Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

Монополисты не пускают на рынок

Как сообщила пресс-службапрокуратуры, мэра обвиняют по трем статьям УК РФ: 315 (неисполнениерешений суда), 285 (злоупотребление должностными полномочиями)и 286 (превышение должностных полномочий). Максимальное наказаниепо ним - десять лет лишения свободы. По предварительным данным, Веснинякобы отказался выполнять решения судов о выделении жилья очередникам.Глава Пыть-Яха также подозревается в нецелевом использовании 37 млн бюджетных рублей. С мэра взята подписка о невыезде.

Это не первая претензия правоохранительных органов к «видным людям» округа.

Интересправоохранительных органов ХМАО к деятельности представителей органоввласти появился два месяца назад, когда были арестованы депутатыгордумы Ханты-Мансийска братья Николай и Александр Першины, возглавляющие ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» и ЗАО «Ханты-Мансийскаянефтяная компания» соответственно. Им предъявлено обвинение в хищенииболее 1,5 млрд рублей, выделенных из бюджета на восстановление минерально-сырьевойбазы. В деле фигурируют фамилии главы окружного департамента по нефтии газу Вениамина Панова, а также двух заместителей председателяправительства ХМАО Владимира Карасева (недропользование и ТЭК) и ГаджиАмирова (управление госсобственностью). В кабинете последнего якобыпрошла выемка документов.

Пыть-Ях -вторая после Нефтеюганска «территория» ЮКОСа в ХМАО: здесь базируютсядве его дочерние компании Мамонтовнефть и Майскнефть. На 27 марта в Пыть-Яхеназначены выборы главы города. Веснин в свое время избирался приподдержке ЮКОСа. Уголовное дело в отношении мэра Нефтеюганска ВиктораТкачева возбуждено ранее (статья 286 «Превышение служебныхполномочий»). Оба расследования находятся на контроле отделаГенпрокуратуры по УрФО. Там заявляют, что «дело Ткачева» не имеетк ЮКОСу никакого отношения.


Нефть вскоре нашли. Она обеспечила Сургуту статус экономической столицы Ханты-Мансийского округа. Теперь слова «Сургут» и «нефть» в сознании людей неразделимы. Но историю первой, неудачной скважины сургутяне не забыли. Ее рассказывают с намеком: дескать, мы всегда знали, что не стоит слишком надеяться на нефть.

Развитие транспортной инфраструктуры - стратегическое направление для Сургута
История современного Сургута началась с конфуза. В 1959 году на восточной окраине города (тогда еще поселка) геологи бурили первую разведочную скважину. Полгода бурили, прошли три километра вглубь. Но вместо «черного золота» наверх пошла тепленькая водичка.

Владимир Богданов - личность в Сургуте уважаемая. Горожанам импонирует, что бывший помощник бурильщика, став миллиардером, не уехал в Москву или в Лондон, а остался жить в Сургуте, на работу любит ходить пешком, яхт и футбольных клубов не покупает. Но к возможной смене собственника здесь относятся спокойно: былого влияния на жизнь города крупные сургутские предприятия уже не оказывают.

Молчание - черное золото Чего можно ждать от нефти, а чего - нет, в Сургуте знают прекрасно. В городе расположен головной офис одной из самых успешных нефтяных компаний страны - ОАО «Сургутнефтегаз» (НК СНГ). На ее долю приходится каждая седьмая тонна российской нефти. Неудивительно, что СНГ - одна из самых богатых нефтяных компаний. А еще СНГ - самая закрытая компания. Люди, знающие гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, говорят, что его девиз - «чем меньше о компании знают, тем меньше у нее проблем». Структура акционеров компании неясна. Предполагается, что контрольный пакет в руках топ-менеджеров СНГ. В середине августа 2007-го на рынке началась массовая скупка акций компании, а в бизнес-среде поползли слухи, что СНГ вскоре будет продан либо Газпрому, либо Роснефти.

Сильнее, выше, мощнее Когда директора Сургутской ГРЭС-2 (входит в ОГК-4) Евгения Жиляева спрашивают, каково это - управлять крупнейшей теплоэлектростанцией в стране, он поправляет: «Не в стране, а на Евразийском континенте». Электростанция обеспечивает почти половину электроэнергетической мощности региона, а вместе с Сургутской ГРЭС-1 (входит в ОГК-2) - 83%.

- С тех пор, как основная масса налогов начала уходить в федеральный и окружной бюджеты, понятие «градообразующее предприятие» утратило смысл. Теперь это просто крупные компании, - объясняет вице-президент Сургутской торгово-промышленной палаты Владимир Болотов. Тем более что сейчас основное внимание «Сургутнефтегаза» приковано не к Приобью, а к Восточной Сибири. Для экономики Сургута важнее местные проекты. Например, создание газоперерабатывающего концерна на базе Сургутского завода стабилизации конденсата, выделенного из транспортной «дочки» Газпрома «Сургутгазпрома» (см. «Развод на эффективность»). Или инвестиционные программы энергетиков.

Энергопотребности округа ежегодно растут на 10%. «За 2005 год мы выработали 31,9 млрд кВт·ч, а за 2006 год - на миллиард больше», - объясняет директор электростанции. К четвертому кварталу 2009 года ввод двух новых парогазовых установок мощностью по 400 МВт увеличит мощность ГРЭС-2 с нынешних 4800 до 5600 МВт. Проект стоит около 30 млрд рублей. Кроме того, по словам Евгения Жиляева, ГРЭС-2 вместе с мэрией занялась строительством тепловывода: он позволит станции увеличить поставки тепла в новые кварталы Сургута.







Город с комплексами Посреди Сургута на площади перед магазином стоит памятник - чугунный мужик в каске. На первый взгляд, он напоминает нефтяника. Некоторые принимают его за электрика: на плече у памятника моток проводов. На самом деле это строитель.

Растут потребности и в сетевом хозяйстве. Филиал Тюменьэнерго «Сургутские электрические сети» рассчитывает за три года достроить подстанцию «Университет» и реконструировать подстанции «Победа» и «Олимпийская». Совокупный объем финансирования - 2,4 млрд рублей. Инвесторами должны выступить застройщики: в ближайшие годы они планируют резко увеличить объемы строительства в Сургуте, и им понадобится развитая энергетическая инфраструктура.

В прошлом году прошли первые аукционы, на которые мэрия выставила участки под комплексную застройку. «Дочка» Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда ЗАО «ЮграИнвест-СтройПроект» выкупила участок, на котором раньше было болото и мелколесье, и в сентябре 2006 года начала строить новый микрорайон № 39 (проект «Александрия») площадью 180 тыс. кв. метров. Эта же компания планирует к концу 2010 года сдать еще один микрорайон площадью более 300 тыс. кв. метров. Местный игрок ОАО «Сибпроектстрой» взялся за микрорайон № 3

«У нас сегодня стройка занимает третье место после ТЭК и энергетики, строители ворочают миллиардными объемами», - говорит Владимир Болотов. По официальным данным, в 2006 году строительство показало максимальный рост физических объемов производства среди всех отраслей экономики - 34,2%. В ближайшие годы динамика еще вырастет: город переходит от точечной застройки к комплексной. По словам заместителя главы города Владимира Марана, возглавляющего департамент архитектуры и градостроительства мэрии, за пять лет город ввел 1 млн кв. метров жилья: «Мы “съели” все пятна, на которых можно строить жилье».




Стимулировать платежеспособный спрос на жилье городские власти собираются с помощью Сургутской ипотечной компании. Предполагается, что она будет предлагать жилье бюджетникам практически по себестоимости. «Мы выставим на конкурс предложение строить квартиры по 25 - 27 тыс. рублей. Если прибавить расходы на услуги ипотечной компании и проценты за банковские кредиты, квадратный метр обойдется покупателю в 30 - 31 тыс. рублей», - поясняет Владимир Маран.







В отличие от жилищного сектора, сегмент деловой недвижимости, по мнению Владимира Болотова, откровенно «проседает»: новых офисных центров в городе нет и не строится. Есть только переоборудованные здания, раньше принадлежавшие нефтяникам и газовикам, но они не соответствуют запросам бизнеса. «Там нет конференц-залов, один вход, парковка на 50 машин. Нет ни одного центра с открытой планировкой хотя бы в 200 - 300 кв. метров. Это ненормально», - говорит вице-президент ТПП Сургута Владимир Болотов. Зато в городе строятся новые торговые центры. Один из новых проектов, ТЦ «Вершина», разработал известный голландский архитектор Эрик Ван Эгераат. Здание должно напоминать раскалывающийся айсберг.

В коммерческом секторе цены пойдут вниз по мере роста предложения, считают сургутские участники рынка. К 2010 году с учетом уже запущенных проектов комплексной застройки местный рынок будет получать до 240 - 250 тыс. кв. метров жилья в год. «Я думаю, до этого времени цены будут держаться на уровне 40 - 45 тыс. рублей за один квадратный метр, а потом могут снизиться», - прогнозирует глава ассоциации строительных организаций Сургута и Сургутского района Владимир Ганин.

- Еще одна наша задача - обустроить городскую набережную. А то на Оби стоим, а на берег выйти по-настоящему не можем, - сетует глава города Александр Сидоров.

Тяга к нестандартным архитектурным и дизайнерским решениям вообще свойственна Сургуту. Особенно она проявляется в офисных зданиях, принадлежащих нефтегазовым компаниям. Жилая застройка состоит в основном из стандартных коробок. Зато местные маляры разрисовывают дом за домом яркими красками - мэрия приняла специальную «Концепцию колористического решения застройки города».

Часть трафика приняли на себя сургутский аэропорт и железная дорога. Сургутское отделение Свердловской железной дороги занимает второе место в регионе по грузо- и пассажирообороту. Но местным властям хотелось бы большего. «13 пар поездов, проходящих через Сургут в сутки, - маловато», - пожаловался один из чиновников мэрии.

Пятиминутная АмерикаВо время интенсивного освоения Западной Сибири Сургутский речной порт был одной из важнейших перевалочных баз. Короткий период навигации заставлял предприятия обустраивать собственные причалы, в итоге промзоны отделили город от реки. В 90-е грузооборот порта резко снизился (с 12 - 13 млн тонн грузов в год до 1). Теперь акватория перед портом обычно пустует.

Аэропорт Сургут обеспечивает прием 1,2 - 1,3 млн пассажиров в год. «Это вполне соответствует потребностям города, и планов расширения пока нет», - сообщили «Э-У» в пресс-службе аэропорта. Но сказать, что аэропорт не развивается, нельзя. С прошлого года пассажиры, прилетающие в Сургут, могут пройти в аэровокзал, не выходя на улицу: к зданию пристроили два телескопических трапа-«рукава». Подобные конструкции пока редкость для российских аэропортов в регионах. На 2007 год намечен первый этап реконструкции перронного комплекса, а в дальнейшем порт предполагает заняться топливным хозяйством.

Вскоре повод для недовольства исчезнет. Как пояснила «Э-У» пресс-секретарь отделения Анастасия Быкова, РЖД планирует до 2010 года в полтора раза увеличить объем перевозок на участке Сургут - Тобольск, построив второй путь. На эти цели железная дорога планирует выделить 1 млрд рублей, и первые двухпутные вставки должны появиться уже в 2009 году.

Деловые круги Сургута считают, что развитие транспортной составляющей - первое стратегическое направление для города. «Весь Север завязан через Сургут. Когда начнется активное освоение Полярного Урала, Ямала, роль города еще больше возрастет», - говорит Владимир Болотов. По его мнению, одновременно будут укрепляться позиции Сургута как крупного торгового центра, обслуживающего регион.

Еще один компонент сургутского транспортного узла - мост через Обь, открытый в 2000 году. Длина мостового перехода - 2110 метров, он внесен в книгу рекордов Гиннесса как сооружение с самым длинным вантовым пролетом, его ставят в один ряд с «Золотым мостом» в Сан-Франциско. Кстати сказать, небольшой участок нижневартовской трассы перед въездом в Сургут горожане называют «Пятиминутная Америка», намекая на хорошее качество дорожного покрытия. Хотя и остальные магистрали города производят хорошее впечатление, даже по сравнению с областными центрами Урала и Сибири.

Пива нетОбщаясь с сургутянами, замечаешь: они привычно гордятся «Сургутнефтегазом» и ГРЭС, но нотки настоящего городского патриотизма начинают проскальзывать в их голосе при упоминании о местных производителях продуктов и мебели. Продукцию сургутского мясокомбината можно встретить в магазинах Среднего и Южного Урала. Сургутский молокозавод, перешедший в прошлом году под контроль «Вимм-Билль-Данн», планирует амбициозную программу модернизации производства. «Сургутмебель» местные чиновники любят приводить в качестве примера эффективной работы при нехватке ресурсов (весь хороший лес вокруг города давно вырублен). Только пивоваренный завод «Сургутский» бледно смотрится на общем фоне. В прошлом году он выпустил лишь 3 тыс. дал пива - это 7,6% от уровня 2005 года. Руководство завода ссылается на изменение порядка лицензирования и высокую конкуренцию. Действительно, продукция пивоваров из соседних городов и регионов широко представлена в сургутских магазинах, а сургутского пива нам обнаружить не удалось.

И здесь свою роль должен сыграть несырьевой сектор сургутской промышленности, ориентированный на конечного потребителя. Развитие этого сегмента сургутские бизнесмены считают вторым стратегическим направлением для муниципального образования.

Говоря о несырьевом секторе городской экономики, представители горадминистрации особые надежды возлагают на малый и средний бизнес. В городе со средней зарплатой около 30 тыс. рублей практически обеспечен стабильный спрос на услуги ресторанов, кафе, досугового сектора (см. «Не усните на краю», с. 62). «Раньше эта сфера была в зачаточном состоянии. Условно говоря, два года назад вы бы не нашли в Сургуте ни одного суши-бара. А сейчас их пять штук», - объясняет на пальцах Владимир Болотов.

Активно развиваются телекоммуникации. По оценке главы сургутского подразделения «Уралсвязьинформа» Степана Никифорова, в Сургуте высокоразвитая телекоммуникационная сеть, а это «один из ключевых параметров успешного бизнеса, значимый для инвесторов». Уровень телефонизации города (26 телефонов на 100 жителей), утверждает Степан Никифоров, в числе самых высоких по России, «а сейчас мы высокими темпами “интернетезируемся”».




По данным городской статистики, количество малых предприятий постоянно растет, прежде всего в торговле и строительстве. Правда, во многом это обеспечивается за счет индивидуальных предпринимателей: с 2007 года торговать алкогольной продукцией могут только юридические лица, и ПБОЮЛ массово перерегистрируются. Но есть и объективный подъем: в 2006 году оборот сургутского малого бизнеса составил 13,4 млрд рублей, а в 2007 году ожидается уже 15 млрд рублей. Всего в малом бизнесе занято 6,4% от общего числа занятого населения. «Конечно, это немного», - признает мэр. И тут же объясняет: «Где быстрее всего малый бизнес растет? Там, где безработица. А в Сургуте проблемы безработицы как таковой не было ни одного дня».







Один из самых тревожных вопросов для югорских городов - как они будут жить, когда нефть кончится. Конечно, снижение объемов добычи не будет одномоментным, и чаще всего сибиряки говорят, что на ближайшие 50 лет нефти точно хватит. Но особого энтузиазма в их голосе не слышно. Пожалуй, единственное исключение - это Сургут. Говоря о будущем города, чиновники, бизнесмены и простые горожане подчеркивают, что жизнь без нефти их не пугает. Ведь у них еще есть газ, электроэнергетика, транспорт, пищевая и легкая промышленность. Инвестпроекты, реализуемые крупными компаниями Сургута, дают основания рассчитывать на стабильный покупательский спрос. Он обеспечит благоприятную среду для развития сферы услуг и строительного рынка, в значительной степени представленных небольшими предприятиями. Синергетический эффект от взаимодействия большого и малого бизнеса даст горожанам работу, а городу - успешное развитие.

Когда нефть кончится По признанию Александра Сидорова, ни городские власти, ни предприниматели не надеются, что когда-нибудь малый бизнес или предприятия потребительского сегмента смогут заменить ТЭК. Зато они способны создать комфортную бизнес-среду в городе, развить сервисную составляющую. А с течением времени именно это будет приобретать все большее значение.



- Видимо, речь идет о том, что Сургут, в отличие от других городов Югры, строился не одними нефтяниками и не завязан на одном градообразующем предприятии. У нас изначально были мощная энергетика, газотранспортные и газоперерабатывающие структуры, сильны позиции геологов, есть мясокомбинат, молокозавод и другие предприятия. Каждое ведомство строило свои микрорайоны со своей инфраструктурой и социалкой. Они до сих пор называются «Нефтяник», «Энергетик»… Город долгое время действительно был «лоскутным». Из-за этого тоже возникал разнобой в инфраструктуре.

Глава Сургута Александр Сидоров считает, что главные задачи города - интеграция инфраструктуры и строительство новых микрорайонов
Если вы - любитель истории, вам в Сургут ехать не стоит. В одном из старейших сибирских городов (он основан еще в 1594 году), вы не найдете ни одного исторического памятника. Бурное развитие города в 50 - 60-х годах снесло старые кварталы, стерло старый Сургут. Вместо этого многочисленные главки, тресты и объединения строили свои микрорайоны, создавали собственные культурные мирки. О том, как из отдельных частей заново складывается единое целое, как идет интеграция самого крупного экономического центра региона, рассказывает глава города Сургут Александр Сидоров. - Александр Леонидович, мне доводилось слышать, что Сургут - «лоскутный» город. Что имеется в виду?

- Получилось?

Я возглавил муниципалитет 16 лет назад, и все эти годы мы делали из этого многообразного и разрозненного хозяйства один город.

- Кто должен выделить средства - город, округ, федерация?


- Многое. Но многое еще предстоит сделать. Например, остро стоит вопрос развития дорожно-транспортной сети. Есть еще микрорайоны с дорогами низкой пропускной способности, недостаточной для городского транспортного потока. Нужен ряд общегородских объектов. Ведомства, застраивавшие город в советское время, ставили, конечно, спорткомплексы, дома культуры, детсады, но не городского значения. У нас до сих пор нет Ледового дворца, цирка, филармонии, здания театра, дворца бракосочетаний. Мы планируем все это построить, но вопрос упирается в деньги.

Тут проблема в федеральном законодательстве. Но и округ мог бы передать нам, скажем, большую часть налога с физических лиц. Хотя мы понимаем, что политика окружных властей тоже логична. У нас в округе 22 крупных муниципалитета, и окружному правительству приходится как-то выравнивать финансирование по региону. Хотя иногда это выравнивание явно некорректно. Наш вклад в экономику округа - около 30%, при этом мы во втором десятке муниципальных образований по бюджетным доходам на душу населения.

- У нас межбюджетные отношения устроены так, что все деньги забирают наверх, а потом часть отдают муниципалитетам. Боюсь, эта схема - самое неэффективное, что можно придумать. Если есть какое-то несовпадение, оно сильно тормозит процесс. Скажем, у нас есть проект строительства детсада в 33-м микрорайоне на 190 мест. А в окружной программе написано про детсад на 330 мест. И мы не можем разблокировать финансирование в объеме 70 млн рублей. И почти по каждому объекту такая история.

- У нас хорошие отношения со всеми крупными предприятиями: они содержат ряд социальных объектов, исправно платят налоги. Но распределение налогов не контролируют и строить крупные общегородские объекты не могут: это же акционерные общества, вряд ли собственники одобрят такие расходы.

- Если у вас работают богатые предприятия, может быть, они смогут помочь городу?

- Да, раньше горожане, уезжая в отпуск, говорили: «я домой поехал». Представляете: обычно люди из отпуска домой едут, а тут наоборот. Но ситуация меняется. Еще в 1990-е годы многие, сравнивая уровень жизни в Сургуте и за его пределами, делали выбор в пользу нашего города.

- Стоит ли вообще тратить деньги на объекты типа Ледового дворца? Не секрет, что значительная часть населения мечтает заработать и поскорее уехать на «большую землю»…


Челябинск - Екатеринбург - Оренбург

По действующим нормативным актам реформирования РАО «ЕЭС России», в сектор свободной торговли оптового рынка электроэнергии для покупки или продажи могут выходить предприятия или уполномоченные ими компании. От АО-энерго требуется в числе прочего согласовать документацию для передачи электроэнергии по «своим» сетям. Упомянутые энергосистемы не раз были замечены в затягивании согласований. Несколько месяцев назад с жалобами в конфликтную комиссию при некоммерческом партнерстве «Администратор торговой системы» (НП АТС) уже обращались Энергопромышленная компания (Екатеринбург) - на Оренбургэнерго, Нижноватомэнергосбыт (Москва) - на Челябэнерго. Тогда энергосистемам вынесли предписания - допустить независимые компании на рынок. Требования не выполнены. 25 марта НП АТС снова предписало АО-энерго прекратить препятствовать компаниям выходить на оптовый рынок и решило обратиться в ФАС. С точки зрения эффективности это не более чем жест отчаяния: ресурсов для наказания АО-энерго у НП АТС нет. Дискриминация между тем системна: из 38 дел, рассмотренных конфликтной комиссией менее чем за год существования, 37 предписывали АО-энерго именно «прекратить препятствовать», большинство дел решались в пользу компаний. АО-энерго перекрывают доступ даже известным участникам рынка. Так, Энергопромышленная компания - один из учредителей НП АТС и представляет интересы холдинга УГМК. По словам ее гендиректора Любови Кугаевской, убытки УГМК от инцидента с Оренбургэнерго составляют около 20 млн рублей. В Оренбургэнерго и Челябэнерго ситуацию комментировать отказались. В пресс-службе ФАС сообщили: максимум, что грозит АО-энерго, - штрафы, суммы которых будут варьироваться в зависимости от ущерба, нанесенного компаниям.



Главная страница / Тенденции