Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Своя игра

Вслед за скрытым повышением цен на авиаперевозки в большинстве авиакомпаний Урала и Западной Сибири с февраля последует и официальное. Сначала ненамного, только на 5%. Основное будет в мае, в начале летнего сезона.

Ровно год назад мы писали о невиданном на Урале обвале цен на пассажирские авиаперевозки в отношении наиболее конкурентных столичных направлений (см. «По три, но вчера», «Э-У» № 47 от 18.12.06). Тогда же отмечали: причины падения (существенное снижение стоимости авиатоплива в екатеринбургском аэропорту Кольцово и обострение конкуренции между авиакомпаниями «Уральские авиалинии» и «Авиапрад») недостаточно весомы для поддержания этой тенденции.За 2007 год цены на авиаперевозки в регионе действительно постепенно выросли. Не помог даже приход в Тюмень и Екатеринбург бюджетной авиакомпании Sky Express, отправляющей пассажиров в Москву по цене от 500 рублей: места на борту по таким билетам у авиакомпании сократились до нескольких единиц и уже заняты вплоть до лета 2008 года. Что касается средней рекомендованной цены продажи на авиарейс Sky Express, недавно она выросла с 2,5 до 2,8 тыс. рублей.Безусловно, одной из главных причин начавшегося повышения цен стал рост стоимости керосина (в Кольцово в сравнении с летом - на 17%, в аэропорту Оренбурга - аж на 40%). Представители большинства местных авиакомпаний заявляют, что пока повысили только стоимость чартерных рейсов, тарифы на регулярные пассажирские рейсы еще не пересматривали. Но в действительности проверить это очень сложно: на один и тот же рейс существует несколько десятков вариантов цены билета в зависимости от сроков и способов его приобретения. Формально дешевые билеты сохраняются, но их количество постоянно сокращается. Как признался нам руководитель одной из авиакомпаний, у них, как и у Sky Express, тоже есть билет на Москву за 500 рублей, но он один на весь самолет.

Как можно замедлить рост цен? Только путем усиления конкуренции. Повышение стоимости авиатоплива имеет во многом объективную причину, поскольку зависит от изменения мировых цен на нефть. Тем не менее даже здесь возможно благотворное влияние фактора конкуренции, например, с помощью создания альтернативных топливозаправочных комплексов или за счет предоставления авиакомпаниям возможности хранения своего топлива в емкостях аэропортов уральских городов-миллионников.

Представители авиакомпаний отмечают: существующая сегодня на рынке цена авиаперелета не соответствует его себестоимости. Фактически все рейсы, выполняемые в Москву за 3 - 4 тыс. рублей, убыточны. Но тарифная политика авиакомпаний заключается в том, чтобы зимой поддерживать необходимый объем пассажироперевозок (по сравнению с летним они сокращаются почти вдвое), а летом - зарабатывать деньги, окупая в том числе и зимние затраты. В итоге цены на пассажирские авиаперевозки в нашем регионе в 2008 году будут расти гораздо динамичнее, чем в 2007-м.

В чартерных перевозках конкуренция между авиакомпаниями также достаточно условна: спрос опережает предложение. Выход кажется простым: приобретение новых воздушных судов. Но самолеты западного производства - Boeing, Airbus или Aspan - машины дорогие. Чтобы своевременно расплачиваться по лизинговым схемам, авиакомпании должны эксплуатировать эту технику по 15 - 18 часов в сутки. Летом это получается, а зимой - проблема. Значит, авиакомпаниям нужно изучать возможности открытия новых маршрутов, в том числе стыковых. А для этого - совершенствовать логистические службы. Таким образом, наблюдаемый сегодня рост цен есть результат не только повышения стоимости керосина. Это следствие несовершенства самого авиационного рынка и деятельности его основных игроков. Относительная стабилизация цен на пассажирские авиаперевозки в Урало-Западносибирском регионе наступит только с возникновением реальной конкуренции. Для этого, скорее всего, потребуется несколько лет

Теперь о конкуренции собственно самих авиакомпаний. А есть ли она вообще в нашем регионе? Наиболее высококонкурентным считается направление на Москву, но даже здесь конкуренция весьма слаба, а в некоторых административных центрах субъектов федерации ее нет вовсе. Может быть, потому, что ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ОАО «ИжАвиа» соответственно в Оренбурге и Ижевске владеют и базовой авиакомпанией, и аэропортом. Что уж говорить об остальных направлениях.


«В общей сложности в челябинский проект будет вложено около 150 млн долларов», - рассказал «Э-У» директор по развитию группы компаний «Авалон» Максим Степин. Логистический комплекс в Челябинской области - часть проекта Megalogix, сеть терминалов которого будет разбросана по 15 регионам России. Стремление федеральных логистов выйти в Уральский регион представитель «Авалона» объясняет тем, что крупным компаниям тесно в Центральной России, где рынок уже перегрет, а в Уральском регионе, в том числе в Челябинске, складская логистика развита плохо. Это тормозит продвижение в регион сетевого бизнеса.

Первый на Южном Урале логистический центр класса А появится в Копейске. Группа компаний «Авалон» совместно с британским фондом Raven Russia выбрала площадку для строительства комплекса складских помещений на 250 тыс. кв. метров. Возведение первой очереди (130 тыс. кв. метров) должно начаться летом 2008 года, ввод в эксплуатацию намечен на середину 2009-го. Через год инвесторы планируют достроить вторую очередь, а к 2012-му - третью.

В «Евразии логистик» считают, что даже при условии реализации всех заявленных проектов перенасыщения рынка не произойдет: «Розничный товарооборот в Челябинске составляет сегодня 55,1 тыс. рублей на душу населения. Темп его роста - 25% в год. И если он сохранится, то даже заявленных площадей будет недостаточно для обеспечения всех потребностей».

Помимо «Авалона», усилить рынок складских помещений класса А в пригороде Челябинска намерены еще по крайней мере четыре оператора, как федеральные, так и местные. В 2011 году ООО «Евразия логистик» планирует открыть индустриальный парк, который войдет в сеть Greengate. Площадь центра, по словам PR-менеджера компании Алены Загоруйко, составит около 200 тыс. кв. метров, объем инвестиций - 3,5 млрд рублей. Возможность выхода на рынок рассматривает агентство коммерческой недвижимости «E.R.A.»: по словам его директора Сергея Еремеева, в планах - складские помещения класса А площадью порядка 100 тыс. кв. метров. Группа компаний «Лайнер» с участием столичных или зарубежных партнеров намерена построить 130 тыс. кв. метров складов высшего класса на северо-западной границе Челябинска: сдача первой очереди запланирована на конец 2008 года, но строительство до сих пор не началось. Комплекс аж в 300 тыс. кв. метров для промышленных объектов, которые появятся в Сосновском районе в рамках комплексной застройки территории, запланирован челябинским региональным объединением работодателей «ПРОМАСС». Правда, в этом случае, склады будут разделены по категориям А и В. Итого, к 2011 году в регионе может появиться порядка 800 тыс. кв. метров складских площадей высшего класса.

Остальные склады можно причислить к классу В, но они не рассчитаны на открытый рынок, так как построены под конкретного заказчика (проекты built-to-suit таких компаний, как «Ариант», «Вена», «Макфа», «Магнит», «Форпост»).

Потребности в складских помещениях высокого уровня в Челябинской области действительно есть. Например, по мнению Сергея Еремеева, дефицит площадей испытывает компания Coca-Cola, высокие требования к логистическим центрам предъявляют иностранные компании, планирующие выйти на местный рынок, в частности Castorama и IKEA. «Южный Урал находится на пересечении основных транспортных коридоров, но не обладает развитой логистической системой, - отмечает министр экономического развития области Юрий Клепов. - Около 80% современного складского хозяйства Челябинска - помещения классов C и D. Это старые помещения или перепрофилированные производственные цеха».

«Склады первой категории находятся в высоком ценовом сегменте, а в регионе не так много компаний, которые будут нуждаться в таких помещениях», - утверждает Сергей Еремеев. «Тот, кто может позволить себе логистический центр высокого уровня, строит его себе сам. Так Мespano построила склады на своей территории. Возможно, что по такому же принципу пойдет и Ашан», - полагает Михаил Архипов.

Между тем, коммерческий директор складского терминала «Оптиум» Михаил Архипов, например, соглашается, что через три-пять лет потребности в складах высокого класса могут достичь 900 тыс. кв. метров, но подчеркивает: на помещения класса и А, и В. по оценкам аналитиков ООО «Евразия логистик», потенциальный спрос в ближайшие три года на складские площади класса А в Челябинской области не превысит 600 тыс. кв. метров. Как полагают участники местного рынка коммерческой недвижимости, компании должны пересмотреть проекты в сторону сокращения площадей класса А и увеличения складов категории В и В+.

Таблица Классификация складов

В будущих логистических комплексах может возникнуть переизбыток площадей, тогда их владельцы просто не окупят проекты. Как отмечают риэлторы, в такой ситуации выбранная инвесторами стратегия строительства логистических парков в несколько этапов удобна: будет время скорректировать не только объем, но и класс



«Сейчас я ничего говорить не буду, вот стихнет все, тогда выскажу свою версию. Не надо напрасно тревожить публику», - так летом этого года ответил мне на просьбу прокомментировать ситуацию с кризисом ликвидности председатель совета директоров банка «Северная казна» Владимир Фролов. Сейчас, похоже, пик кризиса в России миновал. Пора сделать повторный заход.

: Андрей Порубов

- Американцев тряхнуло очень хорошо. Но это только цветочки. Потому что тряхнуло на самом безопасном рынке. Ипотечный кредит, как известно, обеспечен недвижимостью: даже если клиент не вернул деньги, у банка всегда есть возможность продать заложенную квартиру или дом и компенсировать часть убытков. Страшнее будет, когда перестанут возвращать деньги по кредитной карте: этот-то кредит ничем не обеспечен. Дело в том, что практика банкротства физического лица, которая сложилась в Америке, во многом зависит от господствующей религии в конкретном штате.

- Владимир Николаевич, насколько опасной остается ситуация в доселе благополучной американской экономике?

Как же! Тут же потянутся судебные иски. То есть в США элементы скоринг-процедуры все время упираются в законы о защите прав пола, расы, национальности. В результате у банков просто нет возможности реально оценивать риски заемщика.

Католики к человеку относятся суперлиберально: жизнь отнимать нельзя, жилье отнимать нельзя, и так далее. Поэтому когда у человека становится плохо с финансами, он уезжает в католический штат, и банку ничего не отдает. Как-то во время поездки в США я разговорился с одной дамой, которая пожаловалась на сложность применения скоринговых процедур. Мы, говорит, знаем, к примеру, что представители некоторых рас плохо возвращают кредиты, мы видим, что люди определенного возраста не делают вовремя платежи. И думаете, мы можем эту информацию включить в скоринг?

- Фундаментальные причины кризиса заключаются в том, что мир, усомнившись в платежеспособности доллара, перестал доверять этой валюте. А ведь Америка жила во многом благодаря эмиссионному доходу: мало что производя, страна эмитировала доллары и покупала на них материальные ценности. Это позволяло ей потреблять до 30 - 40% мировых ресурсов. Сегодня доверие к доллару пошатнулось и США стало просто нечем расплачиваться, соответственно деньги стали дороже, и часть низкодоходного населения уже не смогла обслуживать, как раньше, ипотечные кредиты. Эти фундаментальные обстоятельства для Америки будут весьма плачевны, но не трагичны. Потому что мировое сообщество слишком много денег вложило в доллар, и ни одна страна, в том числе и Россия, не заинтересована в его полном крахе. Хотя бы потому, что часть золотовалютных резервов у нас размещена в долларах.

- То есть демократические ценности американского общества не совмещаются с жесткими рамками финансового бизнеса. А каковы фундаментальные причины кризиса в США?

- Оно действует грамотно. Кстати, в отличие от властей США и Англии. В предыдущие годы Минфин начинал возвращать долги оборонным предприятиям, госорганизациям после 25 декабря. В этом году процесс пошел уже в ноябре. Это делается для того, чтобы наполнить экономику деньгами, поднять ликвидность. Элемент второй - уход государства с рынка внутренних заимствований. В Минфине поняли, что, проводя аукционы по размещению облигаций федерального займа, они изымают с рынка денежные средства, столь необходимые в период дефицита ликвидных ресурсов. Тем более что у нас бюджет и так профицитен. Кроме того, Центральный Банк очень хорошо поддерживал ликвидность путем снижения фонда обязательного резервирования и другими методами.

- Наше правительство, на ваш взгляд, действует квалифицированно?

- Могут ли банки защитить себя сами?

К этому добавляются объективные обстоятельства. Декабрь всегда избыточен по деньгам: людям платят 13-ю зарплату, годовую премию, в результате многие гасят кредиты и размещают деньги на вкладах. Этих запасов хватит до февраля. Но у меня такое ощущение, что грамотность чиновников закончится после выборов президента.

- Но тогда кризис по-другому протекал…

- Частично да. Что надо делать во время кризиса? Главное - никогда не пытаться заработать много прибыли. Нужно все силы бросить на то, чтобы управлять своей ликвидностью. В кризис 1998 года региональные банки доказали, что умеют делать это очень хорошо. Нам же все время пытаются навязать точку зрения, что на этот раз банки второго и третьего эшелонов уйдут с рынка. Неправда. Такой исход предрекали и в 1998 году. Мы между тем стоим. А где наш знаменитый первый эшелон: «Инком-банк», «Менатеп» и прочая?

В 1998 году живучесть банков зависела от объема в портфеле государственных ценных бумаг, сейчас - от облигационных заимствований.

- Живучесть банка в любые времена определяется вовсе не его размерами. Это все равно что утверждать: люди ростом выше двух метров живут вечно, а меньше метра пятидесяти - умирают через день. Продолжительность жизни человека определяется другими причинами: генетикой, образом жизни и так далее.

- И мы погасили почти весь выпуск во время последней оферты 9 октября. Именно потому что трудные времена еще не закончились, и я не хочу сидеть на пороховой бочке. Поэтому я сказал: вернуть все.

- Но «Северная казна» тоже выпускала облигационный заем.

- А с чего вы взяли, что ресурсов нет? Осенью этого года в банке «Северная казна» шел рекордный прирост средств на вкладах: если раньше за месяц привлекали 300 млн рублей, сейчас 600 - 700 миллионов.

- А чем банки в отсутствие других длинных и дешевых ресурсов заменят эти выпавшие пассивы?

- Да забудьте вы о западных деньгах года на три-четыре! Не будет их. И населению, соответственно, надо забыть о дешевых кредитах. Все, лафа закончилась. Тот кредитный бум, который мы наблюдали, был развернут на западные деньги, которые стоили менее 10%, а значит, банки могли кредитовать чуть дороже 10%. Сегодня, если вкладчик размещает деньги под 12%, он должен понимать, что кредитов за 11% больше не будет. Некоторые еще предоставляют дешевые кредиты просто потому, что остались старые дешевые пассивы. Согласен, внутренних денег недостаточно.

- Но это деньги по сравнению с западными кредитами короткие…

- Насколько я помню, банки говорят о необходимости этих и других изменений минимум лет пять. И что?

Чтобы они появились, нужно именно сейчас завершить банковскую реформу. Я много раз говорил о том, что следует снизить норматив достаточности капитала с 10% до 8%. Никто не слушает. А ведь мы придем к тому, что из-за летних событий 2007 года рост капитала будет затруднен: банки начнут приберегать избыточную ликвидность, а значит, прибыль будет меньше. Да и во время кризиса не слишком много найдется желающих вложиться в уставный капитал банков: предприниматели предпочтут инвестировать в свой бизнес. Опять же к вопросу о капитале: нужно срочно изменить периодичность переоценки недвижимого имущества банков. Сейчас мы имеем право учитывать результаты переоценки в основном капитале раз в три года, а во всем мире это делается каждый год. И всю эту нормативную базу надо попробовать подкрутить до лета.

- Вернемся к вопросу о длине ресурсов. Деньги на вкладах есть, но они короткие: максимум год. Как вы будете кредитовать экономику, которой нужны инвестиции на три-пять лет?

- У меня сложилось впечатление, что сейчас отношение власти изменилось: банки перестали воспринимать как пасынков экономики. Так что надежда есть.

- Владимир Николаевич, будут ли на ваш взгляд, негативные последствия для российской экономики в результате кризиса 2007 года?

- Это отдельно взятый плач. Где сосредоточены длинные деньги? В пенсионной системе и страховом бизнесе. В России ситуация сложилась абсурдная - банки владеют страховыми компаниями. Во всем мире наоборот: страховые компании владеют банками. Почему у нас такие микроскопические страховые компании? Потому что обязательный вид страхования один - ОСАГО. Вот и живем как дураки. Где тряхнет, тут же Шойгу вызывают. Это неправильно, должно быть обязательно страхование жилья, имущества, жизни, наконец. Доходит до смешного: автогражданка обязательна, то есть железяка застрахована, а человек в ней - нет. Получается, что стоимость автомобиля для государства несоизмеримо выше, чем жизнь водителя. Очень плохо и то, что у нас не идет пенсионная реформа: государство, имея колоссальные ресурсы, размещает их в какие-то низкодоходные бумаги. Ну остановитесь, господа чиновники, отдайте вы деньги на рынок. Считаете, что институты не надежны? Так создайте систему контроля! Есть же у нас Центральный Банк, который чрезвычайно жестко регулирует банки. Почему нельзя такой же механизм ввести на страховом и пенсионном рынках? Убежден, финансовый сектор экономики должен быть подвергнут очень серьезной реконструкции.

У наших металлургов с доходами все в порядке, думаю, им собственных денег хватит. А вот машиностроение столкнется с очень большими проблемами, потому что у этих компани гигантские кредитные портфели. Как они будут их обслуживать, если деньги станут дороже, я не представлю. Считаю, что государству срочно надо принимать меры для спасения машиностроительного комплекса. Я говорю о них уже много лет: нужно отменять механизм возврата НДС и параллельно снижать ставку до 10%.

- Будут, и очень серьезные. Как я уже говорил, в 2008 году напряженность с ликвидностью никуда не исчезнет. В условиях, когда денег будет меньше, банки начнут расставлять приоритеты и выбирать, кого кредитовать в первую очередь. К примеру, встанет выбор между строительными компаниями и населением, малым бизнесом. Конечно, мы выберем частных клиентов и малых предпринимателей. Да, деньги для них будут чуть дороже, но в объемах эту категорию мы ограничивать не будем, потому что это перспективный и благодарный клиент, который будет всегда привязан к своему банку. Из-за недостатка денег строительные компании будут иметь массу незавершенных объектов, поэтому я бы советовал им сегодня достраивать начатое и не рыть новые котлованы. Надо переждать кризис.


Говорил один рабочий: знал бы прикуп - жил бы в Сочи

Играют все: в карты, на бирже, в любовь, в интеллект, в кредиты и страховку. Некоторые относятся к игре профессионально. Например, шулеры. И артисты. Свердловский театр музыкальной комедии перманентно склонен к экспериментам. Время от времени он смело идет ва-банк, осваивая новые зрительские ареалы драйвовыми «Figaro» и «Силиконовой дурой». Затем отдыхает на классическом подходе к материалу. «Свадьба Кречинского» выдержана в традициях отечественного мюзикла (кстати, с нее и берущего отсчет), без рискованных новшеств и энергетики азарта. О пагубной страсти он рассказывает красиво.

По Уралу и Сибири прокатились свадьбы. Женился Михаил Кречинский: один раз в Омске, дважды - в Екатеринбурге. Пьеса Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» вдруг снова стала модной. Россия XIX века оказалась похожей на сегодняшнюю: новое время подозрительно напоминает старое. Режиссеры - по определению «сейсмографы». Когда в жилых домах открываются новые игровые залы, которым закон не писан, - в театрах активно идут многочисленные интерпретации «Игроков» Гоголя, Павел Чухрай снимает фильм «Русская игра». Постановщик мюзикла «Свадьба Кречинского» в Омском музыкальном театре и Свердловском театре музыкальной комедии Кирилл Стрежнев объясняет выбор так: «Тема игры, точнее, игромании сегодня стоит очень остро. Современная медицина доказала, что аномальная тяга к игре - заболевание». Искусство реагирует на реалии времени.

Внутри спектакля, как это бывает с крепко сделанными постановками, идет «своя игра», понятная посвященным. Вот по сцене в качестве реквизита протащили бюст со смутно знакомыми чертами. Артисты треплют его за уши и за нос: когда еще представится случай так пофамильярничать с директором родного театра. В спектакле об игре, правда, хотелось бы больше игры со зрителем. Ну завлеките нас, обманите и бросьте! Обошлось без зрительских жертв.
Свердловский театр музыкальной комедии был роскошен как казино Монте-Карло. Его и любят за праздник. Мысли о нищете искусства не посещают на его представлениях. Наблюдая за жизнью театра последних лет, видишь: он в выигрыше, несмотря ни на рискованные эксперименты, ни на их отсутствие. Видимо, знает, прикуп.

Главный герой так убедительно отрицателен, что думаешь: спектакль взялся всерьез заклеймить игроманию, а в связке с ней обман и предательство. Качества, конечно, того достойны, но не слишком ли прямолинейна мораль? Сила актерской игры вносит свои коррективы и неожиданно осовременивает постановку. Главный герой, хоть и эффектен, вполне жалок, каким и бывает проигравший и проигравшийся. Кто же не остался внакладе? По первоисточнику, образ ростовщика однозначно «черный». Талант Павла Дралова сделал его самым сочным персонажем спектакля. Вокруг все страдают, а он торжествует: он банкир и мечет банк.

«Свадьба Кречинского» в Камерном театре уже успела стать самой популярной постановкой последнего времени, наряду с «Пигмалионом». Чем взяла, кроме актуальности? Возможности драматического спектакля, в сравнении с музыкальным, глубже в психологическом плане, что режиссер и использует, делая ставку одновременно на две противоположности: артиста «клипового» и «нюансного».

Жизнь мы тратим не впустую: ты играешь - я вистую

Екатеринбургский камерный театр, по преферансной терминологии, набирает на вистах: без риска, без блефа, исключительно на качестве игры. Главный режиссер Сергей Ланцов декларирует антиреволюционность в искусстве: никаких резких смен курса театра, который он не так давно возглавил (основой репертуара остается классика); эксперименты не должны носить разрушительный характер; в вечном споре драматурга и режиссера лидерство безоговорочно уступается первому (автор всегда прав, режиссер - лишь интерпретатор). Собственную задачу он видит в чутком улавливании потребностей публики.

Валентин Воронин создает образ не беспринципного шулера, которого на сей раз обошли. Он демонстрирует особое отношение к жизни - как к игре. Легкое, подвижное, свободное от каких бы то ни было привязок: именно это сегодня рекомендуют передовые психологи. И что из того, что пока не повезло - в игре, в махинациях, в любви. Ну пострадает немного, для оживления удовольствия. А завтра вновь будет радоваться жизни и играть. Образ Кречинского-Воронина тонкий и емкий, что, возможно, оценят не все зрители. Сила спектакля именно в сочетании двух разных подходов к актерской игре.

Геннадию Ильину достаточно просто встать с печальным лицом и вялым букетом в руках или развалиться на низком стульчике, проговорить что-то не очень внятное по смыслу, - и уже смешно: в сознании зрителя помимо воли разворачивается телепогодный имидж артиста (он ведет эту рубрику на одном из екатеринбургских каналов). Критики укажут на статичность, клишированность образа, слишком прямое следование вкусовым пристрастиям публики. Зрители те же качества зачтут в плюс. Правы будут и те, и другие. Ильин - яркий представитель масскультуры. Но талантливый ее представитель.



Главная страница / Промышленное строительство