Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

С москвой и без москвы

Впрочем, некоторые федеральные чиновники, в том числе директор Федеральной службы по оборонному заказу Сергей Маев и начальник Главного бронетанкового управления Минобороны России Владислав Полонский, «Оборону и защиту 2007» все же посетили. Они отметили основную особенность и конкурентные преимущества нижнетагильского выставочного комплекса: здесь можно продемонстрировать реальные эксплуатационные и технические возможности спецсредств.

Четвертую международную выставку «Оборона и защита», что прошла в Нижнем Тагиле с 11 по 14 июля, организаторы (представители Федерального агентства по промышленности) назвали подготовительной: предполагается, что через два года на открытии пятой будут присутствовать лидеры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. А некоторые СМИ окрестили ее провальной: они не увидели ни одного министра российского правительства. Птицы федерального полета - действительно гости здесь редкие. Вспоминается визит главы МЧС России Сергея Шойгу в Екатеринбург на съезд партии «Единая Россия» в конце прошлого года. Один из областных чиновников попросил министра подписать письма с приглашением руководителям промпредприятий принять участие в готовящейся тогда нижнетагильской выставке. Ответ министра, мягко говоря, удивил: «Зачем? Это не наша выставка. У нас есть своя, московская (МЧС России в московском ВВЦ. - Ред.). А вы - наши конкуренты». Какой уж тут приезд…

Спецификой нынешней экспозиции стала демонстрация средств спасения людей - комплексные и локальные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, антитеррористической деятельности, технические системы без­опасности и охраны имущества граждан и юридических лиц. Корпорация «Росхимзащита» (Тамбов) представила изолирующие самоспасатели СПИ-20 и СПИ-50, предназначенные для экстренной защиты органов дыхания и зрения при эвакуации из высотных зданий и при авариях на всех видах транспорта. По словам начальника отдела химии и новых химических технологий «Росхимзащиты» Николая Гладышева, такой самоспасатель стоит около 1,5 тыс. рублей, что в четыре раза дешевле зарубежных аналогов. Производят его уже второй год по 30 тыс. штук ежегодно, заказывают в основном для гостиниц, морских и речных судов.

Но отмечались и недостатки выставки. Главный - ее двойственное предназначение. «Выставка нам не бесполезна. В ней участвуют предприятия-производители техники, в которой мы заинтересованы, - сообщил начальник Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России Валерий Власов. - Конечно, МЧС организует выставки по своему профилю, они более обширны и представительны. Здесь же спасательная тематика несколько ужата, поскольку представлена еще и военная техника». Очень сетовал Валерий Власов, что не нашлось технической возможности продемонстрировать в Нижнем Тагиле новейший самолет для борьбы с лесными пожарами Б-200, созданный по заказу МЧС.

НПО автоматики имени Н.А. Семихатова предлагает оснастить пассажирские вагоны устройством пожарной сигнализации собственной разработки. Устройство предназначено для раннего автоматического обнаружения пожара, сигнализирует о месте его возникновения работающему на подвижном составе персоналу и автоматически включает системы пожаротушения пульта управления электрооборудованием вагона.

Такая лаборатория, равно как и передвижные пункты управления министра и регионального командования МЧС заинтересовали, в частности, директора департамента МЧС Казахстана Дихабека Сатылганова: «Хотим такие же. В основном всю спасательную технику и оборудование мы приобретаем у российских производителей. Акцент в этом году сделаем на оборудовании по радиационной и химической защите, а также на средствах оказания помощи в случае применения террористами биохимических веществ».

Ходовые качества демонстрирует китайский грузовик Foton, собранный на новоуральском заводе АМУР
На выставке была представлена единственная пока на Среднем Урале передвижная химико-радиометрическая лаборатория на базе микроавтобуса «Газель», оснащенная Полевским заводом спецавтотехники. Это заказ Территориального центра мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации Свердловской области. «Лаборатория позволяет проводить как химико-аналитические исследования, так и радиационный контроль. Результаты экспресс-анализа мы получаем за две-три минуты и тут же передаем их в дежурную службу. В машине имеются GPS-навигатор, радиостанция, беспроводной интернет. Это позволяет наладить связь из любой точки Свердловской области, включая северные отдаленные районы», - рассказал начальник лаборатории Алексей Мешнев.

Примечательным можно назвать и обилие на нынешней выставке техники китайского производства: экскаваторы, фронтальные погрузчики и катки компании LiuGong, малотоннажные грузовики Foton и BAW Fenix, автобетоносмеситель, самосвал и сидельный тягач Dongfeng. «Мы продаем технику Dongfeng в Свердловской области с апреля этого года. Поставку осуществляем в течение полутора месяцев с любой комплектацией, но можно купить машину и на нашем складе, - рассказывает генеральный директор торгового дома “ИнтерАвто” Сергей Боев. - Хотя больше склоняемся к организации сборки этих машин в России, возможно, на заводе АМУР. Так экономически выгоднее».

- Вас не смущает, что напротив вашей экспозиции, включающей среднетоннажный грузовик Foton, стоит другой Foton, только малотоннажный и полностью китайского производства?

Мотоциклы Ирбитского мотозавода предназначены в том числе для военных и спасателей
Спрашиваю у генерального директора Новоуральского завода «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, Свердловская область, сборка автомобилей китайских и индийской компаний) Павла Чернавина:

- А почему на номерах ваших машин эмблема «Единой России»?

- Отнюдь. Мы в ближайшее время начнем такие же грузовики производить. На днях улетаю в Китай с целью проведения переговоров с этой компанией. Как только мы откроем сборку (порядка 6 тысяч в год) - китайцы перестанут сюда привозить свои машины: поставлять комплекты экономически выгоднее.

- К коммерческому директору?

- У нас коммерческий директор - член партии. Это в какой-то степени знак уважения.

За четыре дня работы «Обороны и защиты 2007» выставку посетили около 60 тыс. человек (на 13 тысяч больше, чем на третьей выставке). А к пятой, в 2009 году, ее организаторы планируют построить еще один корпус, который позволит увеличить оборудованные выставочные площади в павильонах в два раза, почти до 4 тыс. кв. метров.

- К партии. Считаю, что «Единая Россия» делает достаточно много для подъема промышленного производства.


История вопроса
Первые признаки неблагополучия наметились еще в начале 90-х в связи с новыми экономическими реалиями и оттоком лучших творческих сил. Но театру удавалось сохранять популярность и достойно существовать. В декабре 2004 года отставка более 20 лет руководившего театром Владислава Вяткина (официально - на пенсию, реально - из-за конфликта с главным балетмейстером Вячеславом Гордеевым, редко балующим театр присутствием) спровоцировала начало «смутного времени». Стали вылезать накопившиеся проблемы: маленькие зарплаты (в сравнении с соседними оперными - в Перми и Челябинске), отсутствие громких событий, международных гастролей, резкое падение зрительского интереса. Назначенный в январе 2005 года на директорский пост Юрий Орлов не только не сумел решить ни одной из них, но и усугубил ситуацию.

2 июля в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялось знакомство труппы и театральной общественности с новым директором. Им стал Андрей Шишкин, до этого возглавлявший оперный театр Башкортостана. Представлять его прибыли учредители театра. Презентацию в формате ток-шоу с лоском опытного телеведущего провел глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Театр в последние годы сотрясали бесконечные закулисные войны. Теперь объявлено о начале нового этапа в его жизни.

Суть конфликта
Коротко ее можно описать так - отсутствие грамотного театрального менеджмента, подразумевающего прописные для цивилизованного мира истины. К примеру, театр, как и любой сложный организм, должен функционировать экономически, а управленческие должности (как и партии в спектаклях) нужно раздавать не родственникам и «преданным людям», а профессионалам. Кресло руководителя (будьто директор или главный дирижер) следует занимать на строго определенный срок, а не с мыслью уйти с него только в мир иной.

Тем временем кульминации достиг конфликт большой группы солистов оперы и художественной коллегии театра с главным дирижером Евгением Бражником, исповедующим авторитарный стиль руководства. Артисты отказались петь в его новой постановке, и за последний сезон не выпущено ни одной оперной премьеры. Объявленный Бражнику за это выговор суд отменил, а в начале июня Орлова вызвали в Москву и прервали с ним контракт раньше положенного срока. Но пока новый руководитель не был назначен, мало кому известный и.о. директора Сергей Сердюков вернул в театр Орлова и уволил народного артиста России Бражника - «за прогулы». В соответствии с хрестоматийной формулой, трагедия развала одного из лучших театров страны стала превращаться в фарс. Оперный регулярно фигурировал в сводках скандальных новостей, волны компромата заливали экраны и сайты. Городские и областные власти между тем молча взирали на ситуацию, не имея рычагов воздействия: театр-то федеральный.

Перспективы
Хоть и с опозданием, и это признал Швыдкой, театру дали антикризисного управляющего с контрактом на пять лет (обычно - три года). У Шишкина - репутация крепкого театрального руководителя (по образованию он инженер-экономист) и картбланш, но хозяйство ему досталось в катастрофическом состоянии. В активе: труппа, имеющая отличные голоса, прекрасных танцовщиков, профессиональный оркестр; собственные производственные цеха с уникальными мастерами и роскошное здание в центре Екатеринбурга. Отягчающих обстоятельств не меньше. Люди измождены атмосферой скандалов и интриг. Нет творческих лидеров: уже 16 лет - главного режиссера, главный балетмейстер «виртуален», а главный дирижер - в состоянии хронической судебной тяжбы. Отсутствуют долгосрочное планирование и системный маркетинг, не разработана схема работы с попечительским советом, не эффективна работа со зрителями и т.д.

Происходящее в Екатеринбургской опере можно считать отрыжкой советского прошлого и объяснять исчерпанностью взаимоотношений конкретных людей с театром. Отчасти - соотносить с общероссийской проблемой руководства учреждениями искусства в новых условиях. Примирить существование рыночной экономики и творческого процесса вполне реально при толково выстроенной схеме полномочий и обязательств (не говоря уже о человеческой толерантности) менеджера-руководителя и художника-творца. Соединение их в одном лице случается, но редко: есть феноменальный Валерий Гергиев, главный дирижер и лидер Маринки, есть художественный руководитель Пермского оперного Георгий Исаакян. На встрече Швыдкой и другие не раз вспоминали Свердловскую филармонию, где сумели поставить дело на рельсы новых управленческих технологий.

Как известно, репутацию зарабатывают годами, а теряют в одночасье. Возможно, грядущее 100-летие Екатеринбургского театра заставит здравомыслящих профессионалов забыть о распрях и проникнуться идеей его возрождения.

Станет ли новый директор возобновлять институт главных специалистов или обратится к западному опыту и будет искать интендантов - профессионалов, не имеющих собственных творческих амбиций, но способных внятно артикулировать репертуарную политику? Сохранит на ключевых постах даже тех, кто скомпрометировал себя, или приведет новую команду? Труппа театра отправляется в летний отпуск с главной мыслью: паковать чемоданы «насовсем» или ждать перемен к лучшему…

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
Один из старейших оперных театров России. В числе трех за пределами Москвы и Петербурга (вместе с Ярославской драмой и Новосибирской оперой) имеет федеральный статус: причислен к национальному достоянию страны. Первый сезон открыл в 1912 году. Творческий путь в нем начинали певцы Козловский, Лемешев, Архипова, Штоколов, дирижер Колобов, режиссер Титель и др. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР. Гастрольные маршруты - более ста городов бывшего СССР и 15 стран мира. В репертуаре - 38 оперных и балетных спектаклей. В 80е годы столичная критика писала о «свердловском феномене», называя театр лучшим в стране. Из последних достижений - номинирование на «Золотую маску» оперы «Мазепа» (2000).

Дополнительные материалы:



К 2010 году глобальные спутниковые системы станут основой дорожной навигации в России. Наиболее крупные транспортно-логистические компании, присутствующие в Урало-Западносибирском регионе, уже начали их использовать. Привет от кэбмена- В Лондоне я ехал на такси и был удивлен, что даже они оборудованы GPS, - рассказывает директор экспедиционной компании «КОД 3000» (Челябинск) Евгений Богданов. - Это поражает: кэбмены и без того знамениты безупречным знанием города и его окрестностей, они сдают экзамены на знание улиц Лондона. Но оборудование позволяет точнее ориентироваться, знать расположение цели следования. Кроме того, это безопасность.

Иллюстрация: Андрей Колдашев

Перспективность использования спутниковых навигационных систем, в том числе российской ГЛОНАСС, у представителей транспортно-логистических компаний сомнений не вызывает. «Такие системы - удобный инструмент как для водителей, которым необходимо ориентироваться в маршрутах следования, так и для экспедиторов, ведущих слежение за подвижным составом, перевозящим грузы», - считает Сергей Акимов, директор «АсстрА Урал» (дочерней компании международной транспортно-логистической группы AssspanA Associated spanaffic AG).

- Чтобы снизить издержки и повысить качество связи, мы ищем возможность применения комбинированной технологии, где используются и сотовая связь, и спутниковая, - приводит уральский пример директор по информационным технологиям компании «Лорри» (Екатеринбург) Олег Быстров. - В 2005 году наши специалисты выбрали BN-Global. В результате ее применения эффективность работы предприятия выросла. Достоверная и объективная информация о местонахождении транспортных средств и грузов в режиме реального времени позволяет оперативно управлять транспортом, повышать оборачиваемость при снижении продолжительности рейса. Она способствует ликвидации немотивированных простоев, предотвращению злоупотреблений и нецелевого использования автотранспорта, контролю пробега и документального свидетельства длительности простоя у заказчика, что позволяет аргументированно требовать соблюдения условий фрахта или оплаты неустоек.

- Использование технических средств, обеспечивающих работу в системах ГЛОНАСС/GPS, и их интегрирование в единое информационное пространство транспортного комплекса России кажется весьма сомнительной перспективой, во всяком случае, в ближайшее время, - поддерживает коллегу директор компании «ИнтерТрансАвто» (Екатеринбург) Александр Волик. - Отдельно взятые компании в рамках вступления России в ВТО могут предлагать подобный сервис, но о массовой практике говорить не приходится. Заказчиков, особенно на большие объемы грузоперевозок, по-прежнему в первую очередь интересует цена, а следовательно, себестоимость услуг.

Акимов, однако, подчеркивает: чтобы получить большее распространение на российском рынке, спутниковые навигационные системы должны стать доступнее по цене.

Широкое использование российскими транспортно-логистическими компаниями спутниковых навигационных систем начнется не ранее чем через три года, когда произойдет укрупнение рынка грузовых автоперевозок, при этом главным фактором конкуренции между автоперевозчиками станет не цена, а качество оказываемых услуг.

Евгений Богданов пытался подключить структурные подразделения своей компании к системе спутниковой связи, но расчеты показали, что окупаемость проекта при значительных вложениях слишком длительна. Первоначальные инвестиции составляют 50 тыс. евро, экономическая выгода от использования подобного оборудования может быть достигнута при парке более 50 автомобилей.

Однако подавляющее большинство российских транспортно-логистических компаний пока сосредоточены на выстраивании внутрикорпоративных информационных связей. Например, группа компаний AssspanA внедрила корпоративную информационную систему (КИС) на базе IBM Lotus Notes в 2000 году, и с тех пор, по признанию Сергея Акимова, ведется постоянная доработка модулей системы для обеспечения ее соответствия требованиям рынка:

Для внутреннего пользованияИспользование технических средств, обеспечивающих работу с помощью глобальных навигационных спутниковых систем, - только одно из ключевых направлений формирования единого информационного пространства транспортного комплекса России. В качестве других приоритетов чиновники Минтранса РФ называют создание общих информационных ресурсов органов управления, сервисов доступа к ним, юридически значимого электронного документооборота, а также формирование единой информационной среды, обеспечивающей эффективное взаимодействие составляющих транспортного комплекса.

В группе компаний Armadillo (Москва, действует в рамках альянса международных компаний GeoPost и YurtiЕi Kargo, специализирующихся на доставке экспресс-посылок) для информационного обеспечения транспортно-логистического процесса используется система на базе Oracle.

- В первую очередь мы запустили в эксплуатацию инструменты, используемые экспедиторами в ежедневной работе - блоки справочников и транспортных заказов. Чуть позже появились базы «Новости» и «Сотрудники» (представлены графии и контактная информация каждого из наших коллег). На базе Lotus Notes создана и встроенная корпоративная электронная почта. Затем КИС пополнилась базой «Дело», где хранятся внутренние документы AssspanA (отчеты, протоколы, приказы, планы, карты процессов и т.д.). Сейчас вся деятельность AssspanA отражается в единой системе, что позволяет оперативно находить все необходимые данные и успешно взаимодействовать нашим сотрудникам, работающим в десяти странах мира.

Транспортные компании также уделяют большое внимание развитию систем связи между филиалами. Директор компании «ТрансКом» (Екатеринбург) Денис Нейгебауэр отмечает:

- У нас создана сетевая инфраструктура, состоящая из телекоммуникационных каналов, которые обеспечивают передачу данных, в том числе голосовых, - рассказала директор по информационным технологиям Armadillo Елена Шадрина. - Составляющими элементами этой инфраструктуры являются сетевое, серверное, каналообразующее оборудование, телефонная сеть по технологии компании Avaya, каналы VPN (компания Cisco), основные и резервные каналы связи. Если говорить о перспективах, мы близки к завершению построения программно-аппаратного центра обработки данных, который обеспечит непрерывность предоставления информационной составляющей транспортно-логистических услуг в условиях кризисных ситуаций.

По факсу прощеИнформационное взаимодействие между участниками рынка грузовых автоперевозок в России находится в зачаточном состоянии и представлено всего несколькими транспортными порталами. «В их работе есть определенные недостатки, но конкуренция между порталами очень низкая, поэтому довольствуемся тем, что имеем, - сетует Евгений Богданов. - Сейчас порталы выполняют функцию упрощения стыковки участников рынка между собой. Это прообраз некой виртуальной “ярмарки”, куда приходят, чтобы найти необходимые услуги или товары. Также подобные порталы предоставляют новости, справочники компаний, публикуют рейтинги надежности. Но сами участники рынка не готовы к методичному и полному переходу к работе в таких порталах. Уровень использования потребителями современных информационных систем недостаточно высок. Пока всем удобнее взять телефон, позвонить, согласовать, принять по факсу документы».

- Для наилучшего взаимодействия между нашими представительствами установлено сетевое соединение через интернет. Теперь каждый сотрудник предоставляет данные о местонахождении транспорта, и мы имеем полную картину - на каком этапе доставка, в каком из населенных пунктов сколько автотранспорта. Это способствует максимальному использованию подвижного состава и позволяет наиболее оперативно реагировать на пожелания клиентов. Планируется размещение карты на сайте компании, где в режиме реального времени наши клиенты смогут отслеживать движение грузов.

В то же время участники рынка отмечают, что формирование единого информационного пространства на Урале уже началось. В частности, функционирует транспортная интернет-биржа www.loginvest.ru. Она предусматривает возможность заключения договора в режиме он-лайн благодаря функции электронной подписи авторизированных пользователей, имеющей законную юридическую силу. Это качественно отличает ее от всех других продуктов на рынке.

Александр Волик объясняет, почему функционирование специальных платформ в интернете пока не эффективно: «Грузоперевозки автотранспортом подвержены высоким рискам, решение о сотрудничестве здесь не может быть принято в короткие сроки. Необходимо собрать информацию о контрагенте, его деловой репутации, наличии страхового покрытия, проверить и проанализировать полученные данные, согласовать договорные условия сотрудничества. К тому же для обеспечения страхового покрытия необходимо иметь оригинал договора».

Денис Нейгебауэр также считает, что охрана интеллектуальной собственности не имеет специфики в транспортной отрасли. Помимо технических средств он предлагает использовать и организационные, в частности разграничение уровня доступа к информации сотрудников компании: «В нашей компании на испытательном сроке сотрудник не получает доступ ко всей информации, тем более к той, что составляет коммерческую тайну. Кроме того, служба безопасности проводит ряд мероприятий, направленных на выявление ненадежных сотрудников и партнеров».

Универсальная защитаСоздание корпоративных информационных сетей транспортно-логистических компаний и формирование единого информационного пространства транспортного комплекса России неизбежно поднимает вопрос обеспечения защиты информации. «Меры без­опасности применимы здесь самые универсальные, - считает Сергей Акимов. - Это в частности внедрение и поддержка инфраструктуры открытых ключей, инструментов криптографической защиты, систем идентификации и аутентификации, средств защиты от несанкционированного доступа к рабочим станциям и антивирусной защиты, сохранения информации в режимных помещениях».

Российские транспортно-логистические компании пока только формируют системы оперативного и качественного информационного взаимодействия своих структурных звеньев. Настоящим рывком на этом пути должно стать подключение к глобальным спутниковым навигационным системам. Но произойдет это тогда, когда потребитель поставит качество доставки грузов выше стоимости услуг. Ускорит процесс создание отечественной навигационной системы ГЛОНАСС, но ее использование должно стать дешевле зарубежных аналогов.

Участники рынка подчеркивают необходимость объединения усилий компаний и создания общенациональной ассоциации защиты информации в транспортной отрасли.

Глобальные спутниковые навигационные системы

Дополнительные материалы:

Система NAVSTAR (США) состоит из космической группировки спутников, находящейся на круговых орбитах, и наземных станций наблюдения. Чтобы узнать местоположение, GPS-приемник должен принимать данные с трех спутников, для определения высоты над уровнем моря необходимо уже четыре. В состав NAVSTAR входят 24 спутника, вращающихся на шести различных орбитах, которые расположены под углом 60° друг к другу.

GPS

Развертывание отечественной системы ГЛОНАСС осуществляется по Федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система», рассчитанной на период 2001 - 2010 годов. В соответствии с ней создаются навигационные спутники двух новых серий «Глонасс-М» и «Глонасс-К». Для бесперебойной работы навигационной системы необходимо минимум 18 спутников на орбите, что будет достигнуто к 2008 - 2009 годам. Оптимальная комплектация с учетом резерва - 24 аппарата (к 2010 году). При этом точность определения местоположения пользователей системы достигнет 1 - 5 метров, как у GPS.

ГЛОНАСС

состоит из спутниковых абонентских терминалов и оборудования рабочего места диспетчера. Определение местоположения автомобиля происходит с помощью спутниковой навигационной системы GPS, передача в диспетчерский центр - через спутниковую систему Inmarsat.

BN-Global


Рост на фоне паденияНа территории Тюменской, Свердловской, Челябинской,Оренбургской, Курганской областей, Пермского края, Башкортостанаи Удмуртии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкогоавтономных округов, по данным Банка России на 1 января 2006 года,эмитировано в общей сложности 8 282 500 карт. Это на 2 миллиона (32,9%)больше, чем год назад. При этом совокупная эмиссия в Тюменской области,ХМАО и ЯНАО (статистику по ним Банк России обнародует единой строкой)перешагнула очередной миллионный рубеж: 2 138 966 карт; первый миллионэта территория «разменяла» три года назад. К компании миллионеров,в которую уже два года входит Свердловская область и год - Челябинская,по итогам 2005-го присоединился Башкортостан: здесь выпущено1 087 737 карт.

Завершившийся 2005 год сталдля регионального рынка банковского пластика знаковым. Рынок отметилпервый полноценный юбилей - десятилетие. Именно в 1995 году на Уралеразвернулась массовая эмиссия, хотя точечное распространение картв регионе началось двумя-тремягодами раньше. Достигнув существенных количественных и качественныхпоказателей в сегменте, региональное банковское сообщество заслужилоправо на получение «аттестата зрелости». Однако, несмотряна существенный рост абсолютных показателей, доля регионального рынкав общероссийской эмиссии сокращается. Главным итогом 2005 года сталазначительная концентрация пластика в федеральном центре. Статистическиепоказатели с учетом и без учета Москвы различаются кардинально.

Резко возросшая скорость концентрации пластикав федеральном центре - пожалуй, самый впечатляющий результат развитияотечественного рынка банковских платежных карт в 2005 году. Доля карт,выпущенных на территории Москвы и Московской области, увеличиласьна 9,2% и составила 41,4% национальной эмиссии. До сих пор стольвысоких относительных показателей столичный регион не имел. В последниенесколько лет его доля стабильно увеличивалась «лишь» на 4% в год. Так,на 1 января 2003 года она составляла 24%, на 1 января 2004-го - 28%,на 1 января 2005-го - 32,2%. И хотя в абсолютных цифрах число картна московском локальном рынке ежегодно удваивалось, прошлогоднийдвукратный рост выглядит особенно внушительно: их количество вырослос 11,3 миллиона до 22, Судя по всему, в наступившем году столичныйрегион повторит прошлогодний успех и аккумулирует до половинынациональной эмиссии.

Однако на фоне уверенного роста абсолютных цифротносительные показатели уральского рынка год за годом снижаются.На долю указанных десяти субъектов РФ теперь приходится только 15,2%общероссийской эмиссии, насчитывающей 54 664 706 карт. Год назад долясоставляла 17,7%, два года - 19,8%. А по состоянию на 1 января2003 года региональная эмиссия достигала 25%.

В торгово-сервиснойсети (ТСС) зарегистрировано 6 587 245 операций на сумму 4,5 млрдрублей. Доля важнейшей функции пластика - безналичной оплаты товарови услуг - в общем объеме транзакций по итогам минувшего года составила13,2%. Конечно, это немного. Однако тенденция все-такиположительная: в 2002 году на долю таких операций приходилось 12,5%,а в 2004 году - 12,8%. Популяризации безналичных расчетовс использованием карт региональные финансисты уделяют особое внимание(см. «Банкиры о планах на 2006 год»).

Наличные против «безнала»В 2005 году по картам физических лиц в целомпо Большому Уралу зафиксировано 49 981 585 транзакций, большая частькоторых (43 394 340, или 86,8%) пришлась на снятие наличных. В общейсложности за год снято 160,7 млрд рублей. Таким образом, средняя суммаоперации составила 3703 рубля. Лидером в этом функциональном сегментестали Тюменская область, ХМАО и ЯНАО. Здесь осуществлено свыше 12,3 млнтранзакций (28,3% от общего количества операций по снятию наличныхв регионе), а средняя сумма существенно выше - 5294 рубля.

Понятно, что усредненные показатели по регионудостаточно условны. Но цифры получаются красноречивые. А на фонеобщероссийской, тем более - московской статистики они еще болеелюбопытны. Так, в среднем по стране на операции в ТСС приходится 16,8%.Если из федеральной статистики исключить данные по Москве и Московскойобласти, то цифра будет скромнее - 14,5%. Зато в столичном регионечетверть всех операций с картами (24,6%) - это как раз безналичныерасчеты за покупки. Таким образом, именно здесь наиболее успешновнедряется в жизнь системообразующая функция пластикового эквивалента«живых» денег.

Львиная доля операций в ТСС - 1 938 452,
или 29,4%- зарегистрирована в Башкортостане. Однако средняя сумма покупки,оплаченной по карте, сравнительно невелика - 244 рубля. Среднийпоказатель по региону - 683 рубля. В Свердловской области средний чексоставляет уже 816 рублей, а на тюменском севере - 1558 рублей.Впрочем, трактовать показатели по Башкирии можно по-разному.С одной стороны, сказывается разница в доходах. С другой - тот факт,что люди готовы оплачивать по карте небольшие повседневные покупки- лучшее доказательство того, что карточка реально работает,используется каждый день, а не только при «выходе в свет» за крупнымиприобретениями.

Рынок по принципу legoВ ситуации явно неравномерного распределения пластикамежду столицей и регионами по количеству, функциональности, а такжеобъему финансовых ресурсов сложно говорить о формировании единого«пластикового пространства» на территории Российской Федерации.

Впрочем, самые яркие показатели - не относительные(в процентах), а абсолютные - в рублях. Как выясняется, из 55 млрдрублей, оставленных в магазинах и на предприятиях сервиса владельцамипластиковых карт, 32,3 млрд рублей (58,7%) - доля Москвы. Без ее учетасредний по России чек «тянет» лишь на 808 рублей, а с учетом - ужена 1288 рублей. В отдельно взятой Москве средняя сумма покупкисоставляет - внимание! - 5589 рублей.

Тем временем отдельно взятый карточный продукт российского происхождения, независимо от системы-эмитента,идеально работает на одной территории, но не применим на соседней.Справедливости ради заметим, что в каждой области равноправносуществуют и эффективно работают карты всех систем - международных,российских и локальных: они «настроены» на местную специфику стараниямиместных же банков-эмитентов.

Вряд ли кто будет спорить сегодня с тем, чтоза прошедшие 10 лет участники регионального рынка банковского пластикасовершили революционный переворот не только в технологиях и сервисе,но и в сознании людей. Если бы в этой работе системно и последовательноучаствовало государство, результаты могли бы быть еще болеевпечатляющими. Но государство, изобретая все новые методы борьбыс пресловутыми «серыми» зарплатными схемами, все эти годы умудряетсяне замечать очевидное решение - банковскую платежную карту, операциипо которой не могут быть «неучтенкой». Затяжные разговоры о выработкегосударственной политики безналичных расчетов, формированиинациональной платежной системы, о консолидации рынка под госконтролемостаются разговорами. Федеральный рынок банковских карт как единоефункциональное пространство пока не сформирован. Он, подобно lego-конструктору,есть набор локальных рынков. Устав от «глобальной локализации»,несколько лет назад рынок начал стремительно консолидироваться подзападными брендами. И консолидировался: по итогам трех кварталов2005 года российская эмиссия карт системы VISA, по данным самойсистемы, превысила 22 миллиона. Более оперативных официальных данныхнет. Однако даже имеющиеся цифры показывают: у VISA уже более 40%рынка.

Созданная на год позже в Новосибирске и лидирующаяна рынке сейчас система «Золотая корона» исповедует принцип абсолютнойинформационной открытости и проводит эффективную маркетинговуюполитику. Но без поддержки государства противостоять экспансиимеждународных монополий невозможно. К 1 января 2006 года на долюкрупнейшей национальной платежной системы «Золотая корона» приходилось3,3 млн карт, но это только 6% от общего количества карт в России. Затов Челябинской области эмитировано около 0,5 млн «коронных» карт,которые опять же вполне успешно выполняют возложенные на них функциис учетом особенностей региона.

Так, платежная система «Union Card», ставшаяпервооткрывателем рынка в 1993 году и долго бывшая консолидирующеймежбанковской системой, на гребне успеха самоуспокоилась и пересталабороться за рынок. Как следствие - потеря позиций лидера, снижениемаркетинговой активности и информационная закрытость. Даже отмечаяюбилей в 2003 году, «Union Card» не стала раскрывать объемы эмиссии.Нет этих данных и сейчас. Но это не значит, что система неэффективна.В отдельно взятой Свердловской области карты именно этой системы естьу многих, они успешно работают как в банкоматах (в том числе дляпроведения различных платежей), так и в ТСС.

Главное теперь - наладить сотрудничество с другимиигроками рынка, найдя баланс между амбициями отдельно взятых банкови интересами государства. Хочется надеяться, что на этот разгосударство не будет наблюдать за происходящим со стороны, а приметнепосредственное участие в формировании национальной платежной системы:это отвечает его интересам.

Другая доминирующая на рынке отечественная система- «Сберкарт» - выпустила более 3 млн карт, которые благодаряразветвленной сети Сбербанка России более-менееравномерно охватывают большинство российских регионов. Достаточносказать, что карты выдаются в 1385 отделениях Сбербанка. Впрочем, даженесмотря на очевидную мощь Сбербанка, в одиночку сформировать платежнуюсистему действительно национального масштаба ему оказалось не под силу,а на сотрудничество с конкурентами до последнего времени он не шел.Однако ситуация обещает измениться. В октябре минувшего года президентСбербанка Андрей Казьмин объявил об открытииплатежной системы «Сберкарт» для сторонних банков. С этой цельюСбербанк России, Национальный резервный банк, Межрегиональныйинвестиционный банк, РГ-Лизинги компания BGS Smartcard Systems A.G. (Австрия) приняли решениеоб учреждении ЗАО «Сберкарта». Первый заместитель председателя БанкаРоссии Татьяна Парамонова заявила, что на основемикропроцессорных карт «Сбербанк» планируется создание общенациональнойроссийской платежной системы. Логика такого выбора очевидна: крупнейшийбанк страны, контролируемый государством, по определению имеет всенеобходимое для эффективной работы на рынке «пластика» в национальноммасштабе.

Банкиры о планах на 2006 год
Расширение инфраструктуры обслуживания, развитие эквайринга, развитие услуг приема платежей в пользу третьих лиц и т.д.


Дополнительные материалы:



Марина Никитина




- Банк Москвы - один из лидеров «карточного бизнеса»(выпущено около 5 млн карт), что свидетельствует об особом вниманиик развитию этого направления. К тому же руководители банка входятв международный совет платежной системы VISA. В 2006 году планируемособенное внимание уделять различным видам кредитования физических лицна базе пластиковых карт: это один из быстро растущих сегментов рынка.Для активизации использования и подъема привлекательности картрасширяем инфраструктуру обслуживания (сеть банкоматов) и развиваемэквайринг (прием пластиковых карт к оплате за товары и услуги).Мы стремимся сделать карту универсальным платежным инструментом. Каки государство, стараемся принять все меры для сокращения наличногоденежного оборота и развития «карточной» культуры.

Марина Никитина, начальник управления розничного бизнеса Екатеринбургского филиала Банка Москвы:



Павел Ефремов




- Одна из приоритетных для банка задач - получениестатуса принципиального участника в системе VISA Int.: объемы бизнесапо картам уже таковы, что необходимо работать с платежной системойнапрямую. Статус принципиального участника позволит «Северной казне»организовать прямое подключение процессингового центра к системе VISA,следовательно, увеличить надежность технологической схемы.

Павел Ефремов, начальник управления платежных технологий и процессинга банка «Северная казна» (Екатеринбург):

В этом году будем традиционно расширять сетьбанкоматов. Более половины закупаемых машин имеют функцию приеманаличных, на их базе планируем организовать автоматический пункт обменавалюты.

Для наших клиентов - активных интернет-пользователей реализуется программа расширения функционала управления картами и карт-счетами через систему интернет-банк. Планируем дать клиентам возможность оформлять через интернет-банк все операции и практически исключить необходимость посещения офисов. Также частью программы развития интернет-банкастал запуск технологии проведения операций оплаты картамиVISA и MasterCard в интернете по стандартам 3D-Security: эта технологиясущественно повышает безопасность расчетов.



Эдуард Куликов




- Одно из основных направлений нашей работы в 2006 году- развитие услуг приема платежей в пользу третьих лиц. Начат приемплатежей за услуги детских дошкольных учреждений, коммунальщиков,операторов связи, провайдеров цифрового телевидения. Это вызвалонеобходимость развития сети информационных киосков с платежнойфункцией, банкоматов с функцией приема наличных cash-in, точек самообслуживания. По планам на 2006 год банк планирует приобрести порядка 10 инфокиосков, 25 сash-in, организовать 40 точек самообслуживания.

Эдуард Куликов, начальник отдела развития управления банковских карт ОАО Ханты-Мансийский банк (Ханты-Мансийск):

Появился спрос на услуги, связанные с возможностьюклиентов дистанционно управлять банковскими счетами и получатьдополнительную информацию о продуктах. Для удобства клиентов приняторешение о внедрении в первом полугодии интернет-банкинга.Ввиду активного развития и востребования услуги потребительскогокредитования на март - апрель намечена эмиссия кредитных картMasterCard Elecspanonic.

Другое важное направление - работа с картами EMV-технологий. Закуплено порядка 150 тыс. чиповых карт, а в первом полугодии будет завершена EMV-сертификация по эмиссии, POS- и ATM-эквайрингу в системах MasterCard и VISA. Планируется внедрение эквайринга по картам American Express.



Владимир Вацурин




- Уже несколько лет подряд Челябинвестбанк занимаетлидирующие позиции в России по эмиссии карт «Золотая корона»:к 1 января 2006 года их выпущено 460 тысяч. Кроме того, банк эмитирует ко-брендинговую «MasterCard - Золотая корона», Социальную карту челябинца с контактно-бесконтактныминтерфейсом, VISA и Diners Club. По достижении значительного объемаэмиссии в 2006 году банк будет ориентировать деятельностьна формирование у владельцев карт навыков использования их не толькопри получении наличных денег. Во-первых, будем и дальше развивать услуги, связанные с дистанционным управлением карточным счетом. Во-вторых,продолжим реализацию начатого в 2005 году первого проекта технологиилояльности для торговых и сервисных предприятий на базе пластиковыхкарт - выпуска подарочных карт. В преддверии праздников решениемвопроса о подарке часто становится приобретение специальной подарочнойкарты того магазина, товары которого могут заинтересовать получателяподарка. Используя такую карту, можно совершить покупку только в томмагазине или сети магазинов, где ее приобрели. Таким образом, магазинполучает не только гарантированную покупку, но и лояльного клиента.По такой технологии банк работает с несколькими торговыми предприятиямиЧелябинска.

Владимир Вацурин, заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк» (Челябинск):

Подготовил Олег Власов

Готовится к запуску еще один проект - бонусные карты.Преимущество этой схемы в том, что клиент возвращаетсяна то предприятие, на бонусной карте которого есть деньги на покупку.



Главная страница / Формирование