Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Никто не застрахован

Старый анекдотCобрались как-тотрое: строитель, чиновник от коммуналки и частник от коммуналки. Все- люди в своих отраслях не последние. Тут по телевизору новостиначались. Народ по всей стране под красными флагами требовал снижениятарифов на услуги ЖКХ. Чиновник откомментировал: «Хотели капитализма,вот и получили. Нет денег у коммуналки, кроме как из тарифа. Всеподорожало в сотни раз, и только коммуналка бедная отдувается. И есликопейки платить - вообще все развалится.
А вы что думаете, коллеги?»…

На этапе в Колыму встречаются двое знакомых. Один спрашивает у другого: «Ну, меня взяли, понятно! Как-никакжурналист, а тебя за что? Ты же простой сантехник!». На что несчастныйотвечает: «Чинил трубы в райкоме. Меня спрашивают: что делать. Ну,я и ответил, что надо всю систему менять!».

Что характерно, это уже никого не удивляет. Хотя, еслиразобраться, ситуация абсолютно нелогична с рыночной точки зрения:частные строительные компании за свой счет создают основные фонды ЖКХ.Во всем цивилизованном мире эта отрасль - отдельный бизнес. Я уверен,поддержание коммуналки в работоспособном состоянии должно происходитьза счет тех денег, что получают эксплуатирующие организации по тарифам.Никто же не требует, чтобы магазины продавали продукты по цене нижесебестоимости, потому что народ бедный. А сети? Коммунальщики реализуютсвои услуги населению, как вы утверждаете, за такие деньги, чтона модернизацию ничего не остается. Поэтому деньги тянут со строителей.Поймите, система, при которой ЖКХ модернизируется толькои исключительно за счет строительства, - бомба замедленного действия.В городе полно районов, где вообще ничего не строится. И строитьсяне будет именно потому, что сети древние: приди туда - все придетсяменять. Этого ни один инвестпроект не выдержит. Сколько коммунальнаясистема в этих районах протянет - год, два, пять?

Не видно реформыСтроитель: Что-тоне вижу я пока в ЖКХ рынка. Люди платят немалые деньги, строителивозводят за свой счет объекты инфраструктуры, делают отчисления.А коммуналка как была десять лет назад ржавым дырявым ведром, таки остается. Если ЖКХ и модернизируется, то только за счет строителей.Площадок, к которым подведены все сети, просто не существует. Хочешьстроить дом - тяни водопровод, теплотрассу, ставь электроподстанцию.

Частник: Говорите, стало большечастных компаний? Да вы просто включаете сюда тех, кто предоставляетжилищные услуги! А они давно на аутсорсинге у тех же строителей.Частника в коммунальную сферу не заманишь. С задачей реформировать ЖКХсилами инвесторов не справился даже Чубайс: продал в итоге Российскиекоммунальные системы компании «Комплексные энергосистемы»,аффилированной с Реновой. А та ведет бизнес в регионах, где у неестратегические интересы: сырьевая база, переработка, объекты большойэнергетики. И делает это для того, чтобы города не заморозить, гдеее же сотрудники живут, и чтобы социальную ответственность вам же,власти, показать. Но я как частник не могу тянуть коммуникациик площадке. Денег не хватит. Мне бы с тем хозяйством разобраться,которое вы мне отдали по принципу «ну не выбрасывать же».

Чиновник: Вы, дорогой строитель, не правы. Бизнес в коммуналку приходит быстрыми темпами, люди поняли, что это по-настоящемувыгодно! Если на начало 2005 года количество компаний частнойи смешанной форм собственности в ЖКХ по одной только нашей областиравнялось 281, то в конце года их было уже 75 И вообще, у нас сейчаспереходный этап от коммунистической системы хозяйствованияк капиталистической. Нельзя выплеснуть с водой ребенка: привлекаячастные предприятия, мы не должны терять контроль за жизненно важными,а следовательно, стратегическими объектами ЖКХ. Не стоит забывать, чтотарифы на услуги ЖКХ должны регулироваться государством: иначемы загоним в бедность множество тех людей, которым не по кармануплатить за услуги полную стоимость.

Или другой маневр: требуют тянуть трубы большейпропускной способности, чем нам необходимо. А потом по соседствуначинает строить другая компания, имеющая «мохнатую лапу», и ничегов сети не вкладывает. Из-заэтого у нас с большой пробуксовкой «распечатываются» большие площадки,которые одной компании не осилить. Никто не хочет быть первым и тянутьтрубу не только для себя, но и для всех. Тот, кто придет позже, может,и заплатит. Но только если не найдет альтернативы. К примеру, согласуетгазовую котельную, и теплотрасса уже не нужна. А ты деньги огромныепотратил. До сих пор на слуху история одной компании: ее попросилив администрации протянуть коммуникации для большой площадки, пообещав,что деньги вернут фирмы, которые будут строить рядом. Никтоне заплатил. Ребята просели: деньги кончились, на застройку не хватило.Компания разорилась, а их площадку потом просто растащили по частям.


Строитель:Полбеды, что нам надо самим тянуть коммуникации к площадке. Сплошьи рядом вынуждают строить инфраструктуру, которая нам не нужна.Предположим, есть объект. При согласовании технических условий говорят:к этому объекту нужно сделать водопровод, и не сто метров, а двести,и теплотрассу - аж километр. Для чего? Чтобы не просто подключитьк сетям дом, который мы строим (часто это можно сделать гораздо ближе),а чтобы за наш счет переложить кусок магистрального трубопровода.А у нас нет информации о том, что ближе действительно нельзяподключиться. Может, работники коммунальных служб намеренно вводят насв заблуждение? В моей практике были случаи, когда в ходе переговоровили с помощью «нужных» людей притязания по длине трубы удавалосьснизить вчетверо. У моего коллеги есть личный рекорд: ему удалось«сбить цену» в 20 раз - предлагали тянуть теплотрассу на 800 метров,а врезались на расстоянии 4

Строитель: Такая постановка вопросамне в принципе непонятна. Моя социальная ответственность: получитьплощадку и построить на ней качественное жилье, чтобы там были магазин, и детский сад. Я не могу застроить весь квартал, условноговоря, казино, даже если это выгодно. Социальная ответственность - этокогда мы сохраняем и приумножаем рабочие места, вовремя платимзарплату, организуем льготные ипотечные программы для своихсотрудников, платим налоги. А выполнять бесплатно чужую работу, строитьсети, которые потом будут эксплуатировать коммунальщики и извлекатьдоход, - это не социальная ответственность. Это социальнаябезответственность конкретных людей, которые отвечают за развитиесетей.

В пользу бедныхЧиновник: Не все так плохо,не драматизируйте. Мы действительно идем на то, чтобы силами именностроительной отрасли модернизировать ЖКХ. Но надо же понимать:строительство сейчас - крайне прибыльная отрасль. Вы зависите от ЖКХ,и кому, как не вам, нести дополнительные расходы? Сами сказали, естьрайоны, где ничего не строится. Нам нужны ваши деньги, чтобымодернизировать сети именно там! В конце концов, не все меряетсяв деньгах! Есть социальная ответственность бизнеса!

Строитель: Не нужно демагогиюразводить. Я еще не говорю о 10-процентных отчислениях со строительныхкомпаний, которые якобы идут «на развитие инфраструктуры». Что-тоя не припомню, чтобы на эти деньги, немалые в масштабах города,подготовили хоть одну площадку. В лучшем случае они тратятся на ремонтсуществующих сетей. А если уж начистоту, то половина просторазворовывается. Да, пенсионеров жалко. Только им нужно не тарифыснижать, а пенсии увеличивать.

Чиновник: Давайте обойдемся без личных выпадов. Да, вы строите объекты. Но откуда вы взяли, что коммунальное хозяйство приносит кому-тодоход? Тарифы не покрывают расходов на эксплуатацию. И подниматьмы их не можем. У нас полно стариков с пенсией по 3 тыс. рублей,а платят за квартиру тысячу. Куда дальше поднимать? Люди и так на улицывыходят.

Строитель: Да будет вам! Знаюя те компании, для кого эти отчисления добровольные. Вслух перечислить?А всем остальным вы просто землеотвод не подписываете, пока они вамбумажку о «добровольных» отчислениях не принесут. А что можно делатьна муниципальном уровне, я вам как бизнесмен подскажу. Когда частнойкомпании не хватает денег, менеджмент не только ищет новые источникидоходов, но и пересматривает структуру расходов. Денег в коммуналкенемало.

Чиновник: Конечно, пенсии повышатьнадо. Но эти вопросы решаются на уровне федерации. Муниципалитеты здесьничего не могут сделать. И тарифы мы поднимать не можем - онирегулируются федеральными органами, установлен предельный уровеньроста. Это поможет преодолеть тенденцию, когда коммуналка оказываетсявиновной в раскручивании инфляции! Но чинить сети надо. Иначе ЖКХследующей зимы не переживет, людей заморозим. Что прикажете делать?А по поводу десяти процентов - эти сборы уже два года какне обязательны. Они добровольные - кто хочет, тот вносит.



Вода в решетеЧастник: Точно, обороты коммуналкипо стране - 3 млрд долларов! Но как деньги тратятся? Вот я живу на этойулице уже 12 лет, и каждый год в одном и том же месте веснойраскапывают яму. Ковыряются все лето, осенью закапывают. Когда вижу,что делают, руки оторвать хочется. Хорошую пластиковую трубу, котораяпри соблюдении технологии прослужит 50 лет, бросают абы как. А ведь этоне только зря потраченные материалы, но и эксплуатация техники,и зарплата тех, кто там «работал». Это во-первых.

В том же тарифе, к слову, - накрытые столы для комиссий, которые все ваши затраты признают обоснованными. А потом на гос-уровнеобъявляют, что коммуналка ответственна за раскручивание инфляции. И всерадостно борются за снижение тарифов. Я государственную инициативуо снижении тарифов иначе как полным беспределом назвать не могу! Этоубийство частной коммуналки, которая пытается формировать бюджеткомпании, работать с потребителем. Когда мы формируем тарифы, лишнегоне накручиваем. Но растет цена на сырье для нашего товара:электроэнергия, газ, уголь, бензин, железнодорожные перевозки. А намговорят: как хотите, но продавайте свой товар ниже себестоимости!И любимая чиновниками социальная ответственность - последний аргумент,когда не знают, как напрячь бизнес нести непрофильные расходы. Все этомы проходили. Только факт однозначен: если бы деньги строителей реальношли на обновление ЖКХ, то у нас, как в Лейпциге, было бы три авариив год, а не в день! Инвестировали бы сюда один раз и больше бы этогоделать не пришлось. Коммуналка превратилась бы в привлекательныйбизнес.


Во-вторых. Что-тоя не припомню, чтобы муниципальные коммунальные хозяйства объявляликонкурсы на покупку материалов. Вот мы, крупная частная компания,по тендеру закупаем материалы гораздо дешевле. Оглянитесь - кругомпроцветает откатная система. Мы зашли на обслуживание сетей в одингород, стали смотреть расходы: в смете на ремонт сети цена на некоторыематериалы завышена в восемьсот раз! Конечно, так не везде. Но в два-три раза завысить - дело обычное. То же с оценкой проведенных работ. В-третьих.В ЖКХ - громадные потери. Прорвало трубу отопления, струя пара бьетнаружу. Как ремонтируют? Приехала бригада, вырезала кусок трубы,перевернула, заварила обратно. Струя в землю бьет, не видно, и ладно.К слову, о пенсионерах. Тарифы на отопление у нас идут за квадрат.Поэтому бабушка оплачивает не только ту гигакалорию, которая дошладо квартиры, но еще и те три, что по дороге потерялись. Так, может,поднять тариф в четыре раза, но брать его только за то, чтопотребляется на самом деле? Сумма получится та же. А у коммунальщиковпоявится стимул - снижать потери, которые сейчас относят на тариф.

Строитель: Рецепт очень простой.Налицо потребность в модернизации сетей. Дело за малым - превратить этупотребность в платежеспособный спрос. Другими словами, привлечьинвестора. Я лично готов инвестировать в ЖКХ. Но именно инвестировать.Ведь что раздражает: допустим, вы не можете построить сети. Нам без нихне обойтись, и мы их строим. Но почему нас заставляют построенныеза наши деньги объекты бесплатно передавать на баланс коммунальныхпредприятий? До смешного доходит. У нас нет-нет,да и появляется въедливый дольщик, который спрашивает: вы ведьводопроводную трубу строили, деньги мои на это тратили. Тратили,говорим. Значит, часть трубы мне принадлежит? Теоретически, отвечаем,да. Тогда выделите мне эту часть трубы, а я уже посмотрю, что с нейможно сделать. Признаюсь честно, таким дольщикам мы отказываем,пользуемся тем, что жилищный рынок - рынок продавца и претендентовна метры больше, чем самих метров. Но в принципе такие люди правы.Почему объекты не оставлять у тех, на чьи деньги они построены?

Чиновник: Как обычно, власть плохая,ничего не делает, а бизнес изо всех сил пытается работать. Но каждыйиз вас тянет одеяло на себя. А что бы вы предложили, глядя глобально?

Строитель: Одно другому не мешает.Много бизнесов построено по схеме - собственник (балансодержатель)и те, кто хотят этой собственностью пользоваться. Вот, например,мы строим сейчас теплотрассу от генерирующей станции к комплексу домов.Предлагаю: 1) не включать стоимость теплотрассы в затраты по домам,2) заключить с энергетиками договор на обслуживание теплотрассы,3) заключить с ними же договор за аренду нашей теплотрассы или договорза прогон по нашей теплотрассе их тепла от генерирующей мощностик домам и платить нам за трафик. Этот принцип можно применять ко всемобъектам, проинвестированным строителями. Как Украина с нас беретза газ, идущий по ее трубе.

Частник: Потому что все должнызаниматься своим делом. Я же не берусь строить дома, и вы не делайтето, что не умеете. Коммунальная отрасль сложна в управлении.Централизованное руководство нужно для того, чтобы вы по частям всюсистему не растащили. У вас 15 метров, у других 15 метров. Если каждыйначнет ими управлять, у жильцов воды не станет. А мы ответственныза бесперебойное снабжение коммунальными услугами. Мы готовыпротягивать к вашим площадкам сети сами, если на это будетмуниципальный заказ. Сами протянули, сами обслуживаем. Но кто за этозаплатит? Мы сейчас реально собираем плату не со всех, кто ужепользуется, а с тех, кто хочет построить. А в том же Лейпциге всерасходы на строительство новых сетей закладываются в общий тариф.

Строитель: Тут надо разбираться,в каком объеме получают коммунальщики деньги в тарифах. Я вот постояннослышу про инвестиционную составляющую. Нужно определиться рази навсегда: есть она в тарифах, достаточна ли, чтобы обеспечиватьразвитие отрасли, или ее нет. Если она существует, то и говоритьне о чем. Это воровство и безобразие. Потому что деньги на инвестициисобираете вы, а инвестируем мы. Если нет, то ее срочно нужно вводить(увеличивать) и тратить по назначению - на инвестиции. Два варианта:либо сами стройте, либо за счет нее у нас объекты выкупайте.

Чиновник: Красиво излагаете. Логично и по-рыночному. Но говорил же: нет ни у водоканала, ни у тепловых сетей денег на то, чтобы ваши трубы арендовать или покупать.

Строитель: Вот мы, например, вынужденыбыли профинансировать очень большую теплотрассу, причем к площадке,которую еще не известно когда соберемся застраивать. Нам обещали, чтоее выкупит АО-энерго.Пока мы только потратили кучу денег, а выполнят энергетики обещание илинет, неизвестно. Мы как крупная компания можем себе позволить вынутьтакую сумму из оборота. А большинство строителей - нет. Да и ради чеговкладывать средства, не имея гарантий, что они вернутся? Этоне инвестиции уже получаются, а сплошная «социальная ответственность»,как вы выражаетесь.

Частник: Инвестсоставляющаяв коммунальных тарифах хитрая. Она как бы есть, но ее вроде нет. Сейчасденьги на ремонты «спрятаны» в завышенных нормативах потребления дляжителей. Именно из них финансируются крупные объекты типа строительствадополнительных очистных сооружений. Но идет это годами, денегне хватает. Надо, надо вводить в тарифы нормальную инвестсоставляющую.

Строитель: Как минимум установитьединые для всех и прозрачные правила взаимоотношений строителей и ЖКХ.Тут нужно брать пример с электроэнергетики. Там тоже не все гладко,но есть существенное отличие от остальной коммуналки. Повсеместновведены тарифы на подключение. Обоснованы они или с нас дерутвтридорога и уместно ли вообще брать какие-тоденьги, если мы сами электроподстанцию построили, а жильцы будутза электричество платить, - это отдельный вопрос. Но я на старте могуточно подсчитать, сколько мне придется отдать энергетикамза подключение, ведь суммы известны, и я могу их внести в расходнуючасть бизнес-проекта.

Стартовать с малогоЧиновник: Может быть, когда-нибудьобъекты и будут выкупаться. Реформа идет, и градус рыночных отношенийвозрастает. Но чистый рынок придет сюда не скоро. Что можно сделать, по-вашему, прямо сейчас?

Частник: Мое предложениепо исправлению ситуации - сесть и договориться. Сейчас непонятна дажене величина тарифа на подключение - это считается. Не ясно, кто именнодолжен брать тариф на подключение, чье это право - властей илиоператора?
С одной стороны, это подключение к системе города,с другой - подключение к услуге, а ее предоставляет оператор. Мы,например, не можем решить эту проблему уже полтора года! Хотяс бизнесовой точки зрения все ясно: город платит деньги, а мы проводимсети и подключаем. Тариф на подключение - это новый блоквзаимоотношений застройщика, оператора и власти. Этот процесс надомоделировать, причем именно власти, отстраненной от интересов каждогоиз бизнесов. Надо вместе садиться и думать.

А вот водопровод, теплосети - русская рулетка.Я прихожу на площадку, начинаю делать проект, готовить документацию.Плачу деньги за согласования и зарплату работникам, трачу год времени.И только после этого узнаю, во что нам выльется тепло- и водопровод.А я уже посчитал, по какой цене можно будет жилье продать. Расходнаячасть растет, потенциальная выручка прежняя, доходная часть проектастремительно падает. Строитель по постоянным ставкам должен платитьза количество коммуникаций, нужное только ему. Если строится труба,через которую вода пойдет в десять домов, застройщик, который строитодин дом, должен оплачивать только десятую часть этой трубы и никакиначе.

Частник: Да это разговоры в пользу бедных! Вам очень выгодно, чтобы ЖКХ было постоянно планово-убыточными аварийным. Потому что когда ЧП, денег не считают, значит, можнотырить. Коррупционная составляющая ЖКХ, по моим оценкам, - 80%. Грубоговоря, 80% всех средств, что идут в коммуналку, растаскивается. Ктоже уйдет от такой кормушки? На непрозрачности и нерыночности властьзарабатывает деньги, а руля тарифами для бедных - политические очки.

Чиновник: Я считаю, надо, чтобгосударство давало на ЖКХ больше денег. Тогда со строителей деньгибрать перестанем и частника в коммуналке обижать не будем.

Частник: Мы тоже изнутри смотрим. Вот говорят, частник не идет в ЖКХ из-за того, что тариф регулируется государством. Я вам, коллега-строитель,как родному, скажу - ерунда это. В прошлом году тарифы в ЖКХ вырослина 33%, в этом поднимутся еще на 20%. Условия не просто уникальные, онифантастически выгодные. А капиталист вроде еще и капризничает.Мы не идем сюда, потому что внятности нет, четкости и прозрачности.

Чиновник: Я не могу разговариватьс людьми, которые думают только о себе, а о народном благе не пекутся!Вы забываете, что я курирую и строительство, и ЖКХ, а потому вижупроблемы обеих отраслей, и не так узкокорпоративно, как вы.Ответственного разговора у нас с вами не получилось.(Уходит)

Я считаю, что основное противоречие нашего времени- это капиталистический характер производства при феодальном характереприсвоения. Нынешнее государство - феодальная структура в чистом виде.И вмешивается оно вполне по-феодальномув те сферы, где должен царить рынок. Коррупция возникает, как плодсожительства феодализма и капитализма. Думаю, только вытеснениегосударства из хозяйственной жизни ЖКХ оздоровит отрасль и позволит намс вами создать грамотную экономическую систему взаимоотношений.

Строитель: Чиновники толькодекларируют свою заинтересованность в частном ЖКХ, в этом я с вамиполностью согласен. Вот пример из моей личной практики. Мы построилижилой дом с автономной котельной (понятно, все на деньги дольщиков).На входе газ, вода, электричество, на выходе - тепло в батареяхи горячая вода. Управляющая компания с огромным удовольствием взяласьобслуживать эту котельную, даже выучили несколько человекна операторов. Еще бы: разница в стоимости между теплом и горячей водой(по тарифам!), которые производит котельная, и газом, водойи электричеством, поступающими в нее, позволяла неплохо зарабатывать.Но городская власть своим решением (!) отдала котельную монополисту.Он ее частично разукомплектовал, начались перебои с теплом. Почемучастнику устанавливают препоны? Да все просто. Эдак строители (вариант- жильцы домов) или частные коммунальные структуры станутсобственниками сетей по всему городу. А собственность - это власть.И монополисты с мэрией все прекрасно понимают. Кем им останется рулить?Учителями и врачами?

Строитель: Аналогично, коллега. Думаю, стоит встречаться чаще, глядишь, и договоримся о чем-нибудь. Только давайте в следующий раз без посредников. Тут третий точно лишний.

Частник: Приятно удивлен, оказалось, мы вполне можем найти общий язык.


Производство Geely начнется в ближайшее время: первая партия, 300 авто модели СК, будет выпущена уже в первом квартале следующего года. В конце весны стартует проект сборки более крупной модели - МК. Всего в 2007м на базе АМУРа предполагается выпустить 17 тыс. СК и около 6 тыс. МК. На очереди - модель FC.
Планы сборки джипов Landmark компании Zhongxing - около 4 тыс. в год в различных комплектациях.

ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, Свердловская область) договорилось с двумя китайскими компаниями о сборке автомобилей: корпорация Geely предлагает совместно выпускать машины эконом-класса, а Zhongxing - внедорожники. Контракты подписаны в ноябре на российской национальной выставке в Пекине.

Разводить АМУРы

Сбытом продукции будет заниматься российская компания «ИнкомАвто» (одна из крупнейших российских дилерских сетей). География - Москва, СанктПетербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск (всего у компании 17 торговых точек). Желание продавать эти машины также изъявили дилеры в 20 городах России.

Генеральный директор «ИнкомАвто» Владимир Франке не сомневается в том, что автомобили будут хорошо продаваться:

- Потребители охотно покупают новые недорогие иномарки. Спрос на китайские машины растет, это подтверждает динамика продаж автомобилей компании Chery: в 2006 году она реализовала 3,5 тыс. машин, из них большую часть - в третьем квартале (по прогнозам, в четвертом квартале продажи превысят совокупный объем трех предыдущих). В качестве дополнительного конкурентного преимущества автомобилей, которые будут собираться на АМУРе, может выступать оригинальный внешний вид: они не похожи ни на одну японскую или европейскую машину, их облик разрабатывался в специальных конструкторских бюро и запатентован.

А в том, что машины ломаются, нет ничего страшного, - это техника. Главное, чтобы чинили быстро. Китайские партнеры готовы создавать в России склады запчастей на собственные средства.

Мнения экспертов и потребителей пока неоднозначны. Перспективы может подпортить качество китайских машин, при этом стоимость обслуживания высока, а у нашего сервиса нет опыта работы с такими автомобилями. Раскрутка новых брендов и создание хорошей сервисной базы потребуют серьезных вложений (о первых шагах китайских производителей на Урале см. «Авто по-пекински», «Э-У» № 7 от 20.02.06). Кроме того, покупателей отпугивают риски ликвидности: вторичный рынок не сформирован.

Экономика области от открытия нового производства только выиграет. «Налоги пойдут в областную казну, появятся новые рабочие места. Причем не только на АМУРе, но и на тех предприятиях, где со временем будут собирать комплектующие для китайских машин. Плюс инвестиции в производство. Когда новые технологии будут освоены, Средний Урал сможет заявить о себе как один из региональных центров автомобилестроения», - говорит Виктор Кокшаров.

А вот для отечественного автопрома активизация китайцев - новость тревожная. Именно с российскими марками будут в первую очередь конкурировать китайские: они попадают примерно в одну ценовую категорию. «Э-У» уже писал о том, что одна из наиболее дееспособных концепций сохранения отечественной автомобильной промышленности - переориентация на отверточное производство зарубежных марок (см. «Уверен - обгоняй», «Э-У» № 14 от 10.04.06). Пример «АМУРа» демонстрирует: развитие идет именно в этом направлении.

Собери сам

В производство машин компании Geely планируется инвестировать 50 млн долларов, Zhongxing - 30 млн долларов. Финансирование проектов пойдет на паритетных началах.

В первое время все комплектующие автомобилей будут поставляться в контейнерах из Китая, сообщил генеральный директор ОАО «СКПром» (владеет 80,1% акций АМУР) Павел Чернавин. По его словам, постепенно доля китайских деталей будет сокращаться, они уступят место узлам, изготовленным в России. В перспективе объем отечественных комплектующих должен вырасти до 30%. Это позволит загрузить заказами и другие предприятия Свердловской области. Так, НПП «Старт», как заявил генеральный директор предприятия Геннадий Муратшин, будет не только проводить испытания и адаптировать китайские авто к российским условиям, но и готово выпускать оборудование для сборки машин.

Как заявил министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров, с выходом АМУРа на ежегодный выпуск 25 тыс. автомобилей перед правительством РФ будет поставлен вопрос о придании производству статуса промышленной сборки. Это предполагает существенные таможенные льготы: снижение пошлины на автокомпоненты с действующих 12 - 15% от стоимости до 3 - 5%. А значит, и цена для потребителя должна снизиться.

СК (класс В) - объем двигателя 1,3 - 1,6 л; стоимость - 11 тыс. долларов

МК (класс С) - объем двигателя 1,3 - 1,6 л; стоимость - около 13 тыс. долларов

FC (класс Е) - объем двигателя 1,8 л; стоимость - около 16 тыс. долларов

АМУР - ЗАО «Автомобили и моторы Урала» - создан холдингом «Северная КазнаПром» (СКПром), который в сентябре 2003 года купил имущество ЗАО «Уральский автомоторный завод» (Новоуральск), признанного банкротом. Специализируется на выпуске грузовых автомобилей.

Дополнительные материалы:

Крупная колея
На АМУРе уже есть опыт сборки иностранных автомобилей: в 2004 году предприятие подписало контракт с индийской компанией «ТАТА Motors». С начала 2005 года здесь преимущественно из импортных комплектующих собирают малотоннажный грузовик «ТАТА 613», но шасси и бортовую платформу производят на месте. Выпущено и продано около 500 грузовиков.

В 2007 году предприятие планирует реализовать 900 автомобилей, что позволяет сделать вывод: проект оказался успешным.

Сейчас ведутся переговоры по созданию на базе АМУРа совместного предприятия для выпуска грузовиков с китайской компанией FAW. «Уральская сторона готова собирать шасси, от китайских коллег необходимо получить кабину. В ближайшее время ожидается приезд китайских производителей, надеемся, что в начале следующего года договоренность с ними будет достигнута», - сообщил генеральный директор ОАО «СКПром» Павел Чернавин.

Кроме АМУРа китайское предложение китайцев обсуждает Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ, Свердловская область). Как сообщил министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров, компания «Аэронавтик Янгтон» планирует наладить здесь выпуск микроавтобусов. На ИМЗ для сборки есть все: инфраструктура, грамотные специалисты. Но до подписания соглашения несколько микроавтобусов должны пройти испытания на уральских дорогах: нужно проверить, соответствуют ли они климатическим условиям региона. Скорее всего, технику придется адаптировать.

Джипы-внетаможники.

В КНР производится 90 марок легковых автомобилей, из них 70 - оригинальных марок. В Европе, к примеру, известны Chery, Geely, Zhonghua и Landwind.

В России продажи китайских автомобилей официально стартовали только в 2005 году. Первыми марками стали большие рамные джипы Great Wall и Xinkai. Многие китайские компании рассматривают Россию как основной рынок сбыта. При этом автоконцерны готовы создавать СП - это дешевле, чем везти готовые машины через таможню.

Машины компании Geely будут продаваться в пяти комплектациях: три с механической коробкой передач и две - с автоматической. Вероятно, у модели МК, по сравнению с моделью СК, будет больше дополнительных опций.



Предприятие расположится близ Аккермановского рудника, которым совместно управляют ООО «Южноуральская горно-перерабатывающая компания» (разработчик проекта завода) и ОАО «Уральская сталь» (входит в «Металлоинвест»). Пока не определена мощность будущего производства, стоимость проекта в холдинге назвать затрудняются.

Холдинг «Металлоинвест» (объединяет металлургические активы Алишера Усманова и его партнеров) планирует построить возле Новотроицка завод производительностью 3 - 5 млн тонн цемента в год.

Планы строительства цементного завода мощностью 1,3 млн тонн в год есть и у Уральской горно-металлургической компании. Пока руководство УГМК не озвучило место его расположения. Рассматриваются три варианта: Свердловская и Оренбургской области, а также республика Башкортостан.

Как сообщили в министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, потребности региона в цементе оцениваются в 500 тыс. тонн в год, а к 2010 году увеличатся вдвое. Сейчас на территории области работает единственный цементный завод, принадлежащий казахской компании Visor Investment Solutions, мощностью в 700 тыс. тонн в год. При этом 400 тыс. тонн вывозится в Казахстан и Москву. Компенсировать нехватку область вынуждена за счет закупок в Башкирии и Саратовской области. Оренбургские власти надеются, что строительство завода позволит полностью удовлетворить внутренний спрос на цемент. Как подчеркнули в министерстве, проект имеет полную поддержку правительства области.


- Заявление нашего бывшего заемщика АлександраКасьянова. Мы уже несколько лет судимся с фирмами, к которым имеетотношение этот предприниматель. Пытаемся вернуть кредит, точнее,получить залог, под который он был выдан. Очевидно, что целью громкойакции была дискредитация банка. Странная во всех отношениях «проверка»- не что иное, как проявление корпоративного шантажа. Вместо того,чтобы гасить задолженность, некоторые предприниматели используют такиеприемы, как публичную критику менеджмента, возбуждение судебныхпреследований и так далее.

Валерий Заводов
Председатель правления Уралтрансбанка Валерий Заводов в интервью «Э-У»дал свою оценку событию, произошедшему 14 февраля: напомним,в екатеринбургском офисе банка появились люди в черных маскахи с автоматами, они изъяли некоторые документы. По сообщению пресс-службыГУ МВД России по УрФО, проверка проводилась в рамках уголовного дела,возбужденного в связи с якобы имевшим место фактом получения взяткинеустановленным лицом из числа руководства Уралтрансбанка.
- Валерий Геннадьевич, что стало причиной инцидента?

- Это вопрос к правоохранительным органам. Естественно,мы могли представить все документы самостоятельно, без визита силовыхструктур. Банк - это не социально опасная организация, а открытаяпубличная структура, которая дорожит своим именем.

- Почему проверка проводилась с автоматами?

- Жертвой шантажа может стать любая динамичноразвивающаяся компания. Сегодня гринмэйл - не просто единичные факты,это проблема, которая мешает развитию цивилизованного бизнеса.Применение силовых методов без всякой на то необходимости очень опасно.Не случайно президент России Владимир Путин обратил внимание на тотфакт, что правоохранительным органам следует заняться защитой бизнесаот криминала, а не участвовать в корпоративных конфликтах. Очевидно,этот вопрос банковское сообщество будет поднимать и на предстоящемзаседании Госсовета (летом 2006 года. - Ред.), посвященном проблемамразвития банковской системы. Нужны эффективные, в том числезаконодательные, способы защиты банков в подобных ситуациях.

- Вы расцениваете произошедшее как частный случай или можно говорить о тенденции?



Главная страница / Опережения рынка