Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Доходное дело

Проблемы отрасли - общие для всей России: высокий износ основных фондов, острая нехватка собственных средств на модернизацию производства, отягощение непрофильными производствами. Но к этому набору добавляются и регионально окрашенные беды.

Машиностроение республики в последние полтора года демонстрирует самые низкие темпы развития в УралоЗападносибирском регионе. Так, по итогам 2004 года индекс физического объема в отрасли составил лишь 94,6% от предыдущего года, а за первую половину 2005го в сравнении с аналогичным периодом прошлого - 95%. Ситуацию усложняет то обстоятельство, что машиностроение и металлообработка - основа промышленности Удмуртии (второе место после ТЭК по вкладу в региональный бюджет), их доля в республиканской экономике - 41% (доля машиностроения в экономике России - 18%).

Уровень загрузки мощностей машиностроительных предприятий Удмуртии - около 40%. Кризисную ситуацию отражает, в частности, бедственное состояние одного из флагманов региональной промышленности - Ижевского электромеханического завода «Купол». Завод специализируется на производстве систем ПВО ближнего действия и входит в состав ОАО «Концерн ПВО „Алмаз - Антей“». Из-за сокращения госзаказа он резко снизил объемы производства: с 11,5 млрд рублей в 2000 году до 2 млрд рублей по прогнозам на 2005й. По мнению экспертов, положение в удмуртском ОПК не было бы столь плачевно, если бы отдельные руководители оборонных предприятий меньше надеялись на государство и вовремя диверсифицировали производство, пока продолжали поступать деньги за военные поставки. Только наступив на государственные грабли, «Купол» начал производство теплообменников и надеется попасть с ними в заказ Российских железных дорог.

Декоративная оборонка
Главная особенность республиканского машиностроения в том, что 85% предприятий отрасли (14 заводов, шесть НИИ, НИТИ и ОКБ) являются объектами обороннопромышленного комплекса и в недавнем прошлом принадлежали государству. «Общеотраслевые проблемы усугубляются специфическими сложившимися ограничениями предприятий ОПК в условиях рыночных отношений в сравнении с прочими хозяйствующими субъектами: задолженностью по гос- оборонзаказу, отсутствием возможности полного перепрофилирования производства, необходимостью содержания мобилизационных мощностей», - отмечает начальник управления развития промышленности министерства промышленности и транспорта республики Надежда Давыдова.

«В классе спортивно-охотничьего оружия наше предприятие удерживает свыше 70% внутрироссийского рынка продаж и свыше 75% российского экспорта, - рассказывает генеральный директор ИМЗ Николай Парфенов. - Но мы лидируем в основном в области дешевого оружия, которое привлекательно для охотников как надежное и безотказное, но недорогое и рабочее. Сегодня мы могли бы выступить и в классе более престижного оружия. Однако имеющееся оборудование отстало настолько, что завод не может массово и дешево производить оружие с более привлекательным внешним видом, например декоративно оформлять приклад». Поэтому в планах ИМЗ - приобретение и установка в 2006 году нового оборудования деревообработки итальянской фирмы Minelli на сумму 240 млн рублей (срок окупаемости проекта - 4,5 года). Также предполагается закупка немецких станков: это решит проблему изготовления стволов. Сегодня каждый ствол проходит обработку свинцеванием, а это экологически грязное производство.

Отдельные предприятия ОПК Удмуртии в целях увеличения объема продаж проводят активную политику расширения ассортимента выпускаемой продукции. Например, ФГУП «Ижевский механический завод» (ИМЗ), хотя и занимает прочные позиции на внутреннем и мировом рынках стрелкового оружия, готовит сегодня пять инвестиционных проектов, нацеленных на освоение новых ниш.

Безусловно, успешные машиностроительные предприятия Удмуртии, такие как ИМЗ и Ижмаш, в отличие от многих других, имеют гораздо больше возможностей привлечь кредиты для модернизации производства, поскольку их выручка не так привязана к внутреннему рынку (велика доля экспорта продукции). Но причина успеха кроется еще и в грамотном руководстве. Так, Николай Парфенов одним из первых директоров в российской «оборонке» получил степень МВА и организовал для менеджеров завода серию курсов по стратегическому и антикризисному управлению, планированию и контролю. Генеральный директор ОАО «Ижмаш», председатель промышленно-экономической ассоциации Удмуртской Республики «Развитие» Владимир Гродецкий прошел курс рыночной экономики в Германии и практиковался на немецких заводах.

В мире же есть оборудование, позволяющее сделать зеркальный ствол механическим способом, без применения свинца.

Слишком простая арифметика

Острый дефицит бюджетных средств на развитие - еще одна характерная черта региона. «Недавно я прочитал, что руководитель соседней Пермской области Олег Чиркунов собирается понизить ставку НДС за счет региональной доли, - отмечает Владимир Гродецкий.

Актуальной становится проблема подготовки квалифицированных кадров. Причем речь идет не только об управленческом звене, но и о рядовых работниках. Характерный пример: в текущем году изза окончательной остановки производства автомобилей «Иж» на ОАО «ИжАвто» под сокращение попало около 8 тыс. человек. Несколько сотен устроились на ИМЗ и Ижмаш, но многие уволились, не адаптировавшись к высокой интенсивности труда на этих заводах.

Президент Удмуртии Александр Волков регулярно встречается с руководителями промышленных предприятий региона, интересуется их проблемами. К сожалению, помощь республиканских властей пока только моральная. «В апреле этого года мы закончили выплату всех просроченных долгов различным бюджетным и внебюджетным фондам в размере 1 млрд рублей и посчитали, что можем обслуживать заемные средства на сумму 500 млн рублей, - рассказывает Николай Парфенов. - Исходя из этой цифры, строим инвестиционные планы. Но мы вполне могли бы освоить свыше 1 млрд рублей и расширить производство вполне конкуренто способной продукции, если бы такую возможность нам предоставило правительство Удмуртии».

- К сожалению, ничего подобного у нас нет, поскольку все время объясняется, что в бюджете не хватает денег, нужно решать социальные программы. Поэтому мы стараемся обходиться своими силами».

Но уже до принятия программы понятно, что документ не сможет существенным образом повлиять на развитие удмуртского машиностроения. Общее финансирование пятилетней программы планируется в размере 13,952 млрд рублей, из них средства регионального бюджета - всего 405 млн рублей, собственные средства предприятий и организаций - 5,802 млрд рублей, привлеченные - 7,662 млрд рублей. Остальная «мелочь» - средства федерального и местных бюджетов. «Мне известно, откуда взялись эти цифры, - делится впечатлениями от проекта программы Владимир Гродецкий. - Опросили все предприятия: сколько вы можете вложить в развитие собственных средств, сколько привлечь, а сколько вам нужно… Это же компиляция. Конечно, этих средств недостаточно. Только Ижмашу необходимо ежегодно на развитие 1 - 1,5 млрд рублей в год».

В настоящее время разрабатывается республиканская целевая программа «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006 - 2010 годы». По словам Надежды Давыдовой, проект предусматривает за счет средств регионального бюджета возмещение на конкурсной основе части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным средними и малыми предприятиями машиностроения и металлообработки для реализации инвестиционных проектов; предоставление на конкурсной основе машзаводам, выполняющим инвестиционные проекты, льгот по налогам на прибыль и имущество, а также льготных бюджетных кредитов предприятиям, внедряющим инновационные проекты.

Государственный Совет Удмуртии принял решение о начале выпуска республикой государственных ценных бумаг на сумму 1 млрд рублей. Полученные таким образом средства регион намерен вкладывать в инвестиционные проекты. Деньги будут выделены на покупку сельхозтехники, строительство и реконструкцию объектов животноводства и тому подобное. В беседе со мной директора промышленных предприятий искренне удивлялись, почему в список инвестпроектов правительство не включило бюджетообразующие организации. Самостоятельно машиностроительные предприятия пока не в состоянии выпускать ценные бумаги с низкой процентной ставкой, поскольку для инвесторов это слишком рискованное вложение капитала.

Руководство Удмуртии, в отличие от соседних регионов, до сих пор не выработало четкую систему стимулов для развития машиностроительной отрасли. Вместо этого оно преподносит дополнительные подарки бюджетополучателям, борясь за симпатии сельского электората. В сентябре

Само по себе стремление удмуртских чиновников вести региональное хозяйство в ногу со временем похвально, аутсорсинг доказывает экономическую эффективность по всему миру. Но рынок промышленных услуг в Удмуртии еще недостаточно развит. Прежде чем избавляться от непрофильных производств, директора промпредприятий учитывают три основных фактора: цену, качество и сроки поставок. Если центр литья в республике окажется единственным, что помешает монополисту поднять цены на услуги, экономить на качестве и затягивать сроки выполнения заказа? Гендиректор Ижмаша приводит характерный пример: «На Ижевском механическом заводе есть точное литье, которое было организовано в советские времена. Когда мы получили крупные контракты на поставку оружия, ИМЗ стал поднимать цены на литье, затягивать сроки. Хорошо, что он ФГУП: согласовали этот вопрос через Москву, ведь нужно выполнять государственный заказ».

Директивой по рынку
Власти Удмуртии активно агитируют директоров машиностроительных предприятий быстрее отказываться от непрофильных производств и создавать единые специализированные центры коллективного пользования, в частности центр по литью. «Зачем обсуждать идею создания центра литья? Если мне выгодно, я сам закрою свое литейное производство и буду там размещать заказы», - рассуждает Владимир Гродецкий.

У машиностроения республики большие перспективы. Важно, чтобы предприятия использовали все свои возможности на рынке, а власти не ограничивались декларациями о поддержке отрасли и от экономического администрирования перешли к стимулированию роста.

Машиностроители Удмуртии надеются на эффективное взаимодействие с региональной властью. Хорошим примером такого сотрудничества могут стать совместные усилия лоббирования в Москве идеи создания технико-внедренческой особой экономической зоны «Стрелковое оружие и патроны» на базе Ижмаша, ИМЗ и Ижевского государственного технического университета. Создание такой зоны для удмуртских оружейников позволит расширить экспортные поставки продукции за счет освобождения от таможенных пошлин и налогов на ввоз производственного оборудования. А расти есть куда. К примеру, автоматов Калашникова по всему миру производится около 1 млн штук ежегодно, при этом доля Ижмаша составляет от силы 10%. Послабления со стороны государства помогут в 1,5 - 2 раза увеличить экспорт спортивно-охотничьего оружия и отбить часть рынка у китайцев и турок.


Товар - деньги - товар

Рост производства связан прежде всего с развитием торговой сети, отмечает генеральный директор ФГУП «Ижевский механический завод» (ИМЗ) Николай Парфенов

Николай Парфенов

Свою роль в росте производства сыграли два фактора - грамотная ценовая политика и дозагрузка мощностей. Во-первых, мы перестроили нашу торговую сеть. Сегодня ИМЗ является одним из лидеров по производству в России электроинструмента: выпускаем около 30 моделей. Весь наш инструмент до прошлого года продавался практически через одного московского дилера. Мы провели работу по организации региональной торговой сети, за счет скидок переориентировали с Москвы на себя мелких оптовых покупателей. Таким образом, разрушили монополию в торговле нашей продукцией и создали конкуренцию между оптовыми покупателями. Раньше монополист мог выторговывать у нас выгодные для себя условия, а сейчас завод имеет дилерскую сеть примерно из 30 фирм в различных российских регионах.

- В 2003 году, когда я стал гендиректором предприятия, нам удалось остановить падение объемов производства, и теперь мы ежегодно растем, опережая по динамике российское машиностроение в целом. В 2004 году индекс физического объема товарной продукции составил у нас 107,1% в сравнении с предыдущим годом, объем реализации - 110,4%, рентабельность продаж достигла 10,4%. Наряду с ликероводочными и нефтяными компаниями, Ижевский механический завод вошел в десятку крупнейших налогоплательщиков Удмуртии. Результаты первого полугодия 2005 года: индекс физического объема производства - 113,4%, объем реализации продукции - 115,5%, рентабельность продаж выросла до 13,7%.

Увеличив объемы продаж и объемы прибыли, мы смогли не только рассчитаться со старыми долгами, но и часть средств направить на реализацию инвестиционных проектов - разработку и постановку на производство новых видов изделий. В частности, вывели на рынок пистолет «Макарыч», созданный на базе пистолета Макарова и стреляющий резиновыми пулями. Это оружие самообороны признано одним из лучших сегодня. Пистолет пошел на «ура», и мы получили хорошую прибавку к прибыли.

Рынок продаж спортивно-охотничьего оружия более регламентирован, поэтому в этом направлении просто усовершенствована система дилерских договоров. Мы начали стимулировать дилеров на то, чтобы они выбирали более широкий ассортимент продукции (более 50 моделей), обеспечивая нам равномерную загрузку производства.

Всем заниматься не получится

Увеличение продаж способствовало использованию ранее свободных мощностей завода, за счет этого стало расти производство. Многие товарные направления загружены на 100%, работают в две и три смены. И этот резерв мы сегодня практически исчерпали. Теперь стоит задача модернизации оборудования, износ которого превысил 50%, а в активной части - 80%.

Надежда Давыдова


- Доля убыточных предприятий машиностроительной отрасли в республике в 2004 году составила 37,7%. Значительная часть предприятий испытывает серьезные финансовые затруднения, связанные с опережающим ростом цен на сырье, услуги естественных монополий. Дефицит собственных финансовых ресурсов жестко лимитирует инвестиционную и инновационную деятельность. Нехватка оборотных средств ограничивает возможности увеличения объемов производства.

Вступление России в ВТО приведет к закрытию ряда машиностроительных производств, считает начальник управления развития промышленности министерства промышленности и транспорта Удмуртской Республики Надежда Давыдова

Продукция машиностроения ориентирована преимущественно на внутренний рынок, открытие которого для зарубежных производителей приведет к ужесточению конкурентной борьбы, возможному снижению объемов выпускаемой продукции, сокращению рабочих мест. Импортная продукция подешевеет за счет понижения тарифов и устранения большинства нетарифных барьеров, а отечественная машиностроительная - подорожает в связи с прогнозируемым ростом транспортных тарифов и цен на энергоносители (существенность данных факторов вытекает из географических особенностей размещения производства и его значительной энергоемкости). Неблагоприятно скажутся и неценовые аспекты - принятие технических норм и стандартов ВТО, сильный износ основных фондов отечественных предприятий. Возьмем станкостроение. Сегодня станки у нас производятся на «ИжмашСтанко» и НИТИ «Прогресс». Станки из Кореи и Китая точно такого же качества, но дешевле. Эксперты отмечают: в десятилетней перспективе будущее удмуртского станкостроения не просматривается.

В связи с либерализацией внутреннего рынка в рамках ВТО остро встает проблема конкурентоспособности. На предприятиях машиностроения и металлообработки удельный вес продукции, конкурентоспособной на международном рынке, составляет, по оценкам предприятий, около 24%, на российском рынке - 35%. Это один из самых низких показателей среди отраслей промышленности Удмуртии.

Подготовил Павел Кобер

Конечно, в условиях развития международной кооперации всем заниматься не получится. Отечественного автомобилестроения уже не будет, взят ориентир на выпуск корейских машин. В области металлообработки у нас лидирует Чепецкий механический завод: у него большие возможности. Это направление останется и будет развиваться дальше. Я думаю, что в оборонке хороший потенциал у ракетостроения, производства стрелкового оружия - автоматов Калашникова, самозарядного ружья МР153 и так далее.


Конечно,нынешние акции протеста не чета тому, что было в начале января, когдаижевские пенсионеры рвались в дом правительства и их сдерживал ОМОН,когда четыре тысячи человек вышли на улицу 250-тысячного Стерлитамака,когда перекрывали улицы Перми и Уфы, а в Екатеринбурге брали штурмомштаб «Единой России». И все же протест - это протест. Сообщениеиз Перми: группа пенсионеров прорвалась в зал заседаний областной думы.В Кургане начали сбор подписей под обращением к правительству России.В Екатеринбурге коммунисты-льготникисобрались у памятника Ленину. Итогом этих и других выступленийобщественности стало существенное снижение по стране рейтингапрезидента Владимира Путина (впервые с момента его избрания), а такжепоявление в повестке дня серьезного политического вопроса - о доверииправительству России.

Мы специально откладывалиматериал о монетизации, вернее, о реализации на Урале федеральногозакона 12 Надеялись, что народные волнения стихнут и власть наконецвнятно и честно, без социально-политическогопиара, назовет выгоды бизнеса от перевода льгот на денежную основу.Но акции протеста вспыхивают до сих пор. Видимо, протестовать с той илииной степенью активности будут весь год: скоро в почтовых ящикахпоявятся новые счета за коммуналку, электроэнергию и связь, потомначнется садово-огородный сезон, затем - оздоровительный, а там и новая отопительная кампания с ее издержками не за горами.

Проверка на дорогах Если бы губернаторы бунтующих Санкт-Петербургаили Ульяновской области спросили у уральских коллег, как успокоитьнаселение, они бы услышали простой до обидного ответ: не надо трогатьльготы. В самом деле, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкийавтономные округа, Тюменская, Свердловская и Челябинская области, дажебедное Зауралье смогли изыскать бюджетные средства и сохранитьнатуральные льготы для наиболее многочисленных категорий льготников:ветеранов труда, тружеников тыла, пенсионеров по возрасту. Более того,во всей сложносоставной Тюменской области не только местные,но и федеральные льготники ездят в общественном транспорте бесплатно.

Рейтинг - дело наживное,да и поднимается он только для того, чтобы однажды упасть.Правительство тоже не из компьютерной игры вышло: бессчетногоколичества «жизней» ему никто не обещал. Хуже другое: есть массапризнаков, по которым можно сделать вывод - процессу монетизации данобратный ход.

Оригинальный,но абсолютно не в духе закона 122 способ оплаты льготных телефонныхсчетов придумали в Челябинской области. Вместо того чтобы позволитьсвязистам выставлять счета всем клиентам в полном объеме, а льготникампросто раздать деньги на их оплату, областные власти напрямую авансомперечисляют общую сумму льготных выплат (по 16 млн рублей в месяц)АО «Уралсвязьинформ», а оно уже выставляет счета на половину суммы.Чиновники решили, что проводить общий зачет удобнее: не нужно тратитьсяна расширение штата работников социальных нужд, нести дополнительныерасходы на доставку денег до каждого гражданина. Там же, в Челябинске,власти договорились с транспортниками, что льготников, получившихкомпенсации, высаживать из трамваев-автобусов не будут: кондукторы просто предупреждают, что неплохо бы оплатить проезд, но если кто-то отказался, ему позволят доехать, куда нужно.

Премьерправительства Свердловской области Алексей Воробьев прямо заявил30 января в эфире Свердловской областной телерадиокомпании: «Мы у себяв области по льготникам, включенным в так называемый областной регистр,сохранили натуральные льготы. Бесплатно ездят ветераны труда, труженикитыла и репрессированные. Что касается льготников, включенныхв федеральный регистр, мы тоже приняли решение - с 1 января всем ездитьбесплатно до урегулирования на федеральном уровне вопросов, связанныхс компенсацией расходов транспортным организациям. Люди должны бытьспокойны, инвалиды, ветераны войны должны ездить бесплатно, и так будету нас в области. Они будут ездить весь год. Я надеюсь, и в 2006 годуопределенный механизм в этой части сохранится».

Но единыйсоциальный пакет - штука посерьезнее детских пособий. Тут федеральнымиденьгами не обойтись, нужна помощь регионов. Другой вопрос, каксчитать. В Москве считали так, в регионах - иначе. В итоге региональныеправительства решили, что старая система натуральных льгот для нихвыгоднее новой, требующей значительно больших затрат, чем определилМинфин России. Губернатор Тюменской области Сергей Собянин заявил,что он сохранил натуральные льготы просто потому, что по новой системев областном бюджете потребовалось бы найти только на покрытиетранспортных льгот 800 млн рублей, а по старой достаточнои 300 миллионов. По словам министра экономики Свердловской областиГалины Ковалевой, затраты областного бюджета на обеспечение монетизациильгот в четыре раза выше, чем при сохранении льгот в натуральном виде.Выходит, что ключевой тезис авторов монетизации - натуральные льготыобходились государству слишком дорого - не верен? Все не так просто.Что скрывать, жесткая централизация бюджетных средств оголиларегиональные бюджеты (см. ст. «Осознанная необходимость», «Э-У»1 от 17.01.05). Но и самих льгот в свое время напринимали столько, чтоесли начать выплачивать все, что положено (исходя из требований«диктатуры закона»), треснет бюджет не только нищего Зауралья,но и всей страны. Вот и пришлось региональным властям крутиться,пытаясь и акций протеста избежать (кому они нужны при новой системеизбрания губернаторов) и бюджеты не оголить. Самое верное - оставитьвсе по-старому.


Итогвсех этих находок и «смелых» заверений вполне прагматический -социальное спокойствие на Урале и спасение региональных бюджетов.Бюджетная политика федерального центра и без того не отличается большойлюбовью к регионам и их кошелькам. Очевидно потому, что федеральнаявласть не доверяет нынешним региональным чиновникам - разворуют. ПокаМинфину России удалось навести порядок только в своей «епархии»:федеральное казначейство работает как швейцарские часы. Это можнонаблюдать на примере детских пособий. Когда-тоих выплачивали из региональных и местных бюджетов. Это был периодмассовых зачетных схем, которые неизбежно заканчивались тем, чтограждан заставляли покупать чадам не то, что хочется, а то, чтовтридорога предлагали разные посреднические фирмы: уродливые резиновыесапоги, безразмерные рубашки, пластмассовые лейки и прочую ерунду.

Через систему социальныхльгот в таких закрытых отраслях, как ЖКХ, здравоохранение, общественныйтранспорт, проходили гигантские потоки денег. Контроль их расходованиязамыкался на региональных и муниципальных чиновниках. Затевая процессзамены натуральных льгот денежными выплатами, федеральные министры Герман Греф, Алексей Кудрин и Михаил Зурабов полагали,что местные чиновники и приближенные к ним бизнесмены добровольноперейдут с осетровой икры на кабачковую, а путевку в Куршавель сменятна билет до Сочи. Но система тайного распыления социальных средствразрослась за последние десять лет настолько, что стала частьюбюрократического процесса, элементом управленческого механизма.Собственно, никто точно не знал, сколько в стране льготников. В этоймутной воде можно было смело ловить рыбу. «Год назад к нам обращалисьпредставители транспортных компаний и просили дать методику расчетаколичества пассажиров, ездящих бесплатно», - рассказывает председательРегиональной энергетической комиссии Свердловской области НиколайПодкопай. Абсурдность ситуации в том, транспортные компании сами должныпредоставлять в комиссию Подкопая экономические расчеты, обосновываянеобходимость очередного повышения платы за проезд. Муниципальныетранспортные компании регулярно жаловались, что перевозка льготникових разоряет. Однако как показал опыт работы частных автобусовв Екатеринбурге, если за льготников поступают бюджетные деньги, системаперестает быть убыточной. А если эти деньги тратить с умом, онипринесут пользу и отрасли, и потребителям ее услуг.

Мертвые души Федеральныйцентр между тем держится стойко. Для него назад дороги нет. Минфинповышает благосостояние граждан ростом пенсий, расчеты каждого регионапо единому проездному билету для льготников тщательно проверяетс карандашом в руках, не желая платить лишнего. (Вице-премьер федерального правительства Александр Жуков:«Первоначальный запрос транспортных организаций по стоимости проездногосоставлял 800 рублей в месяц, а когда посчитали, выяснилось, чтодостаточно и 320-ти».)

Льготник - на огород, чиновник - в Грецию Санаторно-курортнымобслуживанием льготников с середины 90-х годов занимался Федеральныйфонд социального страхования, вернее, его территориальныеподразделения. Наряду с такими нарушениями, как прямые незаконныенецелевые расходы, отвлечение средств на незащищенные статьи бюджетов(материальные поощрения, отдых сотрудников, беспроцентныеи безвозвратные ссуды для них, ремонт кабинетов, приобретениеавтомобилей) на местах применялись и более сложные схемы использованиясредств страхователей. Назовем две наиболее популярные. Первая -размещение денег на депозитах коммерческих банков и внесение средствФонда в качестве паевых взносов. Банки отбирались вне конкурса, толькона основании личного мнения руководства об их надежности. Так,на 1 января 1995 года Свердловское региональное отделение Фондасоциального страхования имело 1 млрд 805 млн рублей долгов (без учетапени и процентов) от средств, заложенных в коммерческие структурыи банки, большинство из которых уже не действовали.

У ЖКХбыли свои «сравнительно честные» способы изъятия бюджетных средств -завышение стоимости проведенных работ, норм расхода ресурсов, припискиобъемов предоставленных льгот. Все это неизбежно вело к обнищаниюотрасли. Как следует из отчетов министерства финансов Свердловскойобласти семилетней давности, «администрации ряда муниципальныхобразований договоры на поставку топлива для нужд жилищно-коммунального хозяйства либо вовсе не заключали, либо заключали без указания цен, условий и графиков поставки топлива».

Стоит отметить, чторегиональные отделения Фондов соцстрахования имели практическибезграничную свободу в расходовании средств, собранных с плательщиков.Текущий контроль осуществляли «карманные» контрольно-ревизионныеотделы, находящиеся в подчинении управляющих отделениями. А для ещеболее свободного (внебюджетного) манипулирования средствами приотделениях создавались резервные фонды. Их необходимость на официальномуровне объяснялась так: «на случай ЧП, стихийных бедствий».В Свердловском отделении такой фонд составлял 3% от начисленныхстраховых взносов. За счет средств фонда руководство отделения провелов 1995 году обучающий семинар-тренинг в Греции.

Втораясхема - размещение средств социального страхования в векселя банков.Это прямо запрещалось действующим законодательством (в отличиеот операций с депозитами и ГКО), однако руководители региональныхотделений Фонда пренебрегали запретом, мотивируя это тем, чтобанковские векселя - более надежный и оперативный способ размещениясредств. Дело дошло до того, что средства региональных отделенийнаходились в векселях банков даже на момент проверок вышестоящих контрольно-ревизионныхорганов. Например, в 1996 году в ходе проверки сотрудниками КРУ Минфинапо Свердловской области деятельности Свердловского регионального фондасоцстрахования, его руководство не смогло предъявить ревизорам вексельна 1 млрд рублей.

По расчетамдепартамента здравоохранения Свердловской области, емкостьрегионального рынка лекарственных средств, отпускаемых по льготными бесплатным рецептам, составляла в середине 90-х годов более 5 млндолларов в год. Чуть больше половины этих средств проходили по статье10 (медикаменты) в бюджетах больниц и поликлиник, остальные шли черезуполномоченные аптеки. Причем в Екатеринбурге бесплатным отпускомсахароснижающих, онкологических и противотуберкулезных препаратовразрешено было заниматься только двум частным аптекам, расположеннымв одном районе города. Понятно, что это неудобно для больных, крометого, нарушает санитарные требования. А все дело в том, что руководилодной из аптек двоюродный брат тогдашнего начальника горздрава. В самомгорздраве был создан еще и так называемый резервный фонд (официально -на случай ЧП и эпидемий). Через него «братская» фирма поставлялалекарства, в том числе «бесплатные» инсулины, по не самым низким ценам.

Рецепт - он же банкнота Не лучшеобстояли дела с учетом льготных рецептов, а также лекарств, закупаемыхдля лечения больных в стационарах. Из письма директора департаментаздравоохранения администрации Свердловской области от 31 января1996 года 02-12 «О состоянии получения, хранения, учета и использованиялекарственных средств в лечебно-профилактическихучреждениях» следует, что вместо реально необходимых лекарств районныебольницы порой закупали на бюджетные средства в немалых количествахженские гигиенические тампоны, бальзамы «Золотая звезда», перцовыйпластырь… В документах допускались исправления в цене, наименованиях,отсутствовали даты. По бесплатным рецептам лекарства отпускалисьв количествах значительно больших, чем требовалось больным.

Нельзя сказать, чтоправоохранительные органы стояли в стороне. В 1997 году в Свердловскойобласти было возбуждено 85 уголовных дел по факту совершенияпреступлений работниками здравоохранения, а в 1998-м - уже 14 Причемпо статье 159 (мошенничество) количество возбужденных уголовных делвыросло в 20 раз, с 2 до 4 В 1998 году в статистике ГУВД Свердловскойобласти впервые появились уголовные дела (в количестве шести),возбужденные по факту подделки медицинскими работниками документов,печатей и штампов. Однако до суда многие дела не дошли: рассыпалисьпо дороге. А машина нерационального использования бюджетных средств,напротив, набирала обороты.

Ясно, что если бы в здравоохранении существоваластрогая система отчетности за выписанные бесплатные рецепты, еслибы оптовый закуп медикаментов производился на открытых конкурсах,бюджетные средства можно было бы потратить с большей пользой дляльготников. А так: «Ассортимент лекарственных средств для леченияонкологических, психоневрологических заболеваний, сахарного диабета,туберкулеза представлен в аптечной сети на 20 - 25% по причине крайненедостаточного финансирования бюджетом закупа этих лекарственныхсредств» (цитата из Концепции организации лекарственного обеспечения,принятой департаментом здравоохранения Свердловской областив 1996 году).

Что происходит с общественнымтранспортом? Вместо того чтобы открыть финансовые шлюзы и запуститьна рынок транспортных услуг частные кампании, администрацияЕкатеринбурга пошла на повышение стоимости проезда. Причем мэр городапросил Региональную энергетическую комиссию одобрить повышениестоимости билета в муниципальном транспорте до семи рублей (до1 февраля было пять), а из поступивших позднее расчетов самихтранспортников следовало, что себестоимость поездки на автобусесоставляет 9 рублей 65 копеек, на трамвае и троллейбусе - 8 рублей78 копеек. Установив предельный тариф в семь рублей, тот же НиколайПодкопай признался: «Я так и не понял, откуда взялась цифра семь -может быть, это просто счастливое число». Странная получаетсяэкономика…

Логика счастливых цифр Понимаяспецифику рынка социальных услуг, где все завязано на решенияхчиновника, министр экономического развития и торговли Герман Грефпризнался: монетизация затеяна для того, чтобы ликвидироватькриминальный бизнес, сидящий на перераспределении бюджетных потоков…С этого места авторам монетизации следовало бы говорить подробнее.Настоящий честный бизнес, не включенный в коррупционные чиновничьисхемы, нуждался в четких объяснениях, чем он должен помочь«монетизаторам». Но в регионах предпочли ограничиться разговорамио необходимости успокоить население (читай - сохранить льготы),а в Москве, очевидно, до диалога с бизнесом просто не дошли руки. Чтов итоге? Рыночного, конкурентного механизма освоения бюджетныхрасходов, предназначенных на оплату льгот, не появилось. Бизнес, еслион, конечно, действует открыто, а не в сговоре с конкретным чиновником,по-прежнемубоится работать на рынке социальных услуг. Ему никто не дал гарантии,что деньги из бюджета поступят вовремя и в полном объеме. Маленькийпример. В Гаринском районе Свердловской области часть населения имеетльготы на покупку дров. Даже заключив договоры с местным управлениемсоциальной защиты, частные предприниматели, заготавливающие дрова,не спешат отпускать продукцию населению: не верят, что государствооплатит их работу.

Дополнительные материалы:

Единственные, пожалуй, комумонетизация может дать реальные плюсы - негосударственные пенсионныефонды и компании, работающие на рынке информационных технологий. Первымметаллурги пообещали увеличить финансирование социальных проектов,чтобы поддержать «своих» пенсионеров. Вторые могут в рамках кампанииучета льготников рассчитывать на новые государственные заказыкомпьютерной техники и программного обеспечения. Еще один плюс длябизнеса подсказала нам заместитель председателя Свердловской областнойдумы Людмила Бабушкина: «Люди ведь будут стремиться улучшить своепитание, а значит, пойдут в магазины»… Стоят ли столь куцые выгодырейтинга президента?

Послекраткого изложения дел областным премьером (обстановка спокойная,отмена льгот - проблема психологическая, и вообще давайте все закончимза 45 минут) с резкой критикой «некоторых СМИ» выступает руководительадминистрации губернатора Вениамин Голубицкий. Речь его эмоциональна:

Репортаж о льготах на шее
Во главе стола в зале заседаний свердловского областного дома правительства - премьер-министрАлексей Воробьев. По обе стороны от него - министры, председателиветеранских организаций, представители силовиков. Разговор на заседанииштаба по контролю за монетизацией льгот пойдет о том, как не допуститьна Среднем Урале «народных волнений».

Тут премьер области делает стратегическую ошибку.Он обращается к тем, кто точно знает, кого и для чего они поддержалина выборах, - к ветеранам: «Есть у вас вопросы?». На весь следующий часон становится безмолвным слушателем.

- Вы почитайте, что пишет «Уральский рабочий»!Заголовки трех дней, с 13 по 15 января, в духе «на фронте было легче»!Мы уже связывались с редакцией, они пообещали изменить стиль работы.И вообще, если вдруг идет не та информация о монетизации,мы ее корректируем. Но в целом обстановка спокойная, - итожитон признание в цензуре СМИ.

- Поводов для успокоенности нет: вокруг массанедовольных! Чернобыльцев беспокоят в городском транспорте, жалуютсяблокадники, а о ветеранах военной службы упоминаний в законе-122нет вовсе! И вообще, ситуация взрывоопасна на первой стадии. Вампенсионеры не дозвонятся, а мне звонят и требуют, чтобы мы выходилина улицы!

Председатель могущественной организации ветеранов войн Виктор Ковалев:

- Все, за что берется Зурабов, облечено в форму словоблудства! Мне вот, например, завтра к врачу, а кто видел мой соцпакет?..

Министр здравоохранения Михаил Скляр, отклоняется в сторону от разошедшегося громогласного ветерана, морщится. С его мимикой контрастирует непроницаемо-умное лицо министра экономики Галины Ковалевой. В пылу критики ветеран переходит от персон на личности:

От следующего ветерана опять достается СМИ. Обращаяськ подремывающему федеральному инспектору Виктору Байдукову, он требуетнаказать центральное телевидение, а то «эти Морозовы уже надоели».Министры, не понимающие, о чем речь, оживляются: как отреагируетчиновник противоборствующего полпредства. Напрасно: отмалчивающийсяБайдуков тоже не понимает, какое отношение он имеет к морозовымс центрального канала. Вступает еще один ветеран:

- Инвалиды привыкли приходить в минсоцзащиты как в домродной, а теперь у них четыре дома! Везде очереди, люди в пять утраприходят, чтобы себе штамп в паспорт поставить! Ходит Лукин по тюрьмамот партии своей, посмотрел бы лучше, что у нас творится, - допускаетполитически неграмотное высказывание другой председатель-ветеран.Он же тонко намекает: закон об областных соцгарантиях областная думапринимала с помощью ветеранов и для ветеранов еще в ту далекую пору,когда Россель был ее председателем и отчаянно искал поддержку в борьбеза губернаторский пост.

Терпеливый Воробьев уверяет министров, что каскадэмоциональных реплик, на самом деле, - правительственный мониторингобщественного мнения. Премьер раскрыл феномен народных волнений: в том,что монетизация льгот воспринимается без энтузиазма, виновата слабаяидеологическая работа, в результате люди подвержены слухам, покупаютсяна оппозиционные кривотолки.

- Отменили льготы по ЖКХ! А мы платим за лифт с общей площади! Замена льгот дает напряжение!

- Федеральных льготников, хоть им и деньгами платят, -возить! Минсоцзащиты - оставить домом родным! По ЖКХ: я с мэромЕкатеринбурга Чернецким поговорил - он поднимать цены не будет! Чтокасается СМИ на федеральном уровне - это дело федерации, но во всехнаших СМИ мы должны спланировать ударное крыло! Подключим СГТРК(Свердловская гостелерадиокомпания, филиал ВГТРК. - Ред.). И пустьтолько попробуют отказать! С людьми надо разговаривать! А вообще, я тутв санатории Руш был, ветерана видел: инвалид первой группы, слепой,а отдыхает с женой и радуется! Расскажите это ветеранамна координационном совете… В конце концов, есть и довольныемонетизацией! Я вот сегодня ехал на работу, и мне рассказывали: мол,мама тысячу получила, очень довольна… На селе довольны.

Щедро пообещав, что сделает все возможное, чтобы учесть высказанные пожелания, глава кабинета отдает поручение министру-экономистуКовалевой: чтобы уже назавтра было подготовлено обращениев правительство России с цифрами и фактами, чтобы там вспомнили проветеранов войн и учли их в законе. Та не отвечает, просто смотритна начальника как на любимое дитя. Премьер тем временем разобещался:

- Даже если один, мы должны о нем беспокоиться! А? Во! - парирует Алексей Петрович.

- Их мало, - первый раз за пятьдесят минут высказывается Галина Алексеевна.

- Разрешите нам сделать так, чтобы почта могла доставлять уведомления. Чтобы люди к нам второй раз не приходили!

Подхватив и творчески развив тезис руководителя, в разговор вступает министр соцзащиты Владимир Туринский.

Поступивший утвердительный ответ Туринского выглядиткак насмешка над ветеранами, которые битый час рассказывали в том числеи о том, как их футболят из учреждения в учреждение, заставляяприходить то за справкой, то за печатью.

- То есть вы хотите, чтобы люди к вам не ходили? - шутит Воробьев.

- Во всех аптеках есть все льготные лекарства! Если где-то нет, то за 3 - 10 дней будут готовы заказы! Завтра поедем в 9 утра вместе с вами!

Спохватившись, за честь работников социальной сферы вступается руководитель ТФОМС Борис Чарный:

- Я готов заехать за любым! - распаляется Чарный.

Премьер одобряет его уже знакомым «во!».

- Вместо езды откройте в ТФОМС «горячую линию», чтобы туда все желающие позвонить могли, - скучным голосом предлагает Ковалева.

- И чтобы участвовало ТВ, - по ходу определяет политику СМИ Воробьев.

- Мы и бланки для льготных лекарств сами напечатали, -хвастает тем временем Чарный. - Сами с аптеками договорились.Ну а с федеральными деньгами потом разберемся.

- Она есть, - поправляют ее осведомленные коллеги.

Армия просит лишь сохранить бесплатный проезд для солдат-срочников.

- Что у нас с силовиками?- вопрошает Воробьев.

Представитель ГУВД рассказывает, что проблемубесплатного проезда в городском транспорте отдали на откуп кондукторам(«а кондуктора вымещают на милиционерах обиду. Наши уже стали на работубез формы ездить. Но если наш без формы, он ведь за кондуктора,к которому хулиган начнет приставать, не заступится, промолчит!»)и просит сохранить бесплатный проезд милиционеров в форме.

- Сохранить! - решительно отдает приказ главный министр.

- Наша задача, чтобы в области было спокойно, - проговаривается премьер-министр. -Человек становится свободным, когда он становится свободнымэкономически. Основной принцип реформы - человек должен иметь большедоходов. Но принцип справедливости должен неукоснительно соблюдаться, -как всегда логично закруглил совещание премьер. И уже привычно одобрилсам себя: «А? Во!».

- Нет средств в бюджете на это, а ГУВД свои не осваивает, - то ли отказывает, то ли дает согласие на льготу Галина Ковалева.

P.S. Во время заседания штаба ни одна льгота не пострадала.

Первое, но не последнее заседание штаба по монетизации льгот, очевидно, прошло успешно: пенсионеры хоть выговорились…



«Для властей республики решение судане явилось неожиданностью. Как бы трудно ни было, заводы расплатятсяс долгом», - заявил президент республики Муртаза Рахимов. И добавил: «Если все будет сделано по закону, около половины возвращенной суммы должен получить бюджет Башкирии».

Налоговики обвиняют башкирские предприятия («Уфанефтехим», Уфимский и Ново-Уфимский НПЗ) в уклонении от уплаты налогов. Сумма долга - 12 млрд рублей. Заводы пытались отстаивать права в арбитражах (подробнее см. «В Башкирии ищут акцизы», «Э-У»41 от 01.11.04). Однако в конце января президиум Высшего арбитражногосуда РФ поставил в деле точку, подтвердив правомочность взысканияналогов.

Между тем в усиленномвнимании налоговых органов к нефтяным компаниям Башкирии экспертысклонны видеть стремление федерального центра получить контроль надотраслью. Федералы не раз подчеркивали, что приватизация башкирскойнефтянки прошла мимо них. В частности, аудитор Счетной палаты РФ Владислав Игнатов заявилнедавно в прессе, что при приватизации в начале 90-х годов руководствореспублики «незаконно воспользовалось госпакетами акций, являющихсяфедеральной собственностью», и никакой компенсации за это федеральныйцентр не получил.

По словамМуртазы Рахимова, в связи с изменившимся налоговым законодательствомв 2005 году в федеральный центр стало уходить около 66% собираемыхв Башкирии налогов и сборов, республиканский бюджет впервые принятс дефицитом в 2,5 млрд рублей. Эта брешь особенно чувствуется в связис монетизацией льгот: Госсовет республики даже обратился к руководствустраны с просьбой взять на федеральное содержание большую категориюместных льготников.

«В 2005 году валовой региональный продукт достигнет 460 млрд рублей, а темп его роста составит 108,3%», - отрапортовал губернатор. Прогнозные темпы роста экономики позволяют исполнительной власти области планировать больше расходов на социальную сферу: на образование они увеличатся на 51%, на медицинское обслуживание - в 1,5 раза.

Эдуард Россель

Налог на прибыль - второй после НДФЛ доходный источник, на который опирается треть консолидированного бюджета. Некоторые депутаты, наоборот, упрекают исполнительную власть в занижении поступлений от него. Борис Чойнзонов: «В 2006 году мы переходим к монетизации льгот в сфере ЖКХ, поэтому правительство должно иметь дополнительные источники, причем в виде сверхдоходов». В 2006 году муниципалитетам придется самим заниматься законотворческой работой, в том числе и такой сложной, как формирование тарифов на услуги ЖКХ. И это станет одной из главных проблем формирования бюджета2006, считает председатель бюджетного комитета Свердловской областной думы Владимир Терешков: «До сих пор кадровый потенциал наших муниципальных образований подбирался по политическому принципу, а не по профпригодности».

Вицепрезидент группы «СУАЛХолдинг» Анатолий Сысоев между тем считает, что на этих планах можно ставить крест. В результате реформы энергетики электростанции области вошли в ОГК5, которая поставляет большую часть ресурсов в центральный регион. Уральские компании вынуждены компенсировать нехватку энергоносителей покупкой на оптовом рынке, где цены существенно выше. «Это приведет к повышению себестоимости продукции предприятий, особенно энергоемких. Прибыль алюминиевых заводов сократится в дватри раза, а значит, снизятся доходы бюджета», - заявил Анатолий Сысоев и призвал губернатора создать комиссию для решения этой проблемы.

Екатеринбург

Работа над основным финансовым документом началась также в Челябинской области: правительство утвердило проект консолидированного бюджета в объеме (по доходам) 42,7 млрд рублей, что на 24% больше плановых показателей этого года. Отличительная особенность челябинского бюджета - он впервые верстался на основе трехлетнего финансового плана до 2008 года.



Главная страница / Тенденции