Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

На крыльях суала

Топливная индустрия обеспечивает до 70% прибыли, извлекаемой всей промышленностью Удмуртии. В 2001 - 2003 годах налоговые поступления предприятий ТЭК в республиканский бюджет составили 10 млрд рублей. Эти достижения под угрозой, констатирует заместитель председателя правительства Удмуртской Республики Виктор Савельев.

Виктор Савельев.

- В последние два-три года цифры по приросту разведанных запасов просто смешные - сотни тысяч тонн, а добудем мы в этом году 10 миллионов. Государство отменило налог на восстановление минеральносырьевой базы и устранилось от этой обязанности. Что мы можем со своей стороны? Выделить средства из регионального бюджета? Сегодня он таков, что дай бог свести концы с концами и обеспечить заработную плату и оплату энергетических ресурсов - больше ничего. У нас есть 2 млн рублей в год, чтобы поддерживать в нормальном техническом состоянии государственный фонд скважин, которые еще не выставлены на аукционы: не приведи господи, случится экологическая катастрофа. Это все, что мы можем сегодня себе позволить.

- Виктор Алексеевич, проблема нефтяной отрасли в федеральном масштабе - отставание динамики геологоразведки от объемов добычи. Характерно ли это для Удмуртии?

Новая редакция федерального закона «О недрах» этих фундаментальных проблем не решает. Мы не были согласны с его базовыми положениями и объясняли почему: закон не стимулирует геологоразведку, внедрение новых технологий, увеличение коэффициентов добычи нефти. Этого там нет вообще. Складывается впечатление, что его писали чиновники, юристы - и ни одного нефтяника.

Нефтяные компании не заинтересованы вкладываться в силу несовершенства законодательства, потому что месторождения, открываемые ими за счет собственных средств, распределяются через аукционы. Единственное утешение - возмещение затраченных денег. Никакого смысла заниматься геологоразведкой нет. Поэтому они ведут только небольшие работы: уточняют геологические модели, проводят сейсморазведку, немного бурят для перевода запасов в промышленные категории. В целом по республике сумма капиталовложений не ахти какая, 140 - 150 млн рублей. Так что никто на перспективу 30 - 50 лет не заглядывает, все живут 3 - 5летним планированием. А между тем эти 30 лет пройдут незаметно, и тогда можно остаться ни с чем.

Это положение закона оказалось несовершенным: на рынке всегда найдется спекулянт. И, кстати, в России уже создано несколько спекулятивных компаний, которые приходят и говорят: давайте договоримся - вы нам заплатите энную сумму, а мы не будем участвовать в аукционе.

Приведу пример. Совсем недавно мы подготовили семь участков для проведения геологоразведки к передаче нефтяным компаниям, которые, собственно, сами вышли с этой инициативой (до нынешнего времени на территории республики активно работают НК ТНКВР и «РуссНефть». - Ред.). Однако в последний момент нас забросали заявками пермские и сибирские структуры. Поэтому мы вынуждены по существующему положению проводить аукцион. Но он переносится на следующий год: кому интересны еще не разведанные участки? Ведь непонятно, за что платить.

- Каков уровень восприимчивости московских чиновников?

Лично я не понимаю: зачем надо всюду и по каждому случаю проводить аукционы, когда есть адекватная компания, которая работает здесь десятилетиями и зарекомендовала себя? Участки недр с недоказанным запасом можно вполне распределять на основе конкурса. А то получается, что компании не добыли на участке ни одной тонны нефти, им еще вкладывать и вкладывать, а мы уже норовим получить побольше денег в федеральный бюджет. Подчеркиваю: все средства, извлеченные на аукционе, идут в федеральный бюджет, региональным недостается ничего. И это тоже ошибочная позиция.

- Именно эти сложности побудили ТНКВР объявить о намерении продать «Удмуртнефть»?

- Минимальный. По многим вопросам министерства и ведомства не очень прислушиваются к регионам. А ведь пройдет еще каких-то три-пять лет, и мы потеряем геологоразведочную отрасль. Чтобы воссоздать квалифицированную бригаду геологоразведчиков, надо около семи лет.

- Насколько вероятно строительство на территории Удмуртии нефтеперерабатывающего производства?

- Это чисто экономический подход. Доходность «Удмуртнефти» с ее 3 - 4 тонными дебетами невысока в сравнении с 200 - 300тонными сибирских месторождений. И качество нефти у нас немного не то. В то же время, некоторые структуры проявляют к этим активам живой интерес: я знаю о десяти заявителях (по последним данным, к «Удмуртнефти» присматриваются компании «Роснефть» и «Русснефть». - Ред.).

Если все делать правильно, начиная с разведки и заканчивая разработкой месторождений с применением современных технологий, то на 10 млн тонн ежегодной добычи мы продержимся, как минимум, лет десять. Потом, естественно, наступит спад. Но по нашей территории проходит несколько трубопроводов, поэтому нет необходимости перерабатывать только собственную сырую нефть. В Пермской области тоже добывают 10 млн тонн, и там достаточно крупные перерабатывающие заводы работают с сибирской нефтью. Думаю, если в итоге в республике останется одна крупная компания, то у нее может появиться интерес инвестировать в нефтепереработку.

- Мы готовы предоставить земельные участки, начать согласительные процедуры. Но этот проект никогда не будет бюджетным. Наиболее заинтересованные структуры - недропользователи. Однако никто не станет строить завод на 2 - 3 млн тонн добычи, а на 5 - 10 миллионов - может быть.

В день, когда мы, готовя этот спецвыпуск, посетили правительство Удмуртской Республики, Ижевск обсуждал две новости: телевизионное общение с горожанами Владимира Путина, случившееся на главной городской площади во время всероссийского эфира, и одобрение республиканским Госсоветом проекта привлечения первого в истории Удмуртии государственного инвестиционного займа в размере 1 млрд рублей.

Валерий Богатырев

- По разным экспертным оценкам облигационный заем уйдет просто влет, - прогнозирует заместитель председателя правительства Удмуртской Республики, министр экономики Валерий Богатырев. - И ставки нам предложат достаточно хорошие. Думаю, что если по купонному доходу, который мы собираемся выплачивать каждые полгода, выйдем на 7 - 8%, это будет успех: сегодня коммерческие банки финансируют субъекты федерации по ставке 12 - 14% годовых, а наш заем рассчитан на три года. Мы определились: это будут исключительно инвестиционные ресурсы. Ни одного рубля из этого миллиарда не пойдет на покрытие дефицита бюджета. И в этом стопроцентная гарантия возврата.

Общаясь с президентом России, токарь оборонного завода «Купол» Андрей Николаев сетовал на мизерный гособоронзаказ. Оборонщики Удмуртии рассчитывали, что от облигационного займа отломится и им (см. «В тихом омуте»). Но правительство и депутаты решили направить планируемые финансовые ресурсы в инфраструктурные проекты и развитие бизнеса на селе.

- 450 млн рублей планируется под жилищное строительство. Это приведет к оживлению нашей стройиндустрии, выпускающей кирпич, железобетон, столярку, металлочерепицу. Подключим ипотечную систему. Цена квадратного метра пойдет вниз.

- Валерий Валентинович, какие отрасли или проекты намечено проинвестировать?

300 млн рублей направляем в агропромышленный комплекс. Здесь первоочередная программа (50 млн рублей) - закуп племенного скота. У нас уже есть пположительный опыт, сегодня в отдельных хозяйствах с одной коровы надаивают до 10 тыс. литров молока в год. Вторая (150 млн рублей) - приобретение агротехники: комбайнов, тракторов. За последние три года мы активно этим занимаемся, и успех налицо. Стали лучше обрабатывать пашню, урожай для наших земель приличный: в этом году, думаю, соберем около 14 центнеров зерна с гектара. 100 млн рублей выделяем на ремонт и строительство животноводческих комплексов - коровников, свинарников.

Следующее направление, 200 млн рублей, - программа энергосбережения, перевод старых котельных с твердого топлива на газ. Подразумевается закуп части оборудования на территории нашей республики. Я уже не говорю об эффекте бюджетной экономии.

- Каким образом вы собираетесь отбирать проекты?

Наконец, 50 млн рублей вкладываем в развитие малого бизнеса в райцентрах, селах. Понятно, что условием инвестирования будет способность предприятий обслуживать кредиты в течение трех лет и обязательная их возвратность. То есть проект должен быть не одномоментным, а хотя бы на 3 - 5 лет. Проблемы и задачи АПК - в приоритете у президента и правительства Удмуртии.

- А почему выбран именно АПК, а, скажем, не машиностроение? Его доля в структуре ВРП более 15%, у сельского хозяйства - вдвое меньше.

- У нас действует государственный фонд поддержки малого бизнеса, ему уже десять лет, это старейший фонд России. У него богатейший опыт кредитования бизнеса. У нас практически нет невозвращенных кредитов, не больше 1%. А методика заключается прежде всего во внимательном и комплексном анализе предпринимателя, его кредитной истории, его жизненного пути, уровня образования, квалификации. Плюс регулярный мониторинг финансовой состоятельности, маркетинговой стратегии. Удмуртия маленькая, мы все друг друга знаем.

А наша программа нацелена на создание дополнительных рабочих мест, налогооблагаемой базы, повышение культуры производства в районах республики. Следовательно, люди начнут оставаться на селе. Возможно, даже после окончания института или ПТУ.

- Имеется в виду не столько АПК, сколько развитие в сельской местности бизнеса как такового: услуг, производства - и не обязательно сельхозпродукции, но, к примеру, литейного, если оно окажется эффективным. До 80% нашего малого бизнеса сосредоточено в Ижевске. С развитием городских производств эта доля может увеличиться.

- Есть ли у вас уверенность, что селяне смогут сбыть свою продукцию?

Для меня сегодня самое главное в деятельности министерства экономики - создание условий для организации новых рабочих мест и высокой оплаты труда. Потому что налоги - это производная от увеличения рабочих мест, производительности труда и эффективности производства. К большому сожалению, у нас привыкли полагаться на нефть. Но она рано или поздно все равно закончится. А люди потеряют культуру производства.



Игорь Левитин принял участие в открытии автомобильного моста через Каму, строительство которого на паритетных началах финансировалось областью и федерацией, и обсудил с властями Пермской области основные направления развития транспортной инфраструктуры края.

Игорь Левитин

Кроме того, под угрозой прекращения финансирования Игорь Левитин приказал до 1 января 2006 года разделить ФГУП «Пермские авиалинии» на аэропорт и авиакомпанию. Но вряд ли в этой ситуации пермский аэропорт начнет развиваться. Его взлетнопосадочная полоса принадлежит Минобороны РФ, а при таком владельце инвестор, желающий реконструировать объект, скорее всего, не найдется.

На совещании в обладминистрации министр пообещал: паритетное финансирование строительства объектов федерального значения в Прикамье продолжится. На тех же условиях будут содержаться федеральные трассы в Пермской области. Поскольку основные федеральные дороги в Прикамье (например, Пермь - Екатеринбург, Пермь - Краснокамск) изношены на 90%, стороны договорились выделить на программу реконструкции по 1 млрд рублей. «Трассу на Екатеринбург от Перми до Бершети нужно не просто ремонтировать: улучшение покрытия при существующей ширине полотна увеличит аварийность, - подчеркнул и.о.губернатора Олег Чиркунов. - Дорогу нужно расширять, и регион готов вложить в это значительные средства». Игорь Левитин подтвердил, что федеральный бюджет не снизит уровень финансирования, утвержденный на 1 января 2006 года: «Более того - будем увеличивать сумму вложений, если увидим увеличение средств со стороны региона». Министр даже высказал идею перевести всю трассу М7 на паритетное содержание федерации и тех регионов, по которым она проходит.


Новый завод в большей степени ориентирован на экспорт: у отечественного авиапрома пока нет спроса на его продукцию. Россия в прошлом году произвела 17 больших самолетов и лишь шесть из них - новых модификаций.

Предполагается, что завод с авиационным именем «Чкаловский» будет выпускать по новым технологиям 22,5 тыс. алюминиевых плит в год. Объем инвестиций в проект составит 75 млн долларов. Для реализации проекта СУАЛХолдинг задействует собственные средства. Об этом сообщил на прессконференции в КаменскеУральском (Свердловская область) первый вицепрезидент ОАО «СУАЛХолдинг» Владимир Скорняков.

Между тем, считают аналитики, преградой для выхода на мировой рынок КУМЗа может стать противодействие со стороны зарубежных конкурентов. «Ссылаясь, например, на низкую стоимость электроэнергии в России, они могут обвинить СУАЛ в демпинге», - предполагает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Вячеслав Жабин.

Интерес к новому производству уже проявил Airbus. В 2004 году между Airbus и СУАЛом подписан меморандум о возможных поставках алюминиевой продукции. Директор по реализации промышленных проектов российского представительства компании Airbus Бертиль Юже сообщил в ходе визита на КУМЗ: в 2002 году его компания потребляла около 25 тыс. тонн алюминиевых плит в год, сегодня она закупает 80 тыс. тонн, а к 2010 году ей понадобится более 100 тыс. тонн. Таким образом, КУМЗ сможет закрыть около четверти потребностей ведущего авиастроителя мира (доля Airbus в мировом самолетостроении - 60%). В СУАЛе не исключают, что будут поставлять алюминиевые плиты и корпорации Boeing.



Главная страница / Тенденции