Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Нефтяникам нашли «политическую» статью

ЗаПравительство страны обеспокоено состоянием нравственности россиян. В Совете Федерации прозвучала идея создания специального органа власти, который будет отвечать за патриотическое воспитание. Я думаю, если государство справляется со своими обязанностями служения народу, облечено его доверием, оно должно заниматься и вопросами морали. Потому что государство - законодатель, оно же должно следить и за исполнением своих законов.

Что тревожит? Негатив, заполонивший СМИ, ироничное отношение к самому понятию «патриотизм», которое в других странах берется на щит. Если изо дня в день средства массовой информации отражают жизнь россиян лишь через отрицательные явления, это по большому счету создает угрозу национальной безопасности. Потому что подрывает уважение нации к себе. Тревожит также содержание фильмов. Я не понимаю, почему мировоззрение моему ребенку должны формировать преступники, образы которых господствуют в кино, а не порядочные люди? Если кто-то купил прокисшую сметану и отравился, он может обратиться в комитет по правам потребителя. А когда нам навязывают пошлую рекламу, сцены, способные нанести нравственную травму, мы терпим и говорим о свободе и демократии. Но свобода слова одних (пишу и показываю что хочу) не должна оборачиваться нарушением прав других. В арабских странах в принципе запрещена демонстрация сцен насилия и убийств. В США, листая каналы, нет опасности наткнуться ненароком на эротическую картинку. У нас же навязывается то, что выгодно рекламодателям. Каким способом проводить регулирование? Не обязательно это должна быть цензура. Хотя я не считаю это слово ругательным: если не хватает внутренней, личностной цензуры, особенно у тех, кто влияет на умы, необходимо вмешательство государства. Фильтром может стать, например, эфирное время: фильмы эротического содержания или с высоким процентом жестокости демонстрировать после 24 часов. Это не запрет, это лишь учет разных интересов. Ограничения свободы не происходит: желающий может посмотреть кино или программу ночью, или записать на видео, или купить кассету.

Анатолий Марчевский

ПротивС точки зрения юриста, сфера нравственности и морали лежит вне осуществляемого государством правового регулирования, поскольку относится к духовной жизни общества. В своей области мораль сама является эффективным регулятором общественных отношений. И правда, выбор между нравственным и безнравственным поступками нам приходится делать чаще, чем выбор между правомерными и незаконными действиями. Что касается правовых актов, то они содержат запреты на осуществление тех действий, которые идут вразрез не только с общественной моралью, но и серьезным образом посягают на права других людей. К таковым можно отнести запреты на распространение порнографии, клеветнической информации (ст. 242, 192 Уголовного кодекса РФ), пропаганду культа насилия и жестокости (ст. 4 закона «О средствах массовой информации»).

Не запрещение, а поощрение может стать средством регулирования: поощрение того, что несет позитив. При Законодательном собрании Свердловской области создан Совет по нравственности. Мы инициировали конкурс «Камертон», который поддерживает творческие проекты позитивной направленности. Удалось остановить размещение наружной рекламы с использованием пошлых, двусмысленных слоганов. Совет уже показал действенность подобного органа.

Николай Бойков

А во-вторых, можно попробовать защитить мораль на телевидении и в других СМИ, просто ограничивая выход «безнравственных» материалов. С этим еще проще. Статья 3 закона «О средствах массовой информации» запрещает чиновникам или государственным органам осуществлять цензуру, то есть требовать от редакции СМИ предварительно согласовывать сообщения и материалы либо налагать запрет на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Та же статья не допускает создание и финансирование органов или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Запрет цензуры предусмотрен и Конституцией Российской Федерации.

То есть законом уже дана оценка тем действиям, осуществление которых, предположительно, должен регулировать специальный государственный орган. Каким же образом он сможет вести это самое регулирование? Вариантов два. Во-первых, такой орган может производить мониторинг СМИ и, установив нарушение закона, передавать материал для разбирательства в другие компетентные государственные органы. Правда, в новой системе органов государственной власти уже существует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Кроме того, общий надзор за исполнением российских законов возложен на прокуратуру РФ. Не знаю, насколько оправданным будет создание еще одного органа с дублирующими функциями.


Прецедентвносит неопределенность в судьбу всех договоров на оказание платныхуслуг, заключаемых медицинскими учреждениями, работающими в системеОМС. У гражданина появляются основания, получив платную медицинскуюпомощь, вернуть себе деньги. Руководству ГКБ 14 еще повезло, моглии уголовное дело по обвинению в мошенничестве завести: формальногосударство полностью финансирует лечебные учреждения, а те норовят ещеи с больных три шкуры драть. Но так ли уж виноваты врачи? Установленныев России тарифы на оказание медицинских услуг настолько занижены, чтоне позволяют больницам и поликлиникам обеспечивать больных самыминеобходимыми лекарственными препаратами. Про обновление медицинскогооборудования и думать нечего.

В начале этого года мировойсудья Орджоникидзевского района Екатеринбурга вынес беспрецедентноерешение. Он обязал городскую клиническую больницу 14 вернуть 6 тыс.рублей пациенту, оплатившему лекарства по договору платных услуг.На суде представители ответчика пытались доказать, что территориальныйфонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) осуществляетфинансирование больницы не в полном объеме, поэтому врачи вынужденывозмещать затраты на приобретение лекарств за счет больного.Представители ТФОМС парировали: фонд обязательства перед больницейвыполнил, оплатив размещение в стационаре и лечение согласно стоимости,указанной в медико-экономических стандартах. Суд вынес решение не в пользу больницы.

Опрошенные намиэксперты из числа руководителей медицинских страховых компаний и ТФОМСпрактически солидарны: реформа системы ОМС назрела. Но бес как всегдав деталях: они способны перечеркнуть самые благие либеральные начинанияправительства. Так, недоработки в пенсионной реформе фактическиобесценили огромные затраты на ее проведение: рассылка «писем счастья»,сопоставимая по масштабам со всероссийской переписью населения,не побудила подавляющее большинство граждан доверить негосударственнымпенсионным фондам накопительную часть пенсии. Упущения в законео монетизации льгот вывели на площади тысячи пенсионеров. А чтопроизойдет, если примут непроработанный закон о медицинскомстраховании? Он касается не только пенсионеров или льготников,он задевает всех россиян, нуждающихся в оказании своевременной,бесплатной и качественной медицинской помощи. Кроме того, рыночныйна первый взгляд закон не помешает возникновению еще одной олигополиис присущими ей коррупционными методами конкуренции.

Реформа системыобязательного медицинского страхования, которую уже почти год готовитминистерство здравоохранения и социального развития РФ, призванаисправить положение с финансированием лечебных учреждений. Смыслее в том, чтобы ввести конкуренцию между лечебными учреждениямиза право оказания гражданам медицинских услуг. Процветать будетта больница или поликлиника, которая высоким качеством обслуживанияпривлечет наибольшее число пациентов. За оказанные клиентам услугис лечебными учреждениями будет рассчитываться получившаягосударственные средства на ОМС страховая компания. Граждане получатправо самостоятельного выбора как лечебного учреждения, таки медицинской страховой компании.



Между тем среди профессионалов и поклонников появляется мнение, что после бурного старта жанр замер. Он как бы притормозил, не зная куда двинуться дальше, оглядывается вокруг. То, что создается сегодня, так же прекрасно, как то, что создавалось вчера, но это лишь интерпретация на прежнюю тему. Речь не об остановке: каждый хореограф движется в рамках собственного фарватера. Но принципиально новое пока не появилось на горизонте.

Урал в очередной раз доказывает «столичность» в сфере современного танца. Для участия в главном театральном фестивале страны «Золотая маска» отобраны сразу три коллектива из Екатеринбурга: «Провинциальные танцы», эксцентрик-балет Сергея Смирнова и Институт танца. Из Челябинска едет Театр современного танца.

Оценить нынешнее состояние contemporary dance мы предложили дважды лауреату «Золотой маски» хореографу Челябинского театра современного танца Ольге Пона (ее взгляд - изнутри) и теоретику, философу жанра Аату Хоугею, много лет проработавшему в системе образования Нидерландов, бывающему на различных фестивалях, хорошо знающему нашу страну и особенно Урал (его взгляд - со стороны). Поэтому в разговоре постоянно возникают сравнения и параллели: Урал, Россия, Запад. В Екатеринбурге Ольга и Аат находились по приглашению факультета современного танца, первого учебного заведения в этом жанре в России, созданного несколько лет назад при Гуманитарном университете.

- В какой точке развития, на ваш взгляд, пребывает российский современный танец?

Аат Хоугей

Ольга : Те 10 - 12 лет, сколько существует у нас современный танец, - еще не тот период, когда можно говорить о всплесках и падениях. Пока это становление, движение по прямой.

Аат : Я думаю, никакой остановки нет. Просто мы все еще имеем дело с первой генерацией людей в этом жанре. Они стали более узнаваемы, они очищают, кристаллизуют стиль. А вот чего действительно недостает, так это новых имен. Поколению, следующему за первым, всегда сложнее найти свое место, так как сильно влияние первопроходцев, которые уже стали мастерами. В России это еще труднее из-за свойственного россиянам качества: не всегда хватает смелости начать новое, взять и решиться, создать свою компанию, творческий коллектив. Не хватает духа предпринимательства, не только в бизнесе, но в любом деле.

- То есть можно сформулировать условия наступления «золотого века» современного танца. Первое: школа, профессиональная подготовка. Второе - достаточное количество сценических площадок. Третье, предположу, - публика.

Аат : Если мы хотим «золотого века» уральского, российского современного танца, мы должны создать условия, чтобы новые люди приходили в этот жанр. Например, хореографами нередко становятся те, кто начинал танцовщиками. Может быть, задача руководителя коллектива - дать и танцовщику возможность, время, пространство сделать что-то свое. Затем: начинающий хореограф нуждается в исполнителях. Их мало, и ему приходится работать с «детьми», учить их. Это приятно и благородно, но тяжело соревноваться с теми, кто работает с готовыми артистами. Далее: нужно показать свое произведение. А сценическую площадку найти не так-то легко. В России, в отличие от западной традиции, у каждого театрального здания есть «хозяева» - своя труппа, и руководство не заинтересовано в чужаках.

Ольга : Наша публика не разграничивает четко понятия драматический театр, танец, современный танец. Это определенная прослойка, интеллектуальная, продвинутая, которая придет и на экспериментальное представление в драматическом жанре, и на contemporary dance. Для Запада характерны более узкие «лучи» интереса, направленные на разные жанры.

Аат : Да, но фундаментом я бы назвал то, о чем уже говорил: ощущение свободы в творческом предпринимательстве, смелость посягнуть на авторитеты, создать свое. В отношении же публики можно только пожелать, чтобы ее интерес не падал. Когда приезжаешь с Запада и смотришь на российские залы, думаешь: боже мой, сколько людей здесь любят и понимают современный танец! В Европе сто-двести человек на представлении, не больше.

Аат : Образование в искусстве идет от мастера к ученику. Разница - в базе, в тех педагогических ресурсах, которые имеются здесь и там. Опасно импортировать сюда западную модель. Там эстетика современного танца сформировалась в 60-е годы, вы в ней не нуждаетесь, у вас своя ситуация. Я открыл для себя: российские люди почему-то думают, что все привезенное с Запада лучше, чем здешнее. Странное мнение. Если приглашают специалиста-хореографа, потому что знают: его опыт близок и полезен, - это нормальная мотивация. Если только исходя из того, что он иностранец, - это, конечно, неправильно. Везение России в том, что она еще не имеет своей истории современного танца.

- Система образования в современном танце в России только формируется. Однако в Екатеринбурге уже можно говорить об определенной структуре: школа современного танца (среднее специальное образование), факультет в университете (высшее образование). Есть ли местные отличия от западной образовательной системы?

Аат : История - прошлое, пребывание в нем не приводит к прогрессу, традиция тянет назад. Если старшее поколение постоянно говорит младшему: это уже сделано, нет смысла делать то же - оно убивает всякую инициативу. А в России никто, к радости, не может сказать: так уже было. Здесь пока еще можно делать все. Или не делать.

- Это парадоксальное утверждение.

Аат : Я бы не употреблял слово национальность, это слишком сильно: тянет на флаги и гимны. Но движение, конечно, национально идентифицируется. Самый простой пример: люди, живущие в горах, привыкшие передвигаться по камням, имеют иную физику движения, нежели те, что живут на равнине. Также можно отметить разницу в движении жителей жарких и холодных стран. Сказываются и культурные традиции. Например, в России очень сильно влияние фольклорного танца, хотя вы сами, может быть, этого и не замечаете. А вот в Голландии нет фольклорного танца.

- Contemporary dance считается одним из наиболее интернациональных видов искусства. Язык тела не требует перевода. На ваш взгляд, имеет ли движение национальность?

Ольга : Несомненно, каждый является продуктом той или иной страны. Однако и в одной культуре люди и их проявление в движении столь разнообразны, что личностные, индивидуальные различия я считаю более значимыми, чем национальные.

- Может ли повлиять на судьбу современного танца политика государства в сфере искусства?

Ольга Пона

Ольга : В Екатеринбурге современный танец не имеет государственной поддержки (все коллективы существуют сами по себе), - но развивается. Мы же везунчики. Челябинский театр современного танца - муниципальный. Мы имеем маленькие деньги, но они дают стабильность и возможность сохранить коллектив. Муниципальный статус позволяет оставаться вместе, он держит.

Аат : Думаю, современный танец может развиться и без государственного внимания, независимо от него. Но мое глубокое убеждение, что правительства обязаны поддерживать любые инновации: в искусстве, в науке, в производстве. Однако государства, по моим наблюдениям, предпочитают больше заботиться о прошлом.

Ольга : Стоит только оглядеться на поле современного танца, и работа найдется. Можно пробовать себя в качестве хореографа. Можно работать танцовщиком, можно пойти в педагоги. Конечно, требуется проявлять инициативу, ту самую «смелость предпринимательства», о которой говорил Аат. А вакансии есть везде. В танцовщиках нуждаются коллективы, в педагогах - дворцы культуры, досуговые центры. А в хореографах - страна.

- Очевидно, не случаен тот факт, что первый в стране факультет современной хореографии возник в негосударственном вузе. В следующем учебном сезоне предстоит выпуск первых профессионалов в жанре contemporary dance. Насколько они будут востребованы?


По данным Минприроды РФ, в 2004 году территориальные органы этого ведомства проверили выполнение лицензионных соглашений практически во всех российских компаниях. Нарушения норм добычи выявлены в работе дочерних предприятий не только ЮКОСа, но и ТНК-ВР (на Самотлорском месторождении), Славнефти (на месторождениях Мегионнефтегаза). При этом ранее об уголовных делах речи не шло: Минприроды лишь направляло в компании предписания для устранения несоответствий между заявленными и фактическими объемами добычи. Первое в РФ уголовное дело по факту сверхлимитной добычи нефти возбуждено в декабре 2004 года прокуратурой Башкирии: Башнефть уличили в том, что она добыла сверх квот 4,2 млн тонн, получив доход в 11 млрд рублей. После этого гендиректор Башнефти Ильдар Исхаков лишился должности, а президент Башкирии Муртаза Рахимов аннулировал собственный указ о продаже контрольного пакета акций Башнефти фирмам, подконтрольным его сыну Уралу.

Нефтеюганская межрайонная прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 171 (часть 2, пункт б) Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство) в отношении Олега Витки, гендиректора ООО «Западно-Малобалыкское», совместного предприятия ЮКОСа и венгерской MOL. Ему инкриминируют превышение в 2003 году предприятием лимита добычи нефти, установленного лицензионным соглашением. Добыча сверх установленного предела 424,5 тыс. тонн нефти (превышение на 52%) принесла незаконный доход в 536,3 млн рублей. По решению городского суда Нефтеюганска Олег Витка взят под стражу. Если вина менеджера будет доказана, он может понести наказание сроком до пяти лет лишения свободы. Чуть ранее аналогичное уголовное дело возбуждено в отношении Сергея Шимкевича, гендиректора другой «дочки» ЮКОСа - компании «Томскнефть». Томские правоохранительные органы полагают, что в результате сверхнормативной добычи нефти «Томскнефть» незаконно получила доходы в размере 7,1 млрд рублей. Пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин считает, что прокурорские работники используют систему двойных стандартов: превышение объемов добычи есть у всех компаний.



Главная страница / Тенденции