Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Меткомбинатам не хватает энергии

Как говорит генеральный директор УК «Профит» Дмитрий Корнюхин, эксклюзивный договор позволит его компании самостоятельно развивать сеть Powerhouse GYM с головным офисом в Екатеринбурге. В ближайшие четыре-пять лет в столице Урала будет открыто до десяти центров. После этого «Профит» начнет экспансию в другие субъекты, в первую очередь - Урало-Западносибирского региона. «Мы уже получили землю под строитель-ство фитнес-центра в Тюмени», - говорит Дмитрий. По его оценкам, только оборудование обойдется компании в 0,2 млн долларов. Окупиться центры должны за два-три года. Планируемый годовой оборот фитнес-центра Powerhouse GYM - примерно 20 млн рублей.

В середине декабря в Екатеринбурге откроется первый в России фитнес-центр под брендом Powerhouse GYM. Франшизу приобрели екатеринбургские предприниматели. Их имена и финансовые подробности сделки не разглашаются. Управлять фитнес-центром будет УК «Профит» (Екатеринбург), которая уже работает с еще одним мировым игроком, присутствующим в Екатеринбурге - World Gym.

Всего в Екатеринбурге около 70 фитнес-центров, в Перми и Челябинске - примерно 15, в Тюмени - По мнению Екатерины Ждановой, чтобы спрос был удовлетворен, в каждой части города клубов должно быть минимум пять. Но даже в столице Урала в некоторых районах сейчас нет ни одного.

Powerhouse GYM займет среднюю ценовую нишу: стоимость годового абонемента составит порядка 30 тыс. рублей. В крупных городах Урала этот сегмент наиболее востребован, а качественных центров мало. По словам генерального директора фитнес-центра «Дэнс-Холл» Екатерины Ждановой, фитнес-центры средней ценовой категории занимают примерно 80% екатеринбургского рынка. Однако большинство из них небольшого формата и даже не имеют собственного отдельного помещения.


На днях и.о. министра информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман заявил: на всех школьных компьютерах России к 2009 году будут установлены российские операционная система и прикладное программное обеспечение (ПО). Уже в следующем году отечественные продукты пройдут тестирование в трех пилотных регионах - Томской области, Пермском крае и республике Татарстан. По словам министра, это снизит зависимость страны от зарубежного ПО. Даты проведения конкурсов на разработку ПО пока не известны, сообщили в Мининформсвязи, но состояться они должны «вот­-вот».

Иллюстрация: Андрей Колдашев

Аппаратный подходТретьеклассница писала реферат - ручки в ее руке не было. Похоже, слово «писала» - из устаревающей школьной лексики. Рефераты сегодня исключительно «набивают» - на компьютере. И в библиотеку для поиска материалов не ходят: даже ученики начальной школы нужные сведения отыскивают в интернете. Не везде информатика преподается с первого класса, однако, по данным статистики, 98% екатеринбургских школьников умеют пользоваться компьютером.

Заявление министра воспринято неоднозначно. Почему сложный процесс перехода на то, чего пока нет - отечественного программного обеспечения, - надо начинать именно со школ? Там и так хватает проблем. В каком состоянии находится современная школа с точки зрения информатизации?

Следующий этап - подключение к интернету, в том числе и школ в малодоступных районах. Так, в 77 удаленных сельских школах Тюменской области компьютеризация проведена с помощью спутникового оборудования: территория огромная. Ситуация в Свердловской области отражает картину в регионе в целом: до нацпроекта 17% школ имели выход в интернет, к началу нынешнего учебного года - 94%, к концу 2007го его должны получить все.

Информатизация учебного процесса - одно из направлений национального проекта в области образования. Школа здесь должна догнать общество в целом: по обеспеченности компьютерами она сильно отстает от семьи. В Свердловской области до объявления нацпроекта один компьютер приходился на 44 ученика (это соответствовало средним данным по России), сегодня - на 3 Челябинцы гордятся тем, что самостоятельно достигли всеобщей компьютеризации раньше других в регионе, и здесь актуально уже не создание компьютерных классов в каждой школе, а обновление парка машин.

Кто и на какие средства будет обслуживать медиацентры, компьютерные классы, оплачивать услуги интернетпровайдеров? Пока федеральные органы готовят новые указы по этому поводу, лицеи и гимназии ищут выход самостоятельно. В штатном расписании средних образовательных учреждений должности системного администратора нет. В министерстве образования Свердловской области поясняют: школа имеет право принять на работу инженера либо лаборанта или заключить договор на обслуживание с компьютерной фирмой. Большинство так и поступает.

В рапортах об успехах информатизации речь идет в основном о количестве техники и финансовых вложениях (например, только из бюджета Свердловской области в 2007 году на эти цели выделено 48 млн рублей). Между тем возросшее компьютерное благосостояние учебных учреждений не только радует, но и порождает проблемы.

Однако куда острее проблемы не технологические, а психологические и педагогические, - касающиеся не машин, а людей. Эйфория от простого появления компьютера в классе уже прошла и уступила место анализу возможностей его эффективного использования. Машина сама по себе - только средство, цель же высока и глобальна: повышение качества образования. Электронные средства обучения должны помочь вырастить человека, адаптированного к новому информационному обществу.

На традиционном августовском совещании перед началом учебного года в Тюменской области озвучили тему пиратства. Дело в том, что компьютеры, поступающие по линии национального проекта, идут с уже установленными лицензионными программами, а те, что закупаются муниципалитетами и частными инвесторами, нередко снабжены пиратскими версиями. Проблема всероссийского масштаба, хотя на всю страну она обрела лицо директора школы села Сепыч (Пермский край) Александра Поносова (см. «Чушь собачья», «Э-У» № 6 от 12.02.07). Чтобы покончить с использованием контрафакта в школах, правительство Российской Федерации приняло решение выделить на приобретение качественных и легальных программ 2,8 млрд рублей. Два миллиарда из них пойдут на единовременный лицензионный платеж, остальное - на продление лицензий и функционирование системы поддержки пользователей в 2007 - 2008 годах. Позже эти расходы перейдут на региональные бюджеты. Однако уже на старте программа по закупке лицензионного ПО забуксовала. Сначала подвергалась сомнению финансовая основа проекта (бюджет уже сверстан, где взять деньги). Затем менялся предполагаемый источник экономии: от оплаты проекта в рассрочку до уменьшения масштабов закупок. Теперь вот неожиданный «патриотический» поворот: ориентация на отечественное программное обеспечение… Возникают также вопросы обновления систем безопасности, борьбы с несанкционированной рассылкой и прочее.

Но возможности ЭОР несравнимо шире. Новые технологии могут и должны привести к перестройке всего учебного процесса. Заведующая кафедрой Института развития регионального образования Свердловской области (ИРРО) Галина Кузнецова систематизирует назначение электронных образовательных ресурсов на трех уровнях.

Кирилл и Мефодий на F1Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР), путь к которым и открывает компьютеризация? Некоторые вопрос понимают просто - это знания, переведенные в «цифру». Такая простота равна примитиву: до сих пор многие педагоги и ученики воспринимают процесс как замену письменного стола экраном монитора. Опрос, который провел доктор педагогических наук Леонид Долинер, показал: учащиеся хоть и предпочитают обычному учебнику электронный, но большинство поступают тривиально: просто распечатывают материалы, найденные с помощью компьютера, и на этом их работа с ЭОР завершается. Особенно распространено это явление среди студенчества. Вузы довольны: функция издания учебников и монографий перекладывается на плечи обучающихся, типографию заменяет принтер. Одним не надо тратиться на производство книг, другим на их покупку: двойная экономическая выгода.

Урок с использованием электронных средств обучения выглядит так. Например, на химии можно проводить опыты по соединению разных веществ, даже опасных - с помощью мультимедийных ЭОР (графика, видео, анимация), на физике без дорогостоящих приборов представлять воочию действие различных законов. Предметы могут быть объединены: литература - с английским, география - с историей. Так достигается надпредметный характер урока. «Продвинутые» педагоги утверждают, что достаточно одного компьютера в классе, чтобы форма занятий изменилась принципиально. А знания, которые дети получают не через традиционные лекции, а современные носители информации, вопервых, вызывают больший интерес, вовторых, лучше усваиваются, в­третьих, не устаревают, как это происходит с учебниками.

Первый служит подготовке педагога: с помощью различных инструментов, например, Microsoft Office, он продумывает урок, разрабатывает проверочные тесты (например, в форме кроссворда). Второй - сам урок. В ход могут идти готовые учебнометодические комплексы, своеобразные педагогические конструкторы, такие как «Школа Кирилла и Мефодия»: занятия получают популярную интерактивную форму, проходят в режиме дискуссии, а не монолога. Третий уровень - самостоятельная работа детей в интернете, дистанционное образование, разработка проектов, подготовка презентаций по заданию учителя.

Ученик впереди учителяВот сфера, где дети обходят взрослых: всего 60% школьных педагогов умеют работать с компьютером. Возникает «комплекс неполноценности учителя» с глубинным внутренним конфликтом: ощущение собственной отсталости немирно соседствует со статусным превосходством. Не каждый педагог способен принять первенство ученика, утратить позицию единственного источника информации.

«Человек, пользующийся электронными ресурсами, получает больше степеней свободы. Но не все умеют ею распорядиться», - говорит Галина Кузнецова. Иногда свобода превращается в освобождение от труда, и тогда вместо повышения самостоятельности и творчества возникает их снижение. Дети научились пользоваться готовыми рефератами и курсовыми, которые есть в интернете: вместо того чтобы учиться больше, они стали учиться меньше. Преподаватели, переводя некоторые темы на цифровые носители, не всегда представляют, куда деть время, высвободившееся от чтения лекций. Это самые часто встречающиеся негативные эффекты от внедрения ЭОР.

Галина Кузнецова говорит, что преодолевать психологическое сопротивление учителей приходится постоянно, хотя чем дальше - тем меньше. В том же ИРРО реализуется комплексная программа «Информационная культура педагога», вот уже пять лет институт входит в международный проект Intel, с 2004 года открыт собственный центр Intel. А недавно, пройдя через конкурс, включился в другой международный проект, создав Академию учителей Microsoft. Педагоги, на время превращающиеся в учеников в области ИT, бесплатно проходят обучение, получают литературу и значительное количество электронных материалов, которые увозят в свои школы.

Сильна консервативность мышления: «Я столько лет преподавал математику без этих электронных наворотов, и дальше буду». Парадокс: по наблюдению сотрудников ИРРО, «самодостаточных» педагогов (так тактично они называют тех, кто отрицает развитие) особенно много в крупных городах. Районные центры активнее впитывают новое. Рассказывают о Троицкой школе Талицкого района Свердловской области, где три компьютерных класса, сильный преподаватель информатики, убежденный, что учитель XXI века не имеет права не владеть электронными ресурсами образования. Он увлек возможностями ЭОР и других. Школа стала центром освоения компьютерной грамотности для педагогов близлежащих учебных заведений.

6 тысяч человек. На фоне общей массы в 53 тысячи это немного. Но важны «круги по воде»: после компьютерного ликбеза учителя проводят занятия поновому, об их уроках говорят дети и родители, и вскоре на учебу из этой школы приезжают целые группы. Программа обучения многомодульная, обновляющаяся, а ряд модулей касается подготовки тьюторов - учителей для учителей, руководителей учебного процесса. Это еще больше расширяет границы обучения педагогов. Другие области Уральского региона дают более значительные цифры по компьютерному ликбезу: 70% учителей Пермского края уже прошли обучение информационным технологиям или сделают это в ближайшее время.

Занимаются в образовательных центрах прежде всего преподаватели информатики. Но все более охотно включаются и предметники, и педагоги начальной школы, и даже воспитатели детских садов. В Свердловской области обучение прошли около

И хотя учителя активно вовлекаются в информационные реалии, для всего требуется время. На упоминавшуюся выше «Школу Кирилла и Мефодия» в большой Свердловской области лишь 19 подписчиков. Наугад позвонив в несколько школ с вопросом, применяются ли цифровые методы в обучении, мы получили самый распространенный ответ: «А мне того не надо».

Резюмируем. Задача наполнения школ техникой выполнена, на первый план выходит задача обучения работе на этой технике. Для детей компьютер стал обычным бытовым прибором, но еще далеко не все педагоги используют его возможности.

В России создан Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Через интернет из базы центра можно бесплатно скачать около 10 тыс. электронных учебных модулей по десяти предметам: русскому языку, математике, биологии, географии, физике, химии, английскому языку, естествознанию, истории, художественной культуре. Их содержание разрабатывают девять информационных издательств.

Дополнительные материалы:



Страховкой для «устранения конкурентов» стал запрет на выдвижение кандидатов в депутаты от любых политических организаций, если они не признаны в качестве партии и не зарегистрированы в Минюсте надлежащим образом.Ко всему названному легко плюсуется административный ресурс - построение разнообразных препятствий для деятельности или регистрации нежелательных власти партий, ограничение возможности публично излагать свои программы, запреты на митинги и демонстрации. Он также проявился в давлении на потенциальных избирателей, особенно занятых в государственных или муниципальных учреждениях (школах, медицинских учреждениях, ЖКХ): многих заставляли проголосовать за ЕР, угрожая в случае несогласия разного рода неприятностями.
Результат закономерен. В парламент прошли только четыре партии, причем у ЕР конституционное большинство в Госдуме: даже если КПРФ, СР и ЛДПР объединят усилия, им не удастся противостоять инициативам думских единороссов. Правые в парламенте представлены вообще не будут: ни СПС, ни «Яблоко» не могли добиться сколько-нибудь значимой поддержки, собрав не более 2% голосов.

Завершившаяся кампания по выборам депутатов Госдумы пятого созыва не принесла новых представлений об организации избирательного процесса и правах его участников. Особого прогресса и ждать было неоткуда. Изменения в избирательном законодательстве, монополия Кремля и регионов на информацию и пропаганду, административный ресурс привели к тому, что шансы получить высокий результат на выборах остались только у партии власти. Поправки в закон о выборах установили заградительный 7-процентный барьер для прохождения в Госдуму партий, представляющих интересы отдельных групп населения, а запрет на формирование предвыборных блоков из разных партий закрыл возможности консолидации кандидатов от этих партий для прохождения барьера. Кроме того, избирательная система стала полностью пропорциональной (предусматривающей выборы по партийным спискам), что отсекло независимых кандидатов, ранее имевших возможность пройти по одномандатному округу.

То, что происходит, правильнее было бы назвать централизацией и укреплением госвласти, но на ум приходит другое определение - авторитаризм. Смотрите сами: исполнительная власть, как в свое время ЦК КПСС, определяет все кадровые назначения на ключевые должности высшего и среднего уровня госуправления, депутатского корпуса. Реальная власть сосредоточена в руках узкой группы людей. Соблюдается основной принцип формирования авторитарного режима - легитимность власти распределяется «сверху вниз». Следствие - административный произвол и невозможность модернизации государственно-политической системы.
Выборы в Госдуму стали одним из этапов становления авторитаризма. Регионы все более зависимы от федерального центра, а их развитие напрямую определяется соглашениями с Кремлем. Это особенно заметно по высоким показателям ЕР в субъектах федерации: продвигая партию власти, они одновременно обеспечивают себе расположение руководства страны. Поэтому, чтобы произвести впечатление на федеральный центр, регионы используют любые средства. Доказательство тому - административное давление на участников выборов в ходе последней кампании.

Можем ли мы говорить о какой-либо динамике в развитии выборов как демократического института? Очевидно, нет: даже в Думе прошлого созыва, которую называли «прокремлевской», партий было представлено существенно больше - многим оппозиционерам удалось победить в одномандатных округах.


Проблема стала предметом обсуждения на прошедшем 11 мая годовом собрании Союза предприятий металлургического комплекса. Заместитель генерального директора ЗАО «Группа ЧТПЗ» Мелик Мори заявил: «Темпы развития РАО ЕЭС на местах никак не коррелируют с темпами и перспективами развития предприятий». Вице-президент ОАО «СУАЛхолдинг» Анатолий Сысоев посетовал, что системы энергетического планирования просто не существует. Металлургов поддержали и власти - первый заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Молчанов подтвердил, что соглашение по энергетике, подписанное 14 декабря 2006 года, не действует в запланированном объеме. Запуск новой подстанции в Емелино, призванный решить проблему энергообеспечения Северского трубного завода, - единственный, по его мнению, шаг вперед в преодолении энергетического кризиса. Мелик Мори (Группа ЧТПЗ частично финансирует строительство) подчеркнул, что объем вложенных предприятием средств составил 400 млн рублей, но «никакого механизма возврата этих денег не существует», в итоге металлургические компании вынуждены поддерживать развитие РАО ЕЭС.Впрочем, определенные позитивные сдвиги все же есть. Владимир Молчанов рассказал о подготовке к запуску ГЭС на Киселевском водохранилище (Серов) и энергетических планах ТГК9, проходящей стадию подготовки документации. Тем не менее, по его данным, ни ОГК1, ни ОГК2, ни ОГК5 (последняя в октябре реализовала пакет акций стоимостью в 500 млн евро) проектов введения новых мощностей не планируют.


Владимир Молчанов




Главная страница / Промышленное строительство