Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Формирование

Ко всеобщему удовольствию

Решение об инвестировании принято в ходе визита на Магнитку делегации AlTuwairqi Group под руководством вицепредседателя совета директоров и генерального директора компании г-на Мохаммада Тарика Барласа. Средства направят на реконструкцию и расширение мощностей пакистанского завода до 1,5 млн тонн металла в год, что на 40% выше сегодняшних показателей. Это первый этап трехэтапной программы подъема производственного потенциала предприятия на уровень более 5 млн тонн.

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» совместно с AlTuwairqi Group (Саудовская Аравия) планирует в течение двух лет вложить 250 млн долларов в увеличение объемов производства Pakistan Steel. Напомним: консорциум в составе ММК, AlTuwairqi Group и Arif Habib Group (Пакистан) выиграл в конце марта нынешнего года на торгах 75% акций Pakistan Steel Mills Corporation.

Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников отметил: «В интеграции, в том числе в зарубежной экспансии, мы видим большой спектр возможностей для дальнейшего развития нашего комбината. Мы намерены не только сохранить присутствие на ключевых для нас рынках, но и расширить его. Емкость рынка металлопродукции в Пакистане - около 5 млн тонн в год, так что перспективы для увеличения объемов производства есть. В составе альянса, куда вошли партнеры, имеющие опыт работы в данном регионе и хорошо знакомые с его спецификой, реализация планов стратегического развития нашей компании будет более эффективной».

В ходе переговоров также принято решение, что должность председателя совета директоров Pakistan Steel после приватизации займет председатель совета директоров AlTuwairqi Group Хилаль Хуссаин аль Туверки. Как отметил Мохаммад Тарик Барлас, группа AlTuwairqi уже владеет в Пакистане металлургическим заводом и совместно с партнерами по консорциуму будет наращивать производство на обоих предприятиях.

Магнитогорск

Аналитики ИК «Проспект» уверены: выход в Южную Азию крайне важен для ММК, сокращающего присутствие на другом приоритетном для него рынке - в ЮгоВосточной Азии.

Компания «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) подписала три новых контракта с китайскими металлургическими предприятиями на поставку валков, которые будут изготовлены на УралмашСпецстали - подразделении дивизиона ОМЗСпецсталь в Екатеринбурге. Как сообщили в дирекции по связям с общественностью ОМЗ, для компаний Shougang Group и Tainjin Cold Sspanip Mill до конца 2006 года будут поставлены валки опорные, для компании Handan Iron and Steel с февраля по апрель 2007го - рабочие. Общая стоимость подписанных контрактов - около 2 млн долларов.

Уральские валки обошли украинских конкурентов

Новые контракты расширяют присутствие ОМЗ на китайском рынке высокохромистых валков. Цена на них на мировом рынке значительно выше, чем на изделия из рядовой стали. Поэтому в дальнейшем УралмашСпецсталь планирует увеличить выпуск этой продукции, в том числе и за счет контрактов с российскими металлургическими предприятиями. Отметим, что главный конкурент уральского предприятия Новокраматорский машиностроительный завод (Украина) не способен производить валки с повышенным содержанием хрома.

ОМЗ стала первой компанией в СНГ, вышедшей на этот рынок Китая: первый контракт стоимостью 500 тыс. долларов на поставку заводу Tangshan Iron and Steel Co Lspan. опорных валков с высоким содержанием хрома (5%) заключен в декабре 2005 года. Потребности китайского рынка, по экспертным оценкам, составляют около 200 тыс. тонн опорных и рабочих валков в год. Своими силами страна закрыть их не может, поэтому часть валков завозит из США, Бразилии и Японии.



Мы продолжаем знакомить читателей с представителями дипломатического корпуса западных стран. Очередной гость - глава американской дипмиссии в Екатеринбурге 53-летний Джон Степанчук.

Джон Степанчук
- Андрей Порубов


- Дедушка и бабушка покинули Украину в первую мировую войну: в те времена в украинских и русских газетах публиковались приглашения на эмиграцию в США и Канаду для занятий фермерством. Они были бедными крестьянами. В США поселились в штате Небраска, затем переехали в Массачусетс, где дедушка работал на заводе. Там отец познакомился с мамой - американкой греческого происхождения. Я вырос в православной семье, крещен в русской православной церкви в Массачусетсе.

Православный американец
- Господин Степанчук, расскажите о ваших украинских предках, как и когда они оказались в США?

- Да, это сельскохозяйственный штат. По типу окружающей среды он напоминает Южный Урал с его заповедниками. В школе я изучал русский язык. Затем поступил в Бостонский университет. Первая специальность - политэкономия, вторая, как у нас говорят, - руссоведение: язык, литература, история, политика России. В аспирантуре при университете Джона Хопкинса занимался международным правом, международной экономикой и вопросами Ближнего Востока. Там изучал арабский. Это были 70-е годы, время большого нефтяного кризиса. Тогда мне казалось: будущее мира - на Ближнем Востоке. Но этот регион не коснулся моей судьбы, если не считать работы в Турции. Так получилось, что в 1977 году правительство США организовало в Советском Союзе две передвижные выставки. Одна представляла графии, другая рассказывала о достижениях американского сельского хозяйства. Я получил контракт на два года как гид-переводчик и смог побывать не только в Москве, но и в Молдавии, Казахстане, Новосибирске, Уфе. Так я впервые попал на Урал.

- Как следует из официальной биографии, детство и юность вы провели в штате Нью-Хемпшир…

- Только в пределах выставки. Всех очень интересовало, как я, человек славянской национальности, получил в США хорошее образование и стал успешным. Меня спрашивали о размере пособий по безработице, о том, как у нас устроено медицинское обслуживание. Я старался отвечать объективно, не замалчивать проблемы нашей страны. Люди хотели проверить информацию, которую получили в советских газетах, например, истребляют ли в США индейцев. Многие вспоминали американские продукты питания и одежду, которые поступали в СССР по лендлизу.

- Тогда вы могли общаться с простыми советскими гражданами?

Голубь мира
- Могли вы тогда предположить, что через 15 лет Советского Союза не будет?


Уже в то время я активно интересовался религией. В Уфе посетил мечеть и православный храм. Это было на Пасху. Помню, какие-то молодые люди с черными повязками на рукавах не хотели меня пускать. Все решил американский паспорт. Но и в храме эти молодчики пытались сорвать службу, оскорбляли старушек. Я был шокирован тем, как в Советском Союзе притесняют верующих. Но вместе с тем уже тогда, глядя на прихожан, я чувствовал: Россию ждет возрождение религиозного сознания, будут процветать и православная, и мусульманская, и другие религии.

- До Украины вы работали в отделе Советского Союза Госдепартамента США. Чем занимались?

- Конечно, нет! Даже наше правитель-ство до последнего дня не верило в возможность распада СССР. Все опасались повторения «югославского варианта», были заинтересованы в стабилизации обстановки. Я работал в генконсульстве США в Киеве, когда на Украину приезжал Буш-старший: он просил украинских националистов быть сдержаннее. Но поезд уже пошел: на майдане появились первые палаточные городки, республика бурлила. В 1990 году мы открыли консульство, а уже через год оно стало посольством. Как дипломат и знаток украинского языка я работал с первым послом США на Украине. Я очень сочувствовал украинцам, но во время официальных и неофициальных встреч говорил одно: богатство Украины заключается в том, что это многонациональная страна. Мы всегда выступали за толерантность.

- Не могу не задать давно волнующий меня вопрос. В книге бывшего посла США в СССР Джека Мэтлока «Смерть империи» подробно описана политическая обстановка времен Горбачева. Там есть длинные пассажи о противостоянии старой и новой номенклатуры, о влиянии КГБ, о подъеме национального самосознания в отдельных республиках. Но вот, скажем, глава «Экономические невзгоды» занимает чуть более полстранички. Мэтлок пишет, что директора предприятий в советской провинции рассчитывали в основном на госзаказ, у них не было понимания основ рыночной экономики даже в общем виде. Очевидно, не хватало современных технологий работы, знаний о новых принципах управления. Почему американцы не усилили помощь Горбачеву на этом направлении? Почему, скажем, внедрение первых продуктов в области информационных технологий на металлургических предприятиях вроде Магнитки проходило по линии итальянской компании Olivetti, а первые бизнес-курсы для «красных директоров» были организованы Британией? Мог ли Горбачев рассчитывать на более серьезную экономическую помощь США, учитывая, что СССР фактически признал поражение в холодной войне?

- Составлял программы обменов в области культуры, образования и науки. В те времена нельзя было работать с частными лицами, все контакты проходили через советское правительство, поэтому я часто посещал посольство вашей страны. Работать было интересно: мы действительно способствовали развитию отношений между странами. Например, активно занимались школьными обменами. Многие наши проекты были включены в программу первых переговоров Рональда Рейгана и Михаила Горбачева, чтобы не складывалось ощущение, что их интересуют только ядерные ракеты. Конечно, мы занимались и большим PR. Я участвовал в разработке программы «Тысяча точек света», в рамках которой в СССР побывала Саманта Смит.

Очередной миф
- Менее года назад вы впервые приехали в Екатеринбург. Что вы знали о городе и насколько ваши знания отвечали увиденному?


- Как человек, работавший тогда в Госдепартаменте, свидетельствую: даже в период Горбачева Советский Союз был нашим противником. Существовало строгое ограничение на поставку технологий, которые могли быть использованы в военных целях. В те времена никто не думал, что экономическая система в Союзе изменится, что директивная экономика рухнет. Даже Горбачев об этом не думал, потому что начал с политических реформ. Не было ясных сигналов о перспективах внедрения принципов рыночной экономики. И даже после объявления гласности Горбачев не определился, он до самого конца хотел сохранить плановую систему, только усовершенствовать ее. Поэтому мы больше были заинтересованы в том, чтоб договориться по стратегическим вопросам, таким как объединение Германии и первая война в Персидском заливе. Проблем экономического сотрудничества всерьез не касались. Но после взрыва в Чернобыле у нас были контакты между энергетиками, а кроме того, проводился большой обмен специалистами по вопросам строительства в СССР доступного жилья, разрабатывались программы приватизации жилья и ЖКХ.

Встретили меня хорошо. Я сразу получил возможность общаться с представителями власти, деятелями культуры, познакомился с епископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. К слову, попросил у него разрешения петь в церковном хоре: до Урала я работал в Афинах и в свободное время пел в православном храме. Я старюсь регулярно посещать воскресные службы в Храме-на-Крови. Конечно, не всегда это удается: наш консульский округ - это 12 субъектов федерации, поэтому 50% времени я провожу в разъездах. Что скрывать: определенная культурная, политическая напряженность между нашими странами была и остается, но, очевидно, зная, что я славянин, православный, ко мне на всех уровнях относятся очень тепло. Я это чувствую.

- К сожалению, на Запад поступает не самая свежая информация. Да, мы имеем здесь консульство, но если ты не живешь в России, тебе сложно представить, что такое Урал и Екатеринбург. Люди, которые в свое время выехали на Запад из Свердловской области, до сих пор вспоминают дефицит продовольствия, давки в очередях. Я очень хотел занять вакансию в Екатеринбурге несмотря ни на что. Во-первых, пост генерального консула считается престижным. Во-вторых, я хотел узнать, как изменился регион за 30 лет. Я увидел совершенно другую Россию. Жизнь здесь оказалась намного лучше, чем я предполагал.

- Я принимаю представителей американского и российского бизнеса практически ежедневно. Если есть проблемы с тарифами, с торговлей, стараюсь помочь. В первую очередь мы информируем коммерческий отдел посольства, совместно ищем решения. Недавно появилась возможность нанять собственного специалиста по торговым вопросам: это будет гражданин России, хорошо владеющий английским языком. Его задача: помогать предпринимателям наших стран находить взаимовыгодные решения. Я сам, общаясь с местными властями, постоянно интересуюсь, какие новые проекты появились, что делается, чтобы заинтересовать американский бизнес, какие есть налоговые послабления или привилегии другого плана.

- В Афинах вы занимали должность советника по экономическим вопросам. Какие задачи поставлены перед вами в части расширения экономического сотрудничества теперь?

- Мы еще не достигли докризисного уровня 1998 года, но близки к этому. Урал и Западная Сибирь - третий регион на карте России после Москвы и Санкт-Петербурга, который интересует американского инвестора.

Зачем США Сибирь
- Как вы оцениваете уровень российско-американского делового сотрудничества на Урале и в Западной Сибири?

- В первую очередь отмечу Екатеринбург (в том числе в силу объективных причин: там расположены многие иностранные торговые миссии) и Челябинск. Назову еще Пермь и Тюмень. Даже в Ханты-Мансийске пытаются как-то диверсифицировать экономику. Уфа имеет серьезные финансовые ресурсы, там появилось много интересных проектов в сфере строительства и ЖКХ. В Башкирии планируют рост авиаперевозок, кардинальное обновление парка сельхозтехники. Поэтому американская компания John Deerе открыла в Оренбургской области завод по сборке комбайнов, которые будут поступать и в Башкирию.

- Какая территория близка к тому, чтоб создать комфортные условия для вложений?

- Для начала замечу, что я никогда не слышал таких слов из уст самой г-жи Райс. Хельсинское заключительное соглашение ОБСЕ 1975 года ясно обозначило (а последующие документы подтвердили) нашу приверженность идее суверенности и территориальной целостности государств. Члены ОБСЕ согласились с тем, что в соответствии с международным правом границы могут меняться только мирным путем и по договору. Таким образом, у нас нет и быть не может никакого коварного умысла в отношении Сибири. Распад России точно не нужен США. У нас полно забот в других частях планеты…

- Российские политики часто приводят афоризм Кондолизы Райс - «Сибирь слишком велика для того, чтобы за нее отвечала одна Россия». Причем, как правило, в негативной трактовке: мол, США хотели бы поуправлять нашей территорией. Как вы понимаете эти слова? В чем интерес США к такому важному для России геополитическому пространству, как Урало-Западносибирский регион?

Должен отметить и наши общие интересы в сфере обеспечения безопасности. США инвестируют немалые суммы (вложен уже примерно миллиард долларов) в проведение мероприятий по безопасному использованию и хранению ядерных материалов, в переработку химического оружия в Уральском регионе. Работа проводится в интересах обеих стран и глобальной безопасности.

Наши интересы на Урале и в Западной Сибири разнообразны. Освоение нефтегазовых ресурсов - безусловно, основное направление экономического сотрудничества. Крупным металлургическим и машиностроительным производствам может быть полезно применение американских технологий и инвестиций. Есть большой потенциал для развития сотрудничества в других сферах экономики. Наконец, растущее благосостояние делает наши рынки товаров и услуг взаимно привлекательными. Урал и Западная Сибирь с их динамично развивающейся экономикой и большими политическими амбициями - обширный регион в стране, которая имеет для США важное значение. Вот почему мы здесь.

- США - один из самых крупных в мире потребителей энергоресурсов, поэтому они заинтересованы в укреплении отношений с нефте- и газодобывающими странами, в том числе с Россией. Какие планы имеют американские власти и бизнес в развитии нефте- и газодобычи на территории консульского округа? Планируется ли расширение технологического сотрудничества в этой сфере?

Сырье и не только

А развитие экономического, научного и технического сотрудничества продолжается. Еще в феврале 2005 года подписано соглашение между администрацией Тюменской области (губернатором Сергеем Собяниным, который сегодня руководит администрацией президента РФ) и компанией Halliburton: оно предполагает привлечение местных предприятий к обслуживанию и ремонту сервисного оборудования. В 2006 году компания Schlumberger подписала инвестиционное соглашение с губернатором Владимиром Якушевым о предоставлении налоговых льгот. В ответ Schlumberger планирует создать учебный центр для подготовки российских и зарубежных специалистов из нефтегазовых компаний. Компания также открывает завод по производству электропогружных центробежных насосов. Общая сумма вложений - более 60 млн долларов, будет создано 400 новых рабочих мест, преимущественно для местного населения.

- По большому счету, вопросы энергетической политики сконцентрированы в Москве. Но когда я посещаю, скажем, Тюменскую область, то с разрешения посольства обсуждаю проблемы, связанные с лицензированием, преодолением административных барьеров. Это происходит нечасто.

- Если говорить о российско-американском сотрудничестве в регионе, какие проекты вы отнесете к числу наиболее успешных?

Мнение о том, что американцы заинтересованы только в разработке и вывозе сырьевых ресурсов, ошибочно. Американская компания Pratt and Whitney имеет продолжительные партнерские отношения с предприятиями «Пермские моторы», «Искра-Энергетика» и «Авиадвигатель». Общая сумма инвестиций в совместные проекты - 125 млн долларов. Напомню, что Boeing закупает на Урале до 40% титана, а его российский партнер корпорация ВСМПО-Ависма разработала специальный сплав металла для производства нового самолета Boeing 78 Многолетние контакты фирмы Emerson Process Management Rosemount Inc. с челябинской компанией «Метран» переросли в полноценное партнерство. Emerson профинансировал создание инженерно-научного центра. Российские и американские инженеры успешно разрабатывают технологии и на базе завода «Метран» производят высокотехнологичное оборудование, которое экспортируется во многие страны мира.

Сейчас нам очень интересна работа над национальными проектами. Мы можем говорить об использовании не только американского капитала, но и технологий для решения задач в области строительства, электроэнергетики, медицины. Например, администрация Челябинской области старается привлечь иностранных инвесторов к реализации национальных проектов на начальном этапе и регулярно информирует нас о возможности сотрудничества с местными компаниями. Посол США в России Вильям Бернс, посещая Челябинскую область, обсуждал эти проекты с губернатором Петром Суминым и депутатом Госдумы Валерием Пановым. Благодаря такому открытому обсуждению участие в проектах, предлагаемых Челябинской областью, становится для нас более понятно.

- Кроме тех, которые уже прозвучали, отмечу строительство завода керамических проппантов американской компанией Carbo Ceramics в Челябинской области.
В Екатеринбурге вот уже год действует совместное предприятие - завод сухих строительных смесей Penespanon: это результат взаимодействия компании «Уралпромсервис» и американской Penespanon. Сотрудничество Ижевского механического завода и компании Remington имеет большое будущее: американская фирма оценила высокое качество российского оружия и разрешила использовать свой бренд на некоторых его марках для дальнейшего экспорта. Всемирно известные торговые марки Pepsi, Coca-Cola, Sabway, McDonalds имеют свои производства на Урале, что свидетельствует о перспективности инвестирования в регион. В 2004 и 2005 годах представительства открыли такие корифеи консалтинга, как Ernst & Young, KPMG. Об освоении Уральского региона приняла решение American Insurance Group: в 2005 году заработали офисы в Екатеринбурге и Челябинске.

- В чем состоят сложности российско-американского делового сотрудничества в Урало-Западносибирском регионе? Какие проблемы чаще всего называют потенциальные инвесторы?

Проект «Урал промышленный - Урал полярный», в котором примут участие все субъекты федерации, входящие в состав УрФО, тоже интересен, но, к сожалению, дефицит информации не позволяет нам широко его рекламировать.

- Что вы можете сказать о визовой политике генконсульства США в Екатеринбурге?

- Слабая информированность о перспективных проектах - основная проблема для нас и американского бизнеса. Очень часто закрытость информации, нежелание местных чиновников делиться ею, становится причиной неучастия американских компаний в перспективных, на первый взгляд, проектах. Американцы называют четыре блока проблем для ведения бизнеса. Во-первых, протекционизм местных властей в отношении определенных секторов промышленности. Во-вторых, несоблюдение прав интеллектуальной собственности. В-третьих, отсутствие системы «одного окна» для регистрации компаний и решения их текущих вопросов, а также усложненная процедура регистрации иностранных граждан и их имущества. В-четвертых, коррумпированность на всех уровнях власти определенно отпугивает американских бизнесменов. У нас за коррупцию очень жестко карают.

- В последнее время в России активно обсуждается необходимость введения цензуры. Причем интересно, что говорят об этом не только представители власти, но и деятели культуры. Известный режиссер Андрей Михалков-Кончаловский высказал на телеканале «Культура» следующую мысль: свобода - это прежде всего ответственность, и если русский народ пока не может быть ответственным, значит, свободным ему быть рано. Даже некоторые американские политологи заявляют: они не уверены, что Россия должна идти по пути демократизации, ей сейчас нужна не демократия, а десятилетний период стабильности, «чтоб люди смогли заработать деньги». Вы согласны с этим?

- В прошлом году мы выдали 10 тысяч виз, посольство в Москве - 80 тысяч. Если еще несколько лет назад отказов в американской визе в целом по России было 25%, то теперь эта цифра снизилась до 17 - 18%. Статистика свидетельствует: интерес уральцев и сибиряков к США возрастает. За прошлый год в визовую службу генконсульства обратилось 12,5 тыс. человек, что на 50% больше, чем в 2004 году, и в два раза больше, чем в 2002 году. Нынче мы планируем выдать более 16 тысяч виз, ожидаем до 8 тысяч обращений только по летней молодежной программе Work and spanavel (Работа и Путешествие). Замечу, что в 2005 году по этой программе поступило 5,5 тысячи обращений, а в 2004-м - 3,8 тысячи.


Пылесос для аудиторов с клиентами
Продолжается экспансия на региональный рынок крупных аудиторско-консалтинговых групп. Местные клиенты притягивают столичные сети как магнит. Кроме того, в регион приходит московский и международный бизнес, создает здесь подразделения, а вслед за ним идут столичные аудиторы, обслуживающие головные компании. За год количество филиалов федеральных аудиторских сетей выросло в 1,5 раза до 3 На пятерку лидеров, четыре из которых - компании с московской пропиской, приходится более половины выручки всех участников рейтинга (52%).

В 2005 году объем выручки от проведения аудиторских проверок компаний - участниц рейтинга составил 742,8 млн рублей: это на 42% больше, чем годом ранее. Динамика рынка стабильно высока в течение уже нескольких лет: в 2003-м - 47%, в 2004-м - 39%. Количественный рост никак не перейдет в качественный: места на рынке хватает всем. Ситуацию в региональном аудите сегодня определяют два вектора, и оба действуют извне: это, во-первых, активный интерес федеральных игроков, а во-вторых, изменения в законодательстве.

Создавать дочернюю компанию в регионе с «нуля» - проект затратный и рискованный. Поэтому наиболее распространенный метод вхождения - присоединение местных компаний. Инструментом в большинстве случаев служат соглашения о присоединении и установлении партнерских отношений. Наивысшую активность проявляют крупнейшая российская сеть BKR-Интерком-Аудит (в ушедшем году расширила региональную сеть на семь новых партнеров) и эксклюзивный представитель BDO International в России БДО Юникон (в 2005-м заключила договор о сотрудничестве с тремя компаниями из Тюмени, Оренбурга и Перми).

Процесс установления партнерских отношений не всегда проходит безболезненно. Отклонения от заявленного стандарта качества способны негативно отразиться на бренде компании, ее «московском лице». «Как и в любом другом бизнесе, могут возникнуть некоторые риски при обслуживании клиентов, - подчеркивает заместитель генерального директора по региональному развитию ЗАО «БДО Юникон» Зоя Хайло. - Поэтому при выборе компании мы уделяем тщательное внимание безупречной репутации, качеству предоставляемых услуг, профессионализму персонала, готовности специалистов обучаться новым стандартам и технологиям».

Аудиторские компании работают в сфере интеллектуальных услуг, и основная часть дохода формируется усилиями персонала. Понятно, что наиболее ценятся партнерские отношения с региональной компанией, у которой профессиональный уровень сотрудников и контроль качества услуг соответствуют стандартам федерального уровня. Но почему не покупка, а партнерство? Отвечает заместитель генерального директора BKR-Интерком-Аудит Виталий Семенихин: «Купив компанию, мы можем сохранить кадровую базу, однако заинтересованность руководителей, мотивация всех ее специалистов снижается. В результате падает эффективность деятельности фирмы. Так воспитывается иждивенчество».

Эффект правильного сочетания интересов демонстрирует рейтинг: местные компании, ранее замыкающие список, вошли в состав крупных аудиторских сетей и вывели их в лидеры.

Заметим, что местные компании «комплексом жертвы» не страдают. Конечно, зачастую им делают предложения, от которых не отказываются. Но многие сами стремятся к интеграции с московскими аудиторами: уровень запросов клиента растет, и чтобы окончательно не потерять конкурентоспособность, регионалы обязаны работать, используя новые технологии, соответствующие требованиям международных стандартов. А федералы могут научить и поддержать.

Отменить лицензирование аудиторской деятельности и передать контроль за рынком саморегулируемым организациям должны были еще с 1 января 2006 года. Однако законодатели посчитали, что участники рынка не успеют адаптироваться к новым условиям. В итоге лицензирование продлено до 1 июля 2006 года: отсрочка дана, чтобы доработать необходимую правовую базу по СРО.

С вещами на выход

Второй вектор действует на рынок сверху: это законодательное регулирование. 16 февраля текущего года Минфин приостановил лицензии на осуществление аудиторской деятельности у 378 компаний - каждой двадцатой на рынке. Из отозванных - 52 компании с уральской пропиской. Поводом для отзыва стало нарушение требования закона «Об аудиторской деятельности», по которому в штате компании должно быть не менее пяти аттестованных аудиторов. Напомним: это решение Минфина - не первая попытка очистить рынок. В апреле 2005 года по этой же причине действие лицензий приостановлено у 627 фирм. Однако усилия Минфина ситуацию кардинально не изменят: на рынке остается немало компаний, качество аудиторских услуг и принципы работы которых дискредитируют профессию. На решение этой задачи и направлены грядущие законодательные изменения - замена государственного лицензирования аудиторской деятельности обязательным членством в саморегулируемых объединениях (СРО).

В субъектах РФ в силу слабости местных СРО или полного их отсутствия выполнять требования законодательства будет сложно. Но регионы готовятся. Так, по информации директора аудиторского агентства «Профессионал» Игоря Данилко, 25 марта в Уфе между министерством имущественных отношений Республики Башкортостан, Аудиторской палатой России и Межрегиональной аудиторской палатой Поволжья подписано тройственное соглашение о сотрудничестве. Оно предполагает усиление взаимодействия в проведении мероприятий по повышению качества аудиторской деятельности, а также влияния аудита на эффективность работы предприятий с государственной и муниципальной собственностью в республике.

Мнения игроков разделились. Одни считают, что переходный период может привести к дезорганизации рынка. Другие, наоборот, убеждены, что оттягивание сроков на ситуацию не повлияет. В любом случае изменения аудиторского рынка последуют за вступлением нормы в действие (см. «Своими руками»).

Новые правила, направленные на повышение эффективности и прозрачности тендерных процедур, несколько облегчат проведение конкурса для организаторов и подготовку документов для участия аудиторским организациям. «Сейчас акцент сместился на оценку информации о компании и технологии работы, - считает директор аудиторской группы “Капитал” Татьяна Басманова. - Но есть и минус. Вес финансовой составляющей снижен до 20% - предприятие может отдать предпочтение хорошему техническому предложению, но получить за него неподъемную цену. В нашей практике мы уже встречали госпредприятия, которые не смогли оплатить аудит по результатам конкурса».

Тем временем аудиторское сообщество активно обсуждает постановление правительства № 706, утверждающее новые правила обязательного аудита госпредприятий и предприятий с долей собственности государства более 25%. Предыдущее № 409, «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» (от 12.06.02), требовало значительных временных и финансовых ресурсов со стороны как аудиторских организаций-участников конкурсов, так и организаторов и членов конкурсных комиссий. Теперь конкурс должен проводиться не ежегодно, а не реже одного раза в три года. Извещения о проведении будут размещать в едином органе печати - информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги». В прошлом варианте конкурса основную роль играла цена, и самое дешевое предложение имело максимальные шансы на успех. Теперь участники рынка надеются, что по демпингу будет нанесен ощутимый удар.

Дополнительные материалы:

Расчищение аудиторского рынка и укрупнение игроков - благо, причем неизбежное: такова мировая тенденция. Конечно, важно поднять качество услуг, поставив в лице СРО заслон демпингу и «серому» аудиту. Но не менее важно не скатиться в монополизм, соблюсти интерес малого и среднего бизнеса, а для этого - сохранить сегмент небольших аудиторских компаний.

Участники рынка о перспективах развития аудита в условиях отмены лицензирования и введения обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО)

Своими руками
Ирина Миронова


- Отмена аудиторских лицензий объективно необходима. При этом очень важно, чтобы аккредитованные профобъединения аудиторов, которые будут выполнять контролирующую функцию, были максимально готовы. Но пока из семи объединений масштабную работу со своими членами ведут только Аудиторская палата России и в некоторой степени Московская аудиторская палата. Остальные либо не имеют опыта взаимодействия с большим количеством фирм, либо малочисленны и больше напоминают «клуб по интересам», чем саморегулируемое объединение. Рынок аудиторских услуг сегодня достаточно устойчив. Отмена лицензирования в условиях несложившейся структуры и функций профобъединений приведет не столько к его дестабилизации, сколько к недостижению желаемого эффекта от перехода на новую модель управления.

Владимир Шеметов, управляющий партнер ООО «ОргПром-Аудит» (Екатеринбург):

- На мой взгляд, отмена лицензирования аудиторской деятельности и введение обязательного членства в СРО принципиально не изменят ни подходов к работе компаний, ни структуры рынка. Сегодня для создания аудиторской фирмы нужна лицензия министерства финансов РФ. Для ее получения достаточно формального исполнения ряда требований, предусмотренных федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Уровень профессионализма не рассматривается. Аналогичные требования будут действовать и при СРО, только аудиторские организации станут платить членские взносы. Размер взносов если и вырастет, то незначительно: конкуренция между несколькими СРО сделает свое дело.

Татьяна Севастьянова, генеральный директор, аудитор-эксперт ЗАО Аудиторская фирма «Аудит-Классик» (Челябинск):

- Если процесс регулирования отрасли через СРО будет реализован формально, отмена лицензирования никак не повлияет на рынок. Если же СРО начнут бороться за повышение качества услуг и санацию рынка, изменения последуют: в частности, резко сократится количество игроков, увеличится спрос на услуги оставшихся на рынке аудиторов, и как следствие, вырастут цены. При отмене лицензирования проблемой может оказаться выработка критериев оценки качества работы компаний. Поэтому очень важно, чтобы в СРО был центр силы, способный профессионально, жестко и однозначно определить правила игры для всех - разработать и активно применять систему контроля качества аудиторской деятельности.

Евгений Безручко, первый заместитель директора БДО Юникон СОВА (Оренбург):

- В целом я поддерживаю переход на новую систему. Сейчас государство в лице Минфина РФ исполняет роль наблюдателя. Законодательно установленные функции регулирования аудиторской деятельности, в первую очередь лицензирование, Минфин выполняет четко. Но существует еще ряд функций (методология аудита, контроль за качеством его проведения), которые без поддержки аудиторского сообщества ему не по силам. Аудиторские услуги в России - узкоспециализированный, очень динамично развивающийся рынок, и государство не в состоянии оперативно реагировать на все изменения. Это должны делать профессионалы, объединенные в своеобразный профсоюз.

Антон Никитенков, директор по аудиту ЗАО Ассоциация «Налоги России» (Екатеринбург):


Александр Беляев, генеральный директор ЗАО «Бизнес-Аудит» (Тюмень):


Однако при переходе на новую систему могут возникнуть серьезные проблемы. Основная - недостаточный адаптационный период: полномочия Минфина передаются СРО, у которой еще не сформированы необходимые структуры. Переход на новую систему важно производить поэтапно, иначе появляется риск анархии, последствия которой придется исправлять очень долго.

Стоимость услуг на аудит из-за дополнительных расходов возрастет. При этом вполне возможна активизация организаций, демпингующих в ущерб качеству. Следовательно, часть малых аудиторских компаний уйдет с рынка. Но на их место придут новые игроки.

- Одна из основных целей введения лицензирования аудиторской деятельности - повышение качества аудиторских услуг. Однако сегодня система лицензирования носит в большей степени формальный характер и не может служить механизмом такого повышения. Более того, лицензирование оказалось инструментом искусственного сдерживания конкуренции на рынке аудиторских услуг. В этих условиях отмена лицензирования неизбежна.



Главная страница / Формирование