не произойдет, он будет находиться в распоряжении командира и числиться в списках личного состава части как военнослужащий. В российской военной юридической среде сейчас много споров о том, должен ли такой человек ходить на службу и исполнять обязанности. Так как единого мнения у военных юристов на этот счет нет, по всей стране находящиеся «в распоряжении» появляются в своих частях, как правило, только в день выдачи денежного довольствия.

Меркантильные офицеры
Большинство классных специалистов ушли из вооруженных сил еще в 90-х. Остались по преимуществу те, кому из-за возраста идти особо некуда, да такие, кто пытается извлечь из армии максимальную выгоду. Как? Например, находясь «в распоряжении командира», не ходить на службу, тайно работать на гражданке, получая одновременно деньги и в части, и в фирме, а уволившись «по болезни» - вне очереди получить квартиру.

Ипотека отдыхает
В 2000 году вышел приказ министра обороны РФ № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ». Ст. 12 гласит: военнослужащий, уволенный по состоянию здоровья, достижению предельного возраста или в результате оргштатных мероприятий, жильем обеспечивается вне очереди. Приказ имеет силу, несмотря на то, что новый Жилищный кодекс вообще не рассматривает права внеочередного получения жилья. Существует разъяснение Минобороны: приказ № 80 подлежит применению в части, не противоречащей новому кодексу. Но это разъяснение не имеет юридической силы и не принимается во внимание при рассмотрении дел в суде. Отслужив ровно десять лет (военное училище входит в срок службы), имея заболевания, которые дают какое-то ограничение по годности, вы имеете право написать рапорт и ждать в распоряжении командира жилья вне очереди. И работать тем временем «на гражданке», так, чтобы об этом никто не узнал. Многие молодые офицеры любыми путями стараются заполучить себе «хронические» диагнозы, чтобы их признали ограниченно годными, и уволиться по состоянию здоровья. В итоге государство принимает меры по обеспечению военных жильем, но с выходом приказа № 80 все новые квартиры через суд получают военнослужащие-внеочередники, выигрывая один за другим процессы у тех, кому жилье положено по очереди.

Свободного времени у таких «военнослужащих» полно. Чтобы грамотно им распорядиться, лучше всего устроиться в частную фирму. Конечно, ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет, что военнослужащий может заниматься лишь научной, творческой или педагогической деятельностью, и только тогда, если она не препятствует выполнению обязанностей военной службы. Но как это проверишь, если в фирме платят зарплату «в конверте»? Кроме того, с 2002 года военнослужащие, согласно Конституции РФ, получили паспорта, а в паспорте нигде не написано, что какой-нибудь Васильиваныч, представляющийся экономистом, числится помощником командира по финансовой работе в одной из воинских частей.

Я не имею фактов для обвинения медиков в подкупе. Но часто возникают сомнения в законности медицинских освидетельствований, выданных претендующим на квартиры офицерам. Гипотетическая взятка врачу в этом случае окупится с лихвой. Не решая эту проблему, мы порождаем такие ситуации в будущем.

- Ситуация характерна для любой части, где плохое положение с жильем. Но у меня, наверное, она самая плохая: образовалась большая группа молодых офицеров, признанных негодными и претендующих на квартиры, - рассказывает Евгений Кондратьев. - В этом году мы получили на часть пять квартир, и все отсудили себе «больные» внеочередники. Эти люди не ходят на службу, более того, работают на стороне. Знаем, что работают, но доказать не можем. Получается, что в армии сейчас выгодно быть больным. Этой лазейкой в законе пользуются не только в моей части, не только у нас в округе, но и в других округах, где я служил: Сибирском и Северо-Кавказском.

По словам военных, добиться искомой медсправки очень непросто. По неофициальной информации, в Екатеринбурге такая бумага стоит около 100 тыс. рублей. Собрать эту сумму какому-нибудь прапорщику с зарплатой в 7,5 тыс. рублей нереально. По всей видимости, придется «пожилым воякам» доживать в подсобках без надежды на собственный угол. Изменить ситуацию можно, увеличив срок обязательной службы в армии с 10 до 20 лет, считают военные юристы. В этом случае число внеочередников сократится на порядок: кому захочется еще десять лет ждать момента, когда можно будет уволиться и с помощью медсправки получить квартиру. Второй вариант - сократить перечень болезней, согласно которым военнослужащего можно признать частично годным к службе. Проверить, действительно ли офицер болен клещевым энцефалитом или энурезом, сложно. Проблема в том, что инициаторами таких поправок выступают только те военные, которые не один десяток лет стоят в очередях на жилье. Остальным на это наплевать

Есть и конкретные примеры. Так, у 44-летнего прапорщика Любови Пономаренко квартиру увели из-под носа. Она получила документы на жилье, но въехать не успела - внеочередники успешно отсудили право на квадратные метры.
Офицеры и прапорщики, ожидающие жилья в очереди еще с советских времен, вплотную приблизились к предельному возрасту, до которого им разрешено нести службу. Квартиры из-за большого количества внеочередников они получить не могут: без справки об ограничении годности здоровья по достижении предельного возраста их увольняют без обеспечения жильем.


Нью-йоркский Карнеги-холл - один из лучших и, вероятно, самый престижный концертный зал мира. Здесь творятся легенды и вершатся судьбы. Выступление в Карнеги-холле - не только честь и огромная ответственность, это знаковое событие, открывающее музыканту новые перспективы, дающее мандат на право принадлежности к избранным. Приглашение выйти на прославленную сцену оперному театру из российской глубинки (пусть и одному из лучших) выглядит так, как если бы футбольную команду второго дивизиона позвали играть в Лигу чемпионов. Тем не менее концерт пермской труппы в знаменитом зале - свершившийся факт.
Чайковский forever
Для осуществления этого самого амбициозного проекта последних лет пермяки воспользовались историческими обстоятельствами: Чайковский дирижировал на открытии Карнеги-холла в 1891 году; старейший музыкальный театр российской провинции (идет его 136-й сезон) носит имя русского классика; в Прикамье, недалеко от Перми, композитор родился и провел несколько детских лет. Кроме того, только в этом театре, единственном в мире, не раз собирали полную коллекцию всех опер и балетов Петра Ильича. И вот автор идеи вояжа в Нью-Йорк худрук Пермского театра и известный российский режиссер Георгий Исаакян решил провести презентацию оперной труппы театра.

Пермская балетная труппа давно известна за океаном под маркой «Чайковский-балет». Настал черед оперы - решили в Перми. И запустили новый бренд - «Чайковский-театр». Покорению Америки предшествовала сенсационная промоакция в Нью-Йорке

И грянул бой. Полтавский бой
16 января, за два дня до концерта в Карнеги-холле на сцене Бруклинской академии музыки, знаменитой театральной площадки, сыграли спектакль «Мазепа» в режиссуре самого Исаакяна. Эту оперу в 1999 году в честь юбилея Пушкина он ставил в Екатеринбургском оперном, ее даже номинировали на «Золотую маску». Затем, когда там стали исчезать лучшие спектакли прошлого (подробнее о ситуации в Екатеринбургском оперном см. «Яма» , «Э-У» № 40 от 29.10.07), Пермский театр выкупил декорации и костюмы (художник спектакля - екатеринбуржец Станислав Фесько) и выпустил премьеру на своей сцене. Опера «Мазепа», как и пушкинская поэма, преломляет исторические события петровской эпохи на Украине. Радикализм постановки, полностью отказавшейся от малороссийского антуража, сегодня выглядит нормой. Ни девять лет назад, ни теперь Исаакян не использовал дешевых политических спекуляций на тему украинского сепаратизма: для него важнее трагедия вневременного масштаба, история любви, невозможной в мире насилия и перманентной войны. Новый дирижер Валерий Платонов и новые исполнители внесли в постановку свои индивидуальные акценты, сохранив главное - мятежный дух и антивоенный пафос спектакля.

Замысел выглядел авантюрой. Отдадим должное умеющим рисковать Исаакяну и его коллегам: реализация проекта, к которой подключилось правительство Пермского края (его председатель Николай Бухвалов прилетел в Нью-Йорк поддержать земляков) вместе с американскими партнерами театра, агентством Hollywood Entertainment Group (директор Игорь Левайн), при финансовой поддержке Лукойла, оказалась продуманной и вполне грамотной.

Утром в день концерта в нью-йоркских газетах вышли рецензии на «Мазепу». Наряду с критическими замечаниями (прежде всего в адрес сценографии и света) было сказано немало лестного, вот, например суждение New York Times: «Пермский театр имеет впечатляющее качество игры оркестра и пения. Это была труппа артистов, погруженных в стиль и язык русской оперы 19 столетия». Ей вторит Financial Times: «Пермская редакция оказалась довольно сильной. Валерий Платонов воплотил в жизнь страсть и разумную точность партитуры».

Смелость выбора этой оперы заключалась еще и в том, что в Нью-Йорке «Мазепу» слышали лет десять назад в исполнении Мариинского театра с дирижером Валерием Гергиевым, а совсем недавно на сцене Метрополитен-оперы поставлена своя версия. Так что сравнений было не избежать.


На сцене Карнеги-холла полторы сотни уральских музыкантов


Мнение критики как профессиональной экспертизы значит в Америке почти все (в отличие от нас, где многое в культуре определяют функционеры). Под влиянием вышедшей прессы перед гала-концертом возник невероятный спрос на билеты. Почти двухтысячный зал Карнеги-холла оказался заполнен.

Второй портрет - труппы Пермского оперного театра - получился не менее впечатляющим. Оркестр (как водится, укрепленный перед гастролями) под управлением главного дирижера Валерия Платонова и приглашенного главного Александра Анисимова играл слаженно и разнообразно, вместе с хором (хормейстер Владимир Никитенков) и солистами он звучал настолько экспрессивно, что музыкальный натиск, порой, казался чрезмерным. Но именно эта славянская мощь и произвела на чинную американскую публику наибольший эффект. К тому же на сцене господствовал настоящий театр: несмотря на то, что артисты были во фраках, смокингах и концертных платьях, перед публикой представали не просто вокалисты с голосами разной степени красоты и качества, но герои реальных драм и сказочных фантазий с их страстями и помыслами.

Портрет в интерьере
Сам концерт стал двойным портретом. Во-первых, популярный во всем мире композитор Чайковский предстал перед слушателями Карнеги-холла как практически неизвестный автор. Кроме тройки популярных хитов из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» публике были представлены большие фрагменты из других опер - «Опричника», «Черевичек», «Орлеанской девы», «Чародейки», «Иоланты», ранней уничтоженной автором «Ундины» (оставшийся от нее дуэт Ундины и Гульбранда все знают как знаменитое белое адажио из «Лебединого озера»). Исполнили и «Коронационный марш», звучавший на открытии Карнеги-холла. Сработал главный принцип концертной программы - представить своего рода антологию Чайковского. Огромные хоровые сцены и камерные фрагменты властно вовлекли слушателей в свою орбиту и заставили американцев услышать Чайковского как типично русского композитора с необозримым диапазоном эмоциональных нюансов.

Назовем героев двух вечеров в Нью-Йорке. Солист Мариинки Виктор Черноморцев, исполнивший заглавную партию в «Мазепе» и куплеты Томского в концерте, был единственным «варягом» в группе певцов. Мировая практика иметь в труппе постоянных приглашенных солистов и дирижеров действует и в Перми. Отличное приобретение последнего времени - ростовчанка Ирина Крикунова (она пела Марию в спектакле и дважды заслужила овации в концерте). Не уступили им и собственно пермские звезды харизматичная Татьяна Полуэктова (Любовь, мать Марии в опере и два ансамбля в концерте), темпераментная Надежда Бабинцева (перевоплотившаяся из опричника Басманова в Орлеанскую деву), Александр Погудин (Кочубей), о котором та же Financial Times выразилась так: «Ах, эти раскатистые русские басы!». Аплодисментов и похвал удостоились Олег Иванов (Палач Орлик в спектакле), Виктор Компанеев (особенно за арию Ленского), Александр Агапов (князь Потемкин и врач Эбн-Хакия ) и многие другие.

А финал концерта, когда заключительную гимническую сцену из «Иоланты» вышли петь все 17 солистов труппы вместе с хором и оркестром, стал кульминационным пиком. В итоге слушатели приветствовали пермский театр стоя, а на служебном входе солистов и дирижеров поджидали поклонники с цветами и просьбами автографов. Столь бурная реакция удивила даже организаторов.

Беспрецедентная акция за океаном имеет все шансы выполнить миссию продвижения - проложить дорогу за океан оперной труппе. В любом случае о Перми в Америке теперь знают точно

Есть театры, живущие по своим законам и не обращающие внимания на нескончаемые «трудные времена». Пермская оперная труппа - из их числа. Казалось бы, она по определению не может претендовать на передовые позиции: отсутствие в городе консерватории делает проблему с кадрами в оркестре, хоре и группе солистов неимоверно сложной. Но при этом Пермь непрерывно удивляет: роскошными фестивалями, эсклюзивным репертуаром и энергичным тонусом всей творческой жизни. Причины? Креативный менеджмент, осуществляемый творческой личностью, - первая. Понимание пермских властей и бизнеса, каким сокровищем они обладают (специально созданный фонд поддержки театра даже называется «Жемчужина Урала»), - вторая.



Главная страница / Промышленное строительство