Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Внутрипартийный бунт

Между тем раздоры - надо реформировать энергетику или не надо - сейчас нужны стране меньше всего. Времени на них нет. Зависание в процессе перехода чревато осложнениями. Следом за взорвавшимся трансформатором Мосэнерго нас на просторах отечества поджидают взбесившиеся водоканалы и одуревшие от старости теплотрассы.

Майская авария в Москве показала, где находится наша энергетика. Вновь, как несколько лет назад, когда дискутировались пути модернизации отрасли, загудел встревоженный улей как критиков, так и сторонников реформы. Одни утверждают: мы получили «последний подарок» от советской структуры, чтобы все хорошо уяснили, от чего нужно быстрей уходить, чем грозит промедление с реформами - через восемь-десять лет в энергосистеме посыплется все. Другие говорят: авария - это и есть первые плоды деятельности реформаторов, приступивших к раздроблению на бизнесы мощной централизованной энергосистемы страны, и вообще Чубайс, конечно, отчаянный менеджер, но не энергетик и не может оценить технологические риски.

В энергетике эта проблема собственными средствами не решается, они недостаточны, как и госинвестиции. А стороннему бизнесу заниматься системным инвестированием в основные мощности и сети невыгодно: правительство до сих пор не пошло на приватизацию генерации и, видимо, протянет с этим до конца политического цикла. К тому же недавно оно постановило, что иностранный капитал не получит блокирующих пакетов акций в стратегически важных компаниях. В такой ситуации отодвигать грозящие техногенные катастрофы в энергетике скорее всего начнут на деньги потребителей, увеличивая инвестиционные компоненты в тарифах. По аналогии с ЖКХ. И не глядя на то, что перекладывание 100% оплаты коммунальных услуг на плечи населения эффект имело нулевой.

Совсем плохо, если вместо того, чтобы быстрее двигаться вперед, нас будут отвлекать на ложные цели: искать персональных виноватых, определять им меры наказания, как будто в этом суть проблемы. Одни скажут, что во всем виноват Чубайс, другие обвинят Лужкова, третьи - Лужкова и Чубайса вместе взятых, поссорившихся когда-то из-за того, чьим будет Мосэнерго. Истинные цели между тем очевидны - стране нужен конструктивный ответ на вопрос, как решать глобальную, перезревшую проблему финансирования модернизации инфраструктурных отраслей.

Медленный поезд реформы преодолел половину пути, когда стало очевидно: пора ускорять движение. На недавней конференции, названной «РАО „ЕЭС России“ - открытая компания», заявлено: коренное преобразование российской электроэнергетики должно завершиться через два года с небольшим. По оценке председателя совета директоров РАО «ЕЭС России» Александра Волошина, из всего пакета правительственных реформ именно энергетическая наиболее глубоко проработана и последовательно воплощается. В РАО утверждают: все идет по плану. Хотя вплоть до конца прошлого года власть всерьез обсуждала, а нужна ли реформа вообще. Наконец, в декабре правительство Михаила Фрадкова определилось. Ничего сенсационного не произошло: расставлены некоторые акценты, принято решение об обособлении гидрогенерации в отдельную оптовую генерирующую компанию. Но как раз определенность и была принципиально важна.

По мнению специалистов АО «Свердловэнерго» (отныне под этим брэндом действует распределительная сетевая компания в Свердловской области), авария обнажила два факта. Первый: большая российская энергетика недофинансирована с точки зрения реконструкции, модернизации и развития, и это одна из главных причин случившегося. Второй: реформу надо продолжать без промедлений, проанализировав и устранив при этом ряд ошибок. Например, полагает первый заместитель генерального директора Геннадий Никитин, нужно усилить внимание к технологической составляющей реформы, которая пока на втором плане. Не учтено важное обстоятельство: оперативно-диспетчерское управление режимами работы энергосистемы должно быть организационно связано с большим комплексом вопросов управления, состоянием электрических установок (генерация, передача и потребление электроэнергии). Разрыв, несогласованность действий приведут к системным авариям.

Перелом тенденции - результат перехода с начала 2004 года на трехлетний принцип формирования энерготарифов. Суть его в том, что тариф устанавливается сразу на трехлетний период, причем динамика его роста рассчитана по годам, что позволяет четко планировать работу. Для каждого субъекта определены верхняя и нижняя планки энерготарифа с тем, однако, расчетом, чтобы темпы роста среднего тарифа по стране были ниже инфляции.

Тарифы ниже инфляции
Председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс назвал 2004 год ключевым. Энергетики получили веский аргумент в защиту реформы: впервые за все время существования РАО удалось обеспечить торможение роста тарифов до официального уровня инфляции и ниже - 11,4% против 11,7%. Эта тенденция сохранится. В текущем году, например, тарифы вырастут на 9,2%, инфляция - минимум на 10%, в 2006 году запланировано 7,8% против 8%. Поскольку правительству явно не удается удерживать инфляцию в намеченных рамках, разрыв может оказаться еще больше.

Топ-менеджеры РАО говорят о поэтапном приближении к рыночным условиям функционирования отечественной энергетики. Важнейшим шагом к этому станет вывод региональной генерации на ФОРЭМ с января 2006 года, что будет означать движение к равновесным ценам. Между тем рыночная инфраструктура энергетического рынка во многих важнейших сегментах уже работает.

Какие конкретно преобразования происходят и будут происходить на рынке электроэнергии? Базовый принцип реформы прост. Есть в энергетике сети, и есть генерация. Сети - монопольный сегмент, генерация - конкурентный. Соответственно, генерация должна стать частной, сети - остаться в государственной собственности. Однако эта простота во многом иллюзорна, как неоднозначны и ее возможные последствия. Будущая конфигурация отрасли отчетливо видна пока лишь самим архитекторам перемен.

В центре внимания, естественно, остается генерация. Предполагается, что в шести ОГК будут единые центры прибыли и управления, все они перейдут на единую акцию (седьмая, ОГК гидрогенерации, - особый случай) до третьего квартала 2006 года. Уже идет межрегиональная интеграция девяти ТГК из 14 запланированных. Для ускорения процесса совет директоров РАО принял решение еще до завершения разделения всех АО-энерго передавать ТГК в аренду генерирующее оборудование, что ускорит интеграцию как минимум на год. По этой схеме в восьми ТГК уже сформированы менеджерские команды, назначены генеральные директора. Совсем недавно к ним присоединилась девятая, созданная на базе активов ОАО «Свердловэнерго» и «Пермэнерго».

Одним из первых элементов этой структуры стал системный оператор ЦДУ ЕЭС. Эта организация с 2002 года управляет движением электроэнергии на территории всей страны и является своего рода основой будущей регулируемой энергетики. Второй важнейший элемент - Федеральная сетевая компания (ФСК), также созданная в 2002 году. В ФСК переданы все магистральные сети РАО. Ожидается, что в этом году, после передачи сетей, которые до этого находились в собственности АО-энерго, формирование ФСК завершится. Еще раньше, в конце 2001 года, создан Администратор торговой системы: это ключевой инфраструктурный элемент, он отвечает за разработку регламента ее функционирования и расчетов, то есть управляет процессом торговли электроэнергией на оптовом рынке. В 2003 году начался решающий для АО-энерго этап реформирования: процесс разделения на самостоятельные структурные образования по видам деятельности: генерацию, сервис, сбыт, сети. К настоящему моменту разделенных АО-энерго 35, до конца года будет 4 Из выделенных профильных структур сформируются крупные межрегиональные профильные компании.

Параллельно к октябрю сформируется система из пяти межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), которые будут заниматься транспортировкой и распределением электроэнергии в России. В Екатеринбурге недавно приступила к работе МРСК Урала и Волги (подробнее о сетевых компаниях - в интервью первого заместителя председателя правления Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) Александра Чистякова, с. 39)

Не менее интенсивно пойдет перестройка сетевого хозяйства. В ближайшие несколько месяцев завершится разделение тех АО-энерго, у которых на балансе имелись магистральные сети, и консолидация выделенных активов. Уже летом этого года РАО «ЕЭС России» внесет в уставный капитал ОАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», созданной для управления единой национальной электрической сетью с целью ее сохранения и развития, пакеты акций 40 магистральных сетевых компаний. Таким образом, к осени ФСК будет представлять собой холдинг, основой бизнеса которого станет передача электроэнергии по магистральным сетям.

С мая 2006 года будет запущен свободный рынок электроэнергии. Как ожидается, он окажет существенное влияние на инвестиционный процесс в отрасли, привлечет внимание инвесторов к генерации. С января начнется постепенный перевод на него промышленных потребителей. В первый год они еще получат большой гарантированный объем электроэнергии (85% потребления) по тарифу, который определит Федеральная служба по тарифам. Затем он снизится до 30 - 40%. Так постепенно, шаг за шагом, все большую часть электроэнергии компании должны будут покупать на свободном рынке, договариваясь через сбытовые компании с производителями. К 2008 году доля закупок дойдет до 80%. Таким образом, в течение трех ближайших лет произойдет перевод потребителей от регулируемого сектора поставок электроэнергии к либерализованному.

Еще один важный блок реформ связан с реформой собственно рынка электроэнергии, который подразделяется на оптовый и розничный. С января 2006 года модель оптового рынка радикально изменится: вместо ФОРЭМа предполагается запустить рынок двусторонних регулируемых договоров. Это означает, что каждый крупный потребитель и каждая сбытовая компания, покупающие электроэнергию с оптового рынка, а также каждый производитель, поставляющий на оптовый рынок свою электроэнергию, смогут заключать договоры на срок от года до пяти лет.

Инвестиционная политика подкреплена выработкой четких стандартов: в этом году впервые утверждена концепция технической политики РАО. Руководство компании провозгласило принцип следования жестким технологическим приоритетам вплоть до запрета на отдельные виды устаревших технологий. По словам Анатолия Чубайса, российский энергомаш обладает большими возможностями и имеет колоссальные перспективы, связанные с энергетикой и ее реформированием. Концепция технической политики открывает пути долгосрочного (до трех-пяти лет) планирования инвестиционной стратегии на основе новейших российских разработок.

Новая техническая политика
Реформа электроэнергетики затеяна с тем, чтобы создать механизм привлечения масштабных инвестиций в российскую энергетику, основные фонды которой нуждаются в срочной модернизации. Речь идет о десятках миллиардов долларов, которые планируется привлечь преимущественно из-за рубежа. Однако продажа российских энергокомпаний иностранцам в обмен на инвестиции вряд ли входит в планы команды Чубайса. Тем более что отечественные инвесторы проявляют к генерирующим мощностям не меньший интерес. Да и само РАО, получив в прошлом году больше прибыли, основной объем средств направило на техническое перевооружение отрасли, инвестиции в модернизацию и обновление основных фондов (110,5 млрд рублей в 2004-м против 79,2 миллиарда в 2003-м).

Срок ликвидации РАО не за горами, и чем ближе час «Ч», тем настоятельнее звучит вопрос: кто станет преемником РАО в совместных и сольных инвестиционных проектах, когда самого РАО не станет? В холдинге говорят, что такой непременно найдется, однако назвать его не спешат. По всей видимости, однозначного ответа пока нет.

Россия по объему выработки электроэнергии в ближайшее время выйдет на третье место в мире, оттеснив Японию: доля последней - 6,8%, а наша - 5,5% и ежегодно увеличивается на 1,8 - 2,2%. Очевидно, что российский рынок представляет для иностранцев большой интерес. Понимая это, руководство РАО занято поиском взаимоприемлемых форм сотрудничества с иностранным капиталом, компания все активней участвует в международных энергетических проектах. Что вовсе не означает нежелания взаимодействовать с отечественными инвесторами: Анатолий Чубайс всегда показывает открытость РАО для конкуренции на внутреннем рынке.

Как, в каких направлениях должна развиваться территория, на которой мы живем? Этот вопрос звучит сегодня все чаще. Имеющиеся варианты ответов в лучшем случае представляют собой более или менее проработанные сценарии развития отдельных субъектов, в худшем - немотивированно благостные картинки светлого будущего.

- Игорь Иванов

Понять результирующий вектор стратегий самих предпринимателей - не такая уж неподъемная задача. Достаточно проанализировать ключевые решения, принимаемые корпорациями в различных отраслях и на разных территориях, посмотреть, как год от года меняются структура этих решений, объем ресурсов, привлекаемый под проекты, расширяются горизонты планирования. Увидев «реперные» точки и соединив их, можно понять общие направления, в которых движется бизнес. О них и пойдет речь в публикации, посвященной третьей волне исследования лучших менеджерских решений уральских предпринимателей.

Что есть экономическая стратегия развития региона? Очевидно: результирующий вектор интересов трех сил - власти, общества и предпринимателей. Последние играют ключевую роль, поскольку вкладывают в реализацию стратегии деньги.

Второй путь - выделить из получившейся картины самые успешные, значимые и быстрорастущие «куски» и сконцентрировать весь имеющийся ресурс на их поддержке. «Куски» могут казаться непафосными, неинтересными, далекими от того, что хотелось бы видеть. Но они - сумели вырасти. А значит, лучше плеснуть на это место еще пару ведер воды, чем копать в другой стороне. И даже воды не надо - просто запретить вытаптывать почву.

Дальше есть два пути. Первый - посмотреть на получившуюся картину, сравнить с имеющимся в нашем коллективном разуме идеалом (опорный край державы с развитым машиностроением, научным потенциалом, и т.д.) и, поразившись несоответствию, начать рисовать глобальные проекты, призванные ускорить процесс. Это здорово - когда для проектов есть ресурс. Но у региональной власти он не так велик (по крайней мере в 80% субъектов федерации, составляющих Уральский регион), поэтому смысла в подобном рисовании немного.

Идея евразийского университета по силе воздействия на умы близко не стоит рядом с задачей восстановить несколько ПТУ для подготовки, скажем, квалифицированных сварщиков. Но с первой мы будем носиться еще лет десять (пока не надоест - потом придумаем следующую), а решение второй может за это время дать небольшой, но вполне конкретный, осязаемый и измеримый эффект для многих предприятий. Да и денег особых не потребует - предприятия сами профинансируют большую часть расходов.

К примеру, трудно бороться с соблазном включить в стратегию развития территории постройку ЦБК в Тюменской области или магниевого завода в Свердловской - такая идея способна зажечь всех, а идеи правят миром. Мысль же банально отремонтировать дороги между двумя-тремя крупнейшими городами Урала зажечь никого не сможет, кроме разве что подрядчиков-строителей. Но разве кто-нибудь пытался посчитать, насколько снизится уровень временных и финансовых издержек, вырастет деловая активность металлургических компаний, связистов, строителей, сетевых торговых структур, реализующих проекты на территории всего Урала?

Если в качестве приоритетов стратегии развития региона выбрать не абстрактные показатели тройного увеличения зарплат или удвоения ВВП к две тысячи рогатому году, а счетное количество конкретных незаметных шажков, помогающих «расшить» узкие места, тормозящие развитие бизнеса, это и будет решением проблемы.

Другой пример. Глядя на картину решений, принятых уральскими компаниями в 2004 году, можно увидеть стремительный рост активности уральского бизнеса за рубежом - покупку предприятий, запуск новых производств. Как можно хотя бы немного подтолкнуть эту тенденцию? Да для начала вполне достаточно облегчить жизнь зарубежным менеджерам этих предприятий, чтобы не гоняла их миграционная служба наравне с выходцами из бывших советских республик. А там, глядишь, через несколько лет и до масштабных программ поддержки экспорта дорастем.



Анонсируя торговую марку, заместитель генерального директора по стратегическому планированию ОАО «Уралсвязь-информ» Андрей Белобоков заявил, что возможности роста операторского бизнеса за счет массированного подключения новых абонентов практически исчерпаны. Особенно это заметно в секторе мобильной связи. В условиях высокой конкуренции и большого числа игроков со сравнимым уровнем цен и качества на первый план выходят новые потребительские предпочтения. «Клиент делает выбор исходя не только из реальных преимуществ услуги, но и ее виртуальных характеристик: силы брэнда, репутации, престижности, эмоционального представления», - отметил Андрей Белобоков.

По мнению Андрея Белобокова, название Utel имеет большой потенциал для креативной расшифровки. Позиционирование компании будет основываться на ключевом триединстве «U»: Urals, United, Universal - уральский, объединенный, универсальный

Разработка фирменного стиля (торговая марка, логотип, рекламные слоганы для различных услуг) обошлась УСИ в 0,5 млн долларов. На продвижение торговой марки планируется потратить по 4 млн долларов в этом и следующем году (весь годовой рекламный бюджет компании - около 15 млн долларов). Внедрение единого брэнда - коммерчески выгодное мероприятие. До настоящего времени Урал-связьинформу приходилось тратиться на поддержание множества разношерстных торговых марок. За счет экономии этих средств вложения в разработку и продвижение новой торговой марки окупятся за год-полтора.

Главное конкурентное преимущество Уралсвязьинформа - большое количество (более 8 миллионов) так называемых «последних миль», участков сети от телефонной станции до абонента. Так что основные планы развития компания связывает именно с увеличением загрузки «последней мили» дополнительными и контент-услугами. И здесь принципиальную роль играет брэндирование. Чтобы увеличить продажи, Уралсвязьинформ должен стать в восприятии клиентов сервисной компанией (пока его знают в основном как технологическую). Новая торговая марка, по мнению менеджмента, поможет позиционировать Уралсвязьинформ как клиентоориентированную компанию.


Конфликт обострился 12 августа: общее собрание ТРО избрало нового председателя областной партячейки. Им стал генеральный директор западносибирского филиала банка ОАО КБ «Агроимпульс» Дмитрий Уткин. Незадолго до этого в отделение приняли 265 новых партийцев из числа сторонников Уткина: рост необходим для перерегистрации отделения в Минюсте РФ.

Оппозиционеры из тюменского регионального отделения Союза правых сил (ТРО СПС) намерены подать массовые судебные иски против федерального руководства партии с целью проверки законности его деятельности. В планах - лишить руководителей партии их постов.

Как заявил «Э-У» Никита Белых, кворум на собрании был, а членами политических партий могут стать все, кроме иностранных граждан, лиц без гражданства и недееспособных. Он сообщил, что с ноября 2004 года по июнь 2005-го в отношении ТРО СПС Главным управлением федеральной регистрационной службы по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО было вынесено два предупреждения о нарушениях законодательства РФ и устава партии, что позволяло приостановить деятельность отделения. Кроме того, «с января 2004 года тюменское отделение не провело ни одного значимого политического проекта. Переговоры с Владимиром Поповым не привели к нормализации ситуации». В заключение Никита Белых добавил, что снять его досрочно с поста председателя партии может только партийный съезд.

По мнению смещенных руководителей ТРО, экс-председателя Владимира Попова, Ильи Корепанова, Натальи Чистяковой, собрание проведено без кворума. Партийный пост, считают они, достался Уткину благодаря его личным отношениям с председателем федерального политсовета СПС Никитой Белых, а вступившие в ТРО «новобранцы» - подчиненные банкира Уткина и члены семей его сотрудников.



Главная страница / Тенденции