Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Недосказанная история

В конце ноября группа «ЭкспертУрал» (журнал и аналитический центр) провела в Екатеринбурге конференцию «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны». Аналитики представили итоги исследования инвестиционного потенциала макрорегиона, объединяющего десять субъектов федерации (подробнее см. «Даешь десять процентов» , № 38 от 16.10.06). Исследование показало: инвестиционная активность промышленных предприятий региона достаточно высока. Однако чтобы сохранить и приумножить этот потенциал, региональным властям нужно менять подходы к выстраиванию экономической стратегии. Выработка таких подходов на основе обобщения опыта привлечения капитала и составила цель конференции. «Я уверен, мы выйдем на интересные решения, которые будем реализовывать», - заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель, открывая мероприятие. Он не ошибся.

Валерия Первишина


- Этот задел обеспечит на ближайшие три года темп прироста валового регионального продукта 4 - 6% в год. Однако чтобы эффективно использовать этот потенциал, необходимо развивать инфраструктуру (транспортную, энергетическую), вкладывать средства в человеческий капитал, создавать благоприятный инвестиционный климат. Если этого не делать, в динамике развития произойдет провал, - указал на перспективу генеральный директор АЦ «Эксперт Урал» Дмитрий Толмачев.

Центростремительно: от чего и к чему Положительная инвестиционная динамика на Урале очевидна: за 2003 - 2006 годы стоимость инвестиционных проектов выросла вдвое, средние сроки окупаемости составили 5 - 6 лет, а в некоторых случаях выросли до 10 лет. За это время начат 191 проект стоимостью 20,205 млн долларов. На 2007 - 2008 годы запланировано еще 150 проектов - на 27,652 млн долларов.

Эдуард Россель

Инвестиционные процессы сегодня все чаще смещаются от центра в регионы: именно там сосредоточены привлекательные промышленные активы. Поэтому изменение отношения мирового бизнеса к России во многом зависит от политики властей на территориях.

Чтобы не допустить потери времени и снижения темпов прироста инвестиций, необходимо четко понимать потребности и предпочтения всех участников инвестиционного процесса. Исследования группы «Эксперт», посвященные моделированию взгляда прямых инвесторов на регионы, доказывают: чтобы в регион шли финансовые ресурсы, политической стабильности уже недостаточно. Инвесторы все чаще обращают внимание на управленческие риски. Они желают знать, что представляют собой чиновники как менеджеры, насколько эффективно они используют в управлении рыночный инструментарий.

Между тем далеко не все региональные лидеры понимают: мало сформировать инвестиционный климат. Следует еще максимально быстро донести информацию о нем до потенциальных инвесторов, особенно западных, считает генеральный директор РА «Эксперт» (Москва) Дмитрий Гришанков: «Временной лаг восприятия изменений российского инвестиционного климата в сознании западных инвесторов в среднем составляет 4 - 6 месяцев. И это менеджеры, постоянно работающие с Россией. А что говорить о тех, кто наблюдает издалека, рассматривает нашу страну как часть развивающегося сектора? Осознание реального положения дел может запаздывать на десяток лет».

Сергей Воздвиженский

Нужна рыночная модель управления экономикой «Пока большинство программ развития субъектов Урала представляют собой схемы размещения производительных сил», - говорит директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования министерства регионального развития Юрий Перелыгин:

- Такова инерция, созданная мощной промышленной базой Урала: более 40% ВВП страны до сих пор поступает именно отсюда. И это несколько заморозило приход в регион новых технологий, нового понимания, новой модели развития. В Северо-Западном и Центральном федеральных округах уже давно используют другой язык.

- Нередко это не что иное, как перечень инвестиционных проектов, которые реализуют предприятия, работающие на территории, и набор стандартных фраз о важности создания благоприятных условий для инвесторов. Причины Перелыгин усматривает в исторических особенностях развития экономики региона:

Дмитрий Гришанков

Между тем время развития страны по отраслевому принципу ушло. Задача построения крупных национальных концернов, способных конкурировать с мировыми монстрами, фактически выполнена.

- Мы считаем, что создание эффективной системы управления - один из определяющих факторов конкурентоспособности региона, - делится первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Максим Решетников. - Большинство проблем имеет межотраслевой характер, поэтому мы отказались от построения отраслевой системы и перешли к технологии управления по результатам. Для этого разработали четкие критерии. Дмитрий Толмачев

В России сложились как минимум 20 таких игроков, и этого вполне достаточно. Сейчас надо поднимать регионы и заниматься пространственным развитием. Опасность недооценки этого момента Юрий Перелыгин проиллюстрировал на следующем примере: 95% потребительского рынка Дальнего Востока формируется не российским производителем, а компаниями из Северо-Восточной Азии. Поэтому меры борьбы с инфляцией, применяемые для всей страны, на этой территории совершенно неэффективны: «Получается, что ситуацию определяем не мы, а иностранцы. Традиционный управленческий механизм на Дальнем Востоке не работает». Безусловно, в отдельных регионах есть попытки внедрить рыночные управленческие модели. Участников конференции заинтересовал опыт Пермского края.

Создадим межрегиональный клуб по интересам Амбиции региональных управленцев понятны: традиционно конкурируя с соседними территориями, каждый желает вывести на передовые позиции свою. Это позволит заработать индивидуальный политический, репутационный капитал. Но с точки зрения интересов развития экономики регионов порознь никогда не добиться того, что можно сделать сообща.

Мы поставили цели - экономический рост, развитие человеческого потенциала, инфраструктуры, муниципальных образований - и определили центры ответственности. В отдельные блоки выведено управление собственностью и бюджетным сектором. При этом на берегу договорились: 60% сверхплановых доходов получают муниципалитеты, а 40% идет на решение проблем краевого уровня. Мы уверены: глобальный проект децентрализации управления приведет к увеличению активности муниципалитетов, к росту среди них конкуренции за бизнес.

- Мы четыре года не можем достроить 140километровую дорогу между ХантыМансийском и Ивделем: чтобы довезти туда материалы, надо еще 800 километров преодолеть, - говорил председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Сергей Воздвиженский. - А ведь дорога нужна не только ХантыМансийску, но и Салехарду, Пермскому краю, Свердловской области. Решая вопросы стратегического развития территории, мы должны чувствовать локоть соседа.

- Если мы говорим, что Урал - это мощный субъект российской экономики, то оформление этого субъекта должно быть завершено разработкой такой же мощной, подчеркну - единой - стратегии, - поставил проблему заместитель председателя правительства, министр экономического развития и торговли Оренбургской области Борис Сперанский. - Возможно ли создание такой стратегии - вопрос непростой, но попытаться на него ответить можно.
Разумеется, речь не идет о простом суммировании отдельных отраслевых программ. Требуется особый подход. Его и нужно начать обсуждать. Почва для консолидации интересов и сил существует. Первое, на чем сошлись все участники конференции, - строительство дорог.

Юрий Перелыгин

- Перми и Екатеринбургу нужно совершенствовать транспортную инфраструктуру с тем, чтобы обеспечить хотя бы 3часовую доступность от города до города, - солидарен Максим Решетников. - Это даст сильный толчок к взаимному развитию.

Машиностроение - традиционно сильная сторона многих областей Урала.

Одна из самых острых общих тем - развитие энергетики. Она не раз поднималась на конференции, причем в самых разных аспектах. Угроза кризиса энергообеспечения для территорий вполне реальна: мощностей катастрофически не хватает. И этот фактор будет оказывать все большее влияние на ход инвестиционных проектов: многие уже останавливаются. Так, немецкие компании, согласившиеся принять участие в программе увеличения мощностей на Сухоложском цементном заводе, по словам Сергея Воздвиженского, оказались шокированы: при общей стоимости проекта в 35 млн долларов, энергетики запросили за подключение предприятия к источнику 30 млн долларов. Между тем соседи, по мнению Воздвиженского, вполне могут договориться о совместном решении проблемы энергодефицита: - Новые генерации в Свердловской области заработают не раньше чем через 4 - 5 лет. А в Пермском крае есть проект строительства 4го энергоблока Пермской ГРЭС в Добрянке: корпус готов, привези котел, повесь, поставь турбину и начинай работать. Совместными усилиями эту задачу можно решить за два-три года. Тогда мы спасем всю территорию.

- Для начала надо определить самые мощные позиции каждого региона, сделать их узнаваемыми для инвестора.

- Но нельзя в рамках одного макрорегиона делать два локомотива, - замечает начальник управления по инвестициям и работе с вкладчиками министерства экономики Удмуртии Сергей Сафиуллин. И указывает на важный методологический момент выстраивания единой политики:

Подчеркнем: говоря о создании единой инвестиционной политики, учитывающей интересы всех субъектов федерации Урала, мы не ведем речь об отказе от их конкуренции. Как сказал Максим Решетников, регионы всегда будут соперничать, и это нормально: конкурентоспособны они - конкурентоспособна вся страна. Срез мнений региональных элит, полученных на конференции, показал: настало время пересмотра подходов в построении инвестиционной политики. Достойно ответить на новые вызовы жизни можно только с помощью использования рыночных методологий управления региональной экономикой. Безусловно, отказаться от привычных и, казалось бы, работоспособных управленческих схем непросто. Но надо понимать: сегодня требуется общий инвестиционный климат. Водить за ручку каждого иностранного инвестора, как это было еще пятьшесть лет назад, непродуктивно.

Борис Сперанский



В любом бизнесе нужен системный подход, мотивация, ориентация на результат. И управление экономикой региона - не исключение. Для решения общих проблем насущно необходима кооперация. Задача момента - провести идею такой кооперации между Сциллой и Харибдой политических амбиций региональных лидеров. Проект «Кооператив “Большой Урал”» должен стать классическим инвестиционным проектом со всем набором необходимого для его реализации управленческого инструментария.

Елена Колосова

Дополнительные материалы:

- О важности привлечения инвестиций в регионы можно говорить бесконечно. От общих слов пора переходить к более конкретному критерию - «результат». Да, мы научились писать красивые бизнеспланы, но теперь надо учиться их грамотно реализовывать. Понятие «результат» появится в лексиконе, когда и бизнес, и чиновники начнут мыслить не абстрактными программами развития, а конкретными проектами. Потому что суть проектов не в «начинании», а в «завершении», причем в заданные сроки и в рамках выделенного бюджета. А вот для этого нужны согласованные стратегии, регламенты, положения. И чем больше администрации регионов будут применять профессиональные методы управления, тем больше завершенных проектов появится на их территориях. В конечном итоге инвестиции пойдут туда, где проектами умеют управлять.

Учитесь мыслить проектами
- рекомендует Елена Колосова, член правления и координатор экспертного совета Московского отделения Project Management Institute, исполнительный директор ЗАО «ПМСОФТ»

Виктор Савранский, начальник департамента стратегического развития Тюменской области:

Знаю как
Технологии создания благоприятного инвестиционного климата от участников конференции «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны»

- Один из инвестиционных проектов правительства Тюменской области - организация технопарка в Тюмени. Срок завершения - до 2012 года, ориентировочная стоимость - 7,5 млрд рублей. Технопарк ориентирован на создание высокотехнологичной продукции для нефтегазового сектора. Он обеспечит комплексную поддержку инновационного процесса на всех стадиях: от формирования идеи до запуска технологии в серийное производство. Для этого будет организована материально-техническая и консультационная поддержка бизнеса: созданы офисные, лабораторные и производственные помещения; финансовая инфраструктура; венчурный фонд; система юридического, финансового, налогового и аудиторского консалтинга. Таким образом, в рамках технопарка мы устраним барьеры, мешающие инновационному процессу. В итоге получим центр деловой активности, увеличим научный и производственный потенциал, а с ним - инвестиционную привлекательность Тюмени. Максим Решетников, первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края:

Виктор Савранский

- Благоприятный инвестиционный климат - это прежде всего сокращение издержек для бизнеса. Поэтому мы снизили ставку налога на прибыль с 24 до 20% для всех налогоплательщиков, при этом сохранили льготы по налогу на имущество. Второе направление - устранение перекрестного субсидирования (когда предприятия платят за население. - Ред.): с 2004 года оно ликвидировано в теплоэнергетике, активно этот процесс идет в коммунальной сфере. Результат: Пермский край вступил в фазу инвестиционного роста - если в 2005 году объем вложений упал на 3%, то по итогам 9 месяцев этого года он вырос на 29%.Практически все крупные экономические субъекты, присутствующие на территории края, сформировали долгосрочные программы развития. В целом в ближайшие три года они вложат в регион более 100 млрд рублей. В регионе есть неиспользованный потенциал. Пример - агропромышленный комплекс. Мы делаем ставку на развитие крупнотоварного производства. Основные механизмы - комплексное техническое переоснащение, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, развитие рыночных институтов и инфраструктуры, наращивание кадрового потенциала.

Максим Решетников

Анатолий Оглоблин

Анатолий Оглоблин, заместитель министра экономики и труда Свердловской области:

Сергей Сафиуллин

- Ключевую роль в активизации инвестиционной деятельности играет долгосрочная стратегия развития. В Свердловской области решение о ее разработке приняли еще в 1999 году. Наша «Схема развития и размещения производительных сил на период до 2015 года», несмотря на название, существенно отличается от документов периода плановой экономики: это не просто набор целевых установок, это детальные планы развития каждой отрасли и социальной сферы, более 1,2 тыс. инвестиционных проектов. В качестве главной для нашего старопромышленного региона мы поставили задачу ускоренной модернизации технического перевооружения: темпы прироста инвестиций должны вдвое превышать динамику производства. В итоге тенденцию старения основных фондов удалось переломить. Активизация инвестиционной деятельности идет через совершенствование законодательной базы, предоставление льгот по налогу на имущество компаниям, увеличивающим стоимость основных фондов. Для резидентов особых экономических зон предоставляются льготы по налогу на прибыль. Но самый важный инструмент - перечень объектов технического и технологического перевооружения. Это элемент частногосударственного партнерства, позволяющий нам координировать действия бизнеса, власти и общественных сил. Сергей Сафиуллин, начальник управления по инвестициям и работе с вкладчиками министерства экономики Удмуртии:

Игорь Лашманов

- Продавец, чтобы привлечь внимание покупателя, должен чем-то выделить свой товар. То же и с привлечением инвесторов. Налоговые льготы, бизнесинкубаторы, технопарки сегодня есть практически в каждом регионе. Они уже не составляют конкурентного преимущества. Региону нужно занять свое место в предпочтениях инвесторов, а для этого следует заниматься позиционированием через уникальное брендовое решение. Создавая инвестиционный имидж, нужно концентрироваться на определенном направлении. Заявления о том, что мы - лучшие и в сельском хозяйстве, и в металлургии, только дезориентируют инвесторов. Принимая республиканскую целевую программу формирования благоприятных инвестиционных условий на 2007 - 2009 годы, мы выделили три задачи: создание инвестиционного имиджа, повышение эффективности управления инвестпроцессами и развитие соответствующей инфраструктуры. Решение первой задачи должно помочь нам найти нишу на рынке инвестиционного капитала. Здесь Удмуртия могла бы опереться на имидж оружейного центра, сложившийся благодаря всемирно известному бренду Калашникова и позиционировать себя как международный центр охотничьего и спортивного оружия. Это позволило бы построить кластер охотничьей индустрии: производство сопутствующих товаров, аксессуаров, обмундирования, специальных систем навигации и средств транспорта. Таким образом, благодаря инвестиционному позиционированию мы сможем четко расставить приоритеты господдержки инвестиционной деятельности и максимально оптимизировать затраты в части формирования инвестиционной инфраструктуры под конкретный тип инвестора.


Пуск Ново-Кальинской должен решить две основные задачи: сохранить мощности СУБРа по добыче руды и обеспечить рабочими местами шахтеров из выработанных шахт 15-15 бис и 16-16 бис. Совокупный объем добычи на этих шахтах составлял 800 тыс. тонн бокситов в год, на соответствующую производительность постепенно будет выведена и Ново-Кальинская. До конца 2005 года на ней планируется добыть 170 тыс. тонн руды. На проектную мощность шахта выйдет к 2009-му и будет давать бокситы в течение минимум 30 лет. «Пуск Ново-Кальинской - будущее не только СУБРа, но и всей алюминиевой промышленности России, - отметил вице-президент СУАЛ-Холдинга по Уральскому региону Анатолий Сысоев. - Запасы этой шахты снимут на некоторое время сырьевую проблему, что позволит развивать глиноземное и алюминиевое производство. Кроме того, ее ввод обеспечит приемлемую цену боксита». В ближайшее время на СУБРе будет реализован еще один проект - модернизация шахты Черемуховская-Глубокая.

Строительство началось еще в 1970 году, в конце 80-х из-за недостаточного финансирования его заморозили, а шахту законсервировали. После вхождения в 2000 году ОАО «Севуралбокситруда» (СУБР) в группу СУАЛ работы возобновились. Сегодня на шахте построены три вертикальных ствола диаметром 7 метров и глубиной 1400 метров; пройдено 27 километров горных выработок; возведен башенный копер высотой 84 метра на скиповом стволе со складом руды; подведены подъездные железнодорожные пути длиной два километра и сделаны очистные сооружения шахтных вод пропускной способностью 500 кубометров в час.



Ранее Газпром не раз заявлял о намерении приобрести госпакет Салаватнефтеоргсинтеза (53,92% уставного капитала), с марта 2003 года находящийся в доверительном управлении Газпрома сроком на пять лет (подробнее см. «Э-У» 22 от 16.06.03, а также 22 от 14.06.04). Планировалось, что на базе этого предприятия будет создан холдинг, куда также войдут ЗАО «Каучук», ЗАО «Каустик» и ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод». Декларируемая цель объединения - решить проблемы предприятий с сырьем за счет ресурсов Газпрома.

Организация на базе ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» нефтехимического холдинга сегодня неактуальна, - заявил президент Башкирии Муртаза Рахимов в Салавате, где он вместе с заместителем председателя правления Газпрома Александром Рязановым побывал на презентации нового производства вспененного полистирола. Глава республики, однако, не исключил, что вопрос «будет стоять в будущем», и добавил: «Если Газпром хочет выкупить Салаватнефтеоргсинтез - мы готовы». Александр Рязанов уклонился от прямого ответа: «Мы понимаем, что в ходе модернизации капитализация завода растет, он становится дороже. Газпром давно считает Салаватнефтеоргсинтез своим детищем и впредь будет поставлять сюда сырье и развивать его мощности».

Одна из причин, по которой холдинг до сих пор не создан и его организация откладывается, в том, что Газпром в прошлом году начал масштабный и не завершенный до сих пор процесс слияния с Роснефтью. Кроме того, президент Башкирии, демонстрируя лояльность администрации президента РФ, заявил о деприватизации Башнефти и Башкирэнерго. Ожидаются указы Рахимова по предприятиям башкирской нефтепереработки и нефтехимии (Уфимского и Ново-Уфимского НПЗ, ОАО «Уфаоргсинтез» и ОАО «Уфанефтехим»). Не исключено, что Газпром решил не торопиться с созданием холдинга и подождать, пока в государственную собственность вернутся эти компании.

Но Муртаза Рахимов не всегда горел желанием добровольно отдать Газпрому крупнейшие предприятия республиканской нефтехимии: в 2003 году его правительство оспаривало передачу госпакета Салаватнефтеоргсинтеза в управление концерну. Сговорчивей Рахимова сделала поддержка Кремля на выборах президента Башкортостана в декабре 2003 года: уже в следующем году переговоры Газпрома и властей республики активизировались.

Закон «О бюро кредитных историй» отметил месяц и десять дней: с 1 сентября каждый банк обязан иметь хотя бы один договор с бюро, чтобы с согласия заемщика передавать туда информацию. О намерении организовать бюро кредитных историй (БКИ) заявили сегодня около 40 организаций.

- Андрей Порубов

Между тем техническая задержка - не самая главная проблема: банковское сообщество неоднозначно, а порой просто противоречиво оценивает процесс создания института кредитных историй как такового.

Однако на практике закон не заработал. Правительство России долго определялось, кому доверить регулирование работы новых организаций и надзор за ними. Только 5 августа 2005 года стало известно, что эти функции возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Сформировать реестр кредитных бюро, с которыми банки могли бы заключать договоры, к 1 сентября она не успела. Кроме того, не решен вопрос с получением разрешений на техническую защиту информации и организацию системы электронной цифровой подписи.

Вторая группа БКИ - структуры, учрежденные крупными розничными игроками: Сбербанком, банком «Русский стандарт». В профессиональном сообществе отношение к ним весьма противоречивое. Председатель правления банка «Северная казна» Андрей Волчик считает, что со стороны Сбербанка это не что иное как попытка закрыть информацию о своих заемщиках, иными словами, обойти требования закона: «Обязательства о наличии договора с бюро формально выполняются, при этом информация не попадает в другие банки». Заместитель председателя правления Уралвнешторгбанка Даниил Сандлер считает, что такое поведение крупных игроков закономерно: «У Сбербанка миллионы заемщиков, а у когото - сотни. И последние хотят воспользоваться необходимой информацией. Это нормальная позиция. Только так не бывает: заплатил три доллара и получил то, что другие нарабатывали годами».

Местная заточка
Из сорока БКИ только два - Национальное бюро кредитных историй (НБКИ, создано под эгидой Ассоциации российских банков) и «Экспириан Интерфакс» (учредители - информационная группа Интерфакс и международное бюро Experian) - имеют право заключать договоры с банками. Эти организации, зарегистрированные как юридические лица до принятия закона о БКИ, могут вести профильную работу в течение шести месяцев (с 1 июня до 1 декабря) без лицензии и электронной цифровой подписи. Директор ЗАО «Интерфакс-Урал» Михаил Фейгин говорит, что переговорный процесс с кредитными учреждениями Урала идет активно. «Несколько банков уже присоединились к нашему бюро, и мы рассчитываем, что их число будет расти. Пока банкиров сильнее всего волнует вопрос, где окажется наибольший объем кредитных историй, какое бюро сможет обеспечить высокий уровень сервиса и полную сохранность данных». Очевидно, с учетом этого фактора «Экспириан Интерфакс» строит тарифную политику: годовая плата за пользование данными составляет 140 тыс. рублей в год плюс НДС, причем в эту сумму входит бесплатное предоставление 2500 ответов на запросы при условии, что банк делится с бюро информацией о своих клиентах. Стоимость каждого запроса сверх лимита - от 20 до 50 рублей в зависимости от количества. «Правда, в переходный период, пока закон окончательно не вступил в силу (это произойдет 1 марта 2006 года) и информация в бюро еще только накапливается, клиенты будут иметь определенные льготы», - добавляет Михаил Фейгин.

По тому же пути пошли банки Курганской области: их бюро носит название КБ «Урал». Евгений Кафеев, председатель правления КБ «Кетовский», одного из учредителей, говорит, что в основе этого решения два желания - сэкономить и сохранить независимость:

Третья группа - организации, созданные местными банками на своих территориях. В Тюмени, например, инициатором процесса выступила Ассоциация региональных банков Тюменской области: под ее эгидой учреждено Межрегиональное бюро кредитных историй (МБКИ). Исполнительный директор Ассоциации Михаил Микульский говорит, что руководители банков сразу выразили заинтересованность в именно региональной базе данных: «Бюро кредитных историй, созданное при участии банковского сообщества нашей области, будет более заточено на качественную и оперативную работу с местными банками».

Евгений Кафеев утверждает, что КБ «Урал» готово к работе организационно на 99% , технически - на 90%: «Прошли аттестацию помещения и оборудование для защиты конфиденциальной информации, имеются все каналы связи». О технической и организационной готовности сообщает и Михаил Микульский: «Разработана и бесплатно передана банкам клиентская часть программного обеспечения, по всем правилам защиты информации проведена наладка оборудования, представлены в государственный уполномоченный орган документы ООО „МБКИ“. В сентябре в тестовом режиме начата работа с банками по формированию кредитных историй заемщиков».

- Затраты на создание собственного бюро практически равны сумме, которую просили с нас столичные бюро за подключение и абонентскую плату. Но собственная структура, мы надеемся, со временем будет приносить доход, позволяющий говорить об окупаемости затрат. А еще мы исходили из того, что небольшим региональным банкам, а в Курганской области таких большинство, приходится сталкиваться с высокомерным и даже снобистским отношением «столичных монстров». Нет никаких гарантий, что БКИ, ориентированное на работу с крупными банками, не выстроит свою политику в угоду им. Например, установит значительную абонентскую плату, но будет предоставлять существенные скидки за большое количество кредитных отчетов, которые нам не нужны.

Одни считают, что это слишком дорогое удовольствие. «Чем больше информации сосредоточивает кредитное бюро, чем больше поступает запросов, тем меньше накладные расходы и соответственно стоимость услуг», - аргументирует решение коллег заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.

Экономическая нецелесообразность
Интересно, что обычно сплоченные и амбициозные банки Челябинской и Свердловской областей решили региональное бюро не регистрировать, хотя еще год назад большинство ратовало именно за такой вариант. Причины называют разные.

Кроме того, «мы сегодня выходим в другие регионы и нам интереснее работать с бюро, где сосредоточена информация с самых разных территорий», - подчеркивает Андрей Волчик. Эту коллизию можно было бы разрешить через механизм взаимоотношений между самими бюро кредитных историй. Но этот пункт исчез из окончательной редакции закона.

Второй фактор, по мнению Болотина, объективный. В Свердловской области 27 региональных банков и 24 филиала инорегионалов. При этом кредитный портфель физических лиц поделен примерно поровну. Какой смысл в собственной структуре, рассуждают банкиры, если большинство крупных московских банков будут передавать свои истории в НБКИ, а Сбербанк - хранить у себя? На данный момент из 24 неместных банков 15 заявили о готовности работать с НБКИ. Банки с иностранным участием скорее всего станут клиентами и «Экспириан Интерфакс». Получается, что свердловским банкам придется входить в два бюро одновременно. Создание еще и собственной структуры экономически невыгодно.

Опыт создания бюро в Кургане подтверждает эту версию. По мнению Евгения Кафеева, КБ «Урал» не состоялся бы без Татьяны Стариковской - нынешнего генерального директора бюро, которая «вложила в это дело не только свои силы и старания, но и личные накопления».

Даниил Сандлер видит, однако, в решении коллег вовсе не объективные факторы: «Банки Свердловской области финансово и психологически были готовы поддержать региональный проект. Но отдельному банку брать на себя функции организатора - неправильно. А предпринимателя, который бы рискнул и вложил свой интеллект, деньги, не нашлось. Предложений со стороны ИTкомпаний было много, но все они рассматривали это как очень хороший заказ и только. Не нашлось человека, который бы увидел в этом перспективный информационный бизнес».

Остаются на рынке и приверженцы региональной структуры. Председатель правления Уралтрансбанка Валерий Заводов, например, считает, что его банку, который работает исключительно на территории Урала, федеральное бюро не нужно: «Нам хотелось бы иметь доступ к информации здесь, на местах».

Черные ящики
Сейчас большинство опрошенных свердловских и челябинских банков прорабатывают варианты сотрудничества сразу с несколькими бюро. Генеральный директор банка «Гран» Дмитрий Коцюба заключил договор с НБКИ, но обдумывает и другие предложения: «Сегодня любое бюро как черный ящик, правила игры непонятны - сколько это будет стоить, какого качества информацию мы в итоге получим. Ведь трафик кредитов с каждым днем растет».

- Я вижу здесь экономическую и социальную составляющие. Первая - добросовестные клиенты, один раз вовремя погасившие кредиты, должны получать аналогичные продукты по более дешевым ставкам, что, кстати, уже происходит. Вторая - в обществе должно созреть понимание того, что надо относиться к банку как к партнеру, а не объекту, который можно обмануть. Я верю, что в Россию вернется ответственность людей за свою финансовую репутацию.

Единственное, в чем банкиры единодушны, так это в необходимости системы кредитных бюро как таковой. Борис Дьяконов, исполнительный директор «Банка24.ру» убежден, что даже сам по себе факт появления понятия «кредитная история» уже положительным образом отразится на поведении заемщиков и снизит случаи явного мошенничества:

- От кредитных бюро ждут слишком многого, - говорит Даниил Сандлер. - Считается, что это резко снизит риски кредитования частных лиц: обращаешься в кредитное бюро и все. То есть якобы можно отсутствие методики анализа заемщика заменить элементарной уплатой денег. Это не так. Кредитные бюро по определению вспомогательный инструмент, главное - всетаки работа с клиентом. Нужно инвестировать деньги в технологии, персонал, все больше приближаясь к заемщику. А некоторые банки сегодня, наоборот, отдаляются от клиента, надеясь на то, что все проблемы решит простое подключение к базе данных. Это заблуждение. И очень опасное.

Между тем некоторые представители профессионального сообщества считают ожидания коллег завышенными:



Главная страница / Тенденции