Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Двумя дорогами

С покупкой в прошлом году около 80% акций «Уфалейникеля» у челябинского предпринимателя Марка Лейвикова (владельца Златоустовского металлургического завода) «Акрополь» имел шанс создать вертикально-интегрированный никелевый холдинг. У предприятий есть собственная рудная база: «Уфалейникелю» принадлежит Серовское месторождение в Свердловской области, на «Режникеле» производят никелевый штейн, на «Уфалейникеле» - гранулированный никель. Но собственного кокса не было. Его дефицит, вызванный производственным бумом в черной металлургии и помноженный на снижение мировых цен на никель, привел к тому, что печи «Уфалейникеля» не работали практически все прошлое лето. Компания-покупатель, акционеры которой контролируют кемеровское ОАО «Кокс», в состоянии справиться с этой задачей.

Коммерческий банк «Акрополь» ведет сделку по продаже своих никелевых активов - «Уфалейникеля» (Челябинская область) и «Режникеля» (Свердловская область). Покупатель - структуры, подконтрольные УК «Промышленно-металлургический холдинг» (ПМХ, Москва). У ПМХ есть собственное металлургическое производство в Туле и Калужской области, уральский никель выгоден ему и как легирующий компонент, и как самостоятельный продукт. Никто из фигурантов сделки не раскрывает ее подробности. Заместитель генерального директора «Уфалейникеля» Сергей Косов посоветовал обращаться за комментариями напрямую к ПМХ. Там ответили, что смогут говорить по существу лишь через два-три месяца. Представитель «Акрополя» не опроверг факт ведения переговоров о продаже предприятий, но обозначить размер продаваемых пакетов и их стоимость отказался. По данным экспертов от металлургии, контроль над обоими заводами обойдется ПМХ в 57 млн долларов.

Екатеринбург

Независимо от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры уральские никелевые заводы - выгодное приобретение с точки зрения самостоятельного потребления никеля: под управлением ПМХ находится крупнейший российский экспортер товарного чугуна ОАО «Тулачермет».




Александр Сычев


Компания «Новые технологии в металлургии» (НТМ; Екатеринбург) приступила к активным действиям, направленным на вытеснение западных производителей на рынке пневмотранспортных установок (ПУ) в России и ближнем зарубежье. НТМ выиграла несколько крупных тендеров на поставку техники Нижнетагильскому и магнитогорскому металлургическим комбинатам, а теперь готовит разработки для других отраслей, в первую очередь строительства и сельского хозяйства.

Российские ученые предложили Velco организовать совместное производство, но немцы отвели им лишь роль поставщика своего оборудования. Уральские ученые-металлурги были вынуждены заняться собственными разработками. Так началась история компании «Новые технологии в металлургии». Через год ей удалось изготовить собственную первую пневмотранспортную установку, а главное - убедить металлургов в рациональности ее использования. Заведующий лабораторией металлургии стали и сплавов Института металлургии УрО РАН Олег Шешуков (он непосредственно участвовал в разработке технологии) и заместитель директора НТМ Александр Сычев считают, что молодой уральской компании по силам расти на несколько десятков процентов в год и теснить западных конкурентов: создано оборудование, ориентированное на российского заказчика.

Первая пневмотранспортная (инжекционная) установка для перемещения сыпучих материалов по трубопроводам и подачи в различные агрегаты на производстве была создана еще в 30-е годы прошлого века учеными кафедры металлургии стали Уральского политехнического института (УГТУ-УПИ, Екатеринбург). Однако существенного развития техника не получила: советским инженерам не удалось создать оптимальную конструкцию и обеспечить стабильную работу ПУ. Забивание пневмотракта сопровождалось взрывами, пылением, рядом других неприятных моментов. Решить эти проблемы наши инженеры в отличие от немецких и австрийских тогда не смогли: все предлагаемые способы были слишком дороги. И все же, несмотря на несовершенные процессы сушки и подготовки сжатого воздуха, отечественные установки до начала 90-х годов прошлого века в нашей стране широко использовались. С началом реформ металлурги были вынуждены сокращать затраты и переключились на более экономичное и эффективное западное оборудование.
Семь лет назад ученые и инженеры Института металлургии Уральского отделения РАН внедряли в Свердловской области ПУ производства компании Velco (Германия) на Ревдинском метизно-металлургическом заводе. Новое оборудование позволяло экономить дорогие материалы (в качестве сырья использовались отходы производства), поэтому сулило металлургам заметное снижение издержек. Интерес был и научный: западные инженеры решили проблему создания надежного и эффективного пневмотранспортного оборудования для металлургии.

Олег Шешуков: Конструктивные особенности нашей установки позволяют решить проблему плохо подготовленного сырья для пневмотранспорта, а она - одна из главных для российских металлургов. Западное оборудование в основном не может работать с влажным сырьем, а разработка НТМ позволяет транспортировать и вдувать в печи материал крупной фракции и с повышенной влажностью. Это сокращает затраты на подготовку сырья на 10 - 15% и снижает себестоимость металла на 5 - 10%. Причем можно подавать материал влажностью до 6% (до этого - не более 1%). Наконец, наше оборудование способно работать при минус 20°С. Западные компании считают, что повышение стойкости к температуре влечет излишние затраты, а для российских предприятий морозостойкость машин - важное свойство. Последний аргумент - цена: наши установки дешевле зарубежных аналогов в 1,5 - 2 раза.
- В чем новизна технического решения?

Подавайте что угодно- Откуда такой оптимистичный взгляд?

Олег Шешуков

Когда стандартизация во вред- К российскому оборудованию, как правило, невысокое доверие. Как вы преодолели сомнения металлургов?
Александр Сычев: Впервые мы выиграли тендер только в 2002 году. Его проводил НТМК. У него уже было много оборудования подобного рода от западных производителей, с ними были налажены тесные связи. Мы предложили низкую цену, изготовили оборудование по запросу заказчика, показали, что можем предложить последующую модернизацию. Это и стало определяющим в выборе контрагента. К настоящему времени на НТМК поставлено четыре наших установки.

О.Ш.: Мы дополнили нагнетатели установки (компрессоры, служащие для предварительного сжатия воздуха при наддуве. - Ред.) регулируемым пневмомеханическим электроприводом с применением современных редукторов - это и есть отличие от отечественных и зарубежных аналогов. Теперь можно настроить подачу в печь или другой агрегат практически любого материала: не требуется длительная сушка и дробление до мелких фракций. Применение мотор-редуктора с волновой передачей, работающего на густой смазке, позволяет в большой степени регулировать скорость подачи. Можно настроить подачу разных материалов.

Затем мы вышли на рынки СНГ: в 2003 году несколько установок приобрели АПО «Узметкомбинат» (Бекабад, Узбекистан), а через год - Нижнеднепровский трубо-прокатный завод (Днепропетровск, Украина).- Пневмотранспортные установки в мире производят несколько десятков компаний, и большинство поставляют их в нашу страну. Что составляет ваше главное конкурентное преимущество?
О.Ш.: Мы не стандартизировали продукцию. Наши установки существенно отличаются по техническим параметрам, форме и назначению, учитывающим особенности производства. Заказчик может выбирать перечень необходимых функций.
А.С.: Мы можем предложить как узкоспециализированные установки с полуавтоматическим управлением за 1,5 млн рублей, так и многофункциональные автоматизированные за 5 млн рублей. К тому же стремимся сделать так, чтобы установку легко было модернизировать под задачи, которые могут возникнуть у заказчика
в будущем. Такие просьбы появляются очень часто. На Западе обычно индивидуального подхода к клиенту нет, там главное - снижение издержек за счет стандартизации и поставки типового оборудования.

Дальше было несколько проще: мы приглашали специалистов компаний-заказчиков, с которыми хотели бы наладить сотрудничество, на заводы, где эти установки уже работают. Так, представители Магнитки увидели в 2003 году оборудование на НТМК и решили подписать с нами контракт. С 2001 года мы продали 18 установок: это около 5 - 7% общероссийских продаж пневмотранспортного оборудования в металлургии.

Манипуляторы конкуренции
- Какие факторы могут препятствовать развитию НТМ?
А.С.: Во-первых, усиление конкуренции на российском рынке пневмотранспорта. В Германии и Австрии располагается порядка шести компаний-производителей. Английская Clyde Materials Handling лидирует в сегменте поставок для предприятий цветной металлургии. Ряд компаний работают в Турции, Китае, Японии, США и других странах. Все они бросают силы на увеличение доли поставок на российский рынок. Во-вторых, конкурентам удается сдерживать рост цен за счет кооперации в производстве оборудования. У нас с этим пока хуже. Наконец, многие металлургические предприятия сориентированы на комплексные поставки импортного оборудования. С ММК, например, согласование шло долго, пришлось пройти много уровней - сказалось первоначальное недоверие. Соглашение заключено только в 2006 году.
- В чем вы видите перспективы развития?
А.С.: Направления три - выход со специализированной продукцией на рынки других отраслей, снижение издержек за счет стандартизации некоторых узлов оборудования, дальнейшая модернизация оборудования, в том числе применение манипуляторов.
Предложение продукции для других отраслей промышленности - одно из главных направлений. Созданный нами агрегат может использоваться в разных отраслях, но для каждой эффективнее будет работать разработанный именно под нее. Поэтому необходимо конструировать оборудование. В первую очередь появится техника для строительства и сельского хозяйства (перегрузка зерна и другого сырья в емкости пневмотранспортом приведет к существенному сокращению транспортных издержек). В черной металлургии рынок ПУ стабилизировался, сейчас мы бросаем силы на предприятия цветной металлургии. В планах предложение нашего оборудования метростроевцам, шахтостроителям и дорожным строителям.

- Какова динамика российского рынка ПУ?
А.С.: Сейчас мы продаем три-четыре установки (комплекса) пневмотранспортного оборудования в год. Ожидаем, что спрос будет расти на три-пять установок НТМ в год. В России бурно развиваются отрасли, предприятия которых приобретают большую долю пневмотранспорта: металлургия и строительство. В итоге наша доля рынка достигнет в среднесрочной перспективе 20%. Наибольшей динамики спроса ждем от предприятий цветной металлургии: у них много отходов, содержащих ценное сырье, а также мелкого и пылевидного сырья. Его трудно и неэффективно загружать в плавильные агрегаты другими способами. С помощью нашего оборудования отходы можно возвращать в производство, что важно при росте цен на сырье.

Сейчас мы разрабатываем технологию пневмотранспорта на большие расстояния и распределение потоков материалов. Основной особенностью этого комплекса будет разделение потока на составляющие и подача их в металлургический агрегат через несколько точек вдувания.

Конкурировать будем за счет снижения издержек производства: планируется унифицировать некоторые узлы и автоматизированную систему управления. При этом мы не откажемся и от производства индивидуальной техники: отношение ее к стандартизированной будет примерно 50 на 50.

Дополнительные материалы:

Новое направление - внедрение манипуляторов. Они позволят более эффективно подавать различные материалы в труднодоступные зоны. Так, уже разработана система видеонаблюдения, способная работать в высокотемпературных зонах. Планируется создать систему, которая по полученным данным автоматически принимает решение о дальнейших действиях.

Пневматический транспорт
- это совокупность установок и систем перемещения сыпучих и штучных материалов с помощью воздуха или газа. По сравнению с другими видами промышленного транспорта имеет преимущества: герметичность, возможность приспособления к различным производственным условиям, автоматизации работы, сушки, нагрева или охлаждения материала при его транспортировании.
ПУ используются для транспортировки более 10 тыс. видов материалов в металлургии, дорожном строительстве, сельском хозяйстве и многих других отраслях. Применяются для перемещения материалов, загрузки и регулируемой разгрузки бункеров, вагонов, судов и автомобилей, закладки выработанных пространств шахт породой, удаления отходов производства (золы, металлической и древесной стружки и т.п.).





Одна из основных функций имиджа - улучшение коммуникаций. У любой территории есть множество субъектов, которые формируют различные направления этих коммуникаций: местное население, местный, национальный и международный бизнес. Соответственно каждый регион может создавать несколько имиджей. При этом они не всегда дополняют друг друга, а иногда и противоречат. Скажем, для формирования позитивного социального имиджа территории стоит повышать выплаты бюджетникам. Но с точки зрения привлекательности региона для бизнеса это означает повышение уровня издержек на персонал и, естественно, вызывает негативное отношение.
У нас обычно имидж рассматривается только с позиций привлечения сторонних инвесторов: национальных и зарубежных. Но мало кто обращает внимание на то, что для этих групп важны разные формы имиджа. Так, для национальных инвесторов помимо экономических характеристик региона интересны сложившиеся представления о вменяемости территорий: особенности регионального законодательства, работа силовых структур на местах, возможность личных контактов с руководством. Для зарубежных инвесторов важны совершенно другие моменты: в первую очередь потенциал для ведения долгосрочного цивилизованного бизнеса. Кроме того, в процессе привлечения иностранных инвесторов нужно учитывать, что они - носители другой культуры, другого языка. Поэтому и коммуникации должны быть направлены в первую очередь на облегчение взаимопонимания по широкому кругу вопросов, а не только по предмету основного бизнеса.

Большая часть предновогоднего номера «Э-У» была посвящена имиджу территорий. На мой взгляд, власть и бизнес до сих пор не замечают массы способов его эффективного создания.

Из уральских субъектов федерации наиболее эффективен в выстраивании имиджа именно на уровне межкультурных связей, на мой взгляд, ХМАО, где ежегодно проходят спортивные мероприятия международного масштаба. Кубок мира по биатлону, шахматные соревнования организуются по инициативе власти и на регулярной основе. Я думаю, именно югорские спортивные мероприятия рассказали миллионам людей во всем мире о Ханты-Мансийске, о том, где он расположен, и что эта территория - не только нефтяная скважина.

Ни для кого не секрет, что множество контактов прерываются из-за разного взгляда на важнейшие проблемы общества, не имеющие никакого отношения к предполагаемому бизнесу, а новые эффективные деловые контакты вырастают на основе одинаковых неделовых интересов. Поэтому ставить нужно на вещи интернациональные, понятные всем вне зависимости от вероисповедания, страны проживания и языка - на культуру и спорт. Преимущества культурно-спортивных мероприятий в том, что они способствуют улучшению имиджа независимо от конкретной цели его формирования и обычно не создают противоречий между участниками имиджевых проектов. Приведу пример. Приглашение моих партнеров на гастрольный спектакль «Ла Скала» в Челябинске позволило показать им, что они имеют дело с бизнесом и городом, понимающими мировые ценности.
Другой пример того, как имидж территории может быть сформирован бизнесом и культурными событиями. Челябинский балет едет на гастроли по шестидесяти городам США - блестящие возможности для маркетинга территории. «Мечел» в это же время ведет имиджевую кампанию в США. Но эти два проекта по разным причинам не связаны. Гастроли прошли с большим успехом, и этот успех мог быть перенесен на Челябинск и «Мечел». Однако ни тот, ни другой такой возможностью не воспользовались. Конечно, достаточно сложно координировать подобные вещи, не исключено, что «Мечел» не заинтересован в привязке к конкретной территории, но подобные ситуации, по крайней мере, стоит учитывать.

Есть масса способов решить задачи построения имиджа с помощью культурно-спортивных мероприятий. Хотите показать экологическую чистоту и туристические возможности - устройте международные соревнования по рекреационным видам спорта. Например, сверхмарафон Южно-Уральский заповедник - Национальный парк «Зюраткуль» - Национальный парк «Таганай» - Ильменский государственный заповедник. И недорого, и желающие найдутся, и со спонсорами, уверен, проблем не будет.

В то же время некоторые крупные международные мероприятия, проводимые в уральских областях, имеют частный характер. Власти не то что не используют их в интересах имиджа, но часто даже о них не знают (пример: фестиваль экстрима, проводимый на горнолыжном курорте «Магнитогорск - Металлург»).

При этом нужно постоянно держать в голове, что имидж региона зависит в первую очередь от того, как воспринимается за границей Россия в целом. Во вторую - от уровня и динамики экономического развития региона. И только в последнюю очередь иностранцы обращают внимание на целенаправленные действия по формированию имиджа.

Мне очень понравилась идея в одном из местных журналов: оформить заявку на проведение Олимпийских игр в Екатеринбурге и Челябинске. Такого результата, как в Сочи, конечно, вряд ли удастся достичь. Но «навар от яиц» в виде имиджа точно останется.
А вот чемпионат мира по хоккею на Урале - проект вполне реальный. Конечно, он требует серьезного межрегионального взаимодействия и многолетней работы. Но имиджевый результат будет очевиден: миллионы людей во всем мире узнают, что есть в России такое место - Урал. Хотя кто способен подобный проект реализовать? Проект в Сочи, можно сказать, реализует президент Путин. По возрасту и личным причинам он заинтересован в долгосрочных проектах. А вот кто мог бы реализовать уральский проект... Полпред у нас временный, губернаторы - тоже, да и возраст у них не тот. Возможно, инициаторами могут стать люди типа председателя совета директоров Магнитки Виктора Рашникова. Или те, кто просчитает в этом свой коммерческий интерес.


МК «Уралмаш» (владеет производственными активами екатеринбургского Уралмашзавода и орского «Ормето-ЮУМЗ») и компания Siemens VAI Metals Technologies (учредители - немецкая Siemens и австрийская Voest Alpine) договорились создать совместное предприятие в области инжиниринга и поставок на российский рынок машиностроительной продукции для металлургической и горной промышленности.Генеральный директор МК «Уралмаш» Назим Эфендиев с момента его назначения в 2007 году провозгласил основной задачей корпорации создание инжиниринговой компании мирового уровня: «Уралмаш не собирается быть изготовителем дешевого железа по инжинирингу других, западных или российских, компаний. Мы намерены стать инжиниринговой компанией либо самостоятельно, либо на условиях равноправного партнерства». Помимо Siemens и Voest Alpine переговоры велись также с SMS Demag AG и Danielli.

В создании инжиниринговой компании машиностроительная корпорация «Уралмаш» избрала путь международной кооперации, но от самостоятельной работы в этом направлении отказываться не намерена.

Екатеринбург

Но участие Уралмаша в новом СП все-таки не будет полностью равноправным: согласно меморандуму о договоренности, компании Siemens VAI МТ будет принадлежать 50% плюс одна акция. Как сообщили в пресс-службе Уралмаша, вкладом корпорации в СП станут бизнес, персонал и все активы компании «Уралмаш-Инжиниринг», а также подразделения сбыта, инжиниринга и управления проектами других дочерних компаний, специализирующихся на производстве горно-металлургического оборудования. Вкладом Siemens VAI МТ послужат «потенциальные возможности для осуществления бизнеса в виде субподрядов по проектам этой компании в России и за рубежом, а также в виде лицензий на использование определенных технологий и технологических решений».
В то же время неофициально на Уралмаше говорят, что корпорация не отказалась от идеи создания самостоятельной службы разработки оборудования. Для этого она намерена купить в Европе несколько малых инжиниринговых компаний.



Главная страница / Промышленное строительство