Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Возвращение домой

Планировалось, что в течение 2008 года акции четырех региональных сетевых компаний - Курганэнерго, Пермэнерго, Свердловэнерго и Челябэнерго - будут конвертированы в ценные бумаги МРСК Урала. Цель - увеличение инвестиционной привлекательности межрегиональной компании. АО-энерго как самостоятельные юридические лица должны прекратить существование, их акционеры - получить акции МРСК.

Акционеры Курганэнерго отказались от присоединения к Межрегиональной распределительной сетевой компании (МРСК) Урала. В результате МРСК придется либо довольствоваться тремя региональными активами, либо пересматривать коэффициенты объединения.

По мнению аналитика «Альфа-банка» Александра Корнилова, это вряд ли сможет гарантировать межрегиональной компании полный контроль над курганским активом. В результате контур МРСК Урала ограничится тремя регионами - Пермским краем, Свердловской и Челябинской областями. Алексей Бобров не исключает, что переговоры с акционерами Курганэнерго будут продолжены: «Возможно, будут изменения оценки или коэффициента конвертации». Но такой компромисс не выгоден РАО ЕЭС, так как может стать примером для акционеров других АО-энерго.? Екатеринбург -

Однако, как рассказал генеральный директор ОАО «МРСК» Алексей Бобров, с мажоритарными акционерами Курганэнерго (около 51% акций контролируют структуры, близкие бизнесмену Артему Бикову) договориться не удалось. Их не устроил коэффициент конвертации акций в МРСК: доля Курганэнерго в новой компании не должна была превысить 5% (см. «Уральские сети конвертируют в одну» , «Э-У» № 47 от 17.12.07). Теперь процесс реформирования сетевых активов пойдет в два этапа. Сначала МРСК Урала выпустит допэмиссию в пользу РАО «ЕЭС России», которое обменяет эти акции на свой пакет в Курганэнерго (около 49%). А в середине марта пройдет допвыпуск акций МРСК Урала, который позволит перейти на единую акцию Пермэнерго, Свердловэнерго и Челябэнерго. Курганэнерго же станет «дочкой» МРСК Урала.


Жилищно-коммунальный сектор в России традиционно считается «черной дырой», в которой пропадают бюджетные деньги. По этой причине отрасль никогда не сможет стать привлекательной для инвесторов. Однако бизнесмены, занимающиеся коммуналкой, уверены, что могут превратить ее в прибыльный бизнес. Как это сделать, рассказывает Михаил Слободин, глава КЭСХолдинга и президент ОАО «Российские коммунальные системы».

Михаил Слободин: Андрей Порубов

- У «коммуналки», безусловно, есть преимущество - стабильный, гарантированный спрос. Но и объем рисков очень высок. Они связаны с неясными перспективами роста тарифов, с авариями, возникающими из-за плохого состояния инфраструктуры. Рентабельность пока очень низка, 2 - 3%. Она не позволяет рассчитывать на приход инвестиций в отрасль. К счастью для инвесторов и к несчастью для сферы ЖКХ, сегодня есть много других объектов вложений с более высокой доходностью. Поэтому в ЖКХ работающих инвестиционных механизмов практически нет. Потребители вынуждены оплачивать сверхнормативные потери, раздутые штаты коммунальных структур, высокие издержки.

- Михаил Юрьевич, за счет каких факторов РКС рассчитывает развивать бизнес?

В принципе, я считаю, мы уже запустили подобный механизм: в 2006 году вложили в коммуналку 860 млн рублей. Это в четыре раза больше, чем в 2005м.

Наша задача - повысить рентабельность за счет правильного установления тарифов и сокращения издержек. Только тогда будут запущены инвестиционные механизмы, которые позволят, вложив деньги сегодня, уже через несколько месяцев улучшить качество воды или сократить количество аварий.

- Стандартный набор: реинвестиции прибыли; средства, привлекаемые с помощью облигационных займов; деньги акционеров, получаемые благодаря дополнительной эмиссии.

- Каковы источники этих инвестиций?

- К сожалению, проектов, которые обеспечивают полугодовую окупаемость, считанные единицы. Это случаи, связанные с наведением порядка там, где была полная бесхозяйственность, неэффективность в структурах, ранее контролировавшихся муниципальными предприятиями. Что касается большинства проектов, мы достигнем эффекта от реализации комплексных программ: оптимизируем всю систему тепло- и водоснабжения, от генератора до потребителя.

- В пресс-релизах РКС сообщалось, что сроки возврата инвестиций в ваши проекты составят от полугода до семи лет. Учитывая низкую рентабельность, как вы собираетесь добиться относительно небольших сроков окупаемости?

- Даже у Чубайса не хватает ресурсов для поднятия тарифов так, как хотелось бы РАО ЕЭС. Как вы справляетесь с этой проблемой?

В то же время окупаемость самых долгосрочных проектов зависит от того, как будут индексироваться тарифы. Честно говоря, у нас нет гарантии, что наши тарифы будут изменяться хотя бы пропорционально инфляции. Поэтому в таких проектах мы постараемся получить прибыль за счет сокращения издержек. Но все равно, проблема тарифов во многих регионах остается слишком серьезной, особенно в отношении перспектив привлечения дешевых и длинных денег.

Когда нас приглашают работать в новые регионы, мы анализируем сложившуюся там ситуацию. И если видим, что власть вынуждена субсидировать муниципальные предприятия ЖКХ за счет бюджета, чтобы поддерживать их хотя бы на грани банкротства, мы говорим им: «Товарищи, или вы проведете оздоровление коммунального сектора, или никогда не вылезете из долгов и в конце концов будете ликвидированы». Мы уже многому научились. Раньше начинали работать везде, куда звали, а теперь только там, где можно что-то сделать.

- Мы - частная компания. Можем выбирать, на каких территориях нам работать, а на каких - нет. И если видим, что в каком-то регионе политический популизм довел ситуацию до критического состояния, мы туда не идем. Не хотим брать на себя бремя ответственности по поднятию тарифов только потому, что власти не делали этого в течение нескольких лет. РКС слишком дорожит своей репутацией. А в тех регионах, где мы работаем, тарифы уже на 80 - 90% соответствуют привлекательному для бизнеса уровню.

- Любой коммунальный бизнес - форма такого партнерства. Мы зависим от того, как нас регулируют, дают ли реализовывать инвестиционные программы, выделяют ли земельные участки под котельные, и т.д. Если власть занимает иждивенческую позицию, коммуналка не выдержит. Она же не может когото политически поддерживать, субсидировать…

- То есть работаете в своеобразном частногосударственном партнерстве с властями?

- Как можно развести жилищное и коммунальное хозяйства? Они традиционно воспринимаются как две неразрывные составляющие одной структуры…

Также власти должны занимать конструктивную позицию по отношению к коммунальным компаниям и не сваливать на них ответственность там, где речь идет о проблемах жилищного хозяйства.

- Вы не изучали возможность заняться созданием управляющих компаний?

- Структура одна, но сегменты совершенно разные. Около 40% проблем ЖКХ сосредоточено в жилье. Когда потребители жалуются на низкую температуру, отсутствие воды на верхних этажах в здании и прочее, в двух случаях из пяти это сфера компетенции не коммунальщиков, а жилищников. К сожалению, люди этого не понимают. Ругают коммунальщиков, а нужно смотреть, где именно проблема. Мы можем подать воду с идеальными параметрами по теплу и давлению на вход в дом, но в доме будет холодно. Потому что домовые сети в плохом состоянии. Судьба внутридомовых коммуникаций в руках жителей. Они должны следить за ними через управляющие компании, товарищества собственников жилья и т.д.

Противостояние жилищных и коммунальных компаний - это нормальная система конструктивного конфликта. Их интересы противоположны, и все заставляют друг друга работать качественно. Это две разные сферы бизнеса со своими законами. Управляющая компания - это люди, которые должны жить рядом с вами. Вы должны знать их в лицо. Они управляют дворниками, следят за ремонтом подъезда. Это сфера малого и среднего бизнеса. И капитализировать этот бизнес невозможно. А коммунальный бизнес - уровень крупных компаний.

- Мы рассматривали этот вариант и решили, что РКС занимается исключительно коммунальным бизнесом, но не жильем. Разделение жилищного и коммунального секторов произошло на уровне Жилищного кодекса, и это правильно. Существует конфликт интересов между жилищниками и коммунальщиками. Жилищникам важно четко понять, сколько они потребили воды, тепла и электричества от коммунального предприятия. Их задача - ставить приборы учета и снижать потребление энергии. Задача коммунальщиков - с точностью до наоборот. И когда вы доходите до жителей, раздаете им платежки от компании, которая занимается и поставками тепла, и закупками, - у людей неизбежно будут возникать подозрения. Так зачем создавать проблему там, где ее можно избежать?

- Сегодня РКС действует как компания, которая работает в сфере энергетического ритейла, объединяет коммунальный бизнес акционеров (основной из них - «КЭСХолдинг») и выполняет задачи, ими поставленные. У «Комплексных энергетических систем» круг задач гораздо шире. Они связаны с генерацией, газораспределением, энергетическим строительством и так далее, вопросами слияний и поглощений…

- Масштаб работы РКС заметно увеличится с завершением слияния с «КЭСКМультиэнергетика». Как соотносятся деятельность ОАО «РКС» и ЗАО «КЭС», из структур которого вышла «Мультиэнергетика»?

- Мы в процессе дискуссий с РАО ЕЭС. Два варианта: либо РАО продаст их на открытом рынке, либо продаст их нам. Для нас приемлемы оба. Главное, чтобы не появился недружественный инвестор, который купит их с целью гринмейла и будет блокировать развитие компании только для того, чтобы заставить основного акционера выкупить акции по более дорогой цене.

- Через полтора года будет ликвидирован второй по величине акционер РКС - РАО «ЕЭС России». Кому достанутся акции РКС, принадлежащие сейчас энергохолдингу?

- Я думаю, этот бизнес через два года будет стоить существенных денег.

- Вы действительно верите, что гринмейлеры могут позариться на коммунальный бизнес?

- Зачем нам проводить IPO «дочки»? Мы проведем IPO основной структуры - КЭС, и капитализация РКС войдет в качестве составляющей в стоимость головной компании.

- РКС будет проводить IPO?

- У нас есть мнение, что хорошо структурированная коммунальная компания с тем объемом бизнеса, который мы предполагаем достичь (это оборот в 2 - 2,5 млрд долларов), будет стоить около 800 млн долларов.

- Какой капитализации РКС планируете достичь?



В третьем квартале 2006 года на территории Большого Урала осуществлено 8 млн 870 тыс. 983 операции по оплате товаров и услуг банковскими платежными картами. Это 14,7% от общего количества. Число безналичных «пластических» операций растет, по статистике, незначительно: в 2002 году на их долю приходилось 12,5%, в 2004м - 12,8%, в 2005м - 13,2%. При этом расходы владельцев посредством пластика торгово-сервисной сети (ТСС) составили в третьем квартале ушедшего года лишь 2,9% от совокупной суммы. В магазины за этот период пришло по картам 6,3 млрд рублей, а из банкоматов ушло наличными 210,5 млрд рублей. Разница - в 33,4 раза.

В ушедшем году рынок пластиковых карт в России попрежнему быстро рос (см. справку), однако это не привело к значительным качественным изменениям. Сегодня, по прошествии десяти лет с момента начала масштабной реализации зарплатных проектов, карта попрежнему остается преимущественно средством снятия наличных.

В крупнейших промышленных регионах карт в разы больше, чем на территориях с преимущественной долей сельского хозяйства. Так, в Тюменской области выпущено карт почти в 20 раз больше, чем в Курганской (при том что последняя продемонстрировала двукратный рост за год). Но это - «чистое» количество. Среднестатистические качественные показатели совпадают практически полностью по всем субъектам РФ в границах Большого Урала. Средний владелец карты ежеквартально пользуется ею 6 - 7 раз. Жители Челябинской области чуть меньше - пять операций в квартал, Пермского края - чуть больше: восемь. Кстати, пермяки, как и держатели карт в Башкортостане, особенно «активно» пользуются пластиком как средством безналичного платежа: в среднем дважды в квартал. К ним вплотную приблизились в Удмуртии. Во всех других случаях этот показатель составляет не очень уверенную единицу. Приход пластика в ТСС ширится: от нуля всегда хорошая динамика. Но величина роста - доли процента - совпадает с расчетной погрешностью.

Одинаковая спецификаПринято считать, что каждая территория Большого Урала имеет специфику, отражающуюся во всех рыночных сегментах. На первый взгляд, это действительно так.

Частота - залог здоровьяАвтору этих строк буквально пару недель назад довелось постоять в очереди в кассу одного из европейских магазинов. За мелкие покупки в пределах 20 евро иностранцы привычно рассчитывались картами. Стоявшая впереди меня дама из Екатеринбурга в оплату покупки стоимостью 14 евро гордо достала 500евровую купюру. Кассир быстро и уверенно отсчитала сдачу, однако всем своим видом дала понять: рассчитываться подобным образом - не совсем правильно. Показательно: наши кассиры, особенно в небольших магазинах, нередко выказывают аналогичную реакцию в отношении «умников» с картами.

То, на чем «ЭкспертУрал» неоднократно концентрировал внимание, стало привычным: в качественном плане рынок близок к стагнации - из-за полного отсутствия интереса государства. Все разговоры и декларации о создании национальных платежных систем, о стимулировании за счет пластика вывода торговых оборотов из тени таковыми и остались. Поэтому развитие функционала пластика и идет в основном в банкоматной сети. Вносить через банкомат платежи за коммунальные услуги или услуги в сфере коммуникаций уже вошло в привычку. Пластик же в магазине - попрежнему событие. Причем - утомительное, как для обладателя карты и кассира, так и для покупателей, оказавшихся следующими в очереди: из-за проблем со связью теоретически секундная операция часто занимает несколько минут. В том числе и поэтому в канун новогоднего ажиотажа в крупнейших торговых центрах появились объявления о том, что расчеты по картам «временно не производятся по техническим причинам».

Все понимают: безналичные карточные расчеты реально будут эффективны лишь тогда, когда максимум повседневных покупок будет оплачиваться по карте. Лучше меньше - да больше. Пока же тот единственный среднестатистический раз в квартал, когда владелец карты решаетсятаки воспользоваться ею по прямому назначению, он покупает что-то сравнительно крупное. Пожалуй, единственное очевидное исключение, причем на протяжении всех последних лет, составляет республика Башкортостан. Ее власти в свое время активно участвовали в стимулировании инфраструктуры, на данный момент она, возможно, наиболее разветвлена среди всех локальных рынков Большого Урала. В итоге средняя сумма покупки здесь составляла 202 рубля 11 копеек в третьем квартале 2005 года и 289 рублей 19 копеек - год спустя. Следующий минимальный показатель, в Удмуртии, - уже 370 рублей 63 копейки и 384 рубля 15 копеек соответственно. Далее следуют суммы от 600 рублей.

В результате «умники», не имеющие времени по каждому потребительскому поводу ездить в крупнейшие торговые центры (в них безналичное обслуживание - норма), карту в повседневной жизни достают только при необходимости расплатиться за более-менее крупную покупку…

Что делать?Вопрос риторический. Если бы государство в целом или, скажем, отдельно взятое министерство экономического развития и торговли РФ захотело бы что-то сделать, оно бы это сделало. Причем давно. Пока же очередной ход (скорее маркетинговый, нежели системноэкономический) - за банковским
сообществом. Практически завершив массовую реализацию зарплатных проектов, настроив банкоматы на комплекс услуг, банкиры взялись за сравнительно новый сегмент - рынок кредитных карт. Для чего нужен кредит? Скорее всего, не для того, чтобы «просто» снять наличные. А чтобы сделать покупку - другими словами, провести безналичный расчет. Именно поэтому многие банки, продвигая свои кредитные карточные продукты на рынок, ненавязчиво (правда, и не всегда очевидно) сообщают: оплата кредитной картой покупок проводится без комиссии. А вот за снятие наличных по кредитке, как правило, придется заплатить от 2 до 4%. Похоже, вот эта не всегда очевидная комиссия и окажется главным локомотивом расширения безналичных расчетов в наступившем году.

Что касается снятия наличных в банкоматах, то, судя по средним суммам операций, большинство держателей карт предпочитают обналичивать всю зарплату сразу же, то есть дважды в месяц, в день аванса и расчета. В итоге и получаются те самые шесть среднестатистических операций по карте в квартал. Это, похоже, не стабильность. Это застой.

Дополнительные материалы: Карточная арифметика
На территории Большого Урала (Курганская, Оренбургская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Пермский край, Республика Башкортостан и Удмуртская республика, ХантыМансийский и ЯмалоНенецкий автономные округа) по данным Банка России к началу четвертого квартала 2006 года зарегистрировано 10 179 112 банковских платежных карт, принадлежащих физическим лицам.

И все же повторим: без системной государственной поддержки ни торговому сектору, ни банковскому сообществу не удастся «вдруг» сломать привязанность населения к наличным и превратитьтаки банковскую платежную карту в массовое средство платежа, каковым она является по определению.

Представители крупнейших торговых сетей - о развитии безналичных расчетовКонстантин Чудинов, начальник отдела информационных технологий ЗАО «Супермаркет “Кировский”» (Екатеринбург; 94 торговых предприятия в Екатеринбурге, Свердловской области и Кургане):

И хотя итогов минувшего года пока нет (они будут обнародованы через месяц), очевидно: рынок банковского пластика уверенно набирает обороты. Так, по сравнению с 1 октября 2005 года прирост составил 34,5% (2 611 881 карту). Самыми карточными областями традиционно остаются Тюменская (2,5 млн карт), Свердловская (2,4 млн) и Челябинская (1,8 млн): на их долю приходится две трети территориальной эмиссии.

Константин Чудинов



Сложности с обслуживанием расчетов по картам есть. Это, в частности, проблемы связи между банками и процессинговыми центрами. Решить ее можно совершенствованием связи и оборудования.

- В прошлом году в сравнении с 2005-м количество расчетов по картам в сети супермаркетов «Кировский» выросло на 14%. У нас принимаются к оплате карты Visa, MasterCard, Union Card. Наиболее часто покупатели пользуются Visa и Union Card (она широко распространена в зарплатных проектах).

Василий Тутынин, ИТ-директор объединения «Купец» (Екатеринбург; 61 торговое предприятие в Екатеринбурге, Свердловской области и Кургане):

Расчеты по пластиковым картам будут увеличиваться, но не так быстро. Менталитет российского человека таков, что он предпочитает прийти к банкомату, снять деньги и расплачиваться наличными.

Василий Тутынин



Проблемы с обслуживанием пластика случаются крайне редко. Возникают они по двум причинам. Первая - связь между кассой, обслуживающей карту, и банковским сервером авторизации: она имеет свойство пропадать. Решается эта проблема организацией надежных основных и дублирующих каналов связи. Вторая проблема: все больше становится нетривиальных банковских терминалов на фоне стандартных требований, предъявляемых к кассирам. Эту проблему решаем через постоянные тренинги персонала, их переподготовку и максимальную интеграцию операций терминалов в POSсистему торговых центров.

- В последние два-три года количество покупателей, рассчитывающихся картами, постоянно растет. По нашим оценкам, - на 6% ежегодно (примерно 0,5% в месяц). В Екатеринбурге каждая десятая покупка совершается с использованием пластика, в городах-спутниках этот показатель пока на порядок меньше. Наши торговые центры принимают основные типы карт - Visa, MasterCard, Diners Club. Особо крупные объекты принимают к расчету и другие типы карт, в частности American Express, использование которого в последнее время становится заметным и регулярным.


Тот факт, что импресарио Сергей Дягилев, открывший миру культуру России, детские годы провел в Перми, можно считать случайностью истории. Но то, что именно здесь уже в третий раз проводят крупнейший международный форум его имени, случайностью уже не назовешь. За девять дней, с 15 по 23 мая, фестиваль представил около 40 художественных проектов: спектакли, концерты, выставки, кинофильмы, творческие встречи, международные симпозиумы и круглые столы. В них были задействованы главные культурные институции края: Пермский театр оперы и балета им. Чайковского, художественная галерея, филармония, дом­музей Дягилева, Пермская синематека, хореографическое училище, а также около 500 российских и зарубежных гостей и участников. Международный статус фестиваля поддержан 12 странами. Монументальное началоНесмотря на то, что «сердцем» фестиваля, как всегда, был Пермский театр оперы и балета, в начале театрально­музыкальная программа добровольно уступила позиции иным музам. Это касается прежде всего начала фестиваля: мощный старт обозначило открытие памятника Сергею Дягилеву работы Эрнста Неизвестного*. Белое покрывало сняли с памятника под музыку «Лебедя» Сен­Санса, и не случайно: в нынешнем году исполняется 100 лет со дня создания «Умирающего лебедя» - величайшего шедевра «дягилевского» хореографа Михаила Фокина. Лебедя, как и множество других персонажей дягилевских балетов, можно разглядеть в скульптурной композиции: Дягилев в понимании Неизвестного - сонм образов, «завод» по производству шедевров. От реального исторического персонажа в композиции остались голова с цилиндром и моноклем да две мощные руки (левая, заложенная за спину, раза в два длиннее, чем правая, опирающаяся на трость). Остальное пространство скульптуры занимают рельефные изображения.

На : слева - художественный руководитель Пермского оперного театра Георгий Исаакян, в центре - министр культуры и молодежной политики Пермского края Олег Ощепков. : Сергей Глорио

Фестиваль включал пять выставочных проектов, из них три художественных. Рядом с Эрнстом Неизвестным в залах Пермской государственной художественной галереи расположился «Шокирующий Отто Дикс»: 86 графических листов основоположника немецкого экспрессионизма, посвященных ужасам Первой мировой войны. Компенсировать психологические сложности постижения «шокирующего искусства» была призвана чрезвычайно жизнерадостная выставка «русских парижан» из собрания Третьяковской галереи: живопись, графика, театральные эскизы Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Это - одна из традиций фестиваля: каждый раз на нем представлено что­то подлинное из наследия дягилевских времен.

Сам Эрнст Неизвестный на церемонию открытия не приехал, однако прислал видеообращение: по его словам, работа для него принципиально нова - до сих пор ему не приходилось соприкасаться в творчестве с миром изящного, преобладали брутальные сюжеты. Насколько пермский Дягилев отличается от «типичного Неизвестного», смогли понять посетители персональной выставки художника, которая стала «гвоздем» выставочной программы фестиваля.

Во время «Музейной ночи» директор галереи Надежда Беляева и директор фонда «Новая коллекция» Надежда Агишева подписали соглашение об издании на средства фонда полного иллюстрированного каталога всемирно известной пермской деревянной скульптуры.

Три выставки стали главным содержанием «Долгой музейной ночи», которая проходит по традиции в Международный день музеев 18 мая, и на сей раз удачно вписалась в программу Дягилевских сезонов. Экспозиции галереи стали декорацией для множества специальных событий: фэйс­арта от Ольги Алехнович (посетители галереи расходились по домам в чрезвычайно живописном виде), мастер­класса игры на этнических барабанах (детям давали постучать), дискуссии «Нужен ли шок в искусстве?», показа немецкого видеоарта, шоу карикатуристов Алексея Кивокурцева и Дмитрия Кононова…

Впервые в мире, впервые в России

«Возвращением России в Россию» назвала Дягилевский фестиваль его гостья, поэтесса Белла Ахмадулина. Она и ее супруг, театральный художник Борис Мессерер, стали главными медийными фигурами начала фестиваля, задав ему несколько меланхолическую и выспреннюю ноту. Ее подхватили и превратили в мощный гимн музыке и театру.

Древний дух армянского эпоса ожил в спектакле питерского «Каннон Данса»
Как известно, Дягилев был великим открывателем всего нового. Следуя примеру земляка, в Перми постарались насытить фестивальную афишу акциями, сопровождаемыми словом «впервые». Именно «мировые премьеры» обеспечивают статус фестивалей во всем мире. Опера «Чертогон» крупного российского композитора прошлого века Николая Сидельникова по рассказу Николая Лескова по недоразумению долгое время считалась утерянной. Но рукописи не горят: благодаря настойчивости художественного руководителя Пермского театра оперы и балета (он же - художественный руководитель фестиваля) Георгия Исаакяна партитуру отыскали, и опера прозвучала в концертном исполнении пермской труппы и оркестра под управлением главного дирижера театра Валерия Платонова. К числу всероссийских новинок принадлежит еще один проект оперного театра «Хореография Джерома Роббинса на пермской сцене». Две постановки американского классика XX века, современника и соратника Джорджа Баланчина, появились благодаря сотрудничеству с Фондом Джерома Роббинса. «Времена года» на музыку Верди - образец красивого бессюжетного балета. В «Концерте» музыка Шопена звучит в живом исполнении пианиста (на этот раз это был Павел Нерсесьян) на сцене, а рядом с роялем разыгрываются уморительные сценки из жизни слушателей классики. Знаменитая пермская балетная труппа с удовольствием осваивала новую для себя стилистику и училась не только радовать глаз слаженностью исполнения, но и попросту веселить публику.




Фестиваль радовал новинками не только на сцене оперного. Сразу три российские премьеры вошли в «Вечер современной хореографии», показанный в драме. Челябинский театр современного танца представил спектакль «Другая сторона реки» в постановке Ольги Пона, созданный совместно с парижским театром де ля Виль, гамбургским Kampnagel и дюссельдорфским Tanzhaus NRW. А пермский «Балет Евгения Панфилова» впервые после ухода его создателя получил возможность поработать с хореографом европейского класса: в постановке голландского балетмейстера израильского происхождения Ицика Галили «То, что я никому не сказал» и дуэте «Mono Lisa» (превосходная работа солистов Алексея Расторгуева и Екатерины Тарасовой) зритель увидел процесс постижения нового для артистов панфиловской труппы техники танца. Питерская труппа «Каннон Данс» представила строгий спектакль «Песни Комитаса» на музыку классика армянской музыки с хореографией Натальи Каспаровой.

Еще в прежние годы Пермский театр заслужил репутацию первооткрывателя оперных раритетов: именно он представил российскому слушателю «Альцину» Генделя, «Лолиту» Щедрина, «Клеопатру» Массне. Теперь настал черед еще одного шедевра Массне - оперы «Золушка». В трактовке режиссера Исаакяна спектакль стал отнюдь не назидательной историей со счастливым концом, а грустной новеллой на грани сна и реальности. Фестивальное звучание опере придала солистка Мариинской академии молодых певцов Ольга Пудова в партии Феи.

Одна из постоянных примет Дягилевского фестиваля - личное присутствие знаковых фигур современного российского культурного процесса. Питерский композитор Леонид Десятников, известный широкой публике как автор саундтреков к фильмам «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Кавказский пленник», а также нашумевшей премьеры в Большом театре оперы «Дети Розенталя», на авторском вечере познакомил публику со своей камерной и вокальной музыкой. Камерную оперу «Бедная Лиза» по Карамзину исполнил ансамбль солистов оркестра Петербургской филармонии во главе с пианистом Алексеем Гориболем и два певца - Юлия Корпачева и Эндрю Гудвин. В заключительный вечер была показана последняя премьера Мариинского театра - балет на музыку Десятникова «…Как старый шарманщик» с хореографией Алексея Мирошниченко в исполнении мариинцев Дарьи Павленко и Антона Пимонова. Вместе с ними, артистами пермской труппы и театра «Балет Евгения Панфилова» фестиваль закрывали солисты парижской национальной оперы Мелани Юрель и Кристоф Дюкен.

Множество интереснейших музыкальных программ проходило в помещении Органного зала. Концерты новейшей музыки, где звучали сочинения российских и финских авторов, подготовил Московский ансамбль современной музыки. По общему признанию одной из кульминаций музыкальной части форума стал концерт «Опера встречается с джазом и фламенко». И если совместный концерт трио уже известного пермякам Майка дель Ферро (Нидерланды) и солистов Пермского театра стал робкой попыткой диалога разных жанров, то дуэт американцев певца Натана Граннера и гитариста Бо Бледшоу продемонстрировал возможности того, что называется «кроссовер» - жанра на пересечении. Сделанный талантливо, он способен удвоить аудиторию, как правило, принадлежащую к разным группам.

Жюри, возглавляемое ректором Высшей школы деятелей сценических искусств Геннадием Дадамяном, рассмотрев свыше десятка присланных заявок, назвало новых лауреатов. Ими стали Олег Лабозин - руководитель Международного сказочного театрального фестиваля в Новом Уренгое, Марина Романовская - директор знаменитого Витебского международного фестиваля современной хореографии, Владимир Урин - директор Музыкального театра им. Станиславского и Немировича­Данченко (Москва). За поддержку театрального искусства малых городов России премию получили Михаил Чигирь и Сергей Коробков, в недавнем прошлом руководители Театра Наций (Москва). За воспитание современной генерации продюсеров награждена, к сожалению посмертно, Елена Левшина.

Дети Дягилева Завершал фестиваль уже по традиции единственный в стране, причем международный, конкурс продюсерских проектов в сфере культуры имени Дягилева. Сергей Дягилев в сущности был первым русским продюсером. И фестиваль признает необходимость этой профессии: в искусстве нашего времени она становится определяющей.

Сегодня можно констатировать: предложенная Пермью модель фестиваля работает безукоризненно, она вовлекает в свою орбиту продвинутые проекты со всех частей света и интригует зрителей новинками. Форуму оказывают мощную поддержку как властные структуры страны и края, так и благотворительные фонды, культурные центры многих западных посольств, а присутствие статусных персон обеспечивает ему стойкое внимание средств массовой информации.

Дягилевские сезоны вошли в компанию многочисленных российских фестивалей четыре года назад. Уже при рождении они отличались от многих масштабной концепцией и мультикультурным охватом. Но сомнения были: смогут ли на родине Сергея Дягилева соответствовать заявленному уровню притязаний - удержаться на взятой однажды высоте сложнее, чем брать ее впервые.

Дополнительные материалы:

Однако, пожалуй, главное в том, что фестиваль создает поистине дягилевскую атмосферу обмена творческими идеями: на пересечении границ разных искусств, при столкновении полярных точек зрения, во взаимодействии художественного и научного мышления, в спорах теоретиков и практиков возникают самые захватывающие сюжеты, строятся планы на будущее и зарождаются новые проекты.

Белла Ахмадулина

И впрямь - в Перми живет ребенок странный, владеющий высокой и пространной невнятной речью

Творческая встреча с Беллой Ахмадулиной, открывающая фестиваль, сопровождалась небывалым ажиотажем. Несмотря на неудобное время - час дня - в концертном зале был аншлаг. Белла Ахатовна два часа читала свои стихи наизусть, а потом еще час раздавала автографы. А начала она со «Слово» - стихотворения­ответа на письмо юного пермского поэта:



И когда горит огонь созвездий, принятых над Пермью, озябшим горлом, не способным к пенью, ребенок этот слово говорит

*Памятник Сергею Дягилеву изготовлен Эрнстом Неизвестным из цветной патинированной бронзы. Материал боится температурных перепадов и не может находиться на открытом воздухе, поэтому памятник будет установлен в специальном пристрое к Театру оперы и балета, а временную прописку Дягилев получил в родном доме - на ул. Сибирской, 33, где сейчас находится Дягилевская гимназия.





Главная страница / Промышленное строительство