Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Государство и право - явления духовные

Мы не ошиблись. Достаточно упомянуть остановку рыночных преобразований в электроэнергетике, присоединение Сибнефти к Газпрому, создание псевдоконкурентной среды на рынке обязательного медстрахования, где колоссальные денежные потоки «попилены» между десятком компаний, близких к правительству и монополиям. Запуганный сюжетом про Ходорковского с Лебедевым, крупный бизнес принципиально не высказывается по политическим проблемам: перечитайте, какие подобострастные песни поет Алишер Усманов (см. «Рождение гиганта»). Региональное и муниципальное предпринимательство конкурирует не повышением производительности, а за место в коррупционных системах (см. «Не дают жилья России»).

«Цель новой элиты - не просто захват собственности, а воссоздание государства как мегакорпорации, тотально контролирующей экономические и общественнополитические процессы», - таков был наш прошлогодний прогноз (см. «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди», «Э-У» 48 от 20.12.04).

Не зная и страшась конкуренции, руководители государства монополизируют и политическую систему. Стоило народу „показать оскал“ по поводу монетизации социальных льгот - его отлучили от политики, трусливо предложив взамен всенародных выборов ручного зверька по кличке „Общественная палата“. Губернаторы фактически назначаются Кремлем, ликвидированы мажоритарные округа на выборах Госдумы, проводится зачистка партий, поднят порог их прохождения в парламент. Тех, кто посмел угрожать партии власти, прижимают к ногтю: стоило Российской партии пенсионеров догнать „медведей“ на муниципальных выборах, а коегде и победить их, на нее начались гонения.

Стране угрожает потеря конкурентоспособности в глобальной системе. Но на верхушке властной вертикали делают вид, будто не понимают, что «конкурентоспособность» и «конкуренция» - слова однокоренные. Может, и действительно не понимают: сам Владимир Путин был, по большому счету, назначен президентом в результате «авторитарного проекта, который явился логическим продолжением и следствием проекта „Ельцин1996“ (Михаил Ходорковский, „Левый поворот“).

Нашим правителям плевать и на то, что у руля муниципалитетов, как правило, плохо образованные посредственности (ведь реформаторы не потрудились подумать о том, где взять десятки тысяч квалифицированных ситименеджеров), а во главе регионов осталась махровая бюрократия родом из командноадминистративного позавчера. Главное: обезопасить себя от конкуренции.

Все эти пошлые приемчики немедленно копируются в регионах под предлогом усиления вертикали власти. Тысячи хилых муниципалитетов, народившихся с реформой местного самоуправления, впадают в экономическую и, следовательно, политическую зависимость от региональных властей. И потому вынуждены сноситься с бизнесом, опираясь не на закон, а на неформальные отношения: ты мне - я тебе (см. „Чужим здесь делать нечего“).

Напрашивается вывод: государство как корпорация - не средство, а самоцель. Так комфортнее бюрократии, ставящей привычку к тупой, ленивой монополии выше судьбы Родины и народа. Вот почему формула начала XX века „все в государстве, ничего против государства“, провозглашенная Бенито Муссолини, оказалась востребованной в России в XXI веке, когда мир вступил в постиндустриальную эпоху и стал гораздо разнообразнее и динамичнее.

„Я хочу обратиться и к правительству, и к руководителям регионов, к депутатам прежде всего законодательных собраний - нужно сделать все, чтобы разбюрократить принимаемые решения в этой (строительной. - Ред.) сфере. Ничего невозможно добиться! На уровне кланов, я иначе назвать не могу, все стопорится, не пускают, не дают развиваться бизнесу“, - сетовал недавно президент. А что вы, Владимир Владимирович, сделали на своем рабочем месте для устранения условий воспроизводства коррупции и развития конкуренции? Это же ваша вертикаль власти, ваше зеркальное отражение!


По словам главы компании Энди Уэлча (в строительном бизнесе 28 лет), особый интерес для его бизнеса представляет российский рынок. В поисках новых территориальных ниш в ноябре 2004 года он создал на Урале дочернее предприятие ASTON Group и в ближайшее время намерен начать в Екатеринбурге активное строительство.

Группа строительных компаний ASTON Group- одна из крупнейших на рынке недвижимости Восточного побережья США (центральный офис расположен в городе Финикс, штат Аризона). За 30 лет построила более 4 тыс. объектов, из них около 90% - жилой фонд. Работает в США, Мексике, Италии, Белоруссии, Украине.

- Хочу усложнить себе жизнь. (Смеется.) Я люблю эту страну. В России, особенно в ее регионах, я вижу огромные возможности для развития бизнеса: здесь очень высокая потребность в жилье, более добросовестная конкуренция. Хотя крупнейшие американские строительные компании вряд ли сюда потянутся: многочисленные акционеры не готовы так рисковать. Я же выступаю частным инвестором, поэтому вся ответственность на мне.

- Господин Уэлч, почему именно Россия?

- В отличие от большинства иностранцев, начинающих работать в России, я, прислушавшись к совету личного адвоката - русской эмигрантки, решил сфокусироваться не на столичном, а региональном рынке. Присматривался к Воронежу, но там рынок не готов принимать запланированные проекты, затраты не окупить. В Сочи широкие возможности, но насторожила неуверенность потенциальных партнеров: им нужны были только деньги, но они сами не могли определиться, что лучше строить - жилье или отели. Зато в Екатеринбурге партнеров удалось найти быстро. Без них не обойтись: строительный бизнес в стране достаточно закрыт, доступ к информации ограничен, а у местных наработаны контакты, они знают рынок. Здесь у меня появилась возможность разрабатывать проекты, участвовать в управлении, а не только вкладывать деньги и наблюдать со стороны.

- Как вы остановили выбор на Урале?

- Учитывая опыт предыдущих лет и текущие тенденции, можно предположить, что в ближайшее время объем предложения на уральском рынке недвижимости будет расти. Тем более, согласно генеральному плану развития Екатеринбурга до 2025 года, предусматривается увеличение объема жилого фонда с 25,6 до 42,0 млн кв. метров, обеспеченности жилищным фондом с 19,7 до 28 - 30 кв. метров на одного человека.

- Как вы оцениваете перспективы развития уральского рынка?

- Что вы намерены строить в Екатеринбурге?

В 2006 году мы ожидаем существенного увеличения числа сделок, совершенных при помощи ипотеки.

- Как оцениваете риски?

- По улице Радищева мы спроектировали 25этажный комплекс премиумкласса «Астон Плаза», который станет самым высоким жилым зданием Екатеринбурга. Его площадь - более 30 тыс. кв. метров. Дом будет отвечать всем требованиям, предъявляемым к подобным апартаментам. Кроме того, планируем выступить в сегменте недорогого жилья: застроить целый квартал в Железнодорожном районе на пересечении улиц Кунарская и Кишиневская - «Астон Парк». Проект общей площадью более 50 тыс. кв. метров предполагает возведение восьми 16 - 19этажных зданий и торгового центра. Строительство обоих проектов мы планируем начать уже в первой половине 2006 года.

- Сколько планируете вложить?

- Я считаю, что строительство жилья - менее рисковый бизнес, чем возведение деловых или торговых центров. С содроганием вспоминаю пустующий в течение нескольких лет бизнескомплекс в Колорадо. А самая худшая ситуация в сегменте жилья - когда продается 80 - 90%. Потери возможны, но они значительно меньше.

- Чьими силами реализуете проекты?

- В оба объекта уже инвестировано порядка 3 млн долларов: это проектирование, создание необходимой инфраструктуры, обязательные платежи. По моим оценкам, на момент окончания строительства вложения превысят 50 млн долларов. Часть ресурсов - средства западных банков и кредитных организаций, заинтересованных в инвестициях в Россию.

- Амбициозные планы потребуют исключительных материалов-

- В Екатеринбурге есть ряд сильных местных компаний, одна из них в ближайшей перспективе, возможно, станет нашим генеральным подрядчиком. В США технологии организации строительного процесса несколько отличаются от существующих в Екатеринбурге. Там четко разделены функции девелопера и подрядчика: первый готовит проект к строительству, инвестирует в него, определяет концепцию и осуществляет продажи, второй - ведет строительство. Aston Group в первую очередь занимается девелопментом. Кроме того, в США и девелоперы, и банки, их финансирующие, привыкли к тому, что у конкретного проекта есть конкретный генеральный подрядчик, который отвечает за весь комплекс строительных работ на объекте, своим имуществом и репутацией гарантирует и сроки, и качество.

- Значит, вы чувствуете себя комфортно…

- Необходимости везти изза рубежа многие стройматериалы я не вижу, хотя некоторые, конечно, нужны. Поразило и обрадовало то, что в диалоге с властями я открыл для себя возможность организовать производство здесь. Это касается не только строительных материалов. К примеру, почему бы не наладить производство систем «умный дом» - электроники для жилых помещений- Здесь цены на подобную технику слишком высоки, не каждый может себе позволить.




Д.Т.: Владимир Алексеевич, готовясь к нашему разговору, я обнаружил, что Уральский банк Сбербанка России по всем основным показателям с небольшой погрешностью совпадает с Народным банком Казахстана (Халыкбанком), созданным на базе казахстанского Сбербанка. У вас численность населения на территории присутствия - 13 млн человек, а в Казахстане - 15 миллионов, очень близки суммы активов, доли кредитов, ряд других показателей. Но вот размер кредитов, выданных на покупку жилья, отличается весьма существенно: у казахского «наследника» Сбербанка только ипотечные кредиты составляют порядка 500 млн долларов, а у Уральского Сбербанка все жилищные, по моим данным, на порядок меньше. Хотелось бы знать ваши планы в части увеличения доли и объема кредитования жилья.

Пять лет назад, 4 ноября 2000 года, руководство Сбербанка России в соответствии с новой концепцией развития, рассчитанной до 2005 года, реорганизовало территориальную систему управления. Согласно постановлению правления Сбербанка 236, на базе Екатеринбургского, Башкирского, Челябинского и Курганского территориальных банков был создан Уральский банк Сбербанка России. Он объединил все подразделения Сбербанка (от крупных в столицах субъектов федерации до маленьких сельских касс) на территории в 497,3 тыс. кв. км - это чуть меньше площади Испании. Об итогах работы Уральского банка Сбербанка России в первой пятилетке и о перспективах его развития рассказывает председатель банка Владимир Черкашин.
Квартирный вопрос

Д.Т.: Сколько у вас отделений?

- Мы работаем в условиях сильной конкуренции со стороны других банков региона. Тем не менее за последние четыре года банк значительно вырос: почти по всем параметрам примерно втрое. На 40% увеличилась численность сотрудников. Мы становимся более современным банком, в первую очередь - в части технического оснащения. Ипотечное кредитование - серьезная проблема, к решению которой мы стремимся всеми силами. Реально объем кредитования жилья Уральским Сбербанком выше, чем это видно по отчетности. Дело в том, что многие наши заемщики получают кредиты на неотложные нужды сроком до пяти лет: оформление подобных кредитов проще, а ставка ниже, поэтому такие кредиты часто идут как раз на улучшение жилищных условий. В целом объем кредитования частных лиц у нас прирастает примерно на 12 млрд рублей каждый год. Сегодня он превышает 35 млрд рублей, а общая численность заемщиков достигла 560 тыс. человек.

Д.Т.: Много ли точек обслуживания закрыто в последние годы?

- Порядка 120, в конце года за счет укрупнения мелких отделений останется 10 Однако точек обслуживания - более полутора тысяч. И в последние два года одна из важнейших наших задач состояла в развитии функциональности таких подразделений, в том числе за счет дополнительного обучения сотрудников и делегирования им большего объема полномочий. Если раньше многие структурные подразделения выполняли только функции операционных касс (могли принимать вклады, переводы от граждан), то сегодня у нас уже 530 дополнительных офисов, в большинстве универсальных. Там мы проводим все операции для физических лиц: вклады, расчеты, валютообменные операции и операции с ценными бумагами, а с недавнего времени и кредитование.

Помню, когда я начал работать в Сберегательном банке, то, изучая состояние сети, обнаружил, что в одном из сел подразделение располагается на площади в 3,6 кв. метров. Вы можете себе представить, какие там условия для работников?! Комнатушку с дровяным отоплением, пусть даже площадью в дватри раза больше, тоже назвать банком язык не поворачивается. А сегодня в село приезжает бронеавтомобиль с квалифицированным банковским работником, с уютным помещением для обслуживания клиентов, оснащенным компьютером. Клиент заходит, получает качественное обслуживание в комфортных условиях, а все данные о проведенной банковской операции сразу заносятся в общую компьютерную базу. Это удобно и клиенту, и нам.

- Давайте брать как базу для сравнений пятилетний период. Итак, у нас было 1750 точек, сегодня их около 165 Но это не просто сокращение: за это время мы внедрили 13 передвижных операционных касс, а каждая из них обслуживает или заменяет 5 - 8 стационарных подразделений. Это очень перспективное направление. Дело в том, что у нас в селах порядка 900 операционных касс. Многие из них не могут работать рентабельно в нормальном режиме. Поэтому часть из них открыта полдня, иногда даже меньше (например, дватри раза в неделю). Но зачастую это не решает проблемы, поскольку мы вынуждены платить за тепло, коммунальные услуги, подстраивать режим инкассации, подвоза документов. Более того, мы не можем нормально автоматизировать такие точки: это уж точно нерентабельно. А ведь Сбербанк реализует масштабную программу автоматизации, только по Уральскому банку годовая смета на эти цели превышает 600 млн рублей: мы закупаем тысячи компьютеров, оснащаем кассы «электронными кассирами», каналами связи. Но многие точки на селе просто невозможно нормально оборудовать и эксплуатировать, поскольку там нет даже каналов связи. Создание передвижных касс как раз позволяет решать эту задачу, не теряя в качестве обслуживания.

- У нас нет цели планово сократить какоето количество точек. Мы смотрим на большое количество параметров по каждому пункту обслуживания: расстояние до ближайшего подразделения Сберегательного банка, транспортные условия (в частности расписание движения автобусов, электрички), количество населения, остатки вкладов, их динамику, объем коммунальных, налоговых платежей, наличие почты…

Д.Т.: Сколько точек вы сможете сократить таким образом?

- Почтовые подразделения берут на себя определенные функции, например осуществление коммунальных платежей, перевод денежных средств, а коегде они еще шире. Но перед нами не стоит задача избавиться от какихлибо функций и передать их почте. Из депрессивных районов мы просто уходим, если видим, что территория не развивается, у нее нет будущего, население оттуда уезжает, наши услуги не востребованы. В то же время в городах с понятной тенденцией развития мы открываем много новых точек: десятки каждый год.

Штрихкод вместо чернил
Д.Т.: Кстати, тот же Народный банк Казахстана буквально за пару лет сократил количество точек с двух с половиной тысяч до пятисот как раз за счет передачи части функций почте. Насколько реален подобный вариант для России?

- Естественно, в первую очередь сеть развивается там, где есть спрос. Это, конечно, прежде всего города - крупные и средние с населением свыше 100 тыс. человек. Но если услуги банка востребованы гдето в районах, где наши помещения, например, недостаточны по размерам, мы покупаем или арендуем новые. Думаю, надо отметить, что на Сбербанке лежит большая работа, имеющая социальное значение. Фактически мы выполняем функции налогового администрирования: только по Свердловской области ежегодно собираем налоговых платежей от физических лиц на сумму более 4 млрд рублей. Могу сказать, что до последнего года все выплаты социальных пособий осуществлялись бесплатно. Что это значит для нас? Это значит, что за несколько дней, например, в Свердловской области, надо принять более 200 тысяч получателей ежемесячных детских пособий. Необходим реестр получателей, далее надо разнести суммы по лицевым счетам, отдать деньги в точки обслуживания, где их зачислят во вклад, и выдать. Изменения в бюджетном кодексе позволили в этом году ввести небольшое вознаграждение за эти операции из местного бюджета, что делает их менее убыточными.

Д.Т.: В крупных центрах?

- Конечно. Несколько лет мы вели переговоры с органами социальной защиты, предлагали, экспериментировали, наконец, нашли выход. Сегодня списки на зачисления пошли в электронной форме, благодаря чему мы можем во многом исключить ручной труд. Аналогичная работа ведется с налоговой службой. Вы знаете, что она должна выдавать плательщику уже готовый документ, по которому тот может прийти в банк и заплатить. До этого форма заполнялась вручную в Сбербанке, плательщики налогов листали огромные тома с перечнем реквизитов. Человек должен был заполнить их вручную, написав, например, двадцатизначный расчетный счет. Давайте подумаем о пенсионерах, которые плохо видят, о людях, которые в силу какихто причин плохо пишут: таких сотни тысяч. Результат - многочисленные ошибки. Мы предложили систему штрихкодирования, когда с обратной стороны документа считывается штрихкод, данные автоматически заносятся в компьютер для дальнейшей обработки. Мы видим, что налоговая служба все активнее развивает у себя этот инструмент, за что мы ей благодарны, поскольку это позволяет снизить наши издержки.

В.Б.: Можно ли снизить издержки за счет автоматизации этих операций?

Д.Т.: Ваши банкоматы обслуживают карты всех систем или только Сберкарт?

В том же направлении мы работаем с ГИБДД и в части коммунальных платежей. Кроме того, акцент делаем на развитии пластиковых карт. На 1 января 2001 года у нас было порядка 78 тыс. пластиковых карт на всех четырех территориях. Поначалу казалось, что мы проиграли борьбу за рынок пластика: в Свердловской области наша доля в этом сегменте услуг составляла 3%. Но только за этот год прирост карт у нас составил 250 тысяч. На конец года мы будем иметь примерно 750 тыс. карт и более 500 банкоматов. Теперь расстановка игроков на этом поле изменилась.

Кредитные истории
Д.Т.: Не так давно глава Сбербанка Андрей Казьмин заявил, что сверхзадача Сбербанка - из каждого вкладчика сделать заемщика, и что для этого банк собирается запустить масштабную программу выпуска кредитных карт. Что делается на Урале в этом направлении?


- Обслуживаются карты систем Visa, MasterСard, American Express и многих других, за исключением Union Card. Я упомянул пластиковые карты, потому что сегодня мы стремимся сделать их доступными для всех социальных групп, когда те же детские пособия, пенсии можно получать в банкомате: это высокая скорость обслуживания и удобство. Кроме того, мы начали ставить инфокиоски: через них нельзя снимать деньги, но можно проводить платежи. Такими же программами оснащаем банкоматы.

Д.Т.: Но это всетаки не кредитная карта…

- Вопервых, мы уже эмитируем карты с возможностью овердрафта, то есть кредитования текущего счета, когда человек может превысить остаток на карте в рамках определенного лимита…

Д. Т.: Владимир Алексеевич, два года назад президент Внешторгбанка РФ Андрей Костин сообщил в интервью нашему журналу, что его банк ставит перед собой цель за пять лет занять 10% российского рынка розницы, а по Свердловской области - и того больше. У Сбербанка, который изначально был монополистом на этом рынке и с тех пор постепенно терял позиции, есть подобные ориентиры?

- Нет, конечно. На пластиковые карты мы собираемся перевести огромное количество кредитов, которые сегодня выдаются частным заемщикам. Ежемесячно мы выдаем более 30 тыс. кредитов. Представьте объем работы. Кроме того, сопровождение всех остальных сотен тысяч кредитов. Это громадная машина, которая должна работать очень точно, без сбоев. Кредитные карты позволят решить как проблему быстрой выдачи кредитов, так и их погашения. Для этого мы оборудуем банкоматы функцией приема платежей и наличных. Уже сейчас действует около десятка подобных банкоматов в Екатеринбурге, столько же в Челябинске.

Проекты, финансируемые нами, - это реконструкция сталеплавильного производства на нескольких предприятиях металлургического комплекса Свердловской области. Это крупные проекты, связанные с металлургией в Челябинской области. Это приобретение авиационной техники совместно с компанией «Уральские авиалинии» - двух самолетов западного производства, мы готовы обсуждать также приобретение новых. Это покупка линий для производства керамической плитки, пластмасс, оборудования в машиностроении: оборонном и гражданском. Список можно продолжать.

- Не совсем правильно было бы устанавливать такие параметры для Сберегательного банка, потому что наши позиции и сегодня очень весомы практически по всем сегментам. Есть сегменты, куда активно заходят другие банки региона, что усиливает конкуренцию и в конечном счете идет на благо потребителя. Но есть и такие, где Сбербанк присутствовал в меньших объемах. Вспомните: долгое время предприятия говорили, что им не выдают кредиты, а банки кричали, что у них нет проектов, которые можно было бы кредитовать. Теперь пришло время, когда мы получаем подобные проекты, мы научились их правильно обсчитывать, оценивать риски. И мы активно кредитуем. Сегодня наш портфель включает более 200 инвестиционных проектов. Одних только инвестиционных кредитов мы выдали почти на 11 млрд рублей, строительные проекты профинансировали на сумму около 2 млрд рублей.

- До пяти лет. Это вполне приемлемо.

В.Б.: На какой срок вы кредитуете?

- Сберегательный банк имеет два основных преимущества: развитую сеть, о которой я уже говорил, и объемы операций. Собственные средства Уральского банка составляют более 13 млрд рублей, чистые активы - 117 миллиардов, из которых 95 млрд рублей - кредиты. Это очень значительные цифры в сравнении с другими банками, работающими в регионе. Достигнутые объемы позволяют нам выдавать своим решением кредиты в одни руки суммой почти 2,5 млрд рублей.

В.Б.: И все же, каково ваше ключевое конкурентное преимущество?

- В этом случае требуется одобрение, но вся основная работа проводится здесь, в Екатеринбурге. Другое дело - кредитование крупнейших российских компаний, которые обслуживаются в ряде территорий. Там не может быть несогласованных решений, потому что надо считать общий лимит на одного заемщика. Согласование и выделение нам определенного лимита кредитования такой компании идет в Москве.

Д.Т.: А кредиты сверх такого лимита утверждаются в Москве?

- Мы выдали почти 4 млрд текущих кредитов индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, а в целом малому бизнесу - около 13 млрд рублей.

Деньги на цирюльню
В.Б.: Вы говорили про крупный бизнес. А каковы планы в части кредитования малого?

- Основная часть счетов юридических лиц, которые открыты в нашем банке (думаю, и в большинстве банков вообще) - счета малого бизнеса. Увеличение количества счетов говорит о том, что предпринимательство развивается довольно активно. Малый бизнес мог бы расти еще быстрее. И мы надеемся, что определенное упрощение системы налогообложения и регистрации повлияет на его динамику. Рано или поздно будет накоплен некий критический потенциал в малом бизнесе, после чего темпы его развития резко ускорятся. В то же время кредитовать малый бизнес непросто, поскольку небольшие предприятия зачастую не могут предоставить достаточных гарантий возврата кредитов. Поэтому в Сбербанке разработана система упрощенного кредитования.

В.Б.: Как вы оцениваете уровень развития малого бизнеса и его ближайшие перспективы?

- Думаю, вы отразили только часть проблемы, связанной со становлением и развитием малого бизнеса, - финансовые ресурсы. Но кроме этого нужна инициатива, желание человека рискнуть и начать собственное дело, потому что любой малый бизнес - это личный риск, степень его определяется умением, навыками начинающего предпринимателя. Что нужно, чтобы открыть парикмахерскую? Очень многое: выучиться на парикмахера, пойти работать, найти помещение, клиентуру. Многие ли готовы на это?

В.Б.: Недавно я общался с генеральным директором ООО «УГМКхолдинг» Андреем Козицыным. Он обозначил такую проблему: поскольку сегодня на многих крупных промышленных предприятиях региона идет масштабная модернизация производства, в недалеком будущем там произойдет высвобождение рабочих рук. Переход на западные стандарты производительности труда грозит нам ростом безработицы. Сбербанк, как вы отметили, несет определенную социальную нагрузку. Готов ли он в массовом порядке начать кредитование «лишних людей» с тем, чтобы они нашли себя в малом бизнесе, начали открывать парикмахерские или закусочные?

В связи с этим, кстати, возникает вопрос, почему бы самим крупным предприятиям не пойти по пути создания гарантийных фондов? Это окажет реальную помощь работникам, которые в силу объективных причин оказались не у дел. В этом вопросе мы готовы с предприятиями сотрудничать.

Теперь выскажусь конкретно на тему высвобождения рабочих рук. Мы обсуждали с органами исполнительной власти Свердловской, Челябинской областей, Башкирии, с ассоциациями малого бизнеса вопрос о необходимости формирования гарантийных или залоговых фондов для поддержки малого бизнеса. Пока в серьезных объемах этот механизм заработал только в Башкирии и частично в Свердловской области. Мы надеемся, наш опыт будет транслирован на Челябинскую и Курганскую области. Кроме того, нужна реальная государственная поддержка малого бизнеса - с созданием льготных условий на начальном этапе, в том числе в части аренды площадей. А пока объем гарантий, которые выделяет бюджет, не позволяет удовлетворить спрос на кредиты.

- А почему эта функция должна быть только нашей? Это общая задача. Наше дело кредитовать и при этом не потерять деньги наших вкладчиков. Мы внимательно за этим следим и поддерживаем высокое качество кредитного портфеля. Но почему только одна сторона должна повышать собственные риски?

В.Б.: Предприятия, уверен, скажут, что это не их функция…

- Почему нет? Пусть нам принесут конкретный проект, например занятости высвобождаемых работников. Пусть предприятие представит несколько направлений развития малого бизнеса: даст 10 - 20 - 30 предложений, люди сами выберут. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас было больше таких заемщиков, чей бизнес растет. Поэтому давайте вместе искать формы трудоустройства этих людей. Повторяю, мы готовы к сотрудничеству.

В.Б.: Вы полагаете, тут можно договориться?

- В целом экономическая ситуация очень хорошая, хотя и риски, безусловно, есть. Это и бурное развитие Китая, чья металлургическая отрасль может вытеснить российских металлургов с рынка, и валютные риски, способные ухудшить положение экспортеров и импортеров. Наконец, в сегодняшней ситуации, в фазе подъема экономики, нормальная политика предприятий - вкладываться в техническое перевооружение. Эти инвестиции начнут окупаться только через несколько лет. Сохранится ли к тому времени хорошая конъюнктура цен на сырье, на продукцию? Что будет с тарифами на электроэнергию? Как вообще изменится эффективность бизнеса через 3 - 5 лет? Есть ведь и другая модель: в кризисе вкладывайся в реконструкцию, чтобы на фазе подъема максимально загрузить мощности, снизить издержки и опередить конкурентов. Я не говорю, что какаято модель лучше: все зависит от условий. Но с этими проблемами российские предприятия вполне могут столкнуться.

В.Б.: Владимир Алексеевич, ощущаете ли вы сейчас тревожные моменты, связанные с нарастанием рисков в экономике, в банковской системе страны?


Правовое представительство вместо народного
- Сергей Иванович, словосочетание «правовое государство» ассоциируется сегодня с некой несбыточной мечтой - коммунизмом, раем, землей обетованной. Существуют ли конкретные технологии, позволяющие совместить эту мечту с реальностью?


Весной уходящего года «все прогрессивное человечество» отметило 20летний юбилей перестройки, а в октябре после тяжелой болезни умер архитектор идеологии нового политического мышления Александр Яковлев. Именно он познакомил советское общество с термином «правовое государство». Сегодня это словосочетание вышло из моды и в лексиконе российских общественных и политических деятелей встречается редко. Существительное «государство» теперь все чаще стоит в докладах рядом с прилагательными «безопасное», «сильное», «социально ориентированное», наконец, «суверенное». Между тем именно формат правового государства позволяет получить массу преимуществ в условиях конкуренции на глобальном политическом и экономическом рынке. Об этом - беседа с доктором юридических наук, ассоциированным профессором университета «ParisX» (Франция) Сергеем Архиповым.

- Есть известное выражение: «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого»…

- Правовое государство характеризуется особым положением индивида как субъекта права. Одна из предлагаемых технологий заключается в создании законодательного суда и осуществлении идеи правового представительства как альтернативы идее представительства народного. В свое время Монтескье, Локк, Руссо отмечали, что идея народного представительства, конечно, имеет массу положительных качеств, но у нее есть серьезный внутренний дефект: одни и те же люди готовят проект закона, обсуждают его и принимают. В правовом государстве, где индивид первичен и составляет важнейший элемент правовой коммуникации, законы должны вызревать в конкурентных условиях. То есть каждый гражданин - участник законотворческого процесса, но конечной инстанцией становится законодательный суд, состоящий из профессиональных юристов, не зависящих от тех, кто готовил те или иные проекты законов. Их ключевая задача состоит в достижении совместимости интересов одного гражданина (группы граждан) с интересами другого. Кант в свое время говорил, что право - это совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого. В этом состоит идея правовой коммуникации. То есть юрист должен организовать коммуникацию так, чтобы волю одного совместить с волей другого.

Что мы видим сегодня, когда индивид у нас не является первичным субъектом права и целиком зависит от воли государства? Возьмем законодательство о налогах и сборах. В Налоговом кодексе РФ сказано, что под налогом следует понимать «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Поясняю: государство в одностороннем порядке требует от налогоплательщика передачи части его имущества (денежных средств) на безвозмездной основе, не обещая ему ничего взамен. Уплата налога не предполагает никаких встречных имущественных или неимущественных обязанностей со стороны государства, предоставления им какоголибо эквивалента. Государство по закону не обязано действовать в интересах налогоплательщика или в общих интересах всех налогоплательщиков, не дает ему (им) право контроля за расходованием полученных в виде налога средств, не предусматривает механизм правовой ответственности перед налогоплательщиком. По существу оно не видит в налогоплательщике субъект права, своего гражданина и относится к нему лишь как к подданному. Как видим, современное российское государство усвоило для себя принцип, согласно которому можно целенаправленно не заниматься экономикой, реализацией экономических проектов, организацией эффективного взаимодействия «хозяйствующих субъектов», управлением государственными предприятиями и т.д. Основные усилия государства сконцентрированы сегодня на двух задачах: вопервых, возмездного отчуждения, приватизации государственного и муниципального имущества или сдачи его в аренду; вовторых, на том, чтобы затем с помощью налогов национализировать то, что создано стараниями частных лиц.

- На мой взгляд, это некорректное понимание свободы. Покупатель ведь идет к продавцу не для того, чтобы ограничить свою свободу, наоборот, они заинтересованы друг в друге, в том, чтобы разрушить барьеры и найти условия для взаимовыгодного обмена. Весь бизнес строится на договорном взаимодействии, совместной коммуникации, то есть не на том, чтобы размежеваться, а на том, чтобы взаимодействовать. Поэтому подходы философов, утверждающих, что суть свободы состоит в том, чтобы размежеваться (чем выше у меня забор, тем больше у меня свободы), с правовой точки зрения неверны. Правовое понимание свободы заключается в обеспечении коммуникации. Мы должны найти те грани, когда покупатель и продавец, налогоплательщик и государство реализуют свои интересы через взаимодействие друг с другом. Но непрофессионал, которого избрали на четыре года и он все это время ни за что не отвечает, этого сделать не сможет. Поэтому я и говорю, что правотворческий процесс - это профессиональный вид деятельности.

- В Древней Греции, в народном собрании Афин использовалась такая конструкция: каждый желающий мог предложить новый закон. Но тут же назначался защитник старого закона. И законодательный процесс строился как судебный. Гражданин Афин мог представлять свой интерес непосредственно, предлагая проекты законов и участвуя в обсуждении законопроектов, выдвинутых другими гражданами. Это было воплощение идеи правового, а не народного, как сейчас, представительства. В античности мы не найдем ничего более совершенного, чем греческая демократия. Даже на том ее уровне она была эффективной системой.

Субъект и его воля
- Идея законодательного суда это только теория или в мировой истории имеются примеры его работы?

- Она насквозь пропитана политикой.

- Повашему, в идее народного представительства нет ничего правового?

- Когда мы говорим об индивиде, тут все понятно: я гражданин, вот мои интересы, зафиксированы в виде моего законопроекта. А как следует понимать государство в качестве субъекта права?

И власть заинтересована в том, чтоб эта идея работала и дальше, потому что при ней на самом деле никто никого не представляет, а значит, никто ни за что не отвечает. И уж если мы говорим о строительстве правового государства, то должны осознать, насколько эта ширма народного представительства совместима с бизнесом, с правовыми отношениями, с правами индивидуума. Я понимаю, что предлагаю некий идеальный вариант (а к чему обсуждать неидеальный?). Для меня эта инициатива носит в некотором роде провокационный характер. Как юрист я пытаюсь оценить конструкцию народного представительства и посмотреть, насколько она соответствует нашим представлениям о том, как должно осуществляться право, правовое взаимодействие в различных сферах, в том числе в сфере бизнеса.

А дореволюционные авторитеты, Чичерин, Дювернуа, Покровский, Трубецкой, прямо заявляли: право - вещь духовная; сводя все к физическому субстрату, мы теряем правовую преемственность, обрываем духовную связь, лишаем себя возможности передавать друг другу культурное наследие, цивилизацию.

- С индивидом как субъектом права тоже не все так просто. Американцы, например, предлагают сегодня домашних животных сделать субъектами права и от их имени предъявлять иски. Конечно, это абсурд, потому что высшей правовой ценностью был и остается человек, для меня субъект права - это совокупность его реальных правовых качеств. Вы можете сказать: сейчас я физическое лицо Иванов. Через минуту - что вас следует воспринимать уже как юридическое лицо, поскольку вы владеете фирмой. А еще через минуту вы - президент России и представляете собой государство. Таким образом, человек расщепляется на разные правовые составляющие, каждая из которых - абстракция. Древние римляне, кстати, эту абстрактность хорошо понимали и считали индивидом даже умершего субъекта. Проблема же современных норм права, в частности норм Гражданского кодекса, заключается в том, что мы субъект права воспринимаем физически и хороним его вместе с умершим человеком. У нас целое поколение советских юристов выращено на том представлении, что субъект права и физическое лицо - одно и то же.

- Таким образом, и государство следует воспринимать как правовое понятие, а не как материальное.

Примитивные большевистские стереотипы, правовые представления создают сегодня массу проблем. Например, обсуждая темы конкурсного производства, понимания субъекта права как юридического лица, юристы нередко не могут четко определить, где заканчивается субъект и начинается объект права, что такое юридическое лицо как субъект права? Во многих вопросах это тайна за семью печатями. Да, есть активы, люди какието работают, но где здесь юридическое лицо как правовая субстанция, фикция это или реальность? Если отталкиваться от формулировки Гегеля, который говорил, что субъект - это только воля и ничего больше, все становится на свои места. Вы как представитель юридического лица или его руководитель наполняете его волю своей. И мы абстрагируемся, берем вашу волю и говорим: да, сейчас он выступает не как индивид, а как директор предприятия, как руководитель юридического лица. С этой точки зрения феномен юридического лица характеризуют именно правовая воля, сознание, юридическая ответственность - а не имущество, коллектив или совокупность организационных отношений.

Право не должно служить политике
- То есть все снова упирается в политику…


- Совершенно верно. Государство как субъект права - это прежде всего то, что мы поддерживаем своей правовой волей. Убери ее, волю, государство станет пустым местом. Большевики опошлили и понятие юридического лица, и понятие государства. В примитивной пролетарской трактовке оба они воспринимаются как нечто физическое. Некоторые цивилисты говорят, что это механизм ухода от ответственности.

И пока право оформляет решения политические, оно выполняет только служебную роль, собственное содержание, свой «разум предмета» не раскрывает. Когда мы призываем создавать правовое государство, это означает, что государство должно быть, по сути, неполитическим. Оно должно действовать на основе правовых принципов, как любой другой субъект права. Дефолт 1998 года показал нам, с какой легкостью государство может уходить от юридической ответственности и возлагать ее на компании, банки, физические лица, выводить себя из сферы права, подминая закон и суд. Гражданский кодекс в его нынешнем виде делит субъектов права на физических и юридических лиц. А далее говорит: есть еще государство, которое не является юридическим лицом, но некоторые нормы до поры до времени могут действовать в отношении него как юридического лица. То есть законодатель, не обозначив четко, что это за субъект права - государство, вывел его в отдельную непонятную конструкцию, создав своего рода «черную дыру». За этим стоит неопределенность правового положения государства, правовой беспредел, который мы имеем сегодня.

- Конечно. Для меня очевидно, что право и политика - системы автономные.

- На мой взгляд, такие страны, как Швеция, Дания, Норвегия и некоторые другие, на полпути к этому. Они, конечно, многое сделали в правовом отношении, там, например, созданы эффективные механизмы контроля за расходованием средств налогоплательщиков, реализуются меры юридической ответственности государства перед гражданами. Если в Стокгольме у вас украли шапку и вора не нашли, то вам как налогоплательщику выдадут компенсацию за причиненный ущерб, за то, что государство не обеспечило правовой порядок. Там постепенно начинает реализовываться идея правовой всеобщности, правового отношения гражданина с государством, когда государство учитывает его интересы и несет юридическую ответственность за неисполнение своих обязанностей. Там, прямо по Канту, воля одного начинает совмещаться с волей другого и государство не навязывает свою волю гражданам. В нашей правовой системе, увы, ни контроля, ни ответственности, ни всеобщности - ничего этого нет.

- Существует ли в нынешнем мире пример правового государства?

- Спору нет - внешние угрозы существуют. Россия - богатая страна, и в этом мире есть желающие сделать ее природные богатства своими. Но вспомним еще раз Канта. Он говорил: проблему внешних угроз можно решить лишь через эффективные внешние коммуникации, внешнее взаимодействие, через мировой правовой порядок и правовой процесс. Мировое государство (видимо, он имел в виду чтото вроде нынешней единой Европы) и есть гарантия внешней безопасности. Любой другой путь - тупиковый. Никакое самое сильное государство, ни Древний Рим, ни фашистская Германия, ни СССР, не смогли обеспечить свою безопасность. Не могут этого сделать и США, расходующие огромные средства на вооружение.

- Очевидно, что правовое государство появится там, где этого захотят сами граждане. Наших же граждан сегодня так запугали угрозами терактов, китайским нашествием, американскими и прочими кознями «мирового закулисья», что они готовы отказаться от любого своего права в пользу государства, которое их защитит…

- Да. Внешнее договорное пространство, единые границы позволяют решить эту проблему. В конечном счете, идея правового государства состоит не в том, чтобы человек терпел лишения, страдал и умер ради государства. Она в том, чтобы человеку как высшей правовой ценности было удобно жить: вести бизнес, путешествовать, приобщаться к культурным ценностям других народов. В сегодняшней Европе с политической точки зрения происходит совершенно недопустимая вещь - массовое самоуничтожение государства. Страны добровольно отказываются от таможен, границ, армий. Но с правовой точки зрения это вполне нормальный, естественный процесс: идет налаживание правовой коммуникации, люди реализуют собственные возможности и интересы. И это главная гарантия их безопасности.

- Повашему, выходит, что Европа ближе всех к обеспечению своей безопасности.

- А вот это как раз в чистом виде результат политических процессов, следствие бывшей колониальной политики. С точки зрения политики это нормально: сначала французы захватывали колонии, теперь колонии захватывают их. Но к праву это никакого отношения не имеет.

- Но как же волнения во Франции, которыми запомнится уходящий год, сгоревшие автомобили тех самых простых граждан…



Главная страница / Формирование