Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Тенденции

За миром смотрящие

Вне зоны доступа - Владимир Дмитриевич, какие факторы, на ваш взгляд, определяют низкий уровень доступа жителей округа к банковским услугам?

Владимир Мехряков
Банковский сектор Ханты-Мансийского автономного округа - один из сильнейших в Урало-Западносибирском регионе. Здесь зарегистрировано 12 самостоятельных банков и 50 филиалов банков с других территорий. Но даже количество - не главное: именно в ХМАО выросли крупнейшие самостоятельные банки (Ханты-Мансийский банк, Сургутнефтегазбанк), сопоставимые по масштабам с учреждениями федерального уровня. Однако, несмотря на это, в округе остро стоит проблема доступа населения к банковским услугам. О причинах и возможных способах ее решения мы говорим с вице-президентом Ханты-Мансийского банка доктором экономических наук, заслуженным экономистом России Владимиром Мехряковым.

- Эта ситуация характерна только для ХМАО?

- Масштаб территории и разбросанность населенных пунктов. О чем говорить, если до офиса Главного управления Банка России, располагающегося в Тюмени, более тысячи километров? Такого нет, пожалуй, ни в одном субъекте федерации Урала. Добавьте к этому неравномерность развития ХМАО: деловая активность сосредоточена около нефтедобывающих предприятий. В результате на некоторых территориях на протяжении сотен километров не встретишь ни одного банковского учреждения. Но люди-то там живут, и они тоже должны иметь возможность положить деньги на депозит, купить в кредит автомобиль или холодильник.

- В чем корни проблемы?

- Нет. Это системная проблема, просто на северных территориях с их специфическими природными и климатическими условиями она проявляется наиболее отчетливо. Сравните: совокупный индекс обеспеченности населения банковскими услугами в Центральном федеральном округе составляет 1,6, в Северо-Западном - 0,9 А на Дальнем Востоке он уже - 0,67, в Сибири - 0,62, в Уральском федеральном округе - всего 0,5

А в отдаленных районах того же ХМАО прежде чем открыть офис, нужно инвестировать деньги в создание инфраструктуры.

- На протяжении многих лет монетарные власти в основном занимались повышением устойчивости и прозрачности кредитных организаций, очищением банковского сообщества от недобросовестных участников рынка. Считалось, что развитие банковского сектора, в том числе создание инфраструктуры, дело рук самих банков. Но банки - структуры рыночные, они должны зарабатывать прибыль, а значит, пойдут только туда, где для этого есть условия. Почему сегодня, к примеру, много банков из Екатеринбурга открывают филиалы в Тюменской области? Потому что туда проще добраться, там есть готовые коммуникации, помещения.

Точки опоры - В чем, по-вашему, должно выражаться это участие?

Чтобы ликвидировать дефицит банковских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе, наш банк открыл около 80 дополнительных офисов. Однако нужно еще десятка два, причем не в райцентрах, а в поселках, небольших населенных пунктах. Да, банк получает определенные преференции от власти, потому что руководство округа понимает: рассчитывать на особую прибыль офисов в глубинке не приходится. В этом и заключается здравый государственный подход. Я убежден: решить проблему доступности банковских услуг в отдаленных и депрессивных регионах силами только коммерческих банков невозможно. Невидимая рука рынка не поможет, а только усугубит ситуацию. Значит, государственное участие, во всяком случае на нынешнем этапе, просто необходимо.

К сожалению, вопросы укрупнения банков постоянно продавливаются определенными структурами, поддерживаемыми некоторыми депутатами Государственной думы. Из-за этого региональные банки фактически поставлены на грань выживания.

- Почему доступность банковских услуг не становится проблемой, скажем, в Канаде, Германии, США? Потому что там в любом маленьком городке, который по нашим меркам всего лишь поселок, есть, как правило, не один региональный банк. Пусть они невелики по масштабам, но их менеджмент понимает, как надо управлять рисками, он тесно связан с местными субъектами производства. А в России количество региональных банков, наоборот, резко сокращается. Одна из причин заключается в том, власть отождествляет региональные банки с «мелкими» и «средними», и к ним автоматически приклеивается ярлык неэффективных и неустойчивых. В обществе постоянно возникают разговоры о том, что региональные банки по причине небольшой величины вообще не нужны экономике. Думаю, что черту подводить рано. Вспомним, сколько у нас было разговоров относительно минимального капитала кредитных организаций в 5 млн евро? Но компромисс все-таки нашли. Пока эта норма действует только в отношении вновь создаваемых организаций, и никто с рынка из-за несоответствия ей еще не ушел.

Опыт показывает, что в экстремальных условиях (красноречивый пример - кризис 1998 года) региональные банки наиболее устойчивы к потрясениям. Темпы роста их активов за последние 10 лет превышают аналогичные показатели всего банковского сектора. Среди лучших из числа первой сотни кредитных организаций эксперты все чаще называют представителей Урала и Сибири. Региональные банки весьма тесно связаны с местным населением и экономическими субъектами. Они концентрируют наибольшую сумму средств населения и предприятий, взяв на себя две трети всей кредиторской задолженности. Клиенты не спешат уходить от них в столичные филиалы, потому что здесь с ними работают по индивидуальной программе, знают их потребности, прислушиваются к желаниям и стремятся решить любую проблему. Оппоненты говорят: придут иностранцы и все сделают. Никогда не соглашусь с этой точкой зрения. Иностранные банки в еще большей степени «заточены» на прибыль. Благотворительностью в таких масштабах они заниматься не будут и до каждого поселка, где когда-то обязательно была сберкасса, не дойдут. Не следует забывать и о таких наших особенностях, как неготовность огромного пласта населения к восприятию многих современных банковских продуктов и технологий. В таких условиях лучше всего работают как раз маленькие местные банки, которые привыкли общаться с клиентом не на технологическом, а на «человеческом уровне».

Взять, к примеру, механизмы усиления надзора. Согласен: внедрение МСФО, базельских принципов - это шаг вперед, выход на международный уровень. Но ведь эти правила разработаны на основе практики благополучной европейской экономики, для небольших стран с равномерной плотностью населения, отлаженной инфраструктурой. В России же - обширная территория, огромная разница в плотности заселения регионов, природных условиях, экономическом развитии. Дело тут не в «особом пути», которым должна идти наша страна, а в элементарном здравом смысле, в разумном подходе. Ведь никому же не придет в голову высаживать тропические растения на Северном полюсе. Точно так же нельзя с одними мерками подходить к ВТБ или Ханты-Мансийскому банку - и к небольшой кредитной организации в Кургане или Биробиджане. Не выдерживают они этого, потому и сокращение численности банковской системы идет у нас в основном за счет регионов. Если с московского рынка уйдет даже сотня банков, никто этого не заметит. Но исчезновение единственного банка в маленьком городке, из каких собственно и состоит Россия, - это катастрофа. Причем иногородние филиалы тут не помогут, слишком далеки их головные конторы от проблем какого-нибудь Льгова или Рославля. Конечно, банки - это всего лишь инструмент экономики, но без них ее не поднять, не реализовать национальных проектов, не вовлечь население в активную хозяйственную деятельность.

- Потому что в России нет единой государственной политики в отношении банковского сектора. Каждое министерство и ведомство имеет свою точку зрения. В итоге принимаются решения, которые просто вредят банковской системе. Взять, к примеру, инициативу российского правительства по поводу передачи бюджетных счетов из коммерческих банков (а это около 141 млрд рублей) на обслуживание в федеральное казначейство. Большего выражения недоверия правительства собственному банковскому сектору сложно придумать. Очевидна полная экономическая абсурдность этого решения, в результате которого уменьшились пассивы банков с государственным участием, реальный сектор экономики недополучил существенную долю кредитных ресурсов, правительства регионов потеряли технологичность, быстроту обслуживания, проценты по депозитам.

- Почему, на ваш взгляд, такая концепция развития банковской системы не находит поддержки на федеральном уровне?

Необходимо сформулировать единую стратегию, позволяющую эффективно координировать усилия различных ведомств, законодательных органов и других участников экономического процесса. Выход видится в оптимальном распределении ответственности и объемов задач между государственными, общественными и коммерческими структурами, федеральным центром и регионами, государственными и частными, общенациональными и региональными банками. Только так можно решить проблему доступности банковских услуг в российских регионах.

Государство не только призвано найти эффективные способы управления развитием банковской индустрии в виде определенных законов и правил, важно, чтобы власть сама следовала этим принципам, так как она со своими мощными коммерческими структурами выступает в качестве конкурента в той экономической среде, которую стремится развивать. Этот конфликт интересов в полной мере не удастся преодолеть никогда, но нужно признать, что такая проблема существует, и изложить основные принципы, которые способствуют ослаблению ее негативного влияния.


Интерес к мероприятиям оказался высоким. В конференции приняли участие федеральные, региональные и муниципальные чиновники, руководители строительных компаний и финансовых организаций как Югры, так и других регионов России. Что удивило, так это большое количество инорегиональных представителей власти, курирующих строительный комплекс. Обычно подобные мероприятия регионального уровня они посещают неохотно (если только не сами их организовывают), а сюда - полетели: в ХМАО можно познакомиться с опытом развития жилищного строительства, не имеющим аналогов в России.

В середине августа, когда мы готовили этот номер журнала, поселиться в гостинице Ханты-Мансийска оказалось непросто: поток деловых туристов серьезно уплотнился из-за конференции «Инвестиции. Строительная индустрия. Жилищное строительство в ХМАО». В ее рамках прошли архитектурно-строительная выставка «Арх-Югра - 2007», а также первый съезд Союза строителей Югры. Руководителем этой некоммерческой организации, к слову, избран губернатор Александр Филипенко.

В рекордные сроки здесь поднимались целые города - Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и другие.

С низкого стартаС точки зрения прогресса жилищного рынка ХМАО - регион уникальный. Во время интенсивного наращивания нефтедобычи его население увеличилось в разы: с 271 тыс. человек в 1970 году до 1,478 миллиона в 2007-м. Естественно, такой прирост требовал небывалых темпов строительства.

Но положение выправляется, причем достаточно быстро: оптимизм внушают рекордные темпы строительства жилья. С 2000 года объемы ввода в ХМАО значительно превышают общероссийские: среднегодовой уровень с 2000 по 2006 год составил 0,4 кв. метра на человека в год против 0,247, а в 2006-м этот показатель превысил психологически важную отметку в 0,5 кв. метра на человека.

Сегодня следствием этого массового, но не всегда качественного строительства стал большой объем ветхого жилья. Доля ветхого и аварийного фонда в округе превышает среднероссийский показатель почти вдвое: данные на начало года - 6,3% (1,7 млн метров). В среднем обеспеченность жильем остается одной из самых низких в России: 18 кв. метров на одного жителя округа против 19,7 в среднем по РФ. При этом только 52% обывателей Югры оценивают состояние своих домов как хорошее или удовлетворительное. Остальные считают, что необходимы капитальный ремонт, реконструкция или снос.

Согласно планам администрации округа, которые озвучил на конференции Александр Филипенко, за период с 2006 по 2015 год в округе будет введено 12 млн метров жилья, из них 8 миллионов - без участия средств бюджета. Дома, признанные аварийными, на 1 января 2007 года будут ликвидированы. К 2010-му планируется выйти на уровень обеспеченности жильем в 21 кв. метр на жителя, к 2011-му - довести объемы строительства до 1 кв. метра на жителя в год.

В регионе устойчиво растет доля частных инвестиций в финансировании жилищного строительства: только в прошлом году она увеличилась до 7,5 млрд рублей против 3,4 в 2005-м. Общий объем вложений в строительство жилья составил в 2006-м, по данным органов местного самоуправления, 14,3 млрд рублей, что на 40% больше аналогичного показателя предыдущего года.

В прошлом году благодаря мерам господдержки жилищных кредитов выдано на 15 млрд рублей, в том числе ипотечных - на 12 млрд рублей. Югра заняла первое место в России по объему ипотечных кредитов на душу населения и четвертое место по абсолютным показателям в денежном выражении. Как отметил на конференции Александр Филипенко, эта подпрограмма позволила на каждый бюджетный рубль привлечь три внебюджетных.

После старта национальных проектов в 2005-м была принята программа «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года». Начало реализации - 1 января 2006 года. Объем средств - 93,5 млрд рублей, из них 44 млрд рублей предназначено для подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». Она предусматривает субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту (которая и так не может превышать в регионе 10,75% годовых). А 1 января 2008 года участники ипотечной программы будут освобождены от уплаты НДФЛ на субсидии, выделяемые в целях улучшения жилищных условий.

Были бы деньги…Уникальный опыт развития жилищного строительства - реализация инвестиционной программы Ханты-Мансийского НПФ, третьего в России по пенсионным резервам. Часть своих средств он вкладывает в ЗПИФы недвижимости (в настоящее время вложено 4,5 млрд рублей, в ближайшее время планируется довести сумму до 7 миллиардов). В свою очередь ЗПИФы инвестируют средства в проекты, реализацией которых занимается стопроцентная дочка Ханты-Мансийского НПФ ЗАО «Югорское управление инвестиционно-строительными проектами» (ЮИСП).

Таким образом, окружные власти стимулируют расширение платежеспособного спроса на жилищном рынке. Но главное - они при этом не забывают стимулировать предложение.

По словам финансового директора ЮИСП Дмитрия Иноземцева, к середине 2008 года объем финансирования проектов компании со стороны банков составит 16 млрд рублей, со стороны ПИФов - 8 млрд рублей. И спектр источников будет расширяться: на сентябрь намечено размещение облигационного займа на 3 млрд рублей.

Как рассказал генеральный директор ЮИСП Андрей Шишкин, первоначальная задача, поставленная акционером, была участие и победа в земельных аукционах. Задача выполнена на 100%: из 25 аукционов, в которых участвовало ЮИСП, 25 выиграны. Запасшись участками, компания активно занялась привлечением средств банков на условиях проектного финансирования. Так, все на той же конференции Андрей Шишкин и председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России Игорь Артамонов подписали крупнейшее инвестиционное соглашение, согласно которому Сбербанк инвестирует в проекты компании 8 млрд рублей. Стороны не исключают возможности увеличения объемов финансирования при появлении у ЮИСП новых проектов. Помимо Сбербанка с ЮИСП сотрудничают Внешторгбанк и банк «Уралсиб».

…А кирпичи нарастутГлавное узкое место строительного кластера ХМАО - обеспеченность собственными стройматериалами. По оценке заместителя председателя правительства округа по вопросам инвестиций и инноваций Кирилла Морозова, лишь 20 - 25% материалов, используемых в строительстве, производится на месте, остальное завозится. В округе отсутствуют производства важнейших стройматериалов: цемента, гравия, стекла, железобетонных труб. Строительным песком Югра обеспечивает себя лишь на 30%. Щебень полностью завозится из других регионов. Велика доля других привозных стройматериалов, в том числе теплоизоляционных материалов, санитарно-технических изделий, древесностружечной плиты.

Масштабы деятельности ЮИСП впечатляют. Как рассказал Андрей Шишкин, компания реализует проекты жилищного строительства в семи городах ХМАО (Сургуте, Югорске, Нягани, Урае, Нижневартовске, Нефтеюганске, Лангепасе) общим объемом 16 тыс. квартир или 1,5 млн метров жилья. Как рассказал Дмитрий Иноземцев, общая стоимость только подтвержденных контрактами проектов составляет 44 - 47 млрд рублей. При этом участие в земельных аукционах и проработка новых проектов продолжаются.

Эту проблему власти ХМАО осознают. По словам Кирилла Морозова, при разработке концепции развития стройкомплекса прогнозы по объемам строительства накладывали на матрицу различных видов домостроения (кирпичного, монолитного, деревянного и т.д.), затем по СНИПам высчитывали, какого материала и сколько потребуется. Так определили потенциальный дефицит и рассчитали необходимые мощности собственных производств. Результаты легли в основу 15 инвестиционных проектов в области стройиндустрии, подготовленных правительством ХМАО, на общую сумму 8,9 млрд рублей. Крупнейшие: цементный завод мощностью 600 тыс. тонн в год (стоимость 3,2 млрд рублей, предполагаемые сроки реализации 2008 - 2014 годы); заводы листового флоат-стекла мощностью 11,8 млн кв. метров (2,17 млрд рублей, 2008 - 2010 годы), труб из композитных материалов мощностью 120 - 150 тыс. метров (0,85 млрд рублей, 2008 - 2009 годы), базальтового волокна и продукции из него мощностью 270 тыс. куб. метров (0,65 млрд рублей, 2008 - 2009 годы).

Это не может не внушать опасений. Во-первых, привозные материалы за счет транспортной составляющей удорожают себестоимость строительства. Во-вторых, в соседних областях, обладающих избыточными мощностями стройиндустрии (в первую очередь в Свердловской), растет внутреннее потребление, поэтому вывозится из них все меньше. Это может спровоцировать дефицит стройматериалов и снижение темпов строительства в регионах-реципиентах, в том числе ХМАО. Нехватка некоторых видов стройматериалов в пиковый летний сезон последние пару лет уже ощущалась.

Достигнуть этого уровня вполне реально. Главный фактор развития - платежеспособный спрос, поддерживаемый ипотекой и бюджетными субсидиями, - сохранится и в будущем. Снижения темпов объемов строительства ожидать не приходится, а значит, спрос на стройматериалы гарантирован (компании, реализующие проекты с помощью привозных стройматериалов, очевидно, при прочих равных предпочтут произведенные на месте). Следовательно, инвестиционный бум в ханты-мансийской стройиндустрии реален.

Как считает заместитель председателя правительства ХМАО по вопросам строительного комплекса Алексей Сафиуллин, задачи полностью обеспечивать себя строительными материалами в округе не стоит. Размещение любого производства оценивается с точки зрения экономической целесообразности. Кирилл Морозов оценил желаемый уровень самообеспеченности стройматериалами в 60 - 70%. Остальное можно ввозить.

Приходи на стройку

Дополнительные материалы:

Кирилл Морозов

- Кирилл Львович, судя по росту интереса инвесторов к рынку жилья в Югре, инвестиционный климат в этой отрасли серьезно улучшился. За счет чего?

Объемы внешних инвестиций в жилищный рынок в округе будут расти, уверен заместитель председателя правительства ХМАО - Югры по вопросам инвестиций и инноваций Кирилл Морозов

- В регион выходят внешние инвесторы и застройщики?

- Интерес действительно растет. Для этого был принят огромный комплекс мер. Полтора года назад мы изменили саму систему жилищного строительства. До этого давали деньги муниципалитетам, те выбирали подрядчика, строили и распределяли жилье. Сегодня субсидии даем не муниципалитету, а гражданам, и таким образом создаем главное условие инвестиционной привлекательности - широкий платежеспособный спрос.

- На чьи средства готовятся участки под застройку в плане оборудования их инженерной инфраструктурой?

- Да. Мы подписали соглашение со Сбербанком, который инвестирует в жилищное строительство 8 млрд рублей. Многие инвесторы приходят не напрямую, а посредством ПИФов. Так, один из ПИФов, созданный пенсионным фондом, уже на 25% состоит из частных инвестиций. Приходят строительные компании. Например, Балтийская строительная компания уже приобрела на аукционе землю на территории Ханты-Мансийска, будет строить свыше 200 тыс. кв. метров жилья. Сейчас ведутся переговоры о строительстве жилья с «Главстроем», дочерней компанией московского «Главмосстроя». Есть много других примеров.



Ну очереди-то все равно есть: садиков из-за обилия малышей не хватает. А в остальном все действительно так, рассказывают в администрации губернатора: европейского уровня роддома, медицинские центры, математические школы, престижные вузы и круглосуточные спортивные объекты. По мнению главы ХМАО Александра Филипенко, демографического подъема удалось добиться благодаря созданию условий, в которых люди не чувствуют себя ущербно. В регионе есть все, что необходимо населению: специализированные медицинские центры, в которые уже стремятся приехать жители других субъектов РФ, образовательные учреждения, сфера развлечений. Но вряд ли материального благополучия и достойного уровня жизни было бы достаточно, чтобы «заставить» семьи рожать двух-трех детей. Главное - в ХМАО пытаются вернуть обществу утраченные семейные ценности (к примеру, теле- и радиоролики, призывающие жителей ХМАО растить малышей, здесь дело обычное). Результат усилий - 20 с лишним тысяч новорожденных в 2006 году.

Мой университетский товарищ, убежденный холостяк, два года назад уехал в Нижневартовск за «длинным рублем». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что он не только оттуда уезжать не собирается, но и женился, воспитывает ребенка и ратует за многодетные семьи. Желание остаться в ХМАО он объясняет не столько высокой зарплатой, сколько грамотно выстроенной в регионе социальной политикой. «Тебе трудно представить, но в местных роддомах выдают свидетельства о рождении. И здесь не надо, как в Екатеринбурге, стоять в очереди четыре года, чтобы отдать ребенка в детский сад», - говорит новоиспеченный ханты-мансиец.

Через миграцию к детям Судя по статистике, переориентация на естественный прирост началась в 2002 году. Это объяснимо: демографические процессы в округе вплоть до конца 80-х годов развивались по сценарию, характерному для большинства районов усиленного хозяйственного освоения. Основной прирост населения - 82% - приходился на миграцию.

В последние пять лет наметился рост немногочисленного коренного населения - хантов и манси. Количество семей с детьми за год увеличилась на 16%. Численность постоянного населения автономного округа составила 1483,6 тыс. человек: плюс 0,7% за год. Определяющим фактором увеличения численности населения стал естественный прирост: на 9,5% в прошлом году по сравнению с предыдущим - 10,4 тыс. человек. Но так было не всегда…

Ставку только на мигрантов здесь отказались делать еще в середине 90-х. Но стало ясно, что для освоения углеводородов собственных рабочих рук недостаточно. Гонка за демографическими показателями выявила отсутствие в округе социальной инфраструктуры: в советское время северные территории рассматривались как места временного проживания. Среди преимуществ - благополучное финансовое положение главного нефтеносного региона страны и молодость населения (в среднем 34 года). По словам начальника управления семейной политики и демографии департамента труда и социальной защиты населения ХМАО Ольги Матросовой, была принята программа демографического развития до 2015 года, закон в поддержку материнства, отцовства и дет­ства. Были поставлены задачи укрепления института семьи, рождения и воспитания детей, обеспечения адресной социальной защиты и профилактики ранних беременностей и абортов.

Благодаря трудовым ресурсам ХМАО был одним из немногих субъектов РФ, имевших в 90-е годы положительную демографическую динамику. Во всех северных регионах население сокращается. Так, к началу 2001 года в Чукотском автономном округе убыль достигла 44%. Уменьшение происходит вследствие переизбытка населения, сокращения потребности в рабочей силе из-за падения объемов производства и завершения процесса заселения этих территорий в прошлом. Лишь в ХМАО и Ямало-Ненецком АО численность продолжает расти. С начала интенсивного хозяйственного освоения (середины 60-х годов) население Югры увеличилось в десять раз. Правда, за все 90-е годы оно выросло примерно на 10%, так как процесс бурной колонизации к концу ХХ столетия завершился. Тем не менее и в настоящее время рост населения автономного округа происходит как за счет внешней для него миграции, что характерно для двух третей субъектов РФ, так и за счет естественного прироста, что наблюдается на Ямале и еще в восьми национальных республиках Северного Кавказа и Сибири. Вместе с тем роль миграционной компоненты в общей демографической динамике ныне намного меньше, чем 20 - 25 лет назад.

Ставка на ребенка «Сейчас нам есть что предложить населению, - не без гордости говорит Ольга Матросова. В 2006 году на социальные нужды правительство Югры израсходовало 60% бюджета (за прошлый год он составил 77,5 млрд рублей). В нынешнем - потратит 80%. Создана нормальная материально-техническая база в учреждениях здравоохранения, при оказании медпомощи применяются новейшие технологии».


В так называемом зале имянаречения регистрируют всех появившихся на свет малышей (о чем товарищ мне и говорил). Именно здесь в день выписки из роддома сотрудники ЗАГСа вручают родителям малыша первый в его жизни документ: свидетельство о рождении. А вместе с ним - открытку, где указаны вес, рост младенца, время его появления на свет, а также имена врачей и акушеров, принимавших роды. Раньше процедура регистрации ребенка - получение свидетельства и оформление гражданства - занимали не меньше месяца.

Один из самых известных соцобъектов ХМАО - перинатальный центр в Нижневартовске на 150 мест. Медицинская помощь роженицам строится только по принципу «мать и дитя» - ребенок находится в одной комнате с матерью с самого рождения. Есть детская реанимация, 13 индивидуальных родильных залов, в комнатах - евроремонт.

Проблему нехватки детских садов в ХМАО решают с помощью пособий по уходу за ребенком. Есть выбор - устроить ребенка в детский сад или получать на него 5 тыс. рублей ежемесячно и воспитывать дома. Получателей пособий - 17 - 18 тысяч.

Это еще что. Существует, например, Фонд поколений. На имя родившегося ребенка в нем открывается счет, который ежегодно пополняется по мере увеличения доходов фонда. По достижении 18 лет житель Югры сможет потратить эти деньги на образование или покупку жилья. В ХМАО также работает ипотечная программа «Молодой семье - доступное жилье». Кредит выдается на 20 лет под 5%. За каждого ребенка списывается долг в размере стоимости 12 кв. метров, за третьего долг погашается полностью. В прошлом году этой программой воспользовались 1820 семей (благодаря подобной программе, например, ГДР была единственной страной Восточной Европы, где в конце 1970-х имело место повышение рождаемости).

Делитесь опытомДемографический прорыв ХМАО на фоне других территорий выглядит более чем позитивно, отмечают ученые. «В целом по России, несмотря на принятие Концепции демографического развития, закона о материнском капитале, повышения единовременных пособий в связи с рождением ребенка, ощутимых изменений в демографической ситуации не произошло. До самого последнего времени отсутствовало осознание того, что углубляющийся демографический кризис становится главной опасностью для настоящего и будущего страны. Если уровни рождаемости, смертности и миграции останутся неизменными, то, начиная с 2008 года, население России ежегодно в среднем будет сокращаться на один миллион человек. Его численность к 2010 году составит 139 миллионов, к 2015 году - 134, к 2020-му - 129, а к началу 2025 года - 122 млн человек», - считает главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН доктор экономических наук, профессор Леонид Рыбаковский.

Но, несмотря на все плюсы, ХМАО все же уступает по естественному приросту населения Дагестану и Чечне. На Северном Кавказе сохранились традиции уважения института семьи, считает Ольга Матросова. У нас они разрушены европейским стилем жизни. Навязываются чужие обычаи - не запрещено быть одиноким, рожать детей вне брака. Мы против этого, поэтому воссоздаем культ семьи с помощью социальной рекламы, занятий с молодежью, говорит Ольга Матросова.

Дополнительные материалы:

Такие островки демографического благополучия, как ХМАО, должны послужить примером для других территорий. Опыт Югры показывает, что задача увеличения рождаемости населения требует кропотливой работы во всех отраслях. Просто инвестировать в демографию бесполезно. Необходимо развивать жилищное кредитование, сглаживать негативные для общества социально-экономические тенденции (рост стоимости жилья, повышение тарифов ЖКХ, расширение в медицине спектра платных услуг в ущерб бесплатным). Но самое важное - вернуть обществу моральные устои, изменить отношение к традиционным семейным ценностям. В этом опыт ХМАО уникален: здесь о благе семьи для общества говорят в школах, детских садах, на работе, в ресторане и даже в ночных клубах…

Уроки демографии

Повысить рождаемость и сократить смертность населения можно, учитывая экономические и социальные условия конкретной территории, считает первый заместитель губернатора ХМАО по социальным вопросам Наталья Западнова

Наталья Западнова

- Чтобы выработать демографическую программу для любого субъекта федерации, необходимо знать определенные показатели. В том числе геополитические, экономические условия развития территории, рынок труда, демографическую структуру, сколько здесь проживает трудоспособного населения, пенсионеров, как идет процесс воспроизводства. С 1960 года ХМАО всегда работал с естественным демографическим приростом за счет рынка труда, развития экономики. Кроме того, Югра была территорией нового освоения, и даже в сложные для России времена здесь никогда не было демографического минуса, был демографический ноль. Также необходимо знать, какие возможности существуют в конкретной территории по оказанию услуг населению через систему социальной инфраструктуры, созданные в том или ином регионе. В центральной части России и ХМАО такие возможности отличаются: до 1993 года многие элементы социальной инфраструктуры у нас фактически отсутствовали. На основе всей этой информации необходимо смотреть, какие программы социально-экономического развития приняты в субъекте федерации, каким образом их можно корректировать либо нужно принимать новые. А просто направлять средства на решение этой проблемы бесполезно. Такие действия обречены на провал.

- Наталья Леонидовна, если другой регион воспользуется вашим опытом улучшения демографической ситуации, в частности будет направлять на социальные нужды большую часть бюджета, удастся ли ему повысить показатели рождаемости?

- Безусловно. У нас есть программа демо­графического развития, в ней расписаны меро­приятия до 2015 года. Что касается ближайших перспектив, то ожидается, что к 2008 году количество постоянных жителей Югры превысит 1,6 млн человек.

- Удастся сохранить в ХМАО тенденцию к приросту населения?

- Об этом говорят цифры. Так, в 2006 году в округе родилось 20,5 тыс. детей. Естественный прирост уже третий год держится на уровне 6,5 - 7% в год. На протяжении последних трех лет число приезжих рабочих неуклонно сокращается. Миграционная убыль в 2006 году составила 1,1 тыс. человек, в 2005 году - 1,2 тыс. человек. Естественный прирост в 2,2 превышает смертность.

- Как я понимаю, сейчас миграционные потоки не играют существенной роли в демографических процессах ХМАО?


«Мне казалось, это одна улица с вытянутыми вдоль нее серыми длинными бараками. Все заметено снегом, темно. Бараки покрыты либо жестью, либо шифером, потому что бывает очень сильный ветер… Только огромное несчастье может заставить людей там жить», - вспоминала о Ханты-Мансийске середины 90-х телекритик Ирина Петровская. Сегодня Ханты-Мансийск - современный город и крупный культурный центр всего российского севера: одно без другого не бывает. ХМАО - один из немногих регионов в России, где культура воспринимается властью не как расходная часть бюджета, а как обязательный элемент основополагающего понятия «качество жизни». Здесь на собственном опыте убедились: жизнь без культуры парадоксальным образом обходится дороже. Не в деньгах, так в людях. Абсолютный нульДо конца 90-х ХМАО был округом «временщиков» - рабочих и инженеров, приезжавших на нефтепромыслы. Люди существовали с оглядкой на континент: торопились поскорей заработать и вернуться туда, где, по их представлениям, текла настоящая жизнь. Это делало социальную и экономическую структуру края крайне неустойчивой. После того, как округ, получив автономию, смог проводить самостоятельную социальную и культурную политику, здесь был взят курс на «укоренение» приезжих. Цель - постепенно заменить миграцию трудовых ресурсов естественным воспроизведением местного населения. Но, как оказалось, чтобы люди укоренялись на далекой северной стороне, мало строить жилье и платить зарплату с коэффициентом. Необходимо создавать культурную среду. С нуля.

«Художник должен будить у других стремление к творчеству. Оно - реактор жизни. В ком работает этот реактор, того не надо веселить и занимать. Он лишен скуки и всегда деятелен», - так описывает роль культуры в жизни общества известнейший хантыйский художник Геннадий Райшев. На : картина Райшева «Югорская легенда». 198 Холст, масло. Свердловский музей изобразительных искусств

Результат совмещения «культурных» и «социальных» акцентов сегодня очевиден: ХМАО может похвастаться не только высоким уровнем благосостояния населения (зарплаты здесь сопоставимы с московскими, а рождаемость уверенно превышает смертность), но и яркой, интенсивной культурной жизнью. Сюда приезжают с гастролями лучшие театральные коллективы России, здесь проходят фестивали российского и международного уровня (назовем для примера «Золотой бубен», «Дух огня» и т.д.). Но округу этого мало. Он хочет не только принимать - наслаждаться плодами «большой земли», но и давать - развивать собственную самобытную культурную жизнь.

Перечисляя достижения региональной культурной политики последнего десятилетия («построили, открыли, запустили»), важно держать в голове точку отсчета - те самые глухие барачные города нефтяников да робкую «национальную» самодеятельность поселков. Большинству национальных республик и автономий повезло: интернационализм был официальной доктриной СССР, и им «по статусу» полагались национальные университет (хотя бы педагогический институт), театр, книжное издательство. Югра оказалась «бедной родственницей»: заниматься систематическим развитием культуры здесь было просто некому. Если в других регионах культура как сфера приложения политической воли была и остается объектом сохранения, то здесь она стала объектом созидания.

Пять лет назад в Ханты-Мансийске открылся Югорский университет, при котором существует Институт языка, истории и культуры народов Югры. В ХМАО действует музей народов севера и окружной фольклорный архив. В Сургуте в 2000 году появился первый музыкально-драматический театр, а в 2006 к нему добавился этнический кукольный театр «Живой огонь чувала». Замечательный кукольный театр «Барабашка» работает в Нижневартовске (его феерическое шоу «Нет слов?!» стало одним из ярких событий последнего кукольного фестиваля в Екатеринбурге). С 2002 года количество изучающих языки коренных народов увеличилось, по данным властей, на 26%, появилось восемь новых фольклорных этнографических ансамблей, издано около 100 книг на языках народов Севера. Пятилетие отметил театр обско-угорских народов. Здесь - впервые за всю свою историю - малые народы Югры могут реализовать культурные амбиции на профессиональном уровне.

Театр начинается с преодоленияСтавка на самобытное в регионах - почти всегда ставка на национальное и коренное. Поэтому хотя коренные малочисленные народы (ханты, манси и ненцы) составляют всего около 2% населения ХМАО, развитие их национальных культур стало важнейшим приоритетом в культурной политике края.

- Как ни странно, интеллигенция оказалась против, - рассказывает художественный руководитель театра обско-угорских народов Ольга Александрова. - Причем и хантыйская, и русская. Со стороны первых была какая-то ревность: почему это приезжая (Ольга - уроженка Удмуртии. - Ред.) будет заниматься нашей культурой? И вообще театр - это не по-хантыйски, если его никогда не было, может, и не надо… А русскоязычная интеллигенция задавала вопросы: зачем нам местный театр, если мы можем из Москвы пригласить на гастроли хоть Фоменко, хоть Табакова?

Переход от традиционной анонимной культуры, принадлежащей всем, к авторскому творчеству немногих - важный и непростой шаг для любого народа. На Югре становление профессиональной национальной культуры встретило инерционное сопротивление со стороны культуры традиционной:

Одна из самых необычных постановок театра - «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце» - сделана по мотивам картин хантыйского художника Геннадия Райшева:

Театр, как и вся культура, тоже начал с нуля: не было ни национальной драматургии, ни национальных кадров. Сегодня здесь поставлены и идут драматические спектакли (первым был «За солнцем идущие, за миром смотрящие» по хантыйскому и мансийскому фольклору) и концертные программы - «Звуки древней Юргы» и «Песни и танцы Югорской земли».

- Актеры в белых одеждах являют собой чистое полотно. Картины, рожденные кистью художника, обретают на нем жизнь, оживая в нашей памяти, в душе и на сцене. Действо сменяется танцами и массовыми сценами из жизни аборигенов Югры, полными непосредственности, жизненности и чувств. Древо жизни и творчества художника растет на глазах: от ростка до мощной и зрелой кроны, а в финале расцветает и дарит человеку чудо - чудо нового символа жизни, вдохновения, полета и творчества, - передает эмоции зрителя критик Андрей Каща.

- Удивление и постижение удивления. Невозможность постижения удивления - и вечная пытка от невозможности постижения удивления, - так определяет суть спектакля-притчи он сам.

- В мире сейчас огромный интерес к этнографии, к фольклору. В западных странах традиционная культура во многом утеряна, выхолощена. Им интересно посмотреть на тех, кто смог ее сохранить. В этом смысле не только обские угры (это общее имя народов хантов и манси. - Ред.), но другие народы России, сумевшие сберечь самобытную традиционную культуру, будут тепло и с интересом приняты на Западе.

Театр обско-угорских народов стал лауреатом нескольких театральных фестивалей, с успехом гастролирует в России и за рубежом. Причем именно национальная составляющая, по мнению Ольги Александровой, обеспечила ему успех в Европе:

Вышла мансийка на берег ДунаяВо многом вектор духовной жизни округа задает всемирное финно-угорское движение. В 90-е годы XX века, вопреки господствующей тенденции к распаду и развалу, оно объединило народы, говорящие на языках этой группы: венгров и ханты, эстонцев и манси, саамов и карелов, коми, марийцев и вепсов. Они потянулись друг к другу поверх государственных границ: единение на вековых основаниях родственных языков и культур надежнее.

Сегодня национальная культура обских угров выходит на международный уровень - без скидок и преувеличений.

Малым, окраинным народам, не имеющим собственной государственности (а зачастую и автономии), финно-угорское движение дает шанс осознать себя неотъемлемой частью единого финно-угорского мира. Благодаря программам культурного обмена студенты из числа малочисленных народов ханты и манси учатся в Эстонии и Венгрии. В свою очередь округ принимает этнографов, литературоведов, ученых и студентов из других стран. Активное общение с лучшими представителями родственных народов делает интенсивней и ярче культурную жизнь округа, помогает сохранению национальных языков и литератур. Та же Ольга Александрова в свое время приехала в Ханты-Мансийск на фестиваль финно-угорской культуры - и осталась здесь создавать первый национальный театр. Жадный интерес к культуре братских народов - вот чему славяне могли бы поучиться у соседей.

Ханты-Мансийский округ - активный участник финно-угорского движения. Вот хроника только международных культурных мероприятий, прошедших под его эгидой за последние годы: 2004-й - VIII Международный Конгресс финно-угорских писателей (издана «Антология поэзии и прозы финно-угорских народов»); 2005-й - XI Международный фольклорный фестиваль финно-угорских народов; 2006-й - Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра-2006». В 2008-м состоится пятый всемирный форум финно-угорских народов.

Но, спрятав «национальную гордость великороссов», следует признать: ежегодные фестивали, конференции, международные встречи в рамках программ поднимают престиж национальных культур, национальной интеллигенции, а в конечном счете - всего региона. Участие в финно-угорском культурном проекте позволяет Югре позиционировать себя на федеральном и международном уровне не как край «нефтяной трубы» (это и так все знают), а как регион, обладающий самобытной национальной культурой и пекущийся о сбережении малых, коренных народов. Это цивилизованно. Это по-европейски.

Гей, славяне?Разумеется, каким бы привлекательным ни выглядел финно-угорский проект, он - внешний по отношению к России. Деятельность Ассоциации финно-угорских народов инициируется, организуется и финансируется органами государственной власти Венгрии, Финляндии и Эстонии. Они рассматривают развитие финно-угорского сообщества как международную миссию, цель которой - встраивание российских регионов в структуры международного сообщества, указывает историк Татьяна Щербакова.

Продуманная культурная и имиджевая политика приносит свои плоды. По числу ежегодных международных мероприятий приполярный ХМАО обгоняет многие «континентальные» регионы. Так, в 2005 году здесь собирался международный Арктический совет. Это наглядный пример того, как «хорошая культура» помогает большой политике и международному экономическому сотрудничеству.

То, что в ХМАО это движение находится под патронажем администрации округа, позволяет чутко держать «руку на пульсе» и в известной степени гарантирует отсутствие националистических и сепаратистских перегибов, случающихся в подобных этнических движениях.



Главная страница / Тенденции