Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

«будете знать, как торговлю вести»

Уральский рынок фитнес-услуг -; до сих пор чистый лист для бизнеса. Конкуренция на нем условна: игроков мало, а сильных можно пересчитать по пальцам. Процесс насыщения рынка начался с класса premium в нескольких крупных городах - Уфе, Челябинске, Перми. Больше всего таких клубов в Екатеринбурге, единственном из уральских городов, где работают два международных игрока - сети World Gym (один клуб) и World Class (клуб World Class Exspaneme).

- Андрей Порубов

В ближайшие два года международные сети будут активно развиваться на Урале. Кроме уже упоминавшихся World Class, World Gym и Sspanata Partners, о планах прихода заявили «Планета Фитнес» (часть мировой сети Fitness Holdings Worldwide) и Gold`s Gym. Причина стремления крупных сетей в регионы - высокий уровень конкуренции на московском рынке спортивно-оздоровительных услуг.

На территории Большого Урала только Уфа может похвастаться присутствием крупного московского участника рынка. Фитнес-центр Orange Fitness (premium class) компании Sspanata Partners (семь демократичных клубов CityFitness middle class и семь элитных клубов Orange Fitness в России) открылся здесь по франчайзингу в конце мая этого года. «Фитнес-центр, как и ожидала компания, пользуется большим спросом, - говорит генеральный директор Sspanata Partners Анастасия Юсина. - Пока он остается лучшим в Уфе по набору услуг и уровню сервиса, а рост клиентской базы идет в соответствии с бизнеспланом. Это признают не только наши клиенты, но и другие работающие в городе клубы».

По мнению наблюдателей, шансы на успех на Урале имеет лидер российского рынка фитнесуслуг - компания Планета Фитнес (premium class), стремящаяся предлагать более низкие цены на рынке и имеющая значительный опыт работы. В активе этого оператора 26 клубов, он собирается открыть клубы в Уфе и Ижевске. «Опасения местных игроков за свою конкурентоспособность, связанные с нашим появлением на уральском рынке, напрасны, - говорит президент компании „Планета Фитнес“ Ирина Разумова. - Рынок далек от заполнения: только Уфа нуждается в десятках клубов». Второе место у World Class (18 клубов). Третий игрок - Sspanata Partners (14 клубов).

В Москве насыщение клубами premium, несмотря на высокую стоимость их услуг, достигло 80%, middle - только 50 - 60%. Московский средний класс не готов тратить на фитнесуслуги больше тысячи долларов в год (такова средняя стоимость клубной карты), а уральцы - более 700 - 800 долларов. К premium class в столице относят клубы, годовая стоимость членства в которых превышает две тысячи долларов. Основные игроки высшего сегмента - сетевые клубы. Именно сети, достигнув в столице потолка, двинулись в регионы. На Урале стоимость годовой карты в клубах premium class составляет в среднем 1- 2 тыс. долларов. Пока это самый заполненный сегмент: 40 -50% рынка. Общий годовой объем рынка фитнесуслуг, например, столицы Среднего Урала, по прогнозным оценкам директора спортивного клуба «Данс-Холл» (Екатеринбург) Екатерины Ждановой, может составить 20 млн долларов.

Sspanata Partners ставит перед собой задачу в 2006 - 2007 годах открыть на территории Большого Урала шесть клубов: в Перми (Orange Fitness и CityFitness), Тюмени (Orange Fitness), Сургуте (CityFitness) и Екатеринбурге (CityFitness и Orange Fitness). World Gym хочет прирасти в Екатеринбурге еще двумя клубами. World Class имеет виды на Пермь и Челябинск, а также намерен открыть новый клуб в Екатеринбурге.

В московском представительстве мировой сети Gold`s Gym (premium class) рассказали, что фитнесцентры компании должны открыться в ближайшие два года в Екатеринбурге, Челябинске и Магнитогорске. В этих городах уже найдены партнеры, обсуждаются детали работы клубов на условиях франчайзинга.

Превентивный захват
Sspanata Partners действует на опережение: она намерена первой застолбить место на рынке уральского региона, не дожидаясь появления конкурентов. Следующий уральский город, в котором компания планирует начать работу, - Екатеринбург. В конце 2005 года здесь должен открыться центр CityFitness (класс middle), под помещение выбрана бывшая площадка завода «Пневмостроймашина». После переоборудования на четырех тысячах метрах расположатся тренажерный зал с силовым и кардиооборудованием (беговые дорожки, велотренажеры и др.), два зала групповых программ, банный комплекс, салон красоты, солярий, массажные кабинеты, фитнесбар, детская комната, спортзал для игры в футбол, волейбол и баскетбол, два теннисных корта.

Из перечисленных игроков только Sspanata Partners развивает фитнесцентры среднего сегмента - CityFitness. Остальные работают в классе premium. По прогнозам участников рынка, через год-три (в зависимости от города) сегмент насытится и акцент сместится на middle.

Фитнес- центр

Таблица. В ближайшие два года города Большого Урала ожидает экспансия крупных фитнес-операторов

Класс фитнес-центра

Города, в которых планируется открытие фитнес- центров

Планета Фитнес

Сроки сдачи объектов

Premium

Ижевск, Уфа

World Class

2006

Premium

Екатеринбург, Пермь, Челябинск

CityFitness

2006

Middl e

Екатеринбург, Пермь, Сургут

Orange Fitness

2006-2007 года

Premium

Екатеринбург, Пермь, Тюмень

Gold`s Gym

2006-2007 года

Premium

Екатеринбург, Магнитогорск, Челябинск

World Gym

2006-2007 года

Premium

Екатеринбург

Источник: данные операторов

2006 год - первая половина 2007 года

По словам Житомирского, выбор пал на Sspanata Partners по двум причинам: «Это одна из самых быстрорастущих компаний на российском рынке фитнесуслуг и одна из немногих сетей, которая работает не по договору франшизы. Я не верю, что в условиях слаборазвитого екатеринбургского рынка фитнеса даже очень дорогой бренд по московским или мировым меркам может дать внятные, экономически выраженные конкурентные преимущества. Поэтому платить за чужое имя просто потому, что оно есть, нецелесообразно. Партнерские условия дают нам возможность минимизировать инвестиции, не покупая франшизу».

Согласно бизнесплану, за первый год работы в CityFitness должны продать две тысячи клубных карт. Средняя стоимость карты на 12 месяцев в конце сентября (предварительная продажа) составляла 550 долларов (после открытия центра цена, как правило, значительно увеличивается). Соинвестором Sspanata Partners стал Александр Житомирский, директор екатеринбургской управляющей компании Fun Management, осуществляющей руководство развлекательным комплексом «Ra», рестораномпивоварней «Keeer», кофейней «Rio de» и семейным центром развлечений «Луна 2000». Причину расширения сферы деятельности он объясняет так: «Диверсификация бизнеса - это всегда хорошо. Тем более что рынок фитнесуслуг в городе совершенно не заполнен».

CityFitness станет в столице УрФО третьим сетевым иногородним клубом. Уже работающие по франчайзингу World Class Exspaneme (сеть World Class) и World Gym относятся к premium class. По мнению участников рынка, это определило выбор Sspanata Partners в пользу CityFitness - клубов для среднего класса, а не Orange Fitness. Основные местные игроки middle class в городе - Exspaneme, «Данс-Холл», Flex, «АДжем». Каждый из этих клубов занимает свою нишу. «АДжем», к примеру, специализируется на аэробике, Flex на силовых тренировках (бодибилдинг). CityFitness благодаря широкому набору услуг постарается занять максимум места на рынке.

Полный объем вложений в объект с екатеринбургской стороны не разглашается. Совокупные инвестиции составили порядка 3 млн долларов. По информации участников рынка, стоимость франшизы CityFitness составляет 25 тыс. долларов.

Вопрос кадров остро стоит для уральских фитнесцентров. С этой же проблемой столкнутся пришельцы. Директор Уральской государственной академии физической культуры (Екатеринбург) Игорь Сазонов: «В уральской фитнесиндустрии очень мало хороших специалистов в отрасли физической культуры и спорта. Работающие в фитнесклубах инструкторы, менеджеры в лучшем случае - мастера спорта, не имеющие специального образования. Нет должного врачебного контроля. От этого в конечном итоге страдает потребитель. К примеру, приходит клиент в клуб, и ему дают нагрузку, которую он не может и не должен переносить физически. Услуги, которые предоставляют фитнесцентры, должны быть физкультурнооздоровительными, реабилитационными, наконец, социальными. Фитнес-центры являются одной из форм сохранения здоровья, привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой. Интерес к ним огромный. Фитнес-индустрия должна развиваться, но необходима совместная работа с учебными заведениями, готовящими специалистов в области физической культуры и спорта».

Атмосфера - не помеха
Екатеринбургские игроки всерьез опасаются прихода CityFitness. Одни владельцы местных клубов считают, что опытной сети вполне по силам за год набрать в новый фитнесцентр две тысячи членов, поскольку спрос на хорошие клубы среднего класса не удовлетворен. Но существует и другое мнение. «Открыть хороший клуб по оснащенности - это только 20% того, на что пойдут клиенты», - говорит директор клубов Exspaneme и World Class Exspaneme Александр Кобыляцкий. По его мнению, остальные 80% успеха обеспечивают опытная команда, занимающаяся проектом, профессиональный инструкторский состав.

Хороший premium клуб отличается от такого же в среднем классе не только стоимостью клубной карты (в зависимости от города разброс по Уралу большой: 1000 - 2500 долларов и 600 - 1500 долларов соответственно). Площадь фитнесцентров высшей категории, как правило, больше (от 2 - 2,5 тыс. кв. метров) ввиду более широкого спектра предоставляемых услуг. Это массажные кабинеты, спа-салон, турецкая баня, бар, солярий. В premiumклубах самое дорогое оборудование: тренажеры марок TechnoGym, Hummer. Требования к фитнесцентрам среднего класса иные: помещение от 500 кв. метров, количество тренажеров от 20, минимальная площадь зала аэробики - от 50 кв. м. Заведения обеих категорий должны иметь автономные технические системы вентиляции и кондиционирования, тепло- и водоснабжения, малоточных коммутаций (TV, FM, аудио, телефон), программное обеспечение, клубную систему и от 70 часов работы в неделю.

Еще одно необходимое условие для успешного функционирования клуба - «правильная атмосфера». Под ней фитнесоператоры имеют в виду особый, неповторимый душевный уют и физический комфорт для клиента.

Региональные препятствия
Самый вероятный сценарий развития событий таков: 70 - 80% рынка класса premium и 50 - 60% middle в крупных уральских городах через пару лет поделят между собой международные и московские операторы. За ними стоят опыт организации сетей, отлаженные технологии и финансовая мощь. Местным игрокам зачастую всего этого не хватает. По данным участников рынка, годовой оборот одной из лидирующих российских фитнессетей составляет порядка 50 млн долларов. Средний по всем показателям уральский клуб (middle class, площадь не менее тысячи метров) имеет оборот 3,6 - 4 млн рублей в год.

В клубы высшего класса ходят люди с доходом более тысячи долларов на человека, среднего - менее тысячи, низшего - 400 - 600 долларов (стоимость месячного абонемента там от 400 до 1000 рублей). Количество клубов low class из года в год остается стабильным. Крупные сети не хотят открывать центры этого уровня изза низкой рентабельности. Поэтому сегмент представлен преимущественно «качалками» (залами с силовыми тренажерами и минимальным количеством предоставляемых услуг), расположенными в основном в спальных районах. У таких центров есть свой клиент: кроме людей с низким и средним достатком сюда ходят и вполне материально обеспеченные. Причин много: близость к дому или работе, недостаток хороших клубов. А некоторым нравится спартанская обстановка - обшарпанные стены и видавшие виды тренажеры.

Для создания фитнесцентра необходимо соблюдение основного условия - помещение должно быть специализированным. Начиная с этапа подготовки к строительству, над проектом должны совместно работать архитектор и специалист по фитнесу. Обязательные требования: системы вентиляции и кондиционирования, высокие потолки (более трех метров) и малое количество несущих стен. «Подобных помещений очень мало, - рассказывает Екатерина Жданова. - Но даже если нужное найдено, как правило, остро встает вопрос аренды. Средняя стоимость аренды одного квадратного метра - от 20 до 30 долларов в месяц». К тому же сама схема аренды помещений зачастую неудобна. Владельцам фитнесцентров предлагают заключить договор на год, повезет - на три. Если учесть, что далеко не каждый фитнесцентр за три года выйдет на самоокупаемость, легко предположить, какой риск несут подобные сделки.

В отличие от операторовварягов, уральским предпринимателям не так легко работается на рынке. На пути открытия фитнесцентров перед бизнесменами стоят две главные преграды: отсутствие подходящих помещений и высокая, по их мнению, арендная плата. «Самое сложное при открытии фитнесцентра - найти нужное помещение. На вторичном рынке недвижимости подходящих вариантов мало, а на строительство новых зданий нужны объемные, долгосрочные и трудновозвратимые инвестиции, - говорит совладелец клуба Technogym (Челябинск) Владислав Макаров. - Рынок cтихийный. Главным образом поэтому за последний год число открывшихся клубов в Челябинске было равно числу закрывшихся». В крупных уральских городах появляющиеся за год клубы исчисляются единицами. По мнению Макарова, стихийность рынка вытекает из непрофессиональности игроков: нередко предоставлением фитнесуслуг занимаются дилетанты, имеющие лишние деньги, но не знакомые с механизмами этого бизнеса. А компаний, специализирующихся в фитнесконсалтинге, в регионах очень мало.

Причина - малое количество фитнесцентров. Ее пытается устранить бизнес. Игорь Сазонов считает, что предпринимателям, готовым заниматься фитнесцентрами, предоставлять спортивно-оздоровительные услуги, государство должно помогать приобретать помещения. Главный специалист комитета по организации бытового обслуживания населения Екатеринбурга Олег Нейфельд говорит: «Город старается поддерживать начинания в поиске и оформлении помещений. Все зависит от настойчивости человека, потому что соискателям нужно пройти несколько инстанций и согласований».

Кроме того, «существует риск, что фитнесцентр не окупится, поскольку население не готово потреблять дорогие услуги спортивно-оздоровительного характера в предлагаемом объеме», - считает генеральный директор сети клубов Edward's Gym сегмента middle Дмитрий Басманов (Пермь). По словам Басманова, минимальный срок окупаемости клуба - 5 - 7 лет, после чего оборудование можно смело менять, так как фитнесмода диктует свои правила. Средний срок окупаемости московского клуба короче, 2 - 5 лет. И от столичного уральский рынок спортивно-оздоровительных услуг отстает, по оценкам операторов, на пять лет. Если в Москве фитнесом занимается полтора процента населения, то, к примеру, в Перми и Екатеринбурге 0,2 - 0,5%.




Дмитрий Милованцев


Дмитрий Александрович, с однойстороны, связь имеет прикладной технический и технологический характер,с другой - обеспечивает рост качества жизни населения. Как это отраженов государственной политике?

Приходится констатировать: нормативная база, дажесозданная недавно или создающаяся сейчас, регулирует отрасльпо принципу «as is», то есть является реакцией на данность,представленную в экономическом пространстве. Но мы четко понимаем:отрасль сильно меняется, и в первую очередь за счет постояннопоявляющихся инновационных технологических решений. Наша задача - чтобызаконодательство поспевало за развитием технологий. Сейчасзаканчивается процесс формирования нормативной базы, которая будетрегулировать отрасль по крайней мере в ближайшие два-три года.

- Государственная политика ставит перед отраслью двеключевые задачи: обеспечить свободу доступа всех производителей услугк потребителю и легкость доступа потребителя ко всей существующейинфраструктуре. Развитие отрасли переходит от количественныхпоказателей к качественным. Когда-тотелеграф связывал людей по принципу точка - точка. Затем появилисьтехнологии, реализующие связь по принципу точка - множество точек:возникла система массовых коммуникаций - телевидение, радио. Сейчасформируется система, работающая по принципу множество точек - множествоточек: масса производителей информационных продуктов работаетодновременно на множественную аудиторию. И поддержка отрасли, в томчисле регуляторные механизмы, должна отражать эти новые тенденции,обеспечивать свободу доступа любого производителя информационных услугк абоненту, которого уже правильнее называть «получатель контента».

- Задача любого нормотворчества - достичь определеннойгармонии в интересах обеих сторон. Мы ставим перед собой задачуразвития инфраструктуры прежде всего на локальных рынках, гдеее очевидно недостаточно. Эта задача решается как за счет прямогоперераспределения средств из доходных сегментов (к примеру, дальнейсвязи), в менее доходные, во всех странах субсидируемые (в частности,в связь на селе). Так и косвенно - за счет нормативного регулирования:через лицензионную политику мы перемещаем более «продвинутые» сегментысвязи на местные рынки. То есть задействуем экономические механизмысмещения приоритетов. А в результате, скажем, либерализация рынкадальней связи неизбежно приведет к падению цен на дальний трафик.

Сообразим на двоих - Чьи интересы в большей степени отражает обновляющаяся нормативно-правовая база отрасли - потребителя или бизнеса?

- В течение этого года закончится вся подготовительнаяработа. Мы рассчитываем, что в этом году будут выданы первые лицензии.Нам надо выпустить все документы, которые сейчас находятсяв правительстве, прежде всего связанные с лицензированием услугв области связи. И надо пройти небольшой, но тяжелый путь -модернизировать договорные отношения между операторами. Сегодня, когдана рынке дальней связи работают Ростелеком и Связьинвест, который черезсвою восьмерку инициирует, пропускает и приземляет звонок, можностроить внутренние договорные отношения по принципу доверительности,не оговаривая детально все аспекты. Однако с либерализацией рынкадолжны появиться рыночные договоры. Эта работа потребует значительныхусилий, но мы предполагаем справиться с ней за год.

- О необходимости разрушения монополии госкомпании «Ростелеком» на рынке дальней связи говорят уже давно. Когда это произойдет?

Предупрежден - значит вооружен - Гармонизатором отношений между потребителеми бизнесом выступает государство. Всегда ли у него это получается?Например, правительственный перечень услуг связи, подлежащихлицензированию, вызвал негативную реакцию компаний, которые занимаются IP-телефонией. Подобные законопроекты согласуются с бизнес-сообществом?

Либерализацию дальней связи планируется проводитьпо принципу выбора префикса, так, чтобы абонент, звоня в другой город,мог выбрать того производителя контента, который ему выгоднее,интереснее или просто больше нравится. Привычная восьмерка, скореевсего, будет заменена на ноль, как во всем мире. А дальше потребительсможет выбирать. Условно: набрал «01» - попал в сеть Ростелекома,«02» - в сеть Транстелекома, и так далее. Более того, начиная с дальнейсвязи, мы обеспечиваем доступ через телефонную сеть к производителямконтента других типов и наоборот. Так, имея доступ к дальней связи,вы автоматически сможете, набрав, к примеру, «007», попасть в сеть какого-нибудь интернет-провайдера.

- Обсуждения носят совещательный характер или бизнес может влиять на законотворческий процесс?

- Да. В частности, по перечню услуг, подлежащихлицензированию, дискуссии только на моей памяти проводились раз десять,как на площадке министерства с приглашением всех отраслевых ассоциаций,в том числе и объединяющих малых операторов связи, так и на стороннихплощадках, в частности на Телеком-форуме,который собирает практически всех производителей и потребителейтелекоммуникационного оборудования и услуг (один из наиболееавторитетных интернет-порталов, действует более десяти лет. - Ред. ).

Что касается IP-телефонии, здесь особая ситуация. В свое время IP-операторыдействовали вообще вне пределов правового поля. Они работалипо телематическим лицензиям, которые не подразумевают возможностипередачи голоса. А IP-телефония -;это передача голосового трафика. То есть операторы нарушали условиялицензий. Таким образом, очень серьезные риски имели и операторы,и компании, которые с ними взаимодействовали, и отдельные потребители.До определенного момента мы относились к этому либерально. Но сейчаспоявляются серьезные проблемы: есть вероятность дискредитировать рыноксвязи в целом за счет того, что действия операторов фактическипротиворечат существующей нормативной базе. Включение IP-телефониив список лицензируемых услуг приводит работу операторов, оказывающихэти услуги, в соответствие с действующим законодательством. Тяжелобудет выполнить эти требования? Наверное, небольшим компаниям тяжело.Можно их выполнить? В общем, можно.

- Практика показывает, что коррективы вносятся, и порой достаточно серьезные.

- Основная беда в том, что монополия на рынке местнойсвязи создается искусственно. В основном она порождена нерыночнымитарифами на местную связь. Средняя цена за телефонную линию длянаселения - около 10 долларов в месяц, из них абонентская плата за всегородские соединения - всего пять долларов. Коммерческим компаниямневыгодно выходить на рынок местной связи, за исключениемкорпоративного сектора, рынка мелкого предпринимательства и элитнойжилой застройки. Местный рынок невыгоден даже в городах, не говоря ужео сельской местности, где расстояния (значит, издержки) больше,а плотность населения (значит, интенсивность пользования услугами)меньше. Условия для развития конкуренции просто не складываются.Поэтому одна из наших задач - выработать механизм, который позволитотказаться от регулирования тарифов на местную связь, но при этомобеспечит права социально незащищенных слоев населения.

Социально озабоченный монополист- Помимо услуг дальней связи, есть еще одинсектор, который можно охарактеризовать если не как монопольный,то с явным доминированием крупного игрока - Связьинвеста. Это услугиместной связи населению. Будет ли происходить либерализация этогорынка? Какими методами и средствами?

- Я не стал бы утверждать, что подобный механизм начнетреализовываться в течение ближайших месяцев. Но чем скорее мы решимпроблему, тем лучше. Иначе сохранится искусственно созданноемонопольное положение региональных компаний Связьинвеста на рынкеместной связи. Причем ни им самим, ни правительству это положениерадости не приносит. Повторю: мы вынуждены компенсировать искусственныенерыночные тарифы на местную связь за счет нерыночных отношений игроковна рынке дальней связи.

- Отмена тарифного регулирования можети не привести к формированию конкурентной среды, но именно она -основное условие развития рынка. У министерства есть конкретныепредставления об этом механизме?

Тогда и одинаковые по качеству услуги, оказываемыес использованием разных технологий, будут стоить одинаково, как этодолжно быть. Это иллюзия, что IP-трафикдешевле, чем традиционный голосовой. Да, IP - более современнаятехнология, но ее стоимость во всем мире сопоставима с традиционнойтелефонией. И мы будем добиваться, чтобы цены на различные услуги связиформировались исходя из рыночных факторов, а не по причине, например,отсутствия или наличия лицензии на ту или иную услугу.

Другими словами, либерализация рынка дальней связи по-своемуповлияет на формирование более конкурентной среды на рынке местнойтелефонии. Окончание и инициацию звонка все равно будут осуществлятьместные компании. Но когда «дальних» операторов станет несколько,механизм кросс-субсидирования сменится арендными отношениями. Таким образом, конкуренция постепенно перейдет с рынка дальней связи на рынок местной.



Всю осень экономисты ЖКХ и региональных энергокомиссий (РЭК) ведут затяжные позиционные бои - утверждают тарифы на будущий год. Новые правила их установления вводятся с 1 января. Но от перемены вывесок суть не изменится: тариф попрежнему будет не выгоден ни бизнесу, ни населению.

- Андрей Порубов

С точки зрения РЭКов существующая система тарифообразования имеет смысл: она мастерски скрывает протечки воды, потери тепла и электроэнергии при транспортировке, высокие зарплаты начальников, раздутость штатов рядовых сотрудников, низкую компетентность экономистов коммунальных и жилищных организаций, а также политические соображения сохранения стабильности на территории. «Были случаи, когда в затратах указывали так называемые представительские расходы, проще говоря, накрытые столы для начальства», - приводил примеры необоснованности тарифов глава РЭК Свердловской области Николай Подкопай на недавней пресс-конференции. Кроме того, работает советский еще принцип «проси больше, чтоб дали хоть что-нибудь».

Восток - дело тонкое
Сейчас система формирования тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, газо, электро и теплоснабжение) больше напоминает торг на восточном базаре. Продавец (поставщик коммунальных услуг) называет свою цену на услугу, не забыв включить в нее все издержки. Покупатель услуги, на которую устанавливается тариф, - региональные энергетические комиссии как подразделения исполнительного органа власти, правительства региона. Торг проходит следующим образом: продавец назначает максимально возможную цену, доказывая обоснованность издержек, РЭКи эти издержки проверяют, сверяясь со спущенным сверху индексом инфляции, и объявляют - тариф у организации может вырасти только на nю цифру. Так обеспечивается величина тарифа, и говорит она не об экономической его эффективности, а о социальной значимости. Если сумма, получившаяся в итоге, не устраивает коммунальные организации, это уже только их проблемы. Так, фактические потери изза ветхости сетей в Режевском районе Свердловской области составляют 26,18%, а в тарифе, утвержденном областным РЭКом, они заложены в размере 13,42%. По словам Ирины Соловьевой, директора муниципального предприятий ТВССервис Каменского района той же области, изза разницы в реальных и установленных РЭКом тарифах в августе 2005 года не только не осталось 500 тыс. рублей прибыли, что была на начало финансового года, а накопилось 1,5 млн рублей убытков.

Устанавливаемый таким образом тариф не устраивает коммунальные предприятия. Издержки накапливаются. Вместе с сознательным занижением уровня платежей, неполным финансированием выполненных работ со стороны местных бюджетов это приводит к убыточности отрасли в целом. За 2004 год в экономике России сальдированный убыток получили только две отрасли, и одна из них - ЖКХ (6,89 млрд рублей). Не устраивает тариф и население. Оно хоть и платит все больше, но не может ни влиять на процесс установления тарифа, ни требовать за свои деньги качественных услуг.

Все это приводит к тому, что коммунальным предприятиям нет смысла экономить. Однако под сурдинку «незаконно накрытых столов» РЭКи выкидывают из тарифов и необходимое отрасли. Например, проценты по банковским кредитам: коммунальные предприятия берут займы, чтобы рассчитаться с поставщиками энергоресурсов перед началом отопительного сезона. В тарифы не включаются или включаются не в полном объеме инвестиционные составляющие. А только за счет них можно латать дыры в изношенном на 60 - 70% хозяйстве: городским и областным бюджетам внушительных сумм не потянуть. «Лизинговый механизм - самый востребованный теперь в ЖКХ. Но когда мы попытались включить в тариф затраты на лизинг, нам ответили: нельзя, у вас тариф вырастет на 30%, а можно только на 20», - отмечает председатель наблюдательного совета « Уралгазсервис» (Пермь) Андрей Агишев.

Однако бизнеса в ЖКХ становится все больше. По оценке Владимира Герасименко, члена экспертного совета комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья, сейчас в коммуналке примерно 17% частного отечественного бизнеса и 1% иностранного. В Свердловской области, например, по данным заместителя министра строительства и ЖКХ Богдана Процыка прирост частника в коммуналке просто поражает: 2 - 3% два года назад, 63% - сейчас.

Наиболее остро вилку между реальными затратами и тарифом ощутил на себе бизнес, пришедший в коммунальную и жилищную сферы ЖКХ. Для частных компанийоператоров тариф остается основным источником денег, и зарабатывать их приходится в сложной, технически изношенной и политизированной отрасли. За счет снижения издержек и увеличения инвестиций в техперевооружение и инфраструктуру бизнес способен начать работать с прибылью даже при рассмотренном варианте установления тарифов. Но, вопервых, прибыль могут урезать на величину экономии, а вовторых, РЭКи вправе держать нормативный уровень затрат на прежнем уровне еще два года после реализации проектов.

Кто хозяин на коммунальной кухне
С 2006 года на нас испытают закон «Об общих принципах тарифного регулирования организаций коммунального комплекса» и норму стопроцентной оплаты услуг с введением персонифицированных счетов для граждан, которые не смогут платить за коммуналку предписанные им суммы. По новому закону, основными критериями установления тарифа служат: баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, содержащих и ремонтирующих жилье и/или оказывающих коммунальные услуги, и потребителей; доступность жилья и коммунальных услуг для потребителей и защита их прав; компенсация экономически обоснованных расходов организаций по оказанию услуг и получение прибыли для реализации производственных и инвестиционных программ; открытость информации о ценах и тарифах и порядке их утверждения; раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности.

Емкость российского рынка жилищно-коммунального хозяйства по различным экспертным оценкам достигает 2 трлн рублей. При этом изношенность инфраструктуры - 65%. Своими силами не справиться, решили наверху: надо привлекать бизнес, тем более что ему не привыкать решать социальные проблемы за государство. Для начала приняли закон «О концессионных соглашениях», который мариновали в Госдуме ровно десять лет (подробнее о законе см. «Э-У» 34 от 12.09.05). Потом догадались: срочно нужны новые правила установления тарифа, иначе даже самым либеральным законом в сферу, где работать можно только себе в убыток, частника не заманишь. Таким образом, необходимость законодательного обеспечения рыночных финансовых основ взаимоотношений в ЖКХ осознана, решение о новых принципах тарифообразования скоро стартует. Только вот несовпадение между «как хотели» и «что получилось» уже стало банальностью. А получился пиар, который не поможет ни бизнесу, ни населению.

Не ясно, кто будет компенсировать «экономически обоснованные затраты». Если местные власти, то чем это тогда отличается от компенсирования муниципальным организациям разницы между федеральным стандартом оплаты услуг и региональным (если федеральный стандарт - 100%, а региональный - 90%, то 10% компенсируются организациям из регионального бюджета). Региональные бюджеты так часто не выполняли своих обязательств, что приводили ЖКХ к банкротству. Но особенно отличались местные бюджеты. При федеральном стандарте в 90% в Свердловской области есть территории, где этот стандарт всего 60%. Разницу коммунальному предприятию никто не возмещает, а когда оно банкротится, на его месте тут же создается новое, но уже без долгов. Чтобы избавиться от этой порочной практики, в будущем году вся Россия будет обязана перейти на стандарт 100%, а тем гражданам, кто не сможет оплачивать коммуналку, деньги будут переводиться на персонифицированные счета. Чем компенсация затрат будет отличаться от компенсации разницы, пока непонятно.

Если следовать логике, то затратный принцип должен уступить место формированию тарифов исходя из «экономической обоснованности расходов». Но не вполне понятно, как именно будет достигнут декларируемый «баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги, и потребителей». Как известно, самым крупным собственником жилья является муниципалитет, коммунальные услуги на большинстве территорий оказывают муниципальные предприятия, тарифы формируют тоже муниципальные структуры. Теоретически, конечно, можно представить, что муниципалитет в разных своих ипостасях может сам себе навредить, но на практике игра будет идти в одни ворота.

Бизнес уверен, что закрытость информации о тарифах - миф. Как отмечал гендиректор ООО «НОВОГОРПрикамье» Михаил Никольский на федеральном «круглом столе», посвященном теме «Коммунальный комплекс: перспективы и сценарии», «сегодня в массовом сознании существует несколько мифов о коммунальном комплексе: он разгоняет инфляцию; расходы на него непомерно раздуты, поэтому тарифы повышать не надо; можно неким административным способом заставить коммунальные предприятия сдерживать рост тарифов. Разговоры о том, что коммунальные тарифы непрозрачны, смешны, мы утверждаем их открыто, в присутствии СМИ».

Закон также декларирует «открытость информации о ценах и тарифах и порядке их утверждения». Понятие «открытости» можно трактовать очень широко, но потребителей вряд ли допустят на коммунальную кухню. Любой тариф формируется из множества составляющих, разобраться в обоснованности каждой неспециалисту сложно. Открытость формирования тарифов означает, что граждане должны уметь в них разбираться. С учетом того, что функционирование ЖКХ воспринимается нами как клубок малопонятных слов и нагромождение проблем, мы вряд ли захотим вникать.

В Свердловской области экспертизу обоснованности тарифов уже начинают проводить специалисты РЭК. Такая же практика будет в Челябинской области и Удмуртии. Для дотационных территорий услуга бесплатна, для остальных нет.

Пытаясь уйти от неоправданных затрат в тарифах, правительство решило, что «установление цен и тарифов будет осуществляться с учетом заключения независимой экспертизы». Это, конечно, плюс, но не панацея. Независимая экспертиза будет проводиться в порядке, определяемом органами местного самоуправления, поэтому нетрудно догадаться, что выбранные эксперты, чтобы сохранить кусок хлеба, постараются действовать в интересах муниципалитета. Если вдруг они попытаются отстаивать интересы бизнеса, то муниципалитет больше никогда не доверит им проводить экспертизу. Да и где взять столько независимых экспертов для проверки обоснованности тарифов? А главное, кто за это будет платить?

Самое интересное, что на тарифы, которые утверждаются сейчас на 2006 год, эти правила не распространяются. Нам еще год предстоит жить по старым. А за это время ЖКХ с экспертизами, псевдооткрытостью и неполучением дотаций из бюджетов разных уровней накопит еще больше убытков.

Очень удобно: сначала экономический аудит сами проведем, потом сами же и тарифы установим. Такая вот независимая экспертиза. Напоминает все это практику некоторых аудиторов: они работают в налоговой инспекции, и потому проверяют предприятия именно так, как проверяет налоговая, чтобы найти нарушения. Будет ли экспертиза тарифов в ЖКХ ставить себе целью обнаружить ненужные предприятию затраты, чтобы оно могло работать эффективно? А кроме того, именно эти «эксперты» привыкли убирать из тарифа инвестиционные составляющие. Заметьте, в новых правилах нет ни слова о том, что бизнесу будут оставлять тариф, если снизятся издержки. А с учетом того, что инвестиционные составляющие в тарифах придется защищать еще и на заседаниях местных дум, их вероятность в тарифе еще уменьшается. И если в РЭКах работают профессионалы, которые не включают в тариф некоторые затраты следуя букве федерального законодательства, то в местных думах сидят люди, которых любое увеличение тарифа больно бьет в первую очередь по «политическому лицу». А аргументами типа «так все ж через год развалится» наш народ, привыкший жить одним днем, не возьмешь.

Без обуздания цен на топливо, которые растут такими темпами, как будто страна ввозит нефть, а не добывает ее сама, адекватных тарифов на услуги ЖКХ мы не получим. И даже стопроцентная оплата не спасет коммуналку от диспаритета цен на услуги и реальных затрат на их предоставление, от убыточности. «Сегодня за все платит население, - убежден Никольский. - Федеральная власть перекладывает всю тяжесть реформы на людей. А частные операторы в глазах населения - зло. Между тем бизнес заинтересован в реформировании ЖКХ, иначе бы мы не бились два года на этой поляне. Но мы хотим выступать не в роли козла отпущения или мальчика для битья, а в роли партнера, способного эффективно решать поставленные перед ним задачи».

Как горючее может затормозить реформу ЖКХ
Даже самые независимые экспертизы ничего не могут сделать с ростом цен на горючее. Именно он сейчас загоняет коммунальные предприятия в тот самый угол, откуда их якобы должны извлечь новые правила установления тарифов на ЖКХ. В период подготовки к зиме коммунальные предприятия обязаны создать для котельных, работающих на твердом топливе, запас резервного топлива на 100 дней. (Оно, отметим, и без того дороже, чем газ, значит, и тариф выше). Запасы создавать надо двух видов - угля и мазута. Последний подорожал в два-четыре раза. Тариф, напомним, устанавливают один раз в год и пересматривать в следующем году больше не будут. Где коммунальным предприятиям брать деньги для покрытия убытков? Ни старые принципы установления тарифа, ни новые правила ответ на этот вопрос не дают.

Дополнительные материалы:

Некоторое время назад министр регионального развития Владимир Яковлев дал понять, что правильный механизм формирования тарифов все же замедлит их рост. Он перечислил все меры, необходимые не только для здорового формирования тарифов, но и для прекращения их необоснованного подьема. Меры такие: провести в регионах технологический и финансовый аудит ценообразования (особенно там, где рост тарифов в первом квартале превысил 30%); обеспечить внедрение ресурсосберегающих технологий; оснастить дома приборами учета расхода воды и тепла; преобразовать до 1 января 2006 года коммунальные предприятия из унитарных, то есть из полугосударственных-полукоммерческих, в акционерные общества с возможностью их приватизации; продлить сроки ликвидации перекрестного субсидирования в ЖКХ еще на два года, составить четкий график этой ликвидации; принять закон о финансовом оздоровлении коммунальных предприятий, новую редакцию федеральной целевой программы «Жилище»; наладить систему предоставления бюджетных грантов муниципалитетам на стимулирование реформы ЖКХ и создание там конкурентной среды. Вот и получается, что для решения вопроса с тарифами надо провести всю реформу ЖКХ.

Качество коммунальных услуг в Великобритании определяется множеством измеряемых параметров. В частности, время дозвона до диспетчерской службы - 30 секунд, четко определено и время на устранение неполадок. Еще один важный урок коммунальных реформ - перевод и объединение сотни муниципальных водоканалов в собственность десяти региональных государственных компаний и последующая их приватизация. Перед приватизацией государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы на приведение имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию.

Российской реформе ЖКХ уже 15 лет. Избежать многих ошибок поможет опыт преобразования отрасли за рубежом
Великобритания. Страна долго шла к созданию общественно приемлемых и коммерчески привлекательных условий в коммунальном секторе. Например, в 1997 году при лейбористах был введен запрет на отключение водоснабжения для бытовых потребителей, но одновременно принято решение о включении недоплаченных потребителями сумм в действующий тариф.

После строительства объектов ЖКХ они передаются муниципалитету. Коммунальные службы по преимуществу муниципальные. В то же время достаточно распространен опыт применения концессий в коммунальном хозяйстве. Во Франции наряду с национализированными газовыми сетями и государственной энергетикой существуют компании частные, а также функционирующие на основе договора концессии. Они относительно невелики, однако их роль в повышении эффективности снабжения населения коммунальными услугами весьма значительна.

Франция. В сфере городского хозяйства большое количество проблем, касающихся повседневной жизни граждан, решает коммуна - устойчивая административно-территориальная единица. В ее ведении находятся вопросы организации водоснабжения, канализации, вывоза и переработки бытовых отходов, технического обслуживания и пр. Коммуны управляются муниципальным советом, который выбирается каждые шесть лет всеобщим голосованием, и мэром, который в свою очередь избирается советом.

Вопрос реформы центрального теплоснабжения остро встал в 60е годы прошлого века, потери достигали 50%. Французы три года утепляли дома, а затем началась реформа цен и переход на локальное теплоснабжение. Установка дополнительного оборудования (котельной) при строительстве дома требует определенных инвестиций, но в долгосрочном плане такая схема оказывается не только дешевле, но и способствует повышению качества теплоснабжения: жильцы могут регулировать температурный режим при отоплении здания.

Фирмы, занимающиеся электро, газо и водоснабжением, канализацией, сбором и переработкой мусора и промышленных отходов, работают по контракту с муниципалитетами. Заказы и на эксплуатацию, и на строительство распределяются через тендеры, которые проводятся муниципалитетами. На уровне правительства устанавливаются стандарты на то, чем должны быть обеспечены жилые дома, например, на качество воды. А в каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы: давление воды, диаметр труб, их материал. В этом же контракте определяются будущие тарифы на производимые услуги.

В целях совершенствования ценообразования прежде всего необходимо было проработать схемы, которые позволяли покрывать текущие затраты в среднесрочной перспективе. Первым шагом стал отказ от предоставления социальной помощи населению через коммунальные предприятия и переход к адресному субсидированию. Субсидии предоставлялись малообеспеченным семьям в зависимости от получаемых ими доходов. Необеспеченные слои населения получали помощь за счет богатых, а не наряду с ними, как это происходит при дотации тарифов.

Восточная Германия. Цены на жилищно-коммунальные услуги формировались государством и десятилетиями оставались на одном уровне. Предоставляемые субсидии были включены в стоимость услуг. Такое ценообразование не позволяло поддерживать на должном уровне и модернизировать коммунальную инфраструктуру, ощутимо нагружало бюджет. В результате инфраструктура ветшала, а меры по сокращению потерь ресурсов при транспортировке, охране окружающей среды и привлечению инвестиций финансировались в крайне малом объеме. С 1989 года в Восточной Германии началось реформирование ЖКХ. Целью его стало создание рынка жилищных и коммунальных услуг с наличием конкуренции в различных сферах хозяйства.


И.Л.: Ну, вы на второе полугодие давайте подписывайтесь. В мае вы пришли, мы вас в план не стали ставить.
В.С.: Так у нас аренда такая!..
И.Л.: Ну, у всех аренда… Потом у нас еще обязательно добровольная подписка на «Вечерку», «Уральский»…
В.С.: А если вот ни туда и ни сюда не подпишешься, то что?
И.Л.: Ну что «что»? Ну пойдите навстречу!
В.С.: У нас аренда…
И.Л.: А у нас день пожилого человека был, мы готовили подарки… Субарендаторов не трогаем… Билеты надо было пенсионерам в театр, подарки надо было сделать… Ну пойдите навстречу! Сделайте доброе дело! Вы раньше торговлей не занимались?
В.С.: Нет, у нас торговля уже к нулю идет…
И.Л. (показывает газету «Товарный рынок»): Вот газету посмотрите… Будете знать, как торговлю вести, почитаете что-нибудь… Есть у нас еще курсы по обмену опытом. Сейчас вот в Нижний Тагил ездили люди за 2,5 тысячи, Москва за 20 тысяч, вот, пожалуйста, на выбор. Учеба у нас есть - руководителей, продавцов… Выбирайте!

Диктофон сегодня нужен не только журналисту, но и бизнесмену: с его помощью можно бороться с чиновничьим рэкетом. К такому выводу пришел 32летний индивидуальный предприниматель (розничные продажи средств бытовой химии) из Екатеринбурга Владимир Солодовник, которого сотрудники администрации Орджоникидзевского района города заставляли подписаться на ненужные ему газеты «Вечерний Екатеринбург», «Уральский рабочий» и «Товарный рынок». Первые две входят в медиахолдинг, контролируемый администрацией Екатеринбурга, а третья принадлежит группе частных лиц, близких к вицемэру по потребительскому рынку Виктору Контееву. Владимир Солодовник записал на диктофон разговор с сотрудницей торгового отдела администрации района, представившейся Ириной Львовной, и передал пленку в некоммерческое партнерство «Комитет 101». Запись беседы можно найти на www.komitet101.ru, мы же приводим наиболее яркие ее фрагменты.
В.С.: Здравствуйте. Владимир Солодовник, индивидуальный предприниматель из «Рефтяночки».
И.Л.: Долго вы к нам шли…
В. С.: Времени не было…
И.Л.: Конечно…
В.С.: Вот, договор принес…
В.С.: …Аренда такая здоровая… задушили нас арендой…
И.Л.: Сколько платите за аренду?
В.С.: 1 Администрация еще им надбавила, а они мне надбавили. И вообще получается как бы и невыгодно… А по какому вопросу вы меня звали? По аренде?..
И.Л.: Помните, я в том году еще просила вас «Товарный рынок» выписать?
В.С.: И что с ним делать?
И.Л.: Читать.
В.С.: Читать?
И.Л.: Да.

Впервые практика добровольно-принудительной подписки на «придворные» печатные СМИ получила огласку еще в декабре прошлого года. Тогда один из создателей «Комитета 101» Дмитрий Головин записал разговор с заместителем главы администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга Владимиром Боликовым, который вынуждал предпринимателя выписать по указанным чиновником десяти адресам все те же «Уральский рабочий» и «Вечерний Екатеринбург». Головин обратился с жалобой в Союз журналистов России. Там составили протокол «о недопустимости принудительной подписки на печатные издания». Из документа следовало, что редакция СМИ несет ответственность перед лицом, принуждаемым к сделке, и перед сообществом журналистов, но представители «Уральского рабочего» и «Вечернего Екатеринбурга» подписывать его отказались.

В.С.: …Я как думаю: подписыватьсято необязательно.
И.Л.: А нам планы дали. Нам дал город план…
В.С.: Планыто кто вам ставит?
И.Л.: Кто?
В.С.: Чернецкий, что ли?
И.Л.: Городской комитет… Кто там курирует… Контеев.
В.С.: Что, прямо так?..
И.Л.: У нас есть свой совет ветеранов торговли, мы им делаем подарки на день пожилого человека, на 8 Марта, на день торговли. Еще есть малоимущие, детисироты…
В.С.: Ну ладно.
И.Л.: Ну, что выбрали?
В.С.: Подумать надо.
И.Л.: Вы мне должны сказать, на что вы согласны и когда вы это сделаете. Мы здесь пишем каждый лист и потом перед начальством отчитываемся… (Прощаются и договариваются о следующей встрече).

Расшифровав запись, принесенную Владимиром Солодовником, члены «Комитета 101» обратились с письмом к председателю думы Екатеринбурга Евгению Порунову. Они просят рассмотреть вопрос о принудительной подписке на одном из ближайших заседаний представительного органа городской власти. Наш журнал будет следить за развитием событий.

Известно, что практика добровольно-принудительной подписки существует и в структурах органов власти Свердловской области. Бизнес регулярно вынужден тратиться, подписывая на «Областную газету» учреждения социальной сферы: детские дома, дома престарелых, больницы, психиатрические клиники etc. Дошло до того, что однажды сотрудники Свердловского госпиталя инвалидов войн потребовали от редакции «Областной газеты» денег на организацию уборки территории от макулатуры: по адресу этого уважаемого заведения выписали столько экземпляров правительственного издания, что их некуда было девать. Понятно, что все расходы на добровольно-принудительную подписку в конечном счете ложатся на потребителя. Вероятно, эта тема должна заинтересовать Антимонопольный комитет. Как и прокуратуре может быть любопытно, что за «курсы по обмену опытом» продают чиновники, далекие, казалось бы, от коммерческой деятельности.



Главная страница / Тенденции