Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Нерентабельные папиросы

На улице и в офисах - духота. Но не стоит обманываться: мы живем в самой холодной стране. И резкое похолодание с плюс 30 до 7 градусов в июле напомнило об этом.

Андрей Паршев

Нефть как топливо новой экономики
- Андрей Петрович, прошедшая зима была очень суровой для России. Обещают, что грядущая будет такой же. Что это значит для нашей экономики?


Прошедшая зима выдалась для страны особенно суровой. В Урало-Западносибирском регионе самая низкая температура была зафиксирована в поселке Толька (ЯНАО) - минус 58 градусов. «Мороз-воевода» подмял под себя не только Крайний Север, на Среднем Урале он тоже побуйствовал: в Красноуфимске отмечено минус 46 градусов. Синоптики считают, что ударившие в этом году морозы отражают тенденцию изменения климата на территории всей России в сторону похолодания (см. «Сорок лет холодов»). До начала очередной суровой зимы остается всего четыре месяца. И мы предлагаем вашему вниманию интервью с Андреем Паршевым: он посвятил проблеме влияния климата на экономику России целую книгу «Почему Россия не Америка» (1999 год), вызвавшую множество споров.

Помнится, где-то в 70-х из-за аварии на энергосетях в новогоднюю ночь в Москве обесточился микрорайон, кажется, в Алтуфьево, - около 70 домов. Из-за этого перестали работать все насосы и отопление. Уже через несколько часов температура в домах сравнялась с наружной, люди вышли на улицу греться у костров. Дома с размороженными батареями нескоро удалось снова ввести в эксплуатацию. Согласитесь, страшно представить нечто подобное в масштабах страны. Но именно к таким катастрофам надо готовиться. Причина - суровые зимы и недостаток ископаемого топлива.

- Традиционные ежегодные морозы - вот что отличает нас от других стран. У нас зимой самая низкая температура в мире. Несколько лишних дней морозов - и не хватит сотен тысяч тонн топлива. Тогда случится катастрофа. Наша городская цивилизация (80% населения России живет в городах) может существовать только при условии расхода нескольких тонн условного топлива на душу в год.

Так что экономика, да и весь уклад нашей жизни, должны быть лучше подготовлены к возможным катаклизмам типа нескольких суровых зим подряд. Нашим городам в их нынешнем виде отроду всего несколько десятков лет, и они еще не проходили суровой проверки со стороны российской природы.

Я уж не говорю о природных экстремумах. Например, раз в несколько сотен лет полностью замерзает Черное море. Достается и Средиземному, а в 1010 - 1011 годах замерзло даже нижнее течение Нила. Представьте, как будет выглядеть такая зима в России.

- Момент первый. Нередко случаются отклонения от норм запасов топлива, предназначенных для жизнеобеспечения российских городов в зимнее время. Возникает банальная нехватка, в результате случаются аварии. Второй момент: в условиях возросших цен на энергоресурсы города окажутся просто не в состоянии закупать топливо. Третий касается глобальной перспективы в результате исчерпания ресурсов.

- С какой стати при возрастающей цене углеводородов и объемов добычи возникнет недостаток топлива?

- Давайте уточним - выход откуда? Из положения сырьевого придатка (говоря политкорректно, «великой энергетической державы»)? Это положение, действительно, нетерпимо и абсурдно - когда самая холодная страна мира вывозит топливо и энергоносители, которые позарез нужны будут нашим внукам.

- Суровый климат удорожает производство: приходится подогревать нефть и газ для перекачки, дробить смерзшийся уголь на ТЭЦ… Этому и была посвящена книга «Почему Россия не Америка». Какой выход вы видите для нашей экономики?

- Продукция, произведенная в затратных климатических условиях России, все равно будет дорогой и неконкурентоспособной.

Как только наше общественное мнение перестанет соглашаться с ролью России как сырьевого придатка, станет возможным создание экономики, поощряющей вывоз готовых продуктов и затрудняющей вывоз сырья. При этом единственно верный путь для экономической системы России - протекционистский.

- За счет чего?

- Именно так: наша продукция дорога и неконкурентоспособна. И мы в принципе не можем соперничать в дешевизне производства с китайцем или малайцем, если будем участвовать в классической конкуренции на мировом рынке. Другие страны с высокими издержками на производстве, я имею в виду развитые страны Запада, нашли выход из положения, и нам надо его найти. Американский рабочий не конкурирует с китайским по критерию дешевизны рабочей силы, он просто делает такое, чего не может делать китаец или ему не дают этого делать. Нужна структурная перестройка экономики. Следует помимо сырой нефти и газа экспортировать что-то другое, развивать обрабатывающее производство.

- Почему возможности для экспорта энергоресурсов сократятся?

- Кроме средств от экспорта нефти и других полезных ископаемых никаких других источников на структурную перестройку в стране нет. И если страна этим ресурсом воспользоваться не сможет, неизбежно катастрофическое снижение экономического потенциала. Поэтому речь не идет о том, хотим мы или не хотим идти по пути изъятия природной ренты на общественные нужды (причем не на проедание, а на перспективу). Иного выхода просто нет. И очевидно: если потребность в топливе возрастет или возможности для его экспорта сократятся (или и то, и другое вместе), то ресурсов на структурную перестройку не останется вообще.

Волки - сыты
- Вы говорите: иного выхода нет. Но как же священное право на частную собственность? Где гарантии, что чиновники будут направлять изъятые средства на развитие инноваций, а не себе в карман?


- Может увеличиться внутренний спрос вследствие промышленного роста, произойти резкое падение добычи нефти из-за исчерпания освоенных месторождений и отсутствия задела новых. Не исключаю и перспективы эмбарго как наказания России за что-нибудь.

- Однако именно вливание нефтедолларов в развитие инноваций и привязывает нашу экономику к экспорту сырья.

- Знаете, в американской конституции о «святости собственности» не говорится ничего. Там написано лишь о законном отъеме собственности по решению суда. Да и юридических проблем я не вижу: если источники сырья однажды кому-то передали, что мешает передать их обратно? Кроме недостатка ума и воли? Другой вопрос - эффективность. Мне кажется, управление в частном бизнесе все-таки более эффективно. Государство не должно само управлять бизнесом, но оно должно найти рычаги, чтобы бизнес работал на будущее страны.

- А если цены на природные ресурсы упадут?

- Простите, разве нынешняя экономика сложилась на моем подходе? Я толкую о другом: можно ли прибыль от торговли сырьем использовать не на развлечения и вкусное кормление «элиты», а на будущее народа? Другого ресурса, кроме экспорта сырья, у нас нет. Скажем, еще лет двадцать назад мы могли располагать высоким образовательным уровнем, какой-никакой наукой. Сейчас и этого нет. Если вы найдете еще какой-то ресурс для инвестиций в высокие технологии, я буду только рад.

Но это не значит, что я поддерживаю зависимость нашей экономики от экспорта сырой нефти и газа. Потому что они все равно рано или поздно закончатся. Я говорю лишь о том, что этой ситуацией надо воспользоваться для развития технологий.

- Маловероятно: мировые запасы нефти уменьшаются, а спрос растет. Да и торгуют в мире нефтью в основном западные компании, а они не заинтересованы в падении цен.

- Но это вариант той же сырьевой экономики, только «угольной», а не «нефтегазовой». США, Франция и Япония будут строить реакторы на быстрых нейтронах, а мы - возиться с углем?

Что я имею в виду? В 60-х было такое понятие - «газовая пауза». Идея заключалась в том, что на несколько десятков лет мы обеспечены дешевым природным газом, и за это время развиваем технологии использования низкосортного угля, которого у нас на порядок больше, чем нефти и газа. Тогда даже строились опытные производства. Потом про это забыли, а надо бы вспомнить. Газ можно заменить углем. Но проблема в том, что у низкокачественного угля 40-процентная зольность. То есть, чтобы получить 50 млн тонн условного топлива (это годовая норма Москвы), надо сжечь не меньше 80 млн тонн угля и решить, куда девать 30 млн тонн золы и шлака, как нейтрализовать несколько сотен тысяч тонн сернистого ангидрида. Вот это - животрепещущая тема, а не «водородная энергетика».

Почему Россия не Финляндия
- Когда я прочитал «Почему Россия не Америка», у меня возник вопрос, который заставил сомневаться в справедливости вашей теории. Как вы объясните процветание целого ряда стран, находящихся на той же географической широте, что и пол-России. Например, Финляндии, Канады, Норвегии?

- Есть такая белорусская сказка: как конь учил волка хлеб растить. Конь вспахал землю, а волк говорит: уже можно хлеб есть? Конь говорит: подожди, надо посеять. Конь посеял, волк спрашивает: уже можно хлеб есть? И так далее. Вы хотите все и сразу. А я говорю о том, откуда можно взять деньги на развитие технологий в условиях сырьевой зависимости.

Есть и нюансы: нельзя эти страны ставить в одну группу. Норвегия долго входила в тройку мировых экспортеров нефти. Но населения-то у нее 4,5 миллиона, а у нас - 14 Естественно, норвежцы в среднем получают больше, чем русские. У них больше всех в Европе гидроэлектроэнергии. На полную катушку используют там и такой резерв, как незамерзающее море: норвежцы - отменные рыбаки. Освоили они и технологию выращивания дорогой рыбы в садках.

- Очень просто. В этих странах ведется национально-ориентированная политика для пользы собственных народов, и никакого обезьянничания в угоду каким-то «принципам либеральной экономики» там нет. Я имею в виду открытость экономики глобальным рынкам. Со стороны наших конкурентов - это видимая открытость. Попробуйте войти на какой-нибудь американский рынок со своим капиталом.

Подчеркну: ни одна из этих стран не пошла по нашему пути - создания непонятного инвестиционного климата путем открытия экономических границ в надежде на приход абстрактного инвестора с деньгами и высокими технологиями. Там понимают, что в современном мире источником богатства становится труд своих граждан, а не только сырье.

Разумную политику во второй половине XX века ведет Финляндия. Еще в 70-х было принято стратегическое решение: на основе объединения шинного и кабельного производств создана та самая Nokia, в составе которой и появилось электронное подразделение. Объединение дало значимые результаты нескоро, только в 90-х. Финны пошли по правильному пути: воспользовались природной рентой. У них главные в Европе месторождения полиметаллов и меди, и древесиной они обеспечены лучше всех - 12 кубов прироста в год на человека! У нас - только около четырех. Причем они не стали гнать все это на экспорт в сыром виде, а обрабатывают сами. А прибыль вкладывали и вкладывают в высокие технологии. У нас кто из нефтяников создал электронное подразделение?

- Почему не вкладывают, понятно. «Оффшорная олигархия» не связывает свое будущее с будущим страны. Не умеет и не хочет работать на перспективу. Но ресурсы, к сожалению, оказались именно у этой так называемой «элиты». Да и с населением вопрос сложный. Я уже не уверен, что мы сможем сделать что-то лучше японцев.

- Что мешает нашим нефтяникам вкладывать прибыль от продажи нефти в развитие технологий? Может, отсутствие налоговых стимулов?

- Мне кажется, понятие «оффшорной олигархии» было актуально в момент написания «Почему Россия не Америка». Сегодня положение дел изменилось. Олигархия стала «социально ответственной» и «национально-ориентированной». Вы так не думаете?

Но проблема отсутствия высоких технологий связана не только с олигархами или населением. Это высококонкурентный рынок. Тот, кто на нем живет, старается уничтожить соперника любыми способами. За рынки продукции высоких технологий приходится буквально воевать. Например, США требуют от нас открытия внутреннего рынка для их гражданской авиации. Понятно, что наша промышленность после того, что с ней случилось, конкурировать уже не сможет.

Но за семь лет с выхода моей книги кое-что изменилось. Тогда речь шла о немедленном и полном открытии нашей экономики. До сих пор, слава богу, этого не случилось. Хотя в целом изменений в правильную сторону произошло немного. Например, появились некие национальные проекты. Я не компетентен, чтобы судить об их практической полезности. Но появился ли, например, проект создания собственной сотовой телефонии? Вы что-нибудь слышали про такое? А это нам необходимо.

- Ну что вы, когда я начал писать книгу в 1996-м, я и понятия-то такого не знал. Я услышал его в выступлении замглавы администрации президента Владислава Суркова в этом году. И скорее солидарен с ним, чем с вами. У меня ощущение, что многие наши чиновники имеют какое-то отношение к бизнесу, их уровень жизни не совпадает с их окладами. Они и есть бизнесмены. А бывают ли в России крупные бизнесмены без счета в западном банке? Они все финансово привязаны к Западу. Да и культурно тоже. А потому не могут отстаивать интересы России в ущерб интересам Запада.

- Изо всех сил не надо. Но отстаивать свои национальные интересы следует. И я не исключаю открытого конфликта с Западом. И на чьей стороне тогда окажутся наши «олигархи» - большой вопрос.

- А что, надо изо всех сил противостоять Западу?

- Мы многое воспринимаем как данность. А ведь размещение производительных сил начала 90-х было унаследовано во многом из 40 - 50-х годов. Грубо говоря, брался циркуль, откладывался радиус действия германских (или американских) бомбардировщиков и за его пределами отмечалось место для нового завода. Так создавались заводы - дублеры предприятий в европейской части страны. Естественно, их продукция получалась более дорогой, но соображения при ее создании были другие.

Ничья земля
- Если пол-России находится в холодной зоне, возникает ли перспектива смещения экономической активности к югу страны?

При этом нельзя забывать: то, что для нас - климат мягкий, во всем мире - запредельно жесткий. Там, где замерзает вода, homo sapiens, как правило, не живет. Поэтому, если мы даже и перенесем промышленность южнее, она не станет естественным образом конкурентоспособной.

Да, вы правы, экономическую активность надо проявлять там, где издержки ниже. Для многих производств это регионы вдоль нашей юго-восточной границы. На «северах» надо оставлять потребный минимум населения. Это, кстати, давно понимали. Еще в 70-х пытались сокращать население Норильска, но не удалось.

- Экономически активное население переместится вслед за экономикой. В том числе и то, которое обслуживает добычу полезных ископаемых. В этом нет ничего удивительного, такое у нас бывало. Например, были на Севере огромные стройки железных дорог. Потом дело было заброшено, и люди оттуда ушли. Это не страшно. Беспокоит другое: мы ничего, кроме сырья, не производим. И чем займутся люди даже южнее после того, как сырье кончится? Если вы ждете ответа от меня, он будет общим: надо строить экономику будущего. А вообще-то творцы современной сырьевой экономики, действовавшие в конце 80-х - начале 90-х, по большей части живы и, слава богу, здоровы. Почему бы не задать этот вопрос им?

- Рано или поздно на «северах» закончатся нефть и газ. Экономически активное население начнет покидать эти территории. Чем это обернется для страны с точки зрения геополитики?

- Лично мне в это верится с трудом. Если бы китайцам так уж нужен был сибирский север, они заселили бы его еще тысячу лет назад.

- Продолжу мысль. Если территория пустеет, ее кто-то со временем заполняет. Возможен в связи с этим раскол России?

- Земли всегда людям не хватало, и тысячу лет назад, и сейчас. Думаю, для них более привлекательны благодатные территории, например, Калифорния. Их там уже сотни тысяч, если не больше.
И не так уж китайцы агрессивны, как о них говорят. И договоры они склонны соблюдать. Да и нам с ними, я считаю, лучше сейчас не ссориться - не те весовые категории.

- Не могу с вами согласиться. Тысячу лет назад у китайцев не существовало такого населения и проблемы нехватки территории, они не были экономически успешной страной и жили по законам Дао: созерцать лучше, чем действовать. Сегодня их 1,5 миллиарда, и им тесно. У них 40 миллионов молодых мужчин, не обеспеченных женщинами. Кто это, как не воины?

- Проводить расовую сегрегацию… Шучу. Я понимаю вас, вы говорите об ужесточении иммиграционного режима. Это другая тема, и она не вписывается в тему нашего разговора. Но повторюсь: с китайцами нам ссориться не надо.

- А что делать? Постепенно сдавать территории, как в Амурской области? В Благовещенске и Хабаровске, даже в Екатеринбурге уже целые китайские гетто.

- Думаю о том, можно ли сохранить человеческое общество без массового потребления ресурсов. Книга будет называться «Зима гигантов». Идет она трудно, потому что надо представить себе человеческое общество без газа, нефти и каменного угля. Значит, без высоких технологий и, например, современной стоматологии. Хочется ли жить в таком мире? А все основания для возврата человечества к каменному веку есть. Современная цивилизация западного типа базируется на массивном потреблении невозобновляемых ресурсов. То, что видится нам как процветание, - процесс переработки сырья в мусор. И все культуры тянутся к этому образцу, расходуют все больше ресурсов. Но данные говорят о том, что ресурсы - нефть, газ, золото, уран - кончатся уже в XXI веке. Что потом? Как будет выглядеть дифференциация общества? Что будет целью карьеры, смыслом жизни, атрибутами успешности и статуса в обществе, если нет ни автомобилей, ни других благ нашей цивилизации? И я задаюсь вопросом: так ли уж неправильно религиозное сознание, которое заботится не о теле, а о душе…

- Над какой книгой вы сейчас работаете?

- Обещания ученых сделать мирный термояд (термоядерные реакции) через 20 лет начались еще в 50-х годах. И работа в этом направлении идет до сих пор. По моим данным, не совсем гладко: они не успевают до исчерпания нефти, газа и угля.

- Разве высокие технологии намертво привязаны к нефти, газу и углю? Вы думаете, человечество не успеет овладеть другими источниками энергии до их исчерпания?

Сорок лет холодов
Резкое изменение температурного режима этой зимой на территории Западной Сибири началось 8 января. За сутки температура воздуха повсеместно упала на 15 - 20 градусов. В Тюменском гидрометцентре отмечали: «В автономных округах температура понижалась до минус 57 градусов. Это аномально холодно даже для самого холодного месяца года». Через неделю 40-градусные морозы охватили уже всю территорию Большого Урала.

Дополнительные материалы:

Ученые не имеют единого мнения относительно причин морозов. В прошлом году в Институте криосферы Земли Сибирского отделения РАН (ИКЗ СО, Тюмень) был составлен прогноз развития криогенных процессов в мерзлых грунтах. Максимальной интенсивности, считают в Тюмени, они достигнут в Восточной Сибири, между Енисеем и Леной. Хотя среднегодовая температура воздуха пока не снизилась, многие мерзлотоведы считают, что начался новый период похолодания, и продлится он около 40 лет. Такие переломные моменты часто сопровождаются экстремальными летними и зимними температурами.

Как сообщил старший научный сотрудник Института экологии, растений и животных Уральского отделения РАН (Екатеринбург) Леонид Агафонов, «нынешний январь не характерен для последних 15 - 20 лет, когда у нас стояли достаточно теплые зимы, и люди расслабились. Но, если рассматривать последнее столетие, ничего выдающегося нет».

Ученые не склонны драматизировать социально-экономические последствия предполагаемого многолетнего периода похолодания. «Если холодные зимы начнут повторяться часто, человечество сможет адаптироваться довольно быстро», - уверен Леонид Агафонов. Так же считает ученый секретарь Института криосферы Земли Сибирского отделения РАН (Тюмень) Елена Слагода: «Я участвовала в археологических раскопках в Иркутской области. Там изучен памятник периода палеолита: каменные орудия, которым 25 - 30 тыс. лет. Это было время большого ледникового периода, но он не помешал людям жить и развиваться. Период похолодания, если он нас ожидает, подстегнет развитие альтернативных видов жизнедеятельности, например производство утепляющих материалов».

«Поэтому холодную нынешнюю зиму можно считать закономерной, - отмечает сотрудник ИКЗ СО Галина Малкова. - Лет через сорок, к 2050 году, по существующим сценариям изменения климата, среднегодовая температура в северных районах Европы и Западной Сибири может увеличиться на 0,5 - 1,5 градуса».

Двухпалатный региональный парламент - уникальное для России явление. Еще недавно таких насчитывалось восемь, теперь - только два: в Свердловской области да в Чечне. Уральское двухпалатное законодательное собрание, первое такое в российской истории, в этом году празднует 10-летний юбилей. Все это время критики политической системы Среднего Урала, как в регионе, так и за его пределами, указывали на тяжеловесность и декоративность этой парламентской конструкции. Юрий Осинцев, председатель верхнего «этажа» заксобрания, убежден: именно такое устройство, кстати, успешно апробированное на Западе, способствует развитию политической конкуренции и защите интересов граждан.

Юрий Осинцев
- Андрей Порубов


- Нижняя палата, областная дума, всегда политизирована, так как ее депутаты избираются по спискам политических партий и выражают в своей деятельности их интересы. А наша, верхняя, формируется по одномандатным округам и, соответственно, представляет интересы жителей территорий.

Совет директоров
- Юрий Валерьевич, у всех вокруг однопалатные парламенты, а в Свердловской области - двухпалатный. Действительно, зачем?

- В первые годы, когда в Совете Федерации заседали губернаторы, в вашей палате по аналогии работали мэры: тогда они могли избираться в представительные органы власти. Теперь больше половины состава - руководители крупных энергетических, металлургических, машиностроительных, торговых предприятий, предприниматели. Палата представителей - своеобразный совет директоров Свердловской области?

Это было особенно актуально, когда партийная система в стране только начинала складываться: партии, в том числе местечковые, создавались, исчезали, и спросить избирателю порой было не с кого. В 90-х годах случалось, что облдума, войдя в политический кризис, не могла работать по полгода. У нас такого по определению быть не могло: депутаты взаимодействовали с территориями. Сейчас, когда мы уже прошли период политических кризисов, преимущества двухпалатной структуры заключаются в другом: у депутатов верхней палаты есть дополнительно 21 день, чтоб довести законы «до ума». Не секрет: жесткий регламент облдумы приводит к тому, что порой второе и третье чтения проходят в один день, и у нас возникают вопросы к качеству проработки законов. Создаем согласительную комиссию, разбираемся.

Считаю, что в условиях, когда некоторые партии еще недостаточно четко оформили экономическую доктрину, вхождение в депутатство директорского корпуса сослужило хорошую службу. С одной стороны, руководители многих предприятий еще не до конца сделали политический выбор, но им необходимо активно участвовать в политике для решения наболевших вопросов - за ними стоят немалые коллективы с проблемами и чаяниями. С другой стороны, директорский корпус - высоко профессиональные управленцы и экономисты, которые грамотно бюджетируют, ведут через целевые программы инвестиционную политику и проверяют бюджет. В итоге, как показывает практика, это способствует решению одной из главнейших задач, которые ставит перед нами президент России: эффективному расходованию бюджетных средств и контролю за ними.

- Если вообразить регион корпорацией - да. У нас представлены практически все основные отрасли областного хозяйства. Наши директора прекрасно разбираются во многих сферах, даже в сельском хозяйстве, поскольку возглавляемые ими машиностроительные и металлургические предприятия имеют весьма крупные по уральским меркам подсобные сельскохозяйственные предприятия.

- Мы воспользовались правом выступать с законодательной инициативой и вышли на Федеральное собрание с законопроектом о добровольных народных дружинах: общественная безопасность - одно из главных условий экономического развития. Законопроект был принят к рассмотрению Государственной думой. Сейчас разрабатываем систему непрерывного образования, когда ПТУ, техникумы и вузы объединяются в цепочку для подготовки кадров в промышленности: рабочих, мастеров, инженеров.

- Какие проблемы приоритетны для депутатов палаты с учетом их профессиональной специфики?

Кроме этого, депутаты палаты активно участвуют в разработке и реализации специализированных программ развития школьных спортивных сооружений и пропаганды здорового образа жизни.

Нас очень тревожит состояние ЖКХ: износ коммуникаций доходит до 80%, коммунальные предприятия накапливают миллионные долги, в определенный момент резко вверх поползли тарифы. При таком положении нельзя перекладывать на муниципальные бюджеты расходы по модернизации отрасли: местные власти останутся один на один с обозленным населением. На муниципальном уровне сосредоточена жизнь человека, а как он живет, так и работает, так функционирует и экономика страны. Необходимо участие в решении проблем ЖКХ федерального и регионального бюджетов.

- Кое с кем проблемы есть, но в общем директора - люди ответственные, осознают, что за спиной каждого из них по 150 - 170 тыс. избирателей. Не могу похвастать стопроцентной явкой, но кворум собираем всегда.

- Вот проявления пресловутой социальной ответственности бизнеса. А как обстоят дела с дисциплиной депутатов-бизнесменов?

- В конце июня по инициативе Сергея Миронова руководителей заксобраний впервые собрали в Москве для обсуждения основных параметров бюджета-2007 и трехлетних перспектив. Министр финансов Алексей Кудрин, выступавший перед нами, сообщил, что в следующем году субъектам федерации выделят дополнительно 35 млрд рублей на строительство дорог, почти в два раза больше, чем в этом году. И это здорово, потому что без совершенствования транспортной инфраструктуры никакое экономическое развитие невозможно. Финансирование непрограммной части федеральных адресных инвестиционных программ также передадут регионам. Таким образом, в бюджетах субъектов впервые появится инвестиционная составляющая. По проблемам ЖКХ Кудрин от имени правительства обещал помогать тем территориям, где своими силами осуществляется адресная поддержка. В этом году на нужды коммуналки федерацией выделяется 9 млрд рублей. Правда, объективности ради нужно отметить, что это капля в море: общая цена вопроса - около 250 миллиардов. Но нас радует, что в федеральном правительстве по крайней мере начинают понимать всю важность задачи. Надеемся, до внесения в Госдуму проекта бюджета-2007 Минрегиоразвития выдвинет свои соображения, как разгребать эти завалы.

Говори Москва, разговаривай Россия
- Ваш «старший коллега», председатель Совета Федерации Сергей Миронов, во время майского визита в Екатеринбург указывал на необходимость передачи в регионы и на места не только дополнительных полномочий, но и обеспечивающих их ресурсов. Когда, по вашим ощущениям, этот механизм придет в движение?

- Со вступлением в силу 131-го федерального закона местное самоуправление наделяется дополнительными функциями. И мы говорили Кудрину о том, что местным властям недостаточно налогов для обеспечения самофинансирования, задавали вопрос. Министр ответил: «Ничего менять не будем. За три года выровняем межбюджетные отношения между федерацией и субъектами. Тогда уже будет видно, чего недостает на уровне местного самоуправления».

- Но выделение субвенций - это иной путь по сравнению с пересмотром схем расщепления налогов. Помню, тому же Миронову свердловское руководство передало предложение закрепить за муниципальным уровнем какой-то процент налога на прибыль. Выступая в июне с бюджетным посланием, губернатор Россель призывал передать регионам конкретно 3,5% федеральной ставки налога на прибыль - на развитие транспортной инфраструктуры. Выходит, эти предложения преждевременны?

- Местное самоуправление не загнется за эти три года?

Эта позиция совпадает с моими личными прогнозами. Как известно, сроки реализации 131-го закона растянуты на три года. Пока в закон «вошло» меньше половины муниципальных образований России. Думаю, в апреле - мае следующего года будут подведены первые итоги, регионы дадут свои предложения. Но о системном перераспределении налогов можно будет говорить только после анализа всех территорий по истечении трехлетнего переходного периода. Думаю, три года для масштабов России и такой сложной реформы - вполне приемлемо.

- Вы говорите: научиться взаимодействовать. Но в общении с главами исполнительной власти регионов и муниципалитетов мне часто приходится слышать: федеральный центр не восприимчив к нашим предложениям.

- Почему оно должно загнуться? Приоритетные национальные проекты реализуются на всех уровнях. В следующем году бюджетные вложения в здравоохранение увеличатся на 70%, в образование - на 80%, в жилье - на 30%, в село - на 60%. За три года, что отведены на выполнение нацпроектов (эти сроки совпадают со сроками реализации 131-го закона), мы должны качественно изменить жизнь людей. И для этого необходимо скоординировать деятельность всех уровней власти, научиться взаимодействовать, решая масштабные задачи. Возьмите жилищное строительство - проблем море. Законодательство несовершенно. Муниципалитеты жалуются: не хватает денег. Но в то же время сами сдерживают развитие рынка доступного жилья: земли под застройку не выделяют, генпланов не разрабатывают, инвестиционных проектов модернизации инженерной инфраструктуры не готовят.

Но сегодня я бы не сказал, что не прислушиваются. Начинают слушать. С региональными законодателями регулярно, два раза в год, совещается президент, таким образом, поднимая наш статус. На окружном уровне с нами активно стал работать полпред президента Петр Латышев. Главы региональной исполнительной власти постоянно участвуют в заседаниях федерального правительства. В Госдуме регионалов приглашают на депутатские слушания, дают высказаться и принимают их замечания. К примеру, по 131-му закону мы через своего представителя в Совете Федерации Андрея Шмелева отправили в общей сложности 72 поправки, из них 47 (в том числе по вопросам определения состава территории городского поселения и административного центра муниципального района) прошли.

- Раньше так и было. Пример - 122-й ФЗ о монетизации социальных льгот. Не прислушавшись к советам с мест, исполнительная власть впоследствии затыкала дыры в законодательстве деньгами. Негоже. Я считаю, ошибся - уйди.

- Не скажу, что динамика действий правительства нас устраивает, но раскачка пошла. Кудрин, к примеру, сообщил о том, что с 2007 года налог на прибыль будет уменьшен на расходы предприятий на НИОКР. Мы давно говорили об острой необходимости такой меры. И она полностью соответствует духу последнего послания президента и его выступления на Совете безопасности 20 июня, где глава государства поставил задачу модернизации основных производственных фондов и создания конкурентоспособных технологий, прежде всего в энергетике, машиностроении, авиакосмической отрасли.

- В течение столетней истории российского парламентаризма депутаты, как правило, находились в подчиненном положении, в зависимости от правительств. Да и сейчас большинство законов, как на федеральном, так и на региональном уровне, разрабатываются и вносятся исполнительной властью. В то же время в Екатеринбурге Сергей Миронов напомнил, что еще совсем недавно политика правительства РФ не просто не соответствовала, а даже противоречила тезисам ежегодных посланий президента…

- В свою очередь власти Свердловской области приняли долгожданный закон о поддержке субъектов инвестиционной деятельности. Средний Урал был едва ли не единственным регионом в округе, обходившимся без такого закона. Какие меры поддержки инвестиций, прежде всего в реконструкцию и строитель-ство новых промышленных фондов, он предусматривает?

Но мы - не парламентская республика. И не думаю, что надо к ней переходить. Мы делаем только первые шаги к созданию устойчивой политической системы. Считаю, на это уйдет еще немало времени.

- Не может появиться на свет еще один остро необходимый области закон - о поддержке инновационной деятельности. Какова его судьба?

- Это рамочный закон, сигнализирующий инвесторам: мы заинтересованы в вас. Условия, льготы по конкретным проектам и объектам будут определяться конкурсной комиссией областного правительства, исходя из учета приоритетов социально-экономического развития области, оценки эффективности инвестиционных проектов. Этим законом приняты конкретные формы поддержки предпринимательства: предоставление областных государственных гарантий, бюджетных субсидий, субвенций, кредитов и иных видов материальной, организационной и информационной помощи. Уже в этом году на государственные гарантии выделяется фактически 1,5 млрд рублей. Считаю, что принятие данного закона особенно важно для успешной реализации одного из наиболее масштабных и сложных приоритетных национальных проектов - «Доступное жилье». Закон простимулирует как дальнейшее развитие строительной отрасли, так и разработку и внедрение новых современных строительных материалов, технологий. Это в итоге позволит нам рыночными механизмами повлиять на понижение стоимости жилья.

Будем укрупняться
- Юрий Валерьевич, в Госдуме ликвидирован институт депутатов-одномандатников, отменены всенародные выборы глав субъектов, обсуждается перспектива назначаемости мэров областных центров. Каково оптимальное, с вашей точки зрения, устройство нашей демократии?


- Он рождается в муках. К сожалению, его не удалось принять на весенней сессии. А в октябре - перевыборы областной думы. Так что его утверждение откладывается на конец года. Но наработано много. Мы пошли по опыту Чехии: там инновации распространяются на уровне технопарков. Изучили опыт коллег из других регионов России, особенно Татарстана, где в развитие бизнес-инкубаторов закачивают колоссальные средства. Предусмотрели бюджетные ассигнования, налоговые льготы.

- В отношении губернаторов такие возможности уже предусмотрены. Не далее как в июне президент отстранил от должности губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова. Но руководители субъектов фактически назначаются. Это менее прозрачная процедура, нежели всенародные выборы. Как считаете: надолго ли такой порядок?

- Уверен: главы местного самоуправления должны избираться. Другое дело, что следует предусмотреть процедуру их досрочного отстранения при определенных условиях. Сегодня в городских уставах она повсеместно отсутствует. Невозможно терпеть, когда волею случая в главы избирается неопытный, необразованный человек, который ничего не делает, ни перед кем не отчитывается, уходить не хочет и снять его никто не может. Люди-то от этого страдать не должны. Нужны страховочные механизмы. Следовательно, верхний эшелон власти должен обладать механизмами инициирования таких отставок.

Что касается сроков… Сегодня идет объективный процесс укрупнения субъектов Российской Федерации. Период укрупнения будет небыстрым, возможно, он растянется лет на десять и больше. На этот срок нынешняя схема избрания губернаторов с государственной точки зрения совершенно оправдана. А там будет видно.

- Это системное решение на достаточно долгую перспективу. Здесь два мотива. Во-первых, во власть продолжают проходить недобропорядочные люди. И сегодня у президента и регионального депутатского корпуса есть возможности избавляться от них. Во-вторых, я бы не называл назначением выборы губернаторов региональными представительными органами. Когда в ноябре прошлого года президент представил нам кандидатуру Росселя, происходило реальное голосование. Каждый депутат сверял свои часы с часами, которые тикают у него за спиной, то есть с настроением избирателей. Я уж не говорю о том, что купить депутатов, особенно нашей палаты, невозможно: они самодостаточны.



13 ноября руководство Кольцово, сославшись на начало реконструкции аэровокзального комплекса, задержало на два часа утренний рейс «Уральских авиалиний» (250 пассажиров) в Москву. «Мы за два месяца проинформировали все авиакомпании о возможных изменениях некоторых привычных слотов и предложили совместно определиться с новым временем, - сообщил генеральный директор аэропорта Кольцово Михаил Максимов. - Со всеми перевозчиками нам удалось достичь понимания, кроме “Уральских авиалиний”. Поэтому новое расписание было утверждено без двух московских рейсов».

20 ноября комиссия Уральского окружного управления Росавиации должна завершить проверку состояния пропускной способности аэропорта Кольцово. От выводов комиссии зависит, будет ли изменено расписание авиакомпанийконкурентов, осуществляющих рейсы на самом выгодном московском направлении.

Региональные власти выступили в защиту УАЛ. В подписанном 13 ноября председателем правительства Свердловской области Алексеем Воробь-евым постановлении сказано: «Действия ОАО “Аэропорт Кольцово” нарушают отраслевые нормативные документы».

В УАЛ действия аэропорта объясняют стремлением передать его исторически сложившиеся cлоты (УАЛ владеет ими с 1993 года) второму базовому перевозчику - компании «Авиапрад» (имена собственников не раскрываются). Генеральный директор УАЛ Сергей Скуратов назвал эти попытки руководства Кольцово «беспределом глупости».

Екатеринбург

До окончания проверки в расписании на московском направлении сохраняется статус кво: у УАЛ - по три рейса ежедневно и четыре в пятницу, у «Авиапрада» - четыре рейса в сутки.

В июле этого года Свердловский арбитражный суд ввел на предприятии процедуру наблюдения до декабря. Однако в августе владельцы (менеджмент фабрики) приняли решение о закрытии производства, а 27 сентября оно было остановлено.

Екатеринбургская «Прима» скоро станет коллекционным раритетом
- Андрей Порубов


- Несчастье «Альвиса» в том, что в свое время им не заинтересовался какой-нибудь транснациональный табачный концерн, который мог бы вложить деньги в модернизацию, как это произошло на фабриках Москвы, СанктПетербурга и Ростова, - объясняет Сергей Лацков. - В таком случае производство можно было бы сохранить.

В планах собственников - строительство на месте «Альвиса» логистического центра, сообщил заместитель министра сельского хозяйства Свердловской области Сергей Лацков. Причина закрытия фабрики - нерентабельность: если в 1999 году она произвела 5,6 млрд штук сигарет и папирос, то в 2005 году - 1,7 млрд штук.

Закрытие уральских фабрик отрасли - уже тенденция. В 2005 году прекратила существование Челябинская табачная фабрика. В марте этого года пакет акций пермской «Астры» консолидировала «Ренова-Девелопмент»: компания намерена вынести фабрику из центра города и построить на ее месте гостиницу.

Ускорило закрытие «Альвиса» и то, что в марте этого года его за долги лишили членства в Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» и, как следствие, - лицензии на выпуск сигарет «Прима». Эта торговая марка принадлежит ассоциации и, по данным «Табакпром», составляет 50 - 60% объемов производства российских табачников.

С ним соглашается управляющий директор сети «Табаккос» (Екатеринбург) Анна Борисевич: «Российские сигареты составляют около 5% от объема наших продаж, этот сегмент с каждым годом сокращается».

«С каждым годом уменьшается количество потребителей сигарет без фильтра и папирос, следовательно, уменьшается доля рынка отечественного производителя, - рассказывает заместитель генерального директора Ассоциации производителей Виктор Стефашин. - Если после кризиса 1998 года российская табачная продукция занимала около 50% рынка, то сегодня - не более 7 - 8%».



Главная страница / Опережения рынка