Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Обходя провалы

В этом году правительство РФ намерено, приняв в конце 2004 года план действий, значительно поддержать легпром. Связываете ли вы с инициативой властных структур надежды на кардинальные изменения?- В чиновных кругах доминирует такая позиция: с какой стати государство должно поддерживать частные коммерческие предприятия в легпроме. Позиция в принципе правильная. Но государство может отформатировать, в каком направлении пойдет развитие отрасли в целом и пойдет ли, нужна своя возрожденная легкая промышленность России или не нужна. Пока очевидно: правительство интересует только сырьевая конъюнктура. Поэтому надежда, что инициативы по стабилизации отрасли будут реализованы, слабая.

Игорь Васильков

- Пока больше деклараций, потому прорисовывается скорее пессимистический сценарий. Поскольку в этом случае развитие камвольного комбината будет по-прежнему зависеть от слишком многих факторов, нельзя с полной уверенностью утверждать, как именно оно пойдет: вверх, вниз или ровно.

Сами с усами: плохой сценарий- Давайте рассмотрим два сценария развития вашего предприятия в зависимости от того, как будет выполнена программа поддержки: оптимистический и пессимистический.

- Каковы ваши цели на рынке?

Но одно совершенно очевидно: без энергичных мер господдержки стратегия подъема предприятия будет реализовываться значительно медленнее. мы должны как можно быстрее догнать - чтобы не опоздать навсегда - продвинутые компании, ушедшие далеко вперед за те 10 - 12 лет, пока наш комбинат почти не развивался, как и многие другие отечественные производители тканей. Только последние два года, после привлечения инвестиций, я модернизирую производство, чтобы производить конкурентоспособную продукцию, в том числе и на экспорт.

Нужно отметить важный момент: китайцы сейчас стремятся из нижнего подняться в средний ценовой сегмент, в том числе и на нашем внутреннем рынке. Но пока не очень вписываются: для производства тканей этого сегмента мы используем отечественную шерсть, которая в два раза дешевле австралийской, потребляемой китайцами. Поэтому на данный момент у нас по себестоимости, по сырьевой базе есть временной лаг.

- Мы должны догнать итальянцев и китайцев - первые пока впереди в текстиле, делают самую хорошую ткань. Китайцы ближе нас подошли к итальянцам по технологиям, по ценам и, очень вероятно, «сделают» итальянцев. Итальянцы паникуют не напрасно, потому что заработная плата у них против китайской очень высокая, продукция дороже. Через пять лет я, полагаясь только на свои силы, используя только свои средства и прибыль, создам, конечно, продукцию - аналог сегодняшней итальянской, но рынок к тому моменту уйдет дальше. Конкурентная ситуация для нас в условиях ВТО будет еще хуже.

- Пока китайцы не нарастят свое овцеводство до того уровня, когда их шерсть будет дешевле. Они уже занимаются этим, но тут климатическая специфика: не везде можно выращивать мериносовую овцу, как в Австралии. Не совсем понятно, получится у них или нет. По времени я не берусь прогнозировать.

- Сколько времени у вас есть?

Помимо того что мы опасаемся в перспективе готовящегося вторжения китайцев в наш средний ценовой сегмент, нас тревожит, что эта ниша сейчас не развивается, в ней снижается потребление готовой продукции. Мы чувствуем, что в мире возрастает спрос на более качественные, тонкие и дорогие шерстяные ткани верхнего среднего ценового сегмента и класса премиум. Многие наши партнеры-швейники закупили новое современное оборудование для пошива более дорогих костюмов и везут для них ткани из Италии, Турции по ценам 10 - 17 евро за метр. Это значительно дороже, чем могла бы стоить наша аналогичная продукция. Есть у нас амбициозные планы увеличить объемы выпуска тканей, выйдя в более дорогой сегмент, расширив его долю в общем объеме продукции до 20 - 25%. Для этого нужно модернизировать оборудование, приобретать более качественную австралийскую шерсть - отечественная овца выродилась, никто давно не занимался селекцией. Новые технологии и сырье требуют денег.

Так что пока конкурируем в основном с отечественными производителями и на беспошлинном пространстве внутреннего рынка - с Минским камвольным комбинатом, Киргизским комбинатом в Бишкеке. Это наши прямые конкуренты.

- Без модернизации, новых технологий отрасль будет стагнировать, терять конкурентоспособность. Мы утратим гражданский ассортимент и займем нишу так называемой бюджетной, ведомственной ткани - для школьной формы, армии, ГУИН. Сейчас эта продукция в общем объеме составляет 40%, чуть больше в отдельные периоды, в зависимости от результатов тендеров. В этой нише есть плюс - всегда обеспечен стабильный спрос и минус - нет стабильной оплаты. После тендера швейники берут у нас ткань с отсрочкой платежа за нее, отшивают, поставляют готовые изделия, например, Минобороны, оно включает швейников в план по платежам и только потом - когда-то -; платит. Если бы комбинат сегодня рассчитывал только на эти деньги, которые идут до нас по всей цепочке, он бы не поднимался и не увеличивал объемы продукции в три раза за год, как в 2004-м. Ведомственные ткани для нас - всего лишь дополнительный достаточно емкий рынок, некий страховочный пояс. Я бы от него отказался, если бы ко мне сегодня в очередь стояли клиенты по гражданскому ассортименту, но я надеюсь добиться этого завтра.

- Вы утверждаете, что если не будут реализованы меры по поддержке отрасли, вы будете подниматься своими силами, но медленнее, и рискуете опоздать. Но что именно произойдет?

Потеряв без поддержки государства прочие рынки, на условиях Минобороны комбинат недолго продержится на плаву. Он деградирует, не имея средств на обновление фондов и технологий. То же самое произойдет с остальными предприятиями. И наступит момент, когда китайская либо турецкая ткань для военной одежды окажется более дешевым, а то и единственным предложением на тендере Минобороны. Это будет уже не экономический, а политический момент, когда наша армия окажется голой или с вывернутыми руками, в полной зависимости от иностранных поставщиков. Это один аспект.

Подъем камвольного начался с 2003-го, когда мне удалось собрать круг эффективных собственников, желающих инвестировать в предприятие, вложил и собственные деньги. Так нам удалось наполнить производство оборотными средствами и запустить. Одним из первых шагов был отказ от непрофильной деятельности: 11 разномастных предприятий состояли в структуре тогдашнего концерна. Сейчас занимаемся оптимизацией производственных цепочек, снижением затрат. Но предприятию, отрасли нужна оптимизация и на макроуровне.

- Ну да, поскольку я говорю о самом худшем, что может ожидать с утратой отрасли. Второй немаловажный аспект - легкая промышленность, как это ни странно, дает развитие 32 другим отраслям. Например, сельскому хозяйству: шерсть закупаем в отечестве (а это Алтай, проблемный Северный Кавказ, где мы снижаем социальную напряженность, даем деньги и работу чабанам). Третий аспект - занятость, предприятия легкой промышленности сокращают женскую безработицу в ряде территорий.

- Вы уже перешли к аргументации: почему, на ваш взгляд, необходимо поддерживать легкую промышленность?

- Дешевые деньги. Любым путем и как можно скорее. Рентабельность предприятия 10%, это не позволяет пользоваться кредитами под 18% годовых. В данный момент ставка рефинансирования - 13%. Если бы 2/3 ставки - порядка 9% - правительство мне компенсировало за счет специальных фондов, которые для этого выделяются, кредиты бы стали доступнее.

Те же, но с деньгами: хороший сценарий- Что вам необходимо для того, чтобы быстрее догнать итальянцев и китайцев? То есть - для оптимистического варианта развития?

Все остальное мы сделаем сами. Я знаю, что и как нужно делать по подъему камвольного производства до уровня мировых лидеров, нам явно не хватает ресурсов на все намеченное.

Абсолютно правильное решение из пакета мер федерального правительства по поводу отмены пошлин на ввоз 18 позиций импортного текстильного оборудования. Мы будем его приобретать в Европе в следующем году. В стране у нас оно не производится. С этим наше машиностроение уж точно опоздало навсегда. Но помимо отмены таможенных пошлин нужно сделать и отсрочку по уплате НДС. Тогда мы сможем реализовать инвестиционные проекты и уж точно догоним рынок.

- На три года. Да хорошо бы и на год. Любая скажется позитивно: я содержу большое предприятие, куплю оборудование - я же никуда не убегу, расплачусь! Мне важно выиграть время и не потерять комбинат. Нужно доверие правительства к бизнесу, если у него те же цели.

- На сколько вам нужна отсрочка?


Команда и. о. губернатора Олега Чиркунова решила заниматься строительством, не дожидаясь указаний сверху (см. «Круги на воде», «Э-У» 45 от 29.11.04). Цели региональной программы (ее основные положения сформулированы в феврале этого года) не менее амбициозны, чем федерального проекта. Как заявил в конце февраля прошлого года вице-губернатор Пермской области Николай Бухвалов, в 2007 году объемы жилищного строительства в регионе должны увеличиться почти вдвое (с 440 до 750 тыс. кв. метров, в том числе в Перми - с 240 до 430 тысяч). Примечательно, что пермская программа рассчитана не на пять лет, а на три года, то есть рапортовать об итогах будут те, кто ее разрабатывал, принимал и реализовывал - команда нынешнего губернатора. Проект федеральный будет выполняться до 2010 года, а значит, если в 2008 году президент Путин и ключевые фигуры в правительстве сменятся, спрашивать за нерешенные задачи будет не с кого. А неудача вполне вероятна (см. «Авантюра невиданного размаха», «Э-У» 17 от 09.05.05). Пермским властям придется отчитываться за подъем строительства до того, как закончатся их полномочия, поэтому мотивов успешно реализовать программу у них явно больше.

Еще год назад региональные власти Перми назвали развитие строительства, в первую очередь жилищного, одним из приоритетов: этот пример - до сих пор единственный в УрФО. Тогда о федеральном проекте «Доступное и комфортное жилье гражданам России» еще никто не слышал.

Упущенные возможности
Повышенное внимание властей к жилищной проблеме не случайно. Пермь - город-миллионник с самой сложной ситуацией на жилищном рынке во всем УрФО. Обеспеченность населения жильем здесь одна из наиболее низких: на одного жителя приходится 17,7 кв. метра жилья (без ветхого - 17,3 метра). Для примера: чтобы обеспеченность пермяков жильем достигла уровня соседнего Екатеринбурга (20,1 кв. метра на человека), им не хватает около 2 миллионов метров.

Приоритеты жилищной политики определены. Это комплексная застройка новых микрорайонов, открытое и конкурсное распределение земельных участков, стимулирование прихода крупных инорегиональных игроков, обладающих значительными финансовыми и производственными ресурсами.

В результате коэффициент доступности жилья в городе значительно уменьшился, дефицит вырос до невиданных размеров. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что, по данным агентств недвижимости, период позиционирования квартиры (время, в течение которого находится покупатель) уменьшился с трех-четырех месяцев до двух-трех недель. По словам генерального директора агентства недвижимости «Тереза» Олега Гущина, последние две недели на квартирном рынке временное затишье - спрос несколько упал, цены стабилизировались, а по некоторым предложениям даже немного снизились. Это влияние сезона: в период выпускных и вступительных экзаменов многим семьям не до покупки квартиры. По прогнозам риэлторов, к концу июля спрос снова подскочит, и цены возьмут реванш. К концу года средний метр «потяжелеет» еще на 15 - 20%.

Пермь - единственный в УрФО областной центр, где объемы ввода жилья до сих пор не превысили уровень 2001 года. При этом доходы населения постоянно растут. Нетрудно догадаться, что следствие этого - взрывной рост цен на жилье. В 2004 году динамика цен побила все мыслимые и немыслимые рекорды. Первичное жилье подорожало за год на 45%, вторичное - на 61%, а по некоторым категориям рост составил 100%. В реальном выражении цены на жилье догнали екатеринбургские. Если в январе-2004 метр в Перми в среднем стоил на первичном рынке 13,6 тыс. рублей, а на вторичном - 11,91, то в январе-2005 -; уже 24,05 и 20,32 соответственно.

Результат не замедлил сказаться. Цены росли, технологии не развивались. Вскоре цены стали неподъемными для населения, а никаких предпосылок для оптимизации собственных издержек предприятия не создали. Платежеспособный спрос снизился. Объемы строительства резко упали, и на компании легло бремя содержания простаивающих мощностей. Вскоре спрос снова стал подниматься, но строительство - отрасль инертная… До конца преодолеть последствия кризиса не удалось до сих пор.

Причины нынешнего ценового взрыва заложил кризис, разразившийся на строительном рынке Перми в 2002 году: тогда объемы строительства упали по сравнению с 2001-м почти вдвое. В 2000 - 2001 годах рынок бурно развивался, объемы вводимого жилья росли, а тогдашние цены обеспечивали строителям неплохую маржу. Но участники рынка в массе своей не воспользовались благоприятной конъюнктурой для развития производственной базы. Как тогда рассказывал в интервью журналу «Эксперт» заместитель генерального директора ОАО «Пермская финансово-производственная группа» Виктор Горбунов, «сложилась парадоксальная ситуация: рынок рос, но качественно не развивался. Это касается в первую очередь материальной базы строительной индустрии. Казалось бы, финансовые показатели позволяли привлечь в строительный сектор инвестиции. Но несмотря на высокую прибыльность вкладываться в обновление мощностей никто не спешил. Не возникло и новых участников рынка: в большинстве случаев появление имен было ни чем иным, как сменой вывесок. По сути, новый бизнес в этот сектор не пришел, не пришли и новые инвестиции».

Единственная возможность уравновесить спрос и предложение и избежать дальнейшего взвинчивания цен на дефиците - резкое и значительное увеличение объемов строительства. Так, на федеральном уровне в проекте «Комфортное и доступное жилье гражданам России» (см. «Новая национальная утопия», «Э-У» 17 от 09.05.05) поставлена задача увеличения обеспеченности жильем россиян до отметки 21,7 метра на человека. Столько, по мнению разработчиков, необходимо для того, чтобы относительно стабилизировать рынок. В условиях Перми это означает, что в ближайшие пять лет нужно увеличить жилищный фонд на 3,9 млн кв. метров, то есть ежегодно вводить около 780 тыс. метров жилья - в 3,2 раза больше по сравнению с показателями 2004 года (242,8 тыс. кв. метров). Задача явно не из легких, но в положительном результате пермские власти не сомневаются.

Сейчас ситуация усугубляется, во-первых, развитием ипотеки (она стимулирует спрос, что при недостаточном предложении приводит к эскалации цен), во-вторых, как полагает директор пермского филиала ГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое РФ» Виктор Терентьев, вступлением в силу новых законов, регулирующих строительную деятельность. Одним из наиболее негативных Терентьев считает закон «О долевом участии», который, с одной стороны, защитил права дольщиков, но с другой - создал множество препятствий для привлечения застройщиками средств населения, самого распространенного и наиболее дешевого источника финансирования строительства.

Областные власти ведут переговоры с еще несколькими крупными московскими застройщиками. Учитывая первый положительный опыт, можно предположить, что игроков на Пермском строительном рынке в обозримом будущем станет больше.

Пока молодцом
Пожалуй, самый заметный итог усилий губернаторской команды - приход в Пермь крупной московской компании ЗАО «Стройинвестрегион» (см. интервью с генеральным директором Ириной Сергеевой). 13 января подписан инвестиционный контракт. Предполагаемый объем вложений - около 1 млрд рублей. Согласно документу, в районе соединения шоссе Космонавтов с улицей Мира вырастет комплекс жилых зданий общей площадью 60 тыс. кв. метров. Дочерняя компания ООО «Стройинвестрегион-Пермь» уже получила землеотвод под строительство четырех 24-этажных домов.

Еще один шаг вперед: определены территории, которым суждено стать новыми микрорайонами, а также застройщики, которые будут их осваивать. По данным компании «ПМ-инвест», это микрорайоны Акуловский (139,1 тыс. кв. м), «Ива» (120 тыс. кв. м) - застройщик НП «Западуралстрой», «Альпийская горка» (100 тыс. кв. м) - застройщик ОАО «Камская долина», Бахаревка (100 тыс. кв. м) и «Камская долина» (160 тыс. кв. м) - застройщик ООО «Стройинвестрегион-Пермь». Пермские власти обещают перейти от точечной застройки к комплексной. Сейчас определяются сроки. Тем не менее нерешенных вопросов еще предостаточно.

Приход столичных инвесторов оживил рынок стройматериалов. Так, в апреле выставка «Строительство и ремонт», организованная при участии администрации Перми и правительства Пермской области, собрала вдвое больше участников, чем аналогичная в Екатеринбурге. Как рассказал директор выставочного центра «Пермские ярмарки» Сергей Климов, были даже иностранные компании, которые не имеют производств на территории России. Очевидно: участники рынка начали пристальнее присматриваться к Прикамью, ожидая дальнейшего подъема строительства, а значит, возникновения новых сбытовых возможностей.

Еще хуже ситуация с землей в зоне точечной застройки внутри существующих жилых зон. Как рассказал Олег Гущин, несмотря на то, что местные власти, как региональные, так и муниципальные, неоднократно заявляли о необходимости перехода к распределению земли на основе конкурсов и аукционов, ни одной серьезной площадки на конкурс пока не выставлено: «Вся сто ящая земля распределяется по согласованию с администрацией». Участки, таким образом, могут получить далеко не все желающие. По словам Гущина, административные барьеры - одна из причин, по которым его агентство, несмотря на желание, пока не может выйти на рынок застройки.

Хватит делать «по старинке»
Очень болезненным остается земельный вопрос. Процесс согласований, необходимых для начала строительства новых микрорайонов, затягивается. Из-за этого точные сроки начала и завершения строительства в большинстве проектов не определены. Дополнительные сложности возникают там, где их не ждут. Так, проект микрорайона «Камская долина» уже несколько месяцев не удается согласовать с представителями ГО и ЧС. Дело в том, что потенциальная территория застройки - берег реки. А по правилам, принятым еще в глубоко советские годы, возводить в подобных местах жилые строения нельзя. Объяснения ведомства, по мнению одного из представителей пермской обладминистрации, смехотворны: в случае попадания в Камскую ГРЭС тактической ядерной ракеты район окажется затоплен. Строители сетуют, мол, холодная война закончилась, в Америке активно застраивают прибрежные зоны, прежде также считавшиеся опасными, а у нас пересматривать нормативные документы не торопятся.

Дорогу новым технологиям
Не менее важная задача - развитие строительных технологий. Местные компании в этом отношении существенно уступают не только москвичам, но и соседям. Как считает руководитель департамента жилья агентства недвижимости «Перспектива» Екатерина Пахомова, «в Екатеринбурге, не говоря уже о Москве, сама технология строительства более быстрая и менее затратная. По нашим подсчетам, если строить в Перми по современным технологиям, существующим в Москве, себестоимость будет примерно на четверть меньше, чем сейчас у местных компаний». Действительно, в Перми практически нет современного монолитного и каркасно-монолитного домостроения.

Распределение земли «по старинке» сдерживает увеличение объемов и появление новых местных игроков, а это необходимо, поскольку одним москвичам рынок не поднять. Кроме того, устоявшаяся система согласований значительно увеличивает стоимость жилья. Распространенная пермская (и не только) практика: при выделении земельного участка мэрия выдает строителю «технические условия» - список работ, которые он должен выполнить, зачастую не имеющих к объекту строительства никакого отношения. Стоимость работ может доходить до 30% от сметы объекта. Причем даже если удастся получить участок с небольшими дополнительными нагрузками или вовсе без них, на этапе приемки дома на застройщика все равно навесят до трети сметной стоимости.

При условии, что будут решены вопросы с землей, а местные власти обратят особое внимание на развитие новых технологий и тендерные механизмы, Пермь, возможно, станет регионом, в котором сформируется уникальный опыт подъема локального строительного рынка. Неплохие предпосылки для этого созданы. Во всяком случае, пермяки первыми на Урале не побоялись открыть рынок для пришлых игроков, а это уже немало. Если концепцию развития жилищного строительства удастся реализовать, пермская стратегия будет достойна тиражирования в других регионах.

Следствие отсталости технологий строительства - длительные сроки: цикл составляет в среднем 2 - 2,5 года. За это время жилье существенно дорожает: так называемый строительный коэффициент, на который увеличивается реальная стоимость строительства за год, в Перми составляет 10 - 15% от изначальной сметы. Длинные сроки препятствуют и получению банковских кредитов - выходит слишком дорого.


Николай Мешков (1851 - 1933), купец. Первым начал финансировать строительство железной дороги вдоль Урала. Один из создателей Пермского университета.


Дополнительные материалы:

Прогнозная модель развития рынка жилья ПермиПри расчетах прогнозной модели на 2005 - 2008 годы в качестве исходных использовались следующие показатели 2004 года, полученные из отчетов Пермского областного комитета государственной статистики, данных риэлторских компаний и анализа, проведенного финансовой группой «ПМ-инвест»: - численность населения (на начало 2004 года) - 1003,8 тыс. человек;

Александр Попов (1859 - 1906), ученый-физик. Изобретатель первого в мире радиоприемника. Проектировщик первой электростанции Перми.

- объем введенного в эксплуатацию - 242,8 тыс. кв. м;

- существующий жилой фонд (на начало 2004 года) - 18,3 млн кв. м;

- доля оборота вторичного жилья в жилом фонде - 3,33%;

- оборот жилищного фонда - 805,2 тыс. кв. м;

- средняя цена на жилье (на конец 2004 года) - 20,3 тыс. рублей за кв. м;

- объем сделок с жильем - 16,3 млрд рублей;

- сумма ипотечных кредитов - 105,1 млн рублей;

- доля ипотечных сделок в объеме спроса - 1,4%;

- ежегодные темпы убыли населения - 0,7%.

- объем сделок с использованием ипотеки - 228,6 млн рублей;

Объем ввода жилья: вариант первый - 270 тыс. метров в 2005 году и последующее увеличение темпов на 8% в год, вариант второй - 300 тыс. метров и 12%, вариант третий - 330 тыс. метров и 16% соответственно.

Компания «ПМ-инвест» дает три варианта прогноза развития рынка в зависимости от трех вариантов размера инфляции и роста реальных доходов населения, объемов ввода жилья, темпов развития ипотеки и доли ипотечных кредитов в сделках. Вариант первый: инфляция - 9,5%, рост доходов населения - 7,1%; вариант второй - 10,0% и 8,8%; вариант третий - 10,5% и 9,0% соответственно.

Доля ипотечных кредитов в сделках в 2005 году - 50% во всех вариантах. Для первого варианта - увеличение к 2008 году до 60%, для второго и третьего - 65% и 70% соответственно.

Темпы развития ипотеки . Вариант первый - 80% в 2005 году с постепенным снижением до 55% в 2008-м. Вариант второй - 90% и 75%, вариант третий - 125 и 110% соответственно.

19,219,619,822,523,423,926,328,12 930,933,735,8Доля ипотечных сделок в объеме спроса, %

2005200620072008ПоказательВар1Вар2Вар3Вар1Вар2Вар3Вар1Вар2Вар3Вар1Вар2Вар3Спрос на жилье, млрд рублей

18,518,618,518,81918,819,319,419,119,719,919,4Увеличение жилого фонда за счет нового строительства, %

0,9901.фев1,21,521,582,182,072,373,852,743,456,57Жилой фонд, млн кв. м

881,5860,6833,5934,7901,9859,7996,5948,2888,11068,11000918,8Цена кв. метра, тыс. руб.

1,781,611,462,031,771,552,311,941,652,612,121,75Предложение на рынке жилья, тыс. кв. м

Коммуникации как ключ к доступности жилья

Властям нужно больше внимания уделять развитию инженерной инфраструктуры, считает генеральный директор ЗАО «Стройинвестрегион» (Москва) Ирина Сергеева


21,822,823,724,12627,826,429,632,728,933,738,9

- Мы исследовали местный рынок и посчитали, что здесь у нас очень хорошие перспективы развития. Предложение жилья в городе явно недостаточно, и мы вполне можем занять нишу.

- Ирина Анатольевна, почему ваша компания решила начать строительство именно в Перми?

- Я уверена, что без поддержки властей в принципе ничего построить нельзя. У нас законодательство, к сожалению, такое. Поэтому если власти заинтересованы в увеличении объемов строительства, росте строительных мощностей, расширении налоговой базы и создании новых рабочих мест, тогда и у строительной компании дело ладится. Когда мы посчитали, что вести в Перми бизнес сейчас выгодно, мы обратились к властям с просьбой рассмотреть возможность нашего участия в программе развития жилищного строительства. Получили землеотвод и собираемся построить 60 тыс. метров жилья. Для нас это самый значимый итог сотрудничества.

- Но предложение недостаточно во многих городах. Какую роль в решении вести бизнес в Перми сыграла позиция местных властей?

- Я считаю, чтобы развивать жилищное строительство, а особенно сегмент доступного жилья, который вообще мало где существует, власти должны больше внимания уделять созданию новой инженерной инфраструктуры, прежде всего на больших площадках, территориях, на которых потенциально можно строить новые микрорайоны. Причем участвовать в оборудовании площадок не только организационно, но и финансово, как это делают власти Омска, Ярославля, Калининграда. Там стало возможно строить микрорайонами, и теперь жилье доступнее для населения. Строить в условиях, когда расходы на инфраструктуру ложатся на застройщика и жителей, можно на уровне отдельных домов, но микрорайонами - экономически нецелесообразно. Инфраструктура - самый болевой вопрос. С моей точки зрения, местные власти, как городские, так и областные, могли бы активнее этим заниматься.

- Какие главные препятствия к развитию существуют на строительном рынке Перми? Что нужно изменить, чтобы Пермь стала более инвестиционно привлекательной?

- От нашего появления в Перми местные игроки ничего не потеряют. У нас нет собственных строительных мощностей. Мы инвестиционная девелоперская компания: выполняем функции заказчика и нанимаем подрядчиков. Причем всегда в первую очередь смотрим на местных подрядчиков. И только в том случае, если среди них нет способных выполнить ту или иную работу, приглашаем кого-то со стороны.

- Как строятся ваши отношения с местными игроками? Вы же для них конкурентная угроза.



Фильм режиссера Алексея Федорченко, конечно, не о полете. Он о стране. У кого-то картина пробудила патриотические чувства: мы хоть и плетемся в конце (согласно свежему рейтингу Всемирного банка, Россия занимает лишь 97 место по доходам на душу населения), но все равно - первые. Кого-то напугала: любая реальность может оказаться сфабрикованной. А кого-то навела на грустные параллели с днем сегодняшним: изменилось все и ничего, человечество необучаемо. Фильм стал современным способом помянуть былое, и рюмка перед просмотром отнюдь не выглядит случайной.

Перед просмотром нового фильма Свердловской киностудии «Первые на Луне» авторы попытались окунуть зрителя в атмосферу 30-х годов прошлого века, готовя к необычному экранному действу. Билеты проверяли молодые люди, одетые в форму сотрудников НКВД, стайки молодых буфетчиц в шелковых платьицах и ярких бантах торговали в фойе кинотеатра «Космос» (где прошла премьера) по ценам того времени: пирожное - 30 копеек, рюмка водочки с огурчиком - 50 копеек. «Все, что было, - должно быть снято. Все, что снято, - когда-то было», такой софизм звучит в картине. В жанре документальной хроники изображается то, чего на самом деле не было. Фантастика тонко и стильно вплетена в документальную ткань. Моделируется несуществующая реальность прошлого - запуск космической ракеты на Луну, который Советский Союз якобы осуществил еще до войны. Причем сделано это настолько правдоподобно, что обман раскрывается не сразу. Да и потом, когда все ясно, доставляет удовольствие наблюдать за комбинациями настоящего и прошлого, реального и вымышленного.

Лично меня фильм «Первые на Луне» убедил также в том, что Свердловская киностудия действительно рассталась со своим прошлым. Каким бы достойным оно ни было, от прошлого нужно отталкиваться, чтобы двигаться дальше. Имидж Свердловской киностудии советских времен - добротное ровное «успокоительное» кино. Новые ритмы требуют новых фильмов.

Премьера картины состоялась в День космонавтики, а вполне могла бы пройти чуть раньше, в День всеобщих приколов. В ней сильна закадровая ирония, масса подспудной пародии. И вообще все показанное - просто розыгрыш. Это черта современного искусства: о важном - только с улыбкой, иначе неприлично. Говоря о насущном, нужно улыбаться. Видимо, время сейчас такое: смейтесь, пора расставаться с прошлым.

Но при всех несомненных достоинствах картины, мне трудно представить, чтобы зритель массово рванул ее смотреть. В образованном и культурном Екатеринбурге продвинутой публики, конечно, немало… Но «залы вам не собрать», прокомментировала умудренная прокатным опытом директор кинотеатра «Космос» Галина Писулина. Фильм не зрительский, но, надеюсь, фестивальный. Специалисты его оценят. Уважающая себя киностудия, выступающая в роли не просто участника рынка, но и творческой единицы или суммы многих единиц, должна делать и такое кино.

Мощная заявка на прощание с прошлым уже была сделана картиной «Егерь»: киностудия доказала, что способна производить кино зрелищное, коммерческое, хоть и без особых художественных изысков. «Первые на Луне» - кино другое, не в традиции студии. Оно вообще - не в традиции. Такие фильмы называют артхаусными, для немногих. Это эксперимент, поиск новых форм, своеобразный лабораторный опыт, по-моему, удачный. Творческая группа во главе с режиссером «ненароком», скрупулезно работая в течение двух лет над каждым кадром, по сути создала новый жанр - fantasy-doc.


Бережно
У пермской коммунальной «аномалии» есть только одна причина - в свое время власти области настойчиво зазывали инвестора в этот сектор, поддерживали его. Аффилированные с крупным бизнесом операторы (а другим в ЖКХ не выжить) массово закреплялись в регионе с 2003 года, заключая с администрацией соглашения, в которых в частности прописывались интересные компаниям территории. Власти, таким образом, выступали координатором, «разводя» частные компании по районам. Это имело два важных последствия: во-первых, коммунальные операторы в той или иной степени работают более чем в половине муниципальных образований; во-вторых, администрация области обеспечила отсутствие конкуренции на этом этапе. Это еще больше подогревало интерес операторов к региону. Названные меры - часть разработанной стратегии вхождения частного инвестора в ЖКХ. Соответствующие нормативные документы приняты на консультативном и экономическом совете при губернаторе Пермской области в 2003 году. Итог: в 2003 - 2004 годах запущены четыре инфраструктурных инвестиционных проекта на сумму 94,2 млн рублей, что в 9,4 раза больше, чем в 2002 году.

Пермская область - пионер и лидер в плане привлечения в коммунальную отрасль инвестиций крупного бизнеса. Здесь, помимо местных компаний, представлены практически все общероссийские операторы, работающие в ЖКХ. И если 2003-й был годом, когда операторы заявляли о намерениях, то в 2004-м компании приступили к оперативной деятельности, а в 2005-м между ними развернулась конкурентная борьба.

Формируя среду
Почему мы так много говорим о роли власти в ЖКХ? Да потому, что без нее инвестор не сможет выжить в этом бизнесе, где цены на товар, произведенный частным оператором, регулируются самой же властью, а вложения можно «отбить» только тарифами. Поэтому тарифная политика пермских властей должна была стать прозрачной. В первую очередь это означало минимизацию политической составляющей, когда тарифы занижаются из-за неплатежеспособности населения и не повышаются во избежание социального взрыва. Тарифы, устанавливаемые властью, должны быть не ниже федерального стандарта уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (сейчас он 90%), а еще лучше - хотя бы покрывать себестоимость услуги. Кроме этого, должны беспрекословно выполняться бюджетные обязательства перед частными операторами по возмещению предельной стоимости за услуги, субсидий и льгот. Именно политическая составляющая и неплатежи бюджетов приводят к банкротству муниципальных унитарных предприятий - основных коммунальных операторов. Отметим, что пермским властям удалось создать нормальный инвестиционный климат в отрасли. Подняли уровень платежей граждан до федерального стандарта. Население стало платить за услуги больше, участились обращения граждан за субсидиями. Выплаты по субсидиям выросли в 2003 году в 2,6 раза, по льготам - в 1,7 раза. За счет установления тарифов в половине муниципальных образований области на уровне себестоимости убытки отрасли сократились на 231 млн рублей.

К 2005 году рынок заработал. Коммунальные операторы начали действовать активнее, даже агрессивнее, события стали разворачиваться стремительно, появилась и конкуренция между основными игроками рынка. В феврале 2005 года Новогор-Прикамье (дочерняя компания Интерроса) подписал договор с администрацией Перми и Пермской области на аренду Пермского водоканала на 49 лет. В Березниках, втором по величине городе региона, в тендере на право аренды муниципальных коммунальных систем, обеспечивающих город тепло-, электро-,водоснабжением и водоотведением, сошлись коммунальные операторы, представляющие крупнейший бизнес России: «Комплексные энергосистемы» (структура Реновы), тот же Новогор и Пермгазсервис («дочка» Газпрома). Почувствовав деньги, к бизнесу потянулся криминал: в конце 2004 года были списаны с баланса реестродержателя 59% акций еще одного коммунального оператора - Уралгазсервиса. (Подробнее об этих событиях и ситуации в пермской коммуналке см. ст. «Хуже монополии только частная монополия», «Э-У» 13 от 10.04.05.) Власть не вмешивалась в конфликты, исключая лишь самые одиозные. Например, Пермская сетевая компания (ПСК, занимается транспортировкой тепла по сетям, продает теплоэнергию) была продана в частные руки. Частник мог сделать с сетями - монополией в монополии - что угодно: перепродать, разделить на куски, выставить городу самые невероятные финансовые условия. По инициативе и.о. губернатора Олега Чиркунова областная прокуратура проверила законность создания ПСК, на акции был наложен арест.

Довольны ли инвесторы такой вроде бы продуманной политикой? Далеко не всегда. Но это, скорее, беда уже политики федеральных властей, увлекшихся игрой «остановим инфляцию заклинаниями». Для этого региональные энергетические комиссии следят, чтобы тарифы на услуги ЖКХ поднимались строго на величину, разрешенную «сверху». Председатель наблюдательного совета Уралгазсервиса Андрей Агишев рассказывает: «Приходим в РЭК. Говорим - примите в тарифы затраты на лизинг. Конечно, отвечают, если срок лизинга - пять лет, а то у вас тарифы на большую величину поднимаются. Но наши лизинговые компании предоставляют кредит на два-три года!».

Основная организационно-правовая форма сотрудничества с инвестором в условиях отсутствия федерального закона о концессионных соглашениях - долгосрочная аренда с инвестиционными обязательствами. От инвестора в этой ситуации требуется по договору краткосрочной аренды провести инвентаризацию и государственную регистрацию переданного имущества предприятия. За срок действия договора он разрабатывает оптимальную систему управления бизнесом и представляет муниципалитету инвестиционную программу. Она в обязательном порядке содержит расчет тарифов, обеспечивающих возврат вложенных средств. Следующий этап - заключение договоров долгосрочной аренды на основе концессии.

Грамотный подход пермяков к такому непростому сектору, как ЖКХ, создает в коммуналке реальный бизнес. Но практическая реализация реформы отрасли, о которой столько говорится, опережает законодательную и политическую готовность властей страны действительно менять положение дел. Пока в Прикамье удается обходить дыры, например отсутствие закона «О концессиях». Надолго ли хватит энтузиазма пермских властей и готовности бизнеса биться о стеклянный потолок тарифа?

Однако настойчивость частного бизнеса в деле выстраивания партнерских отношений с властью приносит плоды. «В течение 2004 года мы три раза меняли тарифы, глубоко погрузились в специфику, нашли дыры в документах, нашими усилиями изменена методика расчета в области газораспределительных сетей низкого давления. Мы играли по установленным правилам. Потом нам сказали: так делать нельзя, правила устарели. Но это не наши проблемы. При реорганизации федеральной энергокомиссии в федеральную службу по тарифам наши предложения учли и поменяли правила в сторону их либерализации», - отмечает Агишев.

Риски
Экономические: высокий износ инфраструктурных объектов; низкая платежеспособность населения Финансовые: длительный срок окупаемости инвестиций, неготовность банков финансировать объекты Политические: государственное регулирование тарифов на услуги коммунальной сферы; «откатность» процесса модернизации отрасли Законодательные: нет «Закона о концессиях»; инвестиции в ЖКХ законодательно не защищены; акционирование муниципальных предприятий идет формально Конкурентные: цену продукта можно снижать только путем уменьшения издержек, маркетинговые и рекламные ходы бессмысленны для стимулирования спроса Имущественные: объекты инфраструктуры можно только арендовать; проведение госрегистрации сложных и зачастую бесхозных объектов идет за счет частного инвестора

Дополнительные материалы:



Главная страница / Тенденции