Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Он выбирает деньги

Расслабьтесь и получайте удовольствие Следующими «назначенцами» на территории Урала, вероятно, станут остальные члены тюменской тройки - главы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов: срок полномочий действующих губернаторов заканчивается в марте текущего года. Просить о доверии ни Александр Филипенко (ХМАО),ни Юрий Неелов (ЯНАО) не стали. Похоже, в уральском полпредствеи администрации президента им и так доверяют: 7 февраля на сайтеполпредства (www.uralfo.ru) опубликован официальный список кандидатовна должность главы ХМАО. В нем два минимально необходимых имени:Александр Филипенко и Александр Сидоров, мэр Сургута. Причем Сидоров -скорее всего лишь спарринг-партнер: на последних всенародных выборах губернатор Югры получил порядка 90% голосов избирателей.

На 24 февраля назначенаинаугурация первого главы субъекта федерации в УрФО, избранногов соответствии с новой схемой - по представлению президентаи с одобрения регионального парламента. Им станет губернатор Тюменскойобласти Сергей Собянин.Очередные губернаторские выборы должны были состояться через год,но Сергей Семенович попросил Владимира Владимировича подтвердитьдоверие - и ему не отказали. Расчет Собянина дальновиден: теперьон первый из губернаторов регионов «тюменской матрешки», осененныйпрезидентским рукоположением. Чуть раньше, 4 февраля, так же переизбрангубернатор Приморского края Сергей Дарькин.Выяснив, что у Кремля нет кадровой альтернативы, хитроумный приморецпопросил президента о доверии и, можно сказать, поставил егов безвыходное положение.

Из тех уральских губернаторов, кто «может спатьспокойно», можно назвать и курганца Олега Богомолова. Переизбранный19 декабря прошлого года глава Зауралья (срок его полномочий истекаеттолько в декабре 2008-го) тоже вряд ли рискнет испрашиватьпрезидентского доверия. Да и характер избирательной кампании Богомоловасвидетельствовал: в Кремле его поддерживали. Незадолго до выборовон вступил в «Единую Россию» и стал ее официальным выдвиженцем.

Судьба Юрия Неелова пока не столь прозрачна.По информации из различных источников, его конкурент - Павел Завальный,генеральный директор ООО «Тюментрансгаз», газпромовской «дочки».Но ситуация, по мнению директора Института стратегического анализаи социального проектирования Эдуарда Абелинскаса, выигрышна дляНеелова. «В апреле прошлого года президент посещал Ямал, чтобы провестизаседание президиума Госсовета и Собрание представителей северныхтерриторий. Судя по всему, у главы государства сложилось положительноевпечатление о губернаторе Ямала. Конечно, с другой стороны - лоббиГазпрома, которое пытается сместить Неелова и заменить его кем-тоиз своих менеджеров. Но управлять предприятием - одно, а работатьна государственной службе - несколько иное. Думаю, это понимаети Кремль. Нет у федерального центра кадрового резерва, чтобы найтизамену Неелову».

- Если Петр Сумин реально планирует занять должностьгубернатора Челябинской области еще на один срок, то ему следуетпоставить перед президентом вопрос о доверии уже в ближайшее время, -считает вице-президентконсультационной компании «Советник», член политическогоконсультативного совета при полпреде президента в УрФО АлександрПодопригора. - В такой ситуации президент и его окружение не будутиметь политических и моральных оснований отказать Сумину в доверии,по сути, выгнать его с работы, ведь в целом серьезных претензийк деятельности губернатора нет. Тем более за Сумина постоянно голосуютболее 60% избирателей. Но сам Сумин, судя по его заявлениям, досрочноуходить не собирается. Возможно, с ним уже есть договоренность:он спокойно дорабатывает второй срок и покидает пост. Сейчас, по всейвидимости, он активно работает над тем, чтобы его место занял лояльныйпреемник. Впрочем, пока наиболее реальные «сменщики» Сумина, которыеякобы уже обозначены в «президентских списках», мягко говоря,не относятся к губернаторской команде. Это Василий Кичеджи, бывшийгендиректор Челябинского тракторного завода, в недавнем прошломзаместитель полпреда в Центральном федеральном округе по экономике,и Михаил Гришанков, заместитель председателя комитета по безопасностиГосдумы, в прошлом подполковник ФСБ.

Торопись медленно А вот главам Челябинской и Пермской областей ПетруСумину и Олегу Чиркунову придется принимать судьбоносное решениев ближайшее время: их полномочия истекают в декабре этого года.Последуют ли они примеру Сергея Собянина?

- О прописанных в конституционном законе выборахпервого губернатора Пермского края просто забыли. Это характеризуеткомпетентность тех, кто принимает решения. Разрешиться эта коллизияможет через внесение поправки в закон об образовании Пермского края.Однако если с этим будут медлить, а ситуация в регионах продолжитнакаляться, не исключено, что выборы все же состоятся - как пробный шарвозвращения к прежней схеме, - прогнозирует пермский политолог ОлегПодвинцев.

В Прикамье осложнения носят не персональный, а правовойхарактер. Олег Чиркунов - первый губернатор в наших краях, назначенныйПутиным по согласованию с крупнейшими субъектами региональной экономикипочти год тому назад в связи с переходом прежнего главы Пермскойобласти Юрия Трутнева на должность федерального министра. В прошломгоду по итогам референдума жителей Пермской области и Коми-ПермяцкогоАО образован единый Пермский край. Очевидно, Олег Чиркунов собиралсяучаствовать во всенародных выборах губернатора. По федеральному законуоб образовании Пермского края, они должны были состояться в декабреэтого года. Но закон явно не стыкуется с новой схемой избрания главсубъектов федерации:

Парадокс долгожителяКазалось бы, минимальны риски у губернаторов, чей срокзакончится в 2007 - 2009 годах. Но именно это обстоятельство можетоказаться источником раздражения Кремля. Наименьшие поводы длябеспокойства у оренбуржца Алексея Чернышева: у него устойчиво хорошиеотношения с федеральным центром, а когда по всей стране начались акциипротеста против монетизации льгот, Чернышев организовал митингив поддержку реформы. Если губернатор решится на досрочную отставку,то целесообразнее сделать это при нынешнем составе областногопарламента, то есть в 2005 году: депутаты в большинстве поддерживаютглаву Оренбургской области.

В такой нестандартной ситуации Чиркунов должен выбрать:либо настаивать на изменении законодательства и опереться на довериепрезидента (тем более что его кандидатура в губернаторы без приставки«и.о.» пока наиболее реальная), либо заручиться поддержкой населения.

Давно не секрет, что свердловский губернатор ЭдуардРоссель и башкирский президент Муртаза Рахимов, в свое время резкокритиковавшие центр за попрание принципов федерализма, ходят в «черныхсписках» президентской администрации. На пресс-конференциив конце января Эдуард Эргартович отрезал: «Мне не надо ни у когоспрашивать доверия. Я один раз спросил у пятимиллионного населенияобласти и получил его. У меня нет недостатка в доверии со стороныпрезидента, мы с ним встречались в конце прошлого года. У меня нетнедостатка в доверии со стороны председателя правительства России,с ним мы встречались 14 января, обговорили все насущные вопросы.Мы действуем рука об руку. Поэтому никаких встреч с полпредом по поводудоверия даже быть не может. Срок моих полномочий заканчивается21 сентября 2007 года. Вот тогда и будем спрашивать, доверяете илинет». Однако недавнее убийство в СИЗО лидера ОПС «Уралмаш» АлександраХабарова, вызвавшее у губернатора, по его собственному выражению, шок,склоняет к предположению о том, что силовые ведомства всерьез взялисьза экономическую базу региональной власти.

Президент Удмуртии Александр Волков заявил, чтопоступит так, как скажет президент. Тем временем, сообщил главныйредактор республиканской газеты «День» Сергей Щукин, со стороны Москвыи президентского полпредства в Приволжском федеральном округе поступилзаказ собрать информацию не только о Волкове, но и о других возможныхкандидатах на должность. «Ситуация в республике с монетизацией льготговорит о том, что президент Удмуртии не справился с задачей Кремля:пикетчики несколько раз на неделе перекрывали дороги. Да и у многихполитических и бизнес-структурпоявилось ощущение усталости от Волкова. Поэтому говорить о том, чтов ближайшее время он не попросит президента об отставке, с мой точкизрения, преждевременно», - говорит Щукин.

Руководитель Центра изучения элиты Института социологииРАН Ольга Крыштановская убеждена: «В национальных республиках созданыавтократические режимы, где президенты держат не только власть,но и крупный бизнес, которым владеют их родственники и друзья. Самаябольшая проблема для федерального центра состоит в том, чтобы разрушитьтакие автократии. Ради этого в основном и проводится реформа,по которой руководителями глав субъектов федерации должны статьмосковские, преданные президенту люди».

Так было на последних выборах президента Башкортостана,когда стремление федерального центра контролировать могучийреспубликанский ТЭК подкрепилось разоблачительными результатамипроверок МНС РФ и Счетной палаты, уводящими в верхи региональногоруководства (см. «Третий поход на Уфу», «Э-У»33 от 08.09.03). От Муртазы Рахимова тоже вряд ли стоит ждать«увольнения по собственному желанию»: не для того он положил столькосил на последних выборах, чтобы отказаться от президентства. Но можноутверждать: его нынешний президентский срок - последний, и следующийглава Башкортостана не будет принадлежать к клану Рахимовых.

Если так, то в подтексте должно читаться: главагосударства обладает неким стратегическим планом, который труднееобъяснить, чем реализовать молча, с помощью дисциплинированныхподручных. Не зря же сторонники Владимира Путина в период его первойизбирательной кампании не стеснялись настаивать, что нашей стране нуженПиночет.

Куда кривая выведет Остается главный вопрос: зачем? В чем глобальныйзамысел? Самый распространенный ответ: унитаризм историческии геополитически наиболее адекватен специфике России с ее безмернымипространствами и ресурсами, противопоставляющими себягосударственности. Так считает, например, Ольга Крыштановская: «Речьидет о реставрации государственного устройства, присущего Россиина протяжении столетий. На наших глазах прорастает старая российскаяматрица. Отечественная государственность веками строилась на принципахмоноцентризма и неразделенности власти и собственности. И сейчас речьидет о концентрации власти и возвращении России к ее старой унитарноймодели управления». Солидарна с коллегой директор региональных программНезависимого института социальной политики Наталья Зубаревич:«Стратегическая цель есть - это развитие через повышение управляемости,но в специфическом понимании силовиков это ать-два, левой».

Истинная причина введения новой системы выборов главрегионов, считает Наталья Зубаревич, - «сохранившийся с 90-х годовстрах усиления региональной фронды и тотальное недовериек губернаторам. А родовая черта режима Путина - стремление решать всепроблемы чисто технологическими способами: назначил, и все построились.Если говорить, что реформа нужна, чтобы высасывать ресурсыиз региональных бюджетов в центр, то аккумуляция ресурсов отлаженаМинфином и без „назначений“: новый Бюджетный кодекс дает федеральномуцентру широкие полномочия. Большинство губернаторов, причем скорееподавляющее, останется на своих местах, поэтому говорить о разрушениирегиональных предпринимательских кланов тоже преждевременно. Попугаюти переназначат: кадрового резерва нет. Но страшно нужна стабильность,а старые губернаторы в основном контролируют регионы. Если так,то особых плюсов от „назначаемости“ руководителей регионов я не вижу.Минусы - в отказе от естественной ротации элит, которая привелабы к движению в политику представителей бизнеса, и прерывании процессапостепенного обучения населения выбирать головой, а не „мягким местом“».

- Однако мобилизационный путь развития не является длясовременной России адекватным ответом на исторический вызов. Попыткиего реализации успехом не увенчаются, - возражает Эдуард Абелинскас. -Он предлагает простые решения сложных проблем. Прикрывает отсутствиечеткой стратегии у нынешнего руководства страны. С формулированиемцелей, собственной миссии у команды президента дела обстоят не оченьхорошо: величие России - слишком общо, удвоение ВВП на общенациональнуюцель не тянет. Отчасти действия власти обусловлены комплексомнеполноценности, ущемленной державности. Проводя исторические аналогии,можно вспомнить Веймарскую республику. А поскольку внутренняя социально-политическаяи международная ситуации действительно достаточно сложны, самый простойспособ реагирования - усилить контроль, «закрутить гайки».

Дополнительные материалы:

Получается, реформаторы действуют точно в соответствиис лозунгом радикалов: движение - все, цель - ничто. В советскиевремена, милые сердцам некоторых наших политических руководителей, этоназывалось начетничеством и очковтирательством.

Способ первый. Предложение о кандидатуре высшего должностного лицасубъекта РФ вносится президентом в региональный законодательный органне позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий главы региона.Депутаты рассматривают кандидатуру в течение 14 дней со дняпредставления. Кандидатура проходит, если за нее голосуют болееполовины от установленного числа депутатов регионального парламента,при двухпалатном парламенте - более половины депутатов в каждойиз палат.

Как теперь выбирают и отстраняют губернаторов Избрание

Способвторой. Глава субъекта РФ может поставить перед президентом вопросо доверии и досрочном сложении полномочий. Президент в течение семидней принимает решение о доверии и внесении кандидатуры действующегогубернатора в региональный парламент.

При отклонении кандидатуры повторноепредложение вносится не позднее чем через семь дней. При двукратномотклонении президент вправе назначить и.о. главы субъекта федерации,но не более чем на шесть месяцев. Если кандидатура отклоняется в третийраз, президент может распустить региональный парламент досрочно.

Президент вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта федерации от должности в связи:

Отстранение

- с утратой доверия президента РФ;

- с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

Родовая черта режима Путина - стремление решать проблемы чисто технологическими способами: назначил, и все построились

- с ненадлежащим исполнением обязанностей.

- Сергей Сергеевич,усматриваете ли вы в новой схеме избрания глав субъектов федерацииоткат от демократии к унитаризму? Или это преувеличение?

Это не наша перспектива
Дальнейшеецементирование вертикали власти может привести к общественнымпотрясениям, считает разработчик Конституции и Гражданского кодекса РФ,член-корреспондент РАН Сергей Алексеев.



Сергей Алексеев


- Наша конституция была задумана, чтобы определить принципиальный разрыв с декларативно-лживымпостроением советских конституций. Фигура президента была определенане как институт правящей власти, а как гарант демократических основРоссии. Но сейчас мы подошли к той черте, за которой начинается режим«бюрократической автократии» или даже просто советский строй.Инициатива «назначаемости» глав регионов лишает субъекты федерации техкачеств, которые отличают их от подразделений административно-территориальногоделения. В результате этих новаций население не будет принимать прямогоучастие в формировании и определении политики ряда важнейших органоввласти страны. Только прямое избрание населением главы субъекта ставитего хоть под какой-то контроль, воспитывает хоть какую-то ответственность перед избирателями. А так он ответствен только перед одним человеком и его окружением.

- Именно это и происходит. По сути мы возвращаемся к унитаризму, хотя внешне у нас якобы федерализм.

- Означает ли это, что федеральный и региональный уровни власти сливаются в единое целое?

- Если мыслить так, то надо восстанавливать империю и монархию. Затем можно и опричнину попробовать. Но я все-такидумаю, что россияне хотят жить свободно. Надеюсь, все мы ощутилии поняли: свобода - это величайшая ценность. В том числе и свободаучаствовать в прямых выборах глав регионов. И просто так ее отдаватьне следует. Хотя инициативы президента и снизили политическуюактивность населения, в обществе появилась политическая апатия.

- Возможно, фактическое назначение глав регионовоправдано тем, что нашей стране с точки зрения истории и политическойкультуры более подходит унитаризм, а не федерализм?

- Не исключаю, что какие-то позитивныемоменты могут быть. Вы правы: возможно, отбор на должность главырегиона будет происходить на основе высоких профессиональных качествкандидатов. Но хочу заметить, что и в СССР первых секретарей обкомовпартии «избирали» по почти такой же схеме. Человека назначал не самгенеральный секретарь. Сначала рекомендовали, затем на политбюрорешалось, стоит назначать или нет. И что, в СССР не формировалоськланов на уровне республик? Не было того феодализма, той коррупции,в которых обвиняют нынешний федерализм в России? Недавно на должностьгубернатора Приморского края уже по новой схеме был снова избран СергейДарькин. Хотя в период избирательной кампании в прессе было многопубликаций о том, что он тесно связан с криминальным миром Приморья.Правда, вторым стал Сергей Собянин в Тюменской области, который показалсебя как мудрый и инициативный деятель в качестве и члена Советафедерации, и первого заместителя полпреда президента в УрФО,и губернатора.

- А положительное в новой схеме избраниягубернаторов есть? Скажем, меньше вероятность, что во власть придутпроходимцы, криминалитет, лоббисты региональных ФПГ. Возможно, главырегионов будут более квалифицированы?

- Я всегда был сторонником идеи укрупнения регионов.Это безумие - иметь почти 90 субъектов федерации. Впрочем, за 14 летнаша страна как федерация так и не состоялась. Одна из причин:мы создали федеративную систему на основе административно-территориальногоделения, заложенного еще советской властью, когда территория республикиили области зависела от количества в ней партийных ячеек. Настоящаяже федерация всегда возникает снизу, в течение длительногоисторического периода, как это было, например, в США и Индии.

- Если уж назначать губернаторов, то почемубы не сократить количество субъектов федерации? Централизация властиот этого только выиграет.

- А что мешает объединяться? Амбиции, нежелание делиться ресурсами?

На мой взгляд, для России оптимальный вариант - 20 -25 субъектов. И если следующим шагом будет объединение регионов,то я буду только «за». Правда, пока укрупнение, как правило, происходитпосредством того, что к одному крупному субъекту федерацииприкрепляются менее крупные федеративные подразделения. На Урале,я думаю, целесообразно объединить Свердловскую область с Челябинскойили Пермской. Такой субъект мог бы стать локомотивом развития экономикиРоссии. Объединение Тюменской области также необходимо. Но там нужнодействовать особо осторожно, чтобы не навредить коренным народам.

- Новая схема избрания глав регионов не поможет преодолеть эти амбиции?

- Амбиции, конечно. Каждый хочет быть князьком.Окружение регионального «хозяина» также заинтересовано в том, чтобы всеоставалось как есть, иначе произойдет значительная ротация элит,передел сфер влияния. Кроме того, почти в каждой области сложилсяво многом самодостаточный экономический и социальный комплекс, что тожепрепятствует укрупнению.

Подготовил Евгений Сеньшин

- Вполне возможно. Но минусов от реформы больше. Думаю,сегодня появилось новое поколение, которое высоко ценит гражданскиеи политические свободы, демократические ценности. Я общаюсьсо студентами и понимаю, насколько глубоко они отличаются от людейсоветской закваски, мобильны, стремятся к знаниям. Этих ребят ужетрудно обмануть, что-либо внушить, заставить слепоподчиняться. Если в России вновь закрепится авторитаризм, я не исключаюварианта «оранжевой революции» или даже более радикального. Поэтомуназначение губернаторов, формирование парламента по партийным списками так далее - временная ситуация. Это не наша перспектива.

Улеспрома в России иная судьба, нежели у других сырьевых отраслей - нефтегазовой или металлургической. На долю страны, обладающей наибольшими запасами древесины на планете, приходится лишь 2% мирового объема торговли лесом. Причем основная статья экспорта - необработанный круглый лес, то есть продукция самого низкого передела с наименьшей добавленной стоимостью. Кубометр круглого леса продается за границу по цене 30 долларов, а покупается в виде продукции высоких переделов уже за 400 - 500 долларов. Неудивительно, что доля налоговых поступлений лесопромышленных предприятий в общей «корзине» отчислений не превышает 2%.

Геннадий Лекомцев

Прибавим к этому колоссальные объемы нелегальной вырубки. По оценкам МЭРТ, доля теневого товара на российском рынке доходит до 40%. Наказание, предусмотренное законодательством, смехотворно: уголовная ответственность наступает при ущербе свыше 100 тыс. рублей, причем при неоднократном задержании «нелегала» (а для этого нужно застать его непосредственно за валкой леса и без лесорубочного билета) убытки не складываются, а всякий раз считаются заново. Поэтому суды в подавляющем большинстве случаев ограничиваются штрафами или условными сроками.

В министерстве экономического развития и торговли уверены: одной из ключевых причин упадка стало распределение лесного фонда на конкурсной основе. Угодья сдаются в аренду за «копейки», часто без учета инвестиционной составляющей, по сговору с местными администрациями. Цена леса на корню составляет в себестоимости кругляка всего 4 - 7% против 36 - 52% в Европе. Это развращает арендатора: бизнес на дармовщину, как правило, не идет дальше «срубил - распилил».

Однако представители лесной отрасли, среди них - президент ассоциации «Лесопромышленники Прикамья» Геннадий Лекомцев, убеждены: принятие нового кодекса не только не исправит кризисного положения, но и поставит на колени немногочисленных ответственных лесопереработчиков.

Ясно, что такие «хозяева» (до 80% законных лесопользователей берут лес в аренду всего на пять лет) не вкладываются в восстановление леса, его охрану, в строительство лесовозных дорог, в развитие лесозаготовительных производств и их социальной инфраструктуры. Государство тоже не считает нужным инвестировать лес. Поэтому новая редакция Лесного кодекса, разработанная министерством и отправленная в Государственную думу, предполагает аукционное распределение ресурсов и долгосрочную, до 99 лет, аренду.

- В первую очередь это острая нехватка древесины. Не потому, что ее у нас нет, а потому, что ее очень трудно «взять»: на севере области нет необходимой транспортной инфраструктуры, фактически исчезли лесные поселки, а вместе с ними и квалифицированные кадры. Вторая проблема: значительная доля лесозаготовительных предприятий изначально была ориентирована на поставку древесины за пределы области, поэтому недостает предприятий глубокой переработки. И третье: в структуре лесного массива нашей области более половины - лиственные породы: береза, осина, липа. Подавляющая масса сырья (баланса и особенно осинового) оказалась не востребована. Сегодня мы работаем над созданием предприятий по переработке лиственного сырья.

Триединая задача
- Геннадий Леонтьевич, перечислите основные проблемы лесопромышленного комплекса Прикамья.

- Что касается инфраструктуры, то по поручению вице-губернатора Михаила Антонова мы создаем рабочую группу в сфере строительства лесовозных магистральных дорог: руководство области пообещало необходимые средства в бюджете. Дефицит кадров в леспроме - это, к моему горькому сожалению, беда не только Пермской области, но и всей России. Государственная политика ведет к тому, что мы теряем последнее. В советские времена «работник ЛПК» звучало гордо: ордена, медали, звания, мотоциклы, автомашины, хорошее снабжение и самое главное - бесплатное жилье. Сегодня жилье дорогое: чтобы построить деревянный дом, нужно 200 - 300 тыс. рублей, а зарплата работников лесной сферы ниже, чем в среднем по области. Ипотека и банковский кредит неподъемны и для горожанина среднего достатка, не говоря о селянине.

- Какие меры предпринимаются для решения этих проблем?

Одновременно и предприятия взяли курс на развитие вертикально-интегрированных структур, на обеспечение дочерних лесозаготовительных предприятий самой современной техникой. Летом прошлого года Соликамскбумпром представил новое предприятие, оснащенное пятью полными лесозаготовительными комплексами финской фирмы Timber Jack. Таким образом, комбинат снизил транспортные издержки и начал осваивать новые районы.

Несмотря на внедрение вахтового метода, для нас важно сохранить оставшиеся лесные поселки. Во-первых, если их не станет, образуется дефицит кадров в лесозаготовительных предприятиях. Во-вторых, переселение людей обойдется дороже. Тем более там есть элементы необходимой инфраструктуры: дороги, школы, больницы. Бросить поселки на произвол судьбы - это, я считаю, негосударственный подход. Поэтому мы сейчас серьезно работаем совместно со строителями, Законодательным собранием над тем, как строить доступное жилье для специалистов ЛПК.

- Наращиванию мощностей по глубокой переработке древесины мы уделяем основное внимание. И здесь, благодаря администрации Пермской области, Ассоциации «Лесопромышленники Прикамья», а главное - руководителям предприятий, произошли серьезные подвижки.

- А переработка?

Целенаправленную, продуманную политику обновления производства ведет руководство Пермского фанерного комбината. Мощности, построенные в советское время, постепенно заменяются на современные, экономичные, экологически чистые. Так, построен цех ламинирования ДСП и фанеры. Сейчас комбинат ведет активные переговоры о строительстве еще одного цеха ДСП, что позволит перейти к практически безотходному производству.

Осенью 2003 года Соликамскбумпром запустил новый завод по выпуску термомеханической массы. В мире таких всего несколько, в России - один. По мощности - крупнейший, по технологиям и качеству обслуживающего персонала - суперсовременный. Этот шаг привел к снижению себестоимости сырья при производстве бумаги.

Мы приняли долгосрочную программу до 2010 года, направленную на развитие ЛПК, в том числе создание новых производств, глубоко продуманную в стратегическом и тактическом плане, поэтому таких примеров можно привести много. Разворачивается строительство цеха ДСП в Гремячинске, планируется строительство цеха ДВП и МДФ в Яйве, деревоперерабатывающего комбината в Горнозаводске. В перспективе - очень важное строительство в Добрянке еще одного ЦБК, ориентированного на переработку низкосортной лиственной древесины. Здесь находится одна из крупнейших в Европе Пермская ГРЭС, развита железнодорожная и речная инфраструктура. Есть технико-экономическое обоснование, проект, дирекция комбината. Сейчас руководство области занято активными поисками инвестора. Идут переговоры с отечественными компаниями, с финнами.

Еще один пример - «Красный Октябрь»: в ближайшее время здесь будет поставлено несколько сушильных камер, что сделает продукцию более качественной и конкурентоспособной.

- Да, развитие глубокой переработки низкосортной лиственной древесины - одна из наших долгосрочных задач.

- Эти меры решат третью названную вами проблему прикамского ЛПК?

- Первое: на Западе в среднем на одного жителя приходится 350 - 400 кг бумаги. В России - 25 - 30 кг. Второе: львиная доля мебели, столярных изделий - заграничного производства. Мы научились делать мебель, которая не уступает зарубежной, но пока это отдельные виды. Развивать их выпуск нужно, а главное - можно: отечественные машиностроительные предприятия начали предлагать конкурентоспособные деревообрабатывающие станки во много раз дешевле, чем заграничные. Третье: в России не хватает ДСП, сбыт (не только в нашей стране, но и за рубежом) гарантирован на ближайшие десятилетия. То же можно сказать о плитах МДФ.

- А рынки сбыта просчитаны?

У нас многие главы муниципалитетов просят: проведите к нам газ. Да, газа в стране в избытке, но строительство газопроводов, как и завозка угля из Кузбасса, выливается в громадные деньги, которых в бюджетах многих субъектов федерации просто нет. В Финляндии и других скандинавских странах города с населением 30 - 50 тыс. человек отапливаются котельными именно на пиллетах. Чем мы хуже?

И еще одно направление - переработка отходов отрасли. Оно особенно актуально в связи с перспективой вхождения в ВТО и резкого подорожания энергоносителей, но из-за отсутствия национальной лесопромышленной политики не разрабатывается. Не только Пермская область, многие лесные регионы страдают от избытка отходов, не знают, куда их деть. Казалось бы, наиболее очевидный путь - строительство целлюлозно-бумажного комбината. Но даже самый дешевый ЦБК стоит примерно 1 млрд долларов. Плюс долгий срок строительства и еще более длительный срок окупаемости (5 - 7 лет). А вот производство пиллет, древесных гранул для отопления, супервыгодно. Оборудование не очень дорогое, установить его можно в любом районе с избытком сырья. И самое главное: на производство пиллет идет любая древесина (кора, опилки, щепа, ветки) и даже отходы сельхозпроизводства (сено, солома, трава). Таким образом, мы придем к тому, к чему пришли финны, шведы, канадцы: на делянке не остается ни одного кусочка отходов, ни одного килограмма мусора, все идет в производство. Пиллеты позволят получать тепло, горячую воду, а при умелом использовании можно вырабатывать и электроэнергию.

- Таким крупным лесным регионам, как Пермская, Свердловская и Тюменская области, с этим здорово не повезло. Архангельская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская области, Карелия в более выгодном положении: они куда ближе к экспортным рынкам сбыта, да и железнодорожная, автомобильная инфраструктура там более развита. На финских ЦБК, построенных у границы с Россией, можно увидеть, что дровишки-то как раз из этих регионов.

- Конкурентоспособность продукции, произведенной на Урале, снижается из-за значительных транспортных издержек.

Ну и, конечно, надо строить федеральную трассу Север - Пермь - Екатеринбург - Тюмень, которая отвечала бы самым современным требованиям и сокращала транспортное плечо на тысячу километров. Тогда можно пускать автопоезда большой грузоподъемности, по 40 - 50 тонн, как это делают в скандинавских странах. Надеюсь также, что будет положительно решен вопрос о строительстве железнодорожной магистрали Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск.

Какой выход? Давайте скажем прямо: нефть и газ когда-то будут исчерпаны. А лес - возобновляемый ресурс. Лесопромышленный комплекс может стать одним из локомотивов, который потянет экономику Урала и всей России. И почему бы, исходя из стратегических соображений, правительству и Госдуме не ввести для лесопромышленного комплекса Урала льготные железнодорожные тарифы, понижающие налоговые коэффициенты: только, ради бога, работайте, наращивайте мощности. Это привело бы к созданию новых рабочих мест, экономии на пособиях по безработице, излечению социальных язв наркомании и пьянства, резкому увеличению налоговых поступлений в бюджеты.

- Принятие его в таком виде, в каком проталкивает министерство Грефа, будет означать смерть всему ЛПК России. «Ахиллесова пята» кодекса в том, что он не ориентирован на глубокую переработку древесины, нет положений, которые стимулировали бы на это заготовителей и переработчиков, никакие преференции не заложены.

Другим путем
- Госдума готовится к принятию новой редакции Лесного кодекса, подготовленной МЭРТ. Какова ваша оценка этого документа?

Вот и придет непонятно кто с карманами, набитыми деньгами, поставит на колени не только малый и средний бизнес, но и крупные предприятия. И не нужно устраивать рейдерские атаки, захваты помещений с пистолетами-пулеметами. Достаточно диктовать условия. Тем более что все работы по лесоустройству (составление кадастра, защиту от пожаров и вредителей, строительство дорог и так далее) государство с удовольствием перекладывает на арендатора.

Лицензионные конкурсы инвестиционных программ заменяются аукционами: кто больше заплатит, тот и хозяин. Я понимаю, что государство заинтересовано выручать как можно больше денег. Но каким путем? Совершенно без учета вклада арендатора в развитие производства и социальную сферу! Все прекрасно знают, что среди предприятий, как правило, выживают только те, что встроены в интегрированные структуры. У нас это «дочки» Соликамскбумпрома, Пермского фанерного комбината, «Красного Октября». Остальные по всей России - в тяжелейшем положении. Такие предприятия не в силах освоить предложенные цены, а они будут запредельными. Даже крупные перерабатывающие комбинаты вряд ли смогут на равных конкурировать с олигархическими капиталами.

- Я не против скупки предприятий. Но если на Западе новый владелец инвестирует в обновление и расширение производства и продает уже более дорогую «конфетку», то в нашем, российском, случае предприятие зачастую покупается с одной-единственной целью: ничего не вкладывая, выжать из него как можно больше денег, чтобы оправдать затраченную сумму. Для отечественного ЛПК это наиболее характерно.

- Другими словами, в отрасли возможен глобальный передел собственности. Но это же естественный процесс…

Яркий пример: китайцы варварски вырубают российский лес в Забайкалье, на Дальнем Востоке. Поджигают, скупают по дешевке прекрасную древесину - кедр, лиственницу, везут ее к себе вагонами, автомашинами, причем перерабатывающие производства строят исключительно на своей территории.

Еще одно малоприятное обстоятельство. В экономике России есть ряд отраслей, куда доступ иностранным лицам категорически запрещен - авиационная, оборонная. Но последние проверки Счетной палаты показали, что за многими отечественными акционерами стоят иностранные компании. Ничего страшного в этом не было бы, если бы это были действительно коммерческие компании. Но оказывается, что там «прописано» немало людей из разнообразных спецслужб. Надо отдавать отчет в том, что иностранным конкурентам не нужна эффективная экономика России и эффективная лесопереработка в том числе. Им нужно российское сырье, бревна по самой минимальной цене.

- Можно законодательно ограничить участие иностранцев в аукционах. Тогда приход в отрасль отечественного капитала из нефтяной, металлургической отраслей, ответственного лесопользователя поднимет наш ЛПК.

Вот в Финляндии специальными законами категорически запрещено отправлять необработанную древесину на экспорт, все перерабатывается в стране, причем вырубается не очень много: финны очень бережно относятся к своему лесу - это национальная, государственная политика. У них доходы от экспорта переработанной лесопродукции равняются трети наших доходов от экспорта нефти.

- Безвыходная ситуация: у лесопромышленников на приобретение и содержание угодий денег нет, олигархический капитал в отрасль не торопится.

- Во-первых, предположу, что такого арендатора будут интересовать участки леса в округе промышленных центров, с готовой транспортной инфраструктурой - раз государство снимает с себя эту ответственность. Во-вторых, наши серьевики предпочитают экспортировать необработанную продукцию или продукцию низких переделов. Непонятно, на каком основании они сделают исключение для леспрома. Его положение могло бы здорово поправить строительство 15 - 20 ЦБК для переработки малоликвидной лиственной древесины. Нашим олигархам и сейчас ничто не мешает вложиться в эти проекты, однако они этого не делают. Ежегодно за границу вывозятся миллиарды долларов, достаточные, чтобы построить несколько ЦБК, я уж не говорю о десятках перерабатывающих предприятий, ориентированных на производство обрезной доски, мебельной продукции. Не хотят, не желают. Впрочем, их можно понять: инвестору нужны твердые гарантии, что у него никто ничего не отберет и не заставит делиться.

- Безвыходность заложена в новом Лесном кодексе. Он отражает отсутствие национальной политики, государственной стратегии развития леспрома. Я тоже исхожу из того, что лес на корню в принципе должен стоить дорого - это очень серьезный источник пополнения бюджета государства и регионов. Но ведь мы находимся в самой начальной стадии рыночно-капиталистических отношений, у нас еще «дикий» капитализм. А за годы реформ ЛПК был загнан в угол. И я не понимаю тех, кто сегодня указывает на то, что в Финляндии и Швеции одно бревно на корню стоит десятки долларов. Я согласен, давайте идти по этому пути. Но постепенно: иначе слепое копирование ценовой политики развитых стран приведет к тому, что цены подскочат в разы, многие лесозаготовители не смогут выкупать лес, а перерабатывающие предприятия - сырье. В результате население не сможет покупать продукцию нашего ЛПК и мы окончательно сдадим рынки итальянцам, французам, китайцам.


Если местные органы видят, что лесопользователь по-хозяйски распоряжается лесными ресурсами, что древесина идет на местную переработку, что предприниматель исправно платит налоги, так не заставляйте его нести новые затраты - пусть развивается!

С нашей точки зрения, для местного арендатора, особенно владеющего перерабатывающими мощностями и несущего ответственность за социальную структуру, необходимо снижать уровень арендной платы. Именно местный лесозаготовитель должен получить первоочередное право распоряжаться угодьями. Нужно ввести норму, по которой лесопользователи, добросовестно работающие по арендному договору более пяти лет, могли бы продлять аренду без проведения аукциона и увеличения арендной платы.

Дополнительные материалы:

Один из самых злободневных вопросов: в Пермской, Свердловской, Тюменской областях освоение лесного фонда возможно только зимой. Но попробуйте заставить заготовителя работать в это время без какой бы то ни было поддержки. У перерабатывающих предприятий не хватает оборотных средств, чтобы стимулировать и оплачивать зимние заготовки: нужно модернизировать производство, выдавать зарплату, платить налоги. Если взять кредит - через полгода останешься нищим. Поэтому мы предлагаем возвратиться к практике возмещения из федерального бюджета затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для создания межсезонных запасов древесины. Надо стимулировать интеграцию леспромхозов с крупными лесоперерабатывающими предприятиями, что приведет к модернизации фондов в лесозаготовке.



Стремительный рост производстваи потребления стали в последние два года вызвал повышенный спросна минеральное сырье. Актуальность скупки угольных активов подчеркиваетянварское приобретение стальной группой «Мечел» блокирующего пакета(25% плюс одна акция) объединения «Якутуголь» за 411 млн долларов.Аукцион по продаже Ерунаковского участка вызвал интерес со стороныпрактически всех крупных метхолдингов: кроме «Южкузбассугля»,принадлежащего на паритетных началах его менеджменту и Евразхолдингу,заявки подали представители «Северстали», Новолипецкогои Магнитогорского металлургических комбинатов, группы «Мечел»и кемеровского холдинга «Сибирский деловой союз».

До сих пор за такие деньгив России покупали лишь отдельные месторождения углеводородов, однакобурно растущий и чрезвычайно прибыльный рынок угля вполне оправдываетзатраты.

Тем временем стальная группа «Мечел» сообщила 22 февраля о назначении старшим вице-президентомпо горнодобывающему производству Бориса Никишичева, заместителягенерального директора ЗАО «Распадская угольная компания». Он возглавилуправление горнодобывающего производства, сформированное в рамкахполитики по усилению горнодобывающего бизнеса «Мечела».

Приобретенныйучасток с разведанными запасами 57,5 млн тонн угля позволит«Южкузбассуглю» восполнить сокращающиеся запасы коксующихся углей.Компания намерена инвестировать в организацию добычи порядка 100 млндолларов. С учетом планируемых затрат стоимость извлеченной тонны углясоставит около 10 долларов. Не исключено, что часть обязательстввозьмет на себя Магнитка: совместно с «Южкузбассуглем» комбинатреализует проект разработки Куреинского месторождения коксующихсяуглей, соседнего с Ерунаковским участком.


Рост рынка, замедлившийся в первом квартале, возобновился. Но неожиданных изменений на банковском рынке второй квартал не принес. Даже места в рейтинге по активам изменились несущественно.


- Андрей Порубов

По порядку
Рост кредитов предприятиям ненамного превысил рост активов, а рост потребительских кредитов опережает его в два с лишним раза. Ценные бумаги утратили привлекательность. Банки поддерживают объем вложений в них, но суммарное увеличение невелико. Впрочем, изменение портфеля неравномерно: снижение у одних банков компенсируется ростом у других.

Совокупные активы увеличились во втором квартале на 8,4%, примерно таким же был и средний прирост по банкам. (Мы традиционно не включаем в рассмотрение суммарные показатели трех банков - УралСиб, Ханты-Мансийский банк, Сургутнефтегазбанк: их совокупные активы практически равны активам 105 остальных кредитных учреждений.)

Во втором квартале наиболее существенное различие в динамике наблюдалось не между группами банков по масштабам, а между банками отдельных субъектов Урала. В половине областей на местные банки приходится незначительная доля рынка. Повышенный рост показателей, к примеру, в Пермской, Оренбургской и Курганской областях объясняется тем, что главный конкурент самостоятельных банков, Сбербанк, не ведет там активную борьбу.

Депозиты физических лиц остаются наиболее доступным источником ресурсов для банков - их рост превышает рост активов. Средства юридических лиц увеличиваются вдвое медленнее. У крупных банков относительный прирост крайне мал. У 35 банков деньги корпоративных клиентов сократились, причем у 18 - более чем на 10%.

Обычно межбанковские кредиты (МБК) выпадают из нашего обзора. Во-первых, большая часть этих средств краткосрочна. Во-вторых, их рынок не ограничивается рамками региона, а охватывает всю страну. В-третьих, МБК не превышают 5% банковских активов (впрочем, у отдельных банков больше). В совокупности уральские банки выступают нетто-кредиторами на рынке МБК: суммарный объем предоставленных ими кредитов составил на 1 июля 2005 года 8,4 млрд рублей, привлеченных - 4,4 млрд рублей (без учета показателей трех указанных выше банков, объем выданных МБК которых - около 20 млрд рублей). Региональные банки, как и раньше, кредитуют московские.

Представляет интерес сравнение показателей самостоятельных банков с Уральским банком Сбербанка РФ, который хотя и охватывает всего четыре из восьми субъектов Урала и Западной Сибири, имеет весьма значимую долю рынка. Во втором квартале текущего года активы банка впервые увеличивались быстрее, чем у остальных банков рейтинга. Прирост произошел преимущественно благодаря расчетным счетам юридических лиц. Большую часть полученных средств Уральский Сбербанк передал в головной банк в Москву.

В целом ожидаемый прирост по всем показателям к концу 2005-го превысит уровень 2004 года. За счет новых филиалов и допофисов расширится банковская сеть. Увеличится количество занятых в банковской сфере (за первое полугодие рост расходов на зарплату составил более 10%).

Рынок Урала по-прежнему привлекает банки других регионов: за первое полугодие они открыли 20 филиалов (для сравнения за весь прошлый год - 32).

С помощью этих показателей мы попытались установить, как сказывается на финансовых результатах деятельности банков структура активов и пассивов. В качестве ориентиров взяли прирост активов за полугодие и их рентабельность: успешный банк должен увеличивать долю на рынке (увеличение доли - рост активов, превышающий среднее значение по региону) и зарабатывать прибыль. На прирост активов положительно влияют высокая доля валютных активов (а также высокая доля валютных вкладов), низкая доля средств до востребования и значительные расходы на рекламу. Отрицательно сказываются низкая доля валютных активов (значительно ниже среднего значения), очень высокий объем средств до востребования и низкая доля ссуд в работающих активах.

Формула успеха
В каждой нашей таблице кроме абсолютных показателей и их прироста есть относительные показатели (например, валютная составляющая активов или доля средств собственников в капитале), характеризующие банки с разных сторон. Эти показатели весьма различаются у разных групп банков. Так, у одной четверти банков доля валютных активов не достигает и 1%, у другой - превышает 8%, у отдельных крупных банков этот показатель составляет 25% и более.

Таким образом, банки должны выбирать, что для них важнее: увеличение доли рынка или рентабельность. Выбор очевиден - владельцев банка интересует не рентабельность как таковая, а абсолютная величина прибыли, поэтому рост активов при снижающейся рентабельности приоритетен.

На рентабельность также положительно влияют значительная доля валютных активов и вкладов, кроме того, высокий уровень потребительских кредитов (наиболее доходный инструмент). Низкая доля средств до востребования и высокие затраты на рекламу, напротив, препятствуют рентабельности.



Главная страница / Тенденции