Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Тоже жэки, только в профиль

Россия кардинально отсталаот мировых лидеров производства микропроцессоров. Однако идея созданияроссийской «силиконовой долины» продолжает будоражить умы. Борис Бабаян, член-корреспондентРАН и почетный сотрудник компании Intel, стоял у истоков созданияроссийских процессоров, много лет потратил на разработку российскогопроцессора «Эльбрус» (его разрабатывала одноименная компания,председателем совета директоров которой Бабаян был с 1996 по 2004 год).А в конце концов, не только перешел в компанию Intel, но и привелза собой большую часть специалистов. Бабаян убедился на собственномопыте: у нашей страны только один путь развития этой отрасли - теснаяинтеграция российской науки и ведущих международных компаний.

Борис Бабаян

- Микропроцессоры - это хайтек хайтека. Ничего более сложного в этой индустрии нет. Что значит создать полноценный процессор? Во-первых,нужно сделать проект. Это колоссальные вложения, которые мы в своевремя недооценивали. Сейчас моя оценка - 150 млн долларов минимум,а крупные фирмы тратят до миллиарда. Предположим, нашли деньги. Втораяпроблема: чтобы разработка окупилась, она должна быть на пикепрогресса. Отставание даже на одну ступеньку недопустимо: продуктникому не нужен. Чтобы держаться на пике технологии, нужно работатьв тесной связке с фабрикой по производству чипов, это дает знание всехнюансов производства. Но у нас нет фабрики, поэтому мы вынуждены ждатьзавершения производственного процесса и только после этого вноситькоррективы в продукт. Так закладывается отставание от прогресса.Допустим, вошли в доверие к фабрике и наладили взаимодействие. Пустьу нас есть хорошие идеи, но весь процессор на собственных идеяхне построить - нужно использовать чужие патенты, а они очень дороги.И это сделали. Выпустили хороший процессор. Но его никто не покупает,потому что о нем никто не знает, продукт новый и в нем не уверены.И даже если это преодолели - у нас нет торговой сети. Как егопродавать? В свое время мы прошли и поиски фирмы-партнера,и поиски инвестора. И поняли: создать свой продукт невозможно.Единственный способ для российских разработчиков - прислонитьсяк крупной международной компании. Чтобы в России развивалась этаотрасль, нужно затаскивать сюда западные фирмы с их технологиями. Онибудут строить у нас свои фабрики, вкладывать в образование, науку.Псевдопатриоты, которые ноют, мол, все отдали американцам, ничегоне понимают. Когда в стране открывается филиал западной компании - этоблаго, поскольку в него начинают перетекать технологии и финансы.Самостоятельного варианта просто нет.

- Борис Арташесович, вы утверждаете, что российский процессор на уровне мировых аналогов - не реально. Почему?

- Сейчас мы проектируем новейшие микропроцессоры.А до этого копались непонятно в чем. Появился реальный шансиспользовать все наши идеи и технологии, колоссальные возможности длятворчества, опыт партнеров, обучение. Intel тратит огромные деньгина подготовку российских специалистов. Я не могу назвать ни одногоотрицательного последствия. Есть и деньги для разработчиков,и признание во всем мире. А что еще ученому надо? Я считаю, что этоамериканский менеджмент работает на нас, дает нам возможностьзаниматься своим делом. Создалась ситуация, при которой Intel,разработчик технологии, вынужден поднимать научный уровень в Россиипо двум причинам. Первая: у нас дешевле рабочая сила, и если онине будут заниматься здесь разработками, это сделают их конкуренты.Вторая: они заинтересованы в развитии российского рынка. Оба этихфактора работают на пользу стране. Свои фирмы у нас тоже появятся,дайте время. Главное привести в страну технологии. Под любым соусом.

- Какие плюсы появились у вашей команды после начала сотрудничества с Intel?

- Советская эпоха была неплохим временем для моегоколлектива, создававшего микропроцессоры, но командная экономиканакладывала отпечаток на всю науку. Нам повезло, в нас многовкладывали, и отдача была большая. Но часто деньги уходилина абсолютную ерунду. Например, в середине 60-х правительство и Совминприняли решение копировать американскую технику. До этого существовалоколоссальное количество школ и направлений, была конкуренция междуними. И вдруг возобладало мнение, что надо копировать зарубежное,а весь спор свелся к тому, что именно будем копировать. Но копирование- это уже как минимум 10-летнее отставание. И это при том, что былисобственные разработки мирового уровня. В 1985-м наша группа былавпереди всех: мы серийно выпускали второе поколение суперскалярныхпроцессоров (они отличаются способностью выполнять несколько командза один такт за счет особой внутренней логики их интерпретации), когдаамериканцы еще не приступили к первому, а у нас оно было создано ещев 1978-м. К сожалению, большая часть разработчиков была занятакопированием и с трудом понимала, как все это работает.

- Как получилось, что Россия безнадежно отстала от Запада?

- На каком уровне находились советские разработки на момент развала Союза?

Еще одна беда советского времени: все финансированиешло через военных. Они были как министерство финансов. В Америке тожевсе начиналось с военных разработок (подобные исследования слишкомрискованы для частных инвестиций), но очень скоро, как только сталавидна практическая польза, коммерческая сторона рванула вперед.Государственный заказ перестал определять лицо отрасли. Там давно ужевоенные заказы не касаются вычислительной техники, а у нас до сих порвсе решают военные. И это плохо.

- Как удалось сохранить научный потенциал в 90-е?

- Во многих областях потрясающе отставали, но именнов области проектирования процессоров мы были намного впереди и до сихпор лидируем. И это не похвальба - факт признан всеми. Но это толькоотдельный островок. Повторюсь, всю производственную цепочку намне потянуть.

- Какие сложности возникали при работе с западными компаниями?

- Выжили наиболее достойные, а бездельникии прихлебатели ушли из науки. Я уверен, что настоящий ученый долженне просто делать свое дело, но и уметь доказать, что оно заслуживаетвнимания. В те времена компания «Эльбрус», созданная на базе нашейисследовательской группы, работала на аутсорсинге для многих западныхкомпаний. У нас не было розничных продаж. Но наши идеи были настольковостребованы, что мы могли выбирать, с кем сотрудничать. Специальноискали крупных заказчиков. Только для компании SUN Microsystems у насработало по 350 человек. Позже на основе этих разработок возниклаизвестная компания spanansmeta.

Информация, точнее, ее отсутствие, - страшная сила: может убить на корню самое хорошее начинание.

Иллюстрация - Сергей Айнутдинов

На трибуне рядом стояли местная активистка, представитель администрации района и менеджер управляющей компании. Они тщетно пытались хоть что-то рассказать жильцам о приватизации в ЖКХ. Их слова тонули в криках и откровенном хохоте немногочисленных присутствующих. На моих глазах умирала пятая попытка администрации создать в доме ТСЖ. Собрания раз за разом оказывались нелегитимны.

В очередной раз эта простая истина стала очевидна автору предлагаемой вашему вниманию статьи на собрании жильцов дома в Октябрьском районе Екатеринбурга.

Парадокс в том, что информационная пустота вокруг управляющих компаний в ЖКХ, товариществ собственников жилья - ложная. Властные чины проводят пресс-конференции, не гнушаются приходить на встречи с жильцами, регулярно рапортуют о проделанной работе в СМИ. Но при видимом количестве качество информации низкое. Процессы, идущие в отрасли, сложны, в них не каждый экономист разберется. Представители власти доводят какие-то сведения до журналистов, но в страхе сказать лишнего выдают «не всю правду». Журналисты, транслируя информацию, выбирают из нее самые сенсационные, с их точки зрения, варианты развития событий: от предполагаемого мошенничества компаний до того, что администрации вообще не будут принимать участия в судьбе жильцов, определившихся с выбором способа управления домами. А управляющие компании, заинтересованные в том, чтобы как можно больше домов выбрало именно их, рассказывают о себе исключительно с PR-колокольни: «Посмотрите, как мы хорошо работали в соседнем районе, будем работать и у вас!». Перепроверить данные невозможно: в открытом доступе их нет. Ни у одной из управляющих компаний, работающих на территории распространения журнала, нет даже сайта. Итог информационной неразберихи: народ пугается уже самих аббревиатур ТСЖ или УК, предпочитает доверять слухам. Так формируются искаженные взгляды на происходящее.

Я вышла в большой грязный двор. Прямо посреди двора стояла мусорка. Вокруг нее теснились разбитые скамейки, на которых по случаю субботы сидели мамы и бабушки, выгуливающие детей. «Что ж на собрание не пошли?», спрашиваю. «А зачем? Мы все равно эту компанию не знаем: кто они, откуда. Тому, из администрации, наверно, взятку дали, вот он и привел этого управляющего. Сбежит с нашими деньгами, а мы потом куда? Загоняют нас в ТСЖ, чтобы все на наши плечи переложить, а дом у нас старый»… Этим людям никто не рассказал, что компания, пришедшая управлять домами в их районе, известна пятилетним опытом работы на сложном рынке ЖКХ, успешно трудится в другой части мегаполиса.

Так фактически идет приватизация ЖКХ: вне понимания народом сути происходящего. Причем приватизация не рыночными структурами, которые реально перестроят работу, а теми, кто грамотно манипулируя сложными коммунальными бюджетами, будет набивать себе карман нам в убыток. Как мы это можем остановить? Только поняв: власть больше не несет ответственности за отрасль. Всё: приватизированная квартира - это только наша квартира, она - часть нашего же дома. Именно мы теперь должны отвечать за их нормальную работу. Никто не заинтересован давать нам информацию о происходящем в ЖКХ. Мы сами должны найти ее, проанализировать и выбрать оптимальный вариант. Мы должны диктовать местной власти условия, а не наоборот.

Между тем власть этим пользуется. Люди привыкли перекладывать ответственность за состояние ЖКХ на нее. И за сведениями обращаются именно к власти, справедливо полагая, что абы кого в эту сложную и политизированную отрасль не пустят. Власть идет навстречу - и подсовывает жильцам в качестве «проверенных» управляющих компаний прежние перелицованные ЖЭКи. Впрочем, не совсем прежние: контора теперь называется не Муниципальное унитарное предприятие «РЭМП района», а ЗАО Управляющая компания «РЭМП района». И причем акциями владеют помимо абстрактной «администрации» вполне конкретные чиновники администрации и не менее конкретные менеджеры нового ЗАО.



- Искусство создает художественные образы. HttpARTсоздает художественные образы интернетресурсов, - поясняет идеювыставки Луговых и экспонирует рисунки, моделями для которых послужилмонитор компьютера с интернетокнами.

Продолжите ассоциативный ряд: актуальноеискусство в Екатеринбурге - Центр действия «Нога» - Екатеринбургскийфилиал Государственного центра современного искусства… Вот, пожалуй,и весь список мест и организаций, поддерживающих альтернативнуюкультуру. Немного для полуторамиллионного города. Между тем именно полеактуального искусства - территория осмысления новой действительности,поиска нового способа самовыражения личности. Открытие в этой сфере- явление редкое. Именно такой инновацией художник Леонид Луговыхи руководитель Центра действия Павел Ложкин считают художественноенаправление httpART, который представляют в рамках проекта на площадке«Ноги».Основатели httpART’а - художница из НьюЙорка СамТайлор Инканто и ее друзья из ЛосАнджелеса. Их последовательв Екатеринбурге Леонид Луговых - изобретатель компьютерных моделей«вечных двигателей» и создатель Виртуального музея современногоуральского искусства.

Искусство смыслового перевертыша: интернет используеттворчество художника в собственных целях, «включает» его в себя.Художник вправе сделать ответный ход - начать рисовать интернет.Искусство на грани виртуальности и реальности, серьезных смыслови просто шутки.

«В основе интернета лежит метод пакетной передачиинформации, в основе httpART’а - метод пакетного рисования»,- и он выставляет свои работы, упаковав их в полиэтилен.

7 и 8 апреля по всей стране прошли массовые акции протеста против реформы ЖКХ. Это уже второе выступление недовольных с начала календарной весны. Но если в начале марта вышедшим на площади не нравились тарифы на услуги ЖКХ, то теперь митинговую риторику пополнил призыв отменить Жилищный кодекс.

Иллюстрация - Сергей Айнутдинов

Выбора нет
С 1 марта 2005 года в России действует новый Жилищный кодекс РФ. Он определяет: до 1 марта 2006 года собственники помещений в многоквартирном доме должны выбрать один из способов управления жильем. Однако уже в конце 2005 года стало ясно, что процесс самоопределения жильцов практически провалился. В феврале 2006 года принято постановление федерального правительства «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». Закон отодвинул срок до 1 января 2007 года. Если и к этому времени жильцы дома не определятся с формой управления, то администрация города будет проводить открытые конкурсы, выставляя на аукцион право на обслуживание жилого фонда. Учитывая, что 2006 год - последний, когда на рынке работают муниципальные предприятия, обслуживающие жилье (службы заказчика, дирекции единого заказчика и прочие жилищные конторы разного уровня), то к концу 2007 года схема управления нашими домами должна принципиально поменяться. В идеале неэффективные
ЖЭКи уступят место мобильным и грамотным профессиональным управленцам.

Чем не угодил документ?
В первую очередь возможностью выселять за долги. Никого, правда, не смутил тот факт, что в стране этого не происходит: либо должники вовремя одумываются, либо власти отступают в страхе перед прокурорскими проверками. Вторая претензия - приватизация ЖКХ. В Екатеринбурге от митингующих особенно почему-то досталось управляющим компаниям: мол, мошенники там сидят, только и думают, как бы квартиры наши получить. Для тех, кто хоть что-то понимает в формах собственности, заявление звучит смешно: если сам жилец не захочет, никто не сможет «забрать» себе его квартиру. Эта претензия показывает не столько абсурдность требований митингующих, сколько высвечивает проблему - информационное сопровождение выбора формы управления жильем недостаточно. Делается это, как мы увидим, сознательно: муниципалитетам не хочется пускать «чужаков» на потенциально привлекательный рынок.

Второй - создание товарищества собственников жилья (ТСЖ). Он может существовать в двух вариантах: ТСЖ само управляет многоквартирным домом и заключает договоры с поставщиками и подрядчиками ЖКХ (энергетиками, водоканалом, стройконторами и т.д.) или нанимает управляющую компанию, чтобы она вела все эти дела от имени с ТСЖ. Изъяны есть и здесь. Закон о ТСЖ хоть и написан, но многие его положения входят в противоречие с Жилищным кодексом. Поэтому, по словам председателя комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрея Артемьева, объединившись в ТСЖ, люди создают маломощное в юридическом отношении и не слишком жизнеспособное лицо. По его мнению, проще всего будет работать тем ТСЖ, которые созданы в новых домах, где пока не возникает проблем с ремонтом или сетями. Еще тормоз - в России практически нет грамотных председателей ТСЖ.

Итак, кодекс предлагает три способа управления жильем.
И все они имеют больше минусов, чем плюсов. Первый способ - практически фантастика: самоуправление. Каждый собственник обязан сам заключить договор как с поставщиками коммунальных услуг, так и с подрядчиками (по содержанию и ремонту жилья). Для решения и крупных, и мелких вопросов (например, чтобы покрасить окна в подъезде или починить прохудившуюся над квартирой крышу) необходимо постановление общего собрания жильцов. На нем должны присутствовать представители от всех квартир дома, иначе оно считается нелегитимным. Для оперативного управления большим домом способ непригоден.

Очевидно, именно управляющие компании станут основными игроками на рынке жилищно-коммунальных услуг, заменив привычные нам жилищно-эксплуатационные конторы. УК будут заключать договоры и с поставщиками коммунальных услуг (например, с энергетиками, водоканалом), и с подрядчиками для проведения работ по обслуживанию жилого фонда (ремонту домов, вывозу мусора, уборке территории и т.п.). Значит, от выбора компании зависит, как станет обслуживаться дом, как выстроятся отношения с подрядными организациями (например, не присвоит ли руководство управляющей компании деньги, которые собирает с жильцов в качестве платы за услуги). Кроме этого, в бюджет управляющих компаний потекут и муниципальные средства: их будут перечислять на содержание еще не приватизированных жильцами квартир. Соотношение частных и муниципальных средств станет таким же, как и количество приватизированных и неприватизированных квартир в доме. Исходя из политической значимости ЖКХ, регулирования тарифов и жесткого контроля власти, понятно: бизнесу потребуется немало усилий, чтобы попасть на этот рынок.

Третий способ управления - наем управляющей компании (УК) без образования ТСЖ. То есть каждый собственник в многоквартирном доме должен непосредственно заключить договор с УК. Некоторые специалисты, например, уверены: ТСЖ не может отождествляться с управляющей компанией. «Товариществу следует отводить лишь функцию организатора собственников помещений, которые сформулируют задачи профессионалам, а те уже будут управлять домом. Наилучший вариант для большинства ТСЖ - договор управления с УК, в котором прописаны все требования, предъявляемые собственниками к качеству обслуживания», - отметил Дмитрий Гордеев, эксперт Института экономики города (Москва).

Что за штуки эти ЖУКи
Теоретически предложить услуги управления жилым фондом руководству ТСЖ или общему собранию жильцов может любая компания. Но УК просто не знают, как и где информировать о себе население. А оно со своей стороны мучится сомнениями: как отличить УК с серьезными намерениями от мошенников.

Теоретически рынок имеет большую емкость и почти свободен. Сейчас договоры с УК заключили крайне мало домов. Заместитель начальника управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Владимир Ефимов отметил, что по стране менее 10% собственников жилья определились с выбором управляющей компании, и к концу этого года более 10% не наберется. По территориям Большого Урала этот показатель разнится, но нигде не превышает 25%. Например, в Свердловской области чуть больше 41 тыс. многоквартирных домов, но собрания проведены не более чем в 10 тысячах. В Перми 15% домов охвачены договорами с УК, в Кургане, Тюмени, Ижевске - менее 10%.

Таким образом, проверить добросовестность управляющей компании можно, только доверив ей управление жилым фондом, то есть заключив с ней договор. Если компания категорически не понравится, через год договор легко расторгнуть. Предложения от УК жильцам поступают, но сами компании практически не известны потребителям, не готовы к открытию информации о себе, а потому их предложения общим собраниям жильцов больше напоминают обещания депутатов в период предвыборной кампании: «Только мы построим мост через реку, которой нет».

Проблема заключается в том, что приходится верить на слово. Конечно, законодатель прописал, что к участию в конкурсе по выбору управляющей компании допускаются только те фирмы, которые смогут доказать возможность обеспечения обязательств: предоставят банковские гарантии, страховку,
уведомление о средствах на счетах и т.п. Это может подстраховать жильцов от риска исчезновения «управленцев» вместе с деньгами. Но, во-первых, такие гарантии не по силам малому или среднему бизнесу, а во-вторых, они требуются, только если конкурс проводят муниципальные власти. При самостоятельном выборе УК у членов ТСЖ или общего собрания жильцов такой защиты не будет. Кроме того, отменено лицензирование компаний в этой сфере, значит, привычный рыночный способ проверять поставщика услуг по наличию у него разрешительной документации тоже не годится.

Как правило, во главе якобы новых частных структур встают люди, которые до этого уже управляли коммунальным комплексом, при этом доказали свою лояльность власти и связаны с ней бизнес-интересом. Однако они, как правило, умеют только расходовать средства, но не управлять ими эффективно. Таким образом, контроль за коммуналкой по-прежнему находится в руках администраций городов. «Ранее работавшие в этой сфере коммунальные предприятия, те же РЭМПы, никого не пустят на рынок. У них, конечно, есть преимущества, не говоря об административном ресурсе. Альтернативных управляющих компаний пока нет», - отмечает Андрей Лысых, президент Союза предприятий жилищно-коммунального комплекса Свердловской области. Он сомневается: такие компании появятся. Однако на прошедшей в середине марта пафосной выставке предприятий ЖКХ области была представлена только одна, из Каменска-Уральского.

Чтобы не ошибиться с выбором, население по привычке обращается к власти, мол, разъясните, что за штуки эти ЖУКи. Администрация идет навстречу, предлагая в качестве управляющих компаний… прежние эксплуатирующие организации. Только теперь контора называется не муниципальное унитарное предприятие РЭМП Верхнепупковского района, а согласно веяниям времени - ЗАО Управляющая компания РЭМП означенного района. Предприятия новые, но технологии, материалы, люди - прежние. «В ходе реорганизации МУПов техника, оборудование и другое имущество будет передано в ведение городских властей для последующей передачи в аренду уже существующим и вновь создаваемым частным управляющим компаниям. Мэрия будет следить за эффективностью использования принадлежащего ей имущественного арсенала, задействованного в жилищно-коммунальной сфере», - рассказал вице-мэр Екатеринбурга Константин Крынин.

Кроме этого, появление УК может ликвидировать достигнутые рыночные завоевания. Владимир Нечитайлов: «В конце 90-х годов, когда энергетику захлестнул вал неплатежей, энергоснабжающие компании вынуждены были перейти к практике заключения договоров с конкретными физическими лицами. Они исключили из схемы посредников - жилищные организации, которые аккумулировали у себя собранные деньги и решали с их помощью собственные проблемы. Но теперь посредники возвращаются: уже в виде управляющих компаний».

От переименования ЖЭКа проблема не решается
Тем временем риски в отрасли прежние. Основной - потери и выпадающие из-за них доходы, которые никто не собирается компенсировать УК, как не компенсировали их ЖЭКам. «Вопросы, которые сегодня решают, например, энергетики, лягут на плечи молодых, слабых в финансовом плане управляющих компаний», - отмечает генеральный директор КЭСК-Мультиэнергетика Владимир Нечитайлов. Проблем ему здесь видится три: неясный механизм расчета за потери во внутридомовых сетях (по некоторым данным, теряется треть ресурсов), потери из-за устаревших приборов учета, а также содержание большого штата специалистов, которые должны будут оперативно пересчитывать льготы, снимать показания счетчиков и т.п.

Дополнительные материалы:

Еще одна беда, которая может серьезно подкосить благосостояние УК, - обслуживание ветхого жилого фонда. Его на территориях УрФО, по разным оценкам, от 30% (в ХМАО и ЯНАО) до 65% (в Кургане и Ижевске) от общего количества жилья. Очевидно также, что ни одна управляющая компания не заинтересована в том, чтобы взять на обслуживание старые дома: действующих тарифов не хватит на покрытие затрат. Сейчас отчисления на капитальный ремонт идут регулярно от всех жильцов (они заложены в квартирную плату), но эти деньги аккумулируются в бюджете города. Муниципалитет решает, какие дома ремонтировать в первую очередь. Перед тем как передать дом с городского баланса на обслуживание УК, в большинстве городов-миллионников не смогут провести предписанный законом ремонт. Активность жильцов при создании ТСЖ в таких домах тоже невелика. Так что ветхое жилье - первый претендент на открытые конкурсные торги. Скорее всего, в небогатых муниципалитетах проблема решится с помощью формирования «конкурсных лотов»: на конкурс выставят не отдельный дом, а сразу комплекс из домов - в приличном состоянии и в неприличном. Управляющие компании будут обязывать брать дома на обслуживание общим лотом. «В Челябинске организовано 11 компаний, которые начнут порайонно выходить на конкурсы, чтобы ни один дом не остался без управления», - отметили в администрации города. Ответ мэрии Екатеринбурга отличался только количеством компаний: в столице Среднего Урала их десять. Ветхое жилье, таким образом, попадет в орбиту управления компании и не останется бесхозным. Но об эффективном бизнесе можно будет забыть.

Опыт - сын ошибок трудных
Юлия Рослякова


- Андрей Порубов


Тюмень. Здесь стимулируют создание ТСЖ в ветхом жилье с помощью средств городского бюджета на капитальный ремонт зданий: 90% затрат оплачивает город, 10% собирают собственники помещений. «Мы учли все замечания, все пожелания собственников и приняли решение: сначала город выполнит свои обязательства, и только потом в срок, который определят собственники помещения, они будут собирать эти 10%, - отметили в прессслужбе города. - Чтобы начать капитальный ремонт, не надо показывать деньги на счете, нужно лишь решение о том, что они будут собраны. В какой срок - определят сами собственники: он может быть растянут до трех лет. Субсидии получают только те дома, где проведено собрание и создано ТСЖ. Деньги можно получить на основании перечня, прописанного в положении о получении субсидий. В перечне есть ремонт кровли, межпанельных швов, водоподогревателей, внутридомовых систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, ремонт фасадов и так далее. По предложению руководителей ТСЖ внесены дополнения: электромонтажные работы в доме и ремонт помещения, в котором расположится офис ТСЖ».

В отсутствие денег, выбора и интереса жителей (зато при наличии «нормативов» проведения собраний и сроков реорганизации муниципальных унитарных предприятий) власти малых и средних городов исхитряются как могут. Как правило, запускается схема, когда в качестве управляющих начинают действовать либо перерегистрованные муниципальные компании, либо компании, назначенные в соответствующих областных ведомствах. Бюджеты небольших городов ограничены и не позволяют проводить самостоятельную программу реформирования отрасли. Жилой фонд здесь более изношен, и потому провинциальные мэрии спокойно относятся к тому, что в июле 2007 года придется назначать управляющие компании. Однако в крупных городах есть положительный опыт приватизации в ЖКХ.

Пермь. Работают двухмесячные курсы для менеджеров управляющих компаний. С октября 2004 года на них проучились 64 человека - председатели действующих ТСЖ, руководители обслуживающих организаций, индивидуальные предприниматели. Большинство уже работает на рынке ЖКХ и хорошо понимает, что помимо технических знаний нужно обладать и навыками управления жильем.

Челябинск пытается решить проблему контроля коммунальных управляющих компаний. В одном из районов с благословения администрации города появилась общественная организация: комитет народного контроля. В ней 26 человек, в основном старшие по дому. На них ляжет приемка работ, проведенных частной управляющей компанией. Без их подписи работа приниматься не будет. Коммунальщики должны предоставить общественникам годовой план работ помесячно, чтобы народному контролю удобнее было отслеживать, что планировала сделать управляющая компания и что сделала. «Новым управляющим компаниям люди пока не доверяют, поэтому им будет удобней поручить контроль за коммунальщиками человеку, который живет вместе с ними», - пояснил первый вицемэр Челябинска Олег Грачев.

Ижевск. Работает только одна управляющая компания - муниципальное управление «Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ Ижевска». Сложное название передает смысл происходящего: это сугубо муниципальная структура, немного переименованная в связи с веянием времени. Неоднократно замечена в нарушении антимонопольного законодательства.

Курган делает упор на создание ТСЖ. В городе проводят встречи с жильцами и консультации активистов. Но управлять ТСЖ будут все те же муниципальные унитарные предприятия. Их просто перерегистрируют в муниципальные управляющие компании, ничего особо не меняя в смысле деятельности. Тричетыре предприятия сливают в одно, увеличивая размеры обслуживаемого фонда и сокращая количество персонала. Финансирование при этом не изменяется. Это позволяет поднимать зарплаты оставшимся работникам. Сейчас создана только одна такая компания. Но и она занимается лишь благоустройством придомовой территории и ремонтом домов.



Главная страница / Формирование