Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Опережения рынка

Выгодная экология

Страховая компания «Крона» (Екатеринбург), принадлежавшая СК «Северная казна», продана екатеринбургской страховой фирме «Мединком». Стороны не разглашают условия сделки, однако, как стало известно «Э-У», после завершения процесса реорганизации «Кроны» и преобразования ее в филиал, «Северная казна» получит долю в уставном капитале «Мединкома».

Александр Меренков

По словам генерального директора СК «Северная казна Александра Меренкова, его компания решила сконцентрироваться на рисковых видах страхования, поэтому руководство не видит смысла в дальнейших инвестициях в «Крону». «Судьба мелких региональных компаний, кроме парытройки крупных игроков с количеством клиентов от 2 миллионов, предрешена. Их выдавят с рынка или через увеличение требований к уставному капиталу, или административным ресурсом. Поэтому лучше начать объединяться с более сильными игроками», - убежден Александр Меренков.

С 1 июля повышаются требования к минимальному капиталу страховых компаний, который должен составлять минимум 30 млн рублей. Это обстоятельство и подталкивает участников рынка к более активному использованию инструментов слияний и поглощений. Так страховая группа «Югория» приобрела недавно омскую медицинскую страховую компанию «АСКОЗабота».

Екатеринбург

«Мединкому», лидирующему на рынке медстрахования Среднего Урала, сделка позволит усилить позиции: по словам генерального директора Андрея Шандалова, объединенная структура займет 30% рынка медстрахования Свердловской области.

АЦ «Эксперт Урал» продолжает серию публикаций по проблемам социальной ответственности бизнеса (см. «Вопросы, требующие ответов», «Э-У» № 19 от 22.05.06). На Урале, где большинство предприятий металлургии, машиностроения, химии, нефтегазового комплекса - градообразующие, вопросы сотрудничества бизнеса и власти в интересах развития территорий наиболее остры.

Иллюстрация - Полина Ганзина

Одним из таких механизмов становятся соглашения о социально-экономическом партнерстве между бизнесом и администрациями территорий, на которых он работает. Рассмотрим практику использования и эффективность этого инструмента в Уральском регионе.

Предпринимательство и власть вкладывают в понятие «социальная ответственность» не одно и то же. Единого подхода, как свидетельствует опрос компаний и сторонних экспертов, нет (см. подборку мнений). Президент финансово-промышленного холдинга AVS Group, депутат палаты представителей законодательного собрания Свердловской области Валерий Савельев отмечает, что власть порой требует от бизнеса больше, чем он готов дать: «Это похоже на перекладывание ответственности за благосостояние граждан с государства на предприятия. Безусловно, бизнес должен обеспечивать достойный уровень жизни населения, но полностью взять на себя социальные функции государства он не в состоянии. Нужно находить механизмы частногосударственного партнерства, выгодные обеим сторонам».

Предмет нашего интереса - внешняя сторона деятельности компании, методы ее работы на территории присутствия. Основные направления социальной политики крупных предприятий: поддержка молодежи и детей, социально незащищенных слоев населения (ветеранов, инвалидов, сирот, многодетных семей), а также учреждений и программ, направленных на развитие малочисленных народностей; защита здоровья населения и поддержка здорового образа жизни; экология.

Внутри и снаружи
Социальную политику предпринимательства можно разделить на внутреннюю, для своих работников, и внешнюю - для населения территории, на которой оно действует. Основной инструмент внутренней политики - заключение коллективных договоров, в которых прописываются социальные гарантии сотрудникам. Договоры регулярно пересматриваются и совершенствуются совместно с профсоюзами, другими заинтересованными сторонами.

Тандем
Социальноэкономическое партнерство - форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой компания помимо стандартных обязательств перед работниками и бюджетом берет на себя обязательства развития территории, определяя вместе с властью его приоритеты.


Нельзя забывать, что если предприятие градообразующее, то граница между работниками предприятия, членами их семей и прочим населением очень размыта. И бизнес в вопросах социальной политики должен ориентироваться на интересы всего населения территории: ее благополучие - важнейшее условие благополучия самой компании. Александр Давыдов, заместитель директора по общим вопросам УГМКХолдинга (Екатеринбург): «На наших предприятиях работают в общей сложности более 75 тыс. человек, поэтому мы не можем работать на территории и быть в стороне от ее проблем».

Можно выделить несколько эффективных моделей сотрудничества в цепочке «компания - местная администрация - общественность». Среди них конкурсный подход к отбору социальных программ, реализация их как бизнеспроектов, то есть с ориентацией на конечный результат и последующей оценкой эффективности, совместная работа администрации и финансовых служб компании над бюджетом муниципалитета.


На Урале практика заключения соглашений о социально-экономическом партнер-стве развивается довольно активно. Так, СУАЛХолдинг работает в этом направлении с 2001 года, сегодня есть программы со всеми городами присутствия. УГМК в 2003 году заключила соглашение с правительством Оренбургской области, а с 2004 года с правительством Свердловской области совместно реализует программу «Вместе». «Лукойл-Пермь» официально закрепила отношения уже с 18 районами Пермского края. Холдинг «РусПромАвто» сотрудничает с администрацией Челябинской области. Газпром заключил соглашения со всеми десятью регионами Урала. У «ОРМЕТОЮУМЗ» и «Уральской стали», входящих в холдинг «Металлоинвест», действуют соглашения о сотрудничестве с властями Оренбургской области. ТНКВР развивает совместные программы с правительством Тюменской и Оренбургской областей, Удмуртии и также муниципалитетами на этих территориях.

Но чтобы прийти к взаимодействию в социальном партнерстве, и власти, и бизнесу необходимо преодолеть определенный путь. Первоначально социальная ответственность бизнеса рассматривалась компаниями в контексте благотворительности, разовых акций, причем зачастую вынужденного характера: власти попросили - бизнес вынужденно откликнулся. Тема эффективности подобных вложений и не поднималась. Затем благотворительность стала увязываться с долгосрочными целями компании. Ныне целенаправленная политика в вопросах социальной ответственности и взаимоотношений с местным сообществом подразумевает, что программы рассматриваются как инвестиции в социальную сферу: тогда выгоды получают и компании, и территория. Текущие вложения заменяются долгосрочными программами развития территорий. Власть в свою очередь перестает рассматривать бизнес просто как источник доходов для «латания дыр» в соцсфере. «Социальное партнерство власти и бизнеса - как велосипед-тандем, - говорит вицепрезидент СУАЛХолдинга Василий Киселев. - Руль один, а педали крутят оба. Чтобы условия жизни людей на территории улучшались, нельзя делить, кто крутит больше, а кто меньше».

Заключая соглашение о социальном партнерстве, бизнес может упорядочить и планировать свои расходы на социальные программы всех направлений, отслеживать их эффективность, учитывать свои интересы. Повышается результативность взаимодействия с властью и местным сообществом, снижается вероятность возникновения социальной напряженности. Наиболее осязаемый позитивный бизнесэффект от социальных программ - повышение лояльности и мотивации персонала, а в конечном счете - рост производительности труда. Для холдингов, чьи предприятия расположены в разных регионах, соглашения служат инструментом унификации управления социальными расходами и позволяют координировать социальную политику из центра.

И это далеко не полный перечень компаний. Причем чем больше масштаб производственной деятельности и шире перспективы развития бизнеса, тем больше социальные инвестиции.

Порой программы, начатые бизнесом на территории, приобретают федеральный масштаб. Например, организация «Матери против наркотиков», действующая в Североуральске, привлекла внимание Группы СУАЛ к острой на Северном Урале проблеме наркомании: в 2001 году запущен совместный проект, направленный на снижение ее негативных последствий. К участию приобщены международные организации, такие как Национальный фонд мира, Американский совет по международному образованию. В 2003 году по решению министерства труда и социального развития России проект перешел на национальный уровень.

Исследование Ассоциации российских менеджеров показало: наиболее эффективная для бизнеса модель взаимодействия с государством - совместное определение приоритетов социальной политики. Сторонниками этой модели выступили 52,94% опрошенных руководителей высшего звена.

Парадокс: согласно данным исследования Ассоциации менеджеров России и программы развития ООН, приведенным директором Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления ОАО «СУАЛХолдинг» Ольгой Федосеевой (Москва), расходы российского бизнеса на социальные программы составляют от 8 до 36% чистой прибыли, в то время как аналогичные затраты западных корпораций - лишь 0,5 - 1%. Объемы корпоративной благотворительности должны уменьшаться, а эффективность использования средств - увеличиваться, указывает на перспективу директор российского представительства британского благотворительного фонда CAF Мария Черток (Москва). При этом частная благотворительность, по ее мнению, должна расти.

Как добиться эффективности
Ключевая проблема - повышение эффективности социальных инвестиций. Эта тема стала главной на прошедшей 30 мая в Екатеринбурге конференции «Социальная среда корпораций: поиск эффективных подходов», организованной Агентством культурной информации и Институтом корпоративного развития Группы компаний Ренова.

СУАЛХолдинг, Лукойл-Пермь, УГМК реализуют целевые программы, направленные на взаимодействие с муниципалитетами: «Вместе» (УГМК), «Тагил - наш общий дом» (НТМК), «Содействие реформе местного самоуправления и разработка программы комплексного социально-экономического развития территории до 2010 года»

Однако эффективность реализации
проектов во многом упирается в эффективность расходования муниципалитетами выделенных средств. В деловых кругах растет недовольство тем, как органы региональной власти и местного самоуправления тратят бюджетные средства и управляют социальной сферой. Бизнес готов помогать в менеджменте. Александр Давыдов: «Муниципалитеты сегодня и хотели бы проводить грамотную бюджетную политику, но многим необходима методологическая помощь. Возможный выход - совместное формирование структуры бюджетных отношений. Но этот вопрос должен рассматриваться не только в аспекте определения объема финансовых средств. Необходимо создание взаимоотношений бизнеса, местных и региональных властей на основе прозрачности и взаимного уважения. Это основа благоприятного инвестиционного климата».

Выгода для всех
Какую бы форму ни приобретало взаимодействие бизнеса, власти и общества, практическим итогом его должна стать вполне определенная ситуация: участие компаний в социальном развитии территории, согласованные действия с местными и региональными властями, вовлечение в этот процесс малого и среднего предпринимательства.

(СУАЛХолдинг совместно с Агентством США по международному развитию), «Ответственный бизнес - прозрачный бюджет» (СУАЛХолдинг), «Оптимизация расходования бюджетных средств» (Лукойл-Пермь). Расходы по ним значительны. Так, на программу «Вместе» УГМК планирует затратить 3,5 млрд рублей в течение пяти лет. В 2005 году на эти направления наши предприятия израсходовали 630 млн рублей.

Дополнительные материалы:

Главная задача - выстроить партнерские отношения. Муниципалитеты имеют информацию о состоянии дел на территории, а бизнесу она порой недоступна. Зато в распоряжении предпринимателей - эффективные инструменты управления бизнеспроектами, вполне применимые в социальной сфере. Действуя на основе социального партнерства, бизнес сможет реализовать программы в общем контексте региональной социальной политики и получить наибольшую отдачу. Следствием станет положительный имидж региона, благоприятный инвестиционный климат, рост доверия населения и к власти, и к бизнесу.

Первый заместитель главы Орска (Оренбургская область) Роман Гафаров:

Производственная деятельность и забота о территории - единое целое. Власть рассматривает такой бизнес как серьезного стратегического партнера
Представители власти - о практике социального партнерства с бизнесом

Мы внедряем систему договоров о социально-экономическом партнерстве между администрацией и предприятиями. Главные цели - достижение социальной стабильности в городе, увеличение финансирования социальных объектов, повышение эффективности взаимодействия городской власти и представителей бизнеса. На сегодня уже заключено более ста договоров, и это не предел. Орскнефтеоргсинтез, Южуралникель первыми откликнулись на инициативу администрации.

- В широком смысле слова термин «социальная ответственность» можно трактовать как влияние бизнеса на общество и процессы его развития. Выделим внутреннюю сторону ответственности - это социально-значимый уровень зарплаты и стабильность ее выплаты, безопасность труда, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, повышение их квалификации, оказание помощи в критических ситуациях. Внешняя сторона - это спонсорство и благотворительность, охрана окружающей среды, взаимодействие с местными сообществом и властью, готовность к участию в кризисных ситуациях. Цель социально-экономического партнерства - достижение стабильности в городе и повышение эффективности взаимодействия городской власти и представителей бизнеса.

Иногда мы наталкиваемся на негативное отношение некоторых представителей бизнеса к данному процессу, но надеемся переломить ситуацию. Мы должны сделать эту политику прозрачной и строить ее на доверии.

Возможно, в дальнейшем будет развиваться сеть благотворительных фондов. Только их должны создавать не чиновники, а бизнесмены с привлечением общественности, авторитетных людей города. Тогда фонды будут эффективны. Второй вариант развития - система грантов от крупных компаний города, объединений, ассоциаций, которые направлялись бы в общественные организации, занимающиеся социальными программами. Эти нововведения призваны активизировать жителей города. А госструктуры должны стать посредниками и координаторами таких программ.

- Вопросы социальной ответственности особенно касаются градообразующих компаний и корпораций, которые зачастую становятся уже и регионообразующими. Девиз первых уральских горнозаводчиков Демидовых «честь выше прибыли» снова приобретает широкое распространение.

Виктор Китаев, консультант департамента внутренней политики губернатора Свердловской области:

Препятствуют развитию института социального партнерства на Среднем Урале следующие факторы: «серые» схемы минимизации налогов и «зар-плата в конвертах», что приводит к возрастанию нагрузки на социально ориентированные компании; проявившаяся в практике некоторых предприятий тенденция перевода практически всей прибыли в дивиденды без заботы о будущем; отношение предприятий малого и среднего бизнеса к нормам социальной ответственности как к вынужденным мерам для построения нормальных отношений с властью: они выполняются без инициативы, «от сих и до сих».

Подвижки подтверждаются и социологическими исследованиями. По итогам недавнего углубленного экспертного опроса представителей деловых кругов выявлены три основные категории уральских промышленников и предпринимателей по отношению к вопросам социальной ответственности бизнеса*. Первая - социально ориентированные компании, такие как УГМК, СУАЛХолдинг, Трубная металлургическая компания, Группа Ренова и многие другие. Они стремятся не только выполнять деловые обязательства, но и развивать территории, на которых работают. Всего сторонники этого подхода составили примерно 50% опрошенных. Власть начинает рассматривать такой бизнес как серьезного стратегического партнера. Кодексом социальной ответственности бизнеса, выдвинутым губернатором Эдуардом Росселем, руководствуются практически все крупные компании области. Вторая группа - бизнес, готовый быть социально-ответственным при условии, что ему в свою очередь поможет власть. Эта позиция характерна для предприятий оборонного комплекса, которым сложно без поддержки государства. Доля этой группы в числе опрошенных - около 20%. Третью группу, приблизительно 25% опрошенных, составляют бизнесмены, придерживающиеся либеральной позиции в вопросах социальной ответственности: «Мое дело - вести честный, конкурентоспособный бизнес, платить налоги, создавать и содержать достойные рабочие места, остальное - дело государства».

Подготовила Елена Орлова

* Опрос проведен московскими социологами в Свердловской области (руководитель проекта - Алла Чирикова) при участии ведущих уральских экспертов - заместителя руководителя администрации губернатора, директора департамента внутренней политики губернатора Свердловской области Анатолия Гайды, председателя Уральской гильдии политконсультантов Константина Киселева и других.

Александр Давыдов, заместитель директора по общим вопросам УГМКХолдинга (Екатеринбург):

Цели бизнеса и власти должны быть скоординированы. Необходимы новые формы работы с социальной средой

Представители крупнейших металлургических холдингов - о механизмах реализации социальной политики и практике социального инвестирования на территориях присутствия

Несколько лет назад на стадии формирования холдинга социальная ответственность заключалась в основном в «латании дыр», что приводило к распылению финансовых возможностей. Сегодня наши действия экономически просчитаны, соотнесены с общей корпоративной стратегией компании. Соблюдается баланс интересов бизнеса, власти и общества. По форме это уже близко к тому, что называется социальным инвестированием.

- Политика социально-ответственного бизнеса нашей компании включает как социальную защиту персонала (коллективные договоры), так и программы развития территории, на которой мы работаем. Основной механизм этих программ - заключение договоров о социально-экономическом партнерстве с администрациями регионов. Наряду со стандартным пакетом социальных обязательств они содержат обязательства компании по участию в местных и региональных социальных программах.


Василий Киселев, вицепрезидент СУАЛХолдинга (Москва):


Стратегической целью УГМК должно стать совершенствование методов взаимодействия наших предприятий с администрациями муниципальных образований (МО), на территории которых они расположены. Это позволит соотносить экономические и социальные приоритеты развития МО со стратегическими интересами холдинга, способствовать развитию социальной сферы и объектов инфраструктуры, содействовать формированию бюджета МО с учетом особенностей территории, обеспечивать соблюдение норм корпоративной этики во взаимоотношениях бизнеса и органов местного самоуправления.

Предприятие, даже если оно градообразующее, не может тащить всю социальную сферу. Оно будет неконкурентоспособно по сравнению с теми, у кого такой нагрузки нет. Нужно найти оптимум. Мы никому не отдадим свои профилактории, детские лагеря, дворцы культуры. Но все что свыше - забота местных властей. При этом компания должна активно участвовать в создании программ и привлечении к участию остальных предприятий, помогать местной власти. Например, мы можем передать опыт бюджетирования, эффективной организации производства и управления. В конце концов, три четверти власти - это тоже производство, правда, специфическое - общественных благ. Соответственно, бизнеспроцессы схожи.

- Нашу работу по социальной ответственности можно представить в виде трех этажей. Нижний - внутренние социальные программы (повышение квалификации персонала, охрана труда, безопасность, медицинское страхование; их объем приближается к миллиарду рублей в год), а также экологические и природоохранные программы (стоимость - сотни миллионов рублей). Средний этаж - взаимодействие с местными органами власти. Для Каменска-Уральского, Шелехова, Сегежи мы помогаем разрабатывать стратегии социально-экономического развития, создавать инфраструктуру поддержки малого бизнеса как важного компонента развития сферы услуг. Способствуем развитию малого предпринимательства также в Североуральске и Михайловске. Верхний этаж - создание инфраструктуры поддержки социальных инициатив, базирующейся на фондах местных сообществ территории.

- Чтобы гармонично существовать во внешней среде, мы должны создать ряд самонастраивающихся механизмов отклика на изменения политики, бизнеса, культуры, традиций. С каждым из участников процесса - персоналом, профсоюзами, властью, акционерами, общественными некоммерческими организациями - мы выстраиваем свои системы взаимодействия. Организован общественный совет по социальному партнерству. Его цель - формирование качественно новой модели сотрудничества градообразующих предприятий и муниципальных властей, основанной на социально-экономическом партнерстве, комплексном подходе к решению общих задач и взаимной выгоде.

Михаил Черепанов, директор дирекции региональных проектов Трубной металлургической компании (Екатеринбург):

Подготовила Елена Орлова

Система взаимодействия с персоналом попрежнему основана на коллективных договорах, в которых акцент сделан на развитие сотрудников. Именно в этом мы видим залог развития территории, а также необходимое условие для решения стоящих перед нами амбициозных задач. Взаимодействие с общественными организациями строится через благотворительный фонд. Мы активно работаем в Союзе металлургов Свердловской области, что позволяет влиять на процессы, происходящие во власти. Наша совместная с властью задача - двигаться навстречу друг другу, создавать законодательные акты, позволяющие направлять деятельность бизнеса на решение региональных и общегосударственных задач.



- Виктор Васильевич, что вы понимаете под социальной ответственностью бизнеса?


Виктор Якимов

- КаменскУральский стал первопроходцем в Свердловской области по развитию социального партнерства. От кого исходила инициатива заключить соглашение о партнерстве?

- Любое производство - ничто без человека. На результаты и качество работы влияют не только рациональные и безопасные условия труда, но и целый комплекс факторов за рамками рабочей смены и завода. Работодатель заинтересован, чтобы его работники имели нормальное жилье, возможность обучать детей, получать квалифицированную медицинскую помощь, полноценно и разнообразно проводить досуг, пользоваться общественным транспортом и прочими услугами муниципальной инфраструктуры. Обеспечить максимум производственных и трудовых гарантий, поддержать местную власть в создании социального комфорта жителям - в этом и заключается, на мой взгляд, социальная ответственность бизнеса в отношении своих работников.

- Появились ли с тех пор у СУАЛХолдинга последователи?

- Развивать социальное партнерство пять лет назад нас заставила социально-экономическая ситуация, а сегодня - межбюджетная несправедливость. Если бы для формирования своих доходов муниципалитет имел источники в объеме хотя бы пятилетней давности, уверен, местная власть самостоятельно решила бы многие проблемы. Ведь городские предприятия - крупнейшие налогоплательщики. Но сегодня им приходится брать на себя большую социальную нагрузку: на федеральном и областном уровне бюджет стабильно профицитный, у муниципалов же - постоянный дефицит. Чтобы не быть вечно в роли просителя, в 2001 году администрация Каменска-Уральского инициировала заключение первого соглашения о социальном партнерстве - с СУАЛХолдингом. Этот документ стал основой для выстраивания равноправных, партнерских отношений бизнеса и власти, ориентированных прежде всего на интересы жителей города.

С металлургическим заводом, например, администрация города заключила на паритетных условиях договор о реконструкции детского сада в жилом районе металлургов.

- Практически готово к подписанию аналогичное соглашение с Трубной металлургической компанией (в Каменске-Уральском расположен Синарский трубный завод. - Ред.). СинТЗ и алюминиевый завод, входящий в СУАЛХолдинг, - локомотивы социального партнерства. Благодаря прежде всего их финансовому участию в Каменске построен уникальный перинатальный центр. Следом за лидерами идут и другие промышленные гиганты, помогающие городу шефствовать над школами и детскими домами, ремонтировать дороги, решать разнообразные муниципальные проблемы. Самая актуальная сейчас - катастрофическая нехватка мест в детских садах. Ищем варианты помимо строительства новых садиков.

- Социальное партнерство - единственный механизм, позволяющий муниципалитету реализовывать социальные программы?

Отрадно, что включаются в социальное партнерство среднее и малое предпринимательство, иногородние инвесторы, заинтересованные основать свой бизнес в Каменске. В союзе с холдинговой компанией «Лидер», например, муниципалитет развивает спортивно-развлекательные и торговые центры.

Качественно новым этапом в развитии социального партнерства стало создание в Каменске фонда местного сообщества. Его цель - аккумулировать финансовые и организационные ресурсы социальных партнеров муниципалитета для решения первоочередных задач. Деятельность фонда абсолютно прозрачна и публична: каждый спонсор и каждый житель города вправе знать, насколько рационально распоряжается муниципалитет дополнительными возможностями. Более того, местное сообщество само должно определять приоритеты и ставить задачи перед властью. Поле деятельности тут безгранично. Возможности Каменска всегда немного отстают от потребностей.

- Мы сотрудничаем практически со всеми предприятиями города в рамках трехсторонних соглашений, которые подписывают работодатели, профсоюзы и местная власть. Кроме того, представители городской администрации активно участвуют в процессе заключения коллективных договоров на предприятиях. Это позволяет совершенствовать здравоохранение, строить и реконструировать школы и детские сады, решать вопросы пенсионного страхования и профессиональной подготовки кадров. На эти же задачи сориентирован и городской совет директоров промышленных предприятий и организаций бизнеса.

Люди в противогазах с трудом пробиваются через плотный черный туман по заваленной отходами почве - таким представляют будущее Земли самые обычные дети. Девчонка лет пяти старательно дорисовывает к своей картине на панельной стене коричневую реку. «А почему у тебя все такого мрачного цвета?» - спрашиваю в замешательстве. «А других скоро не будет», - смело утверждает малышка.

- Андрей Порубов

Расплата за лидерство
«За лидирующие позиции уральцев в промышленном производстве приходится расплачиваться загрязнением воздуха, воды, почвы», - говорит Александр Богачев, руководитель Главного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по УрФО. По его данным, в округе нет экологически благополучных территорий. Язвы у всех свои.

Устами младенца глаголет истина. Состояние окружающей среды на Урале определяется высокой техногенной нагрузкой - из-за чрезмерной концентрации опасного производства, использования устаревших технологий и оборудования. До 70% населения Уральского федерального округа, особенно в крупных городах, живут в условиях превышения предельно допустимых концентраций токсических веществ в атмосфере. Как следствие: активно распространяются болезни органов дыхания и системы кровообращения, органов пищеварения и мочеполовой системы, онкологические заболевания, врожденные пороки. За последние десять лет средняя продолжительность жизни свердловчан снизилась с 64,3 до 63,7 года - это на четыре года меньше, чем по России.

В той же Свердловской области только за прошлый год выбросы в атмосферу загрязняющих веществ составили без малого 1,23 млн тонн: приблизительно четверть тонны на каждого жителя, включая стариков и младенцев. За тот же период предприятиями и населением «выдано нагора» более 180 млн тонн отходов производства и потребления. Всего в области накоплено более 8,28 млрд тонн техногенных отходов - это 2 тыс. тонн на каждого жителя.

В Свердловской и Челябинской областях это прежде всего черная и цветная металлургия, энергетика, ЖКХ. В Западно-Сибирском регионе наибольший ущерб природе наносят нефтегазовые компании. В Зауралье - жилищно-коммунальное хозяйство. В крупных городах воздух дополнительно загрязняет и автомобильный транспорт.

Вопреки обстоятельствам
По словам Александра Богачева, в прошлом году в УрФО проведено 1787 проверок, выявлено более 5,5 тыс. нарушений природоохранного законодательства. К административной ответственности привлечено 487 предприятий и организаций, 792 должностных лица. Приостановлена хозяйственная деятельность 42 объектов, изъято 427 лицензий на право пользования природными ресурсами. Материалы 70 проверок переданы для принятия мер в органы МВД, 96 - в прокуратуру. По 26 актам проверок инспекторов Росприроднадзора возбуждены уголовные дела. В числе тех, кому пришлось ответить за ущерб, нанесенный природе, - крупнейшие предприятия: нефтегазовые компании, ПО «Маяк», Уральский завод гражданской авиации. По мнению Богачева, международные экологические нормы, российское природоохранное законодательство, контроль и надзор за их исполнением будут только ужесточаться.

Особенно ощутимо для людей загрязнение водных объектов. По данным Роспотребнадзора, екатеринбуржцы могут купаться лишь в трех из 20 городских и пригородных водоемов. Остальные опасны для здоровья. Чему удивляться, если только за прошлый год и только по официальной статистике в водоемы области было сброшено более полумиллиона тонн загрязняющих веществ. А ведь есть еще последствия экологической катастрофы на ПО «Маяк» в 1957 году, которые в отчетах не фигурируют, но влияют на все регионы Урала и даже Сибири.

Серьезный бизнес уже осознал, что снижать экологические риски - в интересах самих компаний. Поэтому на многих предприятиях не первый год реализуются программы, направленные на уменьшение вредных выбросов, модернизируется производство, строятся очистные сооружения.

Руководитель отдела международных программ Уральского центра энергосбережения и экологии (Екатеринбург) Анатолий Кулигин напоминает: с 2005 года на Россию распространяется Киотский протокол, страна взяла на себя обязательства по ограничению эмиссии парниковых газов. На планете вводятся стандарты и требования к предприятиям, реализующим продукцию на всемирном рынке. Наконец, забота о состоянии окружающей среды называется среди ключевых аспектов социальной ответственности в опубликованном в марте текущего года рабочем проекте международного стандарта ISO/WD 26000 Guidance on Social Responsibility (Руководство по социальной ответственности). Из документа следует, что социальная ответственность относится к инициативам организации (в том числе в сфере экологии), которые начинаются с выполнения законодательных требований, но идут далее, работая на восприятие организации обществом. Вероятно, уже в ближайшее время для предприятий, не имеющих сертификатов, подтверждающих экологичность производства, доступ на мировые рынки будет закрыт или затруднен.

Сотрудники Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) считают, что экологические программы открывают экономические перспективы: если предприятие не вкладывает средства в развитие технологий, направленных на улучшение экологической обстановки, ему трудно рассчитывать на кредиты зарубежных банков. На ЧТПЗ, готовясь к внедрению международного стандарта ISO 14001:96, в первую очередь решили проблему выбросов из мартенов, оснастив печи газоочистными установками, уменьшили шлакоотвалы. Переход на экологические стандарты хозяйствования сопряжен с немалыми тратами: только в 2004 году на эти цели израсходовано 10 млн долларов. А в 2005 году специалисты международного сертификационного органа QMI (Канада) провели аудит системы экологического менеджмента ЧТПЗ на соответствие требованиям ISO, по результатам проверки был выдан сертификат. Недавнее исследование санитарно-эпидемиологического состояния жилой зоны вблизи завода свидетельствует, что карта геопатогенного воздействия сегодня ограничена заводским периметром. Жители близлежащих домов практически не ощущают вреда от соседства с промышленным гигантом.

ОАО «Сибнефтепровод» (Тюмень) ежегодно разрабатывает и выполняет программу экологической безопасности. Она предусматривает реализацию девяти направлений природоохранной деятельности, в их числе - «Чистый воздух» (снижение объемов газовых выбросов), «Чистые воды» (очистка промышленных сточных вод, рациональное использование водных ресурсов), «Отходы» (переработка и утилизация ртутных ламп, шин, ветоши, строительство полигонов утилизации), «Мониторинг окружающей среды» (контроль за выбросами в атмосферу от стационарных и передвижных источников). Запланированный объем инвестиций на реализацию программы в 2006 году - 1,4 млрд рублей.

Наказать нельзя простить
Негативное воздействие на окружающую среду усугубляется отсутствием внятных нормативных актов, регламентирующих требования экологического контроля, взыскание ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью людей. На федеральном уровне эту сферу в основном регулирует закон «Об охране окружающей среде» (а также законы «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», Водный кодекс РФ и т.д.). По словам Сергея Хохлявина, юрисконсульта учреждения дополнительного профессионального образования «Инженерная Академия» (Екатеринбург), эти зачастую рамочные законы характеризуется неоправданным множеством норм «непрямого» действия, подчас декларативных и отсылочных. Их реализация возможна при наличии подзаконных, как правило, ведомственных актов.

Одним из первых обладателей сертификата на соответствие стандарту ISO в Свердловской области стал Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), недавно он успешно прошел инспекционный аудит. За последние пять лет предприятие реализовало более 30 крупных экологических программ. Экологическая составляющая некоторых объектов НТМК достигает 30% от общей стоимости проекта.

Несовершенен механизм выдачи и получения разрешений (лицензий) на пользование природными ресурсами. Он слабо дифференцирован в зависимости от производственной мощности предприятий, их отраслевой принадлежности, характера и уровня загрязнения окружающей среды. Предложение о введении принципа «одного окна» (по аналогии с регистрацией юридических лиц) попрежнему лишь обсуждается, хотя оно очень выгодно для бизнеса - снижает административные барьеры.

Кроме того, качество исполнения этих норм ослабляется многочисленностью уполномоченных контрольнонадзорных органов (только на федеральном уровне это Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор), запутанностью в разграничении их полномочий при проверках хозяйствующих субъектов, как следствие - волокитой и субъективизмом чиновников, указывают природопользователи.

По причине неоднозначности экологического права и ничтожности платежей за загрязнение окружающей среды последние собираются неудовлетворительно. В большинстве стран Европы началась замена «налогов на труд» (прежде всего подоходного) и «налогов на капитал» (главным образом налога на прибыль) «эмиссионными налогами» (за загрязнение среды). Правда, сдвиг еще мизерный: от 0,2% общей суммы налогов во Франции до 5% в Дании. Сравните: в России доля соответствующих платежей в общей сумме налогов - всего 0,04%. Оттого примеры Сибнефтепровода, ЧТПЗ и НТМК скорее являют собой исключение из правил.

Не стимулирует природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов и экономический механизм природопользования. Речь в первую очередь идет о низких нормативах платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязненных сточных вод. Предприятиям выгоднее платить за негативное воздействие на окружающую среду, чем вкладывать немалые суммы в реконструкцию производства для его экологизации. Кроме того, отсутствует реальная система льгот и преференций для экологически ответственных природопользователей.



Главная страница / Опережения рынка