Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Плюс-минус результат

Какие партии, ты, уважаемый читатель,припомнишь навскидку? «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», СПС,Партию пенсионеров, «Родину» (или уже несколько «Родин»): пожалуй, все.А ведь их 6 Вопрос посложнее: какова миссия каждой?И задание на засыпку: припомни пример партийной инициативы, котораяоказалась бы для тебя существенно полезной.

Юрий Немытых

Перед прошлыми парламентскими выборами меня взбесилагитационный плакатик «правых». Он состоял из перечня инициатив,нужных, но не реализованных и к тому времени позабытых. Заголовокуказывал: «Мы голосовали в думе “за”». «Да какое мне дело за чтовы голосовали? - возмутился я в голос. - Каков результат? Ноль!».Не мудрено, что люди, особенно молодые и образованные, все чащеманкируют избирательным правом.

Получается? И не получится. Ибо партии наши неразличимосеры, смысл их существования большинству неясен, а деятельность- безразлична. Законы, наспех принимаемые парламентскими партиями,нужны правительству, в лучшем случае - какой-то абстрактной России (государству, экономике и проч.). Но не человеку здесь и сейчас.

Министр Иванов, комментируя «дело Андрея Сычева»(«ничего существенного не произошло»), сам того не желая, произнесужасающую правду. Сычев искалечен небывалыми зверствами. Но сколькоих было и еще будет - замордованных до самоубийства; свихнувшихсяот издевательств и поднявших оружие на мучителей; сбежавших из части,травимых потом по лесам, застреленных при сопротивлении? Толькопо официальной статистике Минобороны в прошлом году погибло1064 военнослужащих: потери в Чечне - 103 человека, 276 покончили жизньсамоубийством, 324 погибли в результате ДТП, 276 постиг несчастныйслучай и так далее. От дедовщины, по сведениям министерства, погибливсего 16 человек. Сколько здесь реальных несчастных случаев?

Другими словами, любая партия добьется бешеного ростапопулярности, если справится с конкретной задачей, актуальной дляцелого слоя избирателей, сообщив об этом всем и каждому. Хотитеподсказки?

Современная российская армия - сплошная преступнаяглупость. Кому она такая нужна, кроме разнузданного ворья- от генералов, строящих солдатскими руками бесчисленные дачи,до прапорщиков, сдающих ложки на алюминиевый лом? Пожалуйста, ни словаоб обороноспособности. Лично я регулярно вижу слабых, голодныхпопрошаек, стыдливо меняющих горки мелочи на дешевые сигареты, кефири печенье. Не представляю, как они, искусно овладевшие только метлойи лопатой, могут защитить Родину и народ, если не в состоянии постоятьза себя.

А скольких насмерть забила табуреткой озверевшая гнида,которую после прикрыло такое же гнидское начальство? Сколько жертввовсе проигнорировано статистикой?

При чем здесь партии? А принудить руководство страны немедленно начать переводить армию на добровольно-контрактную основу - разве не та самая конкретная задача, важная для всех и каждого?

Ежегодно миллион с гаком молодых россиян уходят топтатькирзу. Они не получают образования и не работают (это при кадровомтоголоде в экономике), не женятся и не обзаводятся детьми (вопят повсюду:«Россия вымирает!»). Здесь они не делают ничего, что делают там- непонятно. Все понимают, что в условиях современного боя (не говоряо будущих) нам нужна другая армия - гораздо малочисленнееи профессиональнее.

Случись такой референдум, и при должной информационнойраскрутке он стал бы рекордным по явке. Именно потому, что до этогоесть дело всем вместе и каждому в отдельности: это вам не удвоение ВВП.В какой семье нет потенциального солдатика? Какая семья не хочет, чтобыслуживый пораньше вернулся домой? И за результат референдума я тожеспокоен: если уж человек приведет себя на избирательный участок,в девяти случаях из десяти он проголосует «за». А партия, затеявшаяплебисцит, пойдет на парламентские выборы2007 с очень простой агиткой:«Мы сделали российскую армию контрактной, профессиональной,боеспособной. Мы доказали, что можем не только благостно рассуждать,но и решать реальные проблемы».

Представьте: некая партия создает правдоподобный,с контрольными показателями проект перевода армии «на контракт».Условно: в этом году сокращаем количество срочников на 20%, в следующемеще на 30%, а в 2008м - оставшиеся 50%, заменяя их профессионалами.Инициируется всероссийский референдум, для чего, в соответствиис законом, предварительно создается группа активистов (не менее чемпо сто человек из 45 регионов). На это хватит списочного составакомитетов солдатских матерей и им подобных организаций, а сейчас онижаждут действий. Дальше в поддержку референдума нужно собрать 2 млнподписей. Не проблема: у нас одних студентов шесть с лишним миллионов.

Увы, этого не произойдет. Волна общественногонегодования по поводу дедовщины стихает. Партбюрократы молчатв тряпочку. Поезд ушел. Не будет референдума. Не будет партии,сделавшей одно (а разве этого мало?) важное дело. Не будет ее массовойподдержки. Чудовищное скотство, именуемое «российской армией»,по всеобщему попуститель-ству протянет еще черт знаетсколько. Остается лицемерно просить прощения у Андрея Сычева, всехбезымянных, разделивших его судьбу, и у тех мальчишек, кому ещепредстоит пройти бесконечными коридорами унижения страхом и стыдом.До тех пор пока очередной мученик не станет, наконец, святым.

В православии святыми объявляют не столько принявшихмученическую смерть, сколько тех, чьи мучения преломили сознание людей,повернули их к вере. Андрей Сычев (а его судьба, возможно, хуже смерти,даже мучительной) мог стать нашим святым, не от церкви - от общества.Если бы его трагедия заставила нас изменить собственную жизнь.


«Целью размещения кредитных нот не является последующее проведение IPO, хотя мы не исключаем, что в будущем авиакомпания может реализовать и такой проект, - отметил начальник службы по связям с общественностью UTair Юрий Мушихин. - CLN - наиболее простой способ заимствования денежных средств на иностранном рынке. Мы хотим, чтобы наши ценные бумаги были узнаваемы иностранными инвесторами. CLN может стать первым шагом UTair в привлечении западных кредитных ресурсов, следующим шагом, возможно, станут еврооблигации».

Наблюдательный совет авиакомпании UTair впервые в истории отечественной авиации одобрил сделку по привлечению денежных средств в форме выпуска кредитных нот (CLN), номинированных в долларах США. UTair планирует размещение CLN сроком обращения три года в объеме 100 млн долларов в начале 2007 года. Полученные средства будут направлены на обновление парка воздушных судов: приобретение региональных и среднемагистральных самолетов Aspan, вертолетной техники нового поколения. Организатором выпуска кредитных нот утвержден МДМбанк.

Пока UTair - единственная авиакомпания в регионе, активно использующая публичные финансовые инструменты для развития бизнеса. Помимо CLN до конца этого года UTair намерена выпустить третий облигационный заем на 2 млрд рублей. Эти средства будут направлены на рефинансирование текущих кредитных обязательств. Срок обращения планируемого выпуска - четыре года.

CLN выгодно отличаются от еврооблигаций тем, что отсутствуют требования к листингу и международному аудиту, нет необходимости в подготовке проспекта эмиссии, раскрывается значительно меньший объем информации. В то же время в отличие от рублевых облигаций возможна любая валюта выпуска и участие иностранных инвесторов в размещении.



Недавно автора этих строк какпредставителя прессы пригласили на московскую конференцию с моднымназванием «Приоритетные национальные проекты. Меры эффективнойреализации». В организаторах значился Центр развития стратегическихпрограмм. Анонс мероприятия обещал выступления и дискуссии на темы,которые пока не принято обсуждать в СМИ. В частности, предлагалосьпоговорить о законодательных изменениях, необходимых для успешнойреализации национальных проектов, подготовке управленческих кадров дляпервичного звена здравоохранения и образовательной системы, доступесельхозпредприятий к кредитным ресурсам, механизмах взаимодействия всехветвей власти, банков, строительных и риэлторских организаций приреализации программы «Доступное жилье - гражданам России», наконец,о методах контроля реализации национальных проектов и оценкеих эффективности. Сообщалось, что на конференцию приглашены вицепремьерДмитрий Медведев, министр экономического развития и торговли ГерманГреф, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, другие ответственныелица.

Иллюстрация: Валерия Первушина

Все это было бы похоже на классическую аферу, еслибы в конце прошлого года Центр развития стратегических программне провел успешную конференцию по особым экономическим зонам, еслибы за три дня до конференции в одной из центральных газет не появиласьзаметка о том, что мероприятие скорее всего провалится, а за два днядо открытия налоговики не арестовали счет организаторов, на которомнаходились собранные средства. Более того, в день несостоявшийсяконференции все ее участники получили из рук исполнительного директораЦентра Святослава Кашина расписку с подтверждением того, чтоорганизаторы обязательства не выполнили и деньги будут возвращены.

Я отложил текущие дела и отправился за недостающимизнаниями о нацпроектах. Оказалось, не зря. Пропустить столь полноценноешоу в стиле произведений Николая Васильевича Гоголя было бы обидно.Двухдневная конференция продлилась полтора часа. Когда приглашенным,съехавшимся со всей страны - от Камчатки до Калмыкии, представилипрезидиум, зал взвыл от возмущения. В качестве почетных гостейи главных докладчиков предлагались некие Ирина Рукина и Павел Горячкин:их обозначили как эксперта Совета Федерации и помощника министрарегионального развития соответственно. Ни Грефа, ни Медведеване наблюдалось. После выступления г-жи Рукиной, человек,представившийся заместителем губернатора Волгоградской области,потребовал прекратить конференцию и вернуть деньги. Как выяснилось,на мероприятие прибыло более сотни региональных чиновников уровнемот начальника управления областного минздрава (минобразования,минсельхоза) до первого заместителя губернатора. Каждый перевел на счеторганизаторов 36 437 рублей. (Журналисты участвовали бесплатно.) Какбы между прочим в зале появился представитель правоохранительныхорганов, который предложил всем приглашенным тут же обратитьсяв милицию. Через полчаса у него на руках было около семидесятизаявлений на имя начальника департамента экономической безопасности МВДС.Г. Мещерякова с просьбой привлечь к уголовной ответственностиорганизаторов конференции, которые «мошенническим способом завладелибюджетными средствами».

Понятно, что искать в действиях Кашина и егосотрудников злой умысел - дело органов, которые принято называтькомпетентными. Но в этой истории поражают два обстоятельства.

«Да, возможно, мы не рассчитали свои силы, допустилиорганизационные промахи. В частности, не стоило назначать конференциюв один день с заседанием правительства РФ. Но мне также совершенноочевидно, что нам дали понять: мы залезли в чужой бизнес. С мероприятийтакого рода кормится большое количество чиновников и аффилированныхс ними консалтинговых компаний, и столичная экспертная мафия ни с кемделиться не собирается. Никакой “крыши” у нас не было, мы игралив открытую: собрали приличную аудиторию, договорились с федеральнымичиновниками о выступлениях, но те за ночь до открытия вдруг заявили,что не придут», - сообщил мне один из работников Центра.

Второе: местные чиновники абсолютно не готовы к самостоятельному мышлению. Они по-советскиждут указаний сверху и не желают (боятся?) обозначать собственнуюпозицию. К полудню все участники конференции разъехались по столичныммагазинам: нет Грефа и Медведева, нечего и обсуждать…

Первое: оказалось, что спрос региональных чиновниковна разъяснение сути национальных проектов необычайно велик, но никтоиз властей высшего порядка не спешит его удовлетворить, никому на самомделе не интересно, что волнует людей на местах. Между тем проектныйподход предполагает максимальную открытость. Она формирует единение,общую цель и стремление к ее достижению. Достаточно взять в любомкрупном магазине книгу Фила Бэгьюли «Управление проектами», чтобыузнать: «Большинство проблем, связанных с реализацией тех или иныхпроектов, характеризуется недостатком информации, отсутствием структурыи четких вариантов».


Фундаментальные образовательные проблемы - кадры,материальная база, отсутствие содержательных стандартов. Все это вещисистемного порядка. А национальный проект действует точечно: выбираетнесколько (достаточно много) точек, куда будут сделаны финансовыевливания. О системных преобразованиях речь не идет. Не дается ответна краеугольный вопрос - о целеполагании: какой результатобразовательного процесса нужен стране? Невозможно найти пути решениязадачи, если не ясно, что искать.

С каждым годом российскоеобразование снижается в мировых рейтингах. А спуск с горы, какизвестно, происходит с ускорением. Сначала покинули первую десятку,теперь на грани «вылета» из второй. Образование, конечно,не состязание, но становится все более значимым компонентоммеждународной конкуренции. Срочно требуется средство, способноепрекратить движение вниз. Приоритетный национальный проект мог и,по логике, должен был им стать. Но он лишь выполняет функцию парашюта,позволяющего сделать приземление менее болезненным.

Мимо УралаИз четырех уровней образования (дошкольный, школьный,средний профессиональный, высший) национальный проект касается толькодвух: школ и вузов. Председатель комитета Совета Федерации РФ по науке,культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов считает, что этот проект - один из самых неподготовленных: из поля зрения выпали целые отрасли.

В расписании современной школы, кроме уроков, где идетнакопление знаний, есть так называемые динамические паузы, времяпсихологической разгрузки. Национальный проект по образованию подобендинамической паузе. Его явная цель - выпустить пар, уменьшитьсоциальную напряженность в сфере, а не привнести новые знания в систему.

Среди шестисот государственных высших учебных заведенийРоссии будут определены 30 инновационных, которые получат поддержку.Сейчас идет борьба на уровне критериев: что считать инновационнымвузом.

В отношении вузов проект немногословен. Заявлено о двухбизнесшколах и двух национальных университетах. К Уралу они отношенияне имеют. Первые будут создаваться в Москве и Санкт-Петербурге, вторые - в регионах, выбранных по географическому принципу: юг - Ростов-на-Дону,Сибирь - Красноярск. Никакого конкурса проектов национальныхуниверситетов не объявлялось. В Екатеринбурге концепция такогоуниверситета разработана давно и подробно, но она осталась личным деломобласти и города. Выбор непонятен даже «счастливчикам». Владимир Золотарев,ректор Ростовского государственного экономического университета: «Идеясоздания университетов мирового уровня заманчива. Но для объективнойоценки нужно знать, для чего это делается. Пока все разговоры сводятсяк объединению и слиянию». В то время как в Японии ставится вопросо всеобщем высшем образовании, у нас говорят о сокращении вузов. Дажепод идеей национальных университетов многие усматривают стремлениесократить количество студентов и преподавателей, облегчив финансовую«ношу» государства.

Бонусный характер проекта вызывает разное отношение. Министр образования Свердловской области Валерий Нестеровпринцип поддерживает: «Я не считаю, что помогать надо всем в равнойстепени. Поддержка нужна тем, кто совершает движения, а не сидит бездела». Президент Удмуртской республики Александр Волковпредлагает учительскую премию разделить, чтобы досталась большемуколичеству людей. В Челябинской области идут своим путем: помимонововведенных президентских, там уже несколько лет существуютгубернаторские гранты.

Передовики школьного производстваВ школьном сегменте упор также сделан на инновации.Поисковая направленность очевидна: определить, выделить, наградитьлучших. И таким образом активизировать педагогическую среду, создавв ней дух конкуренции. 259 образовательных учреждений Уральскогофедерального округа получат гранты в размере 1 млн рублей каждый, почти800 педагогов - по 100 тыс. рублей. В среднем выбирается один учительиз двух крупных школ. «Разнарядка» лучших учреждений на Свердловскуюобласть - 7

Классные! руководители50 тысяч педагогов региона получат вознаграждениеза классное руководство в размере 1 тыс. рублей ежемесячно. Такнациональный проект подчеркивает важность воспитательной функцииобразования. Отдельно взятая сумма невелика даже на фоне учительскойзарплаты. Но в масштабах страны выплаты выглядят внушительно: этодополнительные 15 млрд рублей в год. (Для справки: ровно столько денегнеобходимо для того, чтобы окончательно решить проблему пробок и плохихдорог в Екатеринбурге.)

Казалось бы, с данным пунктом проекта более-менееясно: разрабатываются конкурсные критерии, доводятся до школ.Но и здесь возможны подводные камни. Первой неожиданностью стала вялаяответная реакция образовательной сферы. Ажиотажа не наблюдается, а вотнедоверие и нежелание «зря» тратить время и силы на оформлениедокументов присутствуют. Отвыкла школа от внимания к себе. «На берегу»возникают сомнения, будут ли награждены действительно самые достойные.После прохождения технической экспертизы (соответствия необходимымтребованиям) в действие вступает гражданская. Экспертными институтамимогут быть ассоциации родителей, выпускников, советы ректоров и такдалее. Однако опыта в проведении подобных «экзаменов» пока нет. Поэтомусуществует реальная опасность круговой поруки, реализации цеховых,узкокорпоративных интересов. Оценка педагогического труда до сих поростается одним из самых сложных и спорных вопросов в образовании.

Если не будут созданы равные условия для разных категорий воспитателей, по словам заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова,«вместо политических плюсов мы получим минусы». Некоторые территории:Югра, Ямал - взяли на себя выплату вознаграждения за классноеруководство тем, кто не вписался в проект. Вот только любопытный фактпроявился по данным госстатистики: кое-где количество классных руководителей уже превысило количество классов…

Вокруг этой тысячи и возникло больше всегопротиворечий. Кто ее получит, а кто нет? Первоначально прозвучало: те,у кого в классе не менее 25 человек. А если 24? В Челябинской области,например, 40% классных руководителей не подпадали под установленныйпоказатель, в Курганской области - еще больше. Теперь решено, чтоза «недостающих» учеников сумма будет несколько уменьшена. Для сельскихшкол норма иная - 14 человек. В категорию вошли учителя начальныхклассов (хотя для них классное руководство дополнительной функциейне является, а входит в должностные обязанности), но не вошли работникиинтернатов (они называются воспитателями) и коррекционных учреждений.

Техническое перевооружение школы - одна из задачнационального проекта «Образование». На него выделяется более трехмиллиардов федеральных рублей. Для большинства областей Уральскогоокруга важнейшим вопросом остается приобретение автобусов, которыедоставляют детей к месту учебы. В бюджете Удмуртии заложены средствана покупку 50 автобусов, а потребность - 12 В Зауралье, где 86%образовательных учреждений - малокомплектные школы, этот вопрос тожестоит остро.

Сорок к одномуНа 40 учеников должен приходиться один компьютер- такой уровень компьютеризации общего образования принят за норму.Уралу еще предстоит поработать. В достаточно успешной в данном планеСвердловской области пока одна машина приходится на 46 учеников. Лишь14% школ имеют двусторонний доступ в интернет. Планируется ежегодноподключать к всемирной сети до 500 школ, тратя на это 10 - 12 млнрублей, и тогда к концу 2007 года их компьютеризация в области будетзавершена. Как предполагается, компьютерная техника будет закупатьсяцентрализованно и затем отправляться в регионы.

Уже сейчас можно констатировать: практически всесубъекты Уральского федерального округа существенно увеличили в этомгоду расходы на образование. Челябинская область заявляет с гордостью,что на каждый федеральный рубль в рамках нацпроекта она дает три.Свердловская область называет цифру 2 млрд рублей, выделенныхиз областного бюджета на реализацию национального проектапо образованию (это помимо традиционных трат). Министр образованияСвердловской области Валерий Нестеров подчеркивает, что магистральным является путь повышения зарплаты всем работникам сферы. В Салехарде (Ямало-Ненецкийавтономный округ) за счет городского бюджета поддерживаются не тольколучшие учителя, но и ученики: 20 лучших школьников старших классовполучают стипендии в размере 1 тыс. рублей. В Ханты-Мансийскомокруге выделено более 200 млн рублей на проекты, устанавливающиесоответствие между средними профессиональными учебными заведениямии потребностями рынка труда. Регионы своими силами пытаютсявосстановить то, что упущено нацпроектом.

Побочный эффектНациональный проект в сфере образования снимает острыесимптомы, но не устраняет причин неполадок в организме. Любое«лекарство» имеет побочный эффект. Возможно, здесь он окажется сильнееи важнее, чем конкретные меры, заложенные в проект. Это привлечениек сфере внимания власти и общественности. В стране, где выстраиваетсявластная вертикаль, привлечение внимания не менее важно, чемпривлечение денег.

Дополнительные материалы:

Но возможен и иной побочный эффект. Концентрациявнимания на отдельных точках может создать иллюзию перемен илипо крайней мере активного действия. Вроде бы все движется: работа идетпо графику, доклады, отчеты, деньги поступают и тратятся. Значит,должен быть и результат. А где он? И каков он?

Опрос общественного мнения, проведенный региональной организационнойгруппой в ходе реализации нацпроектов «Образование» и «Здоровье»,показал: о проектах знает лишь половина граждан. Причемв заинтересованных сферах уровень информированности не выше среднего.Побывав в нескольких школах Екатеринбурга, я убедилась: ряд педагоговвообще не слышали о национальном проекте. Другие в курсе, но безподробностей. Восторгов по поводу нововведений и даже денежныхпоощрений никто не изъявлял, господствовало отношение недоверия.Проблемы, озвученные представителями реального образования, отличалисьот тех, что пытаются решить властные структуры.

Страшно далеки они от народа
Коллективное мнение учительской о национальном проекте.


Преподаватель химии: «Чиновники озабочены, как бы детине переучились. По­моему, назрела другая опасность: дети недоучиваются.Учебные часы сокращаются, ряд предметов идет факультативно».

Завуч: «Критерии отбора лучших школ и учителей слишком жесткие. Ониподразумевают идеальную схему, а школа - живой организм, возможныи сбои».

Преподаватель обществоведения: «Нет объективных критериев оценкитруда учителя. Среди моих коллег есть такие, кто достоин поощрения,но я не уверена, что они сумеют доказать это какимито цифрами. Говорят,важна «динамика ученика». То есть в прошлом году у него была тройкапо предмету, а теперь четверка. А если школьник был и остаетсяотличником? Оценками не проверишь качество работы педагога».

Учитель начальных классов: «Должна быть адекватная затратам ставка.Чтобы заработать 6 - 7 тыс. рублей, мы вынуждены перерабатывать вдвое,решать проблемы за счет внутренних ресурсов».

А приход достойных людей в образование напрямую зависит, вопервых, от зарплаты, вовторых, от статуса учителя».

Директор школы: «Материальную базу мы потихоньку подтягиваемк приличному уровню. Но остается самый страшный и неразрешимый вопрос- кадровый. Без молодых, энергичных, современно мыслящих учителей школане изменится.



Главная страница / Опережения рынка