Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Играть по-честному

Первой декаде сентября главы Газпрома и германских компаний BASF и E.ON в присутствии президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера подписали соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода. Труба пройдет по дну Балтийского моря, что позволит сократить платежи за транзит российского газа и ликвидирует монополию Украины на экспортные маршруты из России. Новым газопроводом будет владеть создаваемое германо-российское СП North European Gas Pipeline Company. Газпром получит 51% акций, немецкие партнеры - по 24,5%. Мощность первой очереди трубопровода, которую собираются ввести в строй в 2010 году, составит около 27,5 млрд кубометров газа в год, со временем его пропускную способность планируется увеличить до 55 миллиардов.

Бернхард Шмидт

Пока E.ON раздумывал, инициативу перехватил концерн BASF. Весной нынешнего года он договорился с Газпромом о том, что участницей разработки Южно-Русского станет его дочерняя компания Wintershall AG. Сегодня это единственная германская компания, допущенная к газодобыче на территории России.

Сырьевой базой для Северо-Европейского газопровода станет Южно-Русское месторождение в Ямало-Ненецком АО (запасы - 700 млрд куб. м). Вокруг этого месторождения и развернулась главная интрига, чуть не поссорившая немецких партнеров Газпрома. Изначально планировалось, что разрабатывать Южно-Русское месторождение российский концерн будет совместно с компанией E.ON, с которой еще в июле прошлого года был подписан соответствующий протокол о намерениях. По документу E.ON должен был получить долю в Южно-Русском месторождении, а Газпром - участие в распределительном и сбытовом бизнесе в Европе. Но дальше деклараций дело не пошло: стороны не смогли определиться с параметрами участия в проекте.

- Господин Шмидт, как давно Wintershall AG сотрудничает с Газ-промом, с чего все начиналось?

О проектах Wintershall AG в России и перспективах их развития рассказывает член правления компании Бернхард Шмидт.

- В каких направлениях Wintershall и Газпром взаимодействуют сегодня?

- Основы созданы еще в 1990 году: тогда, незадолго до объединения Германии, крупнейший немецкий промышленный потребитель газа концерн BASF, действуя через дочернюю компанию Wintershall AG, и мировой лидер по производству газа ОАО «Газпром» заключили договор о сотрудничестве в газовой сфере. Документ стал базой качественно нового явления для газовой промышленности того времени - взаимодействия российской и германской энергетических компаний. Российскому гиганту сотрудничество открывало прямой доступ на германский газовый рынок, а BASF, обеспечив себе надежное газоснабжение, мог повысить конкурентоспособность и заложить фундамент для очень прибыльного бизнеса. Чуть позже стороны учредили совместные предприятия - WINGAS, WIEH (Wintershall Erdgas Handelshaus GmbH) и WIEE (Wintershall Erdgas Handelshaus Zug AG), задачей которых стала реализация газа в Германии и Европе. В рамках этих компаний мы уже 15 лет успешно сотрудничаем на рынке.

Помимо этого с весны нынешнего года мы сконцентрировались на масштабном углублении сотрудничества в сфере добычи, транспортировки и реализации газа. Есть договоренности, что Газпром увеличит долю в WINGAS, составляющую пока 35%. Мы же совместно с Газпромом будем разрабатывать Южно-Русское газовое месторождение в Западной Сибири. Для наглядности: запасы Южно-Русского примерно в пять раз превосходят объем годового потребления газа всей Германией. Кроме того, партнерство Газпрома и Wintershall распространяется на прокладку Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря. Он будет доставлять газ, добываемый на Южно-Русском месторождении, в Западную Европу. Задачей нашего СП WINGAS станет координация подключения нового трубопровода к газотранспортной сети Германии, в первую очередь за счет собственной сети.

- Логично, что модель сотрудничества, которая отлично зарекомендовала себя в сфере реализации газа, мы перенесли на добычу. В июле 2003 года Wintershall и ООО «Уренгойгазпром» (стопроцентные дочерние компании концерна BASF и ОАО «Газпром» соответственно) учредили совместное предприятие, которое готовится приступить к разработке одного из участков ачимовской залежи Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения в ЯмалоНенецком АО. Таким образом, мы стали первым германским производителем, который будет заниматься добычей газа в России.

- 11 апреля этого года в присутствии федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера и президента РФ Владимира Путина Газпром и BASF подписали основополагающее соглашение. Этот документ переносит наше сотрудничество в совершенно новое измерение: партнерство российской и германской компаний на протяжении всей цепочки создания стоимости, от месторождения в Западной Сибири до конечного потребителя в Германии, становится более интенсивным. Насколько тесны эти партнерские отношения, можно судить по тому, что мы не стали ограничиваться финансовой сделкой, а решили обменяться стратегическими активами. Мы едины в общем стремлении к совместному освоению огромных запасов Южно-Русского месторождения.

Третий лишний?
- Остановимся на главных проектах подробней. Расскажите, пожалуйста, об условиях сотрудничества Газпрома и Wintershall при освоении Южно-Рус ского месторождения.

- Пока мы ведем переговоры по отдельным аспектам реализации проекта и не можем сообщить подробную информацию. Но исходить надо из того, что в 2008 году будут добыты первые кубометры газа, а в 2011 году производство выйдет на проектную мощность.

- Когда Wintershall и Газпром планируют приступить к разработке Южно-Русского месторождения и добыть первый газ?

- Пока этот вопрос в стадии переговоров. В общей сложности на освоение Южно-Русского месторождения потребуется более миллиарда долларов.

- Какой объем средств должна вложить каждая сторона?

- Мы допускаем его, но BASF/Wintershall был и остается первоочередным партнером Газпрома. Стороны договорились о принципиальной готовности к участию в разработке Южно-Русского месторождения третьих лиц, но по соглашению они принимаются только на основе единогласного решения сторон. Разумеется, третий участник проекта не будет обладать большей долей, чем BASF. По остальным вопросам привлечения к разработке Южно-Русского месторождения ведутся переговоры.

- Как руководство Wintershall относится к привлечению других зарубежных компаний, в частности E.ON Ruhrgas?

- ООО «Уренгойгазпром» и Wintershall имеют равные доли в «Ачимгазе». Точно так же, по принципу равноправия, организовано управление компанией: менеджмент состоит из равного количества представителей обеих сторон. Отмечу, мы на равных сотрудничаем уже 15 лет, взаимно дополняя сильные стороны друг друга, объединяя наши навыки и справедливо разделяя ответственность и риски. Разумеется, в работе «Ачимгаза» мы будем придерживаться этих же принципов.

Дальше и вглубь
- Другой важный проект Wintershall с Газпромом - ООО «Ачимгаз». Каковы доли компаний и как осуществляется руководство проектом?

- Около 700 млн долларов. Это одно из самых крупных капиталовложений германского предприятия в российскую экономику.

- Какой объем инвестиций необходим для разработки ачимовской залежи Уренгойского месторождения?

- По тому же, по которому осуществляется руководство совместным предприятием, - принципу равноправия.

- По какому принципу разделены финансовые обязательства между Wintershall и Газпромом, сколько вложит каждая сторона?

- Мы с Газпромом в данном проекте идеально дополняем друг друга. Российская компания обладает многолетним опытом работы в условиях вечной мерзлоты. Мы в результате длительной работы в газодобыче приобрели солидные навыки эксплуатации труднодоступных месторождений с применением технологий горизонтального бурения на коллекторах со сложной геологической структурой. Для разработки глубинной ачимовской залежи необходимо как раз сочетание опыта Газпрома и наших высоких технологий.

- Будут ли при разработке ачимовской залежи использоваться зарубежные технологии и опыт компании Wintershall?

- В прошлом году мы совместно с Газ-промом приняли решение по пилотной фазе разработки месторождения. По нему, с конца 2005 года планируется пробурить первые добывающие скважины и ввести в эксплуатацию буровые установки. Для проведения этих работ выделено более 125 млн долларов. После исследования режима месторождения, с 2008 года, планируем приступить к разработке всего месторождения - на этом этапе «Ачимгаз» из 80 с лишним скважин будет ежегодно добывать до 8,3 млрд куб. м газа. Сегодня уже создается инфраструктура и готовятся буровые площадки.

- Каковы сроки реализации проекта? Когда будет добыт первый газ?

- В течение сорока лет российско-германское СП должно извлечь из ачимовской залежи Уренгойского месторождения 200 млрд куб. м газа и 40 млн тонн конденсата.

- А какой объем газа планируется добыть в общей сложности?

- Принимать и реализовывать его будет Газпром: он здесь - хозяин. Мы не можем повлиять на создание стоимости газа на российском рынке. Рассчитываем, что газ будет реализовываться по справедливой цене, устраивающей обе стороны.

- Как и по какой цене будет реализовываться газ?

- Мы очень довольны ходом работ и полностью укладываемся в запланированные сроки. Сейчас создается инфраструктура, идет обустройство буровых площадок. В конце этого года мы сможем пробурить первые скважины и поставить буровые установки.

- В июле этого года представители Wintershall побывали на ООО «Ачимгаз». Расскажите о впечатлениях от поездки.

- Мы отслеживаем интересные нефтяные проекты в российских регионах. Приступили к поискам нефти и газа в российской части Каспийского моря, продолжаем геологические и геофизические исследования на участке «Тюлений»: Каспий считается одним из самых динамично развивающихся нефтяных регионов в мире. Кроме того, заключили соглашение о стратегическом партнерстве с «Татнефтью», планируем реализовать совместные проекты в Волжско-Уральском регионе. Нельзя также забывать, что мы являемся учредителями совместного предприятия «Волгодеминойл», которое дольше других занимается добычей углеводородов в РФ: мы уже 13 лет добываем нефть в Волгоградской области вместе с компанией «ЛУКойл». «Волгодеминойл» проводит разведку четырех лицензионных участков, полученные данные будут использованы в дальнейшей деятельности предприятия.

Ждите на Волге
- Какие российские месторождения, помимо проектов «Ачимгаз» и Южно-Русского, интересны компании Wintershall?

- Нет, у нас сейчас другие приоритеты: совместные проекты в области разведки и добычи нефти, газа и конденсата, прежде всего «Ачимгаз» и Южно-Русское месторождение, а также строительство Северо-Европейского газопровода.

- Не намерена ли компания Wintershall участвовать в строительстве завода по сжижению природного газа?


- Первые месяцы, которые я провел здесь, меня ошарашили. Я был впечатлен размерами страны: за то время, что я добирался из Москвы до Екатеринбурга, в Германии я мог бы два раза слетать туда и обратно… Но мне понравилось.

- Господин Келлер, с марта этого года вы работаете в России. Каковы ваши первые впечатления?

- У меня лично проблем нет. Я сам представитель «чиновничьего» государства, административные органы которого имеют те же корни, что и в России. Несмотря на сильное сопротивление автомобильного лобби, иностранные автопроизводители все же решаются открывать в вашей стране производство (сейчас иномарки собирают на шести площадках. - Ред.). Конечно, хотелось бы, чтобы были снижены таможенные пошлины, тогда мы могли бы предлагать более приемлемые цены.

- Огромные территории предполагают сильные позиции государства. Насколько деятельность российских чиновников открыта по отношению к зарубежным инвесторам?

- В противовес Европе это быстрорастущий рынок, спрос на автомобили неудовлетворен. Рынок автомобилей иностранного производства за 2004 год удвоился (по данным АЦ «Э-У»;, прирост составил 79%. - Ред.). Объем продаж иномарок ожидается на уровне 550 тысяч в 2005 году и 600 - 650 тысяч в зависимости от роста доходов населения в 2006-м.

- Как вы оцениваете российский рынок?

- Из-за быстрого роста Россия для нас приоритетный рынок, поэтому квотирование в чистом виде здесь неприменимо и в ближайшее время будет отменено. В будущем мы гарантируем стабильное удовлетворение потребностей клиентов. Хотя мне лично приятней ситуация, когда спрос все-таки немного впереди (смеется).

- По нашим данным, в прошлом году екатеринбургские дилеры Volkswagen испытывали затруднения с поставкой машин: спрос опередил предложение. Как вы планируете решать эту проблему?

- Volkswagen сейчас в стадии переговоров по поводу открытия производства под Москвой. (Подробности, связанные со строительством завода, г-н Келлер обсуждать отказался, сославшись на нежелание вмешиваться в ход переговоров и отсутствие информации по этому вопросу. - Ред.)

- Вы будете наращивать производственные мощности или уменьшать квоты других стран?

Место
Марка
2004
2003
Изменение, %1

Таблица Десятка лидеров продаж на немецком рынке

602 725

Volkswagen

0,4

600 360

Mercedes

2

369 099

360 425

3

-2,4

334 794

Opel

0,6

332 781

BMW

4

253 376

276 982

5

9,3

235 652

Audi

-1,3

238 742

Ford

6

230 900

235 429

7

2,0

164 606

Renault

-19,4

204 345

Toyota

8

110 197

127 019

9

15,3

121 914

Peugeot

-1,5

123 791

Skoda

10

87 402

96 465

Источник: VDA

10,4

- Здесь зачастую бывает тяжело получить некоторую статистическую информацию, например, мы знаем количество зарегистрированных в стране автомобилей, а по конкретным регионам таких данных нет, они оценочны.

- Что еще необходимо учитывать, работая в России?

- Ведут ее многие: органы статистики, ГИБДД и другие. Но цифры у них расходятся. Приходится выводить среднее. В Германии же существует единая централизованная база данных с точностью до одного автомобиля, которая обновляется ежедневно. Информация абсолютно открыта, а здесь нам приходится прикладывать определенные усилия.

- Статистика не ведется или ее сложно получить?

Показатель
2004
2003
Пр ирост, %Производство автомобилей внутри страны* (шт.)

Таблица Автомобильная промышленность Германии

5 120 864

5 192 101

Зарубежные производства немецких концернов* (шт.)

1,4

4 034 454

4 220 499

Продажи автомобилей (млрд евро), в т.ч.

4,6

141,7

153,7

на внутреннем рынке (без налогов)

8,5

46,1

50,7

на зарубежных рынках

9,9

95,6

103,0

Совокупные инвестиции в автопром (млрд евро)

7,8

12,0

11,9

* 2003 - с учетом территориального переноса производства

- 0,9

- Как вы оцениваете ситуацию по продажам в регионах?

Источник: Автомобильная ассоциация Германии VDA

- На какие регионы вы делаете ставку?

- Я уже побывал в Краснодаре, Тольятти, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. Но этого слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Успел отметить высокие темпы роста экономики регионов, и в будущем наверняка произойдет перераспределение продаж в их пользу. Сейчас на регионы приходится не более 20%, остальное держит столица.

- В таком случае как вы оцениваете уровень квалификации персонала, который занят на ваших предприятиях в регионах?

- Все равны. Все будет зависеть от персонала и руководства дилеров - насколько успешно они поведут дела.

Марка
Объем продаж за I полугодие 2005 г., шт.
Принадлежность концернуOpel

Таблица Продажи немецких марок на Урале

General Motors

600 (оценка)

462

Volkswagen

Mercedes- Benz

Volkswagen Audi Group (VAG)

Daimler Chrysler

184

147

BMW

Audi

-

VAG

112

8

Porsche

Источник: АЦ Эксперт- Урал

-

- Каковы потребительские предпочтения россиян?

- Отмечу хорошие базовые знания и уровень образования, а также чрезвычайный интерес к автомобильной технике, гораздо сильнее, чем в Европе. Мы много делаем для повышения квалификации сотрудников. Разработаны квалификационные стандарты, по которым проводится обучение - как выездное, так и на местах. Работает постоянная горячая линия для решения текущих вопросов.

- Volkswagen в переводе с немецкого -народный автомобиль. Тем не менее модельный ряд не ограничивается Pointer за 10 тыс. долларов, а включает и более дорогие марки, к примеру, Phaeton стоимостью от 80 тыс. долларов. Не дезориентирует ли потребителя такая ценовая политика?

- Самый популярный Volkswagen в России - Touareg, на втором месте - Passat, затем идут автомобили компакт-класса. По сути, здесь мы предлагаем тот же продукт, что и в Европе, только адаптированный к российскому климату.

- Однако по итогам полугодия 2005 года Volkswagen в России по объему продаж занял всего 12 строчку…

- Ценовая политика не всегда играет решающую роль. Мы стремимся охватить клиентов с различным уровнем дохода. У нас покупают и седаны, и кабриолеты, и автомобили представительского класса.



В здание правительства Свердловской области попасть не легче, чем в Белый дом на Краснопресненской набережной в Москве: требуются пропуска, аккредитации. Поэтому когда стало известно, что Михаил Фрадков едет в Екатеринбург, мы постановили непременно сопровождать премьер-министра: уж больно интересно, как и о чем спорят и договариваются федеральные и региональные власти. Оказалось, что спорить наши чиновники мастаки. Не то что договариваться. Это первый вывод.

- Андрей Порубов

Урало-Западносибирский макрорегион как ни один другой в стране имеет все основания пополнить копилку «экономических чудес». Предприятия ТЭК, металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения, транспорта связаны здесь в единый производственный комплекс. Плюс научно-образовательная инфраструктура, обслуживающая промышленность, а главное - все еще конкурентоспособный человеческий капитал и уникальное геоэкономическое положение (мы располагаемся на перекрестье основных евразийских коридоров с запада на восток и с юга на север). Отсюда еще одно сомнение: а стоит ли вообще исследовать отдельно взятые субъекты РФ? Ведь, скажем, сырьевые и энергетические проблемы металлургов Среднего Урала не решить без освоения месторождений твердых полезных ископаемых Югры и газовых кладовых Ямала. И наоборот: новые образцы рельс, колесных пар, вагонов и даже локомотивов, которые свердловчане готовы предложить Российским железным дорогам, рассчитаны на использование не только в пределах Урала.

Второе. Наиболее продвинутые субъекты федерации еще несколько лет назад составили стратегии развития. Почему Москва обратила на них внимание только после наущения главы государства? Принцип поляризованного развития, который приходит на смену политике регионального выравнивания и предполагает концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в территориях-локомотивах, а затем распространение инновационной активности на другие, применялся и применяется во всем мире. Он не представляет диковинной новации. По этой модели развивались США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Италия, Испания, Чили, Южная Корея, Китай - страны, которые сегодня мы сами себе приводим в пример.

Почему так? Беспристрастные составители концепции дают ответ и на этот вопрос: низко качество госуправления. Это выражается в том, что «отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов РФ, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи».

Порою мы, журналисты, удивляемся: ну почему то, что очевидно для нас, не воспринимается чиновниками, выученными и нанятыми управлять страной? Оказывается, воспринимается (видно, просто меньшинством). Принцип поляризованного развития лег в основу концепции Стратегии социально-экономического развития регионов РФ, разработанной Минрегионразвития. Правда, согласно этой концепции, только «подготовка генеральной схемы пространственного развития России должна быть осуществлена в течение трех лет, начиная с 2006 года». Другими словами, страна, до сих пор не имеющая ни единого кластера, конкурентоспособного в глобальной экономике, до окончания президентского срока Владимира Путина даже не приступит к реализации какого бы то ни было стратегического проекта развития промышленности и инфраструктуры. А это ни много ни мало почти десятилетие.


В Перминалоговая ставка на автомат гораздо ниже - 2700 рублей. Но из 3 тыс.игровых автоматов, работающих, по данным Пермской ассоциации развитияигорного бизнеса (ПАРИБ), только в городе, зарегистрированных,а следовательно, налогооблагаемых - лишь 92 Недавно в регионевозбуждено первое уголовное дело в сфере игорного бизнеса по статье«Незаконное предпринимательство». Чтобы изменить ситуацию, призаместителе губернатора Пермской области Никите Белых создана рабочаягруппа, которая будет заниматься вопросами этого рынка. Но посколькувойдут в нее только налоговики и сотрудники милиции с их рейдами,эффект сомнителен: за полтора месяца проверок в городе изъято60 игровых автоматов, но никто не предъявил на них права.

По данным управленияфедеральной налоговой службы по налогам и сборам по Свердловскойобласти, поступление налога на игорный бизнес в бюджет регионаувеличилось в 2004 году по сравнению с 2003-м в 3,8 раза. Количествообъектов игорного бизнеса выросло с 2139 до 821 Ставка налогана игровой автомат в Свердловской области с 2005 года - 3,75 тыс.рублей (в 2004-м - 3 тыс. рублей).

Каксчитает исполнительный директор ПАРИБ Вячеслав Черноштанов, основнойчастью незарегистрированных автоматов владеют предприниматели из Уфыи Москвы. В Уфе в мае прошлого года введены жесткие требованияк величине площадей объектов игорного бизнеса: зал для игровыхавтоматов должен быть не менее 500 кв. метров. А москвичей в областьпривлекает малая насыщенность рынка.

«В Свердловскойобласти тоже не поставлен на учет каждый объект, рейды по выявлениюнезаконной деятельности проводятся и у нас, - сообщила исполнительныйдиректор Уральской ассоциации развития игорного бизнеса Ирина Чендева, -но бизнес становится более цивилизованным. Предприниматели понимают,что работать легально - выгоднее. Тем более что система налогообложениядостаточно простая, а налоговая ставка невысока».



Главная страница / Тенденции