Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Защита лузера

Отраслевая наука в Свердловской области оказалась более конкурентоспособна: из 95 учреждений потеряно только три. «Сегодня уровень отраслевой науки вполне соответствует требованиям промышленности, - заявил на областном совещании о состоянии и перспективах отраслевой науки председатель совета отраслевых научных и проектных организаций Свердловской области Михаил Осипов. - Оставшаяся часть научных и проектных организаций представляет собой хорошо интегрированные в рынок структуры. Мы загружены и перегружены работой».

В преддверии очередной волны приватизации отраслевых научных и проектных организаций, намеченной федеральным правительством на 2007 - 2009 годы, региональные власти ищут способы спасения науки. Опыт накоплен печальный: число отраслевых институтов сократилось в России в сравнении с 1990 годом в восемь раз, до 500; в приватизированных институтах резко снизился объем научных работ, распроданы основные фонды.

Смысл консолидации науки пояснила на совещании первый вицепремьер, министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева: «В 2005 году в экономику нашей области вложено 96 млрд рублей, при этом мы везем оборудование и технологии изза границы. Надо объединить возможности институтов с этими большими ресурсами».

Первый заместитель министра промышленности Свердловской области Николай Тихонов озвучил на совещании планы создания на базе отраслевых институтов холдингов и научнопроизводственных центров. Предполагается, что объединенные структуры будут представлять собой ОАО, одним из акционеров в которых станет областное правительство (до 50% акций). В общества уже объединились несколько отраслевых институтов, работающих с металлургами, из семи научных и проектных учреждений Екатеринбурга и Челябинска создано ОАО «Инженерный центр энергетики Урала», есть предложения о создании таких структур в машиностроении, лесоперерабатывающей и химической промышленности.

Официально сделка закрыта в конце апреля 2006 года. Это первое крупное приобретение иностранным банком российского кредитного учреждения. Как заявил на пресс-конференции председатель правления Raiffeisen International Герберт Степич, оно «позволит сэкономить четыре года в региональном развитии, а на быстрорастущих рынках время имеет значение». Изменится ли в связи с этим политика экспансии Райффайзенбанка, мы спросили у председателя правления ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» Йоханна Йонаха.

Йоханн Йонах
- Андрей Порубов


- Мы пересмотрим заявленные планы открытия филиалов в десяти городах России. На Урале у нас уже есть офисы в Екатеринбурге и Челябинске, в ближайшее время мы появимся в Перми и Тюмени. Да, в некоторых городах есть филиалы Импэксбанка, но мы не видим в этом проблемы: их статус может быть скорректирован, например, с филиала на дополнительный офис. Рынок достаточно большой, и работы хватит всем.

- Господин Йонах, Импэксбанк в нашем регионе представлен неплохо: его филиалы есть в Перми, Челябинске, Златоусте, Екатеринбурге, Сургуте, Ижевске. Вы будете корректировать программу в точках совпадения?

- Сближение условий пойдет постепенно. Проценты по депозитам Импэксбанка уже снижены. В будущем Райффайзенбанк будет предлагать свои продукты во всех офисах Импэксбанка. На первом этапе Импэксбанк запустит собственную ипотечную программу, хотя ее условия, особенно по ставкам, будут максимально приближены к соответствующему продукту Райффайзенбанка.

- Ставки по вкладам в Импэксбанке выше, чем в Райффайзенбанке. Будет ли меняться продуктовая линейка?

- Вопрос о ребрендинге будет решен в течение 2006 года, а завершить полную юридическую и коммерческую интеграцию банков предполагается в 2007 году.

- Когда завершится объединение и в какой форме?



Но насколько правомерен в условиях глобализациирегиональный протекционизм? (А мы относим к нему и описанную меру: онаставит региональных «резидентов» в исключительное положение,стимулирует расширение экспорта). Способен ли он реально двигатьэкономический рост? Рассмотрев ситуацию в УралоЗападносибирскомрегионе, мы констатируем: протекционизм жив, более того, его формы малочем изменились с 90х годов.

Правительство Курганскойобласти на основании ранее принятого регионального закона выпустилопостановление, предоставляющее хозяйствующим субъектам правона получение льготы по налогу на прибыль. Воспользоваться льготой могутместные предприятия, направляющие собственные средства на развитиепроизводства. Льготные ставки установлены в зависимости от категорийналогоплательщиков и доли капвложений, минимальная составляет 13,5% (на4% ниже общепринятой региональной). Не так давно администрация Зауральякритиковала снижение региональной составляющей налога на прибыльв Тюменской области, Удмуртии (где льгота предоставляется конкретнымпредприятиям) и Пермском крае. Эта мера ставила курганские предприятияв условия неравной конкуренции. Но критика действия не возымела,пришлось поступать аналогичным образом. Пока федеральная власть «нечешется» со снижением налогового бремени на бизнес, инициативыв регионах - благо, хоть вынужденное, однако безусловное.

Административные границы субъектов РФ не вправепрепятствовать свободной торговле, по крайней мере, в национальноммасштабе (после вступления России в ВТО - в мировом). Однакосовременная экономическая политика не означает полный отказот протекционистских мер, в том числе и на региональном уровне.Протекционизм станет другим. Он не должен нацеливаться против компанийиз других субъектов федерации. Мы за здоровую конкуренцию междухозяйствующими субъектами, но против войны региональных экономик внутриРоссии. Хотите развивать у себя в регионе какуюлибо отрасль? Прекрасно,обеспечьте равный доступ к получению льгот для инорегиональных компаний(в перспективе - и для иностранных). Проводите конкурсы на праворазмещения госзаказа? Не ограничивайте список конкурсантов толькоместными предприятиями, возможно, благодаря этому региональный бюджетполучит неплохую экономию.

Складывается впечатление, что руководители многихсубъектов федерации до сих пор исповедуют региональный автаркизм- опору на собственные силы. Эта политика имела большой успех, когдас распадом СССР и разрушением хозяйственных связей между предприятиямикаждый регион стремился самостоятельно обеспечить себя всемнеобходимым. В современных условиях насыщения (иногда перенасыщения)отечественного рынка промышленными товарами и услугами региональнаявласть попрежнему желает, чтобы трактора, трамваи, нефтесервисноеоборудование, комплектующие и т.д. производились в отдельно взятойобласти, республике или крае. Тогда как в экономике XXI века аутсорсинг- тактика не только отдельных предприятий, но и целых стран: таковыусловия эффективности производства в открытой экономической системе.Так что протекционизм в его нынешнем виде, ведя к краткосрочномуположительному эффекту, в долгосрочной перспективе может вызватьнаркотическую зависимость местных производителей от защитных инъекций,снижение конкурентоспособности, если не гибель предприятий. Какойуж тут рост…


Привет из феодализмаВ конце марта группа научных сотрудников экономическогофакультета Уральского госуниверситета завершила комплексноеисследование «Региональные экономические аспекты присоединения Россиик соглашениям ВТО». Основное внимание в нем уделено анализупротекционистских мер, применяемых в Свердловской области. Выводынеутешительны. «В областных правовых актах, где предусмотренагосподдержка промышленности (а их выпущено за последние два годане меньше 25), туговато с приоритетами, - отмечает доцент кафедрымировой экономики УрГУ Ольга Яшина. - Например,в действующем законе Свердловской области «О государственнойнаучнотехнической политике», принятом в 2002 году, говорится о льготахна проведение научнотехнической деятельности для нескольких десятковотраслей и подотраслей, хотя их должно быть очень ограниченное число.Кроме того, льготы для конкретного предприятия, как правило,незначительны, но для регионального бюджета в целом это очень большиепотери».

До присоединения нашей странык ВТО региональным властям не нужно стесняться протекционистскойполитики. Наоборот, важно успеть воспользоваться ее плодамив оставшийся короткий промежуток времени. «Никому не выгодно, чтобынаши предприятия обанкротились ради соблюдения принципа идеальнойконкуренции. Иначе мы получим огромное количество социальных проблем,хотя сможем погладить себя по голове и сказать, что выдержали всепринципы западного экономического либерализма, - говорит заведующийкафедрой “Инновационные технологии” Уральского государственноготехнического университета (УГТУ- УПИ) Сергей Кортов.- Протекционизм должен быть адресным, целевым и ограниченнымво времени, тогда он пойдет во благо». Однако пока применяемаяв большинстве субъектов УралоЗападносибирского региона системагосподдержки предприятий демонстрирует неэффективность.



Размытость приоритетов налоговой политики приводитк сокращению бюджетных доходов и в Пермском крае. В сентябре 2005 годаздесь впервые в России была снижена региональная составляющая ставкиналога на прибыль с 17,5 до 13,5% для всех налогоплательщиков,зарегистрированных на территории субъекта федерации. Позжепо требованию федерального законодательства все-такибыли определены конкретные категории получателей льготы: организациис численностью работников более 10 человек; предприятия с прибыльюсвыше 100 тыс. рублей за отчетный период; бизнес, который не можетиспользовать систему упрощенного налогообложения. Но приоритетныеотрасли так и не обозначены: формально соблюдено правило ВТО - принциправного доступа к налоговой льготе для всех компаний, включаяиностранные филиалы, зарегистрированные в регионе. В итоге,по признанию краевых властей, региональный бюджет на первом этапедействия льготы потеряет 10% доходов (за 2006 год это около 3,5 млрдрублей).

Региональная власть может «помочь с выделениемземельного участка, повлиять на компании, отвечающиеза энергообеспечение объекта, выступить соинвестором и, еслипотребуется, подвести дорожные коммуникации к предприятию», советуетдепутат Государственной думы РФ, президент Челябинского региональногообъединения работодателей «ПРОМАСС» Валерий Панов.

Общая особенность региональных промполитик - стремление закрыть «свои»рынки от «чужой» продукции, что вряд ли тренирует местныхпроизводителей к вхождению страны в ВТО. По словам директораисполнительной дирекции Оренбургского областного союза промышленникови предпринимателей Вячеслава Лагуновского,«региональными властями взят курс на создание благоприятных условий,стимулирующих предприятия области в конкурентной борьбес инорегиональными товаропроизводителями». Правовые акты Свердловскойи Челябинской областей содержат прямые рекомендации размещать госзаказпрежде всего на местных предприятиях. В Тюменской области действуетположение о 8процентной компенсации стоимости оборудования,закупленного компаниями ХантыМансийского и ЯмалоНенецкого АО у местныхпроизводителей. Главным образом от этого выигрывают машиностроительныепредприятия Тюмени, поставляющие в автономные округа оборудование длянефте- и газодобычи. В проигрыше - соседние уральские машиностроители,для которых созданы условия неравной конкуренции. Только цель оправдывает средстваСами промышленники, безусловно, приветствуютадминистративные меры недопущения на местный рынок инорегиональныхкомпаний. Но вместе с тем осознают: их бизнес может пострадатьот аналогичных шагов в других регионах. От политики местечковогопротекционизма выигрывают местечковые же компании. В чем выход дляпредприятий, нацеленных на развитие в национальном и мировом масштабе?

Пока возможны и государственные субсидии, и налоговые льготы, и правитель-ственныегарантии на получение банковских кредитов, добавляет Ольга Яшина: «Нодолжен быть определен короткий отрезок времени, в течение которого,если предприятие не улучшило параметры своей деятельности, эти мерынужно отменять.

Просто освободить предприятие от налогов бессмысленно,оно более эффективным от этого не станет, уверен директорконсалтинговой компании «ФИНЭКС Качество» (Екатеринбург) Антон Воробьев:«Основная идея - предприятие должно показывать, что оно у себя внедряетсовременные оборудование, технологии производства и управления. На этусумму региональное правительство вполне может уменьшить налоговуюнагрузку, направляя тем самым предприятия в сторону повышенияэффективности и конкурентоспособности. При этом нужны механизмыконтроля на основе объективных данных».

Другими словами, протекционистские меры, чтобы статьэффективными, должны преследовать конкретную цель: вывод определеннойкомпании или целой отрасли, имеющей стратегический характер, на болеевысокий уровень развития, чтобы в результате успешно выдерживатьмировую конкуренцию. Для этого нужно определиться с приоритетами,установить четкие условия и временные рамки господдержки (в идеале- не более пяти лет, иначе льготируемая компания начнет восприниматьбюджетную помощь как должное, напряженность труда спадет) и установитьжесткий контроль над использованием государственных средств (см. «Какспасали Chrysler», с. 17). Содержание мер в основном должно бытьнаправлено на совершенствование инфраструктуры - производственной(например, модернизацию системы подготовки профессиональных кадров)и инвестиционной (законодательство, переговорные институтыи выставочные площадки).

У нас они растягиваются на долгий период, проследитьсвязь между льготами и повышением эффективности, конкурентоспособности,совершенно невозможно».

Справедливости ради отметим, что не все компании готовывоспользоваться помощью государства. Удмуртские власти, как и пермские,пошли на снижение региональной составляющей налога на прибыль на 4%,плюс к этому - на полное освобождение бизнеса от налога на имущество.Меры действуют в отношении предприятий, победивших в ежегодном конкурсеинвестиционных проектов, и только на период окупаемости проектов.Однако риски, вызванные процедурой оформления льгот, снизили интереспромышленников к ним. Итоги первых конкурсов показали: большинство предприятий-победителейотказались от подарка республиканских властей. В их числе - флагманудмуртского машиностроения ФГУП «Ижевский механический завод».Промышленники объясняют: по федеральному закону о промышленной политикепредприятие, получившее право на господдержку, должно заключитьс органами власти договор о мониторинге своего финансового состоянияи ежеквартально представлять в правительство информациюоб использовании льгот. Не каждое предприятие считает целесообразнымзаключать такой договор, а в результате не имеет права на льготу.Удмуртские предприятия отказываются и от бюджетных кредитов на три годапод 10% годовых, поскольку могут получить банковский кредит под 12% безсбора большого числа документов, согласований и регулярных отчетов.Странная боязнь для предприятий, шагающих в ВТО, чей лозунг- прозрачность.

В качестве примера здорового протекционизма нашиэксперты называют действия властей Свердловской области, направленныена развитие энергосбережения на промышленных предприятиях региона.Региональная энергетическая комиссия предоставила годовую скидкук энерготарифу полутора десяткам предприятий, где реализовываласьпрограмма энерго-сбережения(внедрение автоматизированных систем учета энергии, меры по снижениюэнергопотерь и т.д.). В результате энергоемкость производства,например, на металлургических предприятиях Среднего Урала снизиласьна 20%. Правда, эту программу, действующую в 2001 - 2002 годах,свернули изза того, что федеральный центр отменил соответствующиеполномочия РЭК.

Протекционизм
(лат.protectio - покровительство, защита) - экономическая политикагосударства, противоположная политике «свободной торговли»и направленная на:


Дополнительные материалы:

- временную защиту относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики.

- защиту от иностранной конкуренции отраслей отечественной экономики, имеющих стратегическое значение;

Может быть ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.

- расширение внутреннего и внешнего рынка.



Главная страница / Формирование