Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Низкий старт

Заключения договоров уральские компании ждут и от российской национальной выставки, которая откроется 8 ноября в китайском центре международной торговли в Пекине. Здесь под лозунгом «Россия и Китай: новые пути торгово-экономического сотрудничества в XXI веке» будет представлена продукция около восьмисот предприятий из 46 субъектов РФ. Среди ведущих экспонентов - ФГУП НПО «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил, Свердловская область), медицинский центр ортопедической хирургии имени академика Илизарова (Курган). В состав официальной делегации от УрФО войдут полпред Петр Латышев и четыре губернатора - Александр Филипенко (ХМАО), Юрий Неелов (ЯНАО), Эдуард Россель (Свердловская область), Олег Богомолов (Курганская область).

Тезис, вынесенный в подзаголовок, - квинтэссенция итогов российско-китайского форума, посвященного стимулированию торговли машинно-технической продукцией, прошедшего во второй половине октября в Екатеринбурге. По итогам переговоров подписано шесть контрактов (см. «В новой плоскости», «Э-У» № 39 от 23.10.06). В их числе, например, соглашение о создании СП по производству машин термической и плазменной резки харбинским научнотехническим предприятием «Сы Хай» и первоуральским заводом комплектных металлоконструкций «Кометкон».

Поднебесные отношения

Одной из первых ласточек в обновленных контактах КНР и Урала станет СП с китайской компанией «Фав» на базе Новоуральского автомобильного завода (АМУР). Речь идет о сборке китайских автомобилей. По словам руководителя отдела маркетинга и прямых продаж торгового дома «АМУР» Сергея Казанцева, сейчас китайские специалисты изучают производственные возможности завода. В ближайшее время будут определены типы автомобилей, предполагаемых к выпуску, сроки работы и сертификации машин, объем первой партии.

Накануне выставки заместитель министра иностранных дел КНР Ли Цзиньчжан заявил, что именно СП в регионах России станут базой для активизации китайскороссийских экономических связей.

Партнеров для организации СП по выпуску дизельных двигателей ищет и китайская автомобильная компания «Золотой дракон» (Сучжоу). По мнению представителей «Золотого дракона», СП выгодно создавать именно в России, главное преимущество которой - мощный инженерный потенциал.

Сотрудничество с китайскими компаниями выгодно для расширения номенклатуры техники, традиционно производившейся на «АМУРе», оно будет способствовать увеличению объемов производства и повышению стабильности работы завода, считает Сергей Казанцев. По его мнению, уровень инженерных решений и технологического оборудования, использующихся на ведущих автомобильных предприятиях КНР, позволит продукции СП занять свой сегмент на российском рынке.

На Среднем Урале можно создать целый ряд СП, считает министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров: «Мы ведем переговоры о совместных проектах, связанных с обменом машинно-технической продукцией. Это, например, поставки оборудования для производства цемента, часть комплектующих будет производиться на екатеринбургском Уралхиммаше».

Недавно китайская авиационная импортноэкспортная корпорация по авиаимуществу (Пекин) приобрела пять российских самолетов Ту-20 Главный экономист компании Ян Яньли рассказывает: «Достигнута договоренность о том, что ОАО “Пермские моторы” будут обслуживать приобретенные лайнеры. Теперь будем искать партнеров на Среднем Урале для организации выпуска тестирующих систем для авиаоборудования».

Заместитель министра коммерции КНР Ляо Сяочи, посетивший Екатеринбург в середине октября, отметил: Китай и Россия не совсем удовлетворены уровнем сегодняшних экономических отношений. Новые формы взаимодействия предполагают создание СП и увеличение доли высокотехнологичной продукции в общей структуре экспорта РФ в КНР.

Через Запад на Восток

По мнению первого заместителя исполнительного директора Союза оборонных предприятий Свердловской области Александра Ахматова, и российская, и китайская стороны заинтересованы в сотрудничестве. КНР в первую очередь обращает внимание на нашу высокотехнологичную продукцию, благодаря которой россиянам удается успешно конкурировать не только с китайскими, но и с европейскими производителями. Нам же нужно брать пример с КНР в умении налаживать производство.

- Вдумайтесь, - говорит председатель исполкома межрегиональной Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Сергей Воздвиженский. - В Китае самые высокие темпы развития промышленности, эта страна производит треть мировой стали, 65% текстильных изделий, 60% обуви. Только в легкой промышленности КНР работает 20 млн человек. На китайских предприятиях самые современные станки плюс высокий уровень организации производства. Наше сотрудничество с КНР должно предполагать технологическую, инженерную составляющую. Игнорировать такого соседа, как Китай, невозможно.

По словам Виктора Кокшарова, возможности для увеличения поставок высокотехнологичных товаров в КНР есть. Например, уральские компании готовы принять участие в проекте модернизации промышленных предприятий Харбина, которые создавались советскими специалистами еще в 50е годы прошлого века. Для обновления оборудования китайское правительство разработало специальную программу, под реализацию которой выделяются значительные средства. Свердловская область планирует подписать соглашение о сотрудничестве и с СиньзяньУйгурским районом КНР. Он располагается на западе страны, в экономически слабой ее части. Здесь сосредоточены большие запасы газа, нефти, других полезных ископаемых, предполагается строительство целой сети газопроводов и различных промышленных предприятий. Чтобы выровнять экономическое развитие регионов и создать новые стимулы для подъема экономики западных областей, правительство Китая приняло специальную программу «Go west» («Поход на Запад»).

Именно поэтому встреча с главой Генконсульства КНР в уральской столице Се Цзиньинем состоялась в редакции «Э-У». Наше общение началось еще в лифтовой кабине: консул отметил, что в Екатеринбурге недвижимость такая же дорогая, как в Пекине. Выше цены только в Шанхае. Живет дипломат в гостинице «Вознесенская», куда переехал из «Октябрьской». «На новом месте ближе к властным структурам, но зато не так спокойно», - рассказывает Се Цзиньин.

Се Цзиньин

- Работа, направленная на открытие консульства, началась еще в 2004 году. Тогда было подписано соглашение между правительствами КНР и России об учреждении дипмиссии в Екатеринбурге. На Средний Урал я приехал несколько месяцев назад, все это время мы вместе с областным правительством подбирали помещение.

Ускорение и новое мышление
- Господин консул, когда у дипломатической миссии Китая появится свое здание?

- Сначала мы должны найти временное помещение, а потом российская сторона предоставит земельный участок для строительства.

- Вы рассматриваете уже существующие апартаменты или планируете построить новое здание?

- По соглашению двух стран в состав консульского округа вошли Красноярский край, Новосибирская, Омская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области.

- Какова география деятельности Генконсульства?

- Недавно я побывал в Новосибирске, принимал делегацию из Китая. В другие области пока только планирую попасть. Придется ускоряться.

- Вы уже посетили эти территории?

- Прежде всего - содействие взаимопониманию и дружбе между народами, развитие отношений во всех отраслях, включая экономику, культуру, образование, здравоохранение, науку. Второе направление - защита интересов граждан КНР, проживающих в пределах консульского округа. Третье - оформление виз.

- Какие задачи перед вами поставили посольство, МИД?

- Урал и Сибирь - очень важные регионы России с точки зрения развитости экономики, промышленной сферы, машиностроения и культуры. Поэтому мы обращаем самое пристальное внимание на эти территории. Что касается Свердловской области, я думаю, показатели будут расти. Для этого есть серьезные предпосылки: новые контракты, заключенные на машиностроительном форуме в Екатеринбурге.

Работать вместе
- На ваш взгляд, насколько перспективны отношения Китая и УралоЗападносибирского региона? Например, сейчас Китай занимает только шестое место среди торговых партнеров Свердловской области. У КНР есть намерения увеличить объемы торговли со Средним Уралом?

- Да, львиную долю занимает торговля. Между тем СП, я считаю, очень важное направление для будущего сотрудничества.

- Пока экономические отношения в основном представлены поставками готовой продукции. Можем ли мы планировать технологическое взаимодействие, создание совместных производств?

- Приведите примеры.

С целью создания производств китайские бизнесмены начали посещать ваш регион. Некоторые уже открыли свои фабрики, конечно, не очень крупные.

- Существуют ли административные барьеры, препятствующие сотрудничеству?

- Начато производство обуви, запущена деревообработка. И это только начало.

- Как вы относитесь к предложению Свердловской области о возможности предоставить мигрантам из Китая землю для выращивания сельскохозяйственной продукции?

- В каждой стране есть свой административный процесс… Однако правительство Свердловской области уделяет нам очень много внимания, поэтому никаких препятствий развитию отношений нет. Нам оказали теплый прием во всех госструктурах, где мы побывали.

Цена качества
- Какие устойчивые мифы о Китае, его жителях, производстве, которые сложились в России, вы хотели бы развенчать? Например, существует мнение, что некоторые китайские товары не отвечают общепринятым стандартам качества.


- У КНР богатейший опыт в этой отрасли. Мы готовы поделиться новыми технологиями по выращиванию посевных культур, содержанию скота. Но при этом хотели бы, чтобы граждане Китая, которые сюда приедут работать, были официально оформлены через службы миграции и могли пользоваться поддержкой областного правитель-ства и консульства.

Качество товаров, произведенных в КНР, растет. На мировом рынке много хорошей продукции, произведенной в Китае. Однако справедливости ради нужно заметить, что не все товары из КНР, которые появляются на рынке России, произведены на высоком уровне. Надеюсь, что китайские и российские бизнесмены везут на Урал не только дешевые, но и качественные китайские товары.

- Впечатления о Китае в России самые разнообразные. Считается, что в Китае экономика одного уровня во всех регионах. Между тем в приморских, восточных районах КНР, она более развита, а на западе и севере страны - менее. Но правительство КНР уже приняло решение об освоении северозапада и экономическом подъеме на северовостоке.

- Это очень хорошая идея. Такая возможность обсуждалась на встрече с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем. Это отвечает потребностям КНР и Среднего Урала. Жители Свердловской области в случае появления такого центра больше бы узнали о наших товарах. Но о сроках строительства центра говорить пока рано.

- Китай собирается открывать торговый центр в Екатеринбурге?

- За несколько месяцев я успел рассмотреть этот город: он очень красивый и гостеприимный. Екатеринбург интенсивно развивается, об этом говорят многочисленные строительные площадки. Но самое главное: здесь живут замечательные люди. У вашего города блестящее будущее. Что касается диаспоры, то она фактически создана. Я уже встречался с гражданами КНР, которые здесь живут, побывал и на рынке «Таганский ряд», где торгуют китайские предприниматели.

- Ваши впечатления о Екатеринбурге? Вы планируете способствовать созданию здесь китайской диаспоры, культурного центра КНР?

Дополнительные маериалы:

Когда верстался номер, появилась информация о предоставлении китайской стороне участка площадью 4 тыс. кв. метров для размещения генконсульства.

Полезные интернетссылки
Посольство КНР в РФ - http://ru.china-embassy.org/rus/ (на русском языке)


Се Цзиньин
Родился в Пекине, учился в Пекинском институте иностранных языков на факультете русского языка. После окончания института поступил работать в Минкультуры КНР, трудился в посольстве КНР в РФ, был советником по культуре. Потом переведен в МИД Китая, оттуда - в Генконсульство КНР в Екатеринбурге. Любит литературу и спорт, особенно настольный теннис - это традиционная для Китая игра.

Торговое представительство РФ в КНР - http://www.russchinaspanade.ru/home/rus/partner(на русском языке)

Министерство коммерции КНР - http://english.mofcom.gov.cn/ (на английском языке)

Китайский информационный интернетцентр - http://www.china.org.cn/russian/index.htm (на русском языке)

Сайт российско-китайского торгово-экономического сотрудничества -http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/rcc/info/jmzx.jsp (на русском языке)



В октябре ожидается выход постановления правительства РФ «Об организации биржевой торговли нефтепродуктами», заявил «Э-У» начальник управления по контролю и надзору в топливноэнергетическом комплексе ФАС РФ Александр Пироженко. До сих пор считалось, что такой проект будет реализован на базе одной из действующих биржевых площадок, в качестве наиболее вероятного варианта называлась Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК, Москва). Вице-президент МБНК Антон Карпов подтвердил нам, что подготовка к организации секции торговли нефтепродуктами идет полным ходом, совместно с Московской межбанковской валютной биржей отрабатывается технология. Однако на статус центра биржевой торговли нефтепродуктами в России неожиданно решил претендовать ХантыМансийский автономный округ. Здесь в середине сентября зарегистрирована Российская топливноэнергетическая биржа (РТЭБ). По словам советника губернатора ХМАО Евгения Остапенко, уже закупается оборудование для ее функционирования. Чиновник не называет учредителей. Как полагает аналитик ИК «Финам» (Москва) Игорь Ермаченков, вероятно, вначале свой вклад внесет правительство ХМАО, а затем начнет продавать небольшие пакеты российским нефтяным компаниям. Между тем большинство участников рынка сомневаются, что северный проект вообще удастся реализовать.

Биржа амбиций

В теории интерес к проекту должны проявить прежде всего нефтяные компании.

Кому это надо…
Идея создания в России биржи нефтепродуктов обсуждается не первый год. В 2005 году при Комитете по энергетике, транспорту и связи Государственной думы РФ создана рабочая группа для разработки концепции организации биржевой торговли нефтепродуктами (документ на данный момент передан в правительство).




Структура розничной цены на бензин в России сегодня выглядит следующим образом: около 30% - операционные издержки компаний на добычу и переработку, 20% - прибыль, причем на всю цепочку, от добычи до розницы, и чуть более 50% - акцизы, пошлины, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Чем выше мировые цены на нефть, тем выше НДПИ, поскольку налог рассчитывается именно исходя из стоимости сырья на мировых площадках. Цены на мировом рынке в последнее время стабильно росли, и нефтяные компании компенсировали соответствующее увеличение налогов через регулирование тарифов на конечный продукт, то есть перекладывали растущую налоговую нагрузку на потребителя. Если в прошлом году правительство России надавило на нефтяников и заставило после очередного скачка заморозить цены, то этим летом продуктивного диалога не получилось: в результате цены на уральских заправках выросли в среднем на рубль. И это не предел.

По мнению директора ИФК «Еврогрин» Евгения Костарева, несомненный плюс создания биржи не только во влиянии на цену внутри России: можно будет разделять нефтяные потоки по качеству производимой нефти.

Выход - отказаться от привязки расчета НДПИ к мировым ценам. А для этого нужен свой индикатор, который и может создать биржевая площадка торговли нефтепродуктами, убежден заместитель директора ИФГ «Аккорд-Инвест» Константин Селянин: «Налоговая нагрузка на нефтедобычу будет еще тяжелее, поэтому нефтяным компаниям нужен рыночный механизм определения цены, на который они сами смогут оказывать определенное влияние».

…Да никому не надо
Однако реализации этой идеи на практике препятствует много факторов. Во-первых, на данном этапе видна явная пассивность крупных нефтедобывающих компаний. Им вовсе не нужна смена существующего механизма: налоги высокие, но свои 20% прибыли они получают стабильно.


Дивиденды от создания площадки должно получить и государство: в ситуации, когда цена российской нефти марки Urals рассчитывается с существенным дисконтом к марке Brent (Лондон), казна теряет массу нефтедолларов. «Если проект организации торговли нефтяными контрактами станет успешным, государство сможет неплохо заработать», - считает Игорь Ермаченков.

В нефтегазовой отрасли России сложился свой рынок, на котором нефтяникам комфортно работать. Поэтому компании пойдут на биржу только под административным давлением, резюмирует заместитель директора Топливно-энергетического независимого института (Москва) Сергей Ежов.

Пока ни одна нефтяная компания не заявила о желании выводить свои потоки на РТЭБ. «В России наблюдается дефицит нефти, практически всю нашу продукцию мы поставляем трейдерам. Если у нас будет образовываться избыток, мы начнем выкидывать его на биржу», - ответил на наш вопрос о возможности участия в торгах на РТЭБ начальник управления информации Роснефти Николай Манвелов. Примерно такой же ответ мы получили от руководителя пресс-службы компании «Лукойл» Дмитрия Долгова: «Будут свободные объемы нефти, будем продавать их через РТЭБ. Биржа необходима, чтобы свести покупателя и продавца. У нас таких проблем нет, большую часть нашей продукции мы поставляем на экспорт и перерабатывающим насосным заводам».

Но на этом скептические оценки не заканчиваются. Вызывает сомнения факт организации на РТЭБ фьючерсной торговли, без которой невозможно представить цивилизованный рынок любого биржевого товара. «В России пока нет условий для успешного функционирования такого механизма. Для этого необходимо иметь сотни участников, огромное количество независимых компаний, развитую систему частных нефтепроводов», - замечает Игорь Ермаченков.

Эксперты считают, что в этой ситуации необходимо создавать внутренний спрос, пусть на первом этапе и административными мерами. Например, через механизм организации закупок для госнужд и нужд естественных монополий на биржевых торгах. И проект такого документа в рамках рабочей группы тоже подготовлен. Наличие стабильного спроса, с одной стороны, подтолкнет нефтяные компании к выходу на биржу, с другой - будет способствовать формированию прозрачной системы закупок для государственных заказчиков.

- Необходимо удовлетворять потребность в нефтепродуктах на локальных рынках, там, где нет производства и добычи, но в силу экономических условий наблюдается высокий спрос. Это Москва, Северо-Запад, Средний Урал и Юг России, но никак не ХантыМансийский автономный округ, - считает Константин Селянин. - Поэтому в разработанной рабочей группой концепции и предполагалось организовать торговлю на базе действующей биржи сначала в московском регионе, а затем распространять апробированную технологию на СанктПетербург и Екатеринбург.

Да, в ХМАО добывается порядка 60% всей российской и 9% мировой нефти. Однако мировая практика свидетельствует: торговля таким товаром (Лондон, НьюЙорк, Токио, Стокгольм) организована вовсе не по месту его добычи.

Интерес региональных властей к проекту понятен: прямое указание создать биржу дал президент страны Владимир Путин в мае этого года в своем послании к Федеральному собранию. По его мнению, организация на территории России биржевой торговли нефтью, газом и другими энергоносителями ускорит процесс конвертируемости рубля (в идеале на РТЭБ расчет должен вестись только за российскую валюту).

Еще один аргумент против площадки именно в ХМАО - плохие коммуникации. «Биржевая торговля - это прежде всего высокое качество систем передачи данных, а в ХМАО с этим большие проблемы. Дватри сбоя связи, и организаторы поймут, что в таких условиях нельзя вести эффективную торговлю», - говорит Евгений Костарев.

В декабре рабочая группа Российского газового общества (РГО), которое объединяет все нефтегазовые компании страны, должна завершить первый этап подготовки целевой программы. Документ посвящен проблемам добычи и применения остаточных запасов свободного газа при низких пластовых давлениях (низконапорного газа) на истощающихся месторождениях ЯмалоНенецкого автономного округа. Разработка программы чрезвычайно актуальна для основного газодобывающего региона страны - НадымПурТазовской газоносной провинции: ее основные месторождения еще несколько лет назад перешли в стадию падающей добычи и характеризуются колоссальными запасами низконапорного газа.

- Андрей Порубов

Между тем объемы низконапорного газа, сосредоточенные в залежах НадымПурТазовской провинции, достигают 5 трлн кубометров. Проблема в том, что «низкий» газ залегает на большой глубине, себестоимость добычи высока, а транспортировать его по трубопроводам изза низкого давления неэффективно. Как отмечает заместитель председателя правления Газпрома Александр Ананенков, вопрос добычи низконапорного газа не нов, но мировая практика еще не имела опыта утилизации таких огромных запасов.

«Низкие» потребности
Этот газ давно не дает покоя ни менеджерам Газпрома, ни властям Ямала (в округе добывается порядка 90% российского газа). Известно, что базовые месторождения НадымПурТазовской провинции (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское) в значительной мере истощены, газоотдача по ним достигла 60 - 80%. Так, если максимальная годовая добыча на Медвежьем месторождении, эксплуатирующемся 35 лет, в лучшие годы составляла 500 млрд кубометров в год, то сегодня - около 30 миллиардов. Как отмечают в РГО, экономическое следствие старения месторождений - рост себестоимости добываемого газа. По оценкам ВНИИГАЗ, она резко поднимается после отбора 70% запасов, а на точке 85% может увеличиться в 25 - 30 раз по сравнению с периодом постоянной добычи.

Проект первый, социально-значимый
Как отмечают специалисты Газпрома, низконапорный газ изза невыгодности транспортировки по газопроводам должен использоваться на месте и выступать в качестве основного сырья для газопереработки и газохимии, а также энергоносителя для местной и региональной энергетики.

Три года назад представительство президента РФ в Уральском федеральном округе впервые активно озаботилось проблемами извлечения низконапорного газа. Тогда в Надыме прошла всероссийская конференция при участии Газпрома, его дочерних предприятий, работающих в ЯНАО, и властей региона. После конференции про «низкий» газ забыли. Но не в администрации Надымского района (на его территории расположено Медвежье месторождение). Она и начала форсировать разработку целевой программы в РГО. Инициативы района понятны: его благосостояние (в том числе сохранение рабочих мест и налоговые поступления), а также перспективы развития напрямую зависят от того, будет ли этот газ добываться и применяться в промышленных целях.

Объем инвестиций для электростанции просчитывается, окупаемость может составить восемь лет. Земельный участок под электростанцию уже выбран (в 2,5 км от Надыма), соответствующая документация оформлена. Предполагается, что строительно-монтажные работы начнутся в 2007 году.

В июне этого года администрация Надымского района объявила конкурс на разработку технико-экономического обоснования проекта газовой электростанции мощностью 100 МВт, которую в перспективе планируется перевести на низконапорный газ: «Создание ТЭО электростанции обозначает переход от планов строительства объекта к реальным действиям. На предпроектной стадии уже проведена большая работа с потенциальными инвесторами. Принято решение, что в строительстве будет задействовано несколько источников финансирования».

Низконапорный газ с других месторождений с падающей добычей, Уренгойского и Ямбургского, считают в Газпроме, эффективнее поставлять на Новоуренгойскую ГРЭС, строительство которой запланировано в ближайшее время. Проект этой электростанции находится на рассмотрении в РАО ЕЭС. Как подчеркивают в администрации ЯНАО, сегодня в округе - дефицит электроэнергии: около 80% закупается в соседних регионах, при этом 97,8% промышленного газа экспортируется с Ямала. Решение проблемы низконапорного газа могло бы полностью ликвидировать энергодефицит в регионе.

Общая мощность объекта должна составить по электроэнергии 100 МВт, по теплу - 100 Гкал/час. Строительство электростанции обеспечит подачу электроэнергии для нужд Надыма, а также возможность получения дешевого утилизационного тепла для отопления городских объектов. Среди более масштабных целей - снабжение электроэнергией западной части ЯНАО, включая города Салехард и Лабытнанги, а в перспективе и промышленные объекты Полярного Урала. Экономическая целесообразность строительства электростанции в Надыме очевидна: город - энергетический узел, стягивающий все магистральные газопроводы, работающие на Ямале.

Технология GTL пока нова для России: у нас нет ни одного предприятия, которое бы ее использовало. Она создана на базе процесса Фишера - Тропша, разработанного в Германии в предвоенные годы и подразумевающего получение при участии кислорода из угля синтетического газа, а из него - дизельного топлива. GTL использует вместо угля природный газ. До недавнего времени технология считалась невыгодной, но с ростом цен на нефть стала востребована, особенно в странах ЮгоВосточной Азии. Кроме дизельного топлива из синтетического газа можно получать смазочные материалы и косметическое сырье. У Shell есть опыт внедрения технологии GTL: аналогичный завод мощностью 140 тыс. баррелей в день компания строит сейчас в Катаре.

Проект второй, бизнесовый
Второй бизнесплан использования «низкого» газа - проект Газпрома и англо-голландской Royal Dutch/Shell. Они ведут переговоры о строительстве в Надымском районе завода по переработке газа в жидкое топливо по технологии gastoliquid (GTL). Мощность переработки составит 12 млрд кубометров газа в год. На выходе это даст 110 тыс. баррелей дизельного топлива в день (около 6 млн тонн в год). По предварительным оценкам, строительство завода в Надымском районе может обойтись в 3,3 - 3,5 млрд долларов плюс создание инфраструктуры.

Общие мерки
При всех преимуществах, которые расписаны в двух бизнеспланах, проекты могут остаться нереализованными. Причина в том, что в России недостаточно освоены новые технологии вытеснения низконапорного газа из залежей. Между тем объемы необходимых капитальных вложений сопоставимы с затратами на открытие новых газовых месторождений. По мнению руководителя рабочей группы РГО, бывшего главы Надымского района, а ныне главного федерального инспектора по ЯНАО Владимира Ковальчука, устранить проблему можно. Для этого нужно: параллельно с разработкой бизнеспроектов решить вопросы налогообложения предприятий, добывающих низконапорный газ; принять законодательные меры на федеральном уровне для изменения тарифов по газодобыче; разработать льготы для стимулирования производства. А сегодня в законодательной базе РФ даже понятие «низконапорный газ» не заложено.

Отраслевые аналитики считают, что технология GTL весьма выгодна для месторождений с истощающимися запасами газа, удаленных от трубопроводной системы. Для Газпрома это может стать решением проблемы низконапорного газа. «Организация переработки оставшихся газов на месте с помощью технологий, не нуждающихся в высоком давлении, позволит на долгие годы продлить эксплуатацию месторождений с падающей добычей и организовать производство ценнейших продуктов», - констатирует аналитик ИГ «Экспертиза» Сергей Конюхов.



Главная страница / Опережения рынка