Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

На них пахать надо

Современное банковское учреждение невозможно представить без новых технологий - информационных, управленческих, маркетинговых. Каждый банк ищет свои подходы, они и обеспечивают ему конкурентные преимущества. Однако в соревновании идей и решений не стоит забывать: главное - интересы клиента, убежден директор управления корпоративных клиентов и бюджетов Уральского банка Сбербанка России Михаил Пономарев.

Михаил Пономарев

- Мы стремимся к тому, чтобы наши продукты сочетали в себе максимальное удобство, гибкость и безопасность. Например, мы очень основательно подходили к внедрению систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) для корпоративных клиентов, потому что важно было максимально отработать все вопросы, связанные с безопасностью расчетов. Сначала была реализована система «Клиент - банк», в которой взаимодействие с банком идет по выделенному каналу связи, а программное обеспечение устанавливается на рабочем месте клиента. Теперь появилась возможность соединения с банком по интернетканалам: безопасность его обеспечивается с помощью сертифицированных шифровочных устройств.

- Михаил Викторович, каких принципов придерживается Сбербанк, внедряя новые технологии работы с клиентами?

- Надо понимать, что Сбербанк - не совсем обычное кредитное учреждение.

- Но многие банки уже давно предоставляют такую услугу. Не боитесь опоздать?

- В чем именно заключаются уникальные преимущества Сбербанка, о которых вы говорите?

В Уральском банке Сбербанка России - 110 тыс. клиентов: такого количества нет ни у одного банка в регионе. И мы обязаны считаться с интересами каждого. Есть организации, которым проще, удобнее принести платежку в банк, чем устанавливать систему ДБО на рабочем месте бухгалтера. Конечно, для банка обработка таких документов обходится дороже, но мы не можем насильно заставить всех переходить исключительно на электронный документооборот: наш клиент не должен чувствовать себя обделенным. Поэтому мы решаем все задачи последовательно. Чтобы снизить собственно банковские затраты, разработана система BiPrint. С ее помощью упрощается процесс считывания платежных документов. Это первый шаг в отказе от бумажных носителей. Второй - создание удаленного рабочего места клиента. Конечно, большинство клиентов хотят и умеют пользоваться новыми технологиями. И мы исходим из принципа, что эти технологии должны быть первоклассными. Ряд уникальных разработок уже реализован. Вы можете поставить систему удаленного доступа в свой ноутбук, соединенный с сотовым телефоном, и управлять счетом в любое время из любой точки планеты. Такие технологии в сочетании с возможностями Сбербанка сильно облегчают жизнь клиенту.

Наличие огромного числа самых разных клиентов заставляет нас жестко сегментировать клиентуру и исходя из этого строить соответствующую систему продаж. Для крупных корпоративных клиентов функционирует отдел персональных менеджеров, здесь максимально применяется индивидуальный подход. Для малого бизнеса также разработаны специальные продукты и сейчас создается инфраструктура для их продвижения - центры обслуживания малого бизнеса. Хотя по большому счету малые предприятия вполне комфортно чувствуют себя и в наших обычных офисах. Только в Екатеринбурге действует семь отделений Сбербанка России. По сути, это семь самостоятельных банков, где каждый управляющий знает в лицо большинство клиентов.

- Сберегательный банк - большая сетевая структура. Поэтому эффект от внедрения любой новации здесь совершенно иной, чем в банке с небольшим числом подразделений. Сейчас огромным спросом пользуется такая услуга, как зачисление денежной наличности без открытия счета. Есть много компаний, имеющих подразделения по всей стране, которым мы предоставляем возможность сдавать выручку в любом отделении Сбербанка России для зачисления на расчетный счет компании, открытый в системе Сбербанка. Это удобно и экономично, плюс компания повышает управляемость финансовыми потоками.

- Индивидуальный подход к малому бизнесу требует создания специальной инфраструктуры. Она будет культивировать новое понимание бизнеса клиента, изучать его потребности и создавать специальные продукты. Центры роста малого бизнеса также будут выполнять задачу повышения квалификации персонала, который для работы с этой категорией клиентов необходимо готовить специализированно. Цель Сбербанка России - клиент, бизнес которого растет вместе с нами и благодаря нам.

- Почему тогда возникла потребность создать специальный центр по обслуживанию малого бизнеса?


Мост не выдержал испытания работающим на краю 20-тонным строительным краном: конструкции сложились под его тяжестью. Между тем управление по благоустройству администрации Екатеринбурга, заказавшее строительство, планировало в ноябре принять сооружение в эксплуатацию.

На прошлой неделе приступила к работе комиссия, обязанная выявить причины разрушения моста в Екатеринбурге, строящегося на перекрестке улиц Восточной и Шевченко. Обвалилось два пролета, над проезжей частью и железнодорожными путями, главным ходом Транссиба. ЧП произошло в конце рабочего дня 4 сентября. Удачное стечение обстоятельств отвело от гибели десятки людей: на дороге не оказалось скопления машин, а на рельсах - поездов. «Обрушение моста могло привести как минимум к деформированию вагонов, в худшем случае - к сходу состава с рельсов и человеческим жертвам», - подтвердил заместитель начальника службы по связям с общественностью Свердловской железной дороги (СвЖД) Юрий Киселев.

Проект моста разрабатывали специалисты института «Уралгипротранс», генеральным подрядчиком выступил Уралмостострой, возводил конструкцию мостостроительный отряд № 7
Репутация - в порядке


Убытков - на миллионы
Ущерб от обрушения составил более 200 млн рублей: 160 млн стоил сам мост, в 50 млн рублей оцениваются потери СвЖД от простоя и расчистки железнодорожного полотна. Прокурор Свердловской области Павел Кукушкин возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ» (наказание - от ограничения свободы на срок до пяти лет до лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового). Прессслужба прокуратуры сообщила, что расследование займет около двух месяцев. Основные версии: ошибка в проектировании, брак в строительстве, плохое качество строительных материалов.

Однако доводы в защиту строителей не менее серьезны: организация построила около 700 мостов и развязок в области и за ее пределами, а сейчас возводит по областному заказу мост через реку Туру стоимостью 3 млрд долларов. «Мосты, построенные 72-м мостоотрядом из сборных конструкций, стоят по 50 - 70 лет. Я бы не говорил, что технологии старые, они надежны, - утверждает пресссекретарь свердловского областного Управления автомобильных дорог Сергей Ибрагимов. - Это серьезная, солидная компания, за все годы ее работы я не помню, чтоб рухнул хоть один объект. У предприятия есть собственная материальная база, профессиональное оборудование для перевозки и монтажа. часть материалов выпускают сами мостостроители. у них проверенные, отлаженные связи с множеством производителей».

Конкуренты мостостроительного отряда подчеркивают: «Он работал по старой технологии, используя сборные железобетонные конструкции. Так давным-давно уже никто не строит, во всем мире строят монолитные мосты. Конечно, они дороже сборных на 10 - 15%. Но сборный железобетонный мост надо уже через 15 лет закрывать на реконструкцию, а монолитный и стоит дольше, и дополнительных расходов не требует».

Чиновникам в комментарии «Российской газете» вторит профессор Уральского университета путей сообщения Семен Скоробогатов: «Мы с коллегами смотрели чертежи и выяснили, что только 24 из 80 стержней арматуры пролетов моста были соединены между собой, как и предполагалось по проекту. Остальные концы арматуры планировалось закрепить в бетоне специальными приспособлениями. В этом и кроется ошибка проектировщиков: они понадеялись, что при неполном креплении основной арматуры балка выдержит расчетную нагрузку в 80 тонн. Но этого не случилось. Это элементарные, примитивные ошибки, которые улавливаются очень просто: надо взять карандаш, бумагу и сделать проверочный расчет. На это уйдет не более часа, но за это время можно предотвратить катастрофу».

Фундаментальная ошибка
Свердловский губернатор Эдуард Россель (строитель по профессии) и мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий тоже склоняются к тому, что строители не виновны. «Грубые нарушения технологии со стороны строителей маловероятны», - отметил мэр. «Судя по тому, как мост падал, это ошибки проектировщика», - заявил губернатор.

Генеральный директор «Уралгипротранса» Алексей Бизюков рассказывает: «В день происшествия я попросил сотрудников еще раз тщательно проанализировать проект. Вроде бы у нас все правильно. Такого рода конструкции опорных частей путепроводов не являются чемто новаторским. Этот подход давно освоен практикой. Есть и третья сторона: поставки некачественного металла, плохого цемента. Но это маловероятно».

Замглавы главы Екатеринбурга Александр Ляшенко заявил: «Ошибки в выборе проектировщика и исполнителя не было. Застройщик не вызывает никаких сомнений. Этой организации уже более 60 лет. Авторитет проектного института тоже непререкаем. В сентябре ему исполнится 70 лет. Это опытные, проверенные временем организации. Все мосты проектируются с 3 - 4кратным запасом по нагрузкам, так что серьезной ошибки проектировщика, приведшей к обрушению моста, быть не могло».

«Сказывается отсутствие технических отделов в строительных организациях. О них сегодня забыли, считают бесполезными. Фирмы экономят на специалистах, хотя недостатка в них нет. Очень слаб технический контроль», - свидетельствует Семен Скоробогатов.

Зри в корень
Опрос специалистов показывает: ЧП в Екатеринбурге отражает не частные, а системные проблемы строительной отрасли.

«Строительный бум требует быстрой подготовки проектной документации, а проектные учреждения не имеют для этого ресурсов», - вторит ему директор ООО «Техностройпроект» Евгений Бонин.

«Проектные организации получают за работу сущие копейки, всего 3 - 4% от стоимости квадратного метра. В Москве их услуги стоят вдвое дороже, в США они оцениваются в 15% от сметной стоимости строительства. В результате грамотные специалисты предпочитают искать более высокооплачиваемую работу, профессиональных проектировщиков не хватает катастрофически. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция - построить и сдать объект побыстрее, будь то автомобильный мост или жилой многоквартирный дом. Проектные компании зачастую сталкиваются со спешкой заказчиков, что является грубейшим нарушением», - указал «ЭУ» президент свердловской организации Союза архитекторов России Владимир Холмецкий.

Другими словами, мостоотряд строил объект, проект которого не был утвержден. Вопрос: каким образом были подписаны разрешительные документы? Надеемся, прокуратура поинтересуется этим у соответствующих чиновников. Городская администрация сообщила, что на месте рухнувшего моста будет возведен новый. Думаем, будет правильно, если его строительство будут организовывать и контролировать уже другие «ответственные работники».

А главную причину формулирует Алексей Бизюков: «Рабочее проектирование мы заканчивали к октябрю, без него утверждаемую часть проекта отправить на экспертизу было невозможно. Заказчик начал строительство раньше, чем появилась утверждаемая часть проекта».

Дополнительные материалы:

При подготовке статьи использованы материалы «Российской газеты», URA.Ru

- Ни в наше, ни в какое другое государственное экспертное учреждение проектная документация, насколько я знаю, представлена не была. Поэтому строительство моста было незаконным. Почему он всетаки начал строиться? Потому что городская администрация считает себя вправе выдавать разрешения на строительство в обход экспертных учреждений, в обход закона. И это уже превратилось в систему. Скажу больше: в наше учреждение ни одна городская служба проектную документацию еще ни разу не представляла. Жилые и административные здания, торговые центры в Екатеринбурге во множестве строятся без проведения экспертизы проекта.

Строительство моста было незаконным
Комментарий специалиста ГУ «Управление государственной экспертизы Свердловской области», пожелавшего остаться неизвестным:

В случае с мостом налицо нецелевое расходование бюджетных средств. За растрату 160 миллионов на строительство незаконного моста, а также денег на его демонтаж и реконструкцию, заказчик по закону должен нести уголовную ответственность. Не знаю, кто будет возмещать ущерб: администрация сама себе иск вчинить не может, у проектировщика и застройщика таких средств нет. Вряд ли мост был застрахован: в России типовые договоры подряда страхования объекта не предполагают. Мы не в Европе. Заказчики обычно удерживают часть суммы по договору до конца строительства, так и страхуются.

Вижу две причины сложившейся ситуации. Первая - неповоротливая государственная машина, которая не в силах работать оперативно, а за нарушение порядка согласований берет взятки и откаты. Вторая - неподготовленные заказчики, которые думают: «Построю быстро, а потом уже буду разбираться с документами, все равно не снесут».



26 сентября произойдет очередное событие в летописи деловых отношений Чехии и Свердловской области: в Екатеринбурге откроется выставка «Чешская Республика - ваш партнер».

- Карина Шелеповой

Проблемы неразвитости деловой инфраструктуры уходят в прошлое. Работа на Среднем Урале генерального консульства Чехии способствует упрощению взаимных визитов российских и чешских предпринимателей. Выдача виз растет ежегодно в среднем на 25%. Активизации поездок способствует наличие прямого воздушного сообщения между Екатеринбургом и Прагой: его обеспечивают авиакомпании «Czech Airlines» и «Уральские авиалинии». Наконец, нащупываются решения в области финансирования торговых контактов: Чешский экспортный банк предлагает выгодные условия. Следующим шагом на этом пути могло бы стать открытие в Екатеринбурге филиала одного из ведущих чешских банков.

- Взаимный товарооборот Чешской Республики (ЧР) и Свердловской области стабильно растет, - рассказывает областной министр международных и внешнеэкономических связей Виктор Кокшаров. - Если в 2000 году он составлял около 5 млн долларов, то в 2005м превысил 37,5 млн долларов и, судя по темпам роста в первом полугодии2006, к концу этого года достигнет 50 млн долларов. Таким образом, за последние шесть лет объем торговли возрос более чем в десять раз. Количество чешских и свердловских фирм, наладивших хорошие деловые отношения, из года в год увеличивается.

В апреле 2004 года подписано соглашение о покупке Объединенными машиностроительными заводами трех дочерних компаний Skoda Holding. Сделка касалась в том числе и консорциума Skoda Steel (заводы Skoda Hute и Skoda Kovаrny) и стала самым крупным российским приобретением в Чехии. Покупка активов, профильных для ОМЗ, была направлена на повышение капитализации компании. Кроме того, чешские предприятия имели стабильных заказчиков, и это способствовало расширению портфеля заказов ОМЗ, его возможностей на европейском и международном рынках. Сейчас, два года спустя, можно признать: от объединения чешских и российских предприятий в рамках дивизионов ОМЗСпецсталь и ОМЗАтом получен синер­гетический эффект. По объемам продаж дивизион ОМЗСпецсталь вошел в пятерку мировых лидеров в производстве крупных поковок с термической и механической обработкой. И если темпы роста продаж сохранятся, то уже в ближайшие годы ОМЗСпецсталь может стать компанией № 1 в мире по производству металлургических заготовок для машиностроения. Чешские предприятия ОМЗ интересны с точки зрения не только экономической эффективности, но и построения бизнеса: теперь можно наглядно сравнивать работу российских предприятий с зарубежными, использовать позитивный опыт и анализировать недостатки в целях повышения эффективности корпорации в целом.

Практика больших дел
Крупные предприятия играют основную роль в экономике Свердловской области, поэтому и доля весомых контрактов в общем объеме взаимной торговли преобладает. Пара примеров.

Примерно по такой же схеме (кредитование сроком до 5 лет под 4,5 - 6% годовых, 60% суммы контракта - на поставки чешского оборудования) проводится модернизация чешских станков Skoda на ОАО «Уралмаш», стоимость проекта - 2,1 млн долларов.

В мае 2005 года чешская внешнеторговая фирма ALTA a.s. и ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (УВЗ) подписали рамочный контракт об открытии уральцам через Чешский экспортный банк кредитной линии на 300 млн евро до 2009 года. Средства предназначены для модернизации мощностей по производству грузовых вагонов. По условиям договора УВЗ должен закупить на 40% от суммы контракта продукцию у чешских машиностроителей, на остальные - у любых мировых производителей. Первый этап реализации договора - поставка линии покраски вагонов чешской фирмы Galatek на 42 млн евро.

Есть и успешные совместные предприятия. Так, юридическая компания «НБ Консалтинг» оказывает комплекс юридических услуг по сопровождению внешнеторговых контрактов - как с Чехией, так и с другими странами ЕС. Компания «Ян Топол Урал» совместно со Свердловским гипсовым заводом и ОАО «Атомстройкомплекс» занимается производством очистных сооружений для бытовых отходов: чехи поставляют специальные модули водоочистки. В стадии подготовки проект создания в Свердловской области предприятия переработки стекла совместно с чешской компанией Sklosspanoj. Совместно с CKD Nove Energo рассматривается проект строительства в Свердловской области мусоросжигающего завода. И это только часть предложений.

Теория малых частиц
А вот доля малых и средних предприятий в товарообороте Свердловской области и Чехии пока ничтожна. На изделия из древесины (на Урале в этой отрасли работают в основном малые и средние предприятия), например, приходится всего 1% экспорта товаров в Чехию, это около 200 тыс. долларов в год. Та же картина с импортом продукции малого предпринимательства из Чешской Республики: 1,7% поставок составляют изделия из стекла, керамики и камня, 0,8% - продукция легкой промышленности и 0,1% - изделия из кожи.

- Российских предпринимателей, открывающих свое дело в ЧР, волнует налоговое законодательство. Оно по определяющим позициям близко к австрийскому и германскому. Это значительно облегчает предпринимательскую деятельность и расширяет ее границы. Как такового чешского рынка уже нет, есть европейский рынок. Российским предпринимателям тяжело представить, что в один день на границах исчезли таможенные посты и возникло общее пространство, свободное для перемещения товаров. Но это так.

Чешская компания Lord Bohemia (Прага), производящая детскую одежду, - пример бизнеса, организованного уральцем в Европе. Учредитель компании екатеринбуржец Николай Коротков начинал дело с розничного магазина, потом открыл второй, стал заказывать коллекции по своим эскизам и образцам. Сейчас Lord Bohemia поставляет продукцию в торговые центры Праги, Брно, Оломоуса, Чешских Будейовиц. Коротков так объясняет выбор:

Прага - второй дом
Между тем Чехия, привлекающая в последнее время около 5 млрд долларов иностранных инвестиций в год, стала настоящим раем для малого и среднего бизнеса. Судите сами. Чешское законодательство предусматривает: продажу инвестору участков под застройку за символическую цену, безвозмездную ссуду на создание каждого нового рабочего места, финансовую поддержку инвесторов, вкладывающих средства в исследования, разработки и связанное с ними развитие ориентированного на экспорт производства. На срок реализации инвестиционного проекта отменяются таможенные пошлины на импорт машин и оборудования. Вводится нулевая ставка подоходного налога сроком на 10 лет для вновь образованных юридических лиц и на пять лет - для уже зарегистрированных компаний, модернизирующих свое производство. Инвестор может также воспользоваться льготами, предоставляемыми различными специальными и региональными программами. В итоге в Чехию стремится бизнес со всего мира.

Один из факторов, безусловно негативно влияющих на развитие торговоэкономических контактов, - слабость административных инструментов. Сдерживает рост деловой активности и недостаток информации, причем как с чешской стороны, так и со стороны Свердловской области (см. «Движение с препятствиями»). Кроме того, в ЧР действуют четко регламентированные правила деятельности иностранных предпринимателей: для получения льгот компания должна соответствовать весьма жестким требованиям (см. «Как создать фирму в Чехии»). К сожалению, пока не все наши предприятия могут в полной мере им соответствовать.

К сферам чешского бизнеса, наиболее привлекательным для российских инвесторов, относится долгосрочная деятельность на базе владения какойлибо компанией. Например, в сфере туризма. Чехия славится горными курортами, зимними лыжными трассами, минеральными источниками. Предприниматели из России в основном приобретают отели в Карловых Варах, Марианских Лазнях или в центрах горного туризма. Стоимость туристических услуг, оказываемых клиентам, находится на общеевропейском уровне или приближается к нему, а цена строительства или покупки таких готовых объектов ниже, чем в соседних странах, например, на альпийских курортах.

Для въезда в страну необходима виза. Существуют визы сроком до 30 дней (туристическая), до 90 дней (позволяющая работать по найму) и до года - аналог вида на жительство. Через десять лет проживания с видом на жительство можно попросить разрешение на ПМЖ.

По мнению Николая Бабушкина, партнера юридической фирмы «НБ Консалтинг», «в Чехии легче адаптироваться, чем в других европейских странах: Германии, Италии, Франции. У чехов менталитет ближе к российскому, с ними легче общаться. В ЧР лояльная и дружественная среда. Кроме того, в Чехии, даже несмотря на вступление в ЕС, попрежнему дешевле недвижимость. Если говорить о бизнесе, то затраты на начальном этапе ниже, а конкуренция меньше, чем в других западноевропейских странах. Плюс относительно мягкое миграционное законодательство. Получить вид на жительство на один год - это простая задача, не требующая серьезных финансовых затрат. В основном уральцы покупают квартиры, рестораны, магазины, чтобы сдавать их в аренду».

Если говорить о краткосрочных инвестициях, актуальны операции по куплепродаже земли, строительству жилья. Инвесторы играют на значительной разнице между стоимостью земельных участков и участков, подготовленных под строительство, либо между ценой строительных работ и готового жилья.

Дополнительные материалы:

Разумеется, наиболее привлекательные объекты недвижимости располагаются в историческом центре Праги. Но никто из владельцев престижного жилья расставаться с имуществом не спешит. Поэтому многие российские предприниматели предпочитают селиться на окраинах Праги, где 3комнатную квартиру площадью 70 - 80 кв. метров в панельном доме можно купить от 50 тыс. долларов, а 1комнатную - от 30 тыс. долларов. В Праге для отечественных предпринимателей интересны районы Оржеховка и Ганспаулка. Они соответствуют всем требованиям комфортабельного жилья: здесь нет проблем с транспортом, вместе с тем это тихие зеленые зоны. Земля здесь гораздо дешевле, чем в престижных районах. Но если средства не позволяют думать о покупке отдельного дома с большим участком земли, стоит рассмотреть альтернативу: так называемые «рядные» домики на манер английских и американских таунхаусов. «Рядные» дома стоят впритык друг к другу и имеют небольшие земельные участки. В Праге подобное жилье обойдется в сумму до 100 тыс. долларов в зависимости от количества комнат (от двух до шести).

http://www.czechinvest.cz - CzechInvest (на английском языке)

Полезные интернет-ссылки
http://www.czechspanade.ru - Czechspanade в России (на русском языке)

http://www.mpo.cz - Министерство промышленности и торговли Чешской республики (на английском языке)

http://www.businessinfo.cz - Czech Business Info (деловой портал на английском языке)

http://www.expo.cz - список выставок в Чехии (на английском языке)

http://www.ceb.cz - Экспортный банк Чешской Республики (на английском языке)

Как создать фирму в Чехии
Наиболее распространенная правовая форма регистрируемых в Чехии фирм - S.R.O., аналог российского общества с ограниченной ответственностью. Количество учредителей варьируется от 1 до 50 человек. Минимальный уставный капитал составляет около 7 тыс. долларов. Чешским законодательством предусмотрены также другие организационноправовые формы компаний, однако на практике российские бизнесмены их редко используют: акционерные общества - изза большого размера уставного капитала (70 тыс. долларов) и требования зарегистрировать эмиссию акций; индивидуальное предпринимательство - изза ограничений на ведение некоторых видов деятельности.

http://exporters.czechspanade.cz - база чешских экспортеров (на русском языке)

Директор (еднатель) фирмы, имеющий право официально выступать от ее имени (подписывать документы, заключать сделки и т.д.), должен быть только гражданином Чехии или лицом, имеющим вид на жительство (годовую предпринимательскую визу) либо ПМЖ. Поэтому, если российский инвестор собирается лично управлять зарегистрированной компанией, ему необходимо на основании регистрации фирмы получить годовую предпринимательскую визу, провести собрание учредителей, внести изменения в устав и подать соответствующие документы в Торговый суд.

Регистрация фирмы занимает четыре недели. Проще всего регистрировать ее на частное лицо, тогда от российского инвестора потребуется только загранпаспорт. В дальнейшем для получения годовой предпринимательской визы на основании регистрации компании необходимо представить чешскую и российскую справки о несудимости, а также свидетельство о рождении, переведенное на чешский язык. Еще - подтверждение наличия места жительства (как правило, договор аренды жилья), денежных средств (выписка из банка, иногда принимают кредитные карты), страховку. Документы подаются в консульство ЧР в России, и только лично. Если же учредители - российские юридические лица, требуются учредительный договор, регистрационные документы, постановление учредителей о регистрации фирмы в Чехии, доверенность от исполнительного органа на конкретного человека, представляющего интересы российских учредителей.

Подготовил Артем Коваленко

Сайт www.justice.cz содержит реестр фирм, в котором можно найти любое юридическое лицо по учредителям, директору, названию и т.п.


Агро: бизнес по протекции…
В части производства российской сельскохозяйственной техники ситуация ухудшается. По данным Союзагромаша (Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК), за первое полугодие 2006 года в стране произведено 4,6 тыс. комбайнов: это 92,9% от показателей аналогичного периода прошлого года. Производство тракторов снизилось на 0,5% до 5,1 тыс. машин, плугов - на 49,8%, тракторных культиваторов - на 22,2%, сеялок - на 23,9%. При этом импорт сельхозтехники нарастает: в первом полугодии текущего года в сравнении с январем - июнем 2005 года он увеличился на 34% и составил 588,6 млн долларов.

Как сообщили «ЭУ» в прессслужбе ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил), предприятие готовится к подписанию договора с Елабужским автомобильным заводом (Татарстан) об организации сборочного производства пропашных тракторов. Спустя год после объявления в России национальных проектов отечественное машиностроение живет в ожидании заказов от их основных бизнесучастников - строителей и производителей сельхозпродукции.

- Звучит странно, но импортная техника получает доступ на рынок России на условиях более благоприятных, чем отечественная. Так, налог на добавленную стоимость российский производитель платит еще на стадии создания машины. Иностранный производитель может его или вообще не платить, использовав практику внесения техники в уставный капитал организации, или растянуть выплаты на несколько лет, применив режим временного таможенного ввоза, или уменьшить выплаты, занизив декларируемую стоимость техники.

Председатель совета директоров Союзагромаша Константин Бабкин объясняет тенденцию неравной конкуренцией продукции отечественного машиностроения с поступающей на внутренний рынок зарубежной техникой:

Производители связывают сокращение объемов реализации продукции с бедностью потребителей. «На производство и продажи нашей техники проведение нацпроектов никак не повлияло. Повлияла ухудшающаяся общая ситуация в сельском хозяйстве, - констатируют в ЗАО “ТехАртКом” (Челябинск; производство кормоуборочных комбайнов, жаток, сеялок). - Все более ощущается нехватка собственных средств хозяйств. Если еще в 2005 году практически вся техника, продаваемая в другие регионы (не в Челябинской области), приобреталась ими на собственные деньги, то в этом году на 90% в кредит Россельхозбанка и Сбербанка».

- У этой машины есть будущее, ее мощность позволяет работать с современными энергосберегающими комплексами и комбинированными машинами. Но для трактора второго класса тяги цена несколько завышена. Над РТ-М-160 еще нужно работать, и на Уралвагонзаводе этим серьезно занимаются.

Заметим, что открытие кредитных линий означает скорее не ухудшение финансового состояния сельхозпроизводителей, а рост их возможностей в привлечении банковских средств на выгодных условиях. Производители сельхозмашин вынуждены в таком случае выстраивать гибкие системы оплаты либо самостоятельно искать кредиторов или благотворителей, способных погасить за крестьян от половины до 100% стоимости техники. В роли благодетелей выступают федеральные или региональные власти. Так, на полях Свердловской области работают первые 19 универсальных пропашных тракторов РТ-М-160, выпуск которых освоил Уралвагонзавод, и все они приобретены за счет средств регионального бюджета. Начальник отдела технической политики министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Михаил Ревенко признался, что пока верх над экономической целесообразностью берет протекционизм:

Похоже, Уралвагонзавод проложил тракторам дорогу в Удмуртию. Во время визита в Ижевск в июне этого года Владимир Путин побывал на выставке сельскохозяйственной техники. Увидев нижнетагильский трактор и пообщавшись с представителями производителя, президент, со слов дилера завода, порекомендовал главе Удмуртии Александру Волкову покупать именно эти машины, а не харьковские. В результате правительство Удмуртии обязалось закупить в 2006 году 50 тракторов РТ-М-160, в 2007м по линии министерства сельского хозяйства России будет приобретено 150 машин. Таким незатейливым административным вспахиванием осваивается рынок сельхозтехники в Российской Федерации.

- Износ тракторного парка у нас составляет 80%, - рассказывает генеральный директор ООО «Россия» (Можгинский район, Удмуртия) Аркадий Вершинин. - И мы бы с удовольствием приобретали тракторы Уралвагонзавода хотя бы из патриотических соображений. В прошлом году в наше хозяйство на испытание был доставлен один РТ-М-16 Он способен производить все те же виды работ, что и харьковский. И имеет неоспоримые преимущества. Вопервых, созданы комфортные условия для работы: есть кондиционер, в жару и холод в кабине можно регулировать температуру. Вовторых, трактор на две тонны легче, что снижает давление на почву и соответствует агрономическим требованиям. Втретьих, дешевле: 1,3 млн рублей против 2 миллионов. Но дело осложняется тем, что правительство республики дотирует из бюджета приобретение тракторов Харьковского завода, выделяя 700 - 800 тыс. руб. на каждую единицу.

- Сегодня вся энергетика сельского хозяйства основана на тракторе. Для работы на современных широкозахватных агрегатах (как на обработке почвы, так и на посеве зерновых и других культур) требуются высокие мощности и высокие скорости. Но у нас в стране нет тракторов мощностью свыше 200 лошадиных сил.

… и «чародеи» на полях
Но лоббизм результативен, только если чиновники убеждены в перспективе того или иного производства. Рыночными отношениями здесь, конечно, не пахнет, но такой подход с определенными оговорками (убежденность чиновника - не всегда результат компетентности) стимулирует российских машиностроителей выпускать конкурентоспособную продукцию. В частности, Михаил Ревенко говорит о необходимости заняться производством мощных тракторов:

В нашем регионе Уралвагонзавод имеет, пожалуй, самые амбициозные планы: к 2010 году предприятие намерено производить

Генеральный директор Уралвагонзавода Николай Малых сообщил нам, что предприятие в перспективе намерено делать полную линейку тракторов - второго, третьего и четвертого классов тяги: «С этой целью нами совместно с “Челябинским тракторным заводом - Уралтрак” ведется разработка двигателя на 240 лошадиных сил».

В системе точечной господдержки производства перспективных видов сельхозтехники находится место и небольшим машиностроительным предприятиям. Так, в этом году на весеннеполевых работах на Среднем Урале впервые использовались комбинированные почвообрабатывающие посевные машины «Чародейка» производства ООО НПО «Экспериментальный завод» (Реж, Свердловская область). Прототип - французский агрегат, усовершенствованный с учетом местных условий. Машина создана на основе современных энергосберегающих технологий: совершает необходимые операции за один проход. Все десять «Чародеек», выпущенных заводом, приобретены за счет средств бюджета Свердловской области. Из этого же источника оплачивается покупка первого отечественного комплекса машин «Салют» для заготовки травяных кормов с упаковкой в пленку. Их делает пермский ОАО «Крестьянский дом» по итальянской лицензии, комплектующие поставляют более 30 конверсионных предприятий Уральского региона. В том же ряду - широкозахватные валковые жатки «Дрофа», агрегируемые с трактором РТМ16 Их выпускает предприятие «ТехАртКом», и производство увеличилось с 21 штуки в 2001 году до 182 в 2006м. Сборочная линия «Дрофы» создается в Рубцовске Алтайского края на базе ОАО «Сибсельмаш», налажен выпуск на базе омского ФГУП «Сибзавод». Помимо высокого качества всех этих машин Михаил Ревенко отмечает налаженный сервис: «Производители реагируют сразу, буквально на вторые, максимум третьи сутки из Челябинской области, Пермского края доставляются запчасти».

5 тыс. пропашных тракторов, а к 2015му - уже 10 тысяч и практически вытеснить с российского рынка украинских и белорусских производителей. РТМ160 включен в государственный реестр, что дает право на применение лизинговых схем при его покупке.

Четыре года в Тюмени работает совместное предприятие ООО «ТюменьФехта», учредителями которого выступают ОАО «Тюменские моторостроители» и немецкая компания Big Dutchman. Основное направление деятельности - обеспечение птицефабрик современным высокотехнологичными комплексами. Их выпуск увеличился за 2002 - 2005 годы втрое, до 32 единиц. Кроме того, на предприятии проработаны и уже изготовлены некоторые образцы оборудования для выращивания и опороса свиноматок.

Открытие мировыми лидерами сегмента сельхозтехники производств в УралоЗападносибирском регионе тенденцией пока не стало. Тем не менее отдельные факты уже есть.

Стройдормаш: на бульдозере за китайцами…
В отличие от сельмаша, производители строительнодорожной техники государственный протекционизм для продвижения использовать не могут. Поэтому конкуренция с импортом здесь гораздо острее. Ведущая на Среднем Урале строительная компания «Атомстройкомплекс» работает, например, преимущественно на импортных спецмашинах. У заместителя генерального директора по подготовке производства ЗАО «Тюменинвестстрой» Игоря Брежнева иная позиция: «Наша компания, основываясь на опыте применения и отечественной, и зарубежной техники, склоняется к первой. Башенные краны из Челябинска, погрузчики из Кургана отлично себя зарекомендовали. Эта техника нам больше подходит по соотношению цены и качества. Она дешевле в обслуживании и, что важно, практически не бывает проблем с запчастями».

В январе 2005 года в Оренбурге открылось сборочное производство американской компании John Deere. Собрано несколько десятков загрузчиков семян и пневматических сеялок, в долгосрочной перспективе планируется организовать сборку тракторов John Deere мощностью свыше 300 лошадиных сил.

- Влияние очень опосредованное, «прилетают» только отдельные заявки, - сообщил директор ООО «ОМЗ Дробильноразмольное оборудование» (производственная площадка Уралмаша, Екатеринбург) Сергей Червяков. - Мы знаем, что заказы на оборудование для производства стройматериалов в стране возросли, но закупается много импортных машин.

Представители уральского стройдормаша отмечают: реализация нацпроекта в области жилищного строительства практически не коснулась их производства.

К примеру, китайский самосвал грузоподъемностью в 30 тонн потребляет топлива меньше, чем 20тонный КамАЗ.

ахиллесовой пятой нашей строительнодорожной техники является значительный в сравнении с зарубежными аналогами расход топлива (он выше от 30 до 100%).

Следующая проблема - неразвитость фирменного сервиса отечественной техники. Чаще всего функции обслуживания выполняют сторонние ремонтные организации, не связанные с заводомизготовителем, при этом весьма острой становится проблема использования контрафактных запчастей:

Потребители говорят: при выборе техники они руководствуются прежде всего ее производительностью, экономичностью (затратами на топливо, ремонт и т.д.), условиями приобретения и сервисного обслуживания. Сегодня только КамАЗ имеет собственную аккредитованную лизинговую компанию, поэтому достаточно успешно продает по всей стране самосвалы. Во всех остальных случаях покупатель, как правило, вынужден сам искать лизинговую компанию, способную по его заявке связаться с заводомпроизводителем и организовать поставку строительнодорожной техники. Иностранные производители не только предлагают технику в кредит, но и привлекают к финансированию сделок западные банки. Отметим, что в текущем году в России отмечен рост спроса на лизинг строительнодорожной техники: в первом полугодии по таким схемам продано до 50 - 70% машин.

На фоне нерасторопности отечественного стройдормаша небывалую активность проявляют китайские производители, предлагающие практически всю линейку строительнодорожной техники. За пятьсемь лет они наладили различные формы сотрудничества со строительными организациями, в том числе передачу машин в технологическое опробование за символические деньги. Китайцы намерены закрепиться на уральском рынке, а для этого держат постоянный контакт с потребителями, моментально реагируют на замечания.

- Зарубежные производители оборудования считают дело выполненным только тогда, когда получили от потребителей обратную связь, а наши заканчивают работу на этапе получения денег. Продали - и до свидания. Как дальше работает техника, какого улучшения хотели бы потребители - этим никто не интересуется, - сетует представитель одной из уральских дорожностроительных организаций.

ОМЗ «Дробильноразмольное оборудование» выпускает конусные дробилки, барабанные мельницы для сухого и мокрого измельчения. «Для строителей сегодня наиболее важно обеспечить кубовидность щебня, и такое оборудование нами разработано, - рассказывает Сергей Червяков. - Подготовлено производство щековых дробилок. Это, как правило, головные машины щебеночных заводов». Эффект - рост заказов на оборудование. По словам директора предприятия, в этом году техники будет произведено и продано на сумму около 1 млрд рублей - в четыре раза больше, чем в 2005 году.

… а уверен - так обгоняй
Вместе с тем следует отметить успешную маркетинговую политику части уральских машиностроителей. Так, «ЧТЗУралтрак» большинство техники производит под заказы конкретных потребителей, что позволяет максимально учесть специфику условий эксплуатации. В разряде основной продукции, сегменте гусеничных бульдозеров мощностью 140 - 215 лошадиных сил, завод по итогам 2005 года удерживает 70% российского рынка, а в сегменте бульдозеров в 320 - 350 лошадиных сил - 31%. Результат впечатляет, если учесть: искусственных ограничений на продажу в России аналогичной техники ведущих зарубежных производителей нет. По итогам работы за семь месяцев 2006 года «ЧТЗУралтрак» увеличил объем продаж на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Однако в целом картину радужной назвать сложно. Прошлогодний опрос АЦ «ЭкспертУрал» в рамках исследования строительного рынка Большого Урала показал: всего 38% компаний предпочитают закупать импортную строительную технику, но именно на них приходится порядка двух третей техники возрастом свыше семи лет и 42% совокупного парка спецтехники. Причем мотивация во всех случаях одинакова: качество и долговечность зарубежной техники делают ее более конкурентоспособной по сравнению с отечественной.

Группа предприятий «Уралкран» (Нязепетровский краностроительный и Сухоложский крановый заводы) - один из крупнейших отечественных производителей башенных кранов (31% российского рынка) и грузозахватных механизмов (грейферов). С августа 2005 года «Уралкран» предлагает доставку башенных кранов непосредственно на строительную площадку заказчика, он организовал пять сервисных центров в России и Украине, проводит обучающие семинары для строителей. Если в год образования группы (2003й) выпущено 26 башенных кранов, то в планах этого - 140 машин. Компания намерена освоить новые конкурентоспособные модели: высотные башенные краны и крановые конструкции.

В подготовке обзора участвовала Ольга Евсеева

Итак, отдельные производители строительной и сельхозтехники уже сориентировались и предложили рынку вполне конкурентоспособные продукты. Очевидно, что рано или поздно деньги, направляющиеся в сельское хозяйство и строительный сектор по каналам национальных проектов, дойдут и до связанных с ними секторов машиностроения. Другое дело, что претендовать на этот пирог (неизвестного пока размера) будут европейские и китайские производители, а также соседи по СНГ. На наш взгляд, правильно, если отечественные производители будут поставлены если не в льготные, то хотя бы в равные условия с зарубежными конкурентами, прежде всего из Китая и СНГ. Для этого существует многократно опробованный на металлургах инструмент антидемпинговых пошлин, возможности государственного субсидирования кредитов на покупку продукции отечественного машиностроения. Финансирование государственного Росагролизинга следует сделать более стабильным, а в идеале - увеличить в несколько раз. Это даст российским производителям возможность и стимул активнее вкладываться в наиболее проблемные участки - сервисную сеть и качество.



Главная страница / Опережения рынка