Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Промышленное строительство

Неплохой шанс

Рынок грузоперевозок на Урале становится тесным. Стараясь укрепиться на рынке, компании ищут собственные ниши. Кто-то обновляет парк автомобилей, кто-то строит собственные склады. Международная транспортно-логистическая группа AssspanA делает ставку на создание уникальных логистических схем. 14-летний опыт работы, знание местного рынка и высокая планка качества позволяют компании успешно продвигаться на Уральском рынке. О перспективах региона, задачах и возможностях компании рассказывает директор ООО «АсстрА Урал» Сергей Акимов.

Сергей Акимов

- АssspanA – клиентоориентированная компания. Мы движемся ближе к заказчику, туда, где наши услуги наиболее востребованы. Урал – это огромная производственная площадка, которая интенсивно потребляет и производит сырье. Здесь активно идет технологическое перевооружение, требуются поставки нового оборудования.
Если Челябинск нам интересен как город-завод, Екатеринбург – как региональный экономический центр, то Пермь – как крупный источник сырья. В Перми отмечается устойчивый рост объема перевозок, и наше появление в городе - логичный ответ на повышающийся спрос со стороны клиентов.

- В конце октября AssspanA открыла филиал в Перми. Это уже третье представительство компании на Урале после Екатеринбурга и Челябинска. Сергей Александрович, чем для Вашей компании интересен регион?

- Мы международная компания, поэтому ставку делаем на маршруты с пересечением границ. Если вы хотите получить качественный сервис, быть постоянно в курсе, где находится ваш груз, быть уверенным в его сохранности, в выполнении сроков – это к нам.

- Конкуренция на Уральском рынке транспортно-логисических услуг достаточно высока. Какую нишу занимает «АсстрА Урал»?

- В основном – крупная промышленность. На Урале нашими услугами пользуются: Группа компаний ЧТПЗ, УГМК, Евраз, ВСМПО, СуАЛ, Трубная Компания, Челябинский Цинковый завод, МАКФА.

- Кто Ваши клиенты?

- Основная наша задача – это максимально полное обеспечение логистики компании клиента. Для многих остается загадкой, каким образом материалы или оборудование оказываются у них на заводе. Зачастую у клиента просто исчезает необходимость в логистическом отделе – достаточно человека, который осуществляет взаимодействие с нами. Каждый должен заниматься своим профильным бизнесом: плавите металл – занимайтесь улучшением технологий. Мы – сфера услуг, поэтому занимаемся улучшением сервиса.

- Что для них важно?

- Мы специализируемся на создании логистических схем. По одному и тому же маршруту можно доставить груз в разные сроки, за разные деньги, различным видом транспорта. В любом случае, при просчете ставок и разработке деталей перевозки мы в первую очередь стараемся получить максимум информации о бизнесе клиента. Наша общая задача – продать товар, в себестоимость которого входит и наша услуга. Когда мы понимаем, что делает клиент, мы предлагаем ему решение, которое будет способствовать повышению конкурентоспособности его товара на рынке.

- Какие услуги предлагает «АсстрА Урал» клиентам?

- Итак, клиент выбрал оптимальную схему. Как будет осуществляться собственно доставка груза?

Таким образом, изучив полученную информацию, мы разрабатываем ряд логистических схем. Предлагаем несколько маршрутов: например, поедем дешево, но медленно, или наоборот – быстро, но дорого. Третий вариант – нечто среднее. Все зависит от товара. В перевозке руды каждый рубль на килограмм имеет огромное значение. Это необработанный продукт, из которого еще будет половина шлака. Поэтому, чем дешевле мы его повезем – тем лучше. Если же нужно доставить нечто супертехнологичное, то задача обычно - привезти за любые деньги, но «вчера». Здесь мы задействуем скоростные и дорогие средства, например, авиацию.

- Работа с крупным бизнесом требует определенного уровня предоставления услуг.

- Мы работаем с большим количеством подрядчиков по всему миру. Любим сотрудничать с белорусскими, польскими, украинскими перевозчиками. За 14 лет у нас сложились хорошие отношения. Мы приучены к финансовой дисциплине, кроме того, всегда идем навстречу, когда партнерам нужны средства на обновление парка автомобилей, поэтому имеем определенные привилегии.

Слежение за грузами осуществляется с помощью самых современных программ. Клиент в любую минуту может проверить местонахождение и состояние своего товара. Скорость передачи и обработки информации связана не только с программным обеспечением. Во всех крупных центрах Западной и Восточной Европы у нас есть офисы. Поэтому любые вопросы мы можем решить на месте и лично проконтролировать исполнение обязательств.

- Именно поэтому к нам обращаются серьезные предприятия. АssspanA – международная компания с западным менталитетом. Мы серьезно относимся к тому, что написано в договоре, и несем ответственность за принятые на себя обязательства. АssspanA имеет полис страхования TT Club, покрывающий ответственность компании как экспедитора. Есть лицензия таможенного перевозчика, лицензия и оборудование для перевозки опасных грузов (ADR). Система менеджмента качества сертифицирована по стандарту ISO 9001:200


Тюменская область инвестирует в развитие промышленного сектора и новых высокотехнологичных производств, чтобы сократить зависимость от топливного рынка. В ближайшие годы регион намерен стать многоотраслевым хозяйственным комплексом.

Владимир Якушев

С позиции лидера
- Владимир Владимирович, Тюменская область на протяжении нескольких лет занимает первые позиции среди регионов Урала и Западной Сибири по многим социально-экономическим показателям. Это объясняется ресурсно-экспортной составляющей всего региона?


Сегодня в области существует много ниш для развития, а экономика обладает достаточным инвестиционным потенциалом. Объем вложений увеличивается ежегодно. По прогнозам, в 2007 году прирост составит 13% - 18,8 млрд рублей. Общий объем инвестиций в 2008 году превысит 100 млрд рублей, уверен губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

Сейчас Тюменская область стабильно занимает лидирующие позиции среди регионов УрФО по темпам роста инвестиций, зарплаты, вводу жилья. Динамика промышленного производства существенно превышает общероссийскую и среднюю по УрФО. Объем валового регионального продукта в 2006 году, по сравнению с 2000-м, в Тюменской области увеличился в 1,7 раза. По итогам 2007 года рост ВРП составит 6,3% по отношению к
2006-му: темпы также опережают среднероссийские.

- Я считаю, что таких результатов удалось достичь благодаря своевременно разработанной и реализуемой «Стратегии социально-экономического развития Тюменской области», рассчитанной до 2020 года. Главная цель документа - улучшение качества жизни тюменцев - достижима только при условии динамичного развития производства в области. С этой целью мы ставим перед собой задачи диверсификации и инновационного развития экономики, привлечения в нее инвестиций. В обозримом будущем я вижу Тюменскую область как многоотраслевой хозяйственный комплекс, «мотором» развития которого станут инновационные технологии, а конкурентоспособность экономики достигнет мирового уровня.

- Высокими темпами растет выпуск промышленной продукции. Среднегодовая динамика производства в 2006-м и 2007-м - около 10%. Причем основной прирост достигнут в обрабатывающем секторе, объемы которого за последние шесть лет увеличились на 75%. В регионе реализуется политика развития высокотехнологичных производств в этой сфере, снижения зависимости от конъюнктуры мировых рынков сырья.

- Какие сегменты региональной экономики сегодня развиваются наиболее интенсивно?

Благодаря поддержке областного бюджета мы создаем конкурентоспособное производство на селе, пытаемся перевести аграрный сектор на современный технический и технологический уровень. В текущем году при поддержке областного бюджета в агропромышленном комплексе реализуется 138 инвестиционных проектов на сумму свыше 12 млрд рублей. В расчете на одного жителя на юге области производится агропромышленной продукции в 1,6 раза больше, чем в среднем по России.

Заметной частью экономики области стал малый бизнес: зарегистрировано свыше 37 тысяч субъектов малого предпринимательства. В этой сфере (с учетом индивидуальных предпринимателей) сегодня занято 130 тыс. человек. По прогнозам, объем производимой малыми предприятиями продукции и услуг в 2007 году составит около 80 млрд рублей. В области реализуется целевая программа «Основные направления развития малого предпринимательства», финансирование которой из областного бюджета в 2007 году достигло 374 млн рублей.

- В числе крупных проектов - освоение Уватского месторождения нефти: компания ТНК-BP планирует направить на него в 2007 - 2009 годах 64 млрд рублей. С реализацией проекта объемы добычи на юге области возрастут до 10 млн тонн нефти в год. «Сибур» намерен построить в Тобольске на базе нефтехимического комбината комплекс производства пропилена дегидрированием пропана и полипропилена мощностью 500 тыс. тонн: аналогов ему в мире нет. Ввод в эксплуатацию и выпуск первой продукции запланирован на 2011 год. Немецкая компания Bentec GmbH Drilling & Oilfield Systems займется производством буровых установок.

На нефть и молоко
- Назовите основные инвестиционные проекты. Какие компании вкладываются в развитие территории?

Сегодня у нас появляются предложения о создании предприятий нетрадиционных для области отраслей. Так, под Тюменью начато строительство металлургического завода стального проката. Проект реализует Уральская горно-металлургическая компания, он рассчитан до 2009 года. Подписано соглашение с управляющей компанией «Сибирский берег» о переработке рыбы нескольких видов и производстве снеков из нее под маркой «BEERka». Строится вторая очередь Антипинского нефтеперерабатывающего завода. И этот список можно продолжать.

Несмотря на то, что сельское хозяйство подвержено большому количеству рисков, сфера производства и переработки его продукции также становится все более привлекательной для инвесторов. К примеру, в область пришел такой крупный инвестор в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, как компания «Юнимилк». Она планирует наладить производство творожных продуктов и сыров на Ялуторовском молочно-консервном заводе.

- Правительство области реализует политику диверсификации с начала XXI века, хотя и через десять лет о нашем регионе еще можно будет говорить как о российской столице нефти и газа. В стратегию вошли несколько составляющих - создание новых производств за счет инвестиций, модернизация действующих предприятий. Сегодня мы стремимся привлечь инвестиции в предприятия не только топливно-энергетического комплекса, но и других отраслей экономики - машиностроения, металлообработки, деревообрабатывающей, химической, легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, производства строительных материалов. Это позволит региону в будущем меньше зависеть от конъюнктуры мирового топливного рынка и строить стратегию развития без оглядки на его колебания.

- Ставка на нетрадиционные для Тюменской области сектора экономики - часть программы диверсификации?

Дальнейшее развитие экономики правительство региона связывает с группами отраслей, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. В стратегии развития области четко определено, какие отрасли наиболее перспективны и должны стать «точками роста». Это нефтегазовый, лесопромышленный, строительный и агропромышленный кластеры.

Для переоснащения производства из областного бюджета предусмотрены возмещение двух третей ставки рефинансирования по банковским кредитам, которые предприятия берут на эти цели, а также финансовая помощь для участия в выставках и ярмарках областного и российского масштаба.

- На имидж работает продуманная политика региональной власти, растущие обороты промышленного сектора, развитое сельское хозяйство, стабильная прогнозируемая ситуация в регионе. Результат - сегодня о Тюменской области говорят как об инвестиционно-привлекательной территории. Мы прекрасно понимаем, что среди регионов идет борьба за инвесторов, и здесь очень важно эффективное взаимодействие держателей капитала с представителями муниципальной власти. Правительство Тюменской области помогает инвесторам, готовым двигаться в стратегически важных для региона направлениях. Для этого есть вся необходимая нормативная база.

- Как вы конкурируете за внимание инвесторов? Каким образом выстраивается положительный имидж региона?

Обязательным условием для формирования благоприятного имиджа является уровень жизни населения: в Тюменской области он один из самых высоких в стране. В текущем году, впервые за последние 15 лет, с апреля отмечается ежемесячное абсолютное превышение рождаемости над смертностью.

В частности, компании могут претендовать на льготы по налогам. В зависимости от инвестиционной емкости проекта областное правительство готово поддержать предпринимателей финансово, оказать содействие в подборе и предоставлении земельного участка для офисов и производств. Словом, все механизмы просты и прозрачны. Кроме того, не исключается возможность создания специальных условий поддержки инвесторов, каковыми уже пользуются ТНК-ВР, Schlumberger, «Очаково», Bentec GmbH Drilling & Oilfield Systems.

Перечень факторов, способствующих положительному имиджу региона, можно продолжать: это туристический бизнес на основе историко-культурного наследия и природного богатства региона, достижения наших артистов и спортсменов, изыскания ученых, участие в выставках, ярмарках и многое другое.

К августу оно составило 330 человек. Это самое яркое свидетельство уверенности тюменцев в завтрашнем дне. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась за 2007 год на 2 тыс. человек. На 30%, до 16,3 тыс. рублей, выросла среднемесячная заработная плата по югу области в 2007 году по сравнению с прошлогодним показателем, а в 2008 году (прогноз) она поднимется до 19 тыс. рублей.

- Впервые принят областной бюджет на три года. Кого-то это пугает, но я хочу сказать, что мы идем по тому же пути, что и Россия в целом. Для нас переход к такой форме бюджетного планирования не составил особой сложности, поскольку все реализуемые областью целевые программы тоже рассчитываются на сроки от трех до пяти лет. Формирование главного финансового документа на три года позволит обеспечить стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Эффективность управления
- Каковы особенности нынешнего бюджетного процесса? Как будут выстраиваться межбюджетные отношения с муниципалитетами?

В-третьих, повысится эффективность администрирования расходов. Полномочия у муниципалитетов расширятся, усилится ответственность за конечный результат. У них появится возможность заключать долгосрочные контракты, например на строительство, требующего не одного года работы. Сегодня в городах и районах области уже накоплен опыт, выросли кадры, вполне способные эффективно распоряжаться средствами в интересах своих жителей. За органами региональной исполнительной власти остается функция строгого контроля за целевым использованием возможностей местных бюджетов.

Преимущества «трехлетки» очевидны: во-первых, удлиняется горизонт бюджетного планирования. Во-вторых, мы сможем разрабатывать методы планирования, ориентированные на конкретный результат. Их эффективность будет ежегодно оцениваться, объем финансирования - пересматриваться только при необходимости.

- Сегодня управление должно отвечать таким критериям, как ответственность, оперативность, мобильность и профессионализм. Появляются новые задачи, в соответствии с которыми корректируется и структура органов управления. Растут люди, проявляется их творческий потенциал, таланты руководителя. Поэтому к изменениям и кадровым перестановкам мы относимся спокойно: если обстоятельства потребуют, мы их сделаем.

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, работает областное правительство? Планируете ли вы производить кадровые перестановки?

- Насколько успешно вы взаимодействуете с автономными округами, которые входят в состав Тюменской области? Какие совместные проекты ведете?

Сегодня областное правительство работает достаточно эффективно. В этом смысле настоящей проверкой для властей всех регионов стала недавняя разбалансировка цен на основные продукты питания. Правительство Тюменской области сработало оперативно: нам удалось договориться с руководителями торговых сетей, перерабатывающих предприятий и одними из первых в стране стабилизировать ситуацию.

Действие договора истекает 31 декабря 2010 года, в 2008-м на его реализацию планируется направить более 95 млрд рублей. Средства пойдут на предоставление жилищных субсидий гражданам АО, санаторно-курортное лечение людей пожилого возраста, проживающих в домах-интернатах, оздоровление ребятишек с Севера. Программой также предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказание жителям Тюменской области специализированной медицинской помощи, компенсация стоимости проезда к месту лечения для пациентов с тяжелыми заболеваниями и их сопровождающим. Значительные средства, порядка 45 млрд рублей, запланированы на строительство и реконструкцию дорог регионального значения, 3,5 миллиарда - на развитие транспортной схемы региона.

- В нашем регионе опыт осуществления проекта с участием трех субъектов федерации существует с 2004 года. Тогда между органами государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО был заключен договор, в соответствии с которым разработана и действует целевая программа «Сотрудничество». Проект за три года обеспечил положительную динамику социально-экономического развития всего региона. Мероприятия ежегодно корректируются, но сохраняется единый принцип - программа реализуется в интересах всего населения.



Тюменские власти активно привлекают в регион иностранных инвесторов: компании в обмен на преференции создают новые рабочие места и обеспечивают бюджет дополнительными доходами. Но от ужесточения конкуренции могут пострадать местные производители нефтесервисного оборудования: они не обладают столь значительными ресурсами для развития производства и привлечения кадров.

Кадровый потенциал и благоприятный инвестиционный климат - основные факторы привлекательности нефтегазового машиностроения юга Тюменской области. Противостоять экспансии международных компаний смогут только крупные игроки

Сегмент буровых установок будет увеличиваться на 47% в год: это связано с высоким уровнем износа бурового оборудования нефтяных компаний. По словам аналитика «Банка Москвы» Владимира Веденеева, из 1,5 тыс. действующих установок более 40% работают уже свыше 15 лет, а это предельный срок эксплуатации. Поэтому до 2011 года нефтяным компаниям потребуется около 300 новых буровых, из них около 70 - в ближайшие два года.

Оборудование, предназначенное для добычи нефти и газа, - один из важных сегментов рынка нефтесервисных услуг: в него входит производство буровых установок, механизмов для цементирования скважин и нефтепромысловой техники. Аналитики обещают впечатляющую динамику российского рынка нефтегазового оборудования: компания Douglas Westwood оценила его общий объем в 451 млн долларов и спрогнозировала 30-процентный ежегодный прирост до 2011 года.

Географический фактор особенно важен для иностранных компаний, производящих нефтегазовое оборудование: минимизируются их затраты на ввоз и транспортировку продукции. Кроме того, для них принципиально создание предприятий с российской регистрацией: больше шансов на выигрыш тендеров, поскольку нефтяные компании традиционно отдают предпочтение российским производителям. При этом с точки зрения размещения производственных мощностей Тюмень гораздо привлекательнее ХМАО или Свердловской области. Этому есть несколько основных причин.

Еще один фактор роста - выработка ресурса имеющихся скважин. Увеличение объемов разведочных работ должно привести к следующему скачку спроса на буровое и нефтепромысловое оборудование. Кроме того, появляются новые технологии бурения (например, горизонтальная выработка), требующие принципиально другой техники.
В этих условиях Тюменская область способна стать одним из крупнейших центров нефтесервисного машиностроения: она сочетает все ключевые предпосылки для роста отрасли. Главная - близость к основным рынкам сбыта, крупнейшим нефтегазоносным районам страны ХМАО и ЯНАО. Именно здесь расположены ведущие добывающие мощности потребителей нефтегазового оборудования: Роснефти, Газпрома, ТНК-ВР, ЛУКойла и Сургутнефтегаза. Эти компании осваивают крупные запасы углеводородов, и им нужно обновлять буровой парк. Они же все чаще вкладываются в разведку месторождений и приобретают новое оборудование.

Первой в Тюмень пришла франко-американская компания Schlumberger. Иностранцев привлекли близость рынков сбыта и широкие рекрутинговые возможности. Кроме того, в феврале 2006 года Schlumberger заключила инвестсоглашение с властями региона: в обмен на налоговые льготы компания обязалась вложить средства в развитие научных и производственных проектов. «Мы ощущаем постоянную поддержку всех наших инвестиционных проектов. Это важно не только для нас, но и для других международных компаний: для них наша активность служит индикатором инвестиционной привлекательности региона», - говорит директор по связям с правительством и общественностью «Шлюмберже Россия» Глеб Овсянников.

Буром на Запад
Пожалуй, важнейшая из них - инвестиционная деятельность властей юга Тюменской области. Они активно привлекают крупные компании, в первую очередь международные. Стимулов несколько: содействие в реализации проекта, помощь в получении земельных участков и налоговые льготы. Схема работает: если еще пять лет назад в реестре перспективных инвестиционных проектов области был только один, относящийся к реальному сектору, то теперь их несколько десятков. В первую очередь это проекты в энергетической, строительной и лесоперерабатывающей отраслях. Но интерес к Тюмени уже проявили почти все крупнейшие мировые производители нефтегазового оборудования.

В начале 2007 года стало известно еще об одном проекте. Немецкая компания Bentec Drilling & Oilfield Systems строит в Тюмени завод буровых установок. Как отмечал управляющий директор компании Аренд Ледден, создание производства позволит не только географически приблизиться к потребителю, но и начать оказывать ряд дополнительных услуг. Инвестиции в проект составят более 630 млн рублей: производство должно быть запущено во втором квартале 2008 года. На заводе будут работать до 400 человек, причем, по соглашению с областными властями, 80% из них - граждане России. По словам генерального менеджера Bentec в Тюмени Юргена Людерса, местные власти со своей стороны помогли компании с получением производственных площадей. Вопрос о налоговых льготах для Bentec пока открыт.

На пустующих площадках ОАО «Тюменские моторостроители» открылось несколько заводов Schlumberger: электропогружных насосов, перфораторного оборудования, оборудования для интенсификации работы скважин. Сейчас на них работают несколько сотен человек, почти все - жители области. В общей сложности компания планирует вложить в тюменские проекты более 60 млн долларов. Не исключено, что существующие мощности расширят, а часть продукции тюменских заводов Schlumberger начнут экспортировать.

Российские нефтяники привыкли работать на отечественной технике. Большая часть ее сделана на «Уралмашзаводе» (Екатеринбург) компанией «Уралмаш - Буровое оборудование», которая входит в группу «Интегра» и остается крупнейшим на рынке игроком. Потребителю обслуживать установки одного производителя проще и дешевле.

Немцы планируют собирать на заводе 8 -12 установок HR5000 в год, причем поначалу большую часть комплектующих будут производить в Германии. В 2008 году на заводе сделают только две установки, в 2010 планируют собрать уже не меньше десяти. В Bentec надеются, что запуск тюменского проекта обеспечит половину заказов компании, оборот должен вырасти с 105 млн долларов в 2006 году до 300 миллионов в 2010-м. Сейчас в России не больше десятка установок HR5000, все в собственности независимых нефтесервисных компаний - KCA Deutag и «Буровая компания Евразия».

Имущество ТСЗ было передано филиалу «Уралмаш - Буровое оборудование»: готовые установки собирают в Екатеринбурге, а в Тюмени делают металлоконструкции. По словам директора филиала Владимира Ермощенко, в 2007 году планируется выпустить более 2 тыс. тонн продукции (19 изделий, входящих в буровую установку), в следующем - уже до 6 тыс. тонн. «Интегра» активно модернизирует производство: на реконструкцию оборудования и заводской инфраструктуры уже потрачено более 200 млн рублей.

Когда «Интегра» решила развернуть собственное производство буровых установок, было принято решение и о выпуске основных металлоконструкций, входящих в состав бурового станка. Поэтому в июле 2006 года «Интегра» приобрела имущество бывшего Тюменского судостроительного завода (ТСЗ), более 16 лет находившегося в глубоком кризисе. В создание производства комплектующих планируется инвестировать более 500 млн рублей.

Яркий пример - сотрудничество с Тюменским нефтегазовым университетом. По словам Николая Захарова, вуз заключил несколько десятков договоров с нефтяными и машиностроительными компаниями, в том числе со Schlumberger и американским гигантом Halliburton. Последняя даже создала на базе ТюмНГУ учебный центр: здесь повышают квалификацию сотрудники компании. Подобные центры у Halliburton есть в США, Мексике, Египте и Индонезии. Центру, созданному в Тюмени, придали статус регионального по Европе и Евразии: здесь учатся не только россияне, но и шотландцы, норвежцы, бельгийцы. Пока это единственный проект Halliburton в Тюмени, но еще в 2006 году компания начала активно подыскивать в регионе подходящую производственную площадку.

По-человечески понятно
Второй фактор привлекательности региона для нефтемаша: его человеческий капитал в условиях почти тотальной нехватки квалифицированных кадров в промышленности. Тюмень - исторически сложившийся крупнейший образовательный и технологический центр нефтегазового образования. По словам проректора по научно-инновационной работе Тюменского нефтегазового университета Николая Захарова, ТюмНГУ создает 60% рынка образовательных услуг в своей сфере. Поэтому именно Тюмень остается главной российской кузницей персонала для нефтяных и нефтесервисных компаний. Чтобы наиболее полно использовать кадровый потенциал, компании активно инвестируют в образовательные программы, поддерживают студентов и преподавателей вузов, создают собственные аудитории и лаборатории.

Как отмечает Николай Захаров, по финансовым возможностям международные компании значительно обгоняют российских производителей. Некоторые иностранные компании инвестируют в собственные учебные проекты. Так, Schlumberger строит под Тюменью Сибирский учебный центр: здесь будут готовить специалистов топливно-энергетического комплекса. Власти уже выделили компании земельный участок площадью 150 га: под учебные корпуса, жилые здания и даже под учебные скважины и буровые установки. В Schlumberger рассчитывают обучать до 2,5 тыс. человек в год. Пока у компании есть только собственная лаборатория в Тюменском государственном университете.

Российские производители тоже заинтересованы в притоке свежих сил. «У нас есть договоры с четырьмя учебными заведениями, - рассказывает Владимир Ермощенко. - Руководство “Интегры” заключило договор с одним из технических колледжей: в прошлом году к нам пришли только семь специалистов из училищ, в этом, думаю, будет в два раза больше».

У них хорошая производственная база, но в нынешних условиях нужно наращивать мощности, выводить на рынок новые линейки продукции и адаптироваться к современным технологиям. А на это способны только крупные компании, консолидировавшие множество активов».

Раскачали
К чему приведет столкновение мощных производителей нефтегазового оборудования в одном регионе? По мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, «Интегра» - единственная отечественная компания, способная конкурировать с мировыми гигантами нефтемаша: «Многие российские предприятия не смогли переориентироваться на рыночные условия.

Впрочем, малым компаниям сложно рассчитывать на серьезный успех. Как и на внимание со стороны властей Тюменской области. Согласно региональному законодательству, налоговые льготы получают только предприятия, вкладывающие в создание новых производств. Причем проект должен попасть в реестр приоритетных инвестиционных проектов области. В нефтегазовом машиностроении такими возможностями обладают, очевидно, только крупные международные компании и группа «Интегра». «Власти поддерживают проекты исходя из двух причин: создание новых рабочих мест и дополнительные налоги. Наши финансовые возможности пока не позволяют говорить о расширении производства», - рассказывает Андрей Векшин.

Тем не менее многие малые российские компании сохранят позиции: «Мы не рассматриваем иностранцев как конкурентов, - объясняет директор компании “Нефтепромысловое оборудование” (входит в холдинг “Тюменские моторостроители”) Андрей Векшин. - На рынке нефтегазового оборудования очень много сегментов, и у нас есть своя ниша: наше оборудования пользуется стабильным спросом со стороны нефтяных компаний».



Рынок сделался спокойным и предсказуемым. И это тем более заметно на фоне прошлого года, когда цены росли как грибы, аналитики переписывали прогнозы раз в неделю, а строители заявляли о новых проектах, так часто, как, кажется, никогда раньше. Что случилось?


Психологи говорят: иногда очень полезно меняться ролями - начальникам с подчиненными, учителю с учеником, мужу с женой (в плане выполнения бытовых обязанностей). Считается, что такая ролевая игра помогает участникам лучше понять друг друга. Подготовка материала о рынке жилья Тюмени дала шанс мне, журналисту, поменяться местами с экспертами (комментаторами). Я не столько задавал вопросы, сколько перечислял факты и называл основные тенденции, которые тут же, почти без раздумий, подтверждали мои собеседники.


Ввод увеличивался темпами, самыми значительными за последнее время (а если верить прогнозам областной администрации, и на несколько лет вперед): плюс 26% по сравнению с предыдущим годом в 2006-м, 22,9% - в 2007-м. Уровень цен на пределе платежеспособного спроса вкупе с расширением предложения увели ценовой тренд практически в горизонталь. Потребители ажиотажа не проявляют. Наоборот, как констатируют игроки, становятся разборчивыми, предъявляя больше требований к планировке, отделке, инфраструктуре и другим потребительским характеристикам.

Затишье после бури

На тюменском жилищном рынке, как и на рынке любого другого крупного уральского города, основополагающей тенденцией прошлого года стала эскалация цен. По данным группы компаний «Лекс», суммарный рост за год составил 71 и 73% в первичном и вторичном сегменте соответственно. На начало 2007-го средняя по городу цена первичного метра составляла 36,3 тыс. рублей, вторичного - 45, Как показала конъюнктура-2007, цены достигли практически предельного для покупателей уровня. По итогам 10 месяцев этого года они выросли всего на 18% в среднем по рынку, а сейчас и вовсе стоят. Оставшийся до нового года месяц вряд ли внесет значимые изменения в картину. Эффект традиционного оживления спроса в конце года, скорее всего, будет нивелирован ужесточением условий и снижением объемов выдачи ипотечных кредитов (ведущие тюменские застройщики реализуют через ипотеку от 30 до 55% жилья).


Мелкие игроки продемонстрировали рынку ряд случаев куда более значительного дисконта (преимущественно, в сегменте долевого участия на ранних стадиях). Часть девелоперов с целью привлечения клиентов внедрили программы рассрочки (на оплату квартиры в долевку дается до полугода, при этом цена жилья фиксируется в момент заключения договора). Все это свидетельствует о том, что инициатива на рынке окончательно перешла к покупателям.


Большинству крупных игроков (занимающихся комплексным освоением территорий, возводящих кварталы и жилые комплексы) удается удерживать цены благодаря наработанному имиджу, дополнительным инструментам привлечения клиентов, например совместным с банками потребительским программам. Некоторые - уже снижают на 5 - 6%. Делают они это пока неявно: за счет скидок и рекламных акций, тем не менее от специалистов этот факт не скрыть.

Главное не останавливаться
Долгожданные стабильность цен и рынок покупателя стали реальностью. Но если
посмотреть на ситуацию с точки зрения социальных проблем (увеличения обеспеченности населения жильем и выполнения задач жилищного национального проекта на отдельно взятой территории), она не выглядит столь радостной.


Основной признак усиления конкуренции - рост доли крупных игроков за счет мелких. Так, в 2006 году бессменный лидер рынка ОАО «Тюменская домостроительная компания» ввела около 140 тыс. метров жилья (порядка 20% областного объема), еще около 35 тыс. кв. метров (5%) - вклад холдинга «Тюменьгазстрой». Остальные заметные игроки показали результат менее 30 тыс. кв. метров. Больше половины предложения рынку дала и вовсе экономическая мелочь с объемами ввода до 10 тыс. метров. По итогам 2007 года расклад существенно поменяется. Гораздо большие объемы ввода, чем в прошлом, заявлены «Партнером», «Сибинтелом», «Тюменьинвестстроем». Доля крупных игроков на рынке вырастет, мелких - сократится.


Даже по прогнозам администрации (а они составляются в свою очередь по заявкам игроков и обычно оказываются слишком оптимистичными), темпы роста ввода существенно снизятся. Они могут приблизиться к нулю или стать вовсе отрицательными, не исключают аналитики. Пока Тюменская область (наряду с ХМАО) уверенно лидирует на Урале по объемам ввода жилья на жителя в год. Этот показатель составил в 2006-м 0,53 кв. метра на человека, в нынешнем, если прогнозы оправдаются, увеличится до 0,6 Динамику необходимо сохранять и довести ввод хотя бы до 1 кв. м на человека в год. Считается, что именно при таком уровне количественные изменения на рынке переходят в качественные - формирование комфортной среды жизни населения.


Некоторые игроки, особенно небольшие, испытывают проблемы с продажами. Для них это смерти подобно: средства дольщиков - их основной финансовый ресурс. Если кривая цен вновь не загнется кверху в ближайшее время (а явных предпосылок к этому не видно), часть проектов так и останется нереализованной. Более сильные крупные игроки вряд ли сразу заместят своим предложением объемы обанкротившейся мелочи. У них и так хватает работы на годы вперед и ограничены они не столько своими возможностями, сколько объемами спроса.

На соседей не надейся - бери пример
Именно в Тюменской области значительный эффект снижения себестоимости строительства жилья может дать развитие собственной промышленности стройматериалов. Сегодня регион лишь на треть (по другим оценкам, почти наполовину) обеспечивает себя стройматериалами. Нехватка ощущается буквально во всем. Транспортные издержки и спекулятивные наценки (к примеру, свердловские производители цемента с удовольствием снабжают тюменцев продукцией, но обходится она им дороже) ложатся на себестоимость.


Чтобы динамика ввода сохранялась, необходимо одно - расширить круг потенциальных покупателей квартир. Добиться этого можно двумя способами: снизить себестоимость строительства и дополнительно стимулировать платежеспособный спрос. Именно сейчас, когда на рынке создалась высококонкурентная обстановка, эти меры приведут к росту не маржи застройщиков, а объемов рынка.


По информации администрации, на стадии практической реализации в области находится около десятка значимых инвестпроектов. Даже беглый просмотр списка показывает: развитию региональной стройиндустрии не хватает целостности. Так, потребность в кирпиче удастся удовлетворить с лихвой. А вот запланированных к вводу мощностей для производства товарного бетона явно недостаточно. Некоторые важнейшие позиции (цемент, стекло, утеплители) отсутствуют вовсе.


Не случайно лидером регионального рынка жилья на протяжении долгих лет остается ОАО «ТДСК» - компания с мощной производственной базой крупнопанельного домостроения. Не случайно и другие серьезные игроки развивают производство стройматериалов (см. «Классика жанра»). Однако оставлять проблему на откуп самим строителям вряд ли стоит: себя от дефицита стройматериалов они обезопасят, а небольшим застройщикам, не имеющим возможностей (в первую очередь финансовых) для создания производственной базы, придется туго. Результат будет тот же: уход с рынка значительной части мелких игроков, сокращение темпов ввода, новый резкий скачок цен через пару лет.
Необходимо развивать независимую от конкретных игроков девелоперского рынка стройиндустрию. В правительстве области это, похоже, понимают. Например, власти компенсируют часть процентной ставки по банковским кредитам и лизинговым платежам, идущим на модернизацию и расширение производств стройматериалов, в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Объем выделяемых средств пока не велик, но динамично растет (в 2006 году выделено 26,7 млн рублей, в 2007-м - планируется 61,4 миллиона).


Относительно повышения платежеспособного спроса рекомендацию можно дать еще более простую. Стоит перенять опыт ближайших соседей в ХМАО (см. «Начали с денег», «Э-У» № 31 от 27.08.07). Там в этом отношении продвинулись если не дальше всех в России, то на Урале - точно.



Сформулировать дальнейшую стратегию просто: продолжать стимулировать инвестиции в стройиндустрию, привлекать инвесторов (в первую очередь для создания отсутствующих в регионе производств), увеличивать обеспеченность области собственными мощностями стройиндустрии хотя бы до уровня 70%.


Дополнительные материалы:



Таблица Инвестпроекты в промышленности строительных материалов в Тюменской области



Артем Божедомов


Классика жанра



- Артем Сергеевич, насколько Тюменская область обеспечена стройматериалами?


Заместитель генерального директора холдинга «Партнер» Артем Божедомов рассказал об основных проблемах развития строительного комплекса в Тюменской области. Специфику обнаружить не удалось: проблемы совпадают с общероссийскими


- Почему не растет производство?



- Сильный дефицит. Например, остро не хватает товарного бетона. Раньше не было распространено монолитное домостроение, соответственно, и мощностей не было. Сейчас оно в регионе активно развивается, и материала не хватает. Дефицит цемента и, как результат, высокий рост цен на него - общая проблема для всех регионов. Минувшее лето вообще стало одним из самых сложных в плане стройиндустрии: темпы ввода растут, а заводов стройматериалов не прибавляется. Существующие мощности загружены на 120%, больше половины стройматериалов привозят из других регионов. Серьезных инвестпроектов немного. Есть модернизация старых мощностей, а строительства новых практически нет.


- И что делать застройщикам?



- Мне кажется, причина одна. Стройиндустрия - очень капиталоемкая отрасль: здесь дорогостоящие проекты, большой объем строительных работ и согласований, высокая стоимость промышленного оборудования. Немного находится инвесторов, способных это потянуть.


- Хватает ли тюменским девелоперам площадок под застройку?



- Один из вариантов - развивать собственную производственную базу. Мы идем по этому пути.
У нас есть производство деревянных окон, комбинат строительных материалов, который мы планируем модернизировать в ближайшее время. Строим комбинат газосиликатных изделий. Собираемся развивать добычу строительного песка в области. Сейчас он вообще у нас не добывается, хотя месторождения есть, весь завозится из-за пределов региона. А ведь строительный песок - основной компонент большинства базовых стройматериалов - ЖБИ, товарного бетона, стеновых материалов. И транспортная составляющая в его себестоимости напрямую отражается на ценообразовании.


- Площадки распределяются посредством аукционов?



- Чистых площадок в городе нет. Те, что предусматривают снос ветхого жилья, тоже подходят к концу. Остались крохи, поэтому потихоньку строительство уходит в пригород, на освоение новых территорий.


- Цены, формирующиеся в ходе аукционов, адекватны?



- Да, механизм аукционов действует. К примеру, в сентябре мы выиграли площадку под Четвертый заречный микрорайон площадью 28,8 га.


- Какая ситуация с коммунальными сетями?



- Торги идут активно, стоимость может подняться в два-три раза в ходе торгов, но итоговые цены, думаю, соответствуют рыночным.


Интервью взял Юрий Немытых



- Тяжелая. Администрация оказывает посильное содействие, но на Третий заречный микрорайон, например, часть магистральных сетей мы все равно тянем сами. Потом, конечно, коммунальщики примут эти сети у нас на баланс по какой-то стоимости, но их строительство - все равно дополнительная проблема. Причем сети - это полбеды. Не хватает мощностей по электричеству, теплу. Некоторые наши коллеги решают проблему за счет малых автономных средств генерации, но нам не хотелось бы этим заниматься. Я считаю, если мы строим в рамках города, то обеспечить стройплощадку необходимыми коммуникациями должен город.



Главная страница / Промышленное строительство