Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Анализ цен на металлопрокат в свердловской области

За каждымуровнем (федеральным, региональным, муниципальным) расходныеобязательства и доходные источники для их исполнения закрепляютсяне на год, как обычно, а постоянно. Для этого создана соответствующаязаконодательная база: вступили в силу изменения в федеральные законы«Об общих принципах организации законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципахорганизации местного самоуправления», подготовлены поправки в Налоговыйи Бюджетный кодексы. Кроме того, предполагается пересмотреть системуконтроля и учета эффективности государственных расходов. Для этогопринята Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004 -2006 годах. Задача амбициозна - воспитать ответственных администраторов-распорядителей бюджетных средств на всех ступенях исполнительной власти. В переводе на рыночный язык: сделать из чиновника-бухгалтера финансового директора.

Правительство Россииприступило к реализации новой реформы - бюджетной системы. Этоне очередное изменение политики в сфере бюджета или техникиперераспределения налогов, а именно кардинальный пересмотр системыобязанностей и полномочий различных уровней исполнительной власти.

-Наша бюджетная система находится в постоянном состоянии дисбаланса.Взять хотя бы такое явление, как нефинансирование федеральных мандатов,когда расходные обязательства у регионов есть, а денег под них нет.Другая тенденция - при формально высокой централизации финансов на деленаблюдается автономия в распоряжении бюджетными средствами. При этомотчетность и исполнение на уровне регионов и муниципалитетов всегдавызывали много вопросов. Нынешняя реформа нацелена на введение жесткихограничений для всех участников бюджетного процесса. Сводится этобанально к тому, что излишки заработанных средств не изымаются,но и возникшие «недочеты» из бюджета вышестоящего уровня не возмещаются.

По мнению директора Института реформирования общественных финансов (Москва) Владимира Климанова, потребность в реформе в России действительно назрела:

Казна в расчете Наиболеепроработанным считается макроуровень: бюджеты на 2005 год регионыформировали уже по новому законодательству, исходя из закрепленныхна постоянной основе за каждым уровнем власти доходных и расходныхобязательств. «Для меня это уже седьмой бюджет, и каждый годпредставители территорий ставят один и тот же вопрос: закрепитеисточники, хотя бы года на три, чтобы можно было планировать», -приветствует новый подход заместитель председателя палатыпредставителей Законодательного собрания Свердловской области Владимир Никитин. Его поддерживает депутат Свердловской областной думы Борис Чойнзонов:«Федеральный центр предлагает реальное решение проблем. Всем надоелослышать упреки, кто у кого больше денег забрал, кто кому должен. Потомучеткое разграничение полномочий по различным уровням бюджетной системы,ответственность распорядителей, проведение денег через федеральноеказначейство, постоянный мониторинг расходов - это путь, которыйпоможет навести порядок в этой сфере».

Реализацияреформы идет на трех уровнях. Первый (макро) касается межбюджетныхотношений, второй (мезо) - собственно бюджетного процесса, третий(микро) - сети бюджетных учреждений. Стадия готовности уровнейк реформированию разная. Например, реорганизацию сети бюджетныхучреждений пока лишь обсуждают эксперты. Следствием ее, возможно,станут новые организационные формы - муниципальные организации,некоммерческие, административные учреждения.

Довольны не все. Так, по мнению главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого,допускается огромная ошибка: «У муниципалитетов забираются доходныеисточники, собираемые относительно просто, а местным властям отдаютсяналоги, по которым крайне сложно обеспечить сбор. Не получается сборналога на вмененный доход - на муниципалитеты его! Хорошо получаетсяподоходный налог - отобрать!». Региональные лидеры по старинке пытаютсякритикой добиться, на их взгляд, справедливости. Однако сегодня этиметоды уже не срабатывают: нравится закон или нет, его надо исполнять.

Доходныеи расходные обязательства поделили так. Правительство России решило,что охрана гидрообъектов - задача федерального масштаба, поэтому весьобъем водного налога будет зачисляться в федеральный бюджет:из Свердловской области уходят 174 млн рублей. От муниципалитетовв субъекты федерации переданы обязательства финансирования школ,профтехобразования, здравоохранения, социальной поддержки большойкатегории граждан. Соответственно в регион перейдет часть доходовмуниципалитетов, в частности поступления в полном объемеот налогообложения по упрощенной схеме. Кроме того, от местных бюджетовв пользу региональных перераспределяется 10% собираемого в регионеналога на доходы физических лиц, таким образом, в городах и районахостается не 50%, как раньше, а 40% этого налога. Местным бюджетам дляисполнения расходных полномочий от субъекта федерации перешли полностьюдва налога - на вмененный доход и земельный.

Разделяй и наделяй Основнуюдолю региональных бюджетов составляет налог на доходы физических лици налог на прибыль. Возможностей напрямую влиять на собираемостьпервого у властей немного, разве что заставлять налогоплательщиковвыводить зарплаты «из тени». При сборе второго административныхресурсов можно задействовать больше, по крайней мере, в отношениисистемообразующих предприятий региона.

Существенноменяется и подход к формированию расходов. Правительство планируетреализовать идею повышения ответственности администраторов черезпредоставление регионам большей самостоятельности в некоторых вопросах.Субъект федерации сам устанавливает сроки и темпы увеличения расходов,например, решает, повышать заработную плату работникам бюджетной сферы,находящимся в его ведении, или нет. Так, Тюменская область в 2005 годузакладывает средства, позволяющие увеличить зарплату на 36%,Челябинская и Удмуртия - на 20%, а вот Свердловская область источниковпока не нашла. Правда, председатель правительства Алексей Воробьев пообещалдепутатам вернуться к этому вопросу во втором полугодии 2005 года,когда будет ясно, как работает промышленный сектор и собираются налоги.

Крометого, «центр» забрал себе 95% налога на добычу полезных ископаемых, чтоотразилось на бюджетном процессе самых богатых территорий Урала:Башкирия, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа сверстали бюджеты на 2005 год с дефицитом.

Прогнозы собираемости налога на прибыль в 2005 году, однако, весьма противоречивы. Например, в первоначальном проекте бюджета-2005Свердловской области объем поступлений оценивался только в 11,3 млрдрублей, тогда как по итогам 2004 года власти намерены получить 11,5млрд рублей. «Странно, что мы планируем поступление налога на прибыльменьше, чем в 2004 году», - считает Борис Чойнзонов. В итоге бурныхдебатов депутатам удалось убедить правительство увеличить цифруна 600 млн рублей. Такой разброс связан с двумя факторами. С однойстороны, прогнозируется рост объемов производства предприятий,а значит, прибыли и налогооблагаемой базы. Но с другой -консолидированные бюджеты регионов теряют в 2005 году 1,5% ставки этогоналога. В 2004 году 2% налога на прибыль шли в муниципалитеты. Теперьони совсем лишаются этого источника дохода: 1,5% уходит в «центр»,0,5% - в субъект федерации. В итоге в распоряжении региона остается17,5% вместо 19% ставки налога на прибыль из общих 24%. Правительствообъясняет эту меру уже не разграничением полномочий, а необходимостьюпокрыть дефицит Пенсионного Фонда России из-за снижения в 2005 году единого социального налога. Свердловская область потеряет на этом почти миллиард рублей.

Именнотакой подход тревожит предпринимателей. 2005 год - переходный:за соответствующими уровнями власти только закреплены налоги.С 2006 года источники, которые в стопроцентном объеме зачисляютсяв соответствующий бюджет, будут этим бюджетом и регулироваться. Однакоблагое намерение не только наделить чиновников правами, но заставитьнести ответственность на деле может обернуться банальным ужесточениемналогового бремени. Малый бизнес в небольших городах и районахСвердловской области знает, что это такое: завышенные ставки налогана вмененный доход, которые утвердило областное Законодательноесобрание на 2004 год, многих привели к разорению. «Мы опасаемся, чтопримеру областного правительства в будущем могут последоватьи муниципальные образования. Их никто не будет контролировать и онисмогут „обжать“ нас со всех сторон», - говорит председательНовоуральской ассоциации среднего и малого бизнеса (Свердловскаяобласть) Валерий Ефимов.

Дефицитрегиональных бюджетов - тоже следствие реформы, причем одно из самыхболезненных. Возмещать потери в регионах предполагается старымииспытанными способами: кто-то сократит расходы, кто-то прибегнет к заимствованиям на фондовом рынке, а кто-то«надавит» на региональный бизнес. «Предприятия должны работатьэффективнее, и на рубль затрат давать больше прибыли. Повышениемэффективности производства, ростом его объемов будем закрыватьвыпадающие доходы», - говорит министр экономики и труда Свердловскойобласти Галина Ковалева.«Муниципальные образования тоже будут заинтересованы в повышениисобираемости, очевидно, особое внимание будет уделено усилению мерадминистрирования наиболее важных налогов», - прогнозирует заместительпредседателя комитета Свердловской областной думы по вопросамзаконодательства Галина Артемьева.

Задача заключаетсяв том, чтобы перейти от управления затратами к управлению результатами.В мировой практике широко используется метод бюджетирования,ориентированного на результат (БОР). Его идеология схожа с болеезнакомым нам еще по плановой экономике программно-целевымметодом управления финансовыми ресурсами. Чиновникам нужно будетучиться составлять бюджет не только на базе данных его фактическогоисполнения за предыдущий год, но и представлять, какие задачи нужнорешить каждому подразделению, министерству, ведомству, какой уровенькачества бюджетной услуги следует обеспечить для граждан. Для этоговводится механизм среднесрочного (на три года) планирования жизнистраны и региона.

Ориентир на результат Покана уровне региона идея «ответственности администраторов» воспринимаетсяисключительно как задача увеличения сбора налогов. Между тем авторыреформы закладывали несколько иной смысл: они хотели изменить подходчиновников к расходованию казенных денег. Заменить выпадающие доходыможно не только через увеличение доходов, но и с помощью болееэффективного планирования затрат и рационального использованияобщественных финансовых ресурсов. Собственно, для этого и задуманареформа бюджетного процесса.

Бюджетныезаявки на 2005 год принимались от министерств и ведомств в новомформате: в течение прошлого года специальная комиссия под руководством вице-премьера Александра Жукова собираладоклады руководителей соответствующих подразделений, в которыхчиновники пытались обосновать их необходимость и полезность. «Этидоклады показали, что министерства и ведомства не всегда до концапонимают суть принципа бюджетирования, ориентированного на результат,когда необходимо привязать результаты финансирования к результатамдеятельности того или иного ведомства. Доклады выявили и много проблем:дублирование функций, отсутствие результатов деятельности», - говоритВладимир Климанов.

Проблема, однако, в том, чтооднозначного толкования этого аспекта реформы ни у чиновников,ни у депутатов, ни даже у экспертов до сих пор нет. Илья Трунин,заведующий лабораторией проблем фискального федерализмаи субнациональных финансов Института экономики переходного периодана сайте оpec.ru предостерегает: «Задачей гос-управленияявляется в общем случае не повышение ВВП (за что всю ответственностьможно свалить на Минэкономразвития), а оказание государственных услуг,где косвенным образом экономический рост может являться результатом,если это необходимо для повышения качества жизни и для достижениядругих целей. Поэтому превращение этой системы в тот вариант, когдау нас есть набор хороших поводов для снятия министра, руководителяагентства или для того, чтобы не дать денег, совсем не являетсябюджетированием, ориентированным на результат».

Безусловно,реорганизация бюджетной системы - процесс не локальный. Он во многомсвязан с ходом административной реформы, реформы бюджетного учета,местного самоуправления, развитием казначейского исполнения бюджета.Идут реформы разными темпами и связи между ними непрозрачны.Международный опыт внедрения БОР, например в США, показывает, что этотпроцесс занимает десятилетия. Правительство России форсирует события,по максимуму используя благоприятную экономическую конъюнктуру,связанную с высоким уровнем мировых цен на энергоносители: в такихусловиях экспериментировать проще.

Правительство России планируетв 2005 году провести эксперименты внедрения БОР на некоторыхтерриториях. Поэтому понятие «ориентированность на результат» каждыйтолкует по-своему.Борис Чойнзонов: «В проекте областного бюджета на 2005 год нет акцентовна том, каких прорывов мы собираемся достичь в сфере бюджетногопроектирования и управления. Например, если сейчас вложить деньгив строительство метрополитена и развитие кольцевых дорог вокругЕкатеринбурга, то в будущем это повысит инвестиционнуюпривлекательность города, а если мы вкладываемся в газификацию области,то через некоторое время это приведет к сокращению бюджетных расходовна обеспечение населения энергоносителями». Получается, что уровеньделегированных регионам обязанностей, прав, ответственности уже новый,а метод управления финансами и, главное, менталитет исполнителейна местах, - еще старые. Причина банальна: сверху ведь не спрашивают.

Дополнительные материалы:

Реформав бюджетной сфере пойдет, может быть, еще сложнее, чем другие: слишкоммного здесь задействовано интересов. Поэтому чем раньше региональныеэлиты приступят к изучению и внедрению на практике новых методов,не дожидаясь указания сверху, тем быстрее они адаптируются, сгладятвозможные негативные факторы и в конечном итоге повысят качество жизнина территориях. Тем более что теперь именно с них, лидеров регионов,будут спрашивать за ошибки, неточности прогнозов и невыполненныеобязательства. Возможности кивать на несправедливый центр больше нет.Значит, инициатива как минимум не наказуема.

Перейтик новой технологии формирования и исполнения бюджетов без созданиясистем информационной поддержки управленческих решений невозможно.Внедрение таких систем - тоже часть реформы. И процесс уже идет:финансовые органы давно увидели в этом потребность. «Насколькокачественно составлен бюджет, настолько качественно он исполняется,меньше вносится изменений, корректировок. Поэтому мы пришли к мнению,что если уж появляются какие-то средства, то лучшенаправить их на приобретение новых технологий», - говорит начальникотдела автоматизации финансовых расчетов финансового управленияКурганской области Петр Машников.

Постоянная переменная
Финансисты в регионах готовы к грядущей реорганизации только морально.



Нэлли Грин


Министерство финансов Свердловской области ещев 2002 году поставило перед екатеринбургской компанией «Центринформационных финансовых технологий» задачу: найти техническое решениедля многовариантного составления проекта бюджета, как того требуютзаконодательные органы власти. Разработанный в итоге продукт получилназвание САПФИР, бюджет области уже дважды (в 2003 и 2004 годах)верстался с его использованием. Какие требования предъявляют финансовыеорганы к разработчикам автоматизированных систем, готовы ли чиновникина местах применять новые подходы к организации бюджетного процесса,рассказывает начальник отдела бизнес-анализа и внедрения Центра Нэлли Грин.

- Это сложный вопрос. С одной стороны, потребностьв реформировании действительно назрела. С другой - люди уже привыклик тому, что в этой сфере постоянно что-тосовершенствуется, они говорят: «У нас самое постоянное - этоизменения». Поэтому специалисты воспринимают реформу не какпринципиально иной процесс, а как очередное новшество.

- Нэлли Михайловна, по роду деятельности вамприходится взаимодействовать со специалистами бюджетной сферы разныхуровней. Готовы ли региональные структуры власти к реализациинамеченных реформой мероприятий?

- Реформа, которая идет сейчас, встраивается в системуобщегосударственных перемен - реформу местного самоуправления,управления регионами, перераспределения расходных полномочий и доходныхисточников. Но сама реформа бюджетного процесса вторична по отношениюк этим переменам. Главное - не то, как будет описан бюджетный процесс,а какими будут отношения между уровнями власти, как деньги будутзарабатываться и делиться.

- И чем оно отличается от предыдущих?

- Я думаю, еще никто не понимает, как точно это будетвыглядеть. В бюджетной сфере результаты оценить сложно. Реформа состоитиз нескольких элементов, изменение законодательства - один из них.Но нужно еще провести реформы мотиваций и управления персоналом,информационного обеспечения, нужно научиться формулировать задачи.Например, определиться с тем, что такое услуги в бюджетной сфере, каких планировать и учитывать. А это весьма непросто. Не зря в Концепцииэта позиция не сформулирована четко, дано лишь указание на усилениеиспользования программно-целевых подходов. То естьобозначена некая дорога, по которой нужно идти. На федеральноми региональном уровнях создается немало целевых программ, и на данномэтапе с ними можно работать, в том числе и в системе автоматизациипланирования. Это еще не бюджетирование по результатам, но уже некийпуть. Я думаю, этот подход будет активно развиваться. Остальное - покана уровне экспериментов.

- Одна из целей реформыбюджетного процесса - научить чиновников мыслить не категориямиуправления затратами, а считать результаты. Как можно посчитатьэкономический эффект в сфере исполнения бюджета?

- А вот среднесрочное планирование будет использоватьсяв большей мере, чем сейчас. И специалисты уже настраиваются на это.К нам из министерства финансов пришел запрос, можно ли настроить нашСАПФИР на подготовку плана более чем на год. Значит, есть необходимостьэту технологию использовать, за этот участок, видимо, будут сверхуспрашивать более серьезно. И здесь реально что-то сделать только в условиях информационной системы, обеспечивающей многовариантные (многосценарные) расчеты.

- А среднесрочное планирование?

- Главный вопрос в том, как определить сценарииразвития. Нужно понять, какая будет динамика, угадать ее хотя бы на тригода и учесть во всех рекомендациях: предлагаемые методики расчета,стандарты исходят из того, что закономерности развития сохраняютсяв течение трех лет. Не должно быть резких изломов. Но мы в такойобстановке живем, когда ничего гарантировать нельзя. Поэтому построитьплан можно, вопрос в том, насколько он реален и как его выполнить.

- В чем сложность составления среднесрочных планов?

- Кассовое исполнение бюджета федеральнымказначейством - это прежде всего усиление механизма централизациифинансовых потоков. Право распоряжаться ресурсами остаетсяза определенным уровнем власти, но техническое проведение операцийберет на себя система федерального казначейства. Наверное, в этой идеедействительно есть смысл, централизация денежных потоков нужна. Но этоочень трудоемкий процесс, требующий больших финансовыхи интеллектуальных вложений.

- Предполагается, что качество бюджета повысится с переходом на казначейское исполнение. Это так?

Таблица Изменение нормативов отчислений (%) федеральных налогов

Подготовила Ирина Перечнева


По данным «Э-У», новые миноритарии предприятий Прикамья действуют в интересах экспрезидента СИБУРа Дмитрия Мазепина. Ему уже принадлежат 60% акций крупнейшего в России производителя минеральных удобрений ОАО «КировоЧепецкий химкомбинат» (КЧХК), 35% акций волгоградского ОАО «Химпром» и 50,8% акций пермского ОАО «Галоген». Как ранее говорил гн Мазепин, на базе КЧХК и «Галогена» он строит холдинг по выпуску полимеров. Поэтому подразделение минудобрений КЧХК для экспрезидента СИБУРа не ключевое: 1 июля 2005 года оно было выведено в отдельную компанию. Вкупе с березниковским «Азотом» и пермскими «Минудобрениями» может получиться сильный минеральнохимический блок.

Офшорные компании Bonesco Commerce Lspan и Oakledge Investing Lspan на прошлой неделе уведомили руководство ОАО «Минеральные удобрения» (Пермь) и ОАО «Азот» (Березники, Пермская область) о том, что приобрели 30% и 25% акций предприятий соответственно. Ранее акции принадлежали агрохимической корпорации «Азот» и находились под залогом у ОАО Банк «Петрокоммерц» (Москва). Суммы сделок не разглашаются.

Азотные активы - серьезный аргумент в споре Мазепина и Газпрома, интересы которых столкнулись еще в 2004 году. Тогда фирма экспрезидента СИБУРа выиграла у газового монополиста аукцион по продаже госпакета акций КЧХК. Чуть позже структуры Газпрома уведомили комбинат о сокращении в 2005 году поставок газа по гостарифам. На КЧХК уверены: таким образом Газпром вынуждал Мазепина уступить акции предприятия. В июне этого года КЧХК удалось договориться с Газпромом о возобновлении поставок газа. Но точка в конфликте не поставлена: прогнозируется, что Газпром будет и дальше воевать за КЧХК.

В этих активах чрезвычайно заинтересован Газпром. В свое время концерн потерял контроль над агрохимической корпорацией «Азот» и до последнего времени пытался его вернуть. На рынке не исключают: Дмитрий Мазепин выкупил у «Азота» его акции и акции «Минеральных удобрений», чтобы в будущем перепродать их Газпрому.



Беда к беде За 2005 год товарооборот металлоторговых компаний,предоставивших данные для составления рейтинга, вырос на 29%.Но динамика падает: в 2004 году прирост товарооборота компаний достигал60%. При этом продажи в тоннаже оба года росли одинаково, по 13%.

Год 2005-й стал вторым годомснижения темпов прироста промышленного производства в России: 2003-й- 7%, 2004-й - 6,1%, прошлый - 4%. Индекс производства в чернойметаллургии за три квартала 2005-го составил всего 0,2%. Производствостали выросло на 0,8% (в 2004 году - плюс 4,4%). Динамика жилищногостроительства упала вдвое, до 6,3%. Наиболее существенно снижениев машиностроении: если за 10 месяцев 2004 года прирост составил 19,7%,то за аналогичный период 2005-го - 5%. Черная металлургия (дальнейшаяпереработка), машиностроение и строительство - основные потребителиметаллопроката. Торговля металлопрокатом, естественно, началареагировать снижением объемов производства услуг, ожесточениемконкуренции, структурной перестройкой и усилениемклиентоориентированности.

К общему ухудшению конъюнктуры на рынке металлопрокатав 2005 году добавился еще один негативный для независимыхметаллоторговцев фактор - выход сбытовых структур производителей(ЕвразХолдинга, Северстали, ММК, «Мечела») на рынок складской торговлии появление крупных инорегиональных конкурентов (пример - Челябинскаяметаллургическая компания московского трейдера «Комтех»).

Основная причина падения - колебания цен на продукциючерной металлургии на мировом рынке (прокат черных металлов в продажахуральских металлотрейдеров составляет около 98%). В 2004-мпроизводители, отвечая на благоприятную внешнеторговую конъюнктуру,увеличивали объемы экспорта. Это вызвало на внутреннем рынке дефицитметалла и повышение цен на него. В 2005 году рост мировых цен на прокатчерных металлов замедлился: сказалось перепроизводство. Все участникирынка отметили неизменность или падение цен (в зависимости от товарнойпозиции).

Когда заканчивается везениеУхудшение условий работы заставляет металлотрейдеровискать способы сохранения рыночных позиций. По словам игроков, средниепо масштабу компании объединяются во временные пулы для получениялучших условий при покупке металлопроката у производителей. Естьи пример поглощения: в октябре 2005 года таганрогский трейдер ИНПРОМприобрел металлотрейдера из Москвы
«Металлосервисные центры». Тенденция к слияниям и поглощениям будет усиливаться.

Аффилированные с заводами структуры пользуются«эксклюзивными» условиями поставок продукции определенныхассортиментных групп, могут предоставлять покупателям более выгодныеценовые условия и обеспечены финансовой поддержкой металлургическихпредприятий. «ЕвразМеталл-Урал»,вышедший на рынок складской торговли в январе 2005-го, уже по итогамгода держал 9% совокупного объема продаж сортового проката компаний-участницрейтинга. В марте текущего года на рынке появился еще один крупныйигрок: группа ЧТПЗ объявила об объединении сбытовых компаний - МеТриСи «Тирус». Генеральный директор ЗАО ТД «Уралтрубосталь» (торгового домаГруппы ЧТПЗ) Павел Пелюгин: «Цель объединения- увеличение объемов сбыта за счет выстраивания эффективной цепочкипродвижения, укрепления позиций и расширения присутствияна региональных рынках. Кроме того, мы сможем минимизироватьуправленческие затраты, затраты на продвижение продукции, улучшитьлогистику поставок. В 2005 году МеТриС и “Тирус” реализовали 455 тыс.тонн продукции на общую сумму 9,4 млрд рублей. Таким образом,объединенная сеть займет на рынке складской металлоторговли 14% рынкатрубной продукции».

Верный способ как минимум сохранить позиции на рынке - быть ближе к клиенту. Общая сеть филиалов компаний-участницрейтинга за год увеличилась на 10%, число складов - на 12%. Подавляющеебольшинство компаний местные, их интересы лежат в пределах региона:на Урал приходится почти половина совокупной филиальной сети. Темпырасширения этой половины еще выше: 30% по филиалам и 49% по складам.

В качестве конкурентного преимущества или направленияразвития практически все компании, ответившие на наши вопросы, назвалиширокий ассортимент товарных позиций. К примеру, РЭИЛ-
Комплектначал заниматься продажей проката из нержавеющих и спецсталей,появились продажи метизов у Стройтехцентра и ПРОМКО. Некоторыестремятся предлагать уникальную продукцию, организовывать собственноепроизводство, чтобы снять зависимость от производителей металлопроката(см. «Умей вертеться»).

Наиболее распространенные дополнительные сервисы- формирование сборных заказов (состоящих из разных товарных групп),товарное кредитование, первичная обработка металлопроката и доставкаего автотранспортом. Эти услуги оказывают практически все компаниирейтинга. Кроме того, у большинства компаний металлобаза работаетв выходные и праздничные дни, а бэк-офиснаходится на металлобазе, что ускоряет оформление документации.По оценке участников рейтинга, наиболее сильное влияниена конкурентоспособность металлотрейдера оказывает возможностьформирования сборных заказов и кредитование клиентов. Развитию этихосновных направлений металлоторговцы и собираются уделять внимание.

Дополнительный сервис пока существенно меньше влияетна положение металлотрейдера на рынке, чем ассортимент, уровень цени география сети филиалов. Тем не менее логика развития большинстварынков диктует диверсификацию и индивидуализацию услуг.

Обозримая перспектива Металлотрейдеры ожидают, что в текущем году объемыпродаж металлопроката в натуральном выражении не изменятся.Но рентабельность по сортовому и листовому прокату будет меньше из-за снижения цен. Цены на прокат цветных металлов и нержавеющий прокат сохранят стабильность.

Кроме того, компании вводят такие сервисы, каккредитование физических лиц («Квин»), бесплатная доставка товарав черте Екатеринбурга («Континенталь»), производство металлоконструкций(ТД «Ликосстальпром») и арматурных каркасов (СПК). Реже используетсяорганизация интернет-магазинов. Впрочем, усиление клиентоориентированности трейдеров в конце концов приведет к развитию металлоторговли в интернете.

Дополнительные материалы:

На рынке, возможно, появятся новые серьезные конкуренты. Директор по работе с корпоративными клиентами компании «ПРОМКО» Евгений Дергачев:«Среди значимых для рынка событий - введение в эксплуатацию новыхсталелитейных и прокатных мощностей китайскими металлургами. Какследствие, Китай, основной импортер металлопродукции в 2004 году,превратился в основного экспортера: внешнеторговый профицит порядка10 млн тонн. Таким образом, в 2006 году возможно появлениена российском рынке китайской металлопродукции, в основном листовойи мелкосортной».



Умей вертеться
Устойчивыерыночные позиции металлоторговцев определяются предложением уникальнойпродукции и выпуском собственной, уверен заместитель генеральногодиректора «Сталепромышленной компании­СО» Алексей Букреев.

- Как вы оцениваете развитие рынка металлопродукции в прошедшем году?- Металлургическая отрасль в Свердловской областипродемонстрировала положительную динамику. Производство металлопрокатав регионе увеличилось на 11%, рост емкости рынка потребления, по нашимоценкам, - около 20%. Одновременно рос спрос по большинству товарныхгрупп. Наибольшая динамика наблюдалась по строительному сортаменту.Впрочем, сезонный подъем в строительстве и незначительное оживлениев некоторых металлопотребляющих секторах (например, в железнодорожнойиндустрии) компенсируются спадом в других (автомобилестроении).

Алексей Букреев

- С чем это связано?

На протяжении всего прошлого года происходило снижениецен по большинству видов металлопроката. С начала 2005 года в среднемдля российского потребителя сортовой прокат подешевел на 5 -7%,арматура - почти на 9%. С начала мая 2005-го началось падение ценна листовой прокат.

- Что будет дальше?

- С конъюнктурой мирового рынка. Но в этом годузначительных колебаний цен на металл не предвидится, предполагаетсястабилизация по всем товарным группам. Цены будут держаться на прежнемуровне.

Продолжится экспансия торговых домов производителей.Стремясь захватить дополнительные рыночные доли, они придерживаютсястратегии ценового демпинга, что снижает маржу независимыхметаллоторговцев. Это заставит трейдеров снижать издержки, расширятьсети филиалов в наиболее доходных регионах и активно развиватьметаллосервисные услуги.

- Прогнозируемое к 2008 году превышение мировогопроизводства стали над ее потреблением будет диктовать дальнейшееснижение мировых цен. Неблагоприятная ситуация на внешних рынкахподталкивает производителей к переориентации поставок на внутренний.Предложение металлопроката увеличивается, возникает опасностьперепроизводства, что может повлечь некоторое уменьшение цен на рынкеи, как следствие, падение рентабельности металлоторгового бизнеса. Этоуже приводит к сокращению количества металлоторговцев, укрупнениюбизнеса.

Подготовила Инна Гладкова

В прошлом году металлоторгующие компании пришлик пониманию, что для сохранения устойчивых позиций на рынке однихконкурентоспособных цен недостаточно, необходим «сервисный пакет».Нужно предлагать клиентам уникальную продукцию, снижать степеньзависимости от поставщиков с помощью выпуска собственной продукции.Поэтому усилия нашей компании направлены не только на минимизациювремени и затрат наших клиентов, связанных с обеспечениемметаллопрокатом. В апреле мы планируем открыть полноценный сервисныйметаллоцентр по изготовлению арматурных каркасов. Наша компанияформирует у потребителя отраслевые стандарты, ориентируясь на передовойевропейский опыт металлоторговли.


В настоящее время на рынке мелкого сортаментаи арматуры наблюдается перепроизводство. Потребление растет медленно.В такой ситуации возможны два варианта развития событий. Первый:постепенное снижение цен заводами-изготовителямив течение 2006 года на 1 - 3%. При таком раскладе наиболее уязвимымиокажутся небольшие металлоторгующие компании, а потребители выиграют.Второй: производители снизят объемы производства, тем самым ликвидируютизбыток металлопроката на рынке и сохранят текущую рентабельность.Металлотрейдеры будут увеличивать цены в пределах инфляции.

Сортовой прокат В Свердловской области за декабрь-2005 - февраль-2006зафиксировано падение спотовых цен в среднем на 2%. Один из фактороввлияния - снижение цен на продукцию предприятий, входящихв ЕвразХолдинг, Челябинского и Магнитогорского металлургическихкомбинатов, Чусовского и Ашинского металлургических заводов.

Нержавеющий металлопрокатВследствие оживления спроса и роста цен на никельплоский прокат на европейском рынке подорожал в первые два месяцатекущего года на 150 - 200 долларов за тонну (1 - 1,5%).Но на российском рынке эта тенденция не отразилась: цена на импортныйпрокат не увеличилась. Челябинский металлургический комбинат (основнойпроизводитель нержавейки в России) в феврале снизил цены на нержавеющийлист на 5 - 7%. За декабрь-2005 - февраль-2006цены на отечественный нержавеющий сортовой прокат упали на 2 - 3%.Днепроспецсталь (Запорожье, Украина) также понизила цены на круглыйпрокат. В связи с оживлением спроса трубы из нержавеющей сталиподорожали в среднем на 5%.

Листовой прокатСпотовые цены уменьшились в среднем на 2 - 6%. ММКи Северсталь за январь - февраль этого года снизили ценуна холоднокатаный (х/к) лист на 3 - 5%. Горячекатаный (г/к) листпроизводства Северстали подешевел на 1,5%. В ближайшие месяц-два предпосылок к серьезному снижению цен нет.

ТрубыЦены на горячекатаные трубы производства ТМК и ГруппыЧТПЗ за последние три месяца по сортаменту диаметра219 - 426 мм выросли на 2,2%. Сварные и водогазопроводные (ВГП) трубы,напротив, подешевели (примерно на 2%). На холоднодеформированные,сварные тонкостенные, профильные трубы цены не изменились.

В данный момент цены на плоский прокат достиглиминимума и следует ожидать их роста в ближайший квартал примернона 4 - 6%. Цены на сортовой прокат увеличатся на 3 - 5%, на трубы,вероятно, останутся на прежнем уровне или незначительно вырастут.

Стагнация на рынке труб наблюдалась в связи с закрытием строительного сезона-2005,в преддверие нового продажи сварных и ВГП труб начали расти.По некоторым позициям ощущается дефицит: срок изготовления следующихпартий - май - июнь 2006 года. К трубам нефтяного сортамента, бесшовнымгорячекатаным и холоднодеформированным, как и прежде, проявляетсястабильный интерес.

Прогнозируется, что в ближайшее время горячекатаныетрубы подорожают, но не более чем на 7%, холоднодеформированные- на 3 - 10%. Цена сварных тонко-стенныхи профильных труб останется на прежнем уровне или незначительноповысится (в пределах 2,5%). Цена на сварные ВГП трубы скорее всегоне изменится.

Вид прокатаСнижение цен, % х/к лист 0.8-3.0 мм4-6 г/к лист 2.0-3.0 мм3-4 г/к лист 3.0-10.0 мм4 г/к лист 10.0-16.0 мм7-9 г/к лист 18.0-30.0 мм 6 г/к лист 30.0-50.0 мм5 низколегированный г/к лист 3.0-10.0 мм5-6 низколегированный г/к лист 10.0-30.0 мм3-5 низколегированный г/к лист 30.0-120.0мм5 г/к лист из конструкционной стали3-4 лист г/к из стали повышенной прочности2

Таблица Снижение цен на листовой прокат за декабрь 2005 - февраль 2006

Вид прокатаСнижение цен, % швеллер №129,1 арматура АТ800 d.12 L=6,7/7,6 м6,3 уголок 63х63х6 из стали 09г2с7,1 круг d.326,9 балка 16 09г2с7,2

Таблица Средняя прайсовая цена сортового металлопроката, руб


Таблица Максимальное падение цен на сортовой прокат в декабре 2005 - январе 2006



Главная страница / Формирование