Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Комплексный обет

- Валерий Викторович, в Челябинской области два объединения - ПРОМАСС и Союз промышленников и предпринимателей. Чем они отличаются и зачем нужно, чтобы их было два?

«Эксперт Урал» продолжает серию публикаций, в основе которых - материалы общения журналистов издания с представителями региональной элиты. В прошлый раз у нас в гостях был генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов (см. «Тройственный союз», «Э-У» № 27 от 16.07.07). Сегодня мы задаем вопросы депутату Государственной думы и президенту челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» Валерию Панову.

Принципиальное отличие в том, что члены ПРОМАСС - предприятия, юридические лица. Само объединение очень масштабное (около 700 предприятий и 42 территориальных подразделения).

- Я вхожу в оба: в одно - в качестве президента, во второе - вице-президента. А Виктор Рашников (председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината. - Ред.) - президент СПП и вицепрезидент ПРОМАСС.

- Он объединяет руководителей крупнейших предприятий региона?

А Союз промышленников и предпринимателей - это своеобразный клуб по интересам, члены которого - физические лица.

- Союз - это площадка для переговоров или инструмент лоббизма как ПРОМАСС?

- Не только. Отбор в Союз проходит не по принципу масштаба бизнеса, который возглавляет тот или иной человек. Мы стараемся найти наиболее интересных, креативных, нестандартных предпринимателей.

Комфорт в Приполярье- Можете дать пример проблемы, которую вы решали на неформальном уровне в рамках Союза?

- Этим и интересен формат двух дружественных объединений. Если в первом мы создаем некие мостики, интерфейс между средним и малым бизнесом с одной стороны и крупным капиталом и органами власти с другой, то во втором общаемся на неформальном уровне и находим нестандартные решения, которые сложно отыскать в обычной административной форме.

Нам принципиально важно, чтобы «УП - УП» реализовывался не как сырьевой. Если, условно, Магнитка начнет возить руду с севера вместо Казахстана или Белгородской области, это еще не будет полноценным проектом. Гармонично развитие Северного Урала пойдет только тогда, когда там будут созданы условия для нормальной постоянной жизни, а не вахтовой работы. А это уже сфера деятельности малого бизнеса.

- На одном из последних заседаний, в Снежинске, мы обсуждали проект, который, я думаю, выйдет за рамки границ региона, «Урал промышленный - Урал Полярный» (УП - УП). Сегодня важно, чтобы в этот глобальный проект вошел не только крупный, но и малый бизнес. Я считаю, проект может стать пятым национальным, когда к его реализации присоединится и малое предпринимательство, и общественные организации, в том числе политические. Вот в неформальной обстановке мы как раз и обсуждали, как к проекту подключить малые предприятия.

- Концептуальное видение есть: комплексное освоение территорий должно идти по модели, принципиально отличной от той, что использовалась в прошлом веке. Тогда сначала строилось градообразующее предприятие, не важно - горнодобывающее, металлургическое или оборонное: все равно сначала возникала промзона, забор вокруг нее, а возле забора поселки, которые потом соединялись в город. Сейчас именно изза этого подхода мы имеем целый ряд проблемных территорий. Так вот, при реализации «УП - УП» нужно перевернуть эту пирамиду. Освоение территории должно идти в соответствии с новыми урбанистическими принципами. Сначала проектировать поселения, например поселки городского типа, такими, чтобы в них стало комфортно жить: чтобы было где отдохнуть после работы, можно было бы рожать и не стоять несколько лет в очереди в детские сады и школы, хватало бы объектов здравоохранения. В советское время тоже были удачные с этой точки зрения примеры создания поселений. Мне, например, очень нравится город Заречный в Свердловской области. Приятное место для жизни.

- Получилось выработать конкретные механизмы вовлечения в проект предприятий малого и среднего бизнеса?

- Станция стоит за пятьсемь километров. А сам - город в зеленой зоне. Причем строители щадяще подходили к лесу, старались не вырубать его без крайней нужды. Город спланирован по архитектурным законам и нормам, учитывающим, сколько должно быть различных сервисных учреждений на тысячу жителей. Поэтому и больших проблем, к примеру с детскими садами, там нет.

- Но Заречный тоже возник вокруг промышленного объекта - атомной электростанции…

- Городовмиллионников по проекту «УП - УП» точно не будет. Даже, может, к стотысячным показателям не сразу придем. Но принципы, о которых я говорю, от количества населения не зависят: крупный город или небольшой поселок - в нем все должно быть для комфортного проживания и развития личности.

- Вы говорите о модели создания малых городов?

- Уточню: я считаю, есть сфера деятельности для крупного бизнеса и сфера деятельности для малого. Но, очень трудно найти границу. Как нет сегодня и границ тому, что мы называем средним, малым или крупным бизнесом, но мы относим к этим категориям те или иные виды деятельности. Строительство электростанции, например, и ее эксплуатация - зона действия крупного предпринимательства. Невозможно малому с численностью сотрудников 50 - 100 человек владеть электростанцией даже малой мощности: нереально соблюсти все регламенты, потому что это объект, представляющий опасность и для окружающих, и для персонала. А аудиторские, бухгалтерские услуги, проектирование и строительство - сфера деятельности именно малого бизнеса. Я вижу такой критерий: все, что можно отдать на аутсорсинг, - поле для малого бизнеса.

- А как реализовать эти идеи на практике? Как подключить небольшие компании к глобальному проекту, в который и крупные корпорации пока не слишком спешат входить?

А за его воротами у них возникают разные потребности, и эти потребности кто­то должен удовлетворять. Вот этот кто­то - малый бизнес. Он должен приходить параллельно с крупным: идея заложена в генеральный план поселения. Так вот, если мы будем закладывать комплексное освоение территории, малому бизнесу будет комфортно существовать, и он прорастет там сам. Не нужно будет ничего инкубировать и высаживать на эту территорию.

Теперь о том, как привлекать. Понятно, что сначала должен быть некий крупный инвестор, который будет строить градообразующее предприятие. Если это горнодобывающая отрасль, значит, какой­то ГОК. Но на этом предприятии будут работать люди, а они только рабочий день находятся на предприятии.

- Я не знаю ни одного предприятия Южного Урала, кому бы этот проект не был интересен. Мы в Челябинской области вообще считаем, что идея, семечко этого проекта, родилось и прилетело от нас. Началось с того, что Виктор Рашников в 2004 году встречался с полпредом УрФО Петром Латышевым и именно тогда был поднят этот вопрос. А уже в 2005 году, когда встречались президенты Путин и Назарбаев, проект Латышева получил поддержку на уровне президента страны. Тогда обсуждались проблемы поставки руды и возможность эксплуатации северных месторождений. С тех пор проект раскрутили, и оказалось, что он всем нужен. Не только металлургам: с ними понятно. А посмотрите на машиностроение. В области производят автомобили «Урал», тракторы и бульдозеры, трубоукладчики, строительные машины, тяжелые грейдеры и множество модификаций спецтехники на их основе. Все это востребовано на этапах разведки и освоения северных месторождений. Или строительство. Там ведь нужно качественные условия создавать. Поэтому мы говорим не только о промышленных строителях, которые будут заниматься цехами, дорогами и мостами, но и о тех, кто будет строить жилье и магазины, о проектировщиках, производителях строительных и отделочных материалов.

- В чем выгода ХМАО и ЯНАО в проекте «УП - УП» понятно. А зачем этот проект Южному Уралу? Челябинские металлурги, например, готовы тратиться на него?

- Здесь нет непреодолимой проблемы. Наоборот, сегодня мы видим, как российский капитал, я бы сказал, рыщет в поисках проектов, в которые мог бы вложиться. Не так давно челябинец стал губернатором Иркутской области. И уже два вицегубернатора Челябинской области побывали там, и рассматривали привлекательные инвестиционные проекты. А территория, на которой реализуется «Урал промышленный», гораздо ближе, чем Иркутская область.

Торопиться ни к чему- Насколько проект «УП - УП» реалистичен с финансовой точки зрения? Там должно быть 75% частных инвестиций, это огромные деньги.

- Как раз в тех территориях, где еще нет полного развития, можно находить ниши, дающие очень быструю окупаемость. Почему горная промышленность считается привлекательной? В среднем строительство горнодобывающего или обогатительного комбината окупается очень долго, несколько десятилетий. Но в рамках большого проекта всегда есть маленькие - небольшая закопушка, отдельный карьер, которые очень быстро отбиваются. Как строил заводы на Урале Демидов? Были такие места, да они и сейчас есть: поднимешь камешек, а он весит в четыре раза больше, чем должен, - железняки. Проект «УП - УП», уверен, будет характеризоваться и такими быстро окупаемыми инвестиционными проектами, но только небольшого объема.

- Но ведь бизнес ищет быстроокупаемые и высокодоходные проекты. Разве «УП - УП» относится к этой категории?

- Прежде всего нужны доказанные и поставленные на учет запасы полезных ископаемых. А комплексного геологического исследования там пока не было. Работы еще идут: нет критической массы доказанных запасов. Нам по большому счету удалось только в текущем году получить деньги на геологоразведку, правда, очень немалые - миллиарды рублей заложены в бюджет. Теперь предстоит серьезная работа по самому широкому спектру научных исследований.

- На каких условиях частный инвестор пойдет в этот проект на деле, а не только одобрит его на словах?

- Первые инвестиции пойдут тогда, когда около десяти месторождений будут поставлены на государственный кадастровый учет, распределены лицензии на них. Не нужно каких­то специальных государственных решений. Сегодня есть замечательные примеры, когда частный капитал работает лучше, чем государство. Помните, какая раньше проблема была установить телефон? Сегодня мы не задумываемся, будет ли в этом поселке связь, нужно ли нам радиорелейную линию устанавливать или какуюто еще - это все дойдет автоматически. Я думаю, очень многие вопросы даже в столь крупных проектах бизнес решит сам.

- Сколько нужно времени на ее завершение?

- Вы считаете, что проекты не движутся? Но крупные инвестиционные проекты по определению не могут идти быстро. Риски, которые мы закладываем, если ускоряем реализацию крупного инвестпроекта, неизмеримо повышаются по сравнению с тем, когда проект реализуется поступательно. Спешка в разы увеличивает вероятность ошибок. Есть определенные стадии. Давайте представим, что будет, если выполнять их не последовательно, а параллельно - для ускорения. Позовем, например, проектировщиков и скажем: здесь шикарное месторождение золота, подтверждения запасов ждать не будем, проектируйте туда дорогу и ЛЭП. Проект готов, а золота не обнаружилось. Но качественная проектная часть - это минимум 10% от общего объема инвестиций. А если проект на миллиарды долларов? Кто будет отвечать? Кто на себя возьмет эти расходы? В бизнесе так и спрашивают: кто лично отвечает? Не головой, конечно, деньгами.

- Наш журнал занимается исследованиями инвестиционных проектов на территории Большого Урала, ищет рецепты, как сделать их более эффективными. По­вашему, что в первую очередь необходимо, чтобы проекты обратили на себя внимание инвесторов, стали более привлекательными для вложений, выполнялись быстрее?

- Принципиально важно. Именно поэтому сегодня многие бизнесмены рвутся в законодательные органы власти. Поверьте, те, кто становятся депутатами, далеки от идеи участвовать в дележе бюджетного пирога, не нужно им это. У них интерес в другом: чтобы на уровне и законодательной, и исполнительной власти можно было ускорить реализацию инвестиционных проектов, о которых мы говорим. Сегодня бизнес видит: часто именно на властном уровне (чаще на муниципальном, бывает, и на более высоком) чиновник не справляется с той задачей, которая сваливается на его плечи, и они хотят помочь, ускорить процесс. Во власть уже не стремятся с целью урвать что­то себе. Бизнесменам важно, чтобы чиновники закладывали в планы правильные решения.

- Насколько для успеха важно представительство крупного бизнеса в различных органах власти: от Федерального собрания до администраций на местах?

- Развитие ипотеки. Еще несколько лет назад тут и там говорили: «Я не слышал слово ипотека. Что это за буква там? Что это вообще такое?». Или: «А мы никогда не сможем получить жилье». Сегодня каждый знает - ничего экзотического в этом нет. И хоть остались у некоторых предубеждения, что берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда, что это кабала, тем не менее ипотекой активно пользуются. Государство справилось с этой задачей. Более того, может быть, развитие идет слишком быстро: очевиден обратный отрицательный эффект, когда строители не успевают за развитием спроса. Создать революцию в строительных технологиях сложнее, для этого опять же требуется реализация инвестиционных проектов, последовательная реализация, step by step. Времени минимум два года на инвестиционный проект нужно, лучше три. Квадратных метров сегодня недостаточно, а рублей горячих хоть отбавляй, цены растут.

Умное строительство- Дайте пример правильного решения.

- Я могу сказать одно: нужно увеличивать предложение. На законодательном уровне, на уровне муниципальной власти увеличивать количество участков, где можно строить. Для этого осуществлять ускоренный перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли поселений с видом разрешенного использования «жилая и общественно­деловая зона». Второй важнейший момент - развитие строительных технологий. Вдумайтесь, мы сегодня живем наработками 50 - 60х годов. Тогда было запущено панельное домостроение, и сейчас кочегарят наши домостроительные комбинаты. Потому что других нет. Мы продолжаем на максимальную мощность эксплуатировать кирпичные заводы. И в то же время существуют инновационные экономичные технологии. Каркасно­модульное домостроение, например. Оно действительно может быть гораздо быстрее и дешевле традиционных технологий. Я был в коттеджном поселке, построенном по подобной технологии: там дома на две семьи - таунхаусы с хорошей отделкой, два этажа плюс мансарда. Нормальный архитектурный и конструкционный подход. Подвала нет, фундамента тоже почти нет, он и не нужен, легкая конструкция. Материал стен - каркас из бруса и минеральноватный утеплитель внутри. Конфетка. И дешево: чему там дорого стоить? Я от застройщика узнал, что обошелся он в 10 тыс. рублей за квадратный метр. Нужно эти технологии развивать, чтобы больше было недорогого, эффективного строительства.

- Вы считаете, развитие ипотеки необходимо сдерживать?


С видом на Казахстан


На Урале появляется новое крупное машиностроительное производство. К концу года Орский вагонный завод (ОВЗ, Оренбургская область) намерен собрать несколько опытных образцов железнодорожных вагонов, а в перспективе - занять долю в 3 - 4% на рынке железнодорожного подвижного состава (включая вагоностроение и все виды ремонта) стран СНГ. В ходе реализации проекта будет создано более тысячи новых рабочих мест.

«Проект предусматривает организацию двух производств - вагоностроительного и вагоноремонтного, - сообщил “Э-У” директор Орского вагонного завода Юрий Сыровецкий. - Полностью завершить создание первого мы планируем к концу 2008 года, его проектная мощность составит 2,5 тыс. вагонов. Уже приступили к изготовлению опытных образцов. Вагоноремонтное производство появится к концу 2009 года: предполагается ремонтировать до 6,5 тыс. вагонов в год».

Еще два года назад на месте ОВЗ располагался Орский завод цветных металлов. Он специализировался на выпуске меди, никеля и сплавов на их основе. В 2005 году ОЗЦМ, состоящий из шести цехов на собственном земельном участке площадью 24 га, купил московский бизнесмен с уральскими корнями Олег Ковалев (ныне председатель совета директоров ООО «ОВЗ», также имеет бизнес, связанный с перевозками леса по РЖД). Промплощадка на границе с Казахстаном была выбрана им для реализации проекта производства и ремонта различных типов грузовых железнодорожных вагонов.

Общая стоимость проекта оценивается в 127 млн долларов. Собственные средства предприятия (включая стоимость имущественного комплекса) составят 26 млн долларов, на остальную сумму подписано кредитное соглашение с УРСА Банком. Срок окупаемости - семь лет.

Интересно, что разработчиком инвестиционного проекта выступила компания Ernst & Young, основная сфера деятельности которой - консалтинг. Основные проектные решения (генеральный план, технологическая схема производства и оборудования, транспорт, инженерное обеспечение) разработаны институтом «Гипрозаводтранс» (Харьков, Украина) и специализированными организациями - научно-внедренческим центром «Вагоны» (Санкт-Петербург) и НПФ «Техвагонмаш» (Кременчуг, Украина). Реконструкцию ведет единый подрядчик - компания «Волготрансстрой-9». Строительство вагонного завода получило одобрение главы администрации Орска.

Спрос на грузовые вагоны сегодня действительно велик, и будет только расти. Из используемых РЖД 890 тыс. грузовых вагонов 85% уже изношены (их средний возраст - 21 год) и нуждаются в замене. В то же время прирост производства в России вагонов за первое полугодие текущего года составил всего 4%. Из закупленных в этот период 40 тыс. вагонов только 32 тысячи отечественных, остальные - из Украины и Казахстана.

Вагоны, еще вагоны!
По словам Юрия Сыровецкого, основными покупателями орских вагонов будут РЖД, а также около десяти независимых частных железнодорожных операторов. С ними уже подписаны предварительные соглашения на 2008 - 2015 годы о ежегодной поставке в среднем 2 тыс. грузовых вагонов и платформ, а также о ремонте (депо и капитальном).

Президент ОАО «РДЖ» Владимир Якунин, выступая на прошедшем в конце ноября заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, обозначил потребность железных дорог России и других стран Содружества как 100 тыс. грузовых вагонов в год. И заявил: «Учитывая ограниченные возможности предприятий отечественного машиностроения в поставках необходимого объема подвижного состава, РЖД рассматривает возможность закупки вагонов китайского производства». Независимые эксперты пока отмечают низкое качество китайских вагонов в сравнении с российскими и украинскими. Но китайцы быстро учатся.

Мощности российских производителей полностью загружены. Крупнейшим остается Уралвагонзавод (Нижний Тагил, Свердловская область): в 2006 году он выпустил 16 тыс. единиц подвижного железнодорожного состава, в 2007-м планирует свыше 17 тысяч.

Нагрузи ось по максимуму
Уже сегодня железнодорожники ставят перед отечественными производителями вопрос повышения качества продукции: увеличения доремонтного пробега и нагрузки на ось, снижения массы вагонов. Директор ОВЗ признается: «Мы начинаем производство с продукции, аналогичной продукции других отечественных вагоностроительных предприятий, то есть пока будем строить морально устаревшие вагоны. Так, Уралвагонзавод и Азовмаш уже много лет пытаются внедрить в производство грузовую тележку с осевой нагрузкой до 25 тонн, а у американцев уже есть тележки с осевой нагрузкой до 40 тонн. Изучается вопрос снижения массы вагона, рассматриваются варианты использования вместо стали алюминиевых сплавов. Тогда вагон получается очень дорогой, но я считаю, что за алюминиевыми сплавами будущее. В планах нашего развития - создание грузовых вагонов нового поколения, но с какого года - пока сказать не могу».

Кроме того, в ближайшие годы следует ожидать усиления внутренней конкуренции на рынке железнодорожной техники. В частности, на базе Тихвинского завода транспортного машиностроения «Титран» (Ленинградская область) в 2009 году планируется запуск нового производства. Предполагается, что после выхода на расчетную мощность предприятие будет выпускать 10 тыс. грузовых вагонов и 4 тыс. железнодорожных тележек в год. «ВКМ-Лизинг» (дочерняя структура ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии», Рузаевка, Мордовия) планирует инвестировать 3 млрд рублей в производство вагонов-хопперов для перевозки цемента.

Партнерами ОВЗ будут две проектные организации - тот же питерский центр «Вагоны» и КБ «Транспортеры» (Луганск, Украина). Завод будет производить три типа платформ (в том числе для перевозки леса, труб большого диаметра и контейнеров с облученными материалами), крытый универсальный вагон и два типа думпкаров (полувагонов с кузовом прямоугольной формы с пневматическим устройством для разгрузки).

На Орском вагонном заводе не планируется создание собственной инжиниринговой службы. «В этом нет необходимости, - уверен Юрий Сыровецкий. - Собственное конструкторское подразделение не может разработать большое количество вагонов, а сегодня, чтобы нормально функционировать на рынке, нужно иметь широкий модельный ряд. Проще сотрудничать с теми конструкторскими организациями, которые хорошо себя зарекомендовали».



Дублирование экспозиций наносит ущерб организаторам выставок и дезориентирует экспонентов. С приходом международных игроков и появлением крупных выставочных центров проблема отпадет сама собой: уральским операторам придется объединяться как внутри городов, так и в масштабе региона


Дышат в спину…
Проблема актуальна для рынков Екатеринбурга и Уфы, где работают больше трех операторов. В меньшей степени - для Челябинска и Ижевска, где действуют два-три крупных игрока. В Тюмени и Перми по одному оператору, и там дубляжа нет.


В середине ноября на одной из центральных улиц Екатеринбурга в паре метров друг от друга появились две рекламные растяжки. Одна гласила - «Екатеринбург. Выставка “Ювелирный мир”. С 21 по 24 ноября», другая - «Екатеринбург. Выставка “Урал - Ювелир”. С 20 по 24 ноября». Выставки при полном тематическом совпадении никак не были связаны - организованы разными операторами, проходили на разных площадках. При этом «Ювелирный мир» проводилась в Екатеринбурге во второй раз, «Урал - Ювелир» - в седьмой. Дублирование выставок дезориентирует экспонентов и посетителей. Операторы перетягивают их друг у друга всеми доступными средствами, в том числе нечестными. Так, один из участников екатеринбургского рынка рассказал, что конкуренты обзванивали его клиентов-экспонентов и сообщали о якобы отмене мероприятия.

Вполне естественно, что все операторы стараются включить выставки наиболее актуальных тематик в годовой план. При этом согласованность в действиях, как отмечают и игроки, и чиновники, отсутствует. Это и приводит к появлению схожих проектов. По словам координатора выставочной деятельности администрации Екатеринбурга Анны Саламатовой, совместной работе мешают нездоровые амбиции операторов: «Они говорят - мы придумали эту выставку, почему мы должны ее с кем-то объединять?». «В последние два года нам пришлось отказаться от нескольких выставок. Так, из-за дублирования для нас стали нерентабельны и неперспективны “Напитки, продукты, упаковка” и “Твой дом”», - приводит пример исполнительный директор объединения «Универсальные выставки» (Екатеринбург) Лариса Говорухина.

Выставочный рынок отражает тенденции развития экономики. Если в регионе приоритетными считаются подъем машиностроения и сельского хозяйства, развитие индустрии красоты и гостеприимства, выставки именно этих тематик поддерживаются администрацией, интересны участникам и посетителям. Как результат - они приносят больший доход операторам. «Наиболее прибыльны сегодня выставки строительной тематики, посвященные энергетике, машиностроению», - подтверждает конгресс-менеджер компании «Уральские выставки 2000» (Екатеринбург) Анна Малыхина.

Амбиции - не единственная причина раздробленности. Масштабные выставки пока просто негде проводить. В Тюмени потребность в выставочных площадях составляет порядка 3 тыс. кв. метров, в
Перми - около 10 тысяч, в Челябинске - 10 - 15 кв. метров. Но наиболее велика она в Екатеринбурге: по разным оценкам, от 35 до 40 тыс. кв. метров. Поэтому даже если операторы готовы объединять проекты, их приходится проводить на нескольких площадках. Так, в июне в столице Урала прошла третья Урало-Сибирская научно-промышленная выставка, организованная несколькими операторами: ИНЭКСПО, Союзпромэкспо, «Универсальными выставками», «Уральскими выставками 2000». Она представляла 15 отраслевых разделов, и из-за отсутствия большого выставочного павильона, способного вместить всех экспонентов, была размещена на восьми выставочных площадках города.

Первый заместитель «ЮжУралЭкспо» (одного из двух крупных операторов Челябинска) Ирина Парфентьева считает, что каждый игрок должен найти для себя определенную нишу: «“ЮжУралЭкспо” проводит больше выставок промышленной тематики, “Восточные ворота” делают акцент на ярмарках-продажах. Принципиальных разногласий между нами нет, но даже если они и возникают, мы стараемся договориться - развести схожие темы по срокам, по содержанию». Именно потому что участники рынка не оттягивают на себя экспонентов, средняя рентабельность челябинских выставок в два раза выше екатеринбургских - от 10 до 15%.

… и наступают на пятки
В ближайшие два-три года на екатеринбургском выставочном рынке появится большое количество высококачественных площадей и как минимум одна европейская управляющая компания, за которой, вероятнее всего, придут федеральные и международные операторы. Это существенно повлияет на расклад сил.

При этом, по словам Анны Саламатовой, ни одна екатеринбургская площадка не отвечает международным требованиям универсального выставочного центра: полы не позволяют устанавливать некоторые экспонаты промышленных выставок, освещение не подходит для проведения ювелирных мероприятий, планировки не приспособлены для размещения крупных стендов.

Как сообщили «Э-У» в администрации Екатеринбурга, ведутся переговоры о привлечении в качестве управляющей компании международного оператора Messe Munchen GMBH. «Органы власти заинтересованы в том, чтобы международным выставочным центром управляла именно европейская компания, - говорит Анна Саламатова. - Если сюда придет оператор такого уровня, мы попадем в международную сеть его мероприятий. Грубо говоря, в этом году компания проводит выставку определенной тематики в Мюнхене, на следующий год - в Пекине, через год - в Екатеринбурге. Естественно, международные операторы подтянут в город своих участников - крупные компании, которые устанавливают стенды не меньше 80 кв. метров (средняя площадь сегодняшних экспонентов - 6,5 кв. метров). Поэтому даже если число участников и не увеличится, уровень экспозиций серьезно вырастет».

По информации администрации Екатеринбурга, в декабре начнется строитель-ство международного выставочного центра, проект которого разрабатывается с 2005 года. Строительство будет вести холдинговая компания «Лидер» (Екатеринбург). Общая площадь центра составит 110 тыс. кв. метров, выставочная - 87 тыс. кв. метров, остальная будет отдана под конгресс-холл на 2 тыс. посадочных мест, концертный зал, гостиницу на 700 мест, офисные помещения, предприятия общепита и подземную парковку. Вводиться центр будет в несколько этапов. Запуск первой очереди на 43 тыс. кв. метров запланирован на 2009 год. Сравните: общая площадь специализированных выставочных площадей Екатеринбурга, по данным Анны Саламатовой, - 13 тыс. кв. метров, прочих - 11,8 тыс. кв. метров.

Встаньте в круг
Мировой опыт показывает: выставки, ориентированные на специализированную аудиторию, эффективнее, если организованы на больших площадках крупными брендовыми операторами при поддержке высших органов власти. Мелкие проигрывают. Поэтому объединять усилия игрокам придется.


Европейские операторы уже участвовали в организации выставок на Урале: в 2006 году в Екатеринбурге итальянская компания «Фиерра-Милано» проводила выставку «Быт Италии 2006», турецкая CNR-EXPO - «Интерьер для дома». С вводом международного центра интерес к проведению выставок на Урале со стороны мировых операторов, безусловно, вырастет, будет больше масштабных проектов с участием федеральных и международных компаний.

Во-вторых, для проведения крупных универсальных массовых выставок, интересных широкой аудитории (например, «Школьный базар» или «Дачный сезон») целесообразно объединяться операторам в первую очередь в своем городе. Совместная работа на одной площадке позволит максимальному числу посетителей встретиться с компаниями и найти наиболее выгодное для себя предложение.

Во-первых, кооперация операторов позволит сократить издержки. Анна Саламатова:
- Объединение имеет смысл с точки зрения оптимизации затрат на проведение выставок. Так, вероятнее всего, стоимость аренды в МВЦ будет очень высока, поскольку содержание 43 тыс. кв. метров выставочных площадей весьма затратно. И мы опасаемся, что местные операторы поодиночке окажутся просто не
в состоянии проводить там выставки. Выиграют те, кто договорится и совместными усилиями проведет крупное мероприятие.

О перспективе такой стратегии говорил, к примеру, заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев на выставочном форуме Урала и Сибири, проходившем в столице Урала в апреле этого года:
- Нужно сформировать свой региональный выставочный продукт. Если выставка по машиностроению лучше проходит в Перми, надо ехать в Пермь. Если у нас лучше удается индустрия гостеприимства, давайте мы межрегионально соберемся здесь и проведем такую выставку. Это не только политика размещения. Это экономика, доход каждого оператора.

А самым эффективным будет третье - межрегиональное объединение операторов. Крупная специализированная выставка, проходящая ежегодно на одной территории и организованная усилиями операторов нескольких областей, может стать визитной карточной региона. При этом планировать такие экспозиции нужно в соответствии со спецификой территории, на которой они проводятся. Например, мероприятия деревообрабатывающей тематики - в Пермском крае, нефтяной и газовой - в Тюменской области, индустрии гостеприимства - в Свердловской.

Пока операторы тратят силы на борьбу между собой, рынок не развивается качественно: большинство уральских экспозиций, несмотря на обилие операторов, носит местечковый характер. Только масштабные мероприятия, организованные совместными усилиями игроков рынка, граничащие с шоу и встречей на самом высоком уровне, могут привлечь международные компании.

Остается еще одна категория выставок - уникальные нишевые продукты местных операторов. Например, в этом году «Уральские выставки 2000» провели небольшую, ориентированную на определенную аудиторию выставку «ЭкспоШик»: на ней были представлены товары премиум-класса - от вертолетов до ювелирных украшений и антиквариата. По словам Анны Малыхиной, эта выставка не собрала большого количества посетителей, но стала для оператора имиджевым мероприятием. Игроки рынка и чиновники сходятся во мнении: именно такие выставки займут небольшие выставочные площади, когда крупные проекты переедут в новые выставочные центры.

Дополнительные материалы:

Таблица Схожие по тематике выставки Екатеринбурга

В первой половине 2006 года региональный центр выставочных технологий проводил исследование посетителей и экспонентов выставок и ярмарок Екатеринбурга.
Исследование показало, что чаще всего среди положительных характеристик уральских выставок участники и гости выделяют:
- Высокий уровень организации
- Широкие возможности общения
- Удобство расположения выставочного комплекса
- Большое количество участников

Много участников и мало места

Выставочные рынки крупнейших городов Урало-Западносибирского региона в цифрах
Наиболее насыщены рынки Екатеринбурга и Уфы. В столице Урала работает 19 операторов. Крупнейшие: «ИнЭкспо», объединение «Универсальные выставки» и «Уральские выставки 2000». На 2007 год запланировано 179 выставок, более 150 уже проведено. По разным оценкам, объем рынка составляет от 350 до 400 млн рублей. В среднем в одной выставке участвует около 80 экспонентов, примерно 70% из них - инорегиональные. Среднее количество посетителей одной выставки - 7 тыс. человек (в 2006 году - 5,5 тысячи). Общая площадь специализированных выставочных центров - 13 тыс. кв. метров, неспециализированных - более 11 тыс. кв. метров. Крупнейшие выставочные центры: КОСК «Россия» (2 тыс. кв. м); Центр международной торговли (3,5 тыс. кв. м); Государственный региональный выставочный центр «ИнЭкспо» (7,5 тыс. кв. м). Потребность в площадях составляет около 40 тыс. кв. метров.

Среди отрицательных:
- Мало посетителей
- Мало рекламы
- Шумно, душно, мало места
Наиболее распространенные предложения и пожелания организаторам выставок (по мере уменьшения частоты упоминаний):
- Улучшить рекламную кампанию
- Привлекать больше участников
- Проводить выставку чаще
- Увеличить количество посетителей
- Правильно выбирать целевую аудиторию, экспонентов
- Увеличить площадь выставки
- Решить проблемы с парковками

На рынках Перми и Тюмени работает по одному оператору. Выставочный центр «Пермская ярмарка» в 2007 году провел 26 выставок, которые посетили 260 тыс. человек. Центр занимает площадь 10 тыс. кв. метров. По словам руководителя отдела по связям со СМИ и рекламе центра Анны Строкан, дефицит площадей составляет от 1 до 10 тыс. кв. метров в зависимости от тематики и формы проведения выставки. Рентабельность мероприятий 12 - 15%. Емкость пермского рынка - около 280 млн рублей.

Рынок Челябинска поделен между двумя крупными операторами: «Восточные ворота» специализируются на выставках-ярмарках, «ЮжУралЭкспо» - на промышленных выставках. На 2007 год было запланировано около 70 выставок. Потребность в площадях - 10 - 15 тыс. кв. метров.


Преференции предполагаются следующие: государство предоставит субсидии субъектам РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство коммунальной инфраструктуры и автодорог, а также гарантии по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Проекты комплексного освоения территории должны соответствовать следующим критериям: наличие всех разрешительных документов; объем строительства - не менее 1 млн кв. метров общей площади; запроектированные объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; начало реализации - не позднее 2007 года, срок - не более 10 лет. Заявку на конкурс должен подать инвестор по согласованию с правительством субъекта федерации.

На Урале только два этих проекта соответствуют параметрам, заданным правительством. Возможно, в будущем правительство снизит планку требований по объему застройки и увеличит предельный срок реализации проекта. Тогда претендентов будет больше.
Таблица


- Главное, что пугало частного инвестора в проектах комплексного освоения - огромные затраты на создание масштабной инженерной инфраструктуры и объектов социальной сферы, - сообщил «ЭУ» президент компании «Ренова-СтройГруп» Вениамин Голубицкий. - Государство показало, что готово оказывать помощь в решении этих проблем. Проект «Академический» в Екатеринбурге безусловно будет претендовать на государственную поддержку. Он уже оформлен соответствующим образом и готов к прохождению конкурсного отбора. Аналогично мы поступим с проектом «Солнечная долина» в Челябинске.

Проекты КОТ на территории Урало-Западносибирского регионаНазвание (расположение)ИнициаторПлощадь застройки,
тыс.гаОбъем ввода,
млн кв. м жильяСрок реализацииНачало продаж квартир Академический (Екатеринбург)Ренова-СтройГруп2,59Первая очередь -- 2007-2015 гг.Конец 2007 года Солнечная долина (Челябинск)Ренова-СтройГруп0,63,5До 2014 года2008-2009 гг. ВИЗ-Правобережный (Екатеринбург)АСЦ Правобережный 0,61,5До 2025 годан/д Без названия (Свердловская область)Правительство Свердловской области1,33,8н/дн/д Без названия (Свердловская область)Правительство ЯНАО0,772Предположительно до 2010 годан/д Источник: Данные компаний



Главная страница / Промышленное строительство