Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Стремление от абсолюта

- Вадим, как создавалась ваша компания? Почему именно в Новоорске?

ООО «БозалАвтофлекс» (производственная площадка расположена прямо на границе с Казахстаном - в Новоорске Оренбургской области) включено в список поставщиков фаркопов в европейские страны. Как завоевать доверие зарубежных партнеров, рассказывает директор предприятия Вадим Терехин.

- Для каких машин предназначены ваши тяговосцепные устройства?

- Еще в 80е годы здесь работало совместное с венграми предприятие «Софлекс», собирало прицепы на базе венгерских комплектующих. Это была инициатива местной администрации, представители которой договорились с венгерской стороной на одной из автомобильных выставок в Москве. С развалом СССР в 1991 году все оборвалось. Потом венгры долго присматривались к ситуации в России. В августе 2000 года они рискнули и создали новое совместное предприятие, которым я сейчас руковожу. В апреле 2006 года международная компания Bosal вошла в наше предприятие в качестве основного учредителя. Сегодня инвестиционный пакет принадлежит бельгийскому, венгерскому и российскому капиталу. Работает у нас около 70 человек.

- Как вы реализуете продукцию?

- Нами освоено производство около 50 фаркопов на весь модельный ряд российских легковых автомобилей, для всех «Газелей», а также для «Бычка». Около ста видов фаркопов мы производим для иномарок - самых хитов. Наш потребитель - автомобилист, который относится к машине как к помощнику: ездит на дачу, практикует активный отдых, а без тяговосцепных устройств ни водный мотоцикл, ни катер не перевезти.

- Но на себестоимость должен существенно влиять размер транспортного плеча: Новоорск географически отдален от центра страны.

- У нас есть собственная торговая площадка в Подмосковье. Также мы работаем с крупными компаниями, которые занимаются торговлей автозапчастями в Москве, Петербурге, Екатеринбурге.

Западные лекала против гаражных технологий
- Конкурентов много?


- Транспортные расходы в себестоимости заложены в размере 7%. Если фаркопы продаются в центральных районах, расходы выше запланированных, если рядом с производством - ниже. Да, проблема существует. Но уже сегодня примерно половина продукции реализуется в Поволжье и на Урале. Мы верим в потенциал регионов, ведь Россия - не только Москва.

- Основных российских производителей фаркопов шесть, включая наше предприятие. Два располагаются в Подмосковье, по одному - в Питере, Омске и Йошкар-Оле. Но мы не рассматриваем друг друга в качестве конкурентов: каждый удерживает свою долю рынка. Время от времени встречаемся, обсуждаем способы борьбы с нелегальными производителями, которые берут наши модели и просто копируют без всяких сертификатов. В отличие от нас, они делают упор не на высокое качество, а на низкую цену: используют тонкий стальной лист, некачественную трубу, организуют производство даже в гараже. Считаю, это серьезная проблема: при перегрузке некачественный фаркоп может обломиться, создать аварийную ситуацию на дороге. К сожалению, не все автомобилисты это осознают. Среди них бывают и такие, которые приезжают к нам на иномарках стоимостью полтора миллиона рублей, а называешь им цену фаркопа в 3 тысячи, говорят - дорого. И начинают предлагать варианты удешевления конструкции за счет снижения ее качества.


Вадим Терехин

- Импортные фаркопы попадают в Россию под европейскими брендами, а где они на самом деле производятся, сказать трудно. Китайцы самостоятельно пока изготавливают не фаркопы, а более простые шаровые узлы. Их потребители оценивают так: красивые, блестящие, но нагрузку нормального прицепа не выдерживают. Мое личное мнение - в производстве тяговосцепных устройств определяющее значение будет иметь борьба технологий, а не дешевая рабочая сила. Технологии же создаются в Европе.

- Китайцы еще не теснят вас?

- Bosal имеет шесть производств вместе с нашим предприятием. Каждое выпускает около 400 моделей фаркопов (мы - пока 150), а общая номенклатура достигает 2 тыс. моделей. Наши учредители оценивают, на каком заводе дешевле выпускать ту или иную модель, и передают ему это производство. В Европе существует центральный склад, куда поступают фаркопы со всех заводов. Мы также попали в эту программу и в текущем году должны поставить 3,5 тыс. фаркопов на сумму около 150 тыс. евро (это около 10% от всей нашей продукции). Кроме того, с прошлого года у нас появился сильный дистрибьютор на Украине, в этом году мы планируем поставить ему продукции на 50 тыс. евро.

- Как вам удалось выйти на европейский рынок?

- Беда еще в том, что российские стандарты отличаются от европейских. Для внедрения новых моделей фаркопов на нашем предприятии организован собственный экспериментальный участок. Нам очень помогают европейские партнеры: мы им отправляем образцы, а они с помощью своих методик проверяют и выносят вердикт - соответствует продукция евростандартам или нет. Кроме того, они сами оформляют всю необходимую документацию: все-таки есть еще барьер для российского товара в Европу, во всяком случае, я его ощущаю. Если Россию, наконец, примут в ВТО, экспортно направленные предприятия выиграют, поскольку сейчас в Европе очень высокие ввозные пошлины на нашу продукцию.

- Соответствовать европейским стандартам качества непросто.

- Часть фаркопов мы производим по лицензионному соглашению с Bosal, но разрабатываем и свои модели. Дело в том, что российский автомобильный рынок сильно отличается от европейского: там много немецких машин, у нас - корейских, японских. Поэтому в Европе в первую очередь появляются фаркопы на новинки от Opel, Volkswagen, а в России - Toyota, Hyundai, KIA. В нашей стране уже немало китайских автомобилей, которым Европа пока ставит заслон.

Про пресс и прессинг

- Ваше предприятие выполняет чисто производственные функции? Модели фаркопов для вас разрабатывают в Евросоюзе?

Мы проводим маркетинг: что именно внедрять, для каких машин. Производители часто обновляют модели, и нам надо это вовремя уловить, чтобы наши изделия к ним подходили. Мы постоянно модернизируем фаркопы. Для этого нужна живая работа непосредственно с автомобилем, чтобы наши конструкторы видели его и у них появлялись идеи. Поэтому на предприятии имеется установочный центр: туда приезжают автомобилисты.

Каждый месяц мы внедряем минимум пять новых моделей тяговосцепных устройств. Кому-то это покажется мало. Но каждая модель должна выдержать определенное количество циклов на испытательном стенде. Потом идет подготовка документов для обязательной сертификации. Мы их разрабатываем и говорим: такой фаркоп будет хорошо продаваться в России. Тогда наши учредители решают, где эту модель выгоднее производить. Может, и не у нас. Или наоборот: нам европейцы дают заказ на производство по их моделям. Все решается экономической целесообразностью.

- На рознице мы зарабатываем мало, около 1 млн рублей в год. Но это нам важно для изучения измененных конструкций автомобилей, появляющихся на российском рынке. Например, недавно столкнулись с такой проблемой: Chevrolet Lacetti выпускается и в Корее, и в Калининграде, но на одни наш фаркоп подходит, а на другие - нет. Потому что на российской сборке в машину внесли определенные изменения, хотя внешне никаких особенностей не видно.

- Вы и в розницу работаете?

- Безусловно. В Европе уже давно не конкурируют качеством изделий. Это в России могут использовать металл марки пониже и потом продать изделие подешевле. Там строгие стандарты, которым фаркоп должен соответствовать. Например, теперь в Евросоюзе предъявляются требования к покраске - такие же, как и к кузовам автомобилей. Европейцы конкурируют только технологиями, и мы на них равняемся. В приобретение производственного оборудования уже вложили 23 млн рублей. На нашем предприятии широко применяются современные технологии: станки с ЧПУ, сварка с компьютерным управлением, немецкая лазерная установка резки металла (в Оренбургской области таких машин всего две), износоустойчивое порошковое покрытие всех деталей. А вот прессы предпочитаем отечественного производства. Наша прессовая техника высоко ценится, но не новая, а еще советская. Ее пришлось, конечно, чуть ли не полностью восстанавливать, но сама основа, собственно пресс, осталась прежняя: она сделана из качественного металла. Несколько прессов даже отправили венгерским коллегам.

- Для производства фаркопов, соответствующих евростандарту, необходимо использовать современное дорогостоящее оборудование.

- Конечно, и мы пытаемся им соответствовать. Но есть еще и российская специфика. Например, иностранцы не могли понять, почему у нас нет единого поставщика всех расходных материалов.

- Иностранные учредители переносят европейские стандарты на организацию работы предприятия?

Еще одна особенность. Когда я защищал перед иностранными учредителями наше штатное расписание, они не поняли, для чего нам нужен механик и энергетик.

В Евросоюзе, например, всеми видами метизов занимается один поставщик, прошедший жесткий конкурсный отбор. С определенной периодичностью его представитель сам приходит на завод и определяет, какой метиз заканчивается и когда нужны новые поставки. Обеспечение расходными материалами - его головная боль. У нас - наоборот. В итоге приходится постоянно работать минимум с пятью поставщиками.

Дополнительные материалы:

У них регламент: купили станок - фирма-продавец принимает на себя его техническое обслуживание. К сожалению, бизнес в России организован несколько иначе. Приходится с этим считаться.


Таблица. Крупнейшие компании пищевой промышленности

В 2005 году объем производства основных продуктов питания в УралоЗападносибирском регионе упал: мяса - на 7%, хлеба - на 6%. Положительную динамику демонстрировало только молоко: выпуск цельномолочной продукции увеличился на 3%.

Сливы подомашнему
Несмотря на проблемы, пищевая отрасль региона привлекательна для федеральных и иностранных инвесторов: ее плюсы в прозрачности структуры, быстрой оборачиваемости средств, близости к конечному потребителю. Ключ к рынку инвесторам дает покупка местных производств: ниже затраты на логистику и транспорт. Доля привозной мясной продукции не превышает, например, 10% местного рынка, причем в основном в премиум-сегменте.

Темп роста реализации предприятий пищевой промышленности в топ-400 также продолжил снижение: 2003й - 28%, 2004й - 25%, 2005й - 19%. Это закономерно. Большинство предприятий требуют технического переоснащения: устаревшее, энергозатратное оборудование гонит вверх себестоимость производства, а низкая рентабельность не позволяет провести модернизацию. Кроме того, покупатель, перешагнувший порог бедности, придирчивее относится к ассортименту и качеству продуктов: спрос перемещается из эконом-сегмента в средний и премиум.

Обострение конкуренции и приход крупных компаний способствуют улучшению маркетинга. Чтобы удержать покупателя, предприятия расширяют ассортимент, осваивают новые ценовые ниши. Так, челябинский макаронный холдинг «Макфа» в 2005 году сделал шаги в разных направлениях - выпустил пробную партию продукции быстрого приготовления и новый бренд Grand di Pasta в премиум-сегменте. Кондитерское объединение «Сладко» внедрило новый бренд «Счастливый день» (печенье разных видов).

2005 и 2006 годы богаты на сделки купли-продажи. Так, международный производитель пива Heineken приобрел екатеринбургскую «Патру», федеральный холдинг «Юнимилк» купил контрольные пакеты «Перммолока» и Шадринского молочно-консервного комбината, а «Вимм-БилльДанн» приобрел молочные заводы в Свердловской области и ХМАО. По данным журнала «Слияния и поглощения», на долю пищевой промышленности пришлось более 6% всех сделок такого рода на территории УралоЗападносибирского региона. В итоге следует ждать консолидации предприятий и сокращения числа игроков, особенно там, где их переизбыток - в молочном и хлебобулочном сегментах.

Мясо нарастет
Не менее важная тенденция - слияние перерабатывающего и сырьевого секторов. (Сегодня обеспеченность собственным сырьем в разных регионах Урала и Западной Сибири колеблется от 30 до 60%. Напомним, продовольственная безопасность региона обеспечивается при прохождении порога в 60%.) Пионеры слияний - мясоперерабатывающие предприятия: комбинат «Хороший вкус» реконструирует Горноуральский свинокомплекс, Екатеринбургский мясокомбинат развивает кормовую базу для будущего мясного стада в Курганской и Самарской областях. Сейчас по их стопам движутся переработчики молока и овощей.

У региональных производителей есть козыри: привычка потребителя и близость производства. Преимущество федералов - больше возможностей и для расширения ассортимента, и для рекламы.

Доходность агробизнеса при правильном его ведении привлекает крупные промышленные группы: к примеру, УГМК вплотную занялась сельхозпроизводством (подробнее см. «Качественная еда силовым методом», «Э-У» № 38 от 16.10.06), владелец строительной компании «Сатурн-Р» (Пермский край) приобрел контрольный пакет акций ООО «Русь» и собирается развивать молочное животноводство (подробнее см. «Чтоб не свернулось», «Э-У» № 37 от 09.10.06).

Процесс выгоден - переработчики не зависят от поставок сырья (особенно высок риск при использовании импорта). Кроме того, при сырьевом самообеспечении на 70% весь холдинг переводится на сельхозналог. Сельхозпроизводители в свою очередь могут взять кредиты под залог мощностей переработчиков.



Административные и политические условия чаще всего мешают нам верно уловить смысл и дух глобализации. Мы неизбежно описываем и оцениваем глобальные процессы, находясь в определенной точке пространства, под властью определенного государства. И обычно это искажает перспективу, заставляет мыслить границами и территориями, хотя эта логика в эпоху глобального мира уже не действует. Для разговора о глобальном нужен новый язык, который не укоренен в политических принципах нынешнего миропорядка.

Джон Урри
- Александр Крупнов


Глобализируясь - выделяйся
- Социологи очень долго смотрели на общество сквозь призму структур и классов, вы же говорите, что современный мир - переплетение множества потоков и сетей. В чем разница?


Социолог из Ланкастера Джон Урри полагает, что этот язык можно заимствовать из естественных наук - биологии, квантовой механики или аэродинамики. Урри, директор Центра изучения мобильности CeMoRe и бывший декан факультета социологии университета Ланкастера, написал несколько книг о меняющейся природе современного мира: «Конец организованного капитализма», «Взгляд туриста», «Потребление места» и другие. Сегодня он размышляет над тем, как придать новый импульс социологическим исследованиям глобализации, опираясь на разработки Ильи Пригожина в сфере синергетики.

Глобальные процессы - все равно что корни растений, которые проникают сквозь национальные границы, не останавливаясь ни перед какими административными барьерами. Потоки людей, информации, идей, технологий и вещей растворяют государственные границы и классовые различия, разрушают власть национальных обществ, которые раньше управлялись исключительно изнутри. Эта новая и многообразная мобильность - основа неорганизованного капитализма; это экономический порядок, который уже не умещается в национальных рамках и принципиально не поддается прямому управлению. Глобальная кооперация и распад замкнутых национальных рынков, новые множественные идентичности и формы капитала, глобальные государственные и гражданские организации, дирижирующие потоками образов в медиасреде, - лишь отдельные симптомы новой экономики и новой политики. Это капитализм неорганизованный и одновременно весьма сложно выстроенный.

- Есть принципиальное различие между тем, что я называю организованным капитализмом, или организованным социализмом, и «неорганизованным» обществом. В организованном обществе именно классы структурируют социальную жизнь. Государственное устройство отражало это классовое деление: классы существовали только в рамках национального государства и национального гражданского общества. Однако всего за несколько десятилетий структуры, служившие стержнем такой общественной организации, оказались опрокинуты и перемешаны, и ключевую роль в этом сыграла глобализация.

- Когдато локальные проблемы очень тесно переплетались с национальными. Но сегодня в одной точке пространства сосуществует множество политических и культурных общностей, одни все еще включены в национальные процессы, а другие уже встроились в международную динамику. Локальное не утрачивает свою значимость, оно, возможно, становится еще важнее, чем раньше, но только в контексте глобальных изменений. Многие думают, что глобализация - это гомогенный процесс, который приводит к унификации всемирного пространства. На самом деле глобальные процессы стимулируют локальное разнообразие и поиск идентичности.

- Как эта эпоха меняет смысл и значение локального?

Стабильности в мире нет
- Мысль о порядке, который строится из беспорядка, интригует. Эта идея почерпнута из физики?


Например, города начинают усиленно конкурировать между собой как центры туризма, науки, знаний и промышленности. Городские власти и местные бизнесмены ищут новые способы отличаться от других, создают особые локальные приметы, которые сделают их город уникальным, по сути - занимаются брендингом, маркетингом места. Что такое маркетинг, например, СанктПетербурга как туристического центра? Это не только восстановление фасадов зданий, не только усиленное внимание к истории, но и особый акцент на локальных традициях, формирование на их основе и вокруг них рыночных ниш. Или другой пример: чтобы стать привлекательным научнообразовательным центром, городу недостаточно просто иметь хорошие университеты. Нужны собственные научные школы и лаборатории, которых нет больше нигде, нужны выпускники, которые остаются в городе и участвуют в развитии образовательной среды - создают инфраструктуру, рабочие места и так далее.

- В естественных науках сегодня популярна концепция порядка на грани хаоса. Физики говорят о том, что многие системы пребывают в «метастабильном» состоянии - они близки к устойчивости, но не достигают полной стабильности. Точно так же работает современное мироустройство. Доминирующие структуры власти и организации сложно устроены, но возьмите их состояние в любой момент времени, и оно всегда окажется случайным и нестабильным. Это не жесткий порядок, а бесконечное упорядочивание, подобные институты должны вновь и вновь собирать себя. Вокруг нас множество могущественных организаций, но если они вдруг перестают уделять внимание собственной динамике, это огромный риск: их власть может мгновенно улетучиться при столкновении даже с незначительными неприятностями. И есть поворотные пункты истории, когда такие трансформации совершаются невероятно быстро.

Джон Урри


- Вы думаете, этот новый порядок пришел надолго?

Возьмем, к примеру, массовый упадок американских автомобильных концернов: 10 - 20 лет назад это казалось немыслимым, невероятным. Сегодня крупные компании работают уже не на национальных, а на глобальных рынках, где легко играть брендами и быстро распространять свое влияние на самые отдаленные уголки мира. Но, с другой стороны, те же бренды благодаря международным СМИ и интернету очень уязвимы. Да и в целом современный миропорядок - это прежде всего множество связей и взаимозависимостей, игроки постоянно меняют среду и сами правила игры. Нет никакой стабильной, регулярно выстроенной мировой системы. Конечно, есть организации, которые хотят этого добиться, но их действия, как мы видели в Ираке и на примере многих других региональных конфликтов, приводят к совершенно другим, непредсказуемым последствиям.

Прощайте, садовник
- Как будут функционировать в глобальной «неорганизованной» среде старые государственные машины? Ведь очевидно, что им придется изменить и свой взгляд на мир, и тактику действий.


- Происходящее во многом можно объяснить крахом империи СССР и упадком империи американской. Поднимаются новые силы, имеющие имперский потенциал - тот же Китай. Однако я думаю, что игра еще долго будет весьма непредсказуемой и хаотичной. В обозримой перспективе возврат к состоянию холодной войны уже невозможен. Вспомните, какое это было время: невероятная стабильность, консервация общественного порядка на обеих сторонах! И все это рассыпалось. А в 2000е годы, после 11 сентября, когда выявилась неспособность США контролировать повестку дня по таким вопросам, как изменение климата, культурное и политическое влияние Штатов было сильно подорвано, что подстегнуло длительный процесс их упадка. Образовался вакуум, который пытаются заполнить новые сущности, - радикальный ислам, новые экономические и культурные центры на Востоке и в странах бывшего СССР и, конечно, Европейский Союз. Перед нами множество соперничающих игроков, постоянно бросающих вызовы друг другу, и во многом это хорошо. Уже нет гегемона, мир вошел в длительную фазу турбулентности.

Я думаю, что нас ждет возврат к этим временам, к ситуации государства-лесника, поскольку современные госструктуры не справляются с избранной ролью. Они еще пытаются регулировать перемещения людей, но уже не могут контролировать движение идей, информации, интеллектуальной собственности. И даже с контролем за человеческими перемещениями возникают проблемы. Самая могущественная страна планеты, США, проявляет удивительную беспомощность в защите своих границ от нелегальных мигрантов из Мексики и других стран. Именно поэтому устоявшиеся либеральные демократии, такие как Соединенные Штаты, начинают вести себя довольнотаки нелиберально: они осознают кризис, но не могут побороть его традиционными методами.

- Во многих европейских странах обсуждается смещение государственной политики в сторону регулирования. Сегодня государство взимает налоги и активно участвует в общественной жизни, полагаясь на эти ресурсы. Но, возможно, уже в ближайшем будущем произойдет тот сдвиг, о котором я говорю, - государство будет гарантировать свободу рынков, поддерживать мобильность населения, координировать экологическую деятельность, но перестанет быть важным экономическим игроком. Скорее оно станет выполнять этические функции. Очень точную метафору использует социолог Зигмунт Бауман: сравнивая государства средневековья и нового времени, он рисует образы лесника и садовника. Лесник лишь защищает и поддерживает естественный баланс, садовник активно выстраивает свой порядок, культивирует формы жизни, кажущиеся ему полезными, пытается воплотить собственную утопию. Государства XX века, особенно Советский Союз или нацистская Германия, вели себя как садовники, в то время как их предшественники из прошлых эпох претендовали не более чем на роль лесника.

- Уже существует Европейский Союз - это как раз пример государства-регулятора. 25 стран отдали довольно существенные полномочия одномуединственному, не слишком, кстати, демократическому органу. И эти полномочия связаны не столько с деньгами, сколько с правом определять политический курс, задавать правила игры. Даже старые державы - Германия, Франция или Британия - подпадают под регулирование центральных органов, которые могут их пристыдить. Есть общесоюзная политика в сфере окружающей среды, по гендерным проблемам и вообще по вопросам социального неравенства. Этой политике должны соответствовать действия государств - членов ЕС. Часто можно услышать, что национальному правительству говорят: вы сделали мало для равенства полов, вы не приложили достаточно усилий для сохранения природы, почему вы не следуете общей линии Евросоюза. Вообще, стыд - очень важная в политическом смысле эмоция, она делает немало для объединения.

- Каковы реальные предпосылки такой трансформации государства?

- Боюсь, этого вряд ли удастся избежать. Национальные государства не могли функционировать без того, что можно назвать банальным национализмом: почитание флага и гимна, культ родного языка и границ. Новые глобальные структуры власти - и здесь я уже говорю не только о ЕС - нуждаются в своего рода «банальном глобализме». Это и новая этика, и новые образы - карта единой Европы, графии голубой Земли, рисунки земного шара; это новые символические фигуры людей, животных, природных объектов.

Образцовый порядок
- Не думаете ли вы, что эти меры - во многом показные?


- Иными словами, главное в новом порядке - не организация системы власти, а состояние символической надстройки? В одной из своих книг вы писали о глобальном гражданстве. Получается, это гражданство нового типа, которое не связано жестко с определенными политическими институтами?

К примеру, сегодня широко распространено мнение, что состояние тропических лесов отражает состояние всей планеты.

IV политический форум «Стратегические направления развития России: роль и участие регионов» прошел 6 и 7 октября в Пермском крае. В его рамках состоялась дискуссия, посвященная одной из самых болезненных региональных проблем, - реформе местного самоуправления. Модератором выступил председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. По итогам форума он дал интервью.

Вячеслав Глазычев

- На внедрение закона предполагалось потратить порядка 300 млрд рублей. В этом году федеральной целевой программой предусмотрена на это ничтожная сумма - 15 млн рублей, но в первом полугодии и эти деньги не выделены. Ожидания людей, пополнивших корпус депутатов советов первого уровня МСУ, поселений, оказались обмануты. Не прошло и года после введения реформы, как на уровне поселений уже ширится поток отказов от самоуправления. Это более чем дискредитация закона.

Вериги власти
- Вячеслав Леонидович, 1 января 2007 года исполнится год, как муниципалитеты стали жить по новым правилам: вступили в полную силу положения реформы МСУ, закрепленные 131м федеральным законом. Каковы первые итоги?

- Пороговая величина в тысячу жителей, определенная законодателем как основание для признания поселения муниципальным образованием (МО) первого уровня, введена без сколько-нибудь серьезного экономического обоснования, без учета региональной и местной специфики. Минимальный порог в общем случае не может быть ниже 30 тыс. жителей, проживающих на компактной территории. Каждое исключение из этого правила в сторону уменьшения нуждается в детальном обосновании. Расширение МСУ на поселения меньшей численности возможно, но по мере укрепления экономики регионов. К сожалению, в основу реформы заложен принцип единообразия любой ценой.

- Почему власти на низовом уровне местного самоуправления, на уровне поселений, отказываются от полномочий?

Или вот фрагмент заявления Ассоциации городов, поселков и сельсоветов Калужской области: «На сегодня за МО, существовавшими на момент принятия ФЗ131, закреплены такие собственные доходы и предусмотрена финансовая помощь в таких размерах, которые позволяют сформировать местные бюджеты на 2006 год, по размерам доходов и расходов в 2 - 5 раз (по различным муниципалитетам) меньшие показателей, фактически сложившихся в 2005 году».

Что вышло в итоге? Цитирую письмо, присланное в нашу комиссию жителями поселка Углеродный, ранее подчинявшегося городу Гуково, а теперь вошедшего в Красносулинский район Ростовской области: «В результате преобразований поселок лишен машины скорой помощи, поликлиника работает без врачей, физиотерапевтический кабинет разоборудован здравотделом города Гуково, больных из поселка в Гукове не принимают, дождаться скорой помощи из города Красный Сулин может не каждый… Поселковый совет остался без средств к существованию. За два месяца 2006 года в его бюджет поступила 1 тыс. рублей, что недостаточно даже для оплаты уличного освещения, которое сейчас обрезано гуковскими электросетями…». То есть даже при условии оставления всех налогов на местах собранные средства в абсолютном большинстве случаев для осуществления полномочий недостаточны.

- Обратного пути нет, поэтому следует двигаться по двум, по сути, противоположным направлениям. С одной стороны, приходится признать процесс обратной передачи полномочий с первого, поселенческого уровня на уровень муниципальных районов (иногда городских округов) неизбежным - с восстановлением статуса единых административных районов. С другой - важно обеспечить всемерную защиту от посягательств на самостоятельность тех малых муниципалитетов, что обладают экономическими и человеческими ресурсами для развития в рамках реформы.

Не замай!
- И каков выход из ситуации?


- О каких посягательствах речь?


Вот выдержка из письма главы муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского района: «Президент России на весь мир озвучил национальный проект восстановления АПК, а законодательное собрание Оренбургской области и губернатор Алексей Чернышев принимают закон, лишающий сельские муниципалитеты права распоряжаться землей и земельным налогом. Наши “законоблуды” одним махом кастрировали местное самоуправление в Оренбуржье, а потенциальных исполнителей национального проекта, селян, загнали на “скотный двор”, именуемый районом».

- Законодатель переоценил экономические и человеческие ресурсы малых поселений, но в то же время предоставил региональной власти столь широкие возможности самостоятельно определять форму местного самоуправления, что наиболее активные местные сообщества легко оказываются жертвами открытого произвола.

- Говоря о необходимости возврата полномочий с уровня поселений на уровень муниципальных районов, вы фактически предлагаете отказаться от замысла реформы - приблизить местную власть к населению. Для этого на низовом, поселенческом уровне и было создано огромное количество муниципалитетов.

Речь идет об областном законе от 15 декабря 2005 года «Об особенностях реализации ФЗ131 в переходный период». Статья 9 этого закона определила: 80% земельного налога, собираемого в новых МО, должно поступать в бюджет муниципального района. Это грубо нарушает статью 17 ФЗ131, не допускающую подчинения одного муниципального образования другому. Теперь Никольский сельсовет в одиночку сражается с губернией в Верховном Суде РФ.

Выход здесь видится такой. Весь объем администрирования нужно сосредоточить в муниципальных районах или городских округах. Но в представительных органах этих районов и округов должны быть главы поселений. Думаю, в этом случае назначение глав районов после утверждения представительным органом муниципального района стало бы мерой оправданной.

- Отвечу словами главы Обуховского сельского поселения (Свердловская область, Камышловский район) Галины Юдиной: «Средняя заработная плата в поселении за 2005 год составила 4218 рублей. Остро стоит вопрос безработицы, которая в свою очередь порождает преступность. Однако главная проблема - состояние ЖКХ. На сегодня эта сфера крайне непривлекательна для инвесторов. Большая часть предприятий ЖКХ - банкроты, имеющие многомиллионные долги. Помощи от местного бюджета ждать не приходится. Еще одна проблема в сельском поселении - нехватка кадров. Сейчас заработная плата специалистов составляет около 3 тыс. рублей. Какими возможностями социально-экономического развития обладает в таких условиях поселение? Приблизить власть к народу - идея красивая. Но власть крепка, когда у нее есть деньги».

- Наша позиция - реализм, а потому практическому внедрению ФЗ131 необходимо придать избирательность. Советская схема определения городов и поселков районного подчинения отчасти учитывала реальное многообразие ситуаций. Против такой избирательности, несомненно, будут выступать региональные власти, предпочитающие унификацию, и районные элиты, стремящиеся к полноте контроля над поселениями. Однако во всех случаях, когда сельское поселение имеет основания в полном объеме взять на себя обязательства по закону об МСУ и выражает стремление жителей к этому, оно должно получать это право.

- Выходит, сосредоточение всего объема администрирования в муниципальных районах и городских округах - это воспроизводство системы административных районов, унаследованной от советской эпохи?

- В целом, на мой взгляд, в основу концепции реформы МСУ заложен антиурбанизм. Законодатель исходил из необходимости сплошного заполнения территории страны муниципальными образованиями. С учетом низкой плотности населения и гигантских расстояний между поселениями в значительной части субъектов РФ это безосновательно. А языковая новация «городское поселение», не имеющее аналогов в урбанистическом знании, введена в оборот без какоголибо внятного обоснования, в отличие от понятия «городской округ». Но и оно не доработано: различение на «город» и «городской округ», если в состав последнего включается ряд сельских поселений, естественно.

Приблизить город к деревне
- Мы говорили о поселениях. А соответствует ли реформа интересам районов и городов?

Земельный налог, взима¬емый на межселенных территориях – 100%

Поселения не обладают налоговой базой для политической и экономической самостоятельности
Постоянные налоговые источники муниципальных образований разных типов Городские и сельские поселенияМуниципальные районыГородские округа Земельный налог - 100%

Налог на имущество физических лиц – 100%

Земельный налог – 100%

Налог на имущество фи¬зических лиц – 100%

Налог на имущество физических лиц, взимаемый на межселенных террито¬риях– 100%

Налог на доходы физических лиц – 20%

Налог на доходы физических лиц – 10%

Единый сельскохозяйственный налог – 30%

Налог на доходы физических лиц – 30%

Единый сельскохозяйственный налог – 60%

Единый сельскохозяйственный налог – 30%

Единый налог на вмененный доход – 90%

Единый налог на вмененный доход – 90%

Государственная пошлина – 100%

Государственная пошлина – 100%

Что касается муниципальных районов, приведу такой пример. В Муроме 132 тыс. жителей, а в Муромском муниципальном районе - 16 тысяч, с понятными последствиями для районного бюджета. Однако неоднократные обращения администрации района с просьбой об объединении отвергнуты на основании закона. В ФЗ131 не предусмотрена возможность объединения муниципального района и городского округа. Вопрос о закреплении статуса «города» или «городского округа» можно было бы решать исключительно путем референдума, городской округ в отдельных случаях мог бы совпадать с границами муниципального района, и это решение не должно зависеть от решения регионального заксобрания. Необходимо внесение соответствующей поправки в ФЗ131.

Источник: Институт экономики города (Москва)

- А в чем конкретные проблемы городов и городских поселений?

- Андрей Порубов


А в Новосибирской области наукоград Кольцово получил статус городского округа и успешно развивается: не только имеет профицитный бюджет, но и оказывает поддержку федеральному центру вирусологии «Вектор».

- Целая проблема - перипетии, связанные с борьбой городов за статус городского округа. Такой статус дает им частичную экономическую автономность, собственный бюджет и право на прямые субсидии из регионального бюджета. Здесь можно упомянуть наукоград Пущино в Московской области, глава которого обращался к нам в Общественную палату. Цитирую: «Серьезным тормозом в развитии Пущино является отсутствие необходимых органов исполнительной власти: налоговой инспекции и служб - регистрационной, самостоятельной пожарной, паспортно-визовой, лицензионной и ДПС. В сложившейся ситуации по любому вопросу жители Пущино и работающие здесь предприниматели, а также сотрудники Академии наук вынуждены ездить за 30 км в Серпухов, выстаивать там многочасовые унизительные очереди. Особенно критична эта ситуация для развивающейся инновационной сферы наукограда».

- Как я уже сказал, вопервых, принцип антиурбанизма. Во-вторых, стремление администраций районов при поддержке региональных властей сохранить контроль за городскими поселениями. Вот, например, выдержка из обращения в Общественную палату главы городского поселения Оболенск Серпуховского района: «По закону Московской области, администрация городского поселения должна работать по смете, без своего бюджета. При этом в смете, утвержденной советом депутатов Серпуховского района, выделены средства только на содержание аппарата администрации. Остальные статьи расходов либо отсутствуют, либо настолько мизерны, что не позволяют проводить никаких серьезных мероприятий. Под большим давлением со стороны главы Серпуховского муниципального района все вновь избранные главы городских и сельских поселений нашего района (кроме меня) свои полномочия передали обратно в район… Им обещали большие проблемы в нашей дальнейшей работе, никакого финансирования со стороны районного и областного бюджета».

- Отчего же городским поселениям не позволяют обрести статус городского округа?

Главный нацпроект
- В основу реформы заложен принцип четкого закрепления налогов за муниципалитетами. В частности, на местном уровне полностью оставлен налог на землю и имущество физлиц, а также доли ряда федеральных налогов в зависимости от типа МО. По задумке, это должно стимулировать экономический рост муниципальных образований. Что на практике?

Это не означает, что нужно автоматически предоставить статус городского округа любому малому городу. Большое их число, в особенности те, весь жизненный уклад которых основан на деятельности одного предприятия, дышат на ладан. Тем не менее мы настаиваем: необходима поправка к закону, восстанавливающая статус «город» для нынешних «городских поселений».

- Но в реформу заложен и принцип выравнивания территорий с помощью региональных бюджетов.

- В действительности произошло резкое падение собираемости средств, а с ним - рост масштабов неофициальной экономики, особенно в зоне влияния крупных городов. При этом местные администрации лишены теперь права на получение информации об уплате налогов юридическими лицами, и это сокращает реальную налоговую базу в том, что касается федеральных налогов.

- Главы регионов увязывают перспективу решения проблем муниципалитетов с введением назначаемости глав городских округов. Губернаторов уже фактически назначают, и им не терпится «отоспаться» на уровне местного самоуправления. Как вы относитесь к этой идее?

- Могу привести такой пример. Город Шуя Ивановской области, собирая 1,2 млрд рублей налогов во все бюджеты, имел в 2005 году в своем распоряжении лишь 200 миллионов. Во время зимних морозов лопнули металлические конструкции моста через небольшую реку Тезу, мост давно требовал замены. Смета на строительство нового - 360 млн рублей. Таких средств нет не только в городском бюджете, но и в областном. Теперь Шуя, а затем область должны ходатайствовать перед министерством транспорта РФ.

Что будет, если назначать мэров? Могу процитировать главу Екатеринбурга Аркадия Чернецкого: «Областные власти вряд ли будут эффективно заниматься организацией водо, тепло-, электроснабжения населения муниципалитета. За 15 лет в эту сферу со стороны областного бюджета не вложено ни копейки. А мы каждый год привлекаем свыше 1 млрд рублей из внебюджетных источников, чтобы поддерживать энергетику. Мы хоть раз город заморозили? Разве областные специалисты знают специфику взаимоотношений с городскими службами? Если строительство дорог отойдет области, в течение года не будет построено ни одного километра изза того, что область не будет знать, как согласовывать эти вопросы».

- Такие законопроекты готовятся в федеральном правительстве и Госдуме. Их поддерживают главы регионов, Эдуард Россель, например. Их принятию надо всячески сопротивляться. Крупные города создают основной объем внутреннего регионального продукта, а потому нуждаются в значительно больших затратах на поддержание городской среды, ЖКХ и социальной инфраструктуры. В этом и причина конфликта региональных и городских властей.

- Идет сбор предложений от городов и субъектов федерации. Опираясь на этот материал, наша комиссия намерена предложить Общественной палате осуществить эксперимент по разработке серии пилотных проектов, в рамках которых следовало бы апробировать альтернативные модели развития МСУ в системах «районный центр - муниципальный район». Это необходимо сделать, по меньшей мере, в трех федеральных округах в первой половине 2007 года. Затем нужны поправки в закон о местном самоуправлении, в Бюджетный, Налоговый, Земельный, Водный, Градостроительный и Жилищный кодексы. Реформа местного самоуправления - это самый главный национальный проект. Если мы исполним его, то исполним и все остальные.

- Круг проблем обозначен. Что будет предпринимать Общественная палата, чтобы изменить ситуацию?



Главная страница / Опережения рынка