Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Черные дни «пенсионеров»

…плюс «автомобилизация» всей страныНа рынке автокредитования жесточайшая конкуренция, избыток предложений от банков - констатировали потенциальные кредиторы еще в 2003 году, в борьбе за клиента упрощая процедуру получения кредита и снижая ставки (подробнее см. «Жизнь взаймы», «Э-У» № 42 от 10.11.03). С тех пор процедура стала еще проще, ставки - еще ниже. Для заемщика ситуация делается все благоприятнее едва ли не каждый день. Так, две недели назад «в целях повышения доступности наиболее востребованных населением видов кредитов» ставки по автокредиту уменьшил Сбербанк России - с 11,5 до 9% годовых на покупку нового автомобиля и с 12 до 9,5% годовых - подержанного.


Автокредитование, как и само автомобилестроение, развивается с явным превышением привычных скоростей. Кажется, рынок давно уже близок к насыщению. Однако и автоконцерны, и банки безостановочно генерируют новые ходы, заставляя пешеходов становиться автомобилистами, а автомобилистов - регулярно пересаживаться из одной машины в другую. А когда интересы производителей и финансистов в борьбе за клиента совпадают, то даже самые смелые прогнозы нуждаются в «тюнинге». Так, еще в прошлом году эксперты сходились во мнении, что отметки 10 млрд долларов объем федерального рынка автокредитования достигнет к 2010 году. Однако к концу 2006 года рынок уже вырос до 8,5 млрд долларов, увеличившись за год на 77,8%. Судя по всему, рубежная отметка с десятью нулями будет достигнута в ближайшие месяцы.

В целом декларируемые ставки на рынке автокредитования колеблются от 9 до 23,5% годовых в рублях. Причем они значительно зависят от первоначального взноса и отличаются по городам. При кредите в 350 тыс. рублей на три года наиболее выгодную эффективную ставку в Екатеринбурге предлагает Юниаструмбанк (11,5% годовых при первоначальном взносе от 30%; 12,5% годовых - без первоначального взноса). При первоначальном взносе от 10% наиболее выгодно предложение Промстройбанка (12,8% годовых). В 2006 году существенно (на 2,5 - 5 процентных пунктов) уменьшились ставки по кредитам без первоначального взноса.

В 2006 году наиболее востребованы были кредиты на сумму от 200 до 500 тыс. рублей на срок три года или пять лет и с процентной ставкой от 11,5 до 18% годовых.

Наибольший рост объемов автокредитования продемонстрировали Уральский банк Сбербанка России в Свердловской области (портфель автокредитов вырос в 11,4 раза), тюменский «Ермак» (10,2 раза), УРСА Банк (6,5 раза). По размеру доли автокредитов в портфеле кредитов населению лидирует пермский филиал Международного московского банка (90%). Второе место с долей 60% занял курганский филиал банка «УралСиб». На третьем месте - Райффайзенбанк Австрия (56 - 58%).

Табель о рангахИтоги 2006 года свидетельствуют: автокредиты становятся все более важным направлением кредитования физических лиц. Лидером в Урало-Западносибирском регионе, причем со значительным отрывом, стал банк «УралСиб»: портфель автокредитов составил 4 млрд рублей по всем территориям, где представлен банк, в том числе 1,8 млрд рублей - в Республике Башкортостан. В тройку лидеров вошли также тюменский Запсибкомбанк (1,6 млрд рублей) и банк «Северная казна» (1,56 млрд рублей по Свердловской, Челябинской, Тюменской областям и Пермскому краю). Стоит отметить, что по объемам выданных автокредитов ряд банков перешагнул первый миллиард. К началу 2007 года к «миллиардерам2005» (МДМбанк и Запсибкомбанк; подробнее см. статью «Тройственный союз», «Э-У» № 15 от 17.04.06) подтянулись, кроме уже упоминавшейся «Северной казны», Райффайзенбанк Австрия и ИнвестКапиталБанк.

Что дальше В ближайшие два года большинство банков планируют увеличить объем автокредитования вдвое. Во-первых, за счет активной региональной экспансии. Во-вторых, благодаря развитию программ кредитования для приобретения подержанных автомобилей, в том числе «с рук». Банкиры отмечают, в будущем конкуренция в большей степени пойдет в неценовом сегменте. Удерживать сегодняшние позиции и завоевывать новые позволит улучшение сервиса, предложение новых программ и индивидуальных условий как автосалонам-партнерам, так и заемщикам.

Столь стремительный рост отчасти связан с общим ростом цен. К тому же в прошедшем году зафиксировано смещение спроса на более качественные, а стало быть, более дорогие автомобили иностранного производства. Как известно, в 2006 году количество официально проданных в России новых иномарок впервые превысило число реализованных автомобилей отечественного производства. Этот факт, похоже, положит начало долгосрочной тенденции.

Однако главным фактором развития рынка и, судя по всему, катализатором перелома станет приход на российский рынок банков иностранных автоконцернов. Первым стал Toyota: 4 апреля он зарегистрировал в России собственный «Тойота Банк» (по сообщению на сайте ЦБ, лицензию на работу он пока не получил, уставный капитал еще не оплачен). До конца года на рынке появятся еще банки BMW Group и DaimlerChrysler. Банкиры пока расходятся во мнениях, как появление этих финансовых структур отразится на рынке. Большинство уверено: расклад сил изменится лишь в сегменте кредитования покупки конкретных марок авто.


Словом, работы на ближайшие несколько лет хватит всем - и «дочкам» иностранных структур, и федеральным, и региональным банкам. Многие пешеходы пока еще не стали автомобилистами, а автомобилисты - не сменили в очередной раз машину…

Ранее автопроизводители развивали спецпрограммы кредитования через российские банки. Пожалуй, самый яркий пример в этой сфере, прошедший испытание отечественным менталитетом, - программа розничного финансирования GM Finance. Она осуществляется Альфабанком и компанией General Motors, охватывает модели марок Opel, Chevrolet, Saab, Hammer и Cadillac. Кроме того, тот же Альфабанк совместно с компанией «Северстальавто» проводит аналогичные специальные акции в отношении автомобилей Fiat, UAZ Paspaniot, SsangYang. Преимущество подобных продуктов в том, что удорожание автомобиля за счет кредита значительно меньшее, чем при стандартных условиях. В ряде случаев автосалоны предоставляют скидки, которые порой полностью компенсируют процентные выплаты. Предложение пользуется спросом. В челябинском филиале Райффайзенбанка доля кредитов, выданных по спецпрограммам, достигает 85 - 90% совокупного портфеля автокредитов.

Рост продолжится
Ведущие игроки автокредитования на Урале делятся прогнозами о дальнейшем развитии рынка


Комментарии:


Вячеслав Решетников, директор управления кредитования частных клиентов Уральского банка Сбербанка России:

- В 2006 году банки развивали такие программы автокредитования, как кредит без первоначального взноса, беспроцентный, по телефону, без обязательного страхования автомобиля (КАСКО), экспресс, кредитование по схемам spanadein и обратного выкупа buyback, а также программы рефинансирования ранее выданных автокредитов. Так как условия в большинстве банков практически не отличаются, на первый план выходит улучшение сервиса.

Вячеслав Решетников


Алексей Телегин, советник председателя правления КБ «Агропромкредит»:

- После прихода банков иностранных автоконцернов теоретически возможно почти полное выдавливание других игроков с рынка кредитования на покупку данных марок, в первую очередь за счет низких ставок. Однако вряд ли новые игроки будут откровенно демпинговать: их основная задача - не набрать максимальные кредитные портфели, а увеличить продажи автопроизводителей на запланированные величины. За рубежом они кредитуют дешево только потому, что не могут кредитовать дороже. Не думаю, что они откажутся от возможности получить дополнительные доходы в России. Поэтому полного вытеснения все же не произойдет.

Алексей Телегин


Константин Богатырев, начальник управления потребительского кредитования СКБбанка:

- По оценкам экспертов, в 2006 году в кредит продано порядка 40% автомобилей. Рост доходов населения, развитие программ кредитования, доступность кредитных ресурсов увеличат спрос на автомобили, что в свою очередь приведет к дальнейшему развитию автокредитования. Сегодня каждый банк стремится сделать свою программу одной из лучших. Приоритетные направления развития - кредитование на подержанный автотранспорт, развитие сотрудничества между банками, производителями и продавцами автомобилей.

Константин Богатырев


Шамиль Ибрагимов, председатель правления ИнвестКапиталБанка:

- Можно прогнозировать продолжение бурного роста российского авторынка еще как минимум три-четыре года. При сохранении нынешних тенденций в 2007 году уже каждый второй автомобиль будет продаваться с использованием кредитных схем. Заметных перемен условий автокредитования с приходом иностранных участников не произойдет: машины, предлагаемые такими концернами, находятся в верхней ценовой категории, а основная доля кредитов приходится на авто стоимостью до 12 - 15 тыс. долларов. Создаваемый ажиотаж, на мой взгляд, скорее продуманный рекламный ход для привлечения потенциальных клиентов.

Шамиль Ибрагимов


Марина Рубанова, начальник отдела кредитов населению Банка24.ру:

- Так называемый «предел насыщения» рынка автокредитования наступит, когда доля приобретаемых в кредит автомобилей достигнет 50 - 60%. Сейчас она колеблется в районе 30 - 35%. Но это общая цифра по России, а в каждом регионе своя специфика. В Екатеринбурге рынок автокредитования на подержанные автомобили заполнен на 60 - 70%, на новые - еще больше.

Марина Рубанова


Антон Лаптев, начальник управления розничного бизнеса банка «Северная казна»:

- Одна из тенденций прошлого года - сближение условий автокредитов отечественных банков и иностранных дочерних банков. Сейчас уже нельзя сказать, что «иностранцы» предлагают наилучшие условия.

Антон Лаптев

Появление банковских структур автопроизводителей не приведет к обвальному снижению ставок. Скорее, можно будет говорить о постепенном подтягивании к ним условий других банков.


Подведемпредварительные итоги реформы. Первый: профессиональный уровеньнынешней федеральной законодательной власти абсолютно не годится дляреализации серьезных проектов. Когда Госдума представляет собоймеждусобойчик четырех депутатов-«единороссов» Грызлова,Слиски, Исаева и Морозова, а остальные законодатели - сплошной«одобрямс», ждать толковых законов можно вечно. Эта дума способнадарить только «анекдоты из жизни» вроде того, что подкинул недавнопредседатель ее комитета по экономической политике «единоросс» Валерий Драганов.Узнав, что президент отклонил законопроект об ограничении общественныхмест, где разрешается пить пиво, он воскликнул: «Путин абсолютно прав!Документ требует доработки!». Спрашивается, зачем посылали законна подпись президенту, коль он требовал доработки…

В то, что монетизация начнетсяс 1 января 2005 года, верилось с трудом. Слишком велики былиполитические риски, основанные на повсеместной коррумпированностисистемы социальных льгот и привычной бестолковости рядовыхисполнителей. Однако президент дал реформе добро, подтвердивприверженность либеральным принципам проведения социально-экономических преобразований. Дать-тодал, но за подготовкой к исполнению закона 122 не проследил. Отделалсяобщей фразой: «Уровень жизни льготников монетизация ухудшитьне должна». То ли отеческий совет прозвучал, то ли приказ - понимай,как хочешь. Вот чиновники поняли эти слова в меру своей выгоды:заставить средний, самый многочисленный уровень бюрократии следоватьдуху закона о монетизации - все равно что предложить собаке перекуситьсобственный хвост. Бюрократия, конечно, начнет шевелиться, но тольков том случае, если увидит для себя угрозу. Судя по тому, как готовиласьмонетизация, бояться ей нечего.

Вывод третий: при проведении реформ подобного уровня нельзяпренебрегать услугами общественности. Участие общественных организацийв информировании населения об антикоррупционной сущности реформы моглобы сослужить добрую службу. Но только 20 января с электронного ящикаполпредства президента в УрФО в СМИ поступило обращение 24 общественныхорганизаций Урала, заявивших, что «проводимая сегодня реформа - этоудар по чиновничьим кормушкам». Так поздно, что, кажется, лучше бы егои вовсе не было. Да и в организационном плане общественные структурымогли бы стать реальной опорой. В Каменске-Уральскомтакой порыв возник стихийно: пожилые люди, устав ждать в очередях, покаработники собеса перепишут их данные и проштампуют пенсионныеудостоверения, разделились на группы и занялись этим сами.

Второйвывод - у нынешней федеральной власти, будь то силовики или либералы,напрочь отсутствует понимание того, как следует вести информационнуюполитику «во благо». Столичные PR-войны последних лет,похоже, обескровили это направление - нет ни кадров, ни идей. В итогеединственными, кто получил четкие и своевременные ответы по вопросузамены льгот денежными выплатами, оказались сотрудники МВД, ФСБи Минобороны. До них довели информацию в директивном порядке. Остальныеграждане вышли на улицы, причем большинство, мы уверены, от незнанияи «для профилактики»: чтобы власти мухлевать боялись. Позже, когдапротестный вал уже поднялся, не помогали ни наспех организованные«горячие телефоны» (губернатору Краснодарского края Александру Ткачевуудалось дозвониться по одному из них с сорокового раза), ни выступленияв прессе интерпретаторов закона. И уж совсем нелепо выглядели репортажи«Первого канала» о том, как в городе Мышкино, где отродясь не былообщественного транспорта, радостно встретили монетизацию (словно бы оназатевалась для того, чтобы люди навсегда забыли о троллейбусах), илио том, что в Курске транспортники впервые сработали с прибылью и дажекупили на эти деньги новый аппарат для мойки автобусов (еще и месяцане прошло, а нам и мойку показали, и сумму прибыли назвали).



Жан Лемьер провел ряд официальных встреч с руководством округа и области, а также подписал два соглашения с председателем правления ОАО «Уралвнешторгбанк» Татьяной Пупковой: о торгово-финансовых гарантиях (7 млн долларов) и об открытии кредитной линии для финансирования малого бизнеса (4 млн долларов). Напомним, ЕБРР имеет аналогичные соглашения с Уралтрансбанком, Челиндбанком, Сбербанком, УралСибом и другими кредитными учреждениями, работающими на Урале. Здесь, по словам г-на Лемьера, у ЕБРР сосредоточены стратегические интересы: в экономику региона уже инвестировано более 600 млн евро, объем вложений этого года (преимущественно в частный сектор) составит 100 - 120 млн евро. «Это - доказательство нашей преданности региону», - подчеркнул Жан Лемьер.

Жан Лемьер

Екатеринбург

ЕБРР готов финансировать не только крупные металлургические холдинги, но и переходить в сектор инфраструктуры: жилищное строительство, транспорт, ЖКХ. При этом банк попрежнему придерживается четких критериев при выборе проектов: «Это будут компании с качественным уровнем управления, прозрачной и понятной структурой собственности. Они должны следовать международным стандартам финансовой отчетности и проявлять уважение к закону». Оценивая риски западных инвесторов в России, президент ЕБРР заявил, что им нужна в первую очередь стабильность административной и судебной систем: «Это лучший способ обеспечить предсказуемость, ведь инвесторы приходят сюда надолго, как минимум на 20 лет, и они хотят понимать, что происходит».


Возможно, неудачи «пенсионеров» - это их плата за успех на выборах в 2005 году. Вот самые последние вести с избирательного поля боя. 9 октября на выборах в городскую думу Томска РПП побила ЕР: 19,42% против 17,85%. 16 октября на выборах в гордуму Нижнего Новгорода «пенсионеры» заняли второе место после «единороссов» - 17,16% голосов.

25 декабря пройдут выборы в законодательное собрание Челябинской области. Подготовка уже началась. Лучше всех дела идут у «Единой России» (ЕР). Партия утвердила список кандидатов и собирается подавать его в облизбирком для регистрации. В списке на 31 персону только «звезды»: губернатор Петр Сумин, председатель совета директоров ММК Виктор Рашников, мэр Челябинска Михаил Юревич. У конкурента «медведей» Российской партии пенсионеров (РПП) дела идут гораздо хуже. Решением Таганского райсуда Москвы Валерий Гартунг отстранен от должности председателя партии. Челябинский облизбирком дважды отказался заверить список РПП на выборах в облдуму. Снят список РПП и с выборов в Московскую гордуму.

Есть три варианта развития событий. Первый: с Гартунгом договариваются, съезд РПП подтверждает его полномочия - и партия играет роль раскольника левого электората, расчищая поле для ЕР. Второй: на место Гартунга приходит ставленник Кремля, который делает партию управляемой и неопасной для ЕР. Третий: РПП становится оппозиционной и работает на срыв выборов. Одно очевидно: РПП стала лакомым куском, который Гартунг так просто не отдаст.

Пока «пенсионеры» набирали популярность на критике антисоциальной политики правительства, ЕР теряла авторитет, расплачиваясь за закон о монетизации льгот. В Челябинской области «единороссы» всегда получали значительно меньше голосов по сравнению со всей страной. В 2003 году на выборах в Госдуму РФ «Единая Россия» набрала здесь 33,79% (для сравнения: в Тюменской области - 49,67%, в целом по РФ - 37,57%). Шансы «единороссов» на получение большинства мест в облдуме упали с появлением сильного конкурента в лице РПП.



Главная страница / Тенденции