Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Экономика или жизнь

Услуга «Мобильное телевидение» позволяет транслировать телевизионные каналы на экране сотового телефона. По словам генерального директора ЗАО «Уральский Джи ЭС Эм» (ТМ «Мегафон») Дениса Малышева, пока абонентам доступны три канала: два музыкальных (А-One и Music Box Ru) и новостной («Вести 24»). В дальнейшем оператор намерен довести их количество до 1 Инвестиции в проект не превысили 1% от всех средств, ежегодно вкладываемых в развитие сети, рассказал Денис Малышев.

Мобильное телевидение из тестового режима перешло в коммерческую эксплуатацию. Первым оператором, запустившим услугу на Урале, стал «Мегафон». Остальные опасаются низкого спроса и неудовлетворительного качества.

Мы пытали телефон
Специалисты компании «Мегафон» в своем офисе с гордостью демонстрировали журналистам запущенное ими телевидение. Никаких «тормозов» на экране телефона, поддерживающем EDGE, при скорости передачи данных 56 кбит/сек не наблюдалось. Однако я решил проверить качество новой услуги на нейтральной территории.

Услуга предоставляется при условии использования технологии GPRS (EDGE), а оплачивается исходя из стоимости интернет-трафика согласно тарифному плану абонента. По словам руководителя проекта «Мобильное телевидение» Александра Трапеца, в среднем минута просмотра при скорости передачи данных 28 кбит/сек будет стоить 1 рубль, при скорости 56 кбит/сек - 2 рубля. Более высокая скорость пока недоступна. Целевая аудитория, по определению Дениса Малышева, - люди 18 - 40 лет со средним уровнем дохода, интересующиеся новинками сотовой связи, активные пользователи дополнительных мобильных сервисов.


Совсем другое чувство испытываешь при тестировании мобильного ТВ на телефоне, поддерживающем более прогрессивную технологию EDGE (стоимость такого аппарата - около 10 тыс. рублей). Сначала, правда, я успел расстроиться, потому что мобильное телевидение грузилось так же медленно, как и при GPRS (около 20 секунд). Но сама трансляция каналов радовала слух и глаз гораздо больше.

Для чистоты эксперимента взял два телефона (один поддерживал GPRS, другой EDGE) и попытался запустить мобильное ТВ. Скорости аппарата, поддерживающего GPRS (стоимость около 5 тыс. рублей), хватило только для воспроизведения отдельных изображений с частотой 1 - 5 кадров в секунду, а качество видео не позволяло узнавать персонажи на экране (только интуитивно или по голосам). Лучше всего смотрелись передачи со статичной картинкой, например, новости. Что-либо более динамичное тут же превращалось в слайд-шоу. Как бы я ни перемещался в пространстве (подходил близко к офису «Мегафона», отходил дальше, уезжал за город), качество передачи не улучшалось. А вот звук был приемлем: музыка или ведущие «захлебывались» редко. Вывод - мобильное ТВ на телефоне с GPRS можно только слушать.

Если быть уж очень придирчивым, то просмотр видеоклипов пока особо не вдохновляет. Все портит быстро меняющаяся картинка: телефон все равно за ней не поспевает. Поэтому иногда исполнители промахиваются мимо слов, открывают рот невпопад. Но если абстрагироваться от периодически замирающего изображения, смотреть даже видеоклипы на телефоне с EDGE вполне можно.

Качество картинки резко улучшилось. Особенно приятно смотреть новости, если корреспондент не бегает с камерой и изображение меняется не слишком резко. С EDGE уже вполне можно и без звука разобрать, кого показывают: по крайней мере, Путина от Медведева я отличил. Конечно, качество изображения сравнить со стандартным телевизионным нельзя. Но тут проблема даже не в скорости передачи, а в экране сотового телефона, который по большому счету просто не приспособлен для качественной телетрансляции. При просмотре новостей за 15 минут звук прервался только один раз. Видимо, я попадал в зону неуверенного сигнала сотового оператора (проходил мимо Управления ФСБ).

Один, совсем один
Не секрет, что в большинстве стран, в том числе в России, стоимость сотовой связи каждый год снижается, следовательно, уменьшаются доходы операторов. Поэтому компании вынуждены разрабатывать новые виды мобильных услуг, способные заинтересовать абонента, а следовательно, повысить доходы. Один из таких сервисов - мобильное телевидение.
В некоторых регионах России этот сервис доступен уже не первый год. Правда, предоставляют его всего две компании. Весной 2004 года «Мегафон» запустил услугу мобильного ТВ в Москве и Московской области, осенью 2005-го - в Ленинградской области, в прошлом году - на Северном Кавказе. Кроме того, в 2006 году компания «Скайлинк» ввела эту услугу в коммерческую эксплуатацию в Москве и Санкт-Петербурге (на данный момент около 5% абонентов ею пользуются).

Замечу, что набор каналов (если так позволительно сказать о трех программах) оправдан. По исследованиям ABI Research, наибольший интерес абонентов мобильной связи вызывают трансляция новостей, спортивных программ, реалити-шоу, а также мультфильмы и музыкальные клипы. Очевидно, именно на такие каналы и будут ставить все российские операторы. Я, например, смотрел новости по мобильному ТВ в троллейбусе. Очень развлекает, особенно в пробке. Проблема только в том, что сегодня всего 10% телефонов поддерживают форматы высокоскоростной передачи данных, их минимальная цена около 9 тыс. рублей.

Кроме того, тесты проводит ОАО «Уралсвязьинформ» (ТМ Utel). Сеть компании имеет возможность телетрансляции, поскольку на ней внедрена технология EDGE. Пока не ясно, в какой форме будет производиться вещание. В прошлом году представители компании не исключали, что «Уралсвязьинформ» не будет транслировать телеканалы в привычном понимании, а предоставит абонентам четко структурированный и легкодоступный видеоконтент (например, выпуски новостей, видеоклипы, конкретные телепрограммы и прочее).

Урал - далеко не самый передовой регион в смысле внедрения мобильного ТВ: в коммерческую эксплуатацию его запустил только «Мегафон», у двух операторов услуга работает в тестовом режиме. В Екатеринбурге - у «Скайлинка». «Пока абоненты нашей сети могут просматривать отдельные телевизионные программы, видеоролики и сюжеты на экране мобильного телефона, - рассказывает коммерческий директор “Скайлинк-Екатеринбург” Сергей Герштейн. - До запуска в коммерческую эксплуатацию услуга предоставляется бесплатно (абонент оплачивает лишь фактический трафик передачи данных по действующему тарифу)». Уточнить, когда планируется запуск в коммерческую эксплуатацию, Сергей Герштейн затруднился.

Два федеральных оператора, МТС и «Вымпелком» (ТМ «Билайн»), пока тестируют телевидение на территории России (Урал не входит в тестовые зоны). Например, МТС делает это в Москве, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Липецкой и Орловской областях. «Ограничение стандарта GSM и большое количество абонентов не позволяют нам достичь требуемой ширины канала. Новое развитие мобильное ТВ получит после введения в эксплуатацию более технологичных сетей 3G. Эта технология позволит передавать данные со значительно большей скоростью по сравнению даже с EDGE. МТС сейчас активно готовится к запуску 3G по всей России. В частности, в Свердловской области сеть 3G появится в начале 2009 года», - сообщил «Э-У» директор макрорегиона «Урал» ОАО «МТС» Андрей Ревков. По словам директора челябинского филиала «Вымпелкома» Светланы Галилеевой, до введения в строй сетей 3G (по прогнозам менеджмента, это случится в течение 2008 года) компания не собирается запускать мобильное ТВ в коммерческую эксплуатацию. «Поначалу оно будет довольно дорого, нужно, чтобы сети 3G стали массовыми, тогда стоимость ТВ уменьшится», - добавила Светлана Галилеева. Сейчас стоимость данной услуги в Москве составляет 15 - 16 долларов в месяц. Именно из-за цены (и цены необходимых сотовых телефонов) пока мобильное телевидение носит нишевый, имиджевый характер и рассчитано на деловых, активных молодых людей. А это не более 2% от всей абонентской базы. Денис Малышев признает, что рассчитывать на большую популярность не приходится. По его словам, успехом будет считаться выход на 1% от абонентской базы (около 3,2 млн абонентов).

Остальные GSM-операторы Урала пока не торопятся внедрять мобильное ТВ, так как считают, что рациональнее было бы развивать его после строительства сетей третьего поколения (3G): они благодаря высокой скорости передачи данных позволят качественно транслировать ТВ по телефону.

Башня или сота
У мобильного телевидения есть два пути развития. Первый - внедрение сетей 3G. Сейчас бум сотовой связи третьего поколения (а с ней и мобильного телевидения) переживают США, страны Европы, Южная Корея. К примеру, в Европе уже 500 тыс. пользователей ТВ, в Корее - около 300 тысяч. По подсчетам аналитического агентства ABI Research, в мире к 2011 году мобильным ТВ будут пользоваться около 500 млн человек (в 2005 году было около 6,4 млн человек). Мировой рынок мобильного телевидения достигнет 6,5 млрд долларов.

Кроме того, на пути внедрения мобильного телевидения стоит российское законодательство, в котором нет какого-либо упорядоченного нормативного акта, регламентирующего запуск данной услуги. «Мегафон» еще в октябре 2006 года на выставке «Инфоком» презентовал проект «Мобильное телевидение». По словам Дениса Малышева, компания уже тогда технически была готова запустить услугу, но реализовать проект удалось только в конце 2007 года. Причина - затянувшаяся процедура получения лицензий, разрешений, правоустанавливающих документов.

Второй вариант развития мобильного ТВ - принципиально новый стандарт, совмещающий возможности традиционного телевидения и сотовой телефонии. Они предполагают оснащение трубок специальными приемниками, сигнал на которые поступает не из сотовой сети, а с передатчиков на городских телебашнях. По оценкам аналитической компании Juniper Research, доходы провайдеров такого телевидения к 2010 году достигнут 11,7 млрд долларов, а число абонентов - 65 миллионов. Лидерами в проникновении такого мобильного ТВ будут Япония, где доходы составят 2,9 млрд долларов, и США с доходами 1,8 млрд долларов.

Россия пока вдалеке от этих процессов. Возможно, ситуация начнет исправляться в 2010 году, когда повсеместно будут введены в строй сети 3G. По прогнозам iKS-Consulting, количество потребителей мобильного телевидения в России к 2009 году может составить всего порядка 1 - 1,5% от совокупной абонентской базы всех операторов, при этом оказание данной услуги способно принести операторам порядка 8 млн долларов.

Но пока Россия стоит в стороне и от этих разработок. DVB-H-вещателей в нашей стране немного. Проекты в области мобильного телевидения сейчас разрабатывают крупнейшие российские участники телекоммуникационного рынка - АФК «Система», «Голден Телеком», «Вымпелком». Однако, по общему мнению участников рынка, полноценную услугу абоненты смогут получить лишь через два-три года. Стоит учесть и то, что телефонов, под-
держивающих инновационное цифровое вещание, на витринах магазинов единицы. Их минимальная цена, например, в Екатеринбурге равна 14 тыс. рублей.

Наиболее распространенным в европейских странах стандартом мобильного ТВ может стать DVB-H. В декабре 2004 года Европейская ассоциация по телекоммуникационным стандартам признала DVB-H основным стандартом для мобильных ТВ-сервисов Европы. По данным исследований Frost & Sullivan, именно эта технология наиболее перспективна на рынке мобильного телевидения. К 2010 году размер доходов провайдеров, работающих по ней, может достигнуть 2 млрд долларов (в 2006-м - 60 млн долларов). «Поскольку российский сотовый рынок развивается по европейскому пути, скорее всего, у нас будет принят стандарт DVB-H», - считает аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина.

Дополнительные материалы:

Очевидно, что мы получим доступное мобильное ТВ только лет через пять. Тогда снизится стоимость телефонов, поддерживающих 3G или DVB-H, и упадет цена услуг, предоставляемых в новых сетях.

EDGE (Enchanced Data Rates for Global Evolution) - технология пакетной передачи данных, идущая на смену GPRS и наиболее близкая к сетям третьего поколения, позволяющая достигать скорости до 470 кбит/сек.

GPRS (General Packet Radio Service) - технология пакетной передачи данных. Позволяет владельцу мобильного телефона производить обмен данными с другими устройствами (файлы, картинки, мелодии) и пользоваться интернет-услугами. Скорость передачи данных - до 160 кбит/сек.

Спасают отечественных металлургов главным образом смежники: они наращивают потребление стали. Такие металлоемкие отрасли, как строительство и автопром, на четверть увеличили объемы работ за первые шесть месяцев текущего года. Высокий спрос позволил продавать продукцию с премией по отношению к мировым ценам. У российских стальных компаний есть существенное преимущество перед зарубежными коллегами. Как отмечает директор группы Fitch по эмитентам промышленного сектора Ангелина Валавина, стальная отрасль России отличается высокой степенью консолидации. Пять компаний - Evraz, Северсталь, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) и Мечел - держат 78% отечественного рынка металлопродукции. Благодаря этому им удается эффективно влиять на внутрироссийские цены. По данным агентства Fitch Ratings, если в 2002 году разрыв между ценами на горячекатаный прокат внутри страны и на внешних рынках составлял 20 долларов за тонну, то к 2006 году он увеличился до 98 долларов.

Маятник металлургического рынка продолжает раскачиваться. Рекордный взлет 2004 года сменился падением производства в 2005-м. В 2006 году рынок отвоевал утраченные позиции, и в нынешнем сезоне цены и объемы выпуска продукции снова пошли вверх. По данным Росстата, по итогам первого полугодия-2007 российские металлурги выпустили на 6,2% продукции больше, чем за аналогичный период прошлого года. А благодаря росту цен на металлопродукцию (на 37,9% за период), более чем на треть увеличились и объемы выручки.

Группа Мечел особенно отличилась в производстве проката: результат первого полугодия - 2,5 млн тонн, что на 11% больше прошлогоднего. Выпуск чугуна увеличился на 8%, никеля - на одну пятую (до 8,4 тыс. тонн). Мечел позиционируется как компания, занимающаяся также углем: с января по июль его добыча выросла на 10% до 8,9 млн тонн, правда, за счет не коксующегося (минус 6% до 4,2 млн тонн), а энергетического (плюс почти треть).

Наварить по полной
Как всегда в период высоких цен, участники рынка стараются активизировать выпуск продукции. Данные Росстата свидетельствуют - рост наметился почти по всем сегментам рынка: выпуск стали увеличился на 4,1%, стальных труб - почти на 23%. Только чугун пошел вниз: его производство сократилось на 2,9%, причем падение было бы еще большим, если бы не уральские меткомбинаты. Нарастив выпуск этого вида продукции на 1,2%, они расширили свою долю рынка. Да и по остальным направлениям стальные компании Урала не стали аутсайдерами. Все три крупные компании, присутствующие в регионе - Мечел, ММК и Evraz - продемонстрировали хорошие показатели.

Магнитка тоже порадовала инвесторов. В первом полугодии-2007 производство готовой руды увеличилось на 22,4% (823,5 тыс. тонн) к аналогичному периоду прошлого года, стали - на 9,4% (6,5 млн тонн), проката - на 9,3% (6 млн тонн). Выпуск товарной металлопродукции с начала года составил 5,9 млн тонн (110,6% к уровню 2006 года).


В пресс-службе ММК отмечают: успех достигнут за счет внутреннего рынка. Обычная для компании пропорция (половина продукции на экспорт, половина - российским потребителям) нарушена: 64% продано внутри страны. Ключевые потребители в России - трубники (22% продаж), машиностроители (18,6%) и метизная отрасль (11,7%).

В связи с освоением технологии электроплавки стали объем производства товарной литой заготовки за 6 месяцев 2007 года вырос на 264 тыс. тонн. Кроме того, на 164 тыс. тонн увеличено производство сортового проката: проектные мощности всех сортовых станов освоены практически полностью.

Помимо «грандов» отечественной металлургии на Урале работает еще один крупный завод - «Уральская сталь» (Новотроицк, входит в холдинг «Металлоинвест»). В начале года предприятие остановило прокатный стан 2800 на плановый ремонт, но сумело сохранить объемы выпуска основных видов продукции на уровне первого полугодия-200 Реконструкция главной линии стана позволит увеличить его производительность с 850 до 1200 тыс. тонн горячекатаного листа в год, так что «Уральская сталь» догонит общерыночные показатели сразу по окончании ремонта. «Листопрокатный цех № 1, в котором работает стан 2800, выпускает продукцию, обеспечивающую 50% прибыли комбината, - отмечает управляющий директор ОАО “Урал Сталь” Сергей Шишковец. - После завершения реконструкции мы сможем производить толстолистовой прокат с улучшенными параметрами».

Нижнетагильский меткомбинат (НТМК) стал лидером по выручке в группе Evraz: во II квартале-2007 она на 39% превысила показатели аналогичного периода прошлого года за счет роста цен на все основные категории продукции (строительный прокат, ж/д продукцию, слябы). Выпуск чугуна НТМК увеличил за полгода на 11,2% до 2,7 млн тонн, стали - на 10,2% до почти 3 млн тонн. Остальные подразделения группы Evraz на Урале тоже неплохо закончили первое полугодие. Чистая прибыль Качканарского горно-обогатительного комбината «Ванадий» за II квартал почти удвоилась. Руководство Evraz Group связывает улучшение показателей с ростом стоимости железной руды в годовом исчислении, а также со списанием задолженности предприятия на общую сумму 435 млн рублей (она оказала негативное воздействие на финансовые результаты II квартала 2006 года). Чистая прибыль Высокогорского ГОКа выросла в полтора раза.

Сталь на ремонте
Остальные меткомбинаты тоже заявляют об амбициозных инвестпрограммах. Главным образом, они направлены на расширение доли выпуска продукции с высокой прибавочной стоимостью. Мечел намерен увеличить долю дорогого проката. Для этого компания инвестирует в модернизацию Челябинского меткомбината около 1,3 млрд долларов. Вложения позволят вдвое увеличить объем стали, производимой методом непрерывного литья заготовки. Планируется расширение сортамента проката строительного и машиностроительного назначения. В частности установлен новый стан для производства крупного проката для строителей, будет модернизирован бунтовый стан 250- Кроме этого построят блюмовую машину непрерывной разливки стали. В эти инвестпроекты будет вложено 650 млн доларов до 2011 года. Еще 250 млн долларов пойдет на реконструкцию мощностей горячего и холодного проката. В инвестпрограмму ЧМК входит также развитие аглофабрики: ее мощность должна вырасти с нынешних 4,5 до 6,5 млн тонн в год в 2012 году. Будет построена доменная печь мощностью 1,7 млн тонн в год, устаревшие мощности выведены из эксплуатации. Также запланированы мероприятия по реконструкции кислородно-конвертерного цеха.

В рамках модернизации кислородно-конвертерного цеха заменят все четыре конвертера, а также экологические системы. После обновления выплавка стали вырастет с 3,5 до 4,2 млн тонн в год, а валовые выбросы в атмосферу сократятся в среднем на 80%. Сейчас в цехе завершается подготовка к монтажу первого конвертера. На специально оборудованных площадках собраны кожух и опорное кольцо агрегата, поставленные на НТМК австрийским концерном Siemens - Voest Alpine.

НТМК модернизирует производство железнодорожных рельсов: в этом сегменте завод лидирует на российском рынке. В частности будет отремонтирована методическая печь с шагающими балками.

Как поясняет исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, вытеснение российских металлургов с зарубежных рынков, прежде всего из Кореи и Китая, подталкивает их переориентироваться на внутренних потребителей автолиста. Сегодня емкость российского рынка - около 500 тыс. тонн листа в год. Если производство автомобилей будет развиваться на условиях промышленной сборки, то рост не превысит 10%, а если у нас будут строиться новые заводы, то потребление может увеличиться на 30 - 40%. Правда, эксперт отмечает: «Предлагаемые отечественными производителями цены на лист не соответствуют его качеству, а качество не устраивает российских автомобилестроителей: дефектность поверхности почти вдвое хуже, чем у зарубежного листа, есть отклонения по механическим свойствам, геометрии, загрязнения». Реконструкция мощностей производителей автомобильного листа, в том числе ММК, должна помочь решить эти проблемы.

Продолжается реализация инвестпрограммы Магнитки: в модернизацию предприятия запланировано вложить 850 млн долларов в 2007 году и около миллиарда - в 2008-м. Всего до 2012 года на цели технического перевооружения пойдет более 5 млрд долларов. В прошлые годы ММК сосредотачивался на строительстве мелкосортных станов. Теперь комбинат строит толстолистовой стан 5000 мощностью 1500 тыс. тонн продукции в год. Продолжается реконструкция стана 2000 горячей прокатки. Цель - улучшение качества, расширение сортамента и увеличение производительности. После завершения этих проектов на комбинате планируется полностью перерабатывать литую заготовку. «Изюминка» инвестиционных планов ММК - строительство агрегата горячего цинкования, начатое в этом году. После его пуска Магнитка сможет увеличить ежегодный выпуск оцинкованной продукции на 450 тыс. тонн и стать стратегическим партнером для автопрома («С претензией на автопром», «Э-У» № 28 от 23.07.07).

По мнению аналитика ИК «Антанта Капитал» Евгения Рябкова, российская черная металлургия имеет очень хорошие перспективы на ближайшие 5 - 7 лет. Причин несколько: постоянно растущий спрос на внутреннем рынке, обусловленный развитием строительной, машиностроительной, нефтегазовой и некоторых других отраслей, хорошая конъюнктура мировых цен на различные виды металлопроката. Аналитик обращает особое внимание на то, что в стране началась подготовка к Олимпиаде-201 «Очевидно, что к проведению Игр на территории страны (особенно в Южном федеральном округе) будет построено множество объектов, для которых потребуются большие объемы металла», - замечает он. Это подогреет рынок в целом, особенно сегменты, связанные с производством металлоконструкций, в том числе оцинкованных. Кроме того, продолжится расширение влияния российских игроков на внешнем рынке за счет поглощения мелких компаний (см. «Лучшая защита - нападение», «Э-У» № 19 от 22.05.06).

Стальные кольца Олимпиады
Аналитики сходятся во мнении: российская сталелитейная отрасль будет расти и дальше. Опорой станут подъем спроса на внутреннем рынке и конкурентные преимущества, обусловленные ситуацией на внешнем. По оценке экспертов Fitch Ratings, в ближайшие год-полтора производство стали в России возрастет на 6 - 7%. «Этому будут способствовать рост ВВП (по прогнозам Fitch, 7,7% в 2007 году и 7,2% в 2008-м) и бурная строительная деятельность», - отмечено в отчете компании.



Представляем вниманию читателя первый рейтинг сайтов авиапредприятий региона. Мы не рассматриваем технические или дизайнерские аспекты. Наш взгляд - взгляд типичного пользователя. Прежде всего посетитель сайта хочет быстро найти нужную информацию. При этом о таких вещах, как «платформа», «скрипт» или «хостинг», он понятия может не иметь, ему достаточно ссылок и баннеров. Еще пользователь может давать оценки «красиво-некрасиво» и «удобно-неудобно». На этих принципах основан и наш рейтинг.

Возрастающие государственные и международные требования к системе электронного документооборота пока слабо отразились на совершенствовании сайтов уральских авиакомпаний и аэропортов. Их полноценному развитию мешают низкий уровень конкуренции в авиационной отрасли и недооцененные возможности интернет-ресурса.

Между тем актуальной задачей как для авиакомпаний, так и для аэропортов становится оперативное информирование через корпоративные сайты о задержках рейсов или их отмене (наличие online-табло), представление схемы проездов от центра города к аэропортам (отражающее временные перекрытия участков автодорог), расписания движения к аэропорту и от него автобусов и электричек и т.п. Безусловно, возможность предоставления таких услуг требует постоянной поддержки авиасайта.

Приносим свои извинения
Современные услуги для потенциальных пассажиров на большинстве авиасайтов отсутствуют. В лучшем случае здесь можно найти маршрутное расписание, оперативную информацию о деятельности авиакомпаний и аэропортов (прочитать об открытии новых рейсов, награждении лучших сотрудников, участии в различных выставках и даже о проведении в Уфе международного турнира по мини-футболу).

Российских членов Всемирной ассоциации воздушного транспорта (IATA) - семь, уральских авиакомпаний среди них нет. Но без электронного билета они не будут востребованы на международном рынке авиаперевозок. Пока среди всех авиакомпаний Урала и Западной Сибири электронный билет можно оформить лишь на сайте «Уральских авиалиний», и то на ограниченный круг международных рейсов.

С начала 2008 года участники мирового авиационного сообщества отказались от бумажной технологии продаж билетов и перешли на систему электронного билета (eticketing, см. «Ни помять, ни потерять», «Э-У» № 5 от 05.02.07).

Полетали - налетели
Рейтинг сайтов аэропортов и авиакомпаний не принес особых сюрпризов. Невысокий уровень их основной массы скорее свидетельствует не о низкой квалификации создателей или небольших бюджетах, а о незначительном уровне конкуренции в отрасли: сайты не считаются эффективным каналом продвижения.

Как показывает мировая практика, заказ билетов на сайтах авиакомпаний с последующей оплатой по банковской карте стал очень распространенной услугой. В нашем регионе эта услуга в полном варианте внедрена только теми же «Уральскими авиалиниями» (продажи через сайт уже достигли 7%, в течение года ожидается их рост до 10%). На сайтах ЮТэйр и «Когалымавиа» имеется возможность только заказа, затем курьер привозит билеты, а платить вы будете наличкой. На сайте «Авиапрада» услуга бронирования формально существует, но все попытки воспользоваться ею неизменно натыкаются на надпись: «В системе произошел сбой. Приносим свои извинения».

Помимо простого стремления к совершенству сайтов, у авиапредприятий есть и вполне материальные стимулы: хороший сайт способен принести дополнительные доходы, например от сервиса продажи билетов, привлечения арендаторов (на сайте крупнейшего аэропорта страны Домодедово магазинам и предприятиям общепита посвящен большой раздел), услуг гостиницы и парковки.

Более всего это относится к аэропортам. Если авиакомпанию пассажир может выбирать (и то не всегда, преимущественно на московском направлении), то альтернативы аэропорту нет. Возможно, поэтому далеко не все аэропорты имеют веб-сайты, даже такой крупный, как челябинский Баландино (его сайт планируется запустить в начале этого года). В пяти городах аэропорт и местная авиакомпания принадлежат одному юридическому лицу (что также говорит об искаженной конкуренции в отрасли), и аэропорт представлен разделом на сайте авиакомпании.
Отметим, что среди авиакомпаний лидирующие позиции заняли наиболее крупные (сайт небольшой «Когалымавиа» попал в их число, поскольку его разработкой занимался профессионал - РБК СОФТ; другая его работа - сайт ЮТэйр - получила оценку еще выше). У аэропортов прямой зависимости между масштабом деятельности (мы оценили его по величине сети регулярных маршрутов) и качеством сайта нет. Здесь качество сайта, видимо, зависит от времени его создания (у многих просто нет желания обновлять старый, но действующий), вложенных денег и опыта разработчика. Счастливое исключение и явный лидер - сайт екатеринбургского аэропорта Кольцово.




Имидж авиации всегда был связан с высоким качеством техники и обслуживания: к этому обязывает прежде всего специфика деятельности. Приходит время, когда корпоративный сайт становится составной и немаловажной частью этого имиджа.

Побродив по сайту и ткнув в большой баннер с надписью VAspanUS, мы узнаем о существовании сообщества любителей виртуальной авиации. При помощи программ-симуляторов полетов и интернета, связывающего участников, эмулируются не только самолеты, но и аэропорты, диспетчерские службы. Рейсы выполняются по реальным маршрутам на различных моделях самолетов (так, «ВА БАЛ» «летает» из аэропорта Уфы в 14 городов на самолетах трех типов). На сайте можно почитать устав и расписание полетов, узнать последние новости, познакомиться с пилотами и генеральным директором компании (судя по , ему лет 20, но он «пилот второго класса, налетавший свыше 200 часов»).

Реальный сайт виртуальной авиакомпании
В поисках авиасайтов мы наткнулись на сайт «Виртуальной авиакомпании “Башкирские авиалинии” - “ВА БАЛ”» (va-bal.nm.ru). Человек, случайно попавший на него, будет некоторое время пребывать в недоумении. По дизайну он вполне напоминает сайт обычной авиакомпании. Смущает и надпись крупными буквами «Официальный сайт». Да и сами «Башкирские авиалинии» юридически существуют. Почему же тогда компания виртуальная?

Таблица Результаты тестирования сайтов авиапредприятий Уральского региона

Как указано на сайте, «виртуальная авиакомпания “Башкирские авиалинии” создана в состоянии реальной а/к “БАЛ” на момент 2003 года». Реальная авиакомпания «Башкирские авиалинии», потеряв два самолета (в том числе один - в печально известной катастрофе над Германией летом 2002 года), несколько лет пребывает в состоянии банкротства и регулярных полетов не ведет. Созданная при участии «ВИМ-Авиа» и правительства Башкортостана «Авиакомпания Башкортостан» (www.air-bashkortostan.ru) к регулярным полетам до сих пор не приступила, а на ее сайте из всех разделов представлен только список телефонов.

В рейтинге участвовали веб-сайты аэропортов и авиакомпаний Урало-Западносибирского региона, работающие на рынке регулярных пассажирских авиаперевозок, принимающие и использующие воздушные суда первого класса (массой свыше 75 тонн) и более крупные. Предприятия, занимающиеся обслуживанием исключительно местных воздушных линий, в рейтинг не включались.

Методика

У пяти аэропортов (Пермь, Ижевск, Оренбург, Нижневартовск и Новый Уренгой) эксплуатантом является авиакомпания, базирующаяся в этом аэропорту. В этих случаях сайты аэропортов совмещены с сайтами авиакомпаний. Поскольку структура сайта аэропорта и компании различна, мы оценивали их дважды: как сайт и аэропорта, и авиакомпании. (Компании Нижневартовскавиа и Новоуренгойский объединенный авиаотряд в рейтинг не попали, так как работают на местных авиалиниях.)

Всего в регионе этому критерию соответствует 21 аэропорт, в рейтинге участвуют 1 Аэропорты Кургана, Орска и шесть аэропортов в Тюменской области сайтов не имеют, в челябинском Баландино сайт в стадии разработки. Все девять авиакомпаний региона, занимающиеся дальними пассажирскими перевозками, имеют собственные сайты.
Сайты рассматривались с точки зрения пассажиров, как самой большой аудитории. Разделы, предназначенные для клиентов и партнеров -юридических лиц, а также акционеров и инвесторов, не анализировались.

Таблица Описание категорий

Тестирование проводилось с 17 по 25 декабря. Сайты оценивались по 39 (аэропорты) и 35 (авиакомпании) параметрам, которые можно разделить на две большие группы - информационное наполнение и внешний вид, удобство навигации. 26 параметров - общие для сайтов аэропортов и авиакомпаний.

В итоговом рейтинге близкие параметры сгруппированы в категории, по каждой выставлена оценка по трехбалльной шкале: «+1» - наилучшие показатели в категории, «0» - средние, «-1» - наихудшие. Например, чтобы получить «+1» в категории «О компании», необходимо присутствие на сайте регулярно пополняемого раздела новостей, а также раздела истории и технических данных. При неоднозначности оценки этих параметров учитывалось наличие схем и графий аэропорта или самолетов.

В зависимости от вида параметра ему присваивалась либо двухбалльная оценка «да/нет» (например, наличие поиска по сайту), либо трехбалльная «плохо/средне/хорошо» (для дизайна и меню).

Конечно, структура сайтов аэропортов и авиакомпаний различна (строго говоря, мы получили два отдельных рейтинга), но в силу того, что часть параметров сопоставимы, составлена общая таблица.

Итоговый рейтинг представляет собой сумму положительных баллов по шести категориям. Мы не стали суммировать отрицательные оценки (для итогового рейтинга «0» и «-1» одинаково дают ноль баллов), но для демонстрации конкретных недостатков сайтов они интересны.

Дополнительные материалы:

Чтобы показать величину авиапредприятий, был выбран наиболее доступный показатель - количество регулярных направлений - число городов, в которые летает компания или в которые можно попасть регулярным рейсом из аэропорта.

• Статичная, редко обновляемая информация.
• Пустые места в разных частях сайта из-за несоответствия размеров колонок и представленной информации.
• Навязчивая реклама, перегруженность рекламными баннерами.
• Меню, новости, реклама, информация перемешаны, нет четкого разграничения.
• Плохо структурированное меню:
- пункты с неясным содержанием, слишком много пунктов в меню первого уровня;
- наиболее востребованные разделы (расписание, табло) не бросаются в глаза.

Типичные ошибки в оформлении сайтов аэропортов и авиакомпаний
Первая страница


• Не работающие ссылки и сервисы, не загружающиеся картинки, отображение частей тэгов HTML.
• Нет логотипа сайта (отображаемого рядом браузеров).
• Незаполненные, слабо заполненные разделы, разделы в стадии разработки.
• Слишком большие графии.
• Окна, требующие горизонтальной прокрутки.
• Слишком много внимания разделам для партнеров-юрлиц.
• Отсутствие ссылки на первую страницу на других страницах.
• Некорректная работа в браузере Opera (используется в России примерно на четверти компьютеров).

Прочее


Путин, создав в стране семь федеральных округов, поставил своим полпредам одной из основных задач «организацию в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых президентом Российской Федерации; организацию контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти». Восемь лет назад налицо была острая необходимость преодолеть внутри страны центробежные тенденции, ограничить резко возросшую самостоятельность субъектов федерации (в особенности национальных республик): их законодательство во многом входило в противоречие с федеральным. Отсюда и актуальность задачи контроля за выполнением в регионах решений федеральной власти. Ее удалось выполнить практически повсеместно.

Предстоящая смена главы государства неизбежно поднимет вопрос о судьбе федеральных округов. Во-первых, полномочные представители президента в федеральных округах - его непосредственное детище. Пересмотр их функций или вообще целесообразности существования зависит лично от президента и не нуждается в согласованиях ни с парламентом, ни с представителями субъектов федерации. Во-вторых, должность полпредов - важное звено в структуре президентской администрации. Указ о представительствах президента в федеральных округах стал одним из первых после официального вступления Владимира Путина на пост главы государства в мае 2000 года. Это обстоятельство позволяет предположить: тема полпредов и федеральных округов прозвучит и в первых указах нового президента, который приступит к своим обязанностям с мая этого года. По отношению третьего президента России к этому вопросу во многом можно будет спрогнозировать векторы его будущей внутренней политики.

Наиболее реалистичен второй вариант и вот почему. С тех пор, как Конституция с 1993 года превратила области и края в полноправные наряду с национальными республиками субъекты федерации, среди правоведов и политологов не утихают споры о том, насколько нашей стране необходим такой большой субъектный состав (самый большой в мире среди трех с лишним десятков федераций). Было 89 субъектов, после череды объединений их количество несколько сократилось, но все равно оно больше 80 (точнее, наверное, и президент затруднится назвать). Ряд экспертов предлагают активизировать процесс объединения субъектов, чтобы сократить их количество в два-три раза. Но субъекты федерации - не простые административно-территориальные единицы, границы которых можно перекроить из центра. Конституция РФ наделила их частью государственного суверенитета, а без чрезвычайной необходимости суверенные права лучше не перетасовывать. В то же время «уследить» из центра сразу за всеми территориями практически невозможно. Здесь и представляются палочкой-выручалочкой полпреды, распределенные по семи федеральным округам.

Ныне контроль федеральной власти над деятельностью региональной установлен настолько, что иной раз сомневаешься: существуют ли еще в стране реальные федеративные отношения, при которых субъекты федерации должны обладать частью государственного суверенитета? В таких условиях полпреды со старыми задачами оказываются лишним звеном: губернаторы областей и президенты национальных республик и без них берут под козырек. Выходит, институт полпредов нуждается либо в ликвидации, либо в существенной корректировке функций.

Но подъем экономики и уровня жизни населения в отдельно взятом субъекте федерации невозможен. Даже стремительно богатеющему Ханты-Мансийскому АО требуются производственная база нефтесервисного машиностроения и центры подготовки специалистов нефтегазовой отрасли на юге Тюменской области, достройка автодороги в Свердловской, соединяющей промышленный Урал с северными городами, качественная продукция аграрного сектора Зауралья, да много чего другого.

Основная функция полпредов в новой обстановке должна быть не столько правовая, сколько экономическая. Соответственно, и представлять президента в федеральных округах должны не выходцы из силовых структур, а экономисты. Единое правовое и политическое пространство страны сформировано, настала пора скреплять федерацию экономически, а именно - реализовывать инвестиционные проекты, преодолевая административные границы субъектов РФ. Главная задача полпредов на будущее - превращение вверенных им федеральных округов в макроэкономические регионы, объединяющие множеством хозяйственных связей все входящие в них области, края и республики. Губернаторы это сделать не в состоянии, они мыслят своими территориями, отчитываются за них перед президентом и порой тихо радуются, если дела у соседей идут чуть хуже.



Главная страница / Промышленное строительство